ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 9
§ 1. Понятие туризма в международном праве 9
§ 2. Источники права, регулирующие международные отношения в области туризма 13
Глава 2. РОССИЯ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА 20
§ 1. Сотрудничество России и стран Юго-Восточной Азии 20
§ 2. Россия и Европа: международное сотрудничество в области туризма 26
Глава 3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ РФ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность. Туризм, безусловно, положительно влияет на экономику и другие сферы развития государства. Стоит отметить что туризм - явление многоаспектное, многогранное, его правовое регулирование насыщенно коллизиями, а иногда и пробелами, которые требуют немедленного устранения. По этой причине и существует явная объективно обусловленная необходимость в комплексном изучении этой области, а также анализ сотрудничества государств как субъектов международного права по теоретическим и практическим сторонам этого вопроса. Анализ тенденций, факторов, проблем сотрудничества позволит использовать полученные данные в правовой сфере для достижения наибольшей эффективности.
Степень научной разработанности темы исследования. Специальными работами по международно-правовому сотрудничеству государств в области туризма являются публикации Толстых В.Л. (2002), Иванов А.П. (2001), к числу монографических работ в исследуемой области относится диссертация Необходимо выделить диссертацию А.В. Стригулиной (2008) «международно-правовые основы международного сотрудничества в области туризма с участием РФ», в которой охарактеризованы все виды сотрудничества: многостороннее, двустороннее, региональное, глобальное, институциональное.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный анализ современного международно-правового сотрудничества в области туризма РФ и ее субъектов, выявление основных тенденций, проблем и путей решения.
Достижение поставленной цели послужило решению следующих задач:
- выработки определения международного туризма в целях правового регулирования;
- характеристики участия России в системе универсальных международно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере туризма и тесно связанных с ними;
- изучения сотрудничества России и стран Юго-Восточной Азии; визовой проблемы со странами Юго-Восточной Азии;
- изучения поддерживающего двустороннего сотрудничества России с отдельными странами Европы;
- характеристика международной деятельности субъектов РФ в туристической сфере.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является система разнообразных международных отношений, складывающихся между субъектами международного права в целях установления правовых основ для практического осуществления туристских обменов между государствами, а также для урегулирования иных международных отношений в сфере туризма, возникающих по поводу или в связи с их осуществлением и развитием.
Формы и содержание универсального и регионального, многостороннего и двустороннего, институционного сотрудничества России с другими субъектами международного права по правовому регулированию обозначенных отношений стали предметом настоящего исследования.
Методология исследования. Были использованы в работе: исторический, описательный, сравнительно-правовой, формально¬юридический и нормативно-юридический методы, статистический, социологический.
Источники информации. При подготовке использовались различные источники международного права, такие как универсальные - Манильская декларация по мировому туризму 198О г, двусторонние акты - Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Таиланд об условиях отказа от визовых формальностей при взаимных поездках граждан Российской Федерации и подданных Королевства Таиланд 2005 г., разнообразные программы и концепции развития - «Курс русского языка для туроператоров стран АСЕАН», интервью, заявления официальных представительств России, статистические данные федерального агентства Ростуризма, диссертационные исследования А.В. Стригулиной, И.А. Чеботаревой, национальное законодательство - ФЗ-№132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Положения, выносимые на защиту:
1. Объективная необходимость создания универсального МНПА в рамках деятельности ООН, унифицирующее понятие туризма и иные понятия в области туризма, внесение изменений в статью 1 «Основные понятия» Закона РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в такой редакции : туризм - временные перемещения (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания на триод до одного года (или 12 месяцев).
2. Межгосударственное сотрудничество в сфере туризма (в том числе с участием России) регулируется рядом универсальных правовых актов двух типов: 1 - непосредственно регулирующие отношения в области туризма ( Манильская декларация 1980г, Гаагская декларация 1989 г, Глобальный кодекс Туризма 1999г) и 2 - регулирующие смежные, тесносвязанные с туризмом отношения (Киотская конвенция 1973г, Варшавская конвенция 1929 г, Гаагский протокол 1955г).
3. Россия и страны Юго-Восточной Азии в рамках сотрудничества в области туризма имеют две основные проблемы - визовая и информационная. Способами решения этих проблем является взаимное упрощение визового режима, что активно реализуется на практике в последнее десятилетие. Заключены Соглашения о так называемом максимально-либеральном (безвизовом) режиме с Таиландом, Вьетнамом, Лаосом. Информационному обмену способствует активное взаимодействие России и стран Юго-Восточной Азии в рамках деятельности международной организации АСЕАН, внедрение программ развития, например «Программа развития сотрудничество России и АСЕАН на 2ОО5-2О15 гг», официальные встреч глав и представительств, например В 2О15 году была проведена встреча премьер министра России Дмитрия Медведева и премьер-министра Вьетнама Нгуен Суан Фука в рамках 2О-летия АСЕАН.
4. Влияние геополитического фактора негативно сказывается на сотрудничестве России со странами Европы, что подтверждается статистическими данными. Однако историческая связь позволяет поддерживать позитивное взаимодействие в отдельными государствами Европы, например с Испанией и Италией. Такому сотрудничеству способствует целый ряд мер, таких как проведение официальных встреч представителей государств, взаимная поддержка в смежных вопросах, например ускоренное подписание соглашений о взаимном признании и обмене национальных водительских удостоверений - это тоже важный фактор для развития туризма или упрощение правил въезда, пребывания и выезда для членов экипажей воздушных судов российских и испанских авиакомпаний, занимающихся авиаперевозками между нашими странами, что облегчит общение между россиянами и испанцами.
5. Субъекты РФ не являются первичными субъектами международного права, однако на основании положений Конституции РФ могут осуществлять международную деятельность в нескольких формах, наиболее эффективной среди которых является заключение двусторонних соглашений в области туризма. Например, Протокол г. Ессентуки и г. Тричур (Индия) о побратимских связях 2О13 г. Кроме этого важное значение отдается созданию и реализации программ, например «Развитие туризма в Алтайском крае 2015-2020 гг».
Работа состоит из трех глав, первая из которых посвящена правовым основам сотрудничества всех государств мирового сообщества: определению понятия «международного туризма» (параграф 1) и универсальным источникам регулирования (параграф 2). Вторая глава посвящена России в рамках международного сотрудничества в области туризма, а именно - взаимодействию со странами Юго-Восточной Азии и Европы. Третья глава является характеристикой международной деятельности субъектов РФ.
Отметим, что положения и результаты настоящего исследования нашли свое отражение в докладах на следующих научных мероприятиях:
1) на VII ежегодной международной научно-практической конференции преподавателей и студентов на тему «Международное сотрудничество России и ЮВА в области туризма» (г. Владимир, 2015 г.);
2) на научной конференции в рамках «Дней науки студентов-2016» (г. Владимир, 2016 г.) на тему «Понятие международного туризма».
Настоящая работа посвящена исследованию основ международного сотрудничества в сфере международного туризма с участием Российской Федерации на универсальном, региональном многостороннем и двустороннем уровне. В результате проведенного системного анализа межгосударственных отношений в сфере международного туризма были получены следующие выводы.
Объективная необходимость создания универсального МНПА в рамках деятельности ООН, унифицирующее понятие туризма и иные понятия в области туризма, внесение изменений в статью 1 «Основные понятия» Закона РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в такой редакции : туризм - временные перемещения (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания на триод до одного года (или 12 месяцев).
Межгосударственное сотрудничество в сфере туризма (в том числе с участием России) регулируется рядом универсальных правовых актов двух типов: 1 - непосредственно регулирующие отношения в области туризма ( Манильская декларация 1980г, Гаагская декларация 1989 г, Глобальный кодекс Туризма 1999г) и 2 - регулирующие смежные, тесносвязанные с туризмом отношения (Киотская конвенция 1973г, Варшавская конвенция 1929 г, Гаагский протокол 1955г).
Россия и страны Юго-Восточной Азии в рамках сотрудничества в области туризма имеют две основные проблемы - визовая и информационная. Способами решения этих проблем является взаимное упрощение визового режима, что активно реализуется на практике в последнее десятилетие. Заключены Соглашения о так называемом максимально-либеральном (безвизовом) режиме с Таиландом, Вьетнамом, Лаосом. Информационному обмену способствует активное взаимодействие России и стран Юго-Восточной Азии в рамках деятельности международной организации АСЕАН, внедрение программ развития, например «Программа развития сотрудничество России и АСЕАН на 2005-2015 гг», официальные встреч глав и представительств, например В 2015 году была проведена встреча премьер министра России Дмитрия Медведева и премьер-министра Вьетнама Нгуен Суан Фука в рамках 20-летия АСЕАН.
Влияние геополитического фактора негативно сказывается на сотрудничестве России со странами Европы, что подтверждается статистическими данными. Однако историческая связь позволяет поддерживать позитивное взаимодействие в отдельными государствами Европы, например с Испанией и Италией. Такому сотрудничеству способствует целый ряд мер, таких как проведение официальных встреч представителей государств, взаимная поддержка в смежных вопросах, например ускоренное подписание соглашений о взаимном признании и обмене национальных водительских удостоверений - это тоже важный фактор для развития туризма или упрощение правил въезда, пребывания и выезда для членов экипажей воздушных судов российских и испанских авиакомпаний, занимающихся авиаперевозками между нашими странами, что облегчит общение между россиянами и испанцами.
Субъекты РФ не являются первичными субъектами международного права, однако на основании положений Конституции РФ могут осуществлять международную деятельность в нескольких формах, наиболее эффективной среди которых является заключение двусторонних соглашений в области туризма. Например, Протокол г. Ессентуки и г. Тричур (Индия) о побратимских связях 2013 г. Кроме этого важное значение отдается созданию и реализации программ, например «Развитие туризма в Алтайском крае 2015-2020 гг».
В целом Россия обладает высоким уровнем потенциала для интегрирования туризма во все мировое пространство, способна продуктивно взаимодействовать с субъектами международного права, оказывать влияние на развитие правового регулирования сферы туризма.
1. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан- Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, - М., 1956, с. 14 - 47;
2. Конвенция о таможенных льготах для туристов, 4 июня 1954 г.// Сборник действующих договоров СССР. - М., 1968. - Вып.21. - С. 259-268.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 16 декабря 1966 г. //Действующее международное право. В 3-х т. - М., 1997. - Т. 2. - С. 11-21.
4. Венская конвенция о праве международных договоров, 23 мая 1969 г. // Сборник международных договоров СССР. - М., 1988. - Вып.42. - С. 171¬197.
5. Устав Всемирной Туристской Организации (ВТО), 27 сентября 1970 г.//Комаров К.А. Программы ООН в области международного туризма. - М., 1976. - С. 134-144.
6. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, 14 ноября 1970 г. // Сборник международных договоров СССР. - М., 1990. - Вып.44. - № 4521. - С. 506-513.
7. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // Борисов К.Г. Международный туризм и право. -М., 1999.-С. 204-219.
8. Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, 28 мая 1999 г.// Московский журнал международного права. - 2001.-№1(41).-С. 314-339.
9. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами - членами, с другой стороны, 24 июня 1994 г.// БМД. - 1998. - № 8. - С. 3-74.
10. Соглашение о сотрудничестве в области экономики и развития (Российской Федерации и АСЕАН), 10 декабря 2005 г. // [Электронный ресурс]http://www.mid.ni/nsrasia.nsШa0108443c964002432569e7004199c0/784e 9fa3a(484d7cc3257(kl8004f9d8a?C)penDociiine.
11. Комплексная программа действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и АСЕАН на 2((5-2(15 годы, 13 декабря 2((5 г. (г. Куала-Лумпур)//[Электронный ресурс] http://www.Iшd.ru/nsrasia.nsШa0108443с964002432569е7004199c0/432569d80021985fc32570d7002e92a6?OpenDocument.
12. Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Греческой Республикой, 3( июня 1993 г. // БМД. -1996. - № 5. - С. 53-59.
13. Гаагская декларация по туризму. Межпарламентская конференция по туризму, 14 апреля 1989 г. // Международный туризм: правовые акты //Н.И. Волопшин. - С. 219-244.
14. Глобальный этический кодекс туризма. ХШ сессия ГА ВТО,1999 г. //[Электронный ресурс]http://www.orexca.com/rus/global_ethic_code_tourism.php
15. Общая резолюция Конференции ООН по международному туризму и путешествиям о развитии туризма 1963 года
/http://docs.cntd.ru/document/901813699
16. Соглашение между ООН и Всемирной туристской организацией // ООН 58 сессия 78 пленарное заседание. - Док. A/RES/58/232. - от. 23 дек. 2003 г.
17. Совместная декларация России-АСЕАН о развитом и
всеобъемлющем партнерстве, 13 декабря 2005 г. (г.Куала-Лумпур) // [Электронный ресурс]
http://www.mid.ru/nsrasia.nsf/3a0108443c964002432569e7004199c0/432569d80021985fc32570d7002e92a6?OpenDocument
18. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Таиланд о взаимном отказе от визовых формальностей для владельцев дипломатических и служебных паспортов (17 октября 2002 г.); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Таиланд об условиях отказа от визовых формальностей при взаимных поездках граждан Российской Федерации и подданных Королевства Таиланд (13 декабря 2005 г.).
19. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Макао Китайской Народной Республики о взаимной отмене визовых требований (Макао,19 июня 2012г.).// [Электронный ресурс]http://www.consultantru/document/cons_doc_LAW_135810/
20. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Филиппины об условиях взаимных поездок владельцев дипломатических и служебных (официальных) паспортов (3 августа 2007 г.). // [Электронный ресурс]http://base.garant.ru/2565061/
21. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезия об отказе от визовых формальностей при осуществлении владельцами дипломатических и служебных паспортов краткосрочных поездок (1 декабря 2006 г.) // [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/2564218/
22. Протокол о побратимских связях г. Ессентуки и Тричур (Индия) от 24.08.2013 [Электронный ресурс] http://www.mid.ru/maps/in//asset_publisher/E pJ5G4lcymvb/content/id/98634
23. Конституция Российской Федерации. М, Эксмо, [2((4]. - 49 с.
24. Федеральный 3акон от 15 июля 1995 № 1(1-Ф3 «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995.
- № 29. - Ст. 2757.
25. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 1Э2-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. от 1( января 2((3 г. № 15-Ф3; 22 августа 2((4 г. № 122-Ф3; от 5 февраля 2((7 № 12 - Ф3) [Текст] // С3. - 1996. - № 49. - Ст. 5491; - 2003. - № 2. - Ст. 167; - 2004. - № 35.
- Ст. 36(7; 2((7. - № 7. - Ст. 833.
26. Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу 1999 г. (2(((-2(1( г.г.) // ДВ. - 1999. - № 11. - С. 2(-28.
27. 3акон Латвии «О туризме» (принят Сеймом 17 сентября 1998 года) //[Электронный ресурс]
http://www.vvc.gov.lv/export/sites/default/docs/LRTA/Likumi/Tourism_Law.doc.
28. 3акона Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. N 326-3 «О туризме» // [Электронный ресурс]
http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H19900326&p2=%7bNRPA%7d
29. 3акон Республики Тыва «О туристической деятельности в
республике Тыва» от 8.07.2011 № 789 ВХ-I [Электронный ресурс]
http://docs.cntd.ru/document/453109477
3(. Постановление «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2(15-2(2( год» от 29.12.2014 №589[Электронный ресурс]http://alttur22.ru/uploads/files/d77ea3c17c319cd9656d6b148c9c948a.pdf
31. Закон Томской области «О туристической деятельности на территории
Томской области» от 19.11.1999г [Электронный ресурс]http://docs.cntd.ru/document/951805593
32. Закон Санкт-Петербурга «О поддержке Санкт-Петербургском развитии туризма в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 02.07.2003) [Электронный ресурс] http://ppt.ru/newstext.phtml?id=2021
Учебная и научная литература:
33. Барчукова Н.С. Правовое регулирование международного туризма на многосторонней основе М., 1990 г. - 83 с.
34. Барчукова Н.С. Правовые проблемы развития международных туристских связей// Право и политика в развивающихся странах. - М., 1990. - С. 155-164.
35. Братерский М. В. Торгово-экономические санкции: эффективность, цена, проблемы использования // Безопасность Евразии. 2009. № 2 (36). С. 335-347.
36. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В Международное сотрудничество России и Северо-Западного региона в области развития экологического туризма //Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета.// 2013. № 27. С. 167-175.
37. Борисов К.Г. Международный туризм и право //Учебное пособие для студ. вузов обуч. по спец. «юриспруденция, международное право». - Москва. - 1999.-352 с.
38. Бусыгина И.Е. Субъекты федерации в международном сотрудничестве // Аналитические записки// МГИМО. - выпуск 3. - 2008 г. - С. 3
39. Власова Т.И. Международное и межрегиональное сотрудничество в реализации туристско-рекреационного потенциала регионов //Вестник Национальной академии туризма. //2(1(. № 3. С. 7-8.
40. Гранберг А.Г. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации. - М.: Научная книга, 2((1. - С. 96-103.
41. Джаухари О. Развитие сотрудничества АСЕАН и ЕАЭС - важная задача, реализация которой выгодна всем участникам процесса //Экономические стратегии.// 2(15. Т. 17. № 7 (132). С. 32-35.
42. Ерофеев А. Причерноморское сотрудничество укрепляется (Выступление Председателя Сов. Федерации РФ С. Миронова) [Электронный ресурс] / Ерофеев Алексей // Парламентская газета. - 2004. - С. 11 // http:www/mironov.ru/for print.phtml?id. 10136.
43. Иванов А.П. Правовое регулирование международных туристических отношений. //Автореф. дис. канд. юр. Н. Москва. - 1974. - 26 с.
44. Клемин A.B. О договорах между ЕС и Россией / A.B. Клемин // МЖМП. - 2002. - №2(46).-С. 57-73.
45. Ковалькова ЕЛ. Сотрудничество и партнерство между Российской Федерацией и Европейским Союзом. //Дис. канд. юр. н. - Казань. -2001. - 17( с.
46. Кожеуров Я.С. ООН и международное сотрудничество государств в области туризма // Актуальные проблемы развития международного права. Тезисы докладов участников научной конференции от 21 апреля 2((6 г. - Москва 2((6 г. - С. 38-43.
47. Писаревский E. 3аконодательство в области обеспечения безопасности туризма // Туризм: право и экономика. - 2006. - № 3 (16). - С. 7-16.
48. Соколов Ю.Н. Международный туризм и его правовое регулирование Москва. - 1969. - 299 с.
49. Стригулина А.В. Международно-правовые основы международного сотрудничества в области туризма с участием РФ. // дисс. канд.юр.н. - Казань. - 2008. - 253 с
50. Стригулина А.В. Внешнеэкономические сделки в сфере организованного международного туризма: понятие, содержание, критерии классификации // Современное право// 2007. № 10-1. С. 90-95.
51. Ступина О.Г. Региональные интеграционные группировки и развитие международного туризма //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки.// 2011. № 5. С. 88¬91.
52. Толстых В.Л. Международная деятельность субъектов Российской Федерации. - Томск, 2002. - С. 76-85.
53. Чеботарева И.Л. Сотрудничество государств по правовому регулированию международной туристской деятельности.// дисс. канд. юрид. н//. - СПб. - 2004.
54. Харламов С.В. Условия формирования новой туристской дистанции в постсоветский период на территории Алтайского края //Вестник Кемеровского государственного университета. //2015. № 2-7. С. 130-133.
Электронные ресурсы
55. Статистические данные Ростуризма за 2014 год http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-pokazateli- vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostrannykh- gosudarstv/naibolee-populyarnye-napravleniya-po-vyezdu-grazhdan-rossiyskoy- federatsii-za-rubezh/(дата обращения 10.05.2016)
56. Доклад рабочей группы Совета глав субъектов РФ при МИД России «Опыт и перспективы сотрудничества субъектов Северо-Западного федерального округа с государствами Северной Европы и Прибалтики» http://www.mid.ru/web/guest/activity/coordinating_and_advisory_body/meetings/-/asset_publisher/o0D4RcICOGw8/content/id/385412 (дата обращения 10.05.2016)
57. О международных связях Республики Ингушетия. МИД РФ. http://www.mid.ru/web/guest/maps/ru/ru-in/-
/asset_publisher/j0SOydox4vIz/content/id/1181316 (дата обращения 1(.(5.2(16)
58. О состоянии международных и внешнеэкономических связей Амурской области в первом полугодии 2(15 года. МИД РФ. http://www.mid.ru/web/guest/vnesneekonomiceskie-svazi-sub-ektov-rossijskoj-federacii/-/asset_publisher/ykggrK2nCl8c/content/id/1648540 (дата обращения 10.05.2016)
59. О развитии международных связей Томской области в сфере культуры и туризма в 2(15 году. МИД РФ. http://www.mid.ru/web/guest/maps/ru/ru-tom//asset_publisher/dQBrAZYQy577/content/id/2134453 (дата обращения 10.05.2016)
6(. О развитии побратимских связей в регионе Кавказских Минеральных Вод. МИД РФ.http://www.mid.ru/web/guest/maps/ru/ru-sta/-/asset_publisher/RfPe1rUnUOms/content/id/2195180 (дата обращения 10.05.2016)
61. Международное сотрудничество Республики Тыва. МИД РФ.
http://www.mid.ru/web/guest/vnesneekonomiceskie-svazi-sub-ektov-rossijskoj-federacii/-/asset_publisher/ykggrK2nCl8c/content/id/1944461 (дата обращения
10.05.2016)
62. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел и сотрудничества Испании Х.М.Гарсией-Маргальо, Москва, 10 марта 2015 года http://www.mid.ru/web/guest/maps/es//asset_publisher/qqAftQ2HgNEM/content/id/1089618 (дата обращения 10.05.2016)
63. Журнал «Russian business Guide - Italian-Russian Chamber of
Commerce», декабрь 2015
http://www.mid.ru/russian_business_guide//asset_publisher/xLmUPZ2YrJ5j/content/id/1991312 (дата обращения 10.05.2016)
64. Об актуальных вопросах правового сотрудничества России и Европейского союза в сфере туризмаhttp://www.garant.ru/interview/246798/(дата обращения 10.05.2016)
65. Россия и Вьетнам договорились расширять двустороннее сотрудничествоhttp://www.russiatourism.ru/news/10561/ (дата обращения 10.05.2016)