Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственная политика США в области занятости и безработицы на рубеже XX - XXI веков.

Работа №7245

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

история

Объем работы203стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
651
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Американская модель государственного вмешательства в сферу труда и ее эволюция (1920 - 1990-е гг.)
1. Становление и развитие системы государственного регулирования трудовых отношений в США (1930 - 1970-е гг.) 27
2. Государственная политика в области занятости и безработицы в США: главные функции и особенности 51
3. Основные тенденции, развивающиеся на американском рынке рабочей силы 66
Глава 2. Профсоюзное движение в США на современном этапе: влияние на рынок труда
1. Эволюция профсоюзного движения в США в 1980 - 1990-е гг. 84
2. Проблема занятости организованных рабочих и методы ее решения в современных условиях 102
3. Взаимоотношения профсоюзов с администрацией Дж. У. Буша после террористических актов 11 сентября 2001 г. и проблема занятости 118
Глава 3. Деятельность администраций У. Клинтона и Дж. У. Буша по повышению уровня занятости в США
1. Законодательные инициативы администрации У. Клинтона в сфере занятости и безработицы 135
2. Мероприятия администрации Дж. У. Буша по увеличению занятости в стране в 2001 - начале 2002 гг. 152
3. Проблема занятости и безработицы в США в начале XXI века 167 Заключение 185 Библиография 192


Государственная политика в области занятости и безработицы является одной из наиболее важных составляющих сферы трудовых отношений в США. В этой области существует постоянная необходимость в регулирующей и стимулирующей функции государства. Главной целью государственной политики в сфере труда является своевременный контроль и поддержание правильного функционирования рыночного механизма. Выделяются две основные функции государственного регулирования рынка рабочей силы в США:
• контроль над ростом резервной армии труда;
• профессиональная подготовка и переподготовка рабочей силы, развитие системы образования, медицинского обслуживания и др.
Основными направлениями государственной политики в сфере занятости и безработицы являются:
• государственные программы, направленные на стимулирование роста уровня занятости и увеличения количества рабочих мест;
• программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
• программы, имеющие своей целью поддержание найма рабочей силы (это направление особую важность приобретает в последнее время);
• государственные программы социального страхования по безработице.
Актуальность темы. Сфера занятости и безработицы является чрезвычайно важной и многоплановой областью американской экономической, социальной и общественно - политической жизни. Постоянное и масштабное государственное регулирование занятости и безработицы, существующее в Соединенных Штатах, определяет многие тенденции в этой сфере, в частности, отражается на изменениях количества

4
занятых и безработных, мобильности рабочей силы, масштабах и динамике показателей безработицы и занятости.
На протяжении 1990-х годов происходило постоянное снижение уровня безработицы, впервые за последние 30 лет этот показатель опустился ниже отметки 5%, а в октябре 2000 года уровень безработицы был зафиксирован на рекордно низкой отметке в 3.9%. Можно со всей уверенностью утверждать, что в конце ХХ века в США была достигнута полная занятость. Однако после террористических актов 11 сентября 2001 г., в результате массовых увольнений уровень безработицы резко подскочил, достигнув в сентябре 2002 г. отметки в 5.6%. Во время пребывания у власти администрации У. Клинтона чрезвычайно быстрыми темпами шел прирост новых рабочих мест: так, на протяжении 1990-х гг. было создано более 22 млн. дополнительных рабочих мест. Однако на рубеже XX - XXI веков в Соединенных Штатах остается целый ряд нерешенных социально¬экономических проблем: по данным Бюро трудовой статистики Министерства труда США в настоящее время около 8 млн. американцев являются безработными. Прямо и косвенно с состоянием рынка труда связаны такие вопросы как бедность, по данным официальной статистики охватывающая 13% американского населения, и отсутствие медицинского страхования у более чем 44 млн. американцев. Безработица и неполная занятость до сих пор остаются чрезвычайно важными проблемами для представителей национальных меньшинств и мало квалифицированных работников.
Объект исследования - государственная политика США в области занятости и безработицы на рубеже веков.
Предметом исследования является осуществление преобразований в сфере труда и трудовых отношений администрациями У. Клинтона и Дж. У. Буша, современное состояние профсоюзного движения в США, а также процессы, происходящие на рынке рабочей силы.

5
Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1993 по 2001 гг. 1993 г. - начало реформаторской деятельности демократической администрации У. Клинтона; 2001 г. - первоначальный этап президентства республиканца Дж. У. Буша.
Во-первых, именно рубеж веков ознаменовался изменением приоритетов развития американского общества и, соответственно, целей политики США. Несмотря на то, что вопросы внешней политики занимали видное место в деятельности администрации Клинтона и играют важную роль в начале XXI века, проблемы внутренней политики и особенно государственного регулирования занятости и безработицы вышли на повестку дня в конце второго срока администрации демократов и остаются чрезвычайно актуальными на рубеже веков.
Во-вторых, на рубеже XX - XXI веков в Соединенных Штатах были приняты основные законодательные инициативы, направленные на увеличение уровня занятости в стране. В исследуемый период государственное вмешательство в сферу труда и трудовых отношений в США приобрело значительные размеры.
В-третьих, профсоюзное движение, в значительной степени влияющее на формирование рынка рабочей силы, именно на рубеже веков претерпело весьма серьезные изменения, что выразилось в постоянном снижении количества работников-членов профсоюзов, трансформации отношений профсоюзного руководства с президентской администрацией, а также изменении основных требований участников профсоюзного движения в связи с развитием процессов экономической интеграции и глобализации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Государственная политика в области занятости и безработицы играет большую роль в США на рубеже XX - XXI веков. Современная американская модель вмешательства государства в сферу труда зарождалась, начиная с 1930-х гг., под воздействием сильнейшего экономического кризиса. Именно в это время исполнительная и законодательная власть Соединенных Штатов были вынуждены перейти к политике активного вмешательства на рынке труда. Одним из основных средств государственной политики в области занятости в середине 1930-х гг. стала организация и проведение общественных работ, средства на которые были взяты из государственного бюджета.
С самого начала деятельность государства не ограничивалась только трудоустройством безработных. Во время администрации демократов во главе с Ф. Рузвельтом были заложены законодательные нормативы основных принципов и механизмов функционирования рынка рабочей силы. Одной из главных особенностей рынка труда стало активное участие государства в трудовых отношениях. Американское государство посредством системы трудового законодательства, суда и арбитража жестко регламентировало права и обязанности работников и предпринимателей в сфере найма и увольнений, устанавливало минимальные размеры заработной платы, вводило систему социального страхования работников, а также участвовало в разрешении возникающих трудовых конфликтов. Государство разработало коллективно - договорную систему на американских предприятиях, способствовав, тем самым, закреплению роли профсоюзных организаций как главных защитников интересов работников на переговорах с предпринимателями.
Важной чертой нового подхода к сфере занятости в 1980-е гг. стал переход от активной государственной политики к сокращению роста

186
государственного вмешательства в социально-экономическую сферу, а также ликвидация давления на рынок труда со стороны профсоюзных организаций и самого государства. Законодательные инициативы Рейгана были направлены, в первую очередь, на снижение роли профсоюзов, а также коллективно - договорной системы как основы взаимоотношений между работником и предпринимателем. Результатом новой модели регулирования рынка труда стали изменения в установлении уровня заработной платы. Теперь ставки зарплаты в большей мере зависели от финансовой ситуации в компании, а не от условий коллективных соглашений. Кроме того, существенным образом усилилась дифференциация в оплате труда работников, имеющих разный уровень квалификации. В изменившихся условиях происходила трансформация государственной политики в области труда; в свою очередь лидеры профсоюзных организаций были вынуждены отказаться от конфронтации с руководящим персоналом.
На протяжении последнего десятилетия политика в сфере занятости в Соединенных Штатах претерпело значительную трансформацию. Ее основные черты заключались в отказе от увеличения расходов на мероприятия на рынке рабочей силы, приоритете институциональных изменений в области занятости и безработицы, совершенствовании системы социального страхования и либерализации трудового законодательства. Кроме того, важными принципами современной американской модели регулирования трудовых отношений являются усиление экономической мотивации работодателей по найму различных категорий рабочей силы, а также введение программ разделения рабочих мест.
Либерализация американского трудового законодательства привела к упрощению в 1990-е гг. процедуры найма и увольнения трудящихся, расширила сферу применения временных контрактов. Кроме того, государство с помощью экономических льгот предпринимателям пытается увеличить степень трудоустройства работников, находящихся в невыгодном

187
положении. С другой стороны, повышая стимулы к новому трудоустройству безработных с низкими профессионально - квалификационными качествами, для которых зачастую заработная плата не намного больше размера получаемого ими пособия, государство принимает необходимые меры для увеличения их доходов путем выплат специального дополнительного пособия, или через снижение налогового бремени.
Механизм регулирования области занятости складывался в США на протяжении нескольких десятков лет. Американское государство выступает гарантом соблюдения законодательно установленных норм, касающихся условий и оплаты труда. Именно государство активно влияет на формирование рынка труда, обеспечение качества рабочей силы через посредство программ профессиональной подготовки и переподготовки.
На рубеже XX - XXI веков новым аспектом государственной политики в сфере занятости и безработицы стал упор на необходимости создания «качественных рабочих мест». Составляющими качественного рабочего места являются участие трудящихся в процессе принятия решений, чувство общности, взаимной поддержки и понимание общих экономических задач; доверие, уважение и сотрудничество между профсоюзами и управленческим персоналом, непрерывное образование, безопасные и здоровые условия труда, гармоническое сочетание труда и семейной жизни. Все прилагаемые усилия и затраты администрации Клинтона на создание качественного рабочего места к концу 1990-х гг. полностью окупились. В тех компаниях, где рабочая обстановка отвечала перечисленным выше признакам, отмечались усиление заинтересованности работников в успешной работе предприятия, рост производительности труда и улучшение качества выпускаемой продукции, существенное снижение затрат, большая степень приспособляемости к технологическим сдвигам и изменениям на товарных рынках.

188
В конце XX - начале XXI веков важной особенностью государственной политики в сфере занятости является распространение экономической демократии на производстве. Она заключается в привлечении работников к управлению производством, особенно на низовом и среднем управленческом уровне, а часто и к владению акционерным капиталом фирм и предприятий. В области регулирования трудовых отношений в США постоянно действует система подготовки и переподготовки кадров, используются самые разнообразные варианты дополнительных доходов работников в зависимости от прибыльности той или иной компании, широко создаются «кружки качества» и применяется другие формы активного участия трудящихся в производстве и управлении делах фирм.
В последнее время сохраняется и даже несколько увеличивается разрыв в оплате труда среди работников разного уровня квалификации. Несмотря на то, что реальные доходы населения со второй половины 1990-х гг. постоянно увеличивались, темпы их роста заметно различаются среди различных групп и категорий трудящихся, что усиливает в обществе неравенство в доходах. Более того, реальные доходы большинства мало квалифицированных категорий занятых понижаются. Если в конце 1970-х гг. лица с высшим образованием зарабатывали в среднем на 38% больше тех, кто имел лишь среднее образование, то в конце 1990-х гг., этот разрыв увеличился до 71%.
В условиях стабильного экономического роста и постоянно увеличивающегося спроса на рабочую силу, особенно высококвалифицированную, в Соединенных Штатах серьезным образом изменяется вся система оплаты труда. Несмотря на то, что годовой прирост номинальной заработной платы за последнее десятилетие заметно снизился, выросли другие формы компенсации: выплаты на случай болезни, оплаты выходных дней и отпусков, различного рода премии и др. Сегодня значительное число американских компаний предлагают своим сотрудникам опционы по покупке акций, различные бонусы и социальные льготы, что, в

189
свою очередь, дает возможность удерживать наиболее подготовленную и высококвалифицированную рабочую силу.
Одной из проблем, с которой сегодня сталкивается американский рынок рабочей силы, является процесс экономической глобализации. Под влиянием технологических изменений, либерализации торговли, развития процессов интеграции, мировая экономика становится все более глобальной, тесно связанной с экономиками отдельных стран. При этом, экономика Соединенных Штатов, как одна из самых сильных в мире, «глобализируется» в наибольшей степени, поскольку это позволяет ей извлекать огромные выгоды из проникновения на рынки других государств.



1. Biographical Dictionary of American Labor. Connecticut,1984;
2. Economic Report of the President. 1993 - 2001. Wash., 1993 - 2001.
3. Historical Statistics of the United States. N.Y., 1996 - 1999.
4. Public Papers of the President of the United States. 1993 - 1998. Wash., 1994 - 1999.
5. Statistical Abstract of the United States. 1995 - 2001. N.Y., 1995 - 2001.
• Материалы Конгресса США:
I. Congressional Record. Proceedings and Debates of the 102-106 Congress.
Volumes 138-145. Wash., 1992 - 1999.
II. Hearings:
1. Employment Classification Issues: Hearings before the Subcommittee on Oversight of the Committee on Ways and Means, House of Representatives, 104th Congress, 2nd session. 1996. June 4 and 20. Wash., 1997.
2. The Employment Situation: Hearings before the Joint Economic Committee, Congress of the US, 104th Congress, 1st session. 1996. May 3. Wash., 1996.
3. The Employment Situation: Hearings before the Joint Economic Committee, Congress of the US, 104th Congress, 2nd session. 1996. September 6. Wash., 1996.
4. The Employment Situation: Hearings before the Joint Economic Committee, Congress of the US, 105th Congress, 1st session. 1997. February 7. Wash., 1997.
5. Extension of the Emergency Unemployment Compensation Program: Hearings before the Subcommittee on Human Resources of the Committee on Ways and

193
Means, House of Representatives, 102nd Congress, 2nd session. 1992. January 23. Wash., 1992.
6. Comprehensive Occupational Safety and Health Reform Act: Hearings before the Committee on Labor and Human Resources, US Senate, 102nd Congress, 1st session. 1991. October 29 and November 5. Wash., 1992.
7. Creating a National Employment Training System: Hearings before the Subcommittee on Employment and Productivity of the Committee on Labor and Human Resources, US Senate, 103d Congress, 2nd session. 1994. March 10. Wash., 1994.
8. Creating Public Service Jobs: Hearings before the Subcommittee on Employment and Productivity of the Committee on Labor and Human Resources, US Senate, 103d Congress, 2nd session. 1994. January 27. Wash., 1994.
9. The Outlook for Jobs and the Economy: Hearings before the Joint Economic Committee, Congress of the US, 102nd Congress, 2nd session. 1992. November
6. Wash., 1993.
10. Pension Fund Investments for Economic Growth: Hearings before the Committee on Labor and Human Resources, US Senate, 102nd Congress, 2nd session. 1992. September 29. Wash., 1992.
11. Teamwork for Employment and Management Act of 1995: Hearings before the Committee on Labor and Human Resources, US Senate, 104th Congress, 1st session. 1995. February 9. Wash., 1995.
• Материалы Министерства труда США:
1. America’s Top 300 Jobs: Based on the US Dep. of Labor. Indianapolis, 1990.
2. BLS Handbook of Methods / US Dep. of Labor. Wash., 1997.
3. Employee Benefits in Small Private Establishments / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1996.

194
4. Employee Benefits in State and Local Governments / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1996.
5. Employer Costs for Employee Compensation, 1986-98 / US Dep. of Labor. Wash., 1998.
6. Employment and Earnings / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1992.
7. Employment and Training for America’s Homeless: Final Rep. on the Job Training for the Homeless Demonstration Progr. / US Dep. of Labor. Wash., 1998.
8. Employment and Wages: Annual Averages / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1991.
9. Employment and Wages: Annual Averages / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1996.
10. Employment Cost Indexes, 1975-97 / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1998.
11. Employment, Hours and Earning, United States, 1990-95 / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1995.
12. Employment Projections for 1995: Data and Methods / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1994.
13. Geographic Profile of Employment and Unemployment / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1991.
14. Geographic Profile of Employment and Unemployment / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1993.
15. Geographic Profile of Employment and Unemployment / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1994.
16. Geographic Profile of Employment and Unemployment / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1997.
17. Geographic Profile of Employment and Unemployment / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1999.

195
18. How Workers Get Training: A 1991 Update / US Dep. of Labor. Wash., 1992.
19. Occupational Employment in Manufacturing Industries / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1991.
20. Occupational Employment in Mining, Construction, Finance and Services / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1992.
21. Occupational Employment in Mining, Construction, Finance and Services / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1995.
22. Occupational Outlook Handbook / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1992.
23. Occupational Outlook Handbook / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1994.
24.Outlook: 1990-2005 / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1992.
25. Outlook: 2000 / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1990.
26. Technology and Labor in Three Service Industries: Utilities, Retail Trade and Lodging / US Dep. of Labor. Bureau of Labor Statistics. Wash., 1990.
27. Working Women: A Chartbook / US Dep. of Labor. Wash., 1991.
• Материалы Министерства торговли:
1. County Government Employment / US Dep. of Commerce. Bureau of the Census. Wash., 1990.
2. Finances of Employee - Retirement Systems of State and Local Governments / US Dep. of Commerce. Bureau of the Census. Wash., 1992.
3. Job Creation during the Late 1980’s: Dynamic Aspects of Employment Growth / US Dep. of Commerce. Bureau of the Census. Wash., 1992.
Периодическая печать:
• Журналы:
1. «The American Economic Review»;

196
2. «American Heritage»;
3. «Business Week»;
4. «Current History»;
5. «The Economist»;
6. «Industrial and Labor relations Review»;
7. «The Journal of Political Economy»;
8. «Labor’s Economic Review»;
9. «Monthly Labor Review»;
10. «The Nation»;
11. «National Journal»;
12. «New Republic»;
13. «Political Science Review»;
14. «Review of Economic Studies»;
15. «Survey of Current Business»;
16. «U.S. News and World Report»;
• Газеты:
1. «The New York Times»;
2. «Wall Street Journal»;
3. «The Washington Post».
Профсоюзная пресса:
1. «Public Employee Press»;
2. «Steelabor»;
3. «U.E. News»;
4. «United Mine Workers Journal».

Литература
197
Американская:
1. Blasi J. Employee Ownership through ESOP’s: Implications for the Public Corporation. N.Y., 1987.
2. Blaug M. John Maynard Keynes. Life, Ideas, Legasy. L., 1990.
3. Casner-Lotto J. Successful Training Strategies. San Francisco-London., 1988.
4. Ehrenberg R. Labor Market and Integrating National Economies.W.,1994.
5. Goldberg S., Strain C. Technological Change and the Transformation of America. N.Y., 1993.
6. Hakura D. The Impact of Trade on Employment and Wages in the United States. W., 1997.
7. Labor Economics and Industrial Relations / Ed. by C. Kerr and P. Stadohar. Cambridge, 1994.
8. Lang K., Leonard T. Unemployment and the Structure of Labor Markets. N.Y., 1987.
9. Larson S., Nissen B. Theories of the Labor Movement. Michigan.1987.
10. Marcus R., Burner D. America since 1945. N.Y., 1991.
11. Nissen B. US Labor Relations 1945 - 1989. N.Y., 1990.
12. Poole M. The Origins of Economic Democracy. L., 1989.
13. Priorities for the President / Ed. by S.M. Butler and K.R. Holmes. N.Y., 2000.
14. Reynolds L., Masters S., Moser C. Labor Economics and Labor Relations. New Jersey, 1991.
15. Sander M. Labor Relations: Process and Outcomes. Boston; Toronto, 1987.
16. Schlossberg S., Scott J. Organizing and the Law. W., 1983.
17. Sloane A, Witney F. Labor Relations. New Jersey, 1991.
18. Stein H. Presidential Economics. W., 1994.

198
19. Success and Enterprise: The Significance of Employee Ownership and Participation / Ed. by P. Spear and H. Voets. Aldershot, 1996.
20. Taylor B. Affirmative Action at Work: Law, Politics, and Ethics. Pittsburgh, 1991.
21. Walters R. Job Enrichment for Results: Strategies for Successful Implementation. New Jersey, 1989.
22. Worker’s Financial Participation: The Nature of Work / Ed. by Erickson and P. Vallas. N.Y., 1990.
23. Workforce 2000. / Ed. by W. Johnston. Indiana, 1987.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ