Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Опора на витагенный опыт как средство развития познавательного интереса младших школьников (на материале предметов естественно-научного цикла)

Работа №28805

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы185
Год сдачи2001
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
606
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I . Опора на витагеннный опыт в обучении в целях развития познавательного интереса учащихся как педагогическая проблема... 12
§ 1. Историко-генетический анализ проблемы 12
§ 2. Теоретический анализ проблемы. Характеристика основных понятий 37
§ 3. Педагогический анализ проблемы. Характеристика основных путей и способов развития познавательного интереса учащихся младших классов на современном этапе 50
Глава II. Результаты опытно-поисковой работы по использованию витагенного опыта в развитии познавательного интереса младших школьников 77
§ 1. Технологическая характеристика организации опытно-поисковой работы 77
§ 2. Типологическая характеристика различных групп учащихся по уровню витагенной информированности в знаниях естественно-научного цикла 118
§ 3. Индивидуальные характеристики учащихся в процессе развития познавательного интереса на основе использования витагенного опыта. 133
Заключение 152
Библиографический список использованной литературы 156
Приложения 167


Актуальность проблемы исследования. Государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера образования и адаптивности образовательной системы к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Реализация современного этапа развития общего среднего образования требует полнее учитывать интересы и потребности каждого отдельного ученика.
Реализация общей цели и задач образования предусматривает соблюдение ряда психолого-педагогических условий, направленных на создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
Учитывая, что начальное образование имеет свои характерные особенности, отличающие его от других этапов систематического школьного образования, особой областью исследования стал этап первоначального формирования учебно-познавательной деятельности детей и, в частности, познавательной мотивации; этап становления самосознания и самооценки ребёнка как субъекта новой для него деятельности («Я - ученик!»); этап, на котором закладываются основы обобщённого и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности.
Педагогическая практика показывает, что в условиях информационно-ориентированного общества, когда одной из важнейших ценностей является информация, знание, организовывать обучение следует с позиций самого ребёнка.
В младшем школьном возрасте проблема развития познавательных интересов и учебной мотивации не стоит так остро, как на более поздних этапах детского развития, хотя ряд психолого-педагогических исследований (Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, А.К. Дусавицкого) свидетельствуют о снижении уровня познавательного интереса у учащихся третьих классов, когда он замещается другими видами мотивов или становится эпизодическим. Эти же учёные отмечают и то, что младшие школьники по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала, имеют определённый запас сведений об окружающей действительности, который формируется у них в виде знаний, практических умений и навыков.
Особую актуальность проблема развития познавательного интереса младших школьников приобрела на современном этапе, так как социальный заказ общества нацелен на воспитание творческой социально - активной личности, умеющей определить себя в новой социально-экономической и политической системе.
Одно из направлений в педагогике, связанное с активизацией познавательной деятельности учащихся, нашло свое отражение в так называемой педагогике сотрудничества. Сотрудничество предусматривает позицию ребенка не только как объекта, но и как субъекта образовательного процесса.
В значительной мере подобное сотрудничество на практике оказывается лишь декларацией, так как функции учителя и функции учащихся неадекватны. Учитель выступает в роли коммуникатора (носителя научного знания) и в качестве его транслятора, т.е. передатчика знаний. Учащийся выполняет функции реципиента (т.е. приемника знаний) и ретранслятора (т.е. воспроизводителя знаний). Возможно ли обеспечить функциональное равенство учителя и учащихся? Возможно, в том случае, если ученик выполняет функции коммуникатора и транслятора, а учитель, соответственно, реципиента и ретранслятора. Подобный обмен функциями возможен лишь в том случае, если учитель прежде чем изложить научные знания актуализирует, т.е. востребует запас тех знаний, который накопил ребенок в процессе своей жизни и деятельности. Таким образом, речь идет об опоре в образовании на витагенный опыт школьников. Идея витагенного обучения никогда не отвергалась, но не имела теоретического и технологического решения, т.е. использование витагенного опыта еще недостаточно исследовано современной психолого-педагогической наукой. Остаются во многом неясными его сущность, содержание, формы проявления и способы актуализации. Данные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в выборе и определении педагогических возможностей использования витагенного опыта в развитии познавательного интереса. На основании анализа противоречий и проблемы была определена тема нашего исследования: «Опора на витагенный опыт как средство развития познавательного интереса младших школьников (на материале предметов естественно - научного цикла)». Актуальность темы обусловлена тем, что витагенный опыт школьников впервые рассматривается как средство развития познавательного интереса, данное исследование проводится в начальном звене школы в особой предметной области - естествознании.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса младших школьников (на предметах естественно - научного цикла).
Предмет исследования: актуализация витагенного опыта младших школьников как средство развития у них познавательного интереса.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать возможность использования витагенного опыта младших школьников в развитии их познавательного интереса.
Гипотеза исследования: витагенный опыт окажется эффективным средством развития познавательного интереса младших школьников на
—витагенный опыт будет способствовать формированию у детей целостного взгляда на мир, в котором человек зависит от природы, а природа - от человека;
—будут определены типологические характеристики различных групп учащихся по уровню витагенной информированности;
-при помощи «клинического» исследования будут установлены взаимосвязи между использованием витагенного опыта школьников и развитием познавательного интереса.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы использования витагенного опыта школьников в учебном процессе и опытно-поисковым путём проверить результативность использования витагенного опыта младших школьников в учебном процессе для развития познавательного интереса.
2. Определить типологические характеристики различных групп учащихся по уровню витагенной информированности.
3. Установить взаимосвязи между использованием витагенного опыта школьников и развитием познавательного интереса.
Методологическая основа исследования.Ее образуют диалектика; принципы деятельности, целостности, единства онтологии и гносеологии; культурно-историческая концепция развития психики (Л.С. Выготский); субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубиншейн), в котором реализован метод рассмотрения процесса познания в логике онтологии человека; идеи диалогизма сознания, разработанные М.М. Бахтиным. Ряд положений исследования основывается на идеях философии жизни, экзистенциализма.
Теоретическая база исследования включает в себя положения, раскрывающие вопросы педагогических исследований (В.И. Загвязинский,
В.М. Полонский), философии образования (Б.С. Гершунский, С.И. Гессен, Н.К. Чапаев); педагогики живого знания и становления целостного человека (В.П. Зинченко, В.С. Ильин), теории витагенного образования (А.С. Белкин), идеи педагогического диалога (В.С. Библер, С.Ю. Курганов), концепцию гуманной педагогики и педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин), личностно-ориентированного образования (Н.А. Алексеев, Д.А. Белухин, Э.Ф. Зеер, И.С. Якиманская) и педагогической деонтологии (К.М. Левитан).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходного предположения использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследований, анализ философской и психолого-педагогической литературы, ретроспективный анализ имеющегося опыта, наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, изучение продуктов деятельности школьников, анкетирование, количественный и качественный анализ полученной информации.
Исследования проводились в три этапа:
1 этап исследования: поисково-теоретический (1997 год).На этом этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, были определены объект, предмет, научный аппарат и база исследования. Уточнено содержание понятий: «интерес», «познавательный интерес», «опыт», «жизненный опыт», «витагенный опыт», «опыт жизни», «развитие». Намечена программа и методика эмпирической проверки гипотезы. Изучался и обобщался опыт развития познавательного интереса младших школьников, привлечения в учебно-воспитательный процесс витагенного опыта учащихся.
2 этап исследования: опытно-экспериментальный (1998- 1999 г.г.). На этом этапе исследования проходил процесс уточнения гипотезы исследования, создавался план опытно-поисковой работы. На данном этапе реализовывались основные программы опытно-поисковой работы на базе младших классов. В ходе ее исследовалась результативность использования голографического метода для развития познавательного интереса младших школьников на предметах естественно-научного цикла, составлялась и практически обосновывалась типологическая характеристика школьников с разным уровнем витагенной информированности в знаниях естественно-научного цикла.
3 этап исследования: обобщающий (2000г.).Это этап теоретического осмысления результатов опытно-поисковой работы. На данном этапе осуществлен анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы и рекомендации.
Научная новизнаработы состоит в том, что в ней, на основе теоретико-сопоставительного анализа:
- определены пути и средства использования витагенного опыта младших школьников в развитии их познавательного интереса;
- разработана типологическая характеристика учащихся разных уровней витагенной информированности в знаниях естественно-научного цикла (низкий уровень - элементарные знания, средний - элементарно-житейские, высокий уровень - элементарно-научные);
-определены факторы, способствующие переходу учащихся с низкого уровня витагенной информированности на более высокий, среди которых знание учителем уровня витагенной информированности, развитие познавательного интереса, формирование ценностного отношения к знанию, умение актуализировать витагенный опыт, умение соотносить витагенную информацию и научную, умение преодолевать когнитивный диссонанс и др.;
- разработан технологический алгоритм использования витагенного опыта младших школьников в учебном процессе, который включает в себя этапы: подготовительный, информационно-просветительный, исходной диагностики, содержательно-технологический, корректировки витагенного опыта, итоговой диагностики, планово-прогностический;
-доказана перспективность использования витагенного опыта для личностно-ориентированного обучения в работе с учащимися различных возрастных групп;
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты опытно-поисковой работы по использованию витагенной информации младших школьников на предметах естественно -научного цикла как средства развития их познавательного интереса могут быть использованы в практике начального образования, при подготовке будущих учителей, а также в практике преподавания ряда школьных дисциплин.
Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими позициями, применением методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью полученных данных, подтвержденных опытным путем.
В опытно-поисковой работе принимали участие 190 учащихся и их родителей, а также более двадцати педагогов.
Исследование проводилось с 1997 по 2000 годы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-поисковой работы в школе-гимназии №4 (с1999 года- гимназия) г.Сургута Тюменской области. Основные теоретические положения работы и результаты исследований в форме докладов и сообщений представлялись на региональной научно-практической конференции «Ценностно-содержательные основы воспитания личности в образовательном пространстве Ханты-Мансийского автономного округа» (г.Сургут, 1999 год), на городском семинаре «Менеджмент в современной школе: проблемы, поиски, находки. Опыт работы Муниципального
1. Витагенный опыт младших школьников имеет ценностную для образовательного процесса содержательную основу;
2. Опора на витагенный опыт младших школьников позволяет не только определить уровень сформированности познавательного интереса, но и прогнозировать тенденции его развития;
3. Реализация возможностей витагенного обучения в развитии познавательного интереса учащихся возможна на основе специально разработанной технологии и выделения групп учащихся по уровням;
4. Установлена результативность использования «клинического» исследования (по Д.Б. Эльконину, Т.В. Драгуновой) в изучении процесса развития познавательного интереса и составлении индивидуальных характеристик учащихся, что обеспечивает научную достоверность и гуманистическую направленность опытно-поисковой работы.
Структура и объем работы.Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Материал изложен на 155 страницах машинописного текста, содержит 2 рисунка, 11 таблиц и 5 приложений. Библиографический указатель включает 148 наименований.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, объект, предмет исследования, формулируются гипотеза и основные задачи, описываются этапы и методы исследования, раскрываются научная новизна и практическая значимость.
В первой главе «Опора на витагенный опыт в обучении в целях развития познавательного интереса учащегося как педагогическая проблема» дается обзор философской и психолого-педагогической литературы по проблеме
Во второй главе «Результаты опытно-поисковой работы по использованию витагенного опыта в развитии познавательного интереса младших школьников» приводится подробное описание опытно-поисковой работы и ее результатов, описываются приемы, применяемые для создания технологической характеристики опытно-поисковой работы, приводятся и поясняются основные пути и способы использования витагенного опыта младших школьников для развития их познавательного интереса. Предлагается типологическая характеристика учащихся разных уровней витагенной информированности в знаниях естественно-научного цикла, технологии изучения и использования витагенного опыта школьников в учебном процессе.
В заключении формулируются основные выводы исследования и намечаются направления дальнейшей работы.
К работе прилагается библиографический список использованной литературы по теме исследования, приводятся приложения в виде анкет, таблиц, алгоритмов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современная система образования переживает сложный процесс реформирования и пересмотра подходов к парадигме образования. В наше информационно-ориентированное время главной ценностью становится знание, информация и, как следствие, педагогическая наука и практика находятся в поиске способов решения проблемы совершенствования образования и воспитания, развития глубоких познавательных интересов.
В проведенном исследовании, целью которого было выявление, определение и обоснование возможности использования витагенного опыта младших школьников в развитии познавательного интереса проведен теоретический анализ проблемы развития познавательного интереса школьников, путей и способов его развития на основе витагенного опыта.
Разработанная и опытно-поисковым путем проверенная технология использования витагенного опыта школьников в учебном процессе на предметах естественно-научного цикла подтвердила результативность его применения в условиях развития познавательного интереса.
Анализ психолого-педагогической литературы, исследование витагенного опыта позволяют констатировать, что витагенный опыт школьников представляет собой средство развития познавательного интереса, так как витагенный опыт представляет собой жизненный опыт человека, который стал личностно значимым, наиболее часто используется в жизненных ситуациях и определяет мировоззрение личности на данном этапе жизни.
Опытно-поисковая работа показала, что существует прямая зависимость между использованием витагенного опыта школьников в учебном процессе и возникновением и развитием познавательного интереса. Этому способствовало применение голографического метода в преподавании, в основе которого лежит идея опоры на витагенный опыт ученика.
Итоги проведенного опытно-поискового исследования позволяют говорить о следующих результатах:
1. Доказано, что витагенный опыт младших школьников имеет ценностную содержательную основу, что позволяет осуществлять опору на него в образовательном процессе.
2. В диссертации определены уровни витагенной информированности младших школьников в знаниях естественно-научного цикла: высокий (элементарно-научные знания), средний (элеметарно-эмпирические знания), низкий ( элементарные знания).
3. Составлена типологическая характеристика учащихся различного уровня информированности в знаниях естественно-научного цикла, которая включает в себя следующие компоненты: характер витагенной информации, уровень развития познавательного интереса, отношение учащихся к природе как к объекту изучения, сформированное™ надпредметных умений и навыков, образовательный статус учащегося.
4. Разработан и опытно-поисковым путем проверен технологический алгоритм использования витагенного опыта школьников в учебном процессе, который включает в себя семь этапов: подготовительный, информационно-просветительский, исходно-диагностический, содержательно-технологический, коррекционный, итогово-диагностический, планово-прогностический. В основу технологического алгоритма положена идея образовательной ценности витагенного опыта учащихся, уровневой дифференциации школьников по типам витагенной информированности.
5. Подтверждено, что совокупность технологических шагов разработанного алгоритма, создавая оптимальную модель организации учебного процесса на основе использования приемов витагенного обучения, одновременно способствует уменьшению количества учащихся с низким уровнем витагенной информированности, так как происходит развитие познавательно¬го интереса и как следствие - повышение витагенной информированности учащихся в знаниях естественно-научного цикла.
6. Были определены факторы, способствующие переходу учащихся на более высокий уровень витагенной информированности: знание учителем уровня витагенной информированности учеников, субъект-субъектная основа организации образовательного процесса, развитие познавательного интереса, осознание учеником границ своего незнания, формирование ценностного отношения к знанию, умение актуализировать витагенный опыт в адекватных ситуациях, умение соотносить витагенную информацию и научную, своевременная и грамотная корректировка житейских представлений учащихся, создание ситуации успеха для каждого ученика.
7. Установлено, что использование «клинического» исследования процесса развития познавательного интереса и составлении индивидуальных характеристик учащихся, что обеспечивает научную достоверность и гуманистическую направленность опытно-поисковой работы.
8. В результате исследования было определено, что витагенное обучение - совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся по организации на уроке взаимообогащающего диалога, в основе которого находится процесс актуализации (востребования) витагенного опыта индивида (его личностно значимого жизненного опыта, определяющего мировоззрение на данном этапе онтогенеза) и коллективного витагенного опыта. Организация витагенного обучения предполагает наличие специфических организационных форм и технологий, а также знания учителем уровня витагенной информированности школьников в том или ином разделе про-граммы.
Результаты исследования убеждают в том, что успешность развития познавательного интереса на этапе обучения школьников в начальном звене значительно возрастает при опоре в обучении на витагенный опыт учащихся. Таким образом, результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Источников витагенного опыта школьников, его всестороннем анализе, интерпретации, и систематизации для решения конкретных образовательных задач.



1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. /Под ред. Г.И.Щукиной. М.: Просвещение, 1984. - 176с.
2. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. Киев, 1991.“
3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.-496с.
4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986. - 176с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд. Моск, ун-та, 1990. - 367с.
6. Бабанский Ю.К.Оптимизация учебно - воспитательного процесса. Методические основы. М.: Просвещение, 1982“ZSOc,
7. Бадинзян И.В. Развитие мыслительной деятельности младших школьников. //Методические и теоретические основы процесса обучения в начальной школе. Сборник трудов. М.: 1978. - С.71-77.
8. Безрукова В.С. Педагогика: Учеб.для инж.- пед. спец. Екатеринбург, 1993.
9. Безрукова В.С. Образовательные технологии: ориентиры для выбора. //«Директор школы», 1999.- № 8.
Ю.Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. — 176с.
11. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991. - 176с.
12. Белкин А.С. Педагогика детства. Екатеринбург, «Сократ», 1995. - 152с.
13. Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекций, (материалы лекций). Екатеринбург, 1997. - 15с.
14. Белкин А.С., Жукова Н.К. Витагенное образование: Голографический подход. Екатеринбург, УрГПУ, Департамент психолого-педагогического образования, центр образовательных технологий, 1999. - 136с.
15. Белкин А.С., Катаев А.В., Попков К.В., Сунгатуллина Г.А. Нравственность. Здоровье. Семья: Методическое пособие для учителя.
16. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. Курс лекций. Часть 1. М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996. - 320с.
17. Богозов Н.З. Психология: Словарь. Магадан, 1965.
18. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959.
19. Божович Л.И. Особенности усвоения учебного материала школьниками. //Советская педагогика. 1988. - № 10. - С.41-46.
20. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. М.: Известия АПН РСФСР.-1955.- № 73. - С.12.
21. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. — 144с.
22. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263с.
23. Васильева М.С. О формировании начал коммунистического мировоззрения младших школьников в процессе обучения. //Советская педагогика. - 1981. - № 5. - С.43-47.
24. Витагенная педагогика как условие развития личности. //Материалы научно-практической конференции. 18 ноября 1999 года. Ростов - на - Дону, 1999.
25. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика М.: НМЦ СПО, 1999. - 538с.
26. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. /Под ред.Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. - 357с.
27. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. М.В.Матюхина и др. М.: Просвещение, 1984. — 256с.
28. Выготский Л.С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте. //Психологическая наука и образование. - 1996. - № 1.- С. 5-19.
29. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика - Пресс,1996. - 536с.
30. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1996.-336с.
31. Глассер У. Школы без неудачников. Пер.с англ. /Ред. В.Я.Пилиповский. М.: Прогресс, 1991. - 184с.
32. Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. М.: Просвещение, 1991. - 175с.
33. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: 1972. - С.92-95.
34. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М.: АПН РСФСР, 1957. - 272с.
35. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: 1960. - С.60.
36. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М. Знание. 1984. - 80с.
37. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996.-208с.
38. Енисеев М.К. Связь изучаемого с известным в процессе обучения. Чебоксары, Чувашское книжное изд-во, 1986. - 111с.
39.3анков Л.В. Беседы с учителями (вопросы обучения в начальных классах). //Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996. - 432с.
40.3еер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 1997. - С.51-53
41.Зубарева О.В., Манжос Н.Н., Паринова Г.К. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Изд-во Саратовского ун-та, 1995. — 138с.
42. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., Знание, 1985.
43. Изучение развития учащихся учителем. /Под ред. М.В.Зверевой. Самара, «Сам Вен», 1992. - 112с.
44. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М.: Знание. 1990.-С.12.
45. Канаев Б.И. Результат педагогического процесса. /Под ред. академика Шамовой Т.И., М.: Тольятти, 1998. - 291с.
46. Качалов Д.В. Витагенный опыт как средство воспитания интереса к учительскому труду у учащихся педагогических классов. //Дис. ... канд.пед.наук. Екатеринбург, Уральский гос.пед.ун-т, 1998. - 150с.
47. Качалова Л.П. Педагогика личности. Учебное пособие к спецкурсу. Шадринск, Изд-во Шадринского пединститута, 2000. — 57с.
48. Качалова Л.П. Возрастная педагогика с основами возрастной психологии. Учебное пособие к спецкурсу. Шадринск, Изд-во Шадринского пединститута, 2000. - 112с.
49. Киричук Е.И. Воспитание интереса к учебной деятельности у учащихся младшего школьного возраста. //Автор дис. ...канд.пед.наук. Одесса, 1969.-20с.
50. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, Педагогический центр «Эксперимент», 1995. - 176с.
51. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М.: 1939. - 163с.
52. Концепция структуры и содержания общего среднего образования в 12- летней школе. «Учительская газета», 1999.- № 50 - С. 12-13.
53. Корнеев П.В. Жизненный опыт личности. М.: Изд-во политической литературы, 1985. - с. 128.
54. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М, КСП, 1997.-224с.
55. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий. Екатеринбург, Уральский гос.пед.ун-т, 1999. - 147с.
56. Красновский Э.А. Активизация учебного познания. //Советская педагогика. - 1989. № 5, - С. 15.
57. Краткая философская энциклопедия. /Под ред. Губского Е.Ф. М.: Изд.группа «Прогресс» - энциклопедия, 1994.
58. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. - 303с.
59. Ксензова Г JO. Перспективные школьные технологии. М.:
Педагогическое общество России, 2000. - 224с.
60. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение,1989. -127с.
61. Левитан К.М. Педагогическая деонтология. Екатеринбург, Деловая книга,1999. -272с.
62. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304с.
63. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.2. М.: 1983.-С.291.
64. Лошакова Т.Ф. Организационные формы педагогического управления школой в условиях перехода к новому типу учебного заведения. М.: ИЦ управления качеством подготовки специалистов, 1995. - 92с.
65. Лупандин В.И. Математические методы в психологии. Екатеринбург, Изд- во Гуманитерного университета, 1997. - 119с.
66. Лушников И.Д. Роль жизненного познавательного опыта учащихся в учебном процессе: Автор.дис. ... канд.пед.н. М.: 1972. - 16с.
67. Лушников И.Д. Формирование понятий школьников с учетом их жизненного познавательного опыта. Свердловск, 1976. - С.76.
68. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. -224с.
69. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. М.: Педагогика, 1989. - 224с.
70. Миленысий АЛ. Зависимость развития учебного интереса от особенностей осознания подростком своих возможностей в учении. Автор.дис. ... канд.пед.н., Киев, 1980.
71. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: «ЮНИСАМ», 1996. - 192с.
72. Морозов М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста. М.: Известия АПН РСФСР, 1955. - Вып.73.
73. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. - 48с.
74. Мысли Н.И.Пирогова о воспитании и образовании. //Свободное воспитание. -1910.- № 4,- С. 11-16.
75.06 архетипах коллективного бессознательного. //Вопросы философии. -1988.-№ 1.-С.133-152.
76.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. - 944с.
77.Окунев А.А. Как учить не уча: 100 мастерских по математике, литературе и для нач.школы. Санкт-Петербург, «Питер-пресс». 1996. - 448с.
78.Онушкин В.Г., Кулюткин Ю.Н. Образование взрослых как предмет исследования. //Советская педагогика. - 1981.- № 6. - С.86-94.
79.Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь. /Под ред. Белкина А.С. Екатеринбург, УрГПУ. 1995. - 22с.
80.Основы философии в вопросах и ответах: Учебное пособие для ВУЗов. Ростов-на-Дону, 1997.-448с.
81. Педагогический словарь. В 2-х т. Т.2, М.: Изд-во АПН СССР, 1960.- 776с.
82. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов уч- ся. //Сб-к. Л., 1975. - Выпуск № 1.-. - 184с.
83. Педагогическое наследие: Каменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. /Сост. Кларин М.В., А.Н.Джуринский. М.: Педагогика,1989.-416с.
84 .Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. С.А.Смирнова. М.: Академия, 1999.-544с.
85. Петров С.М. Учет житейских представлений о человеке в целях совершенствования знаний по психологии. //Психолого - педагогические проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя. Тула, Изд-во Тульского гос.пед.инст. им. Л.Н.Толстого. 1994.-с.43.
86. Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество, или когда нравится учиться и учить. М.: Сентябрь, 1999. - 128с.
87. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1952. - С.491.
88. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: «Гном-Пресс», Московское городское педагогическое общество. 1999. - 192с.
89. Полякова А.В. Особенности учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения. М.: ФНМЦ им. Л.В.Занкова, 1997. - 48с.
90. Проблемы формирования гармонически развитой личности учащихся в современных условиях. //Сб-к.. Чебоксары, 1995. - 4.2- 470с.
91. Психологический словарь. /Под ред. А.В .Петровского и др. М.: Политиздат, 1990. - 494с.
92. Психологический словарь. /Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1997. - 440с.
93. Психолого-педагогический словарь. /Сост. В.А.Мижериков. Под ред. П.И.Пидкасистого. Ростов-на-Дону, Феникс. 1998. — 544с.
94. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз., 1940. - 546с.
95. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: 1973. - С.193.
96. «Русский вестник». М.: 1862. - С.4.
97. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. -256с.
98. Сенько Ю.В., Тамарин В.Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. М.: Знание, 1989. - 80с.
99. Сеченов И.М. Избранные произведения. Т.1. М.: Изд-во. АН СССР, 1952. -С.326.
100. Сикорская Г. П. Ноогуманистическая модель эколого- педагогического образования. Дис.... докт. пед. наук. Уральский гос.пед.ун-т, Екатеринбург, 1999.-446с.
101. Симонов В.М. Педагогика. Краткий курс лекций. Волгоград, Учитель,1997. -72с.
103 .Словарь-справочник для работников учреждений дополнительного образования детей. /Сост. Булова Л.Н., Кочнева С.В. М.: Центр развития системы дополнительного образования детей Минобразования РФ. 1999. -44с.
104. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М., Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова. - 1996. - 192с.
105. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. -1987. -1600с.
Юб.Современная философия: словарь и хрестоматия. /Под ред. Кокановского
В.П. Ростов-на-Дону; Феникс. 1995. - 512с.
107. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М.: Педагогический поиск. - 2000. - 160с.
108. Соколов Я.В. Некоторые проблемы современного школьного воспитания. //Советская педагогика. -1989. - № 1. - С. 16.
109. Социальная психология. /Под ред. Предвечного Г.П. и Шерковича Ю.А. М.: Политиздат. 1975. — С.80.
1 Ю.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: 1972. - С. 142.
111. Справочник администрации школы по организации учебного процесса. /Сост. Е.М.Муравьев, А.Е.Богоявленская. М.: ОЦ «Педагогический поиск». 1999. - 160с.
112. Степанов А.А. Психология труда и личности учителя. 1976. - С.75-85.
113. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. - 270с.
114. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, Радяньска школа, 1988. - 272с.
115. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. /Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1979. - 560с.
Пб.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. - 175с.
117. ТемниковаЕ.Н. Некоторые вопросы технологии витагенного обучения. //Частные вопросы технологий обучения. Екатеринбург, 2000. - 78с.
118. Темникова Е.Н. Витагенный опыт как средство активизации познавательной деятельности учащихся (на примерах курса органической химии). Автор, дис. ... канд.пед.н. Екатеринбург, 2000. - 19с.
119. Толстой Л.Н. Общие замечания для учителя. //Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз., 1953. - 19с.
120. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. - 188с.
121. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11-ти томах. Т.8. М.: АПН РСФСР, 1950.
122. Ферьер А. О новой школе. //Свободное воспитание. - 1910. - № 7.
123. Фортунатов А., Фортунатова Е., Шлегер Л. Первый год обучения в начальной школе: Из опыта одной экспериментальной школы. //Свободное воспитание, -1910. - № 1-3.
Информирование интереса к учению у школьников. /Под ред. Марковой
А.К. М.: Педагогика, 1986. - 192с.
125. Формирование познавательных интересов школьников. /Под ред. Г.И.Щукиной. Л., 1968.-256с.
126. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М.: Сфера, 1995. - 160с.
127. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.:Просвещение, 1991. - 288с.
128. Хрестоматия по педагогике:. Основы дидактики. /Под ред. Б.П.Есипова, М.: Просвещение, 1967. - С.85-89.
129. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения. //Школьные технологии, 1998. - № 4. - С.55-75.
130. Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. М.: Знание,1989. - 80с.
131. Цырлина Т.В. «Вакцина» от дискриминации. //Директор школы. 1996.- №2.
132. Цырлина Т.В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века. М.: Сентябрь, 1997. - 112с.
133.Чапаев Н.К. Теоретико-методические основы педагогической
интеграции. Автор, дис. ... доктора пед.н. Екатеринбург, 1998. - 37с.
134. Шацкий С.Т. Методические изыскания. //Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. М.: 1980.
135. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1962. - 230с.
136. Щукина Г.И. Познавательный интерес как педагогическая проблема. Автор, дис.... докт.пед.наук. Ленинград, 1969. - 41с.
137. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.
13 8.Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М.: Знание, 1972. - 32с.
139. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. - С. 128.
140. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М., 1985. — С.78.
141. Якиманская И.С. Разработка технологий личностно-ориентированного обучения. //Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С.31.
142. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996.
143 .Якиманская И.С. Требования к педагогическим программам, ориентирующим на развитие. //Вопросы психологии. - 1996. № 2. -
С.64-77.
144.Якиманская И., Рыжухина И. Предмет анализа — субъектный опыт. //Директор школы. - 1999. - № 8.
145-Ясвин В.А., Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. -480с.
146. Яковлев Н.М., Coxop А.М. Методика и техника урока в школе. М., 1985.
147. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель. М., «Новая школа»,1996.-352с.
148. Decroly О.,Bonn G. Verg. I ecole renovee. - P., 1921. — P.3.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ