РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3-13
ГЛАВА 1. Проблема компетентности в современной педагогической науке и образовательной практике 14-81
1.1. Компетентность как свойство личности и условие обновления современного образования 14-29
1.2. Сущность и структура профессионально-педагогической компетентности 29-56
1.3. Методическая компетентность в контексте педагогической деятельности преподавателя среднего профессионального
учебного заведения 56-81
Выводы 81-82
ГЛАВА 2. Методическая компетентность преподавателя как условие качества обучения студентов среднего профессионального учебного заведения 84-162
2.1. Факторы устойчивого развития методической компетентности преподавателя среднего профессионального учебного заведения... 84-105
2.2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию методической компетентности преподавателя колледжа в
условиях профессиональной деятельности 106-147
2.3. Результаты исследования и их обсуждение 147-162
Выводы 162-164
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 165-168
ЛИТЕРАТУРА
ГЛАВА 1. Проблема компетентности в современной педагогической науке и образовательной практике 14-81
1.1. Компетентность как свойство личности и условие обновления современного образования 14-29
1.2. Сущность и структура профессионально-педагогической компетентности 29-56
1.3. Методическая компетентность в контексте педагогической деятельности преподавателя среднего профессионального
учебного заведения 56-81
Выводы 81-82
ГЛАВА 2. Методическая компетентность преподавателя как условие качества обучения студентов среднего профессионального учебного заведения 84-162
2.1. Факторы устойчивого развития методической компетентности преподавателя среднего профессионального учебного заведения... 84-105
2.2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию методической компетентности преподавателя колледжа в
условиях профессиональной деятельности 106-147
2.3. Результаты исследования и их обсуждение 147-162
Выводы 162-164
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 165-168
ЛИТЕРАТУРА
Актуальность исследования. В условиях экспоненциального роста научного знания, ускорения социальной динамики проблема профессиональной компетентности приобретает особую значимость.
В рамках научных представлений о профессионально-педагогической компетентности сформировались несколько направлений в определении ее сущности, структуры, функций. Основными из них являются личностно - профессиографический и профессионально-деятельностный. В целом они основаны на психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) и поэлементном анализе педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина).
Необходимость непрерывного совершенствования профессионального уровня преподавателей в условиях быстрого устаревания имеющегося педагогического опыта, появления новых педагогических технологий актуализировала проблему совершенствования методической компетентности как ведущего структурного компонента профессионально-педагогической компетентности.
Актуальность проблемы развития методической компетентности преподавателя среднего профессионально-образовательного учреждения продиктована следующими обстоятельствами:
- в условиях современного образовательного плюрализма особенно важно, чтобы преподаватель уверенно ориентировался в многообразии современных научно-педагогических подходов и методических решений, чтобы он мог не только использовать и адаптировать готовые методические решения, но и самостоятельно выполнять научно-методическую работу;
- только во взаимосвязи с развитием методической компетентности можно сформировать устойчивый интерес преподавателя к методической и научно-методической работе;
- именно методическая компетентность преподавателя обеспечивает результативность процесса обучения студентов, поскольку позволяет с научной точки зрения определять и реализовывать принципы, содержание, формы, методы и средства учебно-педагогической деятельности.
Проблема развития методической компетентности преподавателя тесно связана с проблемами более общего характера - развитием профессионально-педагогической культуры, методологической компетентности, научно-исследовательских умений и навыков и др.
В современной научной литературе нашел отражение общетеоретический фундамент изучения проблемы профессиональной компетентности и компетенции (О.А.Абдуллина, М.В.Аверина, С.С.Аверинцев, С.С.Антоненко, А.Г.Асмолов, И.В.Бестужев-Лада, Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, Р.Х.Гильмеева, И.А.Ильин, В.А.Кан-Калик, Л.Н.Коган, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, И.И.Лейман, И.Я.Лернер, Б.Ф.Ломов, В.Я.Ляудис, А.К.Маркова, В.А.Матусевич, Г.В.Мухаметзянова, С.И.Никитин, В.Г.Онушкин, Ю.И.Саенко, М.Н.Скаткин, Г.С.Сухобская, А.Н.Юйтхед и др.). В ней рассмотрены некоторые подходы к структуре, анализу и характеристике социокультурной среды; выявлены проблемы вузовского и послевузовского образования; раскрыты теоретические положения по формированию творческой личности; обоснована структура профессионально-педагогической компетентности; охарактеризована психолого-педагогическая компетентность как сторона и условие развития педагогической культуры и пр.
Однако в подавляющем большинстве выполненных к настоящему времени работ речь идет в основном об учителе или о профессиональной компетентности специалистов, имеющих базовое педагогическое образование. Кроме того, в научных трудах, посвященных анализу профессионально¬педагогической деятельности, методическая компетентность как главная составляющая педагогического мастерства лишь называется, но в теоретическом плане не рассматривается.
методической компетентности преподавателя среднего профессионального образовательного учреждения изучена недостаточно. В педагогике отсутствуют системные исследования уровней и характера развития этого вида компетентности преподавателя на этапе его профессиональной деятельности. До сих пор не разработана целостная модель развития методической компетентности в условиях трансформации современных образовательных технологий.
Анализ литературы и практики позволил конкретизировать некоторые противоречия процесса развития профессионально-методической
компетентности педагога, а именно:
- между необходимостью и потребностью преподавателя обладать этой компетентностью и недостаточной разработанностью теоретических основ процесса ее совершенствования;
- между необходимостью непрерывного совершенствования методического уровня профессионально-педагогической деятельности и существующей системой повышения квалификации работников системы образования;
- между социальным заказом на высоко образованного и компетентного специалиста и инертностью многих преподавателей в отношении приведения своих знаний и умений в соответствие с современными требованиями к образовательному процессу;
- между уникальными возможностями каждой личности и недостаточным их учетом в моделировании и осуществлении форм и методов совершенствования профессиональной, в том числе методической компетентности и др. состоянием образовательной практики:
- во-первых, молодые преподаватели не обладают необходимыми психолого-педагогическими и методическими знаниями, умениями и навыками;
- во-вторых, сегодня все преподаватели среднего профессионально-образовательного учебного заведения независимо от стажа работы испытывают объективную потребность в существенном обновлении своих знаний (независимо от специализации и преподаваемого предмета). При этом каждый второй преподаватель испытывает затруднения методического характера;
- в-третьих, многие преподаватели не знакомы с технологией организации и проведения научно-методической работы, не готовы профессионально к ней, не обладают позицией педагога-экспериментатора.
Таким образом, и образовательная практика подтверждает разрыв между существующим уровнем методической компетенции преподавателя СПУЗа и запросами общества, социальных групп в ее совершенствовании.
В связи с этим назрела необходимость в проведении специального исследования, в рамках которого были бы определены теоретические и методические основы развития методической компетентности преподавателя СПУЗа. С учетом этого определилась проблема настоящего исследования, которая сформулирована нами следующим образом: каковы теоретические основы, формы и методы развития методической компетентности преподавателя СПУЗа в условиях профессионально-педагогической деятельности?
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа современной научно-педагогической литературы обосновать компетентность как свойство личности и условие обновления образования.
2. Уточнить сущность и структуру профессионально-педагогической компетентности; определить содержание понятия методической компетентности преподавателя.
3. Выявить факторы устойчивого развития методической компетентности преподавателя среднего профессионального учебного заведения.
4. Определить формы и методы совершенствования методической компетентности преподавателя в условиях профессиональной деятельности и установить их эффективность опытно-экспериментальным путем.
Гипотеза исследования. Смысл и содержание диссертационной работы связаны с доказательством следующих предположений:
- концептуальной основой процесса развития методической компетенции преподавателя должны выступать гуманистическая образовательная парадигма и ведущие положения культурологического, аксиологического, антропологического подходов к организации и осуществлению профессионально-педагогической деятельности;
- в практике профессионально-педагогической деятельности должны быть созданы эффективные условия обучения преподавателей, имеющих различный уровень компетентности (профессионально-личностный, профессионально-деятельностный, профессионально-творческий);
- выявленные на основе педагогического анализа традиции, предпосылки развития методической компетенции должны адекватно переноситься в практику с учетом современной образовательной ситуации, специфики работы преподавателя и учебного заведения;
- ведущим фактором совершенствования методической компетенции
Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составили: труды, являющиеся общим ориентиром для установления уровней методологического анализа изучаемой проблемы (В.И.Журавлев, В.В.Краевский, В.А.Лекторский, А.М.Новиков, В.Н.Садовский, В.С.Швырев,Э.Г.Юдин и др.), а также исследования по философскому осмыслению современных тенденций в образовании (С.Я.Батышев, А.П.Беляева, Б.С.Гершунский, Г.В.Мухаметзянова, А.М.Новиков, Н.М.Таланчук и др.). В работе использованы материалы, посвященные общенаучным принципам деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина, В.Д.Шадриков, Л.С.Выготский, Г.И.Хозяинов, Г.П.Щедровицкий и др.) и раскрытию интегральных характеристик человека как личности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, И.В.Бестужев-Лада, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, В.А.Ядов и др.). Интерес для выполняемого исследования представляли публикации, посвященные проблемам непрерывного образования (Е.В.Бондаревская, Г.А.Бордовский, В.Г.Воронцова, В.И.Горовая, А.М.Новиков, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, В.М.Розин, А.П.Тряпицына и др.), прогнозирования и проектирования образовательных процессов (Б.С.Гершунский, А.А.Кирсанов, И.А.Колесникова, Н.Б.Крылова, И.Ф.Исаев, А.И.Кочетов, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, С.В.Кульневич, А.К.Маркова, Л.М.Митина, А.А.Орлов, А.А.Реан, В.А.Сластенин и др.).
Ведущими методами исследования явились: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы и нормативной документации в сфере среднего профессионального образования; сравнительный анализ опыта профессионально-педагогической деятельности, представленный в практике работы преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений; опытно-экспериментальная работа по развитию методической компетентности практикующего преподавателя; экспертная оценка результатов опытно-экспериментальной работы; статистическая обработка данных. В качестве частных методов использовались: опрос, наблюдение, анализ документации, тестирование.
База исследования: Ставропольский государственный базовый медицинский колледж, курсы повышения квалификации работников образования.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап (2001-2002 гг.) - осуществлялся анализ научной литературы, выявлялись актуальность и специфика изучаемой проблемы; уточнялся понятийный аппарат исследования, разрабатывалась его методика; проводились наблюдения за педагогической деятельностью преподавателей СПУЗа, выявлялись условия совершенствования методической компетентности педагогов.
2 этап (2001-2003 гг.) - формировалось представление о специфике и принципиальной модели развития методической компетентности преподавателей в условиях профессионально-педагогической деятельности; разрабатывалось содержание курсов повышения методической квалификации преподавателей; осуществлялась разработка технологии их реализации; проводилась опытно-экспериментальная работа.
- впервые разработаны теоретические и методологические основы развития методической компетенции преподавателя среднего профессионального учебного заведения в условиях последипломного образования;
- выявлены основные предпосылки развития методической компетенции преподавателя СПУЗа, которые обусловлены управленческими, структурными, общепедагогическими, критериальными и содержательными причинами;
- разработана модель развития методической компетенции преподавателя СПУЗа, включающая диагностику запросов и потребностей педагогов, вариативное содержание послевузовской образовательной подготовки, отвечающее требованиям науки и практики, и его программно-методическое обеспечение, методы и средства активизации мотивации и готовности преподавателя к повышению уровня профессионализма и профессиональной деятельности, нетрадиционные формы повышения квалификации без отрыва от профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнена сущность понятий «компетенция», «компетентность», «профессионально-педагогическая компетентность» и др.; выявлены структура и содержание понятия «методическая компетентность», дано его авторское определение;
- разработана теоретическая модель процесса развития методической компетентности преподавателя СПУЗа, включающая целеполагание, концептуальный, методологический, содержательный, технологический компоненты; диагностический, аналитический, оценочный этапы;
Практическая значимость исследования: разработаны и апробированы образовательные программы развития методической компетентности преподавателя СПУЗа в условиях профессиональной деятельности; смоделированное содержание дополнительного образования уточняет и дополняет представления преподавателей о системе методической деятельности; вариативность форм и методов развития методической компетентности обеспечивает информационно-познавательный эффект, выступающий главным результирующим показателем учебного процесса.
Сформулированные в диссертации идеи и положения могут использоваться в управлении учебным заведением и при аттестации преподавательских кадров. Результаты исследования внедрены в практику нескольких СПУЗов Ставропольского края и могут использоваться в любом их типе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Развитие отечественной системы образования с необходимостью влечет за собой перестройку деятельности преподавателя, которая все чаще рассматривается с позиции компетенции и компетентности. Для преподавателя среднего профессионального учебного заведения существенно важным является высокий уровень развития методической компетенции, которая создает объективные предпосылки качественных изменений образовательного процесса. Методическая компетентность преподавателя имеет собственную структуру, содержание, удельный вес среди прочих компонентов профессиональной компетентности и связана с реализацией информационно¬ориентационной, моделирующей, мобилизационной, трансляционной, контрольно-оценочной и аналитической функций деятельности педагога.
2. В современных условиях требуется определенного рода пересмотр содержания и форм методической работы преподавателя в направлении усиления ее научной составляющей, которая обеспечивала бы формирование и развитие методической культуры педагога за счет включения его в непрерывный процесс совершенствования психолого-педагогического знания, принципиальной трансформации всех компонентов профессиональной деятельности.
3. Целенаправленное развитие методической компетентности преподавателя может быть обеспечено на этапе его профессиональной деятельности за счет: выявления личностной и профессиональной позиции, ценностных ориентаций, профессиональных запросов, уровня методических знаний и умений, актуализации мотива включения в научно-методическую работу, разработки вариативных образовательных программ и условий их реализации, разнообразных форм и методов коллективной, групповой и индивидуальной творческой деятельности.
4. Эффективность развития методической компетенции преподавателя зависит от создания в педагогическом коллективе положительной психологической атмосферы, свободы выбора форм методической работы, актуализации готовности к повышению профессионального мастерства, возможности творчества.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: непротиворечивостью исходных теоретических и методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; обоснованностью основных положений и выводов, результатами успешно проведенной экспериментальной работы и личным участием в ней автора диссертации; эффективным внедрением полученных результатов в практику учреждений среднего профессионального образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета и профильных кафедр Ставропольского базового медицинского колледжа.
Материалы диссертационной работы нашли отражение в докладах, обсуждавшихся на Международных научно-методических конференциях «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (Сочи, 2002; 2003), региональной научно¬
методической конференции, посвященной 45-летию Ставропольского базового медицинского колледжа (Ставрополь, 1999). Результаты исследования публиковались в «Информационно-методическом вестнике» Ставропольского базового медицинского колледжа (Ставрополь, 2002), научно-практическом журнале «Пульс медицины» (Ставрополь, 2002), отражены в научно-методических и методических материалах автора «Курс лекций по ТИНСП» (Ставрополь, 2000), «Контроль результатов деятельности студентов по спецдисциплине (Ставрополь, 2001),«Модульная конструкция темы» (Ставрополь, 2002), «Оформление реферата» (Ставрополь, 2002), а также использованы в подготовке рекомендаций по организации научно¬методической работы в медицинских колледжах Ставропольского края.
Публикации. По материалам диссертации опубликовано 8 работ.
Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 179 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 225 наименований. Работа иллюстрирована 19 рисунками, содержит 19 таблиц.
В рамках научных представлений о профессионально-педагогической компетентности сформировались несколько направлений в определении ее сущности, структуры, функций. Основными из них являются личностно - профессиографический и профессионально-деятельностный. В целом они основаны на психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) и поэлементном анализе педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина).
Необходимость непрерывного совершенствования профессионального уровня преподавателей в условиях быстрого устаревания имеющегося педагогического опыта, появления новых педагогических технологий актуализировала проблему совершенствования методической компетентности как ведущего структурного компонента профессионально-педагогической компетентности.
Актуальность проблемы развития методической компетентности преподавателя среднего профессионально-образовательного учреждения продиктована следующими обстоятельствами:
- в условиях современного образовательного плюрализма особенно важно, чтобы преподаватель уверенно ориентировался в многообразии современных научно-педагогических подходов и методических решений, чтобы он мог не только использовать и адаптировать готовые методические решения, но и самостоятельно выполнять научно-методическую работу;
- только во взаимосвязи с развитием методической компетентности можно сформировать устойчивый интерес преподавателя к методической и научно-методической работе;
- именно методическая компетентность преподавателя обеспечивает результативность процесса обучения студентов, поскольку позволяет с научной точки зрения определять и реализовывать принципы, содержание, формы, методы и средства учебно-педагогической деятельности.
Проблема развития методической компетентности преподавателя тесно связана с проблемами более общего характера - развитием профессионально-педагогической культуры, методологической компетентности, научно-исследовательских умений и навыков и др.
В современной научной литературе нашел отражение общетеоретический фундамент изучения проблемы профессиональной компетентности и компетенции (О.А.Абдуллина, М.В.Аверина, С.С.Аверинцев, С.С.Антоненко, А.Г.Асмолов, И.В.Бестужев-Лада, Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, Р.Х.Гильмеева, И.А.Ильин, В.А.Кан-Калик, Л.Н.Коган, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, И.И.Лейман, И.Я.Лернер, Б.Ф.Ломов, В.Я.Ляудис, А.К.Маркова, В.А.Матусевич, Г.В.Мухаметзянова, С.И.Никитин, В.Г.Онушкин, Ю.И.Саенко, М.Н.Скаткин, Г.С.Сухобская, А.Н.Юйтхед и др.). В ней рассмотрены некоторые подходы к структуре, анализу и характеристике социокультурной среды; выявлены проблемы вузовского и послевузовского образования; раскрыты теоретические положения по формированию творческой личности; обоснована структура профессионально-педагогической компетентности; охарактеризована психолого-педагогическая компетентность как сторона и условие развития педагогической культуры и пр.
Однако в подавляющем большинстве выполненных к настоящему времени работ речь идет в основном об учителе или о профессиональной компетентности специалистов, имеющих базовое педагогическое образование. Кроме того, в научных трудах, посвященных анализу профессионально¬педагогической деятельности, методическая компетентность как главная составляющая педагогического мастерства лишь называется, но в теоретическом плане не рассматривается.
методической компетентности преподавателя среднего профессионального образовательного учреждения изучена недостаточно. В педагогике отсутствуют системные исследования уровней и характера развития этого вида компетентности преподавателя на этапе его профессиональной деятельности. До сих пор не разработана целостная модель развития методической компетентности в условиях трансформации современных образовательных технологий.
Анализ литературы и практики позволил конкретизировать некоторые противоречия процесса развития профессионально-методической
компетентности педагога, а именно:
- между необходимостью и потребностью преподавателя обладать этой компетентностью и недостаточной разработанностью теоретических основ процесса ее совершенствования;
- между необходимостью непрерывного совершенствования методического уровня профессионально-педагогической деятельности и существующей системой повышения квалификации работников системы образования;
- между социальным заказом на высоко образованного и компетентного специалиста и инертностью многих преподавателей в отношении приведения своих знаний и умений в соответствие с современными требованиями к образовательному процессу;
- между уникальными возможностями каждой личности и недостаточным их учетом в моделировании и осуществлении форм и методов совершенствования профессиональной, в том числе методической компетентности и др. состоянием образовательной практики:
- во-первых, молодые преподаватели не обладают необходимыми психолого-педагогическими и методическими знаниями, умениями и навыками;
- во-вторых, сегодня все преподаватели среднего профессионально-образовательного учебного заведения независимо от стажа работы испытывают объективную потребность в существенном обновлении своих знаний (независимо от специализации и преподаваемого предмета). При этом каждый второй преподаватель испытывает затруднения методического характера;
- в-третьих, многие преподаватели не знакомы с технологией организации и проведения научно-методической работы, не готовы профессионально к ней, не обладают позицией педагога-экспериментатора.
Таким образом, и образовательная практика подтверждает разрыв между существующим уровнем методической компетенции преподавателя СПУЗа и запросами общества, социальных групп в ее совершенствовании.
В связи с этим назрела необходимость в проведении специального исследования, в рамках которого были бы определены теоретические и методические основы развития методической компетентности преподавателя СПУЗа. С учетом этого определилась проблема настоящего исследования, которая сформулирована нами следующим образом: каковы теоретические основы, формы и методы развития методической компетентности преподавателя СПУЗа в условиях профессионально-педагогической деятельности?
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа современной научно-педагогической литературы обосновать компетентность как свойство личности и условие обновления образования.
2. Уточнить сущность и структуру профессионально-педагогической компетентности; определить содержание понятия методической компетентности преподавателя.
3. Выявить факторы устойчивого развития методической компетентности преподавателя среднего профессионального учебного заведения.
4. Определить формы и методы совершенствования методической компетентности преподавателя в условиях профессиональной деятельности и установить их эффективность опытно-экспериментальным путем.
Гипотеза исследования. Смысл и содержание диссертационной работы связаны с доказательством следующих предположений:
- концептуальной основой процесса развития методической компетенции преподавателя должны выступать гуманистическая образовательная парадигма и ведущие положения культурологического, аксиологического, антропологического подходов к организации и осуществлению профессионально-педагогической деятельности;
- в практике профессионально-педагогической деятельности должны быть созданы эффективные условия обучения преподавателей, имеющих различный уровень компетентности (профессионально-личностный, профессионально-деятельностный, профессионально-творческий);
- выявленные на основе педагогического анализа традиции, предпосылки развития методической компетенции должны адекватно переноситься в практику с учетом современной образовательной ситуации, специфики работы преподавателя и учебного заведения;
- ведущим фактором совершенствования методической компетенции
Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составили: труды, являющиеся общим ориентиром для установления уровней методологического анализа изучаемой проблемы (В.И.Журавлев, В.В.Краевский, В.А.Лекторский, А.М.Новиков, В.Н.Садовский, В.С.Швырев,Э.Г.Юдин и др.), а также исследования по философскому осмыслению современных тенденций в образовании (С.Я.Батышев, А.П.Беляева, Б.С.Гершунский, Г.В.Мухаметзянова, А.М.Новиков, Н.М.Таланчук и др.). В работе использованы материалы, посвященные общенаучным принципам деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина, В.Д.Шадриков, Л.С.Выготский, Г.И.Хозяинов, Г.П.Щедровицкий и др.) и раскрытию интегральных характеристик человека как личности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, И.В.Бестужев-Лада, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, В.А.Ядов и др.). Интерес для выполняемого исследования представляли публикации, посвященные проблемам непрерывного образования (Е.В.Бондаревская, Г.А.Бордовский, В.Г.Воронцова, В.И.Горовая, А.М.Новиков, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, В.М.Розин, А.П.Тряпицына и др.), прогнозирования и проектирования образовательных процессов (Б.С.Гершунский, А.А.Кирсанов, И.А.Колесникова, Н.Б.Крылова, И.Ф.Исаев, А.И.Кочетов, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, С.В.Кульневич, А.К.Маркова, Л.М.Митина, А.А.Орлов, А.А.Реан, В.А.Сластенин и др.).
Ведущими методами исследования явились: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы и нормативной документации в сфере среднего профессионального образования; сравнительный анализ опыта профессионально-педагогической деятельности, представленный в практике работы преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений; опытно-экспериментальная работа по развитию методической компетентности практикующего преподавателя; экспертная оценка результатов опытно-экспериментальной работы; статистическая обработка данных. В качестве частных методов использовались: опрос, наблюдение, анализ документации, тестирование.
База исследования: Ставропольский государственный базовый медицинский колледж, курсы повышения квалификации работников образования.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап (2001-2002 гг.) - осуществлялся анализ научной литературы, выявлялись актуальность и специфика изучаемой проблемы; уточнялся понятийный аппарат исследования, разрабатывалась его методика; проводились наблюдения за педагогической деятельностью преподавателей СПУЗа, выявлялись условия совершенствования методической компетентности педагогов.
2 этап (2001-2003 гг.) - формировалось представление о специфике и принципиальной модели развития методической компетентности преподавателей в условиях профессионально-педагогической деятельности; разрабатывалось содержание курсов повышения методической квалификации преподавателей; осуществлялась разработка технологии их реализации; проводилась опытно-экспериментальная работа.
- впервые разработаны теоретические и методологические основы развития методической компетенции преподавателя среднего профессионального учебного заведения в условиях последипломного образования;
- выявлены основные предпосылки развития методической компетенции преподавателя СПУЗа, которые обусловлены управленческими, структурными, общепедагогическими, критериальными и содержательными причинами;
- разработана модель развития методической компетенции преподавателя СПУЗа, включающая диагностику запросов и потребностей педагогов, вариативное содержание послевузовской образовательной подготовки, отвечающее требованиям науки и практики, и его программно-методическое обеспечение, методы и средства активизации мотивации и готовности преподавателя к повышению уровня профессионализма и профессиональной деятельности, нетрадиционные формы повышения квалификации без отрыва от профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнена сущность понятий «компетенция», «компетентность», «профессионально-педагогическая компетентность» и др.; выявлены структура и содержание понятия «методическая компетентность», дано его авторское определение;
- разработана теоретическая модель процесса развития методической компетентности преподавателя СПУЗа, включающая целеполагание, концептуальный, методологический, содержательный, технологический компоненты; диагностический, аналитический, оценочный этапы;
Практическая значимость исследования: разработаны и апробированы образовательные программы развития методической компетентности преподавателя СПУЗа в условиях профессиональной деятельности; смоделированное содержание дополнительного образования уточняет и дополняет представления преподавателей о системе методической деятельности; вариативность форм и методов развития методической компетентности обеспечивает информационно-познавательный эффект, выступающий главным результирующим показателем учебного процесса.
Сформулированные в диссертации идеи и положения могут использоваться в управлении учебным заведением и при аттестации преподавательских кадров. Результаты исследования внедрены в практику нескольких СПУЗов Ставропольского края и могут использоваться в любом их типе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Развитие отечественной системы образования с необходимостью влечет за собой перестройку деятельности преподавателя, которая все чаще рассматривается с позиции компетенции и компетентности. Для преподавателя среднего профессионального учебного заведения существенно важным является высокий уровень развития методической компетенции, которая создает объективные предпосылки качественных изменений образовательного процесса. Методическая компетентность преподавателя имеет собственную структуру, содержание, удельный вес среди прочих компонентов профессиональной компетентности и связана с реализацией информационно¬ориентационной, моделирующей, мобилизационной, трансляционной, контрольно-оценочной и аналитической функций деятельности педагога.
2. В современных условиях требуется определенного рода пересмотр содержания и форм методической работы преподавателя в направлении усиления ее научной составляющей, которая обеспечивала бы формирование и развитие методической культуры педагога за счет включения его в непрерывный процесс совершенствования психолого-педагогического знания, принципиальной трансформации всех компонентов профессиональной деятельности.
3. Целенаправленное развитие методической компетентности преподавателя может быть обеспечено на этапе его профессиональной деятельности за счет: выявления личностной и профессиональной позиции, ценностных ориентаций, профессиональных запросов, уровня методических знаний и умений, актуализации мотива включения в научно-методическую работу, разработки вариативных образовательных программ и условий их реализации, разнообразных форм и методов коллективной, групповой и индивидуальной творческой деятельности.
4. Эффективность развития методической компетенции преподавателя зависит от создания в педагогическом коллективе положительной психологической атмосферы, свободы выбора форм методической работы, актуализации готовности к повышению профессионального мастерства, возможности творчества.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: непротиворечивостью исходных теоретических и методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; обоснованностью основных положений и выводов, результатами успешно проведенной экспериментальной работы и личным участием в ней автора диссертации; эффективным внедрением полученных результатов в практику учреждений среднего профессионального образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета и профильных кафедр Ставропольского базового медицинского колледжа.
Материалы диссертационной работы нашли отражение в докладах, обсуждавшихся на Международных научно-методических конференциях «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (Сочи, 2002; 2003), региональной научно¬
методической конференции, посвященной 45-летию Ставропольского базового медицинского колледжа (Ставрополь, 1999). Результаты исследования публиковались в «Информационно-методическом вестнике» Ставропольского базового медицинского колледжа (Ставрополь, 2002), научно-практическом журнале «Пульс медицины» (Ставрополь, 2002), отражены в научно-методических и методических материалах автора «Курс лекций по ТИНСП» (Ставрополь, 2000), «Контроль результатов деятельности студентов по спецдисциплине (Ставрополь, 2001),«Модульная конструкция темы» (Ставрополь, 2002), «Оформление реферата» (Ставрополь, 2002), а также использованы в подготовке рекомендаций по организации научно¬методической работы в медицинских колледжах Ставропольского края.
Публикации. По материалам диссертации опубликовано 8 работ.
Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 179 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 225 наименований. Работа иллюстрирована 19 рисунками, содержит 19 таблиц.
Основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенцией.
Теоретический анализ проблемы исследования показал, что производным от термина «компетенция» является термин «компетентность». Если первый означает круг полномочий личности, то второй характеризует ее свойство. И все же в педагогической литературе наиболее употребимым является второй термин. В его определение включаются знания, умения, опыт, теоретико¬прикладная готовность к их использованию.
Опираясь на разнообразные трактовки компетентности, мы приняли следующее определение: это наличие у человека знаний и опыта в какой-либо области, т.е. это общий оценочный термин, обозначающий способность к деятельности «со знанием дела».
В мировой образовательной практике широко используется понятие «ключевые компетентности», которые характеризуются
многофункциональностью, надпредметностью, междисциплинарностью и многомерностью.
В настоящее время не представляется возможным точное определение состава ключевых компетентностей. Тем не менее, в профессиональной педагогике общепринятыми являются: социальная, коммуникативная, социально-информационная, персональная и специальная компетентности. Наряду с ними выделяются ключевые квалификации и ключевые компетенции.
При рассмотрении преподавательской деятельности исследователи обращаются к понятию «профессионально-педагогическая компетентность» (или профессионализм личности), выделяя в ней различные компоненты:
Исследование показало, что методическая компетентность имеет особую значимость для преподавателя среднего профессионального образовательного учреждения. Она проявляется в основных видах деятельности - учебно-методической и научно-методической. Первая связана с повседневной педагогической работой, направленной на организацию и проведение учебно-воспитательного процесса. Вторая - носит исследовательский характер.
Как показало исследование, методическая компетентность имеет собственную структуру, в основе которой лежат дидактические, организационно-аналитические и личностные способности педагога, а компонентами структуры являются профессиональные знания, профессиональные умения и личностные качества.
Исследование подтвердило, что для осуществления методической деятельности особую роль играет методическое мышление преподавателя, под которым мы понимаем особенности мыслительной деятельности, обусловленные характером и видом профессионального труда. Методическое мышление - это определенное видение преподавателем процесса конструирования и организации обучения по конкретной дисциплине, видение обучающегося в контексте изучаемой им учебной дисциплины. Методическое мышление - явление многоуровневое, в нем отражаются конкретные установки, психолого-педагогические знания, профессионально-личностные качества, способы умственных и практических действий. Уровень сформированности методического мышления позволяет охарактеризовать степень развитости методической компетентности преподавателя.
Наше обращение к уровням сформированности методического мышления преподавателей среднего профессионального образовательного учреждения
Интегрированным показателем эффективности труда преподавателя может служить методическая культура, понимаемая нами как высшая форма активности и творческой самостоятельности, как стимул и условие совершенствования учебного процесса, как предпосылка возникновения новых методических идей и путей их решения.
В исследовании были выделены факторы устойчивого развития методической компетентности преподавателя среднего профессионального образовательного учреждения. Главными из них являются культурно-педагогическая атмосфера учебного заведения, организация научно¬методической работы и усиление ее влияния на модернизацию средней профессиональной школы, учет индивидуальных особенностей педагогов при планировании и организации методической работы, опора на инициативу, интересы и возможности личности преподавателя, современные формы и методы повышения квалификации, конкретность и актуальность содержания методической работы и др.
Исследование позволило установить четыре уровня методической компетентности преподавателя - базовый, оптимальный, творческий, исследовательский, каждый из которых характеризуется определенными показателями, характеризующими личность и ее деятельность.
Совершенствование методической компетентности преподавателя должно опираться на изучение профессиональных потребностей педагогов и их интересов. Результаты отслеживания спектра этих потребностей позволило выделить среди них как наиболее значимые: предметные знания; организацию работы со студентами; изучение новых методик и технологий обучения; качество образования как объект управления; психологическое взаимодействие с субъектами образовательного процесса; основные принципы, формы и методы контроля знаний и умений; использование различных средств обучения; информирование о новинках литературы. Существенное значение для организации работы с преподавателями в направлении совершенствования методической компетентности является выявление противоречий и проблем, сопровождающих их деятельность.
Для повышения методической компетентности преподавателя необходима научно обоснованная система психолого-педагогических условий: учет динамики перехода возможного в действительное («Я-настоящее», Я- желаемое», Я-идеальное»); включение преподавателя в методическую деятельность через последовательную смену определенных состояний личности (осознание преподавателем потенциальных особенностей, связанных с системой профессиональных ценностей, адекватное их проявление в деятельности, активное овладение способами и средствами методического моделирования); учет принципа детерминизма (преломление внешнего через внутреннее); определение цели, принципов, этапов, содержания и форм профессионального совершенствования.
Последовательное достижение педагогом высокого уровня развития методической компетентности включает несколько этапов: подготовительный, мотивационно-ценностный, методологический, технологический, рефлексивно-оценочный. Совершенствование методической компетентности преподавателя невозможно без овладения им исследовательским методом и включения в научно-методическую работу. Система овладения исследовательским методом позволяет поэтапно переводить преподавателя с фрагментарного уровня методического проектирования на модульное проектирование и затем - на системное проектирование.
Предложенная в диссертации модель совершенствования методической компетентности преподавателя позволила сформировать устойчивый интерес к проблеме, изменить мотивы участия в дополнительном профессиональном образовании, повлиять на динамику уровней готовности к использованию исследовательского метода в педагогической работе, изменить отношение к творчеству и др.
Теоретический анализ проблемы исследования показал, что производным от термина «компетенция» является термин «компетентность». Если первый означает круг полномочий личности, то второй характеризует ее свойство. И все же в педагогической литературе наиболее употребимым является второй термин. В его определение включаются знания, умения, опыт, теоретико¬прикладная готовность к их использованию.
Опираясь на разнообразные трактовки компетентности, мы приняли следующее определение: это наличие у человека знаний и опыта в какой-либо области, т.е. это общий оценочный термин, обозначающий способность к деятельности «со знанием дела».
В мировой образовательной практике широко используется понятие «ключевые компетентности», которые характеризуются
многофункциональностью, надпредметностью, междисциплинарностью и многомерностью.
В настоящее время не представляется возможным точное определение состава ключевых компетентностей. Тем не менее, в профессиональной педагогике общепринятыми являются: социальная, коммуникативная, социально-информационная, персональная и специальная компетентности. Наряду с ними выделяются ключевые квалификации и ключевые компетенции.
При рассмотрении преподавательской деятельности исследователи обращаются к понятию «профессионально-педагогическая компетентность» (или профессионализм личности), выделяя в ней различные компоненты:
Исследование показало, что методическая компетентность имеет особую значимость для преподавателя среднего профессионального образовательного учреждения. Она проявляется в основных видах деятельности - учебно-методической и научно-методической. Первая связана с повседневной педагогической работой, направленной на организацию и проведение учебно-воспитательного процесса. Вторая - носит исследовательский характер.
Как показало исследование, методическая компетентность имеет собственную структуру, в основе которой лежат дидактические, организационно-аналитические и личностные способности педагога, а компонентами структуры являются профессиональные знания, профессиональные умения и личностные качества.
Исследование подтвердило, что для осуществления методической деятельности особую роль играет методическое мышление преподавателя, под которым мы понимаем особенности мыслительной деятельности, обусловленные характером и видом профессионального труда. Методическое мышление - это определенное видение преподавателем процесса конструирования и организации обучения по конкретной дисциплине, видение обучающегося в контексте изучаемой им учебной дисциплины. Методическое мышление - явление многоуровневое, в нем отражаются конкретные установки, психолого-педагогические знания, профессионально-личностные качества, способы умственных и практических действий. Уровень сформированности методического мышления позволяет охарактеризовать степень развитости методической компетентности преподавателя.
Наше обращение к уровням сформированности методического мышления преподавателей среднего профессионального образовательного учреждения
Интегрированным показателем эффективности труда преподавателя может служить методическая культура, понимаемая нами как высшая форма активности и творческой самостоятельности, как стимул и условие совершенствования учебного процесса, как предпосылка возникновения новых методических идей и путей их решения.
В исследовании были выделены факторы устойчивого развития методической компетентности преподавателя среднего профессионального образовательного учреждения. Главными из них являются культурно-педагогическая атмосфера учебного заведения, организация научно¬методической работы и усиление ее влияния на модернизацию средней профессиональной школы, учет индивидуальных особенностей педагогов при планировании и организации методической работы, опора на инициативу, интересы и возможности личности преподавателя, современные формы и методы повышения квалификации, конкретность и актуальность содержания методической работы и др.
Исследование позволило установить четыре уровня методической компетентности преподавателя - базовый, оптимальный, творческий, исследовательский, каждый из которых характеризуется определенными показателями, характеризующими личность и ее деятельность.
Совершенствование методической компетентности преподавателя должно опираться на изучение профессиональных потребностей педагогов и их интересов. Результаты отслеживания спектра этих потребностей позволило выделить среди них как наиболее значимые: предметные знания; организацию работы со студентами; изучение новых методик и технологий обучения; качество образования как объект управления; психологическое взаимодействие с субъектами образовательного процесса; основные принципы, формы и методы контроля знаний и умений; использование различных средств обучения; информирование о новинках литературы. Существенное значение для организации работы с преподавателями в направлении совершенствования методической компетентности является выявление противоречий и проблем, сопровождающих их деятельность.
Для повышения методической компетентности преподавателя необходима научно обоснованная система психолого-педагогических условий: учет динамики перехода возможного в действительное («Я-настоящее», Я- желаемое», Я-идеальное»); включение преподавателя в методическую деятельность через последовательную смену определенных состояний личности (осознание преподавателем потенциальных особенностей, связанных с системой профессиональных ценностей, адекватное их проявление в деятельности, активное овладение способами и средствами методического моделирования); учет принципа детерминизма (преломление внешнего через внутреннее); определение цели, принципов, этапов, содержания и форм профессионального совершенствования.
Последовательное достижение педагогом высокого уровня развития методической компетентности включает несколько этапов: подготовительный, мотивационно-ценностный, методологический, технологический, рефлексивно-оценочный. Совершенствование методической компетентности преподавателя невозможно без овладения им исследовательским методом и включения в научно-методическую работу. Система овладения исследовательским методом позволяет поэтапно переводить преподавателя с фрагментарного уровня методического проектирования на модульное проектирование и затем - на системное проектирование.
Предложенная в диссертации модель совершенствования методической компетентности преподавателя позволила сформировать устойчивый интерес к проблеме, изменить мотивы участия в дополнительном профессиональном образовании, повлиять на динамику уровней готовности к использованию исследовательского метода в педагогической работе, изменить отношение к творчеству и др.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В
УСЛОВИЯХ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2004 - Развитие методической компетентности преподавателя среднего среднего профессионального учебного заведения в условиях последипломного образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Разработка и внедрение электронных образовательных ресурсов для самостоятельной работы студентов в условиях обеспечения информационной безопасности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНОГО ТРЕНИНГА
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Активные методы обучения как средство методического обеспечения компетентностного подхода в системе СПО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Профессиональная адаптация начинающих учителей гимназии в условиях модернизации образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003



