Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ГАРНИЗОНА

Работа №28711

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы220
Год сдачи2005
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
662
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания детей военнослужащих в условиях военного гарнизона 10
§ 1. Воспитание как общественная и педагогическая система 10
§ 2. Содержание и структура системы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей военнослужащих 40
§ 3. Модель системы "семья - школа" воспитания детей военнослужащих в условиях военного гарнизона
Глава 2. Организация и методика эксперимента по воспитательной работе школы с детьми из семей военнослужащих
§1. Анализ социально-педагогических проблем воспитания детей из семей военнослужащих
§ 2. Экспериментальная программа воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих
§ 3. Сравнительный анализ эффективности результатов внедрения экспериментальной программы воспитательной работы школы 150
Заключение 154
Библиография 171
Приложения

Актуальность исследования. В первые годы XXI века произошли кардинальные изменения в тенденциях воспитания в России, связанные с наметившимися позитивными изменениями в социально-экономическом, политическом, социокультурном развитии российского общества.
Главной характеристикой воспитательной ситуации в России начала XXI века можно считать ее стабилизацию. Восстанавливается утраченный в 90-е годы XX века традиционный для российской культуры высокий смысл и общественный статус воспитания. Наметилась тенденция подготовки подрастающих поколений к жизненному самоопределению, формирование позитивных личностных ориентаций. Проблемы, порожденные в кризисный период 90-х годов прошлого века в этой области, вызвали глубинные процессы, которые оказывают сильное противодействие новым позитивным изменениям. Обновление моделей воспитательных систем является необходимым условием становления современной системы образования.
Школа и семья - это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Между тем, взаимодействие семьи и школы, учителей и родителей не всегда является плодотворным в воспитании детей. С явной очевидностью просматриваются три основных типа отношений, а значит, и три основные тактики взаимодействия школы и родителей, когда родители полностью, всецело понимают и принимают школу, в другом случае родители нейтрально, а порой и равнодушно относятся к школе, что объясняется разными причинами, разной позицией родителей, и даже наличие ситуации неприязненных, конфликтных, противоречивых отношений родителей и школы.
В любой из данных ситуаций школа обязана помочь родителям, выступив для них психолого-педагогическим и социально-культурным центром.
Процесс взаимодействия школы и семьи, учителей и родителей раскрыт в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, а на современном этапе исследуются Л.В. Байбородовой, В.С. Васильевым, Г.К. Веденеевой, В.А.Караковским, И.С. Клемантович, Н.С. Лейтес, Е.Н. Степановым, Г.Ф. Суворовой, Л.М. Фридманом и др.
Психологические аспекты проблемы взаимодействия семейного и школьного социумов нашли своё отражение в работах как отечественных (С.К.Вершловский, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.Л. Махлин, Л.А. Петровская, А.С. Спиваковская, Д.И. Фельдштейн), так и зарубежных (А. Маслоу, Е. Мелибруда) психологов.
Сущности и специфике взаимодействия школы и семьи, посвящены фундаментальные труды В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Л.К. Гребенкиной, И.В.Гребенникова, В.Н. Гурова, Н.В. Жокиной, Л.И. Маленковой, В.А. Сластенина.
Исследованием военного социума занимались А.Н. Харитонов, К.В. Баразенко, В.Н. Соловьев и другие.
Однако следует отметить, что проблема воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в условиях военного гарнизона, пока не имеет достаточного количества исследований, в которых была бы раскрыта теория, обоснованы пути и средства позитивного решения этой проблемы.
С учетом актуальности и недостаточной разработанности этой проблемы нами была выбрана тема исследования "Особенности организации воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в условиях военного гарнизона".
Объект исследования: воспитательная система школы.
Предмет исследования: воспитательная работа школы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в военном гарнизоне.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели системы «семья - школа» воспитания детей из семей военнослужащих.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить особенности воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Раскрыть сущность понятия «воспитательная система».
3. Изучить основные социальные, психолого-педагогические характеристики военного социума как условий воспитания детей.
4. Разработать модель и программу функционирования системы «семья - школа» в воспитании детей военнослужащих.
5. Исследовать педагогический потенциал школы и семьи в процессе их взаимодействия, направленного на формирование личности школьника из семьи военнослужащих.
Гипотеза исследования: воспитательная работа школы с детьми из семей военнослужащих в условиях военного гарнизона будет эффективной, если:
- будет разработана модель системы воспитания «семья - школа», учитывающая особенности социума военного гарнизона, включающая содержание и структуру взаимодействия школы и семьи;
- определены особенности воспитания в семьях военнослужащих;
- выявлены особенности педагогической работы школ с семьями военнослужащих.
Методологическую основу исследования составляют гуманистический, культурологический и аксиологический подходы в образовании, в рамках которых человек рассматривается как высшая ценность и цель общественного развития; идеи о социальной, деятельностной и творческой сущности личности и ее многофакторном развитии; принцип системности; принципы взаимосвязи теории и практики; активности, развития, детерминизма, единства сознания и деятельности; непрерывности и преемственности, системности, структурности образования; личностно-деятельностного, диалогического, творческого подходов к воспитанию и преобразованию педагогической действительности.
Теоретическую основу исследования составили психологические теории личности как субъекта деятельности К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.С.Выготского, М.С.Кагана, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, С.Л.Рубин-штейна, Н.Ф. Талызиной, Д.Е. Эльконина и др.
Ведущими для нас стали концепции гуманизации педагогического образования В.П. Бездухова, Р. Бернса, В.И. Горовой, В.Н. Гурова, В.А. Караковского, И.Б. Котовой, В.М. Короткова, Ю.Н. Кулюткина, И.А. Малашихиной, В.Г. Онушкина, Ю.Н. Петрова, В.А.Сластенина, Е.Н.Шиянова и др., личностно-ориентированного и диалогического подходов к организации педагогического процесса Б.М. Бим-Бада, Е.В. Бондаревской, В.И. Данильчука, М.В.Кларина, В.А.Петровского, Ф.Ф. Фрадкина и др., педагогики сотрудничества А.А. Захаренко, Ф.Ф. Брюховецкого, С.Л. Соловейчика, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского, Т.А. Ильиной.
Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс общенаучных и педагогических методов:
- методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, системный, логический, ретроспективный, моделирования, обобщения опыта);
- опросно-диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование);
- обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение);
- экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный педагогический эксперимент);
- количественной и качественной оценки полученных результатов (компьютерная обработка данных, их оформление в виде диаграмм, таблиц, схем).
Организация, база и этапы исследования.
Экспериментальная работа осуществлялась с 2001 по 2005 гг. на базе муниципального образовательного учреждения гимназии № 9 г. Буденновска Ставропольского края. Всего исследованием были охвачены 338 семей военнослужащих, в том числе 336 матерей, 324 отца и 545 детей, а также 42 педагога гимназии.
На первом этапе (2001-2002 гг.) изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по проблеме, массовый и передовой педагогический опыт работы с семьёй. Полученный материал позволил сформулировать рабочую гипотезу, наметить программу эксперимента, определить цель, задачи, объект и предмет исследования.
На втором этапе (2002-2004 гг.) продолжался информационный научный поиск на основе изучения литературы, углублялись теоретические положения, разрабатывалась модель системы преемственности семьи и школы в воспитании детей военнослужащих, проводилась экспериментальная работа на базе МОУ гимназии № 9 г. Буденновска Ставропольского края.
На третьем этапе (2004-2005 гг.) проводилось теоретическое осмысление эмпирических данных, их анализ и интерпретация, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы, формулировались выводы, оформлялись материалы опыта.
Научная новизна исследования заключается в том, что в процессе изучения новой эмпирической реальности выявлены особенности воспитательной работы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в условиях военного гарнизона, впервые разработана модель и программа функционирования системы «семья - школа» в воспитании детей военнослужащих, изучены основные социальные и психолого-педагогические характеристики военного социума как условий воспитания детей.
Теоретическая значимость состоит в том, что получены данные, дающие более глубокие знания о влиянии специфики военного социума на содержание и организацию воспитательной работы школы с детьми военнослужащих. В исследовании определена модель системы преемственности семьи и школы в воспитании детей из семей военнослужащих в условиях военного гарнизона.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная программа взаимодействия образовательного учреждения в военном гарнизоне с семьями военнослужащих повышает эффективность воспитательной работы. Кроме того, знание и учет особенностей военного социума в воспитательной работе школы способствуют увеличению педагогического потенциала семей школьников. В этой связи полученные результаты можно использовать при формировании образовательной политики в сфере воспитания в военных гарнизонах, в учебном процессе, при подготовке и повышении квалификации учителей, классных руководителей, психологов, социальных педагогов, работающих в гарнизонных школах.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов, представленных в работе, обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, использованием взаимодополняющих методов, адекватных предмету и цели исследования, соблюдением требований технологии педагогического исследования, репрезентативностью выборки исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись посредством выступлений с докладами на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Ставропольского государственного университета, педагогических и методических советах отдела образования г.Буденновска, на теоретических семинарах и научно-практических конференциях: Межвузовской научно-практической конференции (Красноярск, 2005), VIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Владивосток, 2005), Международной научной конференции «Модернизация образования в условиях глобализации» (Тюмень, 2005), IV Международной научно-практической конференции «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (Пенза, 2005), III Всероссийской научно-практической конференции (Москва - Челябинск, 2005), Всероссийской научной конференции «Человек в меняющемся мире: пути конструктивного развития» (Ростов-на-Дону, 2005), VIII региональной научно-практической конференции «Эвристическое образование» (Ставрополь, 2005), 50-й Юбилейной научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2005).
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Теоретическое обоснование содержания и структуры системы взаимодействия семьи и школы в воспитательной работе в военном гарнизоне с детьми из семей военнослужащих, проживающих в военном гарнизоне.
2. Модель взаимодействия системы «семья - школа» в воспитании детей из семей военнослужащих, проживающих в условиях военного гарнизона.
3. Экспериментальная программа воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих.
4. Результаты экспериментальной работы по реализации модели взаимодействия системы «семья - школа» в воспитании детей из семей военнослужащих, проживающих в условиях военного гарнизона.
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликованы 6 работ.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Объём диссертации составляет 170 страниц машинописного текста, библиография включает 259 наименований. Работа содержит 18 таблиц, 30 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Актуальность и настоятельная потребность практики в совершенствовании воспитательной работы с детьми из семей военнослужащих обусловили выбор темы исследования, проблема которого состоит в поиске
155 путей взаимодействия системы «семья - школа» в вопросах воспитания детей из семей военнослужащих.
2. Ретроспективный анализ становления сущностной характеристики понятия «система» позволил уточнить сущность понятий: «воспитательная система» - комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы; «воспитательная система гарнизонной школы» несет в себе общие черты (присущие всем типам воспитательных систем) и особенные (небольшая численность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений между участниками педагогического процесса ("семейственность"), специфику формирования коллектива школы (по принципу разновозрастных объединений), большую по сравнению с городской школой возможность сплочения коллектива, нестабильность педагогического коллектива, ограниченность сферы социальных связей, удаленность школы от культурных центров, низкий уровень развития материально-технической базы и учебно-методического комплекса, особенности организации педагогического процесса, автономность и т.п.), которые оказывают непосредственное влияние на процесс ее создания и развития.
3. Анализ опыта воспитательной работы школы с детьми военнослужащих показал, что воспитательная система военного гарнизона предполагает взаимодействие семьи и школы, с целью решения ряда проблем, таких, как невозможность организации разнообразного досуга военнослужащих и их семей; низкий воспитательный потенциал семей, педагогическая неграмотность родителей; перенос стилей общения в воинских частях на межличностные отношения; повышенная тревожность вследствие специфических условий службы и другие.
Это позволило разработать программу взаимодействия семьи и школы в воспитании детей, основными задачами которой являются: формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы; формирование психолого-педагогической культуры родителей; развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми; формирование у педагогов понимания значимости сотрудничества гимназии с семьей; организация медико-психолого-педагогической помощи семьям военнослужащих; организация культурного досуга в микрорайоне «Северный».
4. Реорганизация воспитательной системы гимназии показала, что сложившаяся модель системы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей из семей военнослужащих позволила:
- повысить уровень воспитанности на 0,35 балла, рост уровня воспитанности произошел во всех экспериментальных классах;
- повысить уровень нравственного развития учащихся гимназии.
Количество детей с адекватными эмоциональными реакциями, сложившимися нравственными ориентирами возросло на 20 %. Увеличилось количество учащихся, которых в совместной деятельности привлекает возможность помочь товарищам, передать свои знания, участвовать в делах своего коллектива, сделать доброе дело для других. Сократилось количество учащихся, находящихся на учете в КНД и ОППН.
- выпускникам пройти успешную социальную адаптацию после окончания гимназии. В течение 3 лет 100% учащихся продолжали свое дальнейшее обучение в высших, средне-специальных и начальных профессиональных образовательных учреждениях. Причем приоритет отдается обучению в высших учебных заведениях.
- улучшить взаимоотношения родителей с педагогами, родителей с детьми;
- повысить посещаемость родительских собраний;
- улучшить эмоциональное состояние всех участников УВП.
Результаты экспериментального исследования свидетельствуют, что разработанная модель взаимодействия семьи и школы в воспитании детей военнослужащих устойчива и работоспособна, так как является открытой педагогической системой, в становлении, функционировании и развитии которой большую роль играет среда (военный социум), и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы.
5. В соответствии с гипотезой и задачами исследования были изучены особенности и педагогический потенциал семейного, школьного и гарнизонного социумов; разработана система преемственности школы и семьи в условиях военного гарнизона. А также раскрыта сущность понятия «воспитательная система», выявлены особенности воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих на основе анализа психолого¬педагогической литературы, изучены основные социально-экономические, демографические, психолого-педагогические характеристики военного социума.
6. В ходе экспериментальной работы были определены проблемы воспитания детей военнослужащих, что способствовало более глубокому и качественному анализу экспериментального материала.
7. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель и программа функционирования системы «семья - школа» в воспитании детей военнослужащих. Методологической основой явились принципы гуманизации, системности и преемственности семьи и школы в вопросах воспитания детей из семей военнослужащих.
8. Качественный и количественный анализ результатов эксперимента выявил положительную динамику воспитания данной категории детей и эффективности воспитательной работы гимназии, что явилось подтверждением правильности выдвинутой гипотезы.
9. Однако проблема моделирования воспитательных систем гарнизонных школ остается актуальной в связи с тем, что тенденция стабилизации воспитательной ситуации в Российской Федерации только наметилась.
Предпринятая нами попытка моделирования воспитательной системы военного гарнизона - один из возможных, но не единственный путь решения означенной проблемы.



1. Абубакирова, С.Х. Сотрудничество школы и семьи / С.Х. Абубакирова, Р.Б. Хусаинова, 3.К.Сафина // Воспитание школьников. 2000. № 6. С. 24-31
2. Адамский, А.И. Теория попечительства / А.И. Адамский // Перемены.2001. № 4. С. 12-18
3. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать / Ю.П. Азаров - М.: Просвещение, 1985. 448 с.
4. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1985. 386с.
5. Азбука воспитания // Воспитание школьников. 2001. №7,8.
6. Алексютина, А.Т. Семья и воспитание - близнецы-братья / А.Т. Алексютина // Учительская газета. 2001. № 3.
7. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. - М.: Педагогика, 1984. 254с.
8. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - Минск: Университетское, 1990. 371с.
9. Амонашвили, Ш.А. Размышление о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд. дом. Ш.Амонашвили, 1995. 496с.
10. Аналитические материалы для использования при разработке программ педагогического сопровождения семейного воспитания // Вестник образования России. 2003. №23
11. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев.
- М.: Наука, 1977. 380с.
12. Ананьев, Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания: избр. псих. труды. В 2 т. Т. 2 / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, И.В.Кузьмина. - М.: Педагогика, 1980. 324с.
13. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева.
- М.: Просвещение, 1989. 235с.
14. Антонов, А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений // Основы социологии / А.И. Антонов. - М., 1994. 454с.
15. Ахиезер, А.С. Социокультурный словарь / А.С. Ахиезер. - М., 1991.
16. Ашкинази, Л. А. Есть такие учителя, которые лезут тебе в душу и грызут при всём классе // Школьное обозрение. 2000. №1 (6). С. 15-19.
17. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К.Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. 192с.
18. Байбородова, Л. В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей / Л. В. Байбородова. - Ярославль, 1992. 124с.
19. Байбородова, Л.В. Взаимодействие школы и семьи / Л.В. Байбородова. - Ярославль: Академия развития «Холдинг», 2003. 224с.
20. Байкова, Л.А. Методические рекомендации по организации воспитывающей деятельности. Функции организаторов воспитательной работы. Виды и формы воспитывающей деятельности / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В.Еремкина // Классный руководитель. 1998. № 6. С. 23-29.
21. Байкова, Л.А. Система деятельности педагога-воспитателя / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина // Классный руководитель. 1998. № 4. С. 32-37.
22. Байкова, Л.А. Современные воспитательные системы / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, Н.В. Мартишина // Классный руководитель. 1998. № 3. С. 9-15.
23. Балинский, И.М. Лекции по психиатрии / И.М. Балинский. - СПб.: Медгиз, 1958. 216с.
24. Баллер, Э.А. Преемственность // Философская энциклопедия. В 5 т. Т. 4. / под ред. Ф.В. Константинова. - М., 1967. С. 360.
25. Беляева, А.П. Система многоуровневой профессиональной подготовки в
профессиональных учебных заведениях // Сб. «Методологические и
теоретические подготовки в новых типах профессиональных учебных заве¬дений». -СПб, 1995. С. 6-20.
26. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. - Воронеж, 1977. 189с.
27. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. Т. 2 / П.П. Блонский. - М., 1979. 399с.
28. Блонский, П.П. Трудные школьники / П.П. Блонский. - М.: Работник просвещения, 1930. 112с.
29. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин,
B. С.Бабина. - СПб.: Речь, 2003. 388с.
30. Большая Советская Энциклопедия / под ред. Прохорова А.М. - М., 1976, т.23.
31. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: /www.liverum.com.
32. Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии / М.И. Буянов. - М., 1986. 320с.
33. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга. - СПб.: Речь, 2001. 144с.
34. Веденеева, Г.К. Школа и семья: способы взаимодействия / Г.К.Веденеева, B.C. Васильев // Сельская школа. 2000. №2.
35. Вентцель, К.Н. Новые пути воспитания и образования детей / К.Н.Вентцель. - М.: Кушнеревъ и К, 1910. 167с.
36. Вентцель, К.Н. Отделение школы от государства и Декларация прав ребенка. Библиотека свободного воспитания и образования и защиты детей / под ред. И.Н. Горбунова-Посадова. - М.: б.и., 1918.
37. Вершловский, С.К. Что важно знать педагогу о семье школьника /
C. К.Вершловский, М.Л. Махлин // Воспитание школьников. 1991. № 2.
38. Взаимоотношения детей и родителей // Воспитание школьников. 2001. №8. С.15-17.
39. Виды и формы воспитывающей деятельности // Классный руководитель.1998. №6. С. 35-39.
40. Водовозова, Е.В. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста: кн. для воспитателей / Е.В. Водовозова. - СПб.: б.и., 1913.
41. Вопросы воинского воспитания // Сб. статей. - М.: Воениздат, 1985.
42. Воронов, В.Д. Разнообразие форм воспитательной работы / В.Д. Воронов // Воспитание школьников. 2001. № 7. С. 41-43.
43. Воронцова, Н.И. Как программируется крах семьи / Н.И. Воронцова // Воспитание школьников. 2001. № 7. С. 11-13.
44. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением / под ред. М.И. Рожкова. - М.: Просвещение, 2001. 235с.
45. Воспитательная система Монгохтинской средней школы [Электронный ресурс] . Режим доступа: http: // www.mongokhto.narod.ru.
46. Воспитательная система школы: аспект моделирования / под ред. Е.Н.Степанова, Л.В. Байбородовой, С.Л. Паладьева - Псков: ПОИПКРО, 1994. - 65с.
47. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1998. № 3. С. 35-37.
48. Вульфов, Б.З. Словарь педагогических ситуаций: учимся воспитанию / Б.З. Вульфов. - М.: Педагогическое общество России, 2001. 192с.
49. Вульфов, Б.З. Школа и социальная среда: взаимодействие / Б.З. Вульфов,
B. Д. Семёнов. - М., 1981. 95с.
50. Выготский, А.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.3 / А.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. 367с.
51. Гайдук, Т.И. Концепция программы воспитания школьников «Сотрудничество в параллели» / Т.И. Гайдук, С.И. Кравченко // Классный руководитель. 2001. №3.
52. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П.Я.Гальперин. - М.: МГУ, 1985. 348с.
53. Глассер, У. Школы без неудачников / У. Глассер. - М.: Прогресс, 1991. 211с.
54. Глебова, Л.Н. Формирование политики социального партнёрства / Л.Н.Глебова // Перемены. 2002. №1. С. 11-16.
55. Годник, С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы /
C. М.Годник. - Воронеж: изд-во Воронежского университета, 1981. 208с.
56. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. 648 с.
57. Гордин, Л.Ю. Методика педагогического воздействия / Л.Ю. Гордин, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 1967. 360с.
58. Гордин, Л.Ю. Педагогическое наследие А.С.Макаренко и современная школа / Л.Ю. Гордин . - Кишинев: Штиинца, 1987. 250с.
59. Гордин, Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей / Л.Ю. Гордин. - М.: Педагогика, 1971. 134с.
60. Горислова, Н.Ю. Дороховская средняя школа - центр эстетического воспитания школьников / Н.Ю. Горислова // Классный руководитель. 1997. № 2. С.34 - 37.
61. Гранкин, А.Ю. Родительская педагогика В.А. Сухомлинского /А.Ю.Гранкин. - Пятигорск: ПЛГУ, 2002. 152 с.
62. Гребенкина, Л.К. Основы социальной педагогики / Л.К. Гребенкина, Н.В.Жокина // Классный руководитель. 1998. № 6. С.12-16.
63. Гребенников, И.В. Школа и семья: пособие для учителя / И.В. Гребенников. - М.: Просвещение, 1985. 176с.
64. Гребенюк, О.С. Педагогика индивидуальности / О.С. Гребенюк. - Калининград, 1995. 250с.
65. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики: метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 1999. 370с.
66. Гуров, В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей: автореф. дис... докт. педаг. наук: 13.00.01 / Гуров В.Н. - М., 1997. 50с.
67. Гуров, В.Н. Социальные службы и семья: из опыта работы СШ № 7 г.Буденновска / Гуров В.Н., Зейбель О.В., Кудрук В.И., Селюкова Л.Я. - Ставрополь, 1995. 80с.
68. Гуров, В.Н. Лицей выбирает здоровье / Гуров В.Н., Озеров В.П., Щербаков Г.Г. и др. - Ставрополь: СКИПКРО, 2000. 85с.
69. Гусева, Н.А. Подготовка студентов к воспитательной работе в школе / Гусева Н.А. // Начальная школа. 2000. № 10. С.10-15.
70. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / Давыдов В.В. - М.: ИНТОР, 1996. 340с.
71. Давыдов, В.В. Развивающее образование: теоретическое основание преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / Давыдов
В.В., Кудрявцев В.Т. // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 3-18.
72. Дармодехин, С.В. Семья и государство / Дармодехин С.В. // Педагогика. 1999. № 1. С. 5-11.
73. Дашковская, Л.П. Преемственность в трудовом воспитании между детским садом и школой / Дашковская Л.П. - М., 1987. 230с.
74 . Дементьева, И.Ф. Российская семья - проблемы воспитания: руководство для педагогов / Дементьева И.Ф. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. 130с.
75. Дереклеева, Н.М. Нетрадиционные формы проведения собраний / Дереклеева Н.М. // Воспитание школьников. 2001. № 10. С.34-40.
76. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали // Воспитание школьников. 2001. № 8.
77. Директору школы о сотрудничестве с родителями / под ред. А.С. Роботова, Н.А.Хоменко. П.Г.Шапошникова // Библиотека журнала «Директор школы». 2001. № 3.
78. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. Для учителя и родителей / Добрович А.Б. - М.: Просвещение, 1987. 250с.
79. Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство / Добрович А.Б. - М.: Знание, 1980. 340с.
80. Договор «О совместной деятельности семьи и школы» // Классный руководитель. 1998. № 4. С.11-15.
81. Долгинова, Е.П. Учителя и родители! / Долгинова Е.П. // Первое сентября. 2000. № 72.
82. Елисеев, А.П. Взаимодействие субъектов воспитательного процесса / Елисеев А.П., Соколова Т.Н. // Воспитание школьников. 2000. № 9. С. 30-35.
83. Еремкина, О.В. Воспитательные технологии / Еремкина О.В. // Классный руководитель. 1998. № 5. С. 23-27.
84.Загвоздкин, В.Г. Школьное самоуправление — необходимое условие жизни школы / Загвоздкин В.Г. // Перемена. 2002. № 1.
85.Закон РФ «Об образовании» // Вестник образования. 1996. №7. 30с.
86.Залетова, P.M. Доклад «Какой отец нужен ребенку?» / Залетова P.M. // Классный руководитель. 1998. № 4. С.19-25.
87.Занков, Л.В. О начальном обучении / Занков Л.В. - М.: АПН РСФСР, 1963. 340с.
88.Захаров, А.И. Преемственность отклонений в воспитании в прародительской и родительской семье // Преемственность поколений: диалог культур. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. С. 54-56.
89.Захаров, А.И. Психологические факторы доминирования в семье / Захаров А.И. - СПб., 2000. 230с.
90.Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / Захаров А.И. - М., 1997. 300с.
91. Иванцова, А.Е. Изучение особенностей воспитания в семьях / Иванцова А.Е. // Воспитание школьников. 2000. № 9. С.20-23.
92. Иванцова, А.Е. О работе с проблемными семьями / Иванцова А.Е. // Воспитание школьников. 2000. № 10. С.12-17.
93. Ильин, В.Д. Позвольте им быть собою / Ильин В.Д. // Воспитание школьников. 2000. № 9.
94. Ильин, Е.Н. Шаги навстречу: из опыта работы учителя / Ильин Е.Н. - М.: Просвещение, 1986. 200с.
95. Ильясова, А.Б. Из опыта сотрудничества с родителями / Ильясова А.Б., Богин В.Г. // Начальная школа. 2000. №3. С.27-33.
96. Истратова, О.Н. Справочник психолога средней школы / Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. 350с.
97. Иштрикова, Н.В. Большие плюсы маленьких классов / Иштрикова Н.В. // Первое сентября. 2000. №39.
98. Калимуллина, Р.З. Родителям - педагогическую поддержку / Калимуллина Р.З. // Воспитание школьников. 2000. № 8. С.14-18.
99. Капралова, Р.М. Работа классного руководителя с родителями / Капралова Р.М. - М.: Педагогика, 1980. 200с.
100. Каптерев, П.Ф. О природе детей. Энциклопедия семейного воспитания и обучения / Каптерев П.Ф. - СПб.: Типография М.М.Стасюлевича, 1899.
101. Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт информирования / Караковский В.А. - М.: Просвещение, 1991. 154с.
102. Караковский, В.А. Воспитай гражданина (Записки директора школа) / Караковский В.А. - М.: Просвещение, 1987. 200с.
103. Караковский, В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-педагогического процесса / Караковский В.А. - М.: Новая школа, 1993. 80с.
104. Караковский, В.А. Чтобы воспитание было успешным... / Караковский В.А. - М.: Знание, 1979. 170с.
105. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. - М.: Новая школа, 1996. 160с.
106. Классному руководителю / под ред. М. И. Рожкова. - М.: Владос, 2001. 168с.
107. Клемантович, И.С. Культура профессионального мышления социального педагога / Клемантович И.С. // Воспитание школьников. 2000. №10. С.15-22.
108. Клемантович, И.С. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности / Клемантович И.С. // Воспитание школьников.1998. №4.
109. Ковалев, С.В. Психология современной семьи: книга для учителя / Ковалев С.В. - М.: Просвещение, 1988. 208с.
110. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. - М., 2000. 176с.
111. Кожевников, Е.А. Нужна государственная семейная политика / Кожевников Е.А. // Воспитание школьников. 2001. № 10. С.30-38.
112. Козлова, О.Н. Введение в теорию воспитания / Козлова О.Н. - М.: Просвещение, 1994. 340с.
113. Колпакова, М.Р. Отцы и дети: от диалога к единству / Колпакова М.Р. // Воспитание школьников. 2001. № 5. С.21-23.
114. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1 / Коменский Я.А. - М.: Педагогика, 1982.
115. Конвенция о правах ребёнка // Сб. научно-методических материалов. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. 160с.
116. Конникова, Р.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника / Конникова Р.Е. - Л., 1970. 150с.
117. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. - М., 2002. 30с.
118. Концепция воспитательной работы МОУ средней школы п.Мошковский. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: / www.nsk.fio.ru/moshkovsky
119. Концепция демократизации управления общим образованием в России / под ред. В.И.Бочкарёва. - М., 2002. 98с.
120. Концепция содержания непрерывного образования // Начальная школа.
2000. № 29. С.5-15.
121. Корчак, Я. Как любить детей. Избранные педагогические сочинения / Корчак Я. - Воронеж: ДОДЭК, 1999. 200с.
122. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского. - Ростов н/Д, 1998. 512с.
123. Крупина, И.К. Один день жизни ребенка в семье / Крупина И.К. //
Воспитание школьников. 2000. № 8. С.21-23.
124. Крупина, И.К. Педагогическое просвещение родителей / Крупина И.К.// Воспитание школьников. 2001. № 1. С.18-22.
125. Крупина, С.В. Творческая работа «Мое учительское кредо» / Крупина
С.В. // Классный руководитель. 2001. № 4. С.20-24.
126. Крупская, Н.К. Избранное / Крупская Н.К. - М.: Просвещение, 1990. 536с.
127. Лейтес, Н.С. Воспоминания, размышления, беседы / Лейтес Н.С. // Психологический журнал. 1992. №1. 50с.
128. Лемяскина, Н.В. Потому что он добрый... / Лемяскина Н.В. // Начальная школа. 1998. № 34.
129. Леонтьев, А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского / Леонтьев А.Н. // Вопросы психологии. 1998. №1. с.40-50.
130. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / Лесгафт П.Ф. - М.: Педагогика, 1991. 260с.
131. Лихачев, Б.Т. Воспитательные аспекты обучения / Лихачев Б.Т. - М.: Просвещение, 1982. 360с.
132. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие / Лихачев Б.Т. - М.: Прометей, 1992. 378с.
133. Лихачев, Б.Т. Простые истины воспитания / Лихачев Б.Т. - М.: Педагогика, 1983. 330с.
134. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания / Лихачев Б.Т. - М.: Прометей, 1995.
135. Логический словарь / под ред. А.А. Ивина. - М., 1994. 120с.
136. Логический словарь / под ред. Н.И. Кондакова - М., 1975. 90с.
137. Лосева, В.К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений / Лосева В.К. - М., 1995. 45с.
138. Лучина, Т.Л. День откровенных вопросов и ответов / Лучина Т.Л. // Воспитание школьников. 2000. № 3. С.32-34.
139. Лучина, Т.Л. Родительские собрания (вместе с учащимися) / Лучина Т.Л. // Воспитание школьников. 2000. №10. С. 12-15.
140. Магомедов, М.М. Воспитание без принуждения / Магомедов М.М.. - Самара, 1994. 145с.
141. Макаренко, А.С. Книга для родителей: пед. соч. В 8 т. Т.5. / Макаренко
А.С. - М.: Просвещение, 1985. 450с.
142. Макаренко, А.С. О воспитании / сост. В.С. Хелемендик. - М.: Политиздат, 1990. 368с.
143. Макаренко, И.И. Деловые игры / Макаренко И.И. // Воспитание школьников. 1996. № 6. С.22-25.
144. Маленкова, Л.И. Азы душевного здоровья / Маленкова Л.И. //Домашнее воспитание. 2000. №2. С.14-16.
145. Маленкова, Л.И. Если возникает конфликт «школа - родители» / Маленкова Л.И. // Домашнее воспитание. 1999. №5. С.18-23.
147. Маленкова, Л.И. Работа классного руководителя с неблагополучными семьями / Маленкова Л.И. // Домашнее воспитание. 1999. № 6. с. 24-31.
148. Маленкова, Л.И. Три стороны педагогического треугольника / Маленкова Л.И. // Народное образование. 1999. №5. С.31-33.
149. Маркова, Л.Н. Проблемы семьи - проблемы школы / Маркова Л.Н. // Классный руководитель. 1998. № 2. С.14-19.
150. Методика воспитательной работы / под ред. Сластенина В.А. - М.: Просвещение, 2002. 322с.
151. Монтессори, М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе / Монтессори М. - М.: Раб. просвещения, 1922.
152. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / Мудрик А.В. - М.: Педагогика,1999. 422с.
153. Мудрость воспитания: книга для родителей / сост. Б. М. Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1989. 304с.
154. Мукашев З.А. Преемственность как момент развития / Мукашев З.А. - Алма-Ата, 1980. 203с.
155. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Интер-Пресс, 2004. 420с.
156. Начальное образование в России. Инновации и практика / сост. А. Русаков. - М.: Школа, 1994. 120с.
157. Никитина, Л.Е. Основные направления и методы социально-педагогической работы / Никитина Л.Е. // Воспитание школьников. 2000. № 9.
158. Образование родителей и школа / под ред. Л.Г. Петряевой. - М.: Просвещение, 1999. 150с.
159. Общение детей в детском саду и семье / под ред. Т.А.Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 1990. 234с.
160. Общественно-государственная экспертиза экспериментальных
площадок и инноваций в образовании: методические рекомендации / под ред. Д.И. Иванова, Е.Л. Ивановой, А.Н. Тубельского, И.Г.Шестаковой. - М.: Просвещение, 1997. 130с.
161. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1988. 640с.
162. Орлов А.А. Интегрированные подходы в современном образовании и проблема подготовки учителя // Российская научно-практическая конференция "Интегральные процессы в психолого-педагогической культурологической и предметно-методической подготовке учителя". Тезисы докладов. Ч.1 / Орлов А.А. - Тула: ТГПУ, 1996. С. 5-7.
163. Основы воспитательной системы / под ред. Соколовой И.Ю. - Ставрополь: СГУ, 1999. 30с.
164. Основы социально-психологической теории / под общей ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. - М.: Педагогика, 1995.
165. Отец в семье // сб. статей. - М.: Просвещение, 1970. 253с.
166. Официальный сайт МОУ средней школы п. Пола Новгородской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: / www.method.novgorod.rcde.ru.
167. Пастухова, Л.К. Родители + дети + учителя / Пастухова Л.К. //
Воспитание школьников. 1997. № 5. С.16-23.
168. Педагогика А.С. Макаренко: основные представления // Первое сентября. 2000. № 52.
169. Педагогика В.А. Сухомлинского: основные представления // Первое сентября. 2000. № 56.
170. Педагогика Ш.А. Амонашвили: основные представления // Первое сентября. 2000. №56.
171. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
173. Педагогическое наследие / сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. 530с.
174. Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. Пер. с англ., нем. - 2-е изд., с изм. и доп. / Пезешкиан Н. - М.: Культура, 1994. 332с.
175. Петров, Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования / Петров Ю.Н. - Нижний Новгород: ВШПИ, 1994. 351с.
176. Петровская, Л.А. Воспитание как общение-диалог / Петровская Л.А., Спиваковская А.С. // Вопросы психологии. 1983. №2. С. 32-38.
177. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология / Петровский А.В. - М.: Прогресс, 1982. 467с.
178. Петровский, А.В. Всегда ли правы родители? Психология воспитания/ Петровский А.В. - М.: Педагогика, 1996. 360с.
179. Петровский, А.В. Записки психолога. - М.: Интер-Пресс, 1999. 270с.
180. Петухов, В.В. Предмет и задачи психологической науки и практики / Петухов В.В., Столин В. В. - М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 5-11, 18-21.
181. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 ч. Ч.2. / Подласый И.П. - М., 1999. 430с.
182. Полянский, М.С. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов
воинской деятельности / Полянский М.С. // Ежегодник российского
172 психологического общества. Материалы III Всероссийского съезда психологов. В 8 т. Т. 6. - СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003. с. 120-128.
183. Пономаренко, В.А. Преемственность воспитания / Пономаренко В.А. // Советская педагогика. 1990. № 3. С.59-64
184. Психологическая психотерапия в условиях воинской деятельности / под ред. П.А. Корчемного, А. Н. Харитонова. - М.: ВУ, 2001. 300с.
185. Радионова, Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: технология и творчество / Радионова Н.Ф. - Л., 1989. 84с.
186. Репкина, Н.В. Что такое развивающее обучение? Научно-популярный очерк / Репкина Н.В. - Томск: Пеленг, 1993. 96с.
187. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / Рожков М.И., Байбородова Л.В. - М.: Просвещение, 2001. 240с.
188. Розов, Н.С. Культура, ценности и развитие образования: основные реформы гуманитарного образования в высшей школе / Розов Н.С. - М.: Исслед. центр по пробл. управления качеством подготовки специалистов,
1992. 200с.
189. Российская педагогическая энциклопедия. В 3 т. / гл. ред. В.В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 608с.
190. Рудакова, А.С. Загляните в мамины глаза / Рудакова А.С. // Классный руководитель. 1998. № 5. С.21-22.
191. Русаков, А.Р. Педагогическая целесообразность / Русаков А.Р. // Первое сентября. 2001. №14.
192. Сайт средней общеобразовательной школы п. Кувшинская Салма Мурманской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: / www.apatity. fio.ru/projects.
193. Семейное воспитание: краткий психологический словарь / сост. Гребенников И.В., Ковинько Л.В. - М.: Педагогика, 1990. 420с.
194. Семенов, В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды / Семенов
В.Д. - М.: Педагогика, 1986. 167с.
195. Сергеева, В.П. Классный руководитель в современной школе / В.П.Сергеева. - М.: Просвещение, 2000. 110с.
196. Сергеева, В.П. Особенности развития и воспитания младших детей: пособие студентам, воспитателям, классным руководителям, родителям / В.П.Сергеева. - М.: МГПО, 1999. 140с.
197. Сластенин, В.А. Педагогика / Сластенин В.А. - М., 1997. 225с.
198. Сластенин, В.А. Формирование учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / Сластенин В.А. - М.: МГЗПИ, 1976. 160с.
199. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подышева. - М.: Издательство «Магистр», 1997. 224с.
200. Словарь по этике / под редакцией И.С. Кона. - М.: Педагогика, 1975.
201. Словарь русского языка. В 4 т. Т.1. - М., 1985. 405с.
202. Смирнова, Е.О. Проблема общения ребёнка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И.Лисиной / Смирнова Е.О. // Вопросы психологии. 1996. №6. С.29-34.
203. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989. 1224с.
204. Совместная деятельность: методология, теория, практика / под ред. Журавлева А.А. и др. - М.: Наука, 1988. 229с.
205. Современные проблемы и перспективы развития образования // Межрегиональный сборник научных трудов. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. 156с.
206. Современный словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1983. 704с.
207. Сокольников, Ю.П. Системный подход в воспитании / Ю.П. Сокольников. - М., 1988. 230с.
208. Соловейчик, С.Л. Вечная радость. Очерки жизни и школы / С.Л. Соловейчик. - М.: Педагогика, 1986. 300с.
209. Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех: кн. для будущих родителей / Соловейчик С.Л. - М.: Дет. лит., 1987. 240с.
210. Спиваковская, С.А. Как быть родителями: о психологии родительской любви / Спиваковская С.А. - М.: Педагогика, 1986. 160с.
211. Степанов, Е.Н. Воспитательная система сельской школы / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. 1998. № 1. С.22-23.
212. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. Т.3. / Сухомлинский В.А. - М., 1980. 415с.
213. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / Сухомлинский В.А. - Киев, 1975. 270с.
214. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. - М., 1981.
215. Сухомлинский, В.А. О воспитании / сост. и авт. вступ. очерков С.Л. Соловейчик. - М.: Политиздат, 1985. 270с.
216. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы / Сухомлинский В.А. - М.: Просвещение, 1982. 240с.
217. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика. Избр. пед. соч. В 3 т. Т. 3 / Сухомлинский В.А. - М.: Педагогика, 1981. 350с.
218. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина. Избр. пед. соч. В 3 т. Т. 1 / Сухомлинский В.А. - М.: Просвещение, 1979. 370с.
219. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / Сухомлинский В.А. - Киев: Рад. шк., 1988. 265с.
220. Сухомлинский, В.А. Это пламя будет всю жизнь гореть. Слово о матери / Сухомлинский В.А. // Комсомольская правда. 1980. 12 сентября.
221. Сюнькова, Г.Т. Колыбельная для сельской школы / Сюнькова Г.Т. // Учительская газета. 2000. № 45.
222. Тамошин, Ю.И. Внеурочная воспитательная работа: измеримые и конкретные результаты / Тамошин Ю.И. // Директор школы. 2001. № 8. С.35-37.
223. Тезаурус для учителей и школьных психологов.- М.: Просвещение,1995.
224. Теория и практика воспитательных систем / сост. Л.И. Новикова и др. - М.: ИТП и МИОРАО, 1993. 206с.
225. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - Москва-Тула, 1993. 269с.
226. Титаренко, В.П. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость// Культура семейных отношений / Титаренко В.П. - М., 1985.С.101-116.
227. Титова, Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания / Титова Е.В. - М.: Наука, 1993. 135с.
228. Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений. Педагогические статьи. 1913г. / Толстой Л.Н. - М.: Гослитиздат, 1959.
229. Умом и сердцем: Мысли о воспитании / сост. Н.И. Монахов. - М.: Политиздат, 1986. 245с.
230. Управление педагогическими системами / сост. Соколова И.Ю., Хохлова Д.А. - Ставрополь: СГУ, 2002. 46с.
231. Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Фельдштейн Д.И. // Вопросы психологии, № 1, 1998.
232. Философская энциклопедия / под ред. Ф.В. Константинова. - М.: Наука, 1970.
233. Философский энциклопедический словарь / под ред. С.С. Аверинцева. - М.: Наука, 1989.
234. Фрадкин, Ф. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия / Фрадкин Ф., Плохова М. // Воспитание школьников. 1993. №6. С. 12-20.
235. Фридман, Л.М. Школа и родители / Фридман Л.М. // Классный руководитель. 1998. № 5. С.16-18.
236. Харитонов, А. Н. Семейные проблемы военнослужащих и основные методы психологической помощи в их преодолении // Профессионализация воинской деятельности и национальная безопасность / Харитонов А. Н. - М.: Воениздат, 1998. 178с.
237. Харитонов, А. Н. Согласование отношений в семье военнослужащего // Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера: учебник / Харитонов А. Н. - М.: ВУ, 1998. 193с.
238. Харитонов, А.Н. Концепция трудностей семейных отношений офицеров Вооруженных Сил РФ. // Ежегодник российского психологического общества. Материалы III Всероссийского съезда психологов. В 8 т. Т. 8 / Харитонов А. Н. - СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета,2003. 350с.
239. Харитонов А.Н. Семейная психологическая помощь
профессиональным военнослужащим / Харитонов А. Н. // Мир психологии. 2002. № 4. С.251-264.
240. Хрестоматия по истории педагогики / сост. И.Е. Лакин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. - Минск: Вышэйш. школа, 1971. 430с.
241. Цирульников, A.M. История образования в портретах и документах / Цирульников A.M. - М.: Интер-Пресс, 2000. 104с.
242. Цирульников, А.Р. Москва - еще не Россия / Цирульников А.Р. // Первое сентября. 2001. № 32.
243. Цирульников, А.Р. От общей колеи до собственного пути не один шаг / Цирульников А.Р. // Первое сентября. 2001. №45.
244. Цирульников, А.Р. Посетили компьютер всей семьей / Цирульников А.Р. // Первое сентября. 2001. № 10.
245. Цирульников, А.Р. Чем заменить бульдозер реструктуризации? / Цирульников A.M. // Первое сентября. 2001. №27.
246. Цирульников, А.М. Типы сельских школ / Цирульников A.M. // Вник "Школа". - Москва-Запорожье: Изд-во УНИЦ ИПВ АПН СССР, 1989.
247. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. - М.: Знание, 1994. 200с.
248. Чепурных, Е.А. Воспитание подрастающего поколения - забота общая / Чепурных Е.А. // Воспитание школьников. 2001. № 4. С.20-23.
249. Чиркина, О.В. Попечительство: прошлое, настоящее, будущее / Чиркина О.В., Вифлиемский А.Б. // PR в образовании. 2003. №1.
250. Шаталов, В.Ф. Точка опоры / Шаталов В.Ф. - М.: Педагогика, 1987.243с.
251. Шацкий, С.Т. Избр. пед. соч. В 2 т. Т.2 / Шацкий С.Т. - М.: Педагогика, 1980. 360с.
252. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания / Шилова М.И., Саволайнен Г.С., Киреева Т.В. // Классный руководитель. 2001. № 3. с.31-34.
253. Шиянов, Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности / Шиянов Е.Н., Котова И.Б. - Ростов Н/Д, 1995. 200с.
254. Штурбина, Е.Б. Проблема воспитания на рубеже эпох / Штурбина Е.Б. // Классный руководитель. 2001. № 4. с.15-16.
255. Шульга, Т.И. Методика работы с неблагополучной семьей / Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко. - М.: Издательство «Магистр», 1999. 135с.
256. Шумилкина, Е.Н. Воспитание на рубеже эпох / Шумилкина Е.Н. // Классный руководитель. 2001. № 4. С.22-26.
257. Щетинин, М.П. Объять необъятное: записки педагога / Щетинин М.П. - М.: Педагогика, 1986. 330с.
258. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. - М.: АПО, 1998. 568с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ