ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ГАРНИЗОНА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания детей военнослужащих в условиях военного гарнизона 10
§ 1. Воспитание как общественная и педагогическая система 10
§ 2. Содержание и структура системы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей военнослужащих 40
§ 3. Модель системы "семья - школа" воспитания детей военнослужащих в условиях военного гарнизона
Глава 2. Организация и методика эксперимента по воспитательной работе школы с детьми из семей военнослужащих
§1. Анализ социально-педагогических проблем воспитания детей из семей военнослужащих
§ 2. Экспериментальная программа воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих
§ 3. Сравнительный анализ эффективности результатов внедрения экспериментальной программы воспитательной работы школы 150
Заключение 154
Библиография 171
Приложения
Глава 1. Теоретические основы воспитания детей военнослужащих в условиях военного гарнизона 10
§ 1. Воспитание как общественная и педагогическая система 10
§ 2. Содержание и структура системы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей военнослужащих 40
§ 3. Модель системы "семья - школа" воспитания детей военнослужащих в условиях военного гарнизона
Глава 2. Организация и методика эксперимента по воспитательной работе школы с детьми из семей военнослужащих
§1. Анализ социально-педагогических проблем воспитания детей из семей военнослужащих
§ 2. Экспериментальная программа воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих
§ 3. Сравнительный анализ эффективности результатов внедрения экспериментальной программы воспитательной работы школы 150
Заключение 154
Библиография 171
Приложения
Актуальность исследования. В первые годы XXI века произошли кардинальные изменения в тенденциях воспитания в России, связанные с наметившимися позитивными изменениями в социально-экономическом, политическом, социокультурном развитии российского общества.
Главной характеристикой воспитательной ситуации в России начала XXI века можно считать ее стабилизацию. Восстанавливается утраченный в 90-е годы XX века традиционный для российской культуры высокий смысл и общественный статус воспитания. Наметилась тенденция подготовки подрастающих поколений к жизненному самоопределению, формирование позитивных личностных ориентаций. Проблемы, порожденные в кризисный период 90-х годов прошлого века в этой области, вызвали глубинные процессы, которые оказывают сильное противодействие новым позитивным изменениям. Обновление моделей воспитательных систем является необходимым условием становления современной системы образования.
Школа и семья - это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Между тем, взаимодействие семьи и школы, учителей и родителей не всегда является плодотворным в воспитании детей. С явной очевидностью просматриваются три основных типа отношений, а значит, и три основные тактики взаимодействия школы и родителей, когда родители полностью, всецело понимают и принимают школу, в другом случае родители нейтрально, а порой и равнодушно относятся к школе, что объясняется разными причинами, разной позицией родителей, и даже наличие ситуации неприязненных, конфликтных, противоречивых отношений родителей и школы.
В любой из данных ситуаций школа обязана помочь родителям, выступив для них психолого-педагогическим и социально-культурным центром.
Процесс взаимодействия школы и семьи, учителей и родителей раскрыт в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, а на современном этапе исследуются Л.В. Байбородовой, В.С. Васильевым, Г.К. Веденеевой, В.А.Караковским, И.С. Клемантович, Н.С. Лейтес, Е.Н. Степановым, Г.Ф. Суворовой, Л.М. Фридманом и др.
Психологические аспекты проблемы взаимодействия семейного и школьного социумов нашли своё отражение в работах как отечественных (С.К.Вершловский, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.Л. Махлин, Л.А. Петровская, А.С. Спиваковская, Д.И. Фельдштейн), так и зарубежных (А. Маслоу, Е. Мелибруда) психологов.
Сущности и специфике взаимодействия школы и семьи, посвящены фундаментальные труды В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Л.К. Гребенкиной, И.В.Гребенникова, В.Н. Гурова, Н.В. Жокиной, Л.И. Маленковой, В.А. Сластенина.
Исследованием военного социума занимались А.Н. Харитонов, К.В. Баразенко, В.Н. Соловьев и другие.
Однако следует отметить, что проблема воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в условиях военного гарнизона, пока не имеет достаточного количества исследований, в которых была бы раскрыта теория, обоснованы пути и средства позитивного решения этой проблемы.
С учетом актуальности и недостаточной разработанности этой проблемы нами была выбрана тема исследования "Особенности организации воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в условиях военного гарнизона".
Объект исследования: воспитательная система школы.
Предмет исследования: воспитательная работа школы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в военном гарнизоне.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели системы «семья - школа» воспитания детей из семей военнослужащих.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить особенности воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Раскрыть сущность понятия «воспитательная система».
3. Изучить основные социальные, психолого-педагогические характеристики военного социума как условий воспитания детей.
4. Разработать модель и программу функционирования системы «семья - школа» в воспитании детей военнослужащих.
5. Исследовать педагогический потенциал школы и семьи в процессе их взаимодействия, направленного на формирование личности школьника из семьи военнослужащих.
Гипотеза исследования: воспитательная работа школы с детьми из семей военнослужащих в условиях военного гарнизона будет эффективной, если:
- будет разработана модель системы воспитания «семья - школа», учитывающая особенности социума военного гарнизона, включающая содержание и структуру взаимодействия школы и семьи;
- определены особенности воспитания в семьях военнослужащих;
- выявлены особенности педагогической работы школ с семьями военнослужащих.
Методологическую основу исследования составляют гуманистический, культурологический и аксиологический подходы в образовании, в рамках которых человек рассматривается как высшая ценность и цель общественного развития; идеи о социальной, деятельностной и творческой сущности личности и ее многофакторном развитии; принцип системности; принципы взаимосвязи теории и практики; активности, развития, детерминизма, единства сознания и деятельности; непрерывности и преемственности, системности, структурности образования; личностно-деятельностного, диалогического, творческого подходов к воспитанию и преобразованию педагогической действительности.
Теоретическую основу исследования составили психологические теории личности как субъекта деятельности К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.С.Выготского, М.С.Кагана, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, С.Л.Рубин-штейна, Н.Ф. Талызиной, Д.Е. Эльконина и др.
Ведущими для нас стали концепции гуманизации педагогического образования В.П. Бездухова, Р. Бернса, В.И. Горовой, В.Н. Гурова, В.А. Караковского, И.Б. Котовой, В.М. Короткова, Ю.Н. Кулюткина, И.А. Малашихиной, В.Г. Онушкина, Ю.Н. Петрова, В.А.Сластенина, Е.Н.Шиянова и др., личностно-ориентированного и диалогического подходов к организации педагогического процесса Б.М. Бим-Бада, Е.В. Бондаревской, В.И. Данильчука, М.В.Кларина, В.А.Петровского, Ф.Ф. Фрадкина и др., педагогики сотрудничества А.А. Захаренко, Ф.Ф. Брюховецкого, С.Л. Соловейчика, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского, Т.А. Ильиной.
Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс общенаучных и педагогических методов:
- методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, системный, логический, ретроспективный, моделирования, обобщения опыта);
- опросно-диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование);
- обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение);
- экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный педагогический эксперимент);
- количественной и качественной оценки полученных результатов (компьютерная обработка данных, их оформление в виде диаграмм, таблиц, схем).
Организация, база и этапы исследования.
Экспериментальная работа осуществлялась с 2001 по 2005 гг. на базе муниципального образовательного учреждения гимназии № 9 г. Буденновска Ставропольского края. Всего исследованием были охвачены 338 семей военнослужащих, в том числе 336 матерей, 324 отца и 545 детей, а также 42 педагога гимназии.
На первом этапе (2001-2002 гг.) изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по проблеме, массовый и передовой педагогический опыт работы с семьёй. Полученный материал позволил сформулировать рабочую гипотезу, наметить программу эксперимента, определить цель, задачи, объект и предмет исследования.
На втором этапе (2002-2004 гг.) продолжался информационный научный поиск на основе изучения литературы, углублялись теоретические положения, разрабатывалась модель системы преемственности семьи и школы в воспитании детей военнослужащих, проводилась экспериментальная работа на базе МОУ гимназии № 9 г. Буденновска Ставропольского края.
На третьем этапе (2004-2005 гг.) проводилось теоретическое осмысление эмпирических данных, их анализ и интерпретация, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы, формулировались выводы, оформлялись материалы опыта.
Научная новизна исследования заключается в том, что в процессе изучения новой эмпирической реальности выявлены особенности воспитательной работы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в условиях военного гарнизона, впервые разработана модель и программа функционирования системы «семья - школа» в воспитании детей военнослужащих, изучены основные социальные и психолого-педагогические характеристики военного социума как условий воспитания детей.
Теоретическая значимость состоит в том, что получены данные, дающие более глубокие знания о влиянии специфики военного социума на содержание и организацию воспитательной работы школы с детьми военнослужащих. В исследовании определена модель системы преемственности семьи и школы в воспитании детей из семей военнослужащих в условиях военного гарнизона.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная программа взаимодействия образовательного учреждения в военном гарнизоне с семьями военнослужащих повышает эффективность воспитательной работы. Кроме того, знание и учет особенностей военного социума в воспитательной работе школы способствуют увеличению педагогического потенциала семей школьников. В этой связи полученные результаты можно использовать при формировании образовательной политики в сфере воспитания в военных гарнизонах, в учебном процессе, при подготовке и повышении квалификации учителей, классных руководителей, психологов, социальных педагогов, работающих в гарнизонных школах.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов, представленных в работе, обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, использованием взаимодополняющих методов, адекватных предмету и цели исследования, соблюдением требований технологии педагогического исследования, репрезентативностью выборки исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись посредством выступлений с докладами на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Ставропольского государственного университета, педагогических и методических советах отдела образования г.Буденновска, на теоретических семинарах и научно-практических конференциях: Межвузовской научно-практической конференции (Красноярск, 2005), VIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Владивосток, 2005), Международной научной конференции «Модернизация образования в условиях глобализации» (Тюмень, 2005), IV Международной научно-практической конференции «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (Пенза, 2005), III Всероссийской научно-практической конференции (Москва - Челябинск, 2005), Всероссийской научной конференции «Человек в меняющемся мире: пути конструктивного развития» (Ростов-на-Дону, 2005), VIII региональной научно-практической конференции «Эвристическое образование» (Ставрополь, 2005), 50-й Юбилейной научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2005).
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Теоретическое обоснование содержания и структуры системы взаимодействия семьи и школы в воспитательной работе в военном гарнизоне с детьми из семей военнослужащих, проживающих в военном гарнизоне.
2. Модель взаимодействия системы «семья - школа» в воспитании детей из семей военнослужащих, проживающих в условиях военного гарнизона.
3. Экспериментальная программа воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих.
4. Результаты экспериментальной работы по реализации модели взаимодействия системы «семья - школа» в воспитании детей из семей военнослужащих, проживающих в условиях военного гарнизона.
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликованы 6 работ.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Объём диссертации составляет 170 страниц машинописного текста, библиография включает 259 наименований. Работа содержит 18 таблиц, 30 рисунков.
Главной характеристикой воспитательной ситуации в России начала XXI века можно считать ее стабилизацию. Восстанавливается утраченный в 90-е годы XX века традиционный для российской культуры высокий смысл и общественный статус воспитания. Наметилась тенденция подготовки подрастающих поколений к жизненному самоопределению, формирование позитивных личностных ориентаций. Проблемы, порожденные в кризисный период 90-х годов прошлого века в этой области, вызвали глубинные процессы, которые оказывают сильное противодействие новым позитивным изменениям. Обновление моделей воспитательных систем является необходимым условием становления современной системы образования.
Школа и семья - это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Между тем, взаимодействие семьи и школы, учителей и родителей не всегда является плодотворным в воспитании детей. С явной очевидностью просматриваются три основных типа отношений, а значит, и три основные тактики взаимодействия школы и родителей, когда родители полностью, всецело понимают и принимают школу, в другом случае родители нейтрально, а порой и равнодушно относятся к школе, что объясняется разными причинами, разной позицией родителей, и даже наличие ситуации неприязненных, конфликтных, противоречивых отношений родителей и школы.
В любой из данных ситуаций школа обязана помочь родителям, выступив для них психолого-педагогическим и социально-культурным центром.
Процесс взаимодействия школы и семьи, учителей и родителей раскрыт в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, а на современном этапе исследуются Л.В. Байбородовой, В.С. Васильевым, Г.К. Веденеевой, В.А.Караковским, И.С. Клемантович, Н.С. Лейтес, Е.Н. Степановым, Г.Ф. Суворовой, Л.М. Фридманом и др.
Психологические аспекты проблемы взаимодействия семейного и школьного социумов нашли своё отражение в работах как отечественных (С.К.Вершловский, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.Л. Махлин, Л.А. Петровская, А.С. Спиваковская, Д.И. Фельдштейн), так и зарубежных (А. Маслоу, Е. Мелибруда) психологов.
Сущности и специфике взаимодействия школы и семьи, посвящены фундаментальные труды В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Л.К. Гребенкиной, И.В.Гребенникова, В.Н. Гурова, Н.В. Жокиной, Л.И. Маленковой, В.А. Сластенина.
Исследованием военного социума занимались А.Н. Харитонов, К.В. Баразенко, В.Н. Соловьев и другие.
Однако следует отметить, что проблема воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в условиях военного гарнизона, пока не имеет достаточного количества исследований, в которых была бы раскрыта теория, обоснованы пути и средства позитивного решения этой проблемы.
С учетом актуальности и недостаточной разработанности этой проблемы нами была выбрана тема исследования "Особенности организации воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в условиях военного гарнизона".
Объект исследования: воспитательная система школы.
Предмет исследования: воспитательная работа школы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в военном гарнизоне.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели системы «семья - школа» воспитания детей из семей военнослужащих.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить особенности воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Раскрыть сущность понятия «воспитательная система».
3. Изучить основные социальные, психолого-педагогические характеристики военного социума как условий воспитания детей.
4. Разработать модель и программу функционирования системы «семья - школа» в воспитании детей военнослужащих.
5. Исследовать педагогический потенциал школы и семьи в процессе их взаимодействия, направленного на формирование личности школьника из семьи военнослужащих.
Гипотеза исследования: воспитательная работа школы с детьми из семей военнослужащих в условиях военного гарнизона будет эффективной, если:
- будет разработана модель системы воспитания «семья - школа», учитывающая особенности социума военного гарнизона, включающая содержание и структуру взаимодействия школы и семьи;
- определены особенности воспитания в семьях военнослужащих;
- выявлены особенности педагогической работы школ с семьями военнослужащих.
Методологическую основу исследования составляют гуманистический, культурологический и аксиологический подходы в образовании, в рамках которых человек рассматривается как высшая ценность и цель общественного развития; идеи о социальной, деятельностной и творческой сущности личности и ее многофакторном развитии; принцип системности; принципы взаимосвязи теории и практики; активности, развития, детерминизма, единства сознания и деятельности; непрерывности и преемственности, системности, структурности образования; личностно-деятельностного, диалогического, творческого подходов к воспитанию и преобразованию педагогической действительности.
Теоретическую основу исследования составили психологические теории личности как субъекта деятельности К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.С.Выготского, М.С.Кагана, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, С.Л.Рубин-штейна, Н.Ф. Талызиной, Д.Е. Эльконина и др.
Ведущими для нас стали концепции гуманизации педагогического образования В.П. Бездухова, Р. Бернса, В.И. Горовой, В.Н. Гурова, В.А. Караковского, И.Б. Котовой, В.М. Короткова, Ю.Н. Кулюткина, И.А. Малашихиной, В.Г. Онушкина, Ю.Н. Петрова, В.А.Сластенина, Е.Н.Шиянова и др., личностно-ориентированного и диалогического подходов к организации педагогического процесса Б.М. Бим-Бада, Е.В. Бондаревской, В.И. Данильчука, М.В.Кларина, В.А.Петровского, Ф.Ф. Фрадкина и др., педагогики сотрудничества А.А. Захаренко, Ф.Ф. Брюховецкого, С.Л. Соловейчика, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского, Т.А. Ильиной.
Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс общенаучных и педагогических методов:
- методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, системный, логический, ретроспективный, моделирования, обобщения опыта);
- опросно-диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование);
- обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение);
- экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный педагогический эксперимент);
- количественной и качественной оценки полученных результатов (компьютерная обработка данных, их оформление в виде диаграмм, таблиц, схем).
Организация, база и этапы исследования.
Экспериментальная работа осуществлялась с 2001 по 2005 гг. на базе муниципального образовательного учреждения гимназии № 9 г. Буденновска Ставропольского края. Всего исследованием были охвачены 338 семей военнослужащих, в том числе 336 матерей, 324 отца и 545 детей, а также 42 педагога гимназии.
На первом этапе (2001-2002 гг.) изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по проблеме, массовый и передовой педагогический опыт работы с семьёй. Полученный материал позволил сформулировать рабочую гипотезу, наметить программу эксперимента, определить цель, задачи, объект и предмет исследования.
На втором этапе (2002-2004 гг.) продолжался информационный научный поиск на основе изучения литературы, углублялись теоретические положения, разрабатывалась модель системы преемственности семьи и школы в воспитании детей военнослужащих, проводилась экспериментальная работа на базе МОУ гимназии № 9 г. Буденновска Ставропольского края.
На третьем этапе (2004-2005 гг.) проводилось теоретическое осмысление эмпирических данных, их анализ и интерпретация, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы, формулировались выводы, оформлялись материалы опыта.
Научная новизна исследования заключается в том, что в процессе изучения новой эмпирической реальности выявлены особенности воспитательной работы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в условиях военного гарнизона, впервые разработана модель и программа функционирования системы «семья - школа» в воспитании детей военнослужащих, изучены основные социальные и психолого-педагогические характеристики военного социума как условий воспитания детей.
Теоретическая значимость состоит в том, что получены данные, дающие более глубокие знания о влиянии специфики военного социума на содержание и организацию воспитательной работы школы с детьми военнослужащих. В исследовании определена модель системы преемственности семьи и школы в воспитании детей из семей военнослужащих в условиях военного гарнизона.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная программа взаимодействия образовательного учреждения в военном гарнизоне с семьями военнослужащих повышает эффективность воспитательной работы. Кроме того, знание и учет особенностей военного социума в воспитательной работе школы способствуют увеличению педагогического потенциала семей школьников. В этой связи полученные результаты можно использовать при формировании образовательной политики в сфере воспитания в военных гарнизонах, в учебном процессе, при подготовке и повышении квалификации учителей, классных руководителей, психологов, социальных педагогов, работающих в гарнизонных школах.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов, представленных в работе, обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, использованием взаимодополняющих методов, адекватных предмету и цели исследования, соблюдением требований технологии педагогического исследования, репрезентативностью выборки исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись посредством выступлений с докладами на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Ставропольского государственного университета, педагогических и методических советах отдела образования г.Буденновска, на теоретических семинарах и научно-практических конференциях: Межвузовской научно-практической конференции (Красноярск, 2005), VIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Владивосток, 2005), Международной научной конференции «Модернизация образования в условиях глобализации» (Тюмень, 2005), IV Международной научно-практической конференции «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (Пенза, 2005), III Всероссийской научно-практической конференции (Москва - Челябинск, 2005), Всероссийской научной конференции «Человек в меняющемся мире: пути конструктивного развития» (Ростов-на-Дону, 2005), VIII региональной научно-практической конференции «Эвристическое образование» (Ставрополь, 2005), 50-й Юбилейной научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2005).
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Теоретическое обоснование содержания и структуры системы взаимодействия семьи и школы в воспитательной работе в военном гарнизоне с детьми из семей военнослужащих, проживающих в военном гарнизоне.
2. Модель взаимодействия системы «семья - школа» в воспитании детей из семей военнослужащих, проживающих в условиях военного гарнизона.
3. Экспериментальная программа воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих.
4. Результаты экспериментальной работы по реализации модели взаимодействия системы «семья - школа» в воспитании детей из семей военнослужащих, проживающих в условиях военного гарнизона.
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликованы 6 работ.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Объём диссертации составляет 170 страниц машинописного текста, библиография включает 259 наименований. Работа содержит 18 таблиц, 30 рисунков.
1. Актуальность и настоятельная потребность практики в совершенствовании воспитательной работы с детьми из семей военнослужащих обусловили выбор темы исследования, проблема которого состоит в поиске
155 путей взаимодействия системы «семья - школа» в вопросах воспитания детей из семей военнослужащих.
2. Ретроспективный анализ становления сущностной характеристики понятия «система» позволил уточнить сущность понятий: «воспитательная система» - комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы; «воспитательная система гарнизонной школы» несет в себе общие черты (присущие всем типам воспитательных систем) и особенные (небольшая численность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений между участниками педагогического процесса ("семейственность"), специфику формирования коллектива школы (по принципу разновозрастных объединений), большую по сравнению с городской школой возможность сплочения коллектива, нестабильность педагогического коллектива, ограниченность сферы социальных связей, удаленность школы от культурных центров, низкий уровень развития материально-технической базы и учебно-методического комплекса, особенности организации педагогического процесса, автономность и т.п.), которые оказывают непосредственное влияние на процесс ее создания и развития.
3. Анализ опыта воспитательной работы школы с детьми военнослужащих показал, что воспитательная система военного гарнизона предполагает взаимодействие семьи и школы, с целью решения ряда проблем, таких, как невозможность организации разнообразного досуга военнослужащих и их семей; низкий воспитательный потенциал семей, педагогическая неграмотность родителей; перенос стилей общения в воинских частях на межличностные отношения; повышенная тревожность вследствие специфических условий службы и другие.
Это позволило разработать программу взаимодействия семьи и школы в воспитании детей, основными задачами которой являются: формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы; формирование психолого-педагогической культуры родителей; развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми; формирование у педагогов понимания значимости сотрудничества гимназии с семьей; организация медико-психолого-педагогической помощи семьям военнослужащих; организация культурного досуга в микрорайоне «Северный».
4. Реорганизация воспитательной системы гимназии показала, что сложившаяся модель системы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей из семей военнослужащих позволила:
- повысить уровень воспитанности на 0,35 балла, рост уровня воспитанности произошел во всех экспериментальных классах;
- повысить уровень нравственного развития учащихся гимназии.
Количество детей с адекватными эмоциональными реакциями, сложившимися нравственными ориентирами возросло на 20 %. Увеличилось количество учащихся, которых в совместной деятельности привлекает возможность помочь товарищам, передать свои знания, участвовать в делах своего коллектива, сделать доброе дело для других. Сократилось количество учащихся, находящихся на учете в КНД и ОППН.
- выпускникам пройти успешную социальную адаптацию после окончания гимназии. В течение 3 лет 100% учащихся продолжали свое дальнейшее обучение в высших, средне-специальных и начальных профессиональных образовательных учреждениях. Причем приоритет отдается обучению в высших учебных заведениях.
- улучшить взаимоотношения родителей с педагогами, родителей с детьми;
- повысить посещаемость родительских собраний;
- улучшить эмоциональное состояние всех участников УВП.
Результаты экспериментального исследования свидетельствуют, что разработанная модель взаимодействия семьи и школы в воспитании детей военнослужащих устойчива и работоспособна, так как является открытой педагогической системой, в становлении, функционировании и развитии которой большую роль играет среда (военный социум), и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы.
5. В соответствии с гипотезой и задачами исследования были изучены особенности и педагогический потенциал семейного, школьного и гарнизонного социумов; разработана система преемственности школы и семьи в условиях военного гарнизона. А также раскрыта сущность понятия «воспитательная система», выявлены особенности воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих на основе анализа психолого¬педагогической литературы, изучены основные социально-экономические, демографические, психолого-педагогические характеристики военного социума.
6. В ходе экспериментальной работы были определены проблемы воспитания детей военнослужащих, что способствовало более глубокому и качественному анализу экспериментального материала.
7. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель и программа функционирования системы «семья - школа» в воспитании детей военнослужащих. Методологической основой явились принципы гуманизации, системности и преемственности семьи и школы в вопросах воспитания детей из семей военнослужащих.
8. Качественный и количественный анализ результатов эксперимента выявил положительную динамику воспитания данной категории детей и эффективности воспитательной работы гимназии, что явилось подтверждением правильности выдвинутой гипотезы.
9. Однако проблема моделирования воспитательных систем гарнизонных школ остается актуальной в связи с тем, что тенденция стабилизации воспитательной ситуации в Российской Федерации только наметилась.
Предпринятая нами попытка моделирования воспитательной системы военного гарнизона - один из возможных, но не единственный путь решения означенной проблемы.
155 путей взаимодействия системы «семья - школа» в вопросах воспитания детей из семей военнослужащих.
2. Ретроспективный анализ становления сущностной характеристики понятия «система» позволил уточнить сущность понятий: «воспитательная система» - комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы; «воспитательная система гарнизонной школы» несет в себе общие черты (присущие всем типам воспитательных систем) и особенные (небольшая численность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений между участниками педагогического процесса ("семейственность"), специфику формирования коллектива школы (по принципу разновозрастных объединений), большую по сравнению с городской школой возможность сплочения коллектива, нестабильность педагогического коллектива, ограниченность сферы социальных связей, удаленность школы от культурных центров, низкий уровень развития материально-технической базы и учебно-методического комплекса, особенности организации педагогического процесса, автономность и т.п.), которые оказывают непосредственное влияние на процесс ее создания и развития.
3. Анализ опыта воспитательной работы школы с детьми военнослужащих показал, что воспитательная система военного гарнизона предполагает взаимодействие семьи и школы, с целью решения ряда проблем, таких, как невозможность организации разнообразного досуга военнослужащих и их семей; низкий воспитательный потенциал семей, педагогическая неграмотность родителей; перенос стилей общения в воинских частях на межличностные отношения; повышенная тревожность вследствие специфических условий службы и другие.
Это позволило разработать программу взаимодействия семьи и школы в воспитании детей, основными задачами которой являются: формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы; формирование психолого-педагогической культуры родителей; развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми; формирование у педагогов понимания значимости сотрудничества гимназии с семьей; организация медико-психолого-педагогической помощи семьям военнослужащих; организация культурного досуга в микрорайоне «Северный».
4. Реорганизация воспитательной системы гимназии показала, что сложившаяся модель системы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей из семей военнослужащих позволила:
- повысить уровень воспитанности на 0,35 балла, рост уровня воспитанности произошел во всех экспериментальных классах;
- повысить уровень нравственного развития учащихся гимназии.
Количество детей с адекватными эмоциональными реакциями, сложившимися нравственными ориентирами возросло на 20 %. Увеличилось количество учащихся, которых в совместной деятельности привлекает возможность помочь товарищам, передать свои знания, участвовать в делах своего коллектива, сделать доброе дело для других. Сократилось количество учащихся, находящихся на учете в КНД и ОППН.
- выпускникам пройти успешную социальную адаптацию после окончания гимназии. В течение 3 лет 100% учащихся продолжали свое дальнейшее обучение в высших, средне-специальных и начальных профессиональных образовательных учреждениях. Причем приоритет отдается обучению в высших учебных заведениях.
- улучшить взаимоотношения родителей с педагогами, родителей с детьми;
- повысить посещаемость родительских собраний;
- улучшить эмоциональное состояние всех участников УВП.
Результаты экспериментального исследования свидетельствуют, что разработанная модель взаимодействия семьи и школы в воспитании детей военнослужащих устойчива и работоспособна, так как является открытой педагогической системой, в становлении, функционировании и развитии которой большую роль играет среда (военный социум), и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы.
5. В соответствии с гипотезой и задачами исследования были изучены особенности и педагогический потенциал семейного, школьного и гарнизонного социумов; разработана система преемственности школы и семьи в условиях военного гарнизона. А также раскрыта сущность понятия «воспитательная система», выявлены особенности воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих на основе анализа психолого¬педагогической литературы, изучены основные социально-экономические, демографические, психолого-педагогические характеристики военного социума.
6. В ходе экспериментальной работы были определены проблемы воспитания детей военнослужащих, что способствовало более глубокому и качественному анализу экспериментального материала.
7. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель и программа функционирования системы «семья - школа» в воспитании детей военнослужащих. Методологической основой явились принципы гуманизации, системности и преемственности семьи и школы в вопросах воспитания детей из семей военнослужащих.
8. Качественный и количественный анализ результатов эксперимента выявил положительную динамику воспитания данной категории детей и эффективности воспитательной работы гимназии, что явилось подтверждением правильности выдвинутой гипотезы.
9. Однако проблема моделирования воспитательных систем гарнизонных школ остается актуальной в связи с тем, что тенденция стабилизации воспитательной ситуации в Российской Федерации только наметилась.
Предпринятая нами попытка моделирования воспитательной системы военного гарнизона - один из возможных, но не единственный путь решения означенной проблемы.
Подобные работы
- Особенности организации воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в условиях гарнизона
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ,
ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ГАРНИЗОНА
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2005 - Условия педагогической поддержки детей из семей военнослужащих в ситуации военного конфликта
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024



