ВВЕДЕНИЕ 3-13
ГЛАВА 1. Проблема компетентности в современной педагогической науке и образовательной практике 14-81
1.1. Компетентность как свойство личности и условие обновления современного образования 14-29
1.2. Сущность и структура профессионально-педагогической компетентности 29-56
1.3. Методическая компетентность в контексте педагогической деятельности преподавателя среднего профессионального
учебного заведения 56-81
Выводы 81-82
ГЛАВА 2. Методическая компетентность преподавателя как условие качества обучения студентов среднего профессионального учебного заведения 84-162
2.1. Факторы устойчивого развития методической компетентности преподавателя среднего профессионального учебного заведения... 84-105
2.2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию методической компетентности преподавателя колледжа в
условиях профессиональной деятельности 106-147
2.3. Результаты исследования и их обсуждение 147-162
Выводы 162-164
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 165-168
ЛИТЕРАТУРА
Актуальность исследования. В условиях экспоненциального роста научного знания, ускорения социальной динамики проблема профессиональной компетентности приобретает особую значимость.
В рамках научных представлений о профессионально-педагогической компетентности сформировались несколько направлений в определении ее сущности, структуры, функций. Основными из них являются личностно - профессиографический и профессионально-деятельностный. В целом они основаны на психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) и поэлементном анализе педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина).
Необходимость непрерывного совершенствования профессионального уровня преподавателей в условиях быстрого устаревания имеющегося педагогического опыта, появления новых педагогических технологий актуализировала проблему совершенствования методической компетентности как ведущего структурного компонента профессионально-педагогической компетентности.
Актуальность проблемы развития методической компетентности преподавателя среднего профессионально-образовательного учреждения продиктована следующими обстоятельствами:
- в условиях современного образовательного плюрализма особенно важно, чтобы преподаватель уверенно ориентировался в многообразии современных научно-педагогических подходов и методических решений, чтобы он мог не только использовать и адаптировать готовые методические решения, но и самостоятельно выполнять научно-методическую работу;
- только во взаимосвязи с развитием методической компетентности можно сформировать устойчивый интерес преподавателя к методической и научно-методической работе;
- именно методическая компетентность преподавателя обеспечивает результативность процесса обучения студентов, поскольку позволяет с научной точки зрения определять и реализовывать принципы, содержание, формы, методы и средства учебно-педагогической деятельности.
Проблема развития методической компетентности преподавателя тесно связана с проблемами более общего характера - развитием профессионально-педагогической культуры, методологической компетентности, научно-исследовательских умений и навыков и др.
В современной научной литературе нашел отражение общетеоретический фундамент изучения проблемы профессиональной компетентности и компетенции (О.А.Абдуллина, М.В.Аверина, С.С.Аверинцев, С.С.Антоненко, А.Г.Асмолов, И.В.Бестужев-Лада, Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, Р.Х.Гильмеева, И.А.Ильин, В.А.Кан-Калик, Л.Н.Коган, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, И.И.Лейман, И.Я.Лернер, Б.Ф.Ломов, В.Я.Ляудис, А.К.Маркова, В.А.Матусевич, Г.В.Мухаметзянова, С.И.Никитин, В.Г.Онушкин, Ю.И.Саенко, М.Н.Скаткин, Г.С.Сухобская, А.Н.Юйтхед и др.). В ней рассмотрены некоторые подходы к структуре, анализу и характеристике социокультурной среды; выявлены проблемы вузовского и послевузовского образования; раскрыты теоретические положения по формированию творческой личности; обоснована структура профессионально-педагогической компетентности; охарактеризована психолого-педагогическая компетентность как сторона и условие развития педагогической культуры и пр.
Однако в подавляющем большинстве выполненных к настоящему времени работ речь идет в основном об учителе или о профессиональной компетентности специалистов, имеющих базовое педагогическое образование. Кроме того, в научных трудах, посвященных анализу профессионально¬педагогической деятельности, методическая компетентность как главная составляющая педагогического мастерства лишь называется, но в теоретическом плане не рассматривается.
методической компетентности преподавателя среднего профессионального образовательного учреждения изучена недостаточно. В педагогике отсутствуют системные исследования уровней и характера развития этого вида компетентности преподавателя на этапе его профессиональной деятельности. До сих пор не разработана целостная модель развития методической компетентности в условиях трансформации современных образовательных технологий.
Анализ литературы и практики позволил конкретизировать некоторые противоречия процесса развития профессионально-методической
компетентности педагога, а именно:
- между необходимостью и потребностью преподавателя обладать этой компетентностью и недостаточной разработанностью теоретических основ процесса ее совершенствования;
- между необходимостью непрерывного совершенствования методического уровня профессионально-педагогической деятельности и существующей системой повышения квалификации работников системы образования;
- между социальным заказом на высоко образованного и компетентного специалиста и инертностью многих преподавателей в отношении приведения своих знаний и умений в соответствие с современными требованиями к образовательному процессу;
- между уникальными возможностями каждой личности и недостаточным их учетом в моделировании и осуществлении форм и методов совершенствования профессиональной, в том числе методической компетентности и др. состоянием образовательной практики:
- во-первых, молодые преподаватели не обладают необходимыми психолого-педагогическими и методическими знаниями, умениями и навыками;
- во-вторых, сегодня все преподаватели среднего профессионально-образовательного учебного заведения независимо от стажа работы испытывают объективную потребность в существенном обновлении своих знаний (независимо от специализации и преподаваемого предмета). При этом каждый второй преподаватель испытывает затруднения методического характера;
- в-третьих, многие преподаватели не знакомы с технологией организации и проведения научно-методической работы, не готовы профессионально к ней, не обладают позицией педагога-экспериментатора.
Таким образом, и образовательная практика подтверждает разрыв между существующим уровнем методической компетенции преподавателя СПУЗа и запросами общества, социальных групп в ее совершенствовании.
В связи с этим назрела необходимость в проведении специального исследования, в рамках которого были бы определены теоретические и методические основы развития методической компетентности преподавателя СПУЗа. С учетом этого определилась проблема настоящего исследования, которая сформулирована нами следующим образом: каковы теоретические основы, формы и методы развития методической компетентности преподавателя СПУЗа в условиях профессионально-педагогической деятельности?
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа современной научно-педагогической литературы обосновать компетентность как свойство личности и условие обновления образования.
2. Уточнить сущность и структуру профессионально-педагогической компетентности; определить содержание понятия методической компетентности преподавателя.
3. Выявить факторы устойчивого развития методической компетентности преподавателя среднего профессионального учебного заведения.
4. Определить формы и методы совершенствования методической компетентности преподавателя в условиях профессиональной деятельности и установить их эффективность опытно-экспериментальным путем.
Гипотеза исследования. Смысл и содержание диссертационной работы связаны с доказательством следующих предположений:
- концептуальной основой процесса развития методической компетенции преподавателя должны выступать гуманистическая образовательная парадигма и ведущие положения культурологического, аксиологического, антропологического подходов к организации и осуществлению профессионально-педагогической деятельности;
- в практике профессионально-педагогической деятельности должны быть созданы эффективные условия обучения преподавателей, имеющих различный уровень компетентности (профессионально-личностный, профессионально-деятельностный, профессионально-творческий);
- выявленные на основе педагогического анализа традиции, предпосылки развития методической компетенции должны адекватно переноситься в практику с учетом современной образовательной ситуации, специфики работы преподавателя и учебного заведения;
- ведущим фактором совершенствования методической компетенции
Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составили: труды, являющиеся общим ориентиром для установления уровней методологического анализа изучаемой проблемы (В.И.Журавлев, В.В.Краевский, В.А.Лекторский, А.М.Новиков, В.Н.Садовский, В.С.Швырев,Э.Г.Юдин и др.), а также исследования по философскому осмыслению современных тенденций в образовании (С.Я.Батышев, А.П.Беляева, Б.С.Гершунский, Г.В.Мухаметзянова, А.М.Новиков, Н.М.Таланчук и др.). В работе использованы материалы, посвященные общенаучным принципам деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина, В.Д.Шадриков, Л.С.Выготский, Г.И.Хозяинов, Г.П.Щедровицкий и др.) и раскрытию интегральных характеристик человека как личности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, И.В.Бестужев-Лада, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, В.А.Ядов и др.). Интерес для выполняемого исследования представляли публикации, посвященные проблемам непрерывного образования (Е.В.Бондаревская, Г.А.Бордовский, В.Г.Воронцова, В.И.Горовая, А.М.Новиков, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, В.М.Розин, А.П.Тряпицына и др.), прогнозирования и проектирования образовательных процессов (Б.С.Гершунский, А.А.Кирсанов, И.А.Колесникова, Н.Б.Крылова, И.Ф.Исаев, А.И.Кочетов, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, С.В.Кульневич, А.К.Маркова, Л.М.Митина, А.А.Орлов, А.А.Реан, В.А.Сластенин и др.).
Ведущими методами исследования явились: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы и нормативной документации в сфере среднего профессионального образования; сравнительный анализ опыта профессионально-педагогической деятельности, представленный в практике работы преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений; опытно-экспериментальная работа по развитию методической компетентности практикующего преподавателя; экспертная оценка результатов опытно-экспериментальной работы; статистическая обработка данных. В качестве частных методов использовались: опрос, наблюдение, анализ документации, тестирование.
База исследования: Ставропольский государственный базовый медицинский колледж, курсы повышения квалификации работников образования.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап (2001-2002 гг.) - осуществлялся анализ научной литературы, выявлялись актуальность и специфика изучаемой проблемы; уточнялся понятийный аппарат исследования, разрабатывалась его методика; проводились наблюдения за педагогической деятельностью преподавателей СПУЗа, выявлялись условия совершенствования методической компетентности педагогов.
2 этап (2001-2003 гг.) - формировалось представление о специфике и принципиальной модели развития методической компетентности преподавателей в условиях профессионально-педагогической деятельности; разрабатывалось содержание курсов повышения методической квалификации преподавателей; осуществлялась разработка технологии их реализации; проводилась опытно-экспериментальная работа.
- впервые разработаны теоретические и методологические основы развития методической компетенции преподавателя среднего профессионального учебного заведения в условиях последипломного образования;
- выявлены основные предпосылки развития методической компетенции преподавателя СПУЗа, которые обусловлены управленческими, структурными, общепедагогическими, критериальными и содержательными причинами;
- разработана модель развития методической компетенции преподавателя СПУЗа, включающая диагностику запросов и потребностей педагогов, вариативное содержание послевузовской образовательной подготовки, отвечающее требованиям науки и практики, и его программно-методическое обеспечение, методы и средства активизации мотивации и готовности преподавателя к повышению уровня профессионализма и профессиональной деятельности, нетрадиционные формы повышения квалификации без отрыва от профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнена сущность понятий «компетенция», «компетентность», «профессионально-педагогическая компетентность» и др.; выявлены структура и содержание понятия «методическая компетентность», дано его авторское определение;
- разработана теоретическая модель процесса развития методической компетентности преподавателя СПУЗа, включающая целеполагание, концептуальный, методологический, содержательный, технологический компоненты; диагностический, аналитический, оценочный этапы;
Практическая значимость исследования: разработаны и апробированы образовательные программы развития методической компетентности преподавателя СПУЗа в условиях профессиональной деятельности; смоделированное содержание дополнительного образования уточняет и дополняет представления преподавателей о системе методической деятельности; вариативность форм и методов развития методической компетентности обеспечивает информационно-познавательный эффект, выступающий главным результирующим показателем учебного процесса.
Сформулированные в диссертации идеи и положения могут использоваться в управлении учебным заведением и при аттестации преподавательских кадров. Результаты исследования внедрены в практику нескольких СПУЗов Ставропольского края и могут использоваться в любом их типе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Развитие отечественной системы образования с необходимостью влечет за собой перестройку деятельности преподавателя, которая все чаще рассматривается с позиции компетенции и компетентности. Для преподавателя среднего профессионального учебного заведения существенно важным является высокий уровень развития методической компетенции, которая создает объективные предпосылки качественных изменений образовательного процесса. Методическая компетентность преподавателя имеет собственную структуру, содержание, удельный вес среди прочих компонентов профессиональной компетентности и связана с реализацией информационно¬ориентационной, моделирующей, мобилизационной, трансляционной, контрольно-оценочной и аналитической функций деятельности педагога.
2. В современных условиях требуется определенного рода пересмотр содержания и форм методической работы преподавателя в направлении усиления ее научной составляющей, которая обеспечивала бы формирование и развитие методической культуры педагога за счет включения его в непрерывный процесс совершенствования психолого-педагогического знания, принципиальной трансформации всех компонентов профессиональной деятельности.
3. Целенаправленное развитие методической компетентности преподавателя может быть обеспечено на этапе его профессиональной деятельности за счет: выявления личностной и профессиональной позиции, ценностных ориентаций, профессиональных запросов, уровня методических знаний и умений, актуализации мотива включения в научно-методическую работу, разработки вариативных образовательных программ и условий их реализации, разнообразных форм и методов коллективной, групповой и индивидуальной творческой деятельности.
4. Эффективность развития методической компетенции преподавателя зависит от создания в педагогическом коллективе положительной психологической атмосферы, свободы выбора форм методической работы, актуализации готовности к повышению профессионального мастерства, возможности творчества.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: непротиворечивостью исходных теоретических и методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; обоснованностью основных положений и выводов, результатами успешно проведенной экспериментальной работы и личным участием в ней автора диссертации; эффективным внедрением полученных результатов в практику учреждений среднего профессионального образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета и профильных кафедр Ставропольского базового медицинского колледжа.
Материалы диссертационной работы нашли отражение в докладах, обсуждавшихся на Международных научно-методических конференциях «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (Сочи, 2002; 2003), региональной научно¬
методической конференции, посвященной 45-летию Ставропольского базового медицинского колледжа (Ставрополь, 1999). Результаты исследования публиковались в «Информационно-методическом вестнике» Ставропольского базового медицинского колледжа (Ставрополь, 2002), научно-практическом журнале «Пульс медицины» (Ставрополь, 2002), отражены в научно-методических и методических материалах автора «Курс лекций по ТИНСП» (Ставрополь, 2000), «Контроль результатов деятельности студентов по спецдисциплине (Ставрополь, 2001),«Модульная конструкция темы» (Ставрополь, 2002), «Оформление реферата» (Ставрополь, 2002), а также использованы в подготовке рекомендаций по организации научно¬методической работы в медицинских колледжах Ставропольского края.
Публикации. По материалам диссертации опубликовано 8 работ.
Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 179 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 225 наименований. Работа иллюстрирована 19 рисунками, содержит 19 таблиц.
Основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенцией.
Теоретический анализ проблемы исследования показал, что производным от термина «компетенция» является термин «компетентность». Если первый означает круг полномочий личности, то второй характеризует ее свойство. И все же в педагогической литературе наиболее употребимым является второй термин. В его определение включаются знания, умения, опыт, теоретико¬прикладная готовность к их использованию.
Опираясь на разнообразные трактовки компетентности, мы приняли следующее определение: это наличие у человека знаний и опыта в какой-либо области, т.е. это общий оценочный термин, обозначающий способность к деятельности «со знанием дела».
В мировой образовательной практике широко используется понятие «ключевые компетентности», которые характеризуются
многофункциональностью, надпредметностью, междисциплинарностью и многомерностью.
В настоящее время не представляется возможным точное определение состава ключевых компетентностей. Тем не менее, в профессиональной педагогике общепринятыми являются: социальная, коммуникативная, социально-информационная, персональная и специальная компетентности. Наряду с ними выделяются ключевые квалификации и ключевые компетенции.
При рассмотрении преподавательской деятельности исследователи обращаются к понятию «профессионально-педагогическая компетентность» (или профессионализм личности), выделяя в ней различные компоненты:
Исследование показало, что методическая компетентность имеет особую значимость для преподавателя среднего профессионального образовательного учреждения. Она проявляется в основных видах деятельности - учебно-методической и научно-методической. Первая связана с повседневной педагогической работой, направленной на организацию и проведение учебно-воспитательного процесса. Вторая - носит исследовательский характер.
Как показало исследование, методическая компетентность имеет собственную структуру, в основе которой лежат дидактические, организационно-аналитические и личностные способности педагога, а компонентами структуры являются профессиональные знания, профессиональные умения и личностные качества.
Исследование подтвердило, что для осуществления методической деятельности особую роль играет методическое мышление преподавателя, под которым мы понимаем особенности мыслительной деятельности, обусловленные характером и видом профессионального труда. Методическое мышление - это определенное видение преподавателем процесса конструирования и организации обучения по конкретной дисциплине, видение обучающегося в контексте изучаемой им учебной дисциплины. Методическое мышление - явление многоуровневое, в нем отражаются конкретные установки, психолого-педагогические знания, профессионально-личностные качества, способы умственных и практических действий. Уровень сформированности методического мышления позволяет охарактеризовать степень развитости методической компетентности преподавателя.
Наше обращение к уровням сформированности методического мышления преподавателей среднего профессионального образовательного учреждения
Интегрированным показателем эффективности труда преподавателя может служить методическая культура, понимаемая нами как высшая форма активности и творческой самостоятельности, как стимул и условие совершенствования учебного процесса, как предпосылка возникновения новых методических идей и путей их решения.
В исследовании были выделены факторы устойчивого развития методической компетентности преподавателя среднего профессионального образовательного учреждения. Главными из них являются культурно-педагогическая атмосфера учебного заведения, организация научно¬методической работы и усиление ее влияния на модернизацию средней профессиональной школы, учет индивидуальных особенностей педагогов при планировании и организации методической работы, опора на инициативу, интересы и возможности личности преподавателя, современные формы и методы повышения квалификации, конкретность и актуальность содержания методической работы и др.
Исследование позволило установить четыре уровня методической компетентности преподавателя - базовый, оптимальный, творческий, исследовательский, каждый из которых характеризуется определенными показателями, характеризующими личность и ее деятельность.
Совершенствование методической компетентности преподавателя должно опираться на изучение профессиональных потребностей педагогов и их интересов. Результаты отслеживания спектра этих потребностей позволило выделить среди них как наиболее значимые: предметные знания; организацию работы со студентами; изучение новых методик и технологий обучения; качество образования как объект управления; психологическое взаимодействие с субъектами образовательного процесса; основные принципы, формы и методы контроля знаний и умений; использование различных средств обучения; информирование о новинках литературы. Существенное значение для организации работы с преподавателями в направлении совершенствования методической компетентности является выявление противоречий и проблем, сопровождающих их деятельность.
Для повышения методической компетентности преподавателя необходима научно обоснованная система психолого-педагогических условий: учет динамики перехода возможного в действительное («Я-настоящее», Я- желаемое», Я-идеальное»); включение преподавателя в методическую деятельность через последовательную смену определенных состояний личности (осознание преподавателем потенциальных особенностей, связанных с системой профессиональных ценностей, адекватное их проявление в деятельности, активное овладение способами и средствами методического моделирования); учет принципа детерминизма (преломление внешнего через внутреннее); определение цели, принципов, этапов, содержания и форм профессионального совершенствования.
Последовательное достижение педагогом высокого уровня развития методической компетентности включает несколько этапов: подготовительный, мотивационно-ценностный, методологический, технологический, рефлексивно-оценочный. Совершенствование методической компетентности преподавателя невозможно без овладения им исследовательским методом и включения в научно-методическую работу. Система овладения исследовательским методом позволяет поэтапно переводить преподавателя с фрагментарного уровня методического проектирования на модульное проектирование и затем - на системное проектирование.
Предложенная в диссертации модель совершенствования методической компетентности преподавателя позволила сформировать устойчивый интерес к проблеме, изменить мотивы участия в дополнительном профессиональном образовании, повлиять на динамику уровней готовности к использованию исследовательского метода в педагогической работе, изменить отношение к творчеству и др.
1. Абросимова Г.В. Теория и практика дидактико-методической подготовки будущих учителей к педагогическому творчеству. - Челябинск, 1996. - С.7.
2. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 1998. - 56с.
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитания. - М., 1986. - С.17.
4. Акмеология / Под ред. А.А.Деркача. - М.: РАГС, 2002. - 681с.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - С.43.
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. - Т. 2. - М., 1980. - С.256-258.
7. Анисимов П.Ф., Байденко В.И. Системы качества среднего профессионального образования в Российской Федерации. Основные направления деятельности по их созданию // Новое качество высшего образования в современной России. - М., 1995. - С.150-158.
8. Анисимов П.Ф. Российское среднее профессиональное образование: проблемы и перспективы // Инновации в Российском образовании. - М., 1999. - С.3-10.
9. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М., 1984. - 104 с.
10. Ахтариева Л.Г. Психологическая подготовленность студентов к профессионально-педагогической деятельности: Автореф. ... канд. пед. наук. - Л., 1978. - 16с.
11. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982. - 192с.
12. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. - М., 1987. - 78с.
13. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика. - 1987. - №2. - С.3-8.
14. Бабанский Ю.К. Развивать разнообразные формы передового
педагогического опыта и творчества учителей / Избранные педагогические соч. - М.: Педагогика, 1989.
15. Багадирова С.К. Методы и средства формирования методологической компетентности будущего преподавателя: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - Майкоп, 2002. - 19с.
16. Багаева И.Д. Профессионализм педагогической деятельности: сущность и структура // Профессионализм педагога. Ч. 1. - Ижевск, С.-Пб, 1992. - С.19.
17. Балл Г.А. Теория учебных задач. - М., 1990. - 183с.
18. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Проблемы педагогической культуры. - М., 1980. - С. 11-12.
19. Батышев Е.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя.
- М., 2003. - 200с.
20. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344с.
21. Бенин В.Л. Теоретико-методологические основы формирования и
развития педагогической культуры: Дисс. ... канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1996. - 249с.
22. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. - 420с.
23. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М., 1988. - С. 68.
24. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 190с.
25. Битиас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая дисгностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. - 1993. - №2. - С.8-14.
26. Блонский П.П. Избр. педагог. и психол. соч.: В 2 т. - М., 1979.
27. Бодалев А.А. О качествах личности, нужных для успешного общения // Личность и общение. Избр. труды. - М., 1983. - С.55-64.
28. Бодалев А.А. О Психологических основах воспитания личности // Вопросы психологии. - 1985. - С.48-53.
29. Бодалев А.А., Столин В.В. Практикум по психодиагностики. - М., 1988. - С.14.
30. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М., 1988. - 864 с.
31. Большой энциклопедический словарь. - М.-СПб, 1997. - 1456 с.
32. Бондаревская Е.В. Концепция совершенствования системы
профессионально-педагогической подготовки учителей в свете требований реформы школы // Теоретико-методологические проблемы учебно-воспитательного процесса в школе и педвузе. - Волгоград: ВГПИ, 1986. - С.175-177.
33. Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф. Программа и методика изучения педагогической культуры учителя. - Ростов н/Д, 1988. - 26с.
34. Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф. Минимальная диагностическая программа изучения педагогической культуры учителя. - Ростов н/Д: РГПИ, 1988. - 28с.
35. Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф., Власова Т.И. Основы педагогической культуры. - Ростов н/Д: РГПИ, 1993. - 16с.
36. Бондаревская Е.В., Власова Т.Ф., Коновальчук В.Н. Экспериментальная педагогика. - Ростов н/Д: РГПИ, 1993. - 9с.
37. Бондаревская Е.В. Уровень педагогической культуры - главное основание для аттестации учителя. - Ростов н/Д, 1994. - 15с.
38. Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру. - Ростов н/Д: РГПИ, 1995. - 175с.
39. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. - 1999. - №3.
40. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Советская педагогика. - 1989. - №8. - С.73-77.
41. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник МГУ. Психология. - 1981. - №2. - С.46-54.
42. Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике // Советская педагогика. -1989. - №12. - С.36-40.
43. Введение в специальность / Под ред. Л.И.Рувинского. - М., 1988. - С. 10.
44. Все начинается с учителя / Под ред. З.И.Равкина. - М., 1983. - 180с.
45. Вяткина З.Н. Индивидуальный стиль в педагогическом мастерстве учителя. - Пермь, 1979. - 74с.
46. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии. - 1987. - С. 111-117.
47. Гегель Г.Ф. Энциклопедия философской науки. Наука логики. - М., 1974.- Т.1. - С.322.
48. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М.:
Совершенство, 1998. - С.69.
49. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993. - С.41.
50. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. - М.: Просвещение, 1965. - 260с.
51. Горбатов Д.Е. Тестирование учебных достижений: Критериально-ориентированный подход // Педагогика. - №4. - 1995. - С.9-14.
52. Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. - Ставрополь, 1995. - 160с.
53. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М., 1990. - 142с.
54. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. - М., 1993;
55. Гроу М. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972. - С.71.
56. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.4. - М.,1994. - 688 с.
57. Данильченко В.М. Педагогические условия индивидуально-творческой подготовки будущего учителя: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1993. - 236с.
58. Деркач А., Зазыкин В., Синятин Ю. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих. - М., 1999 - С.49.
59. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1981. - 157с.
60. Добудько А.В. Профессиональная компетентность учителя в информационном обществе: структура, содержание, принципы
формирования: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - Самара, 2000. - 22 с.
61. Довба А.С. Профессия // ГСЭ: В ЗО т. - М., 1975. - Т.21. - 155с.
62. Додонов Б.И. О системе «Личность» // Вопросы психологии. - 1985. - №3.- С.36-45.
63. Егорова Т.Е. Аутопсихологическая компетентность личности педагога // Вестник Учебно-метод. объедин. по профессионально-педагог. образов. - №2 (29). - 2001. - С. 67.
64. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. - М., 1986. -143с.
65. Елканов С.Б.Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 189 с.
66. Ерецкий М.И., Чекулаев М.А. Система контроля качества подготовки студентов, обеспечивающая требования государственных стандартов. - М., 1994. - С. 18.
67. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. - М., 1980. - 96с.
68. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. - М., 1987. - 68 с.
69. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя // Советская педагогика. - 1988. - №1. - С.70-75.
70. Загвязинский В.И. Опосредованное влияние методологии на практику // Советская педагогика. - 1990. - №3. - С.65-67.
71. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. - М., 1979. - 343с.
72. Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Педагогика, 1989. - 280с.
73. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2000. - 284с.
74. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М., 1987. - 207с.
75. Иванова Е.М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров // Вестник МГУ; Психология. -1989. - №3. - С.13-20.
76. Иванова Т.В. Формирование педагогической культуры будущих учителей в учебном процессе (на материале дисциплин педагогического цикла): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Луганск, 1991. - 18с.
77. Исаев И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., 1994. - 160с.
78. Ительсон Л.Б. Психологические теории научения и модели процесса обучения //Советская педагогика. - 1973. - №3. - С.83-95.
79. Каджаспирова Г.М., Каджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
80. Кальней В.А., Кузнецов В.М., Горовский Ю.М. Подготовка молодежи к труду в системе непрерывного образования. - М., 1994. - С.19.
81. Канн-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. - Грозный, 1976. - 286с.
82. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. педагог. соч. - М., 1982.
83. Качан Г.А. Личностно-педагогическая саморегуляция как часть педагогической культуры учителя: Дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 1995. - 173с.
84. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. - Казань, 1969. - 123с.
85. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1988. - 200с.
86. Князева Л.Е. Формирование опыта творческой педагогической
деятельности у студентов педвуза: Дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д.,1990. - 244с.
87. Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. ... канд. психол. наук. - Л., 1980. - 19с.
88. Койнова Ю.В. Формирование профессиональной компетентности социальных работников в процессе вузовского образования: Дисс. . канд. пед. наук. - М., 1996. - 168с.
89. Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1978. - 367с.
90. Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. - М., 1989. - 206с.
91. Кондратко И.И. Диверсификация профессионального образования // Специалист. - 1998. - №11. - С.15-16.
92. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М., 1980. - 256с.
93. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. - М., 1986. - 118с.
94. Краткий словарь иностранных слов / Под ред. И.В. Лехина и Ф.Н.Петрова. - М., 1952. - С.191.
95. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантинина. - М.: Политиздат, 1982. - 431с.
96. Кузнецов А.А. Проблемы оценки достижения требований
образовательных стандартов // Образовательные стандарты и контроль качества образования. - Вологда, 1996. - С.60-66.
97. Кузьмина Н.В., Гинецинский В.И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя // Советская педагога. - 1982. - №3. - С.63-66.
98. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985. - 32с.
99. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. - М., 1986. - 183с.
100. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. - М., 1989. - 118с.
101. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. - Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. - 160с.
102. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М., 1985. - 128с.
103. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. - 1986. - №2. - С.27-28.
104. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. - М., 1990. - 159с.
105. Кухарев Н.В., Решетько В.С. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества. - Мн., 1996. - С.74.
106. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. - М., 1994. - С.31-40.
107. Левитес Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. - М. - Воронеж, 2003. - 320с.
108. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 304с.
109. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979. - 47с.
110. Ломов Б.В. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984. - С.17.
111. Макаренко А.С. Собр. соч. в 7 т. - М.: АПН РСФСР, 1957-1958. - Т.5. - С.105; Т.7. - С.402.
112. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М., 1983.
113. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192с
114. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации личности учителя // Психология учителя. - М., 1990. - 192с.
115. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - С.61.
116. Маслов В.И. Теория и методика педагогического руководства непрерывным повышением компетентности директора школы. - Киев,1991.
117. Матейко А. Условия творческого труда. - М., 1970. - 303с.
118. Методы системного педагогического исследования. - Л., 1980. - 172с.
119. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. - 1990. - №3. - С.58-64.
120. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994. - С.27.
121. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. .Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. - М., 1981. - С.29.
122. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е.Э. Смирновой. - Л., 1984. - 177с.
123. Мосолов В.А. Формировать методологическую культуру учителя // Советская педагогика. - 1990. - №3. - С.67-69.
124. Мышление учителя / Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. - М.,1990. - С.41-44.
125. Найн А.Я., Общенаучные понятия в педагогике // Народное образование,1992, №7. - С.7.
126. Невский И.А. Трудный успех. - М., 1991. - С.79.
127. Нечаева Е.А., Райгородская И.А. К вопросу оценки студентами профессиональных и личностных качеств учителя // Вопросы психологии личности и деятельности студентов. - Иркутск, 1978. - С.100-104.
128. Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1986. - 21с.
129. Новик И.А. Формирование методической культуры учителя математики в пединституте. - М., 1991. - С.72.
130. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 272с.
131. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1990.
- С.69.
132. Орлов А.А. Формирование педагогического мышления // Сов. педагогика.
- 1990. - №1. - С. 82-86.
133. Осипова В.К. Структура педагогического мышления учителя // Вопросы психологии. - 1987. - №5. - С.144-146.
134. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1986.
135. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. - М., 1989. - 302с.
136. Палтышев Н.Н. Достижение педагогического мастерства. - М., 2002. - С.10.
137. Парыгина А.А. Проблема удовлетворенности профессией // Научно-техническая революция и социальная психология. - М., 1981. - С.39-41.
138. Педагогическая система преподавания общетехнических дисциплин. - М.: Педагогика. - Пресс, 2002. - С.33-35.
139. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 527с.
140. Петрова Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. - Казань, 1982. - 194с.
141. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. - М., 1989. - 216с.
142. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. - №4. - 1984. - С.17.
143. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. - 256с.
144. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. - М., 1970. - 264с.
145. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М., 1972. - 312с.
146. Плотницкая Е.Е. и др. Организация и функционирование научно-методической службы в региональном многопрофильном колледже // Среднее профессиональное образование. - №3. - 2001. - С.27-31.
147. Подготовка техников в новых экономических условиях / Под ред. С.Я. Батышева, Б.С.Гершунского, Л.Г. Семушкиной. - М., 1993. - С.8.
148. Поздняк Л.В. Профессиограмма как качественно-описательная модель старшего воспитателя дошкольного учреждения // Совершенствование профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания. - М., 1986. - С.14-33.
149. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М., 1976. - 280с.
150. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. - М., 1983. - 259с.
151. Попова Е.В. Психолого-педагогическая компетентность как условие повышения педагогической культуры: Дисс. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 1995. - 185с.
152. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. - Казань, 1989. - 204с.
153. Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. - М., 1983. - С.17.
154. Поташник М.М., Лазарев В.С. Управление развитием школы. - М.: Новая школа, 1995. - 462с.
155. Прохоров А.О. Психологические состояния учителя и продуктивность урока // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С.49-55.
156. Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева и С.А. Шапоринского. - М.: Высшая школа, 1997. - 512с.
157. Профессиональная педагогика. - М.: Профессиональное образование, 1999. - 904с.
158. Профессиональная деятельность молодого учителя / Под ред. С.Г.Вершловского, Л.Н.Лесохиной. - М., 1982. - 145с.
159. Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя // Вопросы психологии. - 1987. - №6. - С.61-77.
160. Психологические проблемы самообразования учителя / Под ред. Г.С.Сухобской. - Л., 1986. - С.5.
161. Психология труда учителя. - М., 1993. - С.28.
162. Психология прогностических умений и способностей / Сост. Л.В. Регуш, 1984. - 295с.
163. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы // Школьные технологии. - 1999. - №3. - С.151-157.
164. Раченко И.В. НОТ учителя. - М., 1982. - 318с.
165. Раченко И.П. Диагностика развития педагогического творчества учителя.
- Ставрополь, 1992. - 184с.
166. Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии. - 1990. - №2. - С.77-81.
167. Резер Т.М. Об акмеологическом аспекте профессионализма
преподавателей среднего профессионального образования // Вестник учебно-методического объединения по профессионально¬
педагогическому образовании. - №2 (29). - 2001. - С.128.
168. Резер Т.М., Вторина Г.В., Ершова О.В. Профессиональная компетентность выпускников средней медицинской школы: акмеологический подход // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. - №2 (29). - 2001. - С.189.
169. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. - М., 1985. - 207с.
170. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. - М., 1990. - 111с.
171. Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. - Ростов н/Д, 1994. - 240с.
172. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1984. - 363с.
173. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. - 1990.
- №1.
174. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. - М., 1957. - 329с.
175. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976. - 423с.
176. Рубинштейном С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т.1. - 488с.; Т.2. - 322с.
177. Руднева Т.И. Исследование процесса формирования основ
педагогического профессионализма студентов университета //Педагогика. - 1997. - №1. - С.40.
178. Рутенберг Д. Психодиагностика как необходимая составная часть педагогического мастерства учителя // Вопросы психологии. - 1984. - №4.- С.149-152с.
179. Седова Н.В. Научно-практические основы овладения педагогической культурой в образовательном процессе средней школы. - Спб., 1997. - С.7.
180. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. - 1983. - №2.
- С.35-42.
181. Семенова И.И. Педагогические условия повышения профессионального мастерства преподавателей вуза в процессе перехода к университетскому образованию: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 2002. - 27с.
182. Сергиенко И.М. Ценностные ориентации личности современного учителя в педагогическом процессе // Психология учителя. - М., 1989. - С.42-43.
183. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. - М., 1995. - С.21.
184. Симонов В.П., Иванова Т.П., Николаева В.С. Аттестация учителя на диагностической основе // Мир психологии. - 1996. - №1. - С.14.
185. Синицына И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. - М., 1983. - 99с.
186. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М., 1986. - 150с.
187. Скок Г.Б. Совершенствование педагогического мастерства преподавателей вузов. - М.: НИИВШ, 1986. - С.10.
188. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. - 1990. - №7. - С.82-88.
189. Сластенин В.А., Филиппенко Н.И. Профессиональная культура учителя. - М., 1993. - С.4.
190. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Школа-Пресс, 1997. - С.40.
191. Словарь иностранных слов и выражений. - М., 1997. - 602с.
192. Собкин В.С., Писарский П.С., Коломиец Ю.О. Учительство как социально-профессиональная группа. - М., 1996. - С.31.
193. Совершенствование профессиональных знаний и умений учителя в процессе повышения квалификации / Под ред. Т.Г.Браже, А.Я.Марона. - М., 1982. - 71с.
194. Современный словарь иностранных слов. - С.-Петербург, 1994. - С.308.
195. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2001. - 928с.
196. Сорока-Росинский В.Н. Школа Достоевского. - М., 1978. - С.39.
197. Спирин Л.Ф. Основы педагогического анализа. - Ярославль, 1985. - 271с.
198. Стайнов Г.Н. Педагогическая система преподавания общетехнических дисциплин. - М.: Педагогика - Пресс, 2002. - 36с.
199. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. - 286с.
200. Стоунс Э. Психодиагностика. - М., 1984. - 471с.
201. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы // Избр. произв. В 5 т. Т.4. Киев: Рад. школа, 1980. - С.413-656.
202. Тарасевич Н.Н. Обретение педагогического мастерства // Советская педагогика. - 1980. - №11. - С.27-31.
203. Творческая направленность деятельности педагога / Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. - Л., 1978. - 102с.
204. Теплов Б.М. Избр. труды: в 2 т. / Ред. - сост. С.С.Стивенс. - М., 1985. - Т.1. - С.224.
205. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994. - С.37.
206. Филиппов А.В., Ковалев С.В. Ситуация как элемент психологического тезариуса // Психологический журнал. - 1986. - №1. - С.49.
207. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее
профессионализации / Вопросы психологии. - 1997. - №2. - С.91.
208. Формирование творческих способностей: Сущность, условия,
эффективность // Сб. науч. тр. - СПб: СИПИ, 1990. - 153с.
209. Харьков В.Н. Педагогическая импровизация // Советская педагогика. - 1989. - №9.
210. Цуканова Е.В. Психологические особенности затрудненного общения в условиях совместной деятельности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1980.
211. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 1992. - 21с.
212. Чошанов М. Что такое педагогическая технология // Школьные технологии. - №3. - 1996. - С.21.
213. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. - Ярославль, 1979. - С.57-58.
214. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982. - С.29-40.
215. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. - СПб., 1997. - 188с.
216. Шишов С.Е. Образовательные стандарты и контроль качества // Сб. выступл. и статей российских, голландских и датских экспертов «контроль качества в образовании». - Пермь, 1996. - С.13.
217. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования //Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - №2. - С.17.
218. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Педобщество России, 2000. - С.78.
219. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентный подход к образованию как необходимость // Мир образования - образование в мире. - 2001. - №4. - С.8-12.
220. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М.:
221. Щедровицкий П.Г. Пространство свободы // Народное образование. - №1. - 1997. - С.7.
222. Энциклопедия профессионального образования. - М., 1998-1999.
223. Dieterich R., Elbing E., Peagitsch I., Ritcher H. Psychologie derLehrerptsonlichkeit. Munchty, Basel: E. Reinhardt Verlag, 1983. - S. 50-51.
224. Brunner R. Lehrertraining - Gerundlagen, Verfahren, Ergebnisse. Munchen. E. Reinhardt Verlag, 1976. - S. 36.
225. Doring K.W. Lehrerverhalten und Lehrerberuf. Beltz, 1977.