Личностно ориентированное обучение студентов современных вузов как фактор сохранности здоровья
|
Введение 3
Глава 1. Методологические и антрополого - гносеологические основы личностно ориентированного обучения 11
1.1. Индивидуальный подход в обучении как основа личностно ориентированного образования 11
1.2. Философско - педагогические и антропологические теории проектирования здоровьесберегающего педагогического процесса в вузе 24
1.3. Использование инновационных технологий в личностно ориентированном обучении студентов 42
Глава 2. Педагогические условия формирования у студентов высших учебных заведений готовности к здоровому образу жизни 50
2.1. Реализация здоровьесберегающей технологии в системе личностно ориентированного обучения студентов в вузе 50
2.2. Условия эффективности содержания педагогического процесса к
осуществлению здоровьесбережения студентов 69
2.3. Междисциплинарный подход в системе личностно ориентированного обучения как фактор сохранности здоровья студентов 83
Глава 3. Педагогическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья студентов в период профессиональной подготовки студентов в вузе 92
3.1. Анализ состояния готовности будущих специалистов к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности 92
3.2. Педагогические условия формирования готовности студентов к
проектированию здоровьесберегающего процесса 108
3.3. Результаты опытно - экспериментального исследования по проблеме сохранности здоровья студентов в период обучения в вузе 126
Заключение 143
Библиография 145
Приложение
Глава 1. Методологические и антрополого - гносеологические основы личностно ориентированного обучения 11
1.1. Индивидуальный подход в обучении как основа личностно ориентированного образования 11
1.2. Философско - педагогические и антропологические теории проектирования здоровьесберегающего педагогического процесса в вузе 24
1.3. Использование инновационных технологий в личностно ориентированном обучении студентов 42
Глава 2. Педагогические условия формирования у студентов высших учебных заведений готовности к здоровому образу жизни 50
2.1. Реализация здоровьесберегающей технологии в системе личностно ориентированного обучения студентов в вузе 50
2.2. Условия эффективности содержания педагогического процесса к
осуществлению здоровьесбережения студентов 69
2.3. Междисциплинарный подход в системе личностно ориентированного обучения как фактор сохранности здоровья студентов 83
Глава 3. Педагогическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья студентов в период профессиональной подготовки студентов в вузе 92
3.1. Анализ состояния готовности будущих специалистов к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности 92
3.2. Педагогические условия формирования готовности студентов к
проектированию здоровьесберегающего процесса 108
3.3. Результаты опытно - экспериментального исследования по проблеме сохранности здоровья студентов в период обучения в вузе 126
Заключение 143
Библиография 145
Приложение
Проблема личностно ориентированного обучения студентов вузов как фактора сохранности здоровья представляется в настоящее время актуальной и значимой. Ее востребованность определяется первостепенной важностью сохранения здоровья человека. В связи с этим определяется необходимость профессиональной готовности педагогических кадров современных образовательных учреждений к осуществлению личностно ориентированного обучения. В Федеральной программе развития образования отмечается, что «в последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения здоровья детей» (Федеральный закон об утверждении Федеральной программы развития образования, 2000).
В числе наиболее важных факторов ухудшения здоровья находятся не-стабильное экономическое положение страны, региональные конфликты, рост числа социально неблагополучных семей, кризис духовных ценностей, падение нравственного уровня населения.
К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье студентов, российские ученые Э.Н. Вайнер, Н.К. Иванова, А.М. Куликов, Е.А. Ямбург и др. относят перегрузку учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагогов и студентов, недостаточный учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании, гиподинамию и др. В современных условиях развития отечественной высшей школы становится очевидным, что успешное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья студентов во многом зависит от совместных усилий педагогов, социальных служащих, психологов, социальных психологов. Возникла потребность обоснования педагогических технологий решения этой проблемы в рамках педагогики и психологии высшей школы.
Особую актуальность представляет проблема здоровья молодежи. От этого зависит благополучие будущей молодой семьи, производственный потенциал и обороноспособность страны. Данные статистики свидетельствуют о том, что по состоянию 2002 года только 6 - 8% выпускников общеобразовательной школы признаны здоровыми, каждый второй имеет морфофункциональную патологию, 42% - хронические заболевания. Уровень алкоголизации среди юношей в одиннадцати регионах России колеблется от 72% до 92%, а среди девушек - от 80 до 94% (О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации, 2002). Отсутствие знаний по культуре здоровья, пренебрежение здоровьем являются одной из причин того, что 40% студентов не имеют представления о здоровом образе жизни; около 50% студентов пробовали наркотики. Эти данные говорят о том, что сохранение и укрепление здоровья студентов - это прежде всего нравственная и педагогическая проблема.
Анализ научной литературы показывает, что проблемой личностно ориентированного обучения занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Ш.А. Амонашвили, Н.А. Алексеев, М.Н. Берулава,К. Роджерс, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и другие.
В исследованиях А.В. Беляева, М.И. Битянова, Н.М. Лебедева, В.А. Шаповалова отмечается, что гуманистическая среда и позитивная мотивация к образованию формируют личностно значимые качества студентов. Изучением вопросов различных педагогических технологий, способствующих эффективности процесса обучения в высшей школе, занимаются отечественные и зарубежные ученые Н.И. Бутенко, В.И. Горовая, В.Я. Ляудис и др.; личностно-характерологическими особенностями подростков занимаются О.А. Ахвердова, И.В. Боев, Н.Н. Волоскова, О.А. Бутова, В.Н. Муравьева; здоровьесберегающими технологиями в системе образования занимаются О.А. Ахвердова, И.В. Боев, Л.И. Губарева, К.С. Гюлушанян, И.А. Малашихина, Н.А. Медведева, В.М. Муравьева, Г.М. Соловьев, Н.Ю. Шумакова и другие.
Однако большинство специалистов, раскрывая важнейшие аспекты личностно ориентированного обучения, не исследовали ее в системе здоровьесберегающей технологии в обучении студентов как комплексной и междисциплинарной научной проблемы. Ощущается раздробленность проблематики, недостаток целостного осмысления. Хотя изучение состояния здоровья молодежи ведется в различных регионах страны, в частности, ученые Южного региона внесли большой вклад в разработку категориального аппарата, создание региональной концепции «Образование и здоровье». Проблема эффективного использования личностно ориентированной технологии в обучении студентов как фактора сохранности здоровья остается актуальной и требует прикладной разработки.
Значимость данной проблемы актуализируется рядом устойчивых противоречий между:
- необходимостью решения проблемы личностно ориентированного обучения студентов современных вузов и недостаточной научно теоретической и практической разработанностью технологий обучения, которые бы эффективно влияли на психокомфортное и физиологическое состояние здоровья студентов;
- современным уровнем развития системы образования, основой которого является педагогический процесс, и необходимостью четкого научного регулирования учебной и дисциплинарной нагрузки обучающихся;
- уровнем профессиональной компетентности современного педагога высшей школы и методическими возможностями реализации методов активного познавательного обучения в учебном процессе, стимулирующих интерес и потребность студентов к получению знаний в обстановке комфорта и социального благополучия;
- содержанием современных концептуальных установок о необходимости пропаганды здорового образа жизни среди молодежи и социокультурными условиями окружающей среды.
На основании выявленных противоречий была определена проблема исследования, содержание которой сформулировано следующим образом: каково педагогическое обеспечение сохранения и укрепления состояния здоровья студентов в период профессиональной подготовки в вузе?
Предмет исследования - процесс организации и содержания личностно ориентированного обучения студентов.
Цель исследования - реализация педагогических условий формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса в период обучения в вузе.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние психологического и духовно-нравственного здо-ровья студентов.
2. Провести анализ готовности педагогов высших учебных заведений к здоровьесбережению обучающихся.
3. Выявить дидактические условия, влияющие на сохранность здоровья студентов в период обучения в вузе.
4. Разработать оздоровительную программу «Личностно ориентированное обучение и здоровье» для студентов гуманитарных специальностей.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанных технологий личностно ориентированного обучения студентов.
Гипотеза исследования: организация здоровьесберегающего образовательного процесса будет эффективной, если:
- проводится первичная диагностика состояния здоровья студентов;
- осуществляется личностно ориентированное обучение студентов;
- создается комплекс оздоровительных услуг для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях;
- в процессе обучения формируются знания о здоровом образе жизни.
Методологическую основу исследования составили следующие положения: признание философского и гносеологического плюрализма как принципа теоретического обоснования педагогических проблем в системе
гуманитарного знания; диалектическая взаимосвязь объективного и субъективного; системный подход к исследованиям; аксиологический подход, при-знающий человека наивысшей ценностью; учет общих закономерностей деятельности и сознания, физиологических особенностей развития студентов; концепция формирования личности в онтогенезе; теория преемственности между биологическим и социальным психического развития; концепция отечественной и зарубежной психологии и педагогики о сущности личности и ее психологической структуры, самосознании личности; философско- теоретические концепции о целостности личности.
Теоретическую основу исследования составили гуманизация обучения (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, В.А. Караковский, И.Б. Котова, Е.А. Ямбург); личностно ориентированный подход к образованию (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); концеп¬ции здоровьесбережения в образовании (В.В. Вучева, Л.И. Губарева, Н.А. Медведева, В.Н. Муравьева, Г.М. Соловьев, Н.Ю. Шумакова); концепция медико-психологического сопровождения здоровьесберегающего образования (О.А. Ахвердова, И.В. Боев, О.А. Бутова, Н.Н. Волоскова, К.С. Гюлушанян, Н.В. Зарыковская, В.Н. Муравьева, Л.И. Марочкина, В.О. Францева и др.); влияние биологических ритмов на работоспособность и сохранность здоровья студентов (И.А. Ахвердова, О.А. Бутова, Л.И. Губарева, И.А. Малашихина, В.И. Панкова).
Для достижения поставленных целей использовались следующие методы: изучение и научно-теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; праксиметрический метод (изучение документов); статистические методы (методы измерения и обработки экспериментальных данных, их системный анализ, графическая интерпретация); экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент); синтез и обобщение, способствующие подведению промежуточных и общих итогов исследования.
Диссертационное исследование проходило в несколько этапов.
Второй этап (2001-2002 годы) - изучение состояния проблемы в раз-личных регионах страны, в том числе в г.Ставрополе, сбор практико ориентированного материала по проблеме исследования; систематизация полученных данных; анализ результатов.
Третий этап (2003 год) - осмысление результатов исследования и оформление их в форме диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что систематизированы и обобщены концепции отечественных ученых по проблеме сохранения и укрепления здоровья студентов; выявлено состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов; составлена оздоровительная про-грамма «Личностно ориентированное обучение и здоровье» для студентов, обучающихся в вузе; разработана система личностно ориентированного обучения студентов в процессе профессиональной подготовки в высших учебных заведениях.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении научно-педагогических основ сохранения и укрепления здоровья студентов; в целостной характеристике системообразующих понятий, идей, показателей здоровья студентов (интеллектуальная и физическая работоспособность, физическое развитие и общая физическая подготовленность, психологическая адекватность и уравновешенность, совокупность социально-духовных ценностей личности); в уточнении содержания понятий: «здоровьесбережение», «здоровье», «здоровый образ жизни», «личностно ориентированное обучение».
Практическая значимость исследования заключается в разработке оздоровительной программы «Личностно ориентированное обучение и здоровье» в целях сохранения и укрепления здоровья студентов. Сформулированные положения могут быть включены в курс педагогики для учебных заведений, использованы в системе повышения квалификации работников образования. Теоретический анализ диссертационного исследования может быть использован при создании авторских программ, учебных пособий по социологии, психологии, педагогике, социальной педагогике; результаты исследования могут быть использованы как субстанциональная основа учебных пособий по педагогическим и методическим дисциплинам, адресованным студентам педагогических вузов и слушателям институтов повышения квалификации.
Достоверность выводов, сделанных в ходе выполнения исследования, обусловлена полученными результатами, апробацией основополагающих идей, комплексным подходом и системным анализом изучаемой проблемы, позитивным разрешением поставленных задач, верификацией предположения. Достоверность полученных результатов обеспечена также применением комплекса методов, адекватных поставленным исследовательским задачам, представленной источниковедческой базой, многомерным статистическим анализом.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования докладывались и обсуждались на Международных (Пенза, 2002; Орел, 2003; Москва, 2003), Всероссийских (Ставрополь, 2002; Пенза, 2003; Калуга, 2003; Тамбов, 2003; Барнаул, 2003; Чебоксары, 2003), региональных (Ставрополь, 2003; Ростов-на-Дону, 2003) научных и научно¬практических конференциях.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в Ставропольском государственном университете, Северо-Кавказском государственном университете, Ставропольской государственной аграрной академии в ходе реализации оздоровительной программы «Личностно ориентированное обучение и здоровье».
На защиту выносятся следующие основные положения.
1. Научно - педагогические основы сохранения и укрепления здоровья студентов.
2. Содержание сохранения и укрепления здоровья студентов, которое включает умения и навыки рациональной организации профилактики заболеваний, развитие потребности в сохранении и укреплении здоровья студентов.
3. Педагогическое обоснование здоровьесберегающих технологий как совокупности средств и методов, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов.
Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 160 страницах, состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения, библиографии, включающей 200 источников, и приложения. Работа иллюстрирована 7 рисунками и 2 таблицами.
В числе наиболее важных факторов ухудшения здоровья находятся не-стабильное экономическое положение страны, региональные конфликты, рост числа социально неблагополучных семей, кризис духовных ценностей, падение нравственного уровня населения.
К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье студентов, российские ученые Э.Н. Вайнер, Н.К. Иванова, А.М. Куликов, Е.А. Ямбург и др. относят перегрузку учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагогов и студентов, недостаточный учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании, гиподинамию и др. В современных условиях развития отечественной высшей школы становится очевидным, что успешное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья студентов во многом зависит от совместных усилий педагогов, социальных служащих, психологов, социальных психологов. Возникла потребность обоснования педагогических технологий решения этой проблемы в рамках педагогики и психологии высшей школы.
Особую актуальность представляет проблема здоровья молодежи. От этого зависит благополучие будущей молодой семьи, производственный потенциал и обороноспособность страны. Данные статистики свидетельствуют о том, что по состоянию 2002 года только 6 - 8% выпускников общеобразовательной школы признаны здоровыми, каждый второй имеет морфофункциональную патологию, 42% - хронические заболевания. Уровень алкоголизации среди юношей в одиннадцати регионах России колеблется от 72% до 92%, а среди девушек - от 80 до 94% (О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации, 2002). Отсутствие знаний по культуре здоровья, пренебрежение здоровьем являются одной из причин того, что 40% студентов не имеют представления о здоровом образе жизни; около 50% студентов пробовали наркотики. Эти данные говорят о том, что сохранение и укрепление здоровья студентов - это прежде всего нравственная и педагогическая проблема.
Анализ научной литературы показывает, что проблемой личностно ориентированного обучения занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Ш.А. Амонашвили, Н.А. Алексеев, М.Н. Берулава,К. Роджерс, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и другие.
В исследованиях А.В. Беляева, М.И. Битянова, Н.М. Лебедева, В.А. Шаповалова отмечается, что гуманистическая среда и позитивная мотивация к образованию формируют личностно значимые качества студентов. Изучением вопросов различных педагогических технологий, способствующих эффективности процесса обучения в высшей школе, занимаются отечественные и зарубежные ученые Н.И. Бутенко, В.И. Горовая, В.Я. Ляудис и др.; личностно-характерологическими особенностями подростков занимаются О.А. Ахвердова, И.В. Боев, Н.Н. Волоскова, О.А. Бутова, В.Н. Муравьева; здоровьесберегающими технологиями в системе образования занимаются О.А. Ахвердова, И.В. Боев, Л.И. Губарева, К.С. Гюлушанян, И.А. Малашихина, Н.А. Медведева, В.М. Муравьева, Г.М. Соловьев, Н.Ю. Шумакова и другие.
Однако большинство специалистов, раскрывая важнейшие аспекты личностно ориентированного обучения, не исследовали ее в системе здоровьесберегающей технологии в обучении студентов как комплексной и междисциплинарной научной проблемы. Ощущается раздробленность проблематики, недостаток целостного осмысления. Хотя изучение состояния здоровья молодежи ведется в различных регионах страны, в частности, ученые Южного региона внесли большой вклад в разработку категориального аппарата, создание региональной концепции «Образование и здоровье». Проблема эффективного использования личностно ориентированной технологии в обучении студентов как фактора сохранности здоровья остается актуальной и требует прикладной разработки.
Значимость данной проблемы актуализируется рядом устойчивых противоречий между:
- необходимостью решения проблемы личностно ориентированного обучения студентов современных вузов и недостаточной научно теоретической и практической разработанностью технологий обучения, которые бы эффективно влияли на психокомфортное и физиологическое состояние здоровья студентов;
- современным уровнем развития системы образования, основой которого является педагогический процесс, и необходимостью четкого научного регулирования учебной и дисциплинарной нагрузки обучающихся;
- уровнем профессиональной компетентности современного педагога высшей школы и методическими возможностями реализации методов активного познавательного обучения в учебном процессе, стимулирующих интерес и потребность студентов к получению знаний в обстановке комфорта и социального благополучия;
- содержанием современных концептуальных установок о необходимости пропаганды здорового образа жизни среди молодежи и социокультурными условиями окружающей среды.
На основании выявленных противоречий была определена проблема исследования, содержание которой сформулировано следующим образом: каково педагогическое обеспечение сохранения и укрепления состояния здоровья студентов в период профессиональной подготовки в вузе?
Предмет исследования - процесс организации и содержания личностно ориентированного обучения студентов.
Цель исследования - реализация педагогических условий формирования готовности студентов к проектированию здоровьесберегающего процесса в период обучения в вузе.
Задачи исследования:
1. Выявить состояние психологического и духовно-нравственного здо-ровья студентов.
2. Провести анализ готовности педагогов высших учебных заведений к здоровьесбережению обучающихся.
3. Выявить дидактические условия, влияющие на сохранность здоровья студентов в период обучения в вузе.
4. Разработать оздоровительную программу «Личностно ориентированное обучение и здоровье» для студентов гуманитарных специальностей.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанных технологий личностно ориентированного обучения студентов.
Гипотеза исследования: организация здоровьесберегающего образовательного процесса будет эффективной, если:
- проводится первичная диагностика состояния здоровья студентов;
- осуществляется личностно ориентированное обучение студентов;
- создается комплекс оздоровительных услуг для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях;
- в процессе обучения формируются знания о здоровом образе жизни.
Методологическую основу исследования составили следующие положения: признание философского и гносеологического плюрализма как принципа теоретического обоснования педагогических проблем в системе
гуманитарного знания; диалектическая взаимосвязь объективного и субъективного; системный подход к исследованиям; аксиологический подход, при-знающий человека наивысшей ценностью; учет общих закономерностей деятельности и сознания, физиологических особенностей развития студентов; концепция формирования личности в онтогенезе; теория преемственности между биологическим и социальным психического развития; концепция отечественной и зарубежной психологии и педагогики о сущности личности и ее психологической структуры, самосознании личности; философско- теоретические концепции о целостности личности.
Теоретическую основу исследования составили гуманизация обучения (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, В.А. Караковский, И.Б. Котова, Е.А. Ямбург); личностно ориентированный подход к образованию (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); концеп¬ции здоровьесбережения в образовании (В.В. Вучева, Л.И. Губарева, Н.А. Медведева, В.Н. Муравьева, Г.М. Соловьев, Н.Ю. Шумакова); концепция медико-психологического сопровождения здоровьесберегающего образования (О.А. Ахвердова, И.В. Боев, О.А. Бутова, Н.Н. Волоскова, К.С. Гюлушанян, Н.В. Зарыковская, В.Н. Муравьева, Л.И. Марочкина, В.О. Францева и др.); влияние биологических ритмов на работоспособность и сохранность здоровья студентов (И.А. Ахвердова, О.А. Бутова, Л.И. Губарева, И.А. Малашихина, В.И. Панкова).
Для достижения поставленных целей использовались следующие методы: изучение и научно-теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; праксиметрический метод (изучение документов); статистические методы (методы измерения и обработки экспериментальных данных, их системный анализ, графическая интерпретация); экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент); синтез и обобщение, способствующие подведению промежуточных и общих итогов исследования.
Диссертационное исследование проходило в несколько этапов.
Второй этап (2001-2002 годы) - изучение состояния проблемы в раз-личных регионах страны, в том числе в г.Ставрополе, сбор практико ориентированного материала по проблеме исследования; систематизация полученных данных; анализ результатов.
Третий этап (2003 год) - осмысление результатов исследования и оформление их в форме диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что систематизированы и обобщены концепции отечественных ученых по проблеме сохранения и укрепления здоровья студентов; выявлено состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов; составлена оздоровительная про-грамма «Личностно ориентированное обучение и здоровье» для студентов, обучающихся в вузе; разработана система личностно ориентированного обучения студентов в процессе профессиональной подготовки в высших учебных заведениях.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении научно-педагогических основ сохранения и укрепления здоровья студентов; в целостной характеристике системообразующих понятий, идей, показателей здоровья студентов (интеллектуальная и физическая работоспособность, физическое развитие и общая физическая подготовленность, психологическая адекватность и уравновешенность, совокупность социально-духовных ценностей личности); в уточнении содержания понятий: «здоровьесбережение», «здоровье», «здоровый образ жизни», «личностно ориентированное обучение».
Практическая значимость исследования заключается в разработке оздоровительной программы «Личностно ориентированное обучение и здоровье» в целях сохранения и укрепления здоровья студентов. Сформулированные положения могут быть включены в курс педагогики для учебных заведений, использованы в системе повышения квалификации работников образования. Теоретический анализ диссертационного исследования может быть использован при создании авторских программ, учебных пособий по социологии, психологии, педагогике, социальной педагогике; результаты исследования могут быть использованы как субстанциональная основа учебных пособий по педагогическим и методическим дисциплинам, адресованным студентам педагогических вузов и слушателям институтов повышения квалификации.
Достоверность выводов, сделанных в ходе выполнения исследования, обусловлена полученными результатами, апробацией основополагающих идей, комплексным подходом и системным анализом изучаемой проблемы, позитивным разрешением поставленных задач, верификацией предположения. Достоверность полученных результатов обеспечена также применением комплекса методов, адекватных поставленным исследовательским задачам, представленной источниковедческой базой, многомерным статистическим анализом.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования докладывались и обсуждались на Международных (Пенза, 2002; Орел, 2003; Москва, 2003), Всероссийских (Ставрополь, 2002; Пенза, 2003; Калуга, 2003; Тамбов, 2003; Барнаул, 2003; Чебоксары, 2003), региональных (Ставрополь, 2003; Ростов-на-Дону, 2003) научных и научно¬практических конференциях.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в Ставропольском государственном университете, Северо-Кавказском государственном университете, Ставропольской государственной аграрной академии в ходе реализации оздоровительной программы «Личностно ориентированное обучение и здоровье».
На защиту выносятся следующие основные положения.
1. Научно - педагогические основы сохранения и укрепления здоровья студентов.
2. Содержание сохранения и укрепления здоровья студентов, которое включает умения и навыки рациональной организации профилактики заболеваний, развитие потребности в сохранении и укреплении здоровья студентов.
3. Педагогическое обоснование здоровьесберегающих технологий как совокупности средств и методов, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов.
Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 160 страницах, состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения, библиографии, включающей 200 источников, и приложения. Работа иллюстрирована 7 рисунками и 2 таблицами.
1. Под готовностью к здоровьесбережению понимается профессиональное свойство педагога, в котором выражается степень усвоения им социального опыта в аспекте здоровьесбережения, направленного на сохранение и укрепление своего собственного здоровья и здоровья участников образования и способности пользоваться этим опытом в профессиональной деятельности.
2. В качестве характеристик готовности к здоровьесбережению относятся осведомленность, сознательность, действенность, умелость.
3. В систему педагогических условий, способствующих формированию у студентов готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса входит аксиологическая обеспеченность, информационная обеспеченность, деятельностная обеспеченность и личностные условия.
4. Созданная нами оздоровительная программа Личностно ориентированное обучение и здоровье» и система личностно ориентированного обучения студентов являются эффективными в сохранении и укреплении здоровья студентов, обучающихся в вузе.
Рассмотрение современных тенденций развития здоровьесберегающих технологий показывает, что в настоящее время одним из наиболее эффективных подходов к обучению является внедрение личностно ориентированного обучения. Показано, что личностно ориентированное обучение необходимо понимать как обучение, которое ориентировано на обучающегося как основную ценность образовательного процесса.
Анализ существующих технологий личностно ориентированного обучения позволяет сделать вывод, что в них реализуются отдельные стадии творческого саморазвития обучающегося, хотя главной целью видится его комплексное саморазвитие в соответствии с личностными особенностями.
Обоснованы содержание и структура готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса. В структуре готовности нами были выделены следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, операционный, рефлексивный и мобилизационно-настроечный. Ведущую, системообразующую роль играет мотивационный компонент готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса.
Одним из условий подготовки к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности является содержание образования. Опираясь на основания проектирования содержания образования в аспекте здоровьесбережения нами создана оздоровительная программа «Личностно ориентированное обучение и здоровье» для укрепления и сохранения здоровья студентов.
В результате проведенного исследования нами было выявлено состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов; проведен анализ готовности педагогов высших учебных заведений
Выполненное диссертационное исследование подтвердило выбранную нами гипотезу и показало эффективность обоснованной и реализованной в ходе экспериментальной работы оздоровительной программы «Личностно ориентированное обучение и здоровье» и системы личностно ориентированного обучения.
2. В качестве характеристик готовности к здоровьесбережению относятся осведомленность, сознательность, действенность, умелость.
3. В систему педагогических условий, способствующих формированию у студентов готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса входит аксиологическая обеспеченность, информационная обеспеченность, деятельностная обеспеченность и личностные условия.
4. Созданная нами оздоровительная программа Личностно ориентированное обучение и здоровье» и система личностно ориентированного обучения студентов являются эффективными в сохранении и укреплении здоровья студентов, обучающихся в вузе.
Рассмотрение современных тенденций развития здоровьесберегающих технологий показывает, что в настоящее время одним из наиболее эффективных подходов к обучению является внедрение личностно ориентированного обучения. Показано, что личностно ориентированное обучение необходимо понимать как обучение, которое ориентировано на обучающегося как основную ценность образовательного процесса.
Анализ существующих технологий личностно ориентированного обучения позволяет сделать вывод, что в них реализуются отдельные стадии творческого саморазвития обучающегося, хотя главной целью видится его комплексное саморазвитие в соответствии с личностными особенностями.
Обоснованы содержание и структура готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса. В структуре готовности нами были выделены следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, операционный, рефлексивный и мобилизационно-настроечный. Ведущую, системообразующую роль играет мотивационный компонент готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса.
Одним из условий подготовки к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности является содержание образования. Опираясь на основания проектирования содержания образования в аспекте здоровьесбережения нами создана оздоровительная программа «Личностно ориентированное обучение и здоровье» для укрепления и сохранения здоровья студентов.
В результате проведенного исследования нами было выявлено состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов; проведен анализ готовности педагогов высших учебных заведений
Выполненное диссертационное исследование подтвердило выбранную нами гипотезу и показало эффективность обоснованной и реализованной в ходе экспериментальной работы оздоровительной программы «Личностно ориентированное обучение и здоровье» и системы личностно ориентированного обучения.
Подобные работы
- Личностно ориентированное обучение студентов современных вузов как фактор сохранности здоровья
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2004 - РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ЛИЧНОСТНО-
ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ
ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ НА СТАРШЕМ
ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ИГРОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Психологическая структура социальной идентичности (19.00.05)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Психологическая структура социальной идентичности
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Нарушения временной перспективы как фактор высокой личностной тревожности студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование опыта эмоциональной саморегуляции у студентов педагогического вуза в процессе педагогической практики в детском оздоровительном лагере
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогическое сопровождение первокурсников, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к обучению
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Клиент-центрированные занятия как форма удовлетворения запроса на совершенствование плавательной подготовленности в условиях фитнес-центра
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



