Введение
Глава 1. Американская модель государственного вмешательства в
сферу труда и ее эволюция (1920 – 1990-е гг.)
1. Становление и развитие системы государственного регулирования
трудовых отношений в США (1930 – 1970-е гг.) 27
2. Государственная политика в области занятости и безработицы в
США: главные функции и особенности 51
3. Основные тенденции, развивающиеся на американском рынке рабочей
силы 66
Глава 2. Профсоюзное движение в США на современном этапе: влияние
на рынок труда
1. Эволюция профсоюзного движения в США в 1980 – 1990-е гг. 84
2. Проблема занятости организованных рабочих и методы ее решения в
современных условиях 102
3. Взаимоотношения профсоюзов с администрацией Дж. У. Буша после
террористических актов 11 сентября 2001 г. и проблема занятости 118
Глава 3. Деятельность администраций У. Клинтона и Дж. У. Буша по
повышению уровня занятости в США
1. Законодательные инициативы администрации У. Клинтона в сфере
занятости и безработицы 135
2. Мероприятия администрации Дж. У. Буша по увеличению занятости в
стране в 2001 – начале 2002 гг. 152
3. Проблема занятости и безработицы в США в начале XXI века 167
Заключение 185
Библиография 19
Государственная политика в области занятости и безработицы является
одной из наиболее важных составляющих сферы трудовых отношений в
США. В этой области существует постоянная необходимость в
регулирующей и стимулирующей функции государства. Главной целью
государственной политики в сфере труда является своевременный контроль и
поддержание правильного функционирования рыночного механизма.
Выделяются две основные функции государственного регулирования рынка
рабочей силы в США:
• контроль над ростом резервной армии труда;
• профессиональная подготовка и переподготовка рабочей силы, развитие
системы образования, медицинского обслуживания и др.
Основными направлениями государственной политики в сфере
занятости и безработицы являются:
• государственные программы, направленные на стимулирование роста
уровня занятости и увеличения количества рабочих мест;
• программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
• программы, имеющие своей целью поддержание найма рабочей силы (это
направление особую важность приобретает в последнее время);
• государственные программы социального страхования по безработице.
Актуальность темы. Сфера занятости и безработицы является
чрезвычайно важной и многоплановой областью американской
экономической, социальной и общественно – политической жизни.
Постоянное и масштабное государственное регулирование занятости и
безработицы, существующее в Соединенных Штатах, определяет многие
тенденции в этой сфере, в частности, отражается на изменениях количества4
занятых и безработных, мобильности рабочей силы, масштабах и динамике
показателей безработицы и занятости.
На протяжении 1990-х годов происходило постоянное снижение
уровня безработицы, впервые за последние 30 лет этот показатель опустился
ниже отметки 5%, а в октябре 2000 года уровень безработицы был
зафиксирован на рекордно низкой отметке в 3.9%. Можно со всей
уверенностью утверждать, что в конце ХХ века в США была достигнута
полная занятость. Однако после террористических актов 11 сентября 2001 г.,
в результате массовых увольнений уровень безработицы резко подскочил,
достигнув в сентябре 2002 г. отметки в 5.6%. Во время пребывания у власти
администрации У. Клинтона чрезвычайно быстрыми темпами шел прирост
новых рабочих мест: так, на протяжении 1990-х гг. было создано более 22
млн. дополнительных рабочих мест. Однако на рубеже XX – XXI веков в
Соединенных Штатах остается целый ряд нерешенных социальноэкономических проблем: по данным Бюро трудовой статистики
Министерства труда США в настоящее время около 8 млн. американцев
являются безработными. Прямо и косвенно с состоянием рынка труда
связаны такие вопросы как бедность, по данным официальной статистики
охватывающая 13% американского населения, и отсутствие медицинского
страхования у более чем 44 млн. американцев. Безработица и неполная
занятость до сих пор остаются чрезвычайно важными проблемами для
представителей национальных меньшинств и мало квалифицированных
работников.
Объект исследования – государственная политика США в области
занятости и безработицы на рубеже веков.
Предметом исследования является осуществление преобразований в
сфере труда и трудовых отношений администрациями У. Клинтона и Дж. У.
Буша, современное состояние профсоюзного движения в США, а также
процессы, происходящие на рынке рабочей силы.5
Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1993 по
2001 гг. 1993 г. – начало реформаторской деятельности демократической
администрации У. Клинтона; 2001 г. – первоначальный этап президентства
республиканца Дж. У. Буша.
Во-первых, именно рубеж веков ознаменовался изменением
приоритетов развития американского общества и, соответственно, целей
политики США. Несмотря на то, что вопросы внешней политики занимали
видное место в деятельности администрации Клинтона и играют важную
роль в начале XXI века, проблемы внутренней политики и особенно
государственного регулирования занятости и безработицы вышли на
повестку дня в конце второго срока администрации демократов и остаются
чрезвычайно актуальными на рубеже веков.
Во-вторых, на рубеже XX – XXI веков в Соединенных Штатах были
приняты основные законодательные инициативы, направленные на
увеличение уровня занятости в стране. В исследуемый период
государственное вмешательство в сферу труда и трудовых отношений в
США приобрело значительные размеры.
В-третьих, профсоюзное движение, в значительной степени влияющее
на формирование рынка рабочей силы, именно на рубеже веков претерпело
весьма серьезные изменения, что выразилось в постоянном снижении
количества работников-членов профсоюзов, трансформации отношений
профсоюзного руководства с президентской администрацией, а также
изменении основных требований участников профсоюзного движения в
связи с развитием процессов экономической интеграции и глобализации.
Степень изученности темы. Проблемы внутренней политики США и,
в частности, государственного вмешательства в сферу труда и трудовых
отношений во второй половине прошлого столетия привлекали внимание
многих отечественных и зарубежных исследователей. В конце 1970-х гг. в
Соединенных Штатах сформировалось отдельное направление истории и6
историографии, ставящее в центр исследований вопросы социальноэкономической политики, включающие в себя проблемы занятости и
безработицы. В основном, представители этого направления использовали
методы социологии, антропологии, демографии, политологии и других
современных общественных наук. Оно получило название «новая
историческая наука» и впитало в себя идеи двух крупных направлений
американской историографической науки – «новой экономической истории»
и «новой социальной истории». В 1980-е гг. направление «новой социальной
истории» пользовалось наибольшим влиянием в исторических кругах США и
только в конце десятилетия уступило неоконсервативному направлению.
Значительное количество работ американских историков представляет
собой общетеоретические труды, освещающие специфику и эволюцию
государственного регулирования трудовых отношений и социальной
политики в Соединенных Штатах. В ряде работ, изданных в США в
последнем десятилетии, исследование американской действительности конца
1980-х – начала 1990-х гг. выступает основой для проведения
стратификационного анализа социального положения американцев. Среди
них неординарность, критичность подхода к анализу внутриполитического
развития США выделяет работы профессора П. Кеннеди, видного
американского политолога и историка М. Паренти и профессора С.
Хантингтона. Они выступают участниками дискуссии между
представителями американского либерального и консервативного
направлений, предметом которой являются перспективы политического
развития США; также эти ученые высказывают сомнения в положительности
динамики внутреннего развития и позитивности эволюции социальной
системы.
Проблеме занятости и безработицы, а также области труда и трудовых
отношений посвящена работа К. Ланга и Дж. Леонарда «Безработица и7
структура рынков труда».1 Исследование американских авторов охватывает
1970 – первую половину 1980-х гг. Работу Ланга и Леонарда отличает
проблемный принцип построения, тщательный анализ и критический подход
в рассмотрении основных правительственных программ по увеличению
уровня занятости.
В конце 1980 – начале 1990-х гг. большое внимание американские
историки уделяли проблемам профсоюзного движения, что было связано с
переменами, происходящими в рядах профсоюзов США. В 1987 г. была
издана книга С. Ларсона и Б. Ниссена «Теории рабочего движения».2 Эта
книга может быть использована и как источник, т.к. в ней собраны
фрагменты выступлений профсоюзных лидеров, теоретиков и руководителей
международного рабочего движения в разные годы с комментариями
авторов. Американские историки разделяют теории на две группы: первая
рассматривает профсоюзы в понятиях антагонистической классовой борьбы
и революционной перестройки общества; вторая характеризует рабочее
движение как неантагонистическую группу интересов среди других групп,
добивающихся своих целей, которые далеки от революции. В работе
используется формационный подход к рассмотрению проблем профсоюзного
движения.
В 1991 г. выходит книга двух авторов, А.Слоун и Ф.Уитни под
названием «Трудовые отношения», в которой дается обзор профсоюзного
движения в США после Второй мировой войны. Американские историки
особо обращают внимание на такие проблемы как профсоюзы в
государственном и частном секторе, отношения членов профсоюзов и
предпринимателей, история АФТ – КПП, профсоюзы и женщины,
афроамериканцы в структуре профсоюзного движения, основные
законодательные акты, имеющие отношение к сфере труда, процесс
1 Lang K., Leonard T. Unemployment and the Structure of Labor Markets. N.Y., 1987.
2 Larson S., Nissen B. Theories of the Labor Movement. Michigan.1987.8
заключения коллективных договоров; большой раздел посвящен
администрации Р. Рейгана и ее взаимоотношениям с руководителями
американских профсоюзов.3 В начале работы авторы рассматривают основы
трудовых – управленческих отношений (labor-management relations); затем
они переходят к анализу исторических, законодательных и структурных
особенностей трудовых отношений. Важность работы американских
историков заключается в том, что в ней представлена эволюция
профсоюзного движения в США во второй половине XX века, дан
подробный анализ структуры профсоюзных организаций, а также
рассмотрены взаимоотношения профсоюзов с президентской
администрацией.
Среди монографических работ американских авторов 1990-х гг.,
посвященных анализу государственной политики в сфере занятости и
безработицы в США на протяжении двух последних десятилетий XX века
видное место занимает монография Рональда Эренберга, в которой дается
сравнительный анализ основных экономических показателей в США и
Западной Европе: уровень безработицы и занятости, инфляции и т.п.4 Автор
монографии является профессором Корнельского Университета, занимается
исследованием экономики, промышленных и трудовых отношений. В книге
подробным образом рассматриваются такие проблемы как: общая
характеристика рынка труда в США, социальное страхование, в том числе
страхование по безработице, программы обучения и переобучения рабочих,
политика правительства в отношении эмигрантов, заключение коллективных
договоров и участие в них трудящихся. По мнению автора, рынок труда –
очень сложный феномен, имеющий большое количество отличительных
признаков, влияющих, с одной стороны, на развитие американской
экономики в целом; с другой – на процессы экономической интеграции и
3 Sloane A, Witney F. Labor Relations. New Jersey,1991.
4 Еhrenberg R. Labor Market and Integrating National Economies.W.,1994.9
глобализации. С точки зрения Р. Эренберга, важнейшей проблемой
экономической жизни Соединенных Штатов является огромный наплыв мало
квалифицированных работников – законных и незаконных иммигрантов.
Стоит также отметить работу С. Стайна «Президентская экономика»,
касающуюся вопросов занятости и безработицы. В этом исследовании была
предпринята попытка проследить эволюцию экономической истории от Г.
Гувера до У. Клинтона.5 В работе Стайна много схем, графиков, таблиц,
однако автор берет большие периоды времени (скажем, 1949 – 1965 гг. или
1965 – 1981 гг.), что затрудняет работу исследователя. Главная цель
государственной политики в сфере труда, с точки зрения американского
историка, заключается в обеспечении полной занятости и создании
наибольшего количества новых рабочих мест.
В конце XX века в США был издан ряд научных работ, содержащих
анализ внутренней и внешней политики первой администрации президента
У. Клинтона.6 Вопросам внутриполитического курса демократов была
посвящена одна глава, автор которой – Р. Рэктор – изучал особенности
реализации социальных программ Клинтона, в том числе касающихся сферы
занятости. Исследованию Рэктора свойственно неоконсервативное
восприятие социальной истории Соединенных Штатов. Он использует
критический подход в рассмотрении функционирования основных
социальных программ и концентрирует внимание на роли администрации и
президента в выборе реформаторского пути.
Крупными отечественными исследователями, изучающими проблемы
американского профсоюзного движения, являются М.И. Лапицкий и Я.Н.
Керемецкий. В работе Лапицкого «Профсоюзы США: политические
традиции и современность» анализируются основные тенденции и формы
развития политической деятельности профсоюзных организаций в США. На
5 Stein H. Presidential Economics. W., 1994.
6 Priorities for the President / Ed. by S.M. Butler and K.R. Holmes. N.Y., 2000.10
большом фактическом материале, значительная часть которого впервые была
введена в научный оборот, автор раскрывает экономические, политические,
исторические, социально-психологические и другие предпосылки,
определяющие сильные и слабые стороны деятельности профсоюзов на
политической арене Соединенных Штатов. В монографическом
исследовании Керемецкого под названием «Политическое сознание рабочего
класса США» рассматриваются основные особенности эволюции
общественно-политического сознания рабочего класса США в послевоенный
период (1950 – 1980-е гг.) Автор проводит анализ влияния экономической и
социальной политики государства на политическое положение американских
работников.
Обращаясь к диссертационным исследованиям, следует отметить, что
ни одно из них не повторяет заявленной темы. Большинство соискателей
изучали более ранние периоды истории США или рассматривали вопросы,
частично примыкающие к проблемам данного исследования. Так, например,
диссертация К.Д. Ростиашвили под названием «Государственное
регулирование трудовых отношений в США: теория и практика
политического управления» посвящена исследованию процессу
формирования и развития либерально – демократической модели влияния
американского государства на сферу труда и трудовых отношений,
взаимосвязи доктрины либерализма с категориями этатизм и антиэтатизм, а
также истории практики компромиссного регулирования трудовых
конфликтов и функционирования НУТО (Национального Управления по
Трудовым Отношениям) и ФСПП (Федеральной Службы Посредничества и
Примирения). Предметом исследования у Ростиашвили выступают
современный управленческий процесс, основы моделей государственного
регулирования индустриальных отношений и их применение, трудовое
законодательство и коллективно – договорной процесс, а также
взаимодействие труда и капитала. Основные выводы автора заключаются в11
том, что либерально – демократическая модель государственного
регулирования трудовых отношений является неотъемлемой частью схемы
политического управления в США; государственное регулирование в США
опирается на либеральную доктрину, сочетающую принципы этатизма и
антиэтатизма; либеральному государству удалось повлиять на формирование
современной культуры социальной демократии; сконцентрировавший
огромные ресурсы капитал стремился использовать государство в своих
частных интересах; ФСПП и НУТО позитивно содействовали достижению
стратегических целей индустриального общества.
В отечественной историографической науке, также как и в
американской, отдельные проблемы государственной политики в сфере
занятости и безработицы в США на рубеже веков наиболее полно и подробно
раскрываются в исследованиях, результаты которых отражаются не в
монографических трудах, а в научных статьях и аналитических обзорах.
В ракурсе исследования вмешательства американского государства в
сферу труда особую ценность приобретают периодические издания. Узкая
специализация большинства авторов, регулярно издающих свои работы в
журналах «США * Канада: Экономика, Политика, Культура» (до 1 января
1999 г. журнал назывался «США – Экономика, Политика, Идеология»),
«Мировая Экономика и Международные Отношения», «Новая и Новейшая
История» способствует проведению глубокого анализа развития отдельных
вопросов государственного регулирования. Эволюция их взглядов, легко
выявляемая за период 1993 – 2002 гг., является лучшим источником для
раскрытия трансформации восприятия сущности и специфики
государственной политики в области занятости и безработицы в США
отечественной наукой.
Проблемы социально-экономической жизни США являются предметом
исследований доктора экономических наук В.Б. Супяна. В них освещаются
такие вопросы как государственное регулирование экономики Соединенных12
Штатов, современное состояние рынка труда, образование, развитие
собственности американских работников, процессы экономической
интеграции и глобализации и др.7 Специалистом Института США и Канады
по вопросам развития системы социального обеспечения и государственного
регулирования этой системы выступает доктор экономических наук Л.Ф.
Лебедева.8
Доктор исторических наук, профессор А.А. Попов фокусирует свои
исследования на анализе функционирования пенсионной системы
Соединенных Штатов, а также современной системы социального
страхования.9 Большой вклад в исследование отдельных компонентов
трудовых отношений внесла кандидат исторических наук С.А. Червонная.10
Принимая во внимание тот факт, что отечественной наукой накоплен
богатый опыт изучения внутренней политики Соединенных Штатов,
отметим, что ряд аспектов государственной политики в сфере труда и
занятости на протяжении последнего десятилетия остался слабо изученным:
влияние государства на область занятости и безработицы; структурные
особенности американского рынка труда и его эволюция; процессы,
происходящие в профсоюзном движении США и влияние этих процессов на
сферу занятости; взаимоотношения президентской администрации с
руководителями профсоюзов; законодательные инициативы,
7 Супян В.Б. Американская экономика: новые реальности и приоритеты.М.,2000; Супян В.Б. Сфера труда в
США: новые тенденции//США – ЭПИ.1998.№6; Супян В.Б. Образование в США: состояние и приоритеты
развития//США*Канада:ЭПК.2000.№1; Супян В.Б. Глобализация американской экономики и ее
последствия//США*Канада:ЭПК.2001.№5; Супян В.Б. Роль государства в американской
экономике//США*Канада:ЭПК.2002.№1.
8 Лебедева Л.Ф. Социальная политика в отношении престарелых//США – ЭПИ.1997.№7; Лебедева Л.Ф.
Проблемы социального обеспечения: новые подходы и решения//США*Канада:ЭПК.1999.№5; Лебедева
Л.Ф. Политика трудоустройства социально уязвимых групп населения в США//США*Канада:ЭПК.2001.№9.
99Попов А.А. Пенсионные системы США и России: эволюция и попытка
реформ//США*Канада:ЭПК.2001.№3; Попов А.А. Социальная политика как гарант политической
стабильности//Политическая система США: актуальные измерения.М.,2000.
10Червонная С.А. Новые аспекты регулирования трудовых отношений в США//США – ЭПИ.1995.№2;
Червонная С.А., Попов А.А. США: административно – правовой механизм регулирования социальных
конфликтов. М.,1998.13
разрабатываемые правительством Соединенных Штатов с целью увеличения
уровня занятости в стране и др.
Значительное внимание проблеме государственного регулирования
сферы труда и занятости уделяют в институте Мировой Экономики и
Международных отношений. Кандидат экономических наук Н.Т.
Вишневская подробным образом анализирует рынок труда в США и странах
Западной Европы, отраслевой состав рабочей силы, методы борьбы с
безработицей и другие вопросы, касающиеся сферы занятости.11 В
соавторстве с другими сотрудниками института Вишневская рассматривает
экономические итоги администрации Клинтона, а также перемены,
происходящие в последнее время в трудовых отношениях и американском
профсоюзном движении.12
Особое место в отечественной историографической науке конца XX –
начала XXI веков занимает анализ внутриполитического курса Клинтона и
итоги двух администраций демократов. Этой теме посвящены статьи С.М
Рогова, А.И Дейкина, В.Г. Клинова, О.П. Богачевой.13
Таким образом, как в американской, так и в отечественной
историографической науке на протяжении последних двух десятилетий XX
века было издано большое количество исследований, касающихся сферы
занятости и безработицы, а также вмешательства со стороны американского
государства в эту область. Авторы этих работ, историки и экономисты,
затрагивали различные аспекты данной проблематики. В теме
диссертационной работы остается еще много белых пятен, и основная задача
этого исследования заключается в том, чтобы дать ответ на еще
11 Вишневкая Н.Т. Рынок рабочей силы в ретроспективе XX столетия//МэиМО, 2001, №9.
12 Вишневская Н.Т., Гимпельсон В., Монусова Г. Динамика рабочего времени: сравнительный
анализ//МэиМО, 2001, №1.
13 Рогов С.М. Американское государство накануне третьего тысячелетия//США–ЭПИ.1998.№11; США на
рубеже веков/ Отв. ред. С.М. Рогов. М., 2001; Дейкин А.И. Экономика США после «эпохи бюджетных
дефицитов»//США*Канада:ЭПК.2000.№1; Клинов В.Г. Экономическая программа Клинтона. (Обзор
критических оценок)//США – ЭПИ.1994.№1; Богачева О.П. Экономический подъем в США – второе
дыхание//МЭ и МО. 1997. №3.14
малоизученные фрагменты государственной политики в сфере занятости и
безработицы в Соединенных Штатах на рубеже XX – XXI веков.
Обозначенная специфика историографии, отсутствие монографических
трудов по исследуемой теме определили цель и задачи работы.
Цель диссертационного исследования – анализ тенденций,
развивающихся на рынке рабочей силы, а также определение сущности
основных черт и роли государственной политики в сфере занятости и
безработицы в США на современном этапе. В соответствии с этой целью в
качестве общетеоретических проблем в работе ставились следующие задачи:
• рассмотреть основные процессы, происходящие на рынке труда США;
• охарактеризовать роль государственного регулирования этих процессов;
• рассмотреть предложения и мероприятия, которые разрабатывались
администрациями У. Клинтона и Дж. У. Буша для повышения уровня
занятости в стране;
• проанализировать процессы, происходящие в американском профсоюзном
движении на современном этапе.
Методологической основой диссертационного исследования служат
принципы историзма и научной объективности. Отраслевой анализ проблем
вмешательства государства в сферу труда, сочетающийся с их рассмотрением
в контексте общей экономической и политической ситуации в Соединенных
Штатах, стал возможен благодаря использованию историко-системного
метода.
В условиях устаревания прежней методологии, основанной на
формационном подходе, большинство отечественных и зарубежных
историков склонно объединять комплекс традиционных исторических
методов с методами других гуманитарных наук. В данном диссертационном
исследовании оказалось плодотворным применение ряда социологических
методов (стратификационный анализ), используемых при анализе15
социального состава участников профсоюзного движения и реципиентов
основных программ государственного обеспечения (пособия по
безработице), а также выявлении результатов реформирования в сфере труда,
проводимого администрациями Клинтона и Буша на локальном уровне.
Количественные и математические методы применялись в ходе обработки
различных статистических данных, отражающих социально-экономическое
развитие США и мониторинга экономической ситуации конца XX – начала
XXI веков.
Названные методологические приемы и принципы позволили
приблизиться к решению поставленных в работе задач.
Достижение цели диссертационного исследования определялось
работой с крупной источниковой базой, представленной, в основном,
американскими источниками.
Государственная политика в области занятости и безработицы играет
большую роль в США на рубеже XX – XXI веков. Современная
американская модель вмешательства государства в сферу труда зарождалась,
начиная с 1930-х гг., под воздействием сильнейшего экономического
кризиса. Именно в это время исполнительная и законодательная власть
Соединенных Штатов были вынуждены перейти к политике активного
вмешательства на рынке труда. Одним из основных средств государственной
политики в области занятости в середине 1930-х гг. стала организация и
проведение общественных работ, средства на которые были взяты из
государственного бюджета.
С самого начала деятельность государства не ограничивалась только
трудоустройством безработных. Во время администрации демократов во
главе с Ф. Рузвельтом были заложены законодательные нормативы основных
принципов и механизмов функционирования рынка рабочей силы. Одной из
главных особенностей рынка труда стало активное участие государства в
трудовых отношениях. Американское государство посредством системы
трудового законодательства, суда и арбитража жестко регламентировало
права и обязанности работников и предпринимателей в сфере найма и
увольнений, устанавливало минимальные размеры заработной платы,
вводило систему социального страхования работников, а также участвовало в
разрешении возникающих трудовых конфликтов. Государство разработало
коллективно – договорную систему на американских предприятиях,
способствовав, тем самым, закреплению роли профсоюзных организаций как
главных защитников интересов работников на переговорах с
предпринимателями.
Важной чертой нового подхода к сфере занятости в 1980-е гг. стал
переход от активной государственной политики к сокращению роста186
государственного вмешательства в социально-экономическую сферу, а также
ликвидация давления на рынок труда со стороны профсоюзных организаций
и самого государства. Законодательные инициативы Рейгана были
направлены, в первую очередь, на снижение роли профсоюзов, а также
коллективно – договорной системы как основы взаимоотношений между
работником и предпринимателем. Результатом новой модели регулирования
рынка труда стали изменения в установлении уровня заработной платы.
Теперь ставки зарплаты в большей мере зависели от финансовой ситуации в
компании, а не от условий коллективных соглашений. Кроме того,
существенным образом усилилась дифференциация в оплате труда
работников, имеющих разный уровень квалификации. В изменившихся
условиях происходила трансформация государственной политики в области
труда; в свою очередь лидеры профсоюзных организаций были вынуждены
отказаться от конфронтации с руководящим персоналом.
На протяжении последнего десятилетия политика в сфере занятости в
Соединенных Штатах претерпело значительную трансформацию. Ее
основные черты заключались в отказе от увеличения расходов на
мероприятия на рынке рабочей силы, приоритете институциональных
изменений в области занятости и безработицы, совершенствовании системы
социального страхования и либерализации трудового законодательства.
Кроме того, важными принципами современной американской модели
регулирования трудовых отношений являются усиление экономической
мотивации работодателей по найму различных категорий рабочей силы, а
также введение программ разделения рабочих мест.
Либерализация американского трудового законодательства привела к
упрощению в 1990-е гг. процедуры найма и увольнения трудящихся,
расширила сферу применения временных контрактов. Кроме того,
государство с помощью экономических льгот предпринимателям пытается
увеличить степень трудоустройства работников, находящихся в невыгодном187
положении. С другой стороны, повышая стимулы к новому трудоустройству
безработных с низкими профессионально – квалификационными качествами,
для которых зачастую заработная плата не намного больше размера
получаемого ими пособия, государство принимает необходимые меры для
увеличения их доходов путем выплат специального дополнительного
пособия, или через снижение налогового бремени.
Механизм регулирования области занятости складывался в США на
протяжении нескольких десятков лет. Американское государство выступает
гарантом соблюдения законодательно установленных норм, касающихся
условий и оплаты труда. Именно государство активно влияет на
формирование рынка труда, обеспечение качества рабочей силы через
посредство программ профессиональной подготовки и переподготовки.
На рубеже XX – XXI веков новым аспектом государственной политики
в сфере занятости и безработицы стал упор на необходимости создания
«качественных рабочих мест». Составляющими качественного рабочего
места являются участие трудящихся в процессе принятия решений, чувство
общности, взаимной поддержки и понимание общих экономических задач;
доверие, уважение и сотрудничество между профсоюзами и управленческим
персоналом, непрерывное образование, безопасные и здоровые условия
труда, гармоническое сочетание труда и семейной жизни. Все прилагаемые
усилия и затраты администрации Клинтона на создание качественного
рабочего места к концу 1990-х гг. полностью окупились. В тех компаниях,
где рабочая обстановка отвечала перечисленным выше признакам,
отмечались усиление заинтересованности работников в успешной работе
предприятия, рост производительности труда и улучшение качества
выпускаемой продукции, существенное снижение затрат, большая степень
приспособляемости к технологическим сдвигам и изменениям на товарных
рынках.188
В конце XX – начале XXI веков важной особенностью государственной
политики в сфере занятости является распространение экономической
демократии на производстве. Она заключается в привлечении работников к
управлению производством, особенно на низовом и среднем управленческом
уровне, а часто и к владению акционерным капиталом фирм и предприятий.
В области регулирования трудовых отношений в США постоянно действует
система подготовки и переподготовки кадров, используются самые
разнообразные варианты дополнительных доходов работников в зависимости
от прибыльности той или иной компании, широко создаются «кружки
качества» и применяется другие формы активного участия трудящихся в
производстве и управлении делах фирм.
В последнее время сохраняется и даже несколько увеличивается разрыв
в оплате труда среди работников разного уровня квалификации. Несмотря на
то, что реальные доходы населения со второй половины 1990-х гг. постоянно
увеличивались, темпы их роста заметно различаются среди различных групп
и категорий трудящихся, что усиливает в обществе неравенство в доходах.
Более того, реальные доходы большинства мало квалифицированных
категорий занятых понижаются. Если в конце 1970-х гг. лица с высшим
образованием зарабатывали в среднем на 38% больше тех, кто имел лишь
среднее образование, то в конце 1990-х гг., этот разрыв увеличился до 71%.
В условиях стабильного экономического роста и постоянно
увеличивающегося спроса на рабочую силу, особенно
высококвалифицированную, в Соединенных Штатах серьезным образом
изменяется вся система оплаты труда. Несмотря на то, что годовой прирост
номинальной заработной платы за последнее десятилетие заметно снизился,
выросли другие формы компенсации: выплаты на случай болезни, оплаты
выходных дней и отпусков, различного рода премии и др. Сегодня
значительное число американских компаний предлагают своим сотрудникам
опционы по покупке акций, различные бонусы и социальные льготы, что, в189
свою очередь, дает возможность удерживать наиболее подготовленную и
высококвалифицированную рабочую силу.
Одной из проблем, с которой сегодня сталкивается американский
рынок рабочей силы, является процесс экономической глобализации. Под
влиянием технологических изменений, либерализации торговли, развития
процессов интеграции, мировая экономика становится все более глобальной,
тесно связанной с экономиками отдельных стран. При этом, экономика
Соединенных Штатов, как одна из самых сильных в мире, «глобализируется»
в наибольшей степени, поскольку это позволяет ей извлекать огромные
выгоды из проникновения на рынки других государств.
Влияние глобализации на рынок труда имеет неоднозначные
результаты. Преимущества процесса глобализации заключаются в том, что,
во-первых, дешевый импорт из третьих стран сдерживает темпы инфляции и
тем самым способствует росту доходов и развитию экономики в целом. Вовторых, динамичное развитие американской экономики благоприятствует
притоку капиталов и квалифицированной рабочей силы из-за границы, что
положительно влияет на экономический рост и занятость. В-третьих,
увеличение экспорта американских товаров приводит к созданию
дополнительных рабочих мест. И, наконец, вывоз капитала за рубеж создает
весьма благоприятные условия для функционирования компаний США в
мировом хозяйстве, что, в конечном счете, способствует укреплению
американской экономики.
Однако процесс глобализации имеет и отрицательные моменты. Вопервых, миллионы американцев теряют свои рабочие места вследствие
перевода производств за рубеж и увеличения масштабов импорта. Вовторых, усиление международной конкуренции все чаще приводит к
снижению заработной платы, как альтернативы вывоза предприятий за
границу. Еще одно негативное последствие глобализации заключается в том,
что как иммигранты в США, особенно нелегальные, так и иностранная190
рабочая сила на американских предприятиях за рубежом зачастую
используются с нарушением основных трудовых стандартов. Кроме того, в
самих Соединенных Штатах применительно к нелегальным иммигрантам
нередко нарушается и американское законодательство о минимальном
уровне оплаты труда.
Несмотря на все положительные последствия процесса глобализации
на лицо потери, которые несет экономика США в плане ликвидации рабочих
мест в результате перевода предприятий за границу; особенно это касается
металлургической и текстильной промышленности, производства одежды,
отдельных отраслей обрабатывающей промышленности. Попытки
работников организоваться и противостоять негативным последствиям
глобализации, как правило, наталкиваются на сопротивление
предпринимателей. Согласно данным американской статистики, более 60%
предпринимателей в обрабатывающей промышленности, где намечалось
открытие новых профсоюзов, угрожали работникам в этом случае перевести
предприятия за границу.
Процесс экономической глобализации имеет совершенно новые для
американского рынка рабочей силы последствия и создает немало проблем.
К некоторым из них экономика Соединенных Штатов успешно
приспосабливается. Другие требуют более активной и продуманной
политики со стороны государства. Несомненно, что главным ответом на все
вопросы, связанные с внедрением новых технологий и растущей
глобализацией, является повышение уровня образования и улучшение
профессиональной подготовки и переподготовки рабочей силы. По данным
Министерства труда, более половины молодых людей в возрасте 16 – 24 лет
участвуют в программах повышения квалификации. Все эти программы
осуществляются в основном по линии частного сектора.
Таким образом, на современном этапе американское государство при
помощи различных мероприятий, в частности программ подготовки и191
переподготовки рабочей силы и системы социального страхования активно
вмешивается в сферу занятости и безработицы. Дальнейшее
совершенствование рынка труда невозможно без активного государственного
регулирования. Принципы и механизмы, заложенные в американскую
систему государственного регулирования трудовых отношений в 1930-е гг.
делают ее одной из наиболее эффективных в мировом масштабе.
Материалы правительства США:
1. Biographical Dictionary of American Labor. Connecticut,1984;
2. Economic Report of the President. 1993 – 2001. Wash., 1993 – 2001.
3. Historical Statistics of the United States. N.Y., 1996 – 1999.
4. Public Papers of the President of the United States. 1993 – 1998. Wash., 1994 –
1999.
5. Statistical Abstract of the United States. 1995 – 2001. N.Y., 1995 – 2001.
• Материалы Конгресса США:
I. Congressional Record. Proceedings and Debates of the 102–106 Congress.
Volumes 138–145. Wash., 1992 – 1999.
II. Hearings:
1. Employment Classification Issues: Hearings before the Subcommittee on
Oversight of the Committee on Ways and Means, House of Representatives,
104th Congress, 2nd session. 1996. June 4 and 20. Wash., 1997.
2. The Employment Situation: Hearings before the Joint Economic Committee,
Congress of the US, 104th Congress, 1st session. 1996. May 3. Wash., 1996.
3. The Employment Situation: Hearings before the Joint Economic Committee,
Congress of the US, 104th Congress, 2nd session. 1996.September 6. Wash.,
1996.
4. The Employment Situation: Hearings before the Joint Economic Committee,
Congress of the US, 105th Congress, 1st session. 1997. February 7. Wash., 1997.
5. Extension of the Emergency Unemployment Compensation Program: Hearings
before the Subcommittee on Human Resources of the Committee on Ways and193
Means, House of Representatives, 102nd Congress, 2nd session. 1992. January
23. Wash., 1992.
6. Comprehensive Occupational Safety and Health Reform Act: Hearings before
the Committee on Labor and Human Resources, US Senate, 102nd Congress, 1st
session. 1991. October 29 and November 5. Wash., 1992.
7. Creating a National Employment Training System: Hearings before the
Subcommittee on Employment and Productivity of the Committee on Labor
and Human Resources, US Senate, 103d Congress, 2nd session. 1994. March 10.
Wash., 1994.
8. Creating Public Service Jobs: Hearings before the Subcommittee on
Employment and Productivity of the Committee on Labor and Human
Resources, US Senate, 103d Congress, 2nd session. 1994. January 27. Wash.,
1994.
9. The Outlook for Jobs and the Economy: Hearings before the Joint Economic
Committee, Congress of the US, 102nd Congress, 2nd session. 1992. November
6. Wash., 1993.
10. Pension Fund Investments for Economic Growth: Hearings before the
Committee on Labor and Human Resources, US Senate, 102nd Congress, 2nd
session. 1992. September 29. Wash., 1992.
11. Teamwork for Employment and Management Act of 1995: Hearings before the
Committee on Labor and Human Resources, US Senate, 104th Congress, 1st
session. 1995. February 9. Wash., 1995.
• Материалы Министерства труда США:
1. America’s Top 300 Jobs: Based on the US Dep. of Labor. Indianapolis, 1990.
2. BLS Handbook of Methods / US Dep. of Labor. Wash., 1997.
3. Employee Benefits in Small Private Establishments / US Dep. of Labor. Bureau
of Labor Statistics. Wash., 1996.194
4. Employee Benefits in State and Local Governments / US Dep. of Labor. Bureau
of Labor Statistics. Wash., 1996.
5. Employer Costs for Employee Compensation, 1986-98 / US Dep. of Labor.
Wash., 1998.
6. Employment and Earnings / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics.
Wash., 1992.
7. Employment and Training for America’s Homeless: Final Rep. on the Job
Training for the Homeless Demonstration Progr. / US Dep. of Labor. Wash.,
1998.
8. Employment and Wages: Annual Averages / US Dep. of Labor. Bureau of
Labor Statistics. Wash., 1991.
9. Employment and Wages: Annual Averages / US Dep. of Labor. Bureau of
Labor Statistics. Wash., 1996.
10. Employment Cost Indexes, 1975-97 / US Dep. of Labor. Bureau of Labor
Statistics. Wash., 1998.
11. Employment, Hours and Earning, United States, 1990-95 / US Dep. of Labor.
Bureau of Labor Statistics. Wash., 1995.
12. Employment Projections for 1995: Data and Methods / US Dep. of Labor.
Bureau of Labor Statistics. Wash., 1994.
13. Geographic Profile of Employment and Unemployment / US Dep. of Labor.
Bureau of Labor Statistics. Wash., 1991.
14. Geographic Profile of Employment and Unemployment / US Dep. of Labor.
Bureau of Labor Statistics. Wash., 1993.
15. Geographic Profile of Employment and Unemployment / US Dep. of Labor.
Bureau of Labor Statistics. Wash., 1994.
16. Geographic Profile of Employment and Unemployment / US Dep. of Labor.
Bureau of Labor Statistics. Wash., 1997.
17. Geographic Profile of Employment and Unemployment / US Dep. of Labor.
Bureau of Labor Statistics. Wash., 1999.195
18. How Workers Get Training: A 1991 Update / US Dep. of Labor. Wash., 1992.
19. Occupational Employment in Manufacturing Industries / US Dep. of Labor.
Bureau of Labor Statistics. Wash., 1991.
20. Occupational Employment in Mining, Construction, Finance and Services / US
Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1992.
21. Occupational Employment in Mining, Construction, Finance and Services / US
Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1995.
22. Occupational Outlook Handbook / US Dep. of Labor. Bureau of Labor
Statistics. Wash., 1992.
23. Occupational Outlook Handbook / US Dep. of Labor. Bureau of Labor
Statistics. Wash., 1994.
24. Outlook: 1990-2005 / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash.,
1992.
25. Outlook: 2000 / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1990.
26. Technology and Labor in Three Service Industries: Utilities, Retail Trade and
Lodging / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1990.
27. Working Women: A Chartbook / US Dep. of Labor. Wash., 1991.
• Материалы Министерства торговли:
1. County Government Employment / US Dep. of Commerce. Bureau of the
Census. Wash., 1990.
2. Finances of Employee – Retirement Systems of State and Local Governments /
US Dep. of Commerce. Bureau of the Census. Wash., 1992.
3. Job Creation during the Late 1980’s: Dynamic Aspects of Employment Growth
/ US Dep. of Commerce. Bureau of the Census. Wash., 1992.
Периодическая печать:
• Журналы:
1. «The American Economic Review»;196
2. «American Heritage»;
3. «Business Week»;
4. «Current History»;
5. «The Economist»;
6. «Industrial and Labor relations Review»;
7. «The Journal of Political Economy»;
8. «Labor’s Economic Review»;
9. «Monthly Labor Review»;
10. «The Nation»;
11. «National Journal»;
12. «New Republic»;
13. «Political Science Review»;
14. «Review of Economic Studies»;
15. «Survey of Current Business»;
16. «U.S. News and World Report»;
• Газеты:
1. «The New York Times»;
2. «Wall Street Journal»;
3. «The Washington Post».
Профсоюзная пресса:
1. «Public Employee Press»;
2. «Steelabor»;
3. «U.E. News»;
4. «United Mine Workers Journal».197
Литература
Американская:
1. Blasi J. Employee Ownership through ESOP’s: Implications for the Public
Corporation. N.Y., 1987.
2. Blaug M. John Maynard Keynes. Life, Ideas, Legasy. L., 1990.
3. Casner-Lotto J. Successful Training Strategies. San Francisco-London., 1988.
4. Ehrenberg R. Labor Market and Integrating National Economies.W.,1994.
5. Goldberg S., Strain C. Technological Change and the Transformation of
America. N.Y., 1993.
6. Hakura D. The Impact of Trade on Employment and Wages in the United
States. W., 1997.
7. Labor Economics and Industrial Relations / Ed. by C. Kerr and P. Stadohar.
Cambridge, 1994.
8. Lang K., Leonard T. Unemployment and the Structure of Labor Markets. N.Y.,
1987.
9. Larson S., Nissen B. Theories of the Labor Movement. Michigan.1987.
10. Marcus R., Burner D. America since 1945. N.Y., 1991.
11. Nissen B. US Labor Relations 1945 – 1989. N.Y., 1990.
12. Poole M. The Origins of Economic Democracy. L., 1989.
13. Priorities for the President / Ed. by S.M. Butler and K.R. Holmes. N.Y., 2000.
14. Reynolds L., Masters S., Moser C. Labor Economics and Labor Relations. New
Jersey, 1991.
15. Sander M. Labor Relations: Process and Outcomes. Boston; Toronto, 1987.
16. Schlossberg S., Scott J. Organizing and the Law. W., 1983.
17. Sloane A, Witney F. Labor Relations. New Jersey, 1991.
18. Stein H. Presidential Economics. W., 1994.198
19. Success and Enterprise: The Significance of Employee Ownership and
Participation / Ed. by P. Spear and H. Voets. Aldershot, 1996.
20. Taylor B. Affirmative Action at Work: Law, Politics, and Ethics. Pittsburgh,
1991.
21. Walters R. Job Enrichment for Results: Strategies for Successful
Implementation. New Jersey, 1989.
22. Worker’s Financial Participation: The Nature of Work / Ed. by Erickson and P.
Vallas. N.Y., 1990.
23. Workforce 2000. / Ed. by W. Johnston. Indiana, 1987