КОРРЕКТИРУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ (на материале предметов гуманитарного цикла)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ 10
1.1 Педагогические основы контроля в учебно-воспитательном процессе 10
1.2 Системный подход в проектировании и реализации корректирующего контроля 29
1.3 Взаимосвязь корректирующего контроля и качества обучения 49
Выводы по 1-й главе 76
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ 78
2.1 Технология корректирующего контроля учебно-познавательной деятельности студентов 78
2.2 Динамика качества обучения в результате реализации технологии корректирующего контроля 105
Выводы по 2-й главе 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
БИБЛИОГРАФИЯ 149
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ 10
1.1 Педагогические основы контроля в учебно-воспитательном процессе 10
1.2 Системный подход в проектировании и реализации корректирующего контроля 29
1.3 Взаимосвязь корректирующего контроля и качества обучения 49
Выводы по 1-й главе 76
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ 78
2.1 Технология корректирующего контроля учебно-познавательной деятельности студентов 78
2.2 Динамика качества обучения в результате реализации технологии корректирующего контроля 105
Выводы по 2-й главе 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
БИБЛИОГРАФИЯ 149
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время совершенствование образовательной системы все больше связывают с необходимостью управления качеством образовательных услуг, т. е. качество стало не только востребованной категорией в экономике, но и значимой проблемой педагогической науки. Потребители образовательных услуг большое внимание уделяют их качеству - качество образования становится также социально востребованной категорией.
В современных педагогических исследованиях изучаются пути и средства повышения качества образования в целом и качества обучения в частности. С позиций повышения качества образования пересматриваются все основные компоненты педагогического процесса, анализируется их потенциал, а также создаются новые технологии обучения, одним из основных принципов проектирования которых является соответствие критерию качества.
Педагогический контроль является неотъемлемым компонентом педагогического процесса и каждой технологии обучения и приобретает в свете вышеобозначенного особую значимость.
В то же время, анализ литературы по проблеме контроля и исследование практики организации контроля в вузе выявляют ряд недостатков в осуществлении контролирующей деятельности со стороны преподавателя (особенно это касается текущего и промежуточного контроля, который, как правило, не регламентируется требованиями образовательных программ):
- осуществление контроля представляет собой процесс субьект-объектного взаимодействия преподавателя и студента;
- результатом контроля является, как правило, количественная оценка, которая не всегда учитывает многомерную качественно-количественную характеристику учебно-познавательной деятельности студентов;
- процедуры контроля и оценивания знаний и умений студентов в первую очередь носят констатирующий характер, не в полной мере используется обучающий, развивающий и воспитывающий потенциал контроля;
- реализуемые на практике системы контроля и оценивания не формируют в достаточной степени устойчивых навыков взаимо- и самоконтроля.
Отдельные исследователи проблем контроля отмечают прямую зависимость качества обучения от полноты реализации обучающей функции контроля [144; С. 53], от развития личностных качеств, способствующих эффективной реализации профессиональной деятельности [59, 77, 141].
С учетом всех вышеперечисленных фактов, следует отметить особую значимость корректирующего контроля в вузе, поскольку именно этот вид кон-троля максимально реализует единство обучающей, воспитывающей и развивающей функций контроля и обладает, следовательно, достаточно большим потенциалом для повышения качества обучения.
Вместе с тем, следует отметить, что исследования, посвященные проблемам корректирующего контроля [50, 70, 71], не освещают влияния данного вида контроля на повышение качества обучения в вузе, а также не предлагают современных технологий контроля и оценивания знаний и умений студентов, позволяющих комплексно решить данную проблему (поскольку исследуется эффективность технологий контроля применительно к качеству знаний, уровню самоконтроля, уровню обученности).
Таким образом, мы считаем целесообразным говорить о сложившихся противоречиях в теории и практике педагогической науки: между необходимостью повышать качество обучения и недостаточной изученностью направлений его повышения применительно к отдельным компонентам педагогического процесса в целом и корректирующего контроля в частности, между потребностью в технологии корректирующего контроля, способствующей повышению качества обучения и отсутствием такой технологии в практике вузовского обучения.
Исходя из актуальности проблемы поиска дидактически оправданных путей устранения вышеуказанных противоречий для практики организации педагогического контроля в вузе, нами была выбрана тема исследования: «Корректирующий контроль как фактор повышения качества обучения в вузе».
Объект исследования: процесс обучения гуманитарным дисциплинам в высшем учебном заведении.
Предмет: корректирующий контроль как фактор повышения качества обучения гуманитарным дисциплинам в вузе.
Цель исследования: теоретически разработать, обосновать технологию корректирующего контроля и экспериментально проверить ее влияние на качество обучения гуманитарным дисциплинам.
Гипотеза исследования: корректирующий контроль в учебном процессе станет фактором повышения качества обучения гуманитарным дисциплинам, если:
- корректирующий контроль основывается на констатирующем, диагностико-обучающем и рефлексивном подходах к взаимодействию субъектов учебно-воспитательного процесса;
- цели, задачи и объекты контроля выделяются и обосновываются не только в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, образовательных программ, но и с потребностями субъектов учебного процесса;
- корректирующий контроль реализуется в виде пооперационной технологии.
В соответствии с выделенными объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы использования корректирующего контроля в учебно-воспитательном процессе.
2. Определить совокупность показателей качества обучения в вузе с учетом основных составляющих компонентов учебного процесса.
3. Выявить связи между корректирующим контролем и качеством обучения.
4. Разработать пооперационную технологию корректирующего контроля и опытно-экспериментальным путем проверить ее влияние на качество обучения гуманитарным предметам.
5. Подготовить учебно-методическое пособие «Корректирующий контроль в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе» и комплекс тестов «English Verb: Grammar Tests» для студентов неязыковых специальностей.
Методологическую основу исследования составили:
фундаментальные положения теории качества, вытекающие из материалистической диалектики; методология и методика психолого-педагогических исследований (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Н.И. Кузнецов, С.Д.Смирнов, Э.А.Штульман, В.Б.Качалко, Н.В.Кузьмина); методология комплексного исследования и системный подход к педагогическим процессам (С.И.Архангельский,Ю.К.Бабанский, Т.А.Ильина,Н.В.Кузьмина, Г.Н.Сериков); теория управления учебно-познавательной деятельностью учащихся и качеством образования (Т.А.Бордовский, К.Б.Есипович, В.А.Кальней, Л.Н.Леонтьев, Э.В.Лузик, Д.Ш.Матрос, Н.Н.Мельникова, А.А.Нестеров, Д.М.Полев, М.М.Поташник, А.И.Севрук, В.П.Симонов, Н.Ф.Талызина, С.Ю.Трапицын, Д.В.Чернилевский, С.Е.Шишов, Е.В.Яковлев); концепция педагогических технологий (В.П.Беспалько, Б.Ф.Кваша, В.М.Монахов, А.Б.Трофимов), а также требования и принципы реализации контроля и диагностики обучения (В.С.Аванесов, Ж.А.Байрамова, Е.Д.Божович, Е.А.Михайлычев, Е.И.Перовский, О.Г.Поляков, О.И.Чередниченко, Д.В.Чернилевский) и, в частности, теория корректирующего контроля (В.Н.Ефимов, М.Р.Кудаев).
Методы исследования: для решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы нами был использован комплекс методов исследования, который включил в себя научно-теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, эмпирические методы (анкетирование, беседа, письменный опрос, наблюдение), а также диагностико-констатирующий и формирующий эксперимент, статистические методы обработки результатов эксперимента.
Эмпирическую базу исследования составил контингент из 276 студентов и 65 преподавателей высших учебных заведений г. Брянска (Брянского государственного университета, Брянского государственного технического университета, Брянской государственной инженерно-технологической академии), где проводился диагностико-констатирующий и формирующий эксперимент.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение 1999-2003 гг. и прошло в своем развитии три этапа.
Реализация первого этапа (1999-2001 гг) предполагала постановку проблемы исследования, анализ литературы по проблеме, формулировку гипотезы, определение цели и задач исследования, кроме того, проводился диагностико-констатирующий эксперимент, была разработана программа и подготовлены материалы для проведения формирующего эксперимента.
На втором этапе (2001-2002 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по проектированию и реализации технологии корректирующего контроля в преподавании гуманитарных дисциплин.
На третьем этапе (2003 г.) уточнялись показатели качества обучения, на которые реализуемая технология оказывала непосредственное влияние, проводился анализ и обобщение результатов опытного обучения, оформление мате-риалов в тексте диссертации.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов определяется отбором методов исследования, адекватных его цели, задачам и объекту, репрезентативным объемом экспериментальной выборки, использованием методов математической статистики при обработке результатов опыт¬но-экспериментального обучения.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- дополнены и уточнены основные компоненты системы корректирующего контроля;
- выявлены и обоснованы показатели качества обучения в вузе с учетом основных составляющих компонентов учебно-воспитательного процесса;
- раскрыты основные связи корректирующего контроля и качества обучения;
- впервые разработана и экспериментально проверена пооперационная технология корректирующего контроля в преподавании предметов гуманитарного цикла в вузе, оказывающая непосредственное влияние на качество обучения.
Практическая значимость:
- предложена технология корректирующего контроля учебно-познавательной деятельности обучаемых, способствующая повышению качества обучения гуманитарным дисциплинам;
- разработан и стандартизирован комплекс дидактических средств (тес¬ты, псевдотесты, программы ответов, коллажи и схемы ответов, технологические и информационные карты), обеспечивающий пооперационную реализацию технологии корректирующего контроля;
- подготовлены и опубликованы учебно-методическое пособие «Корректирующий контроль в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе» и комплекс тестов по грамматике английского языка для студентов неязыковых специальностей «English Verb: Grammar Tests».
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на научных семинарах и конференциях (Архангельск, 2002; Брянск 1999-2003) на заседаниях кафедр иностранных языков, педагогики, педагогики начального обучения Брянского госуниверситета (2000-2003).
Результаты диссертационного исследования внедрены в практику профессиональной подготовки специалистов в Брянском государственном университете, Брянском государственном техническом университете, Брянской государственной инженерно-технологической академии, что подтверждено соответствующими актами внедрения результатов исследования.
На защиту выносятся:
- основные направления взаимодействия корректирующего контроля и качества обучения, где качество обучения представлено в виде теоретической модели, построенной на основе структурного анализа обучения как процесса активного целенаправленного взаимодействия между обучаемым и обучающим;
- основные принципы и требования, определяющие полноценное функционирование технологии корректирующего контроля;
- совокупность показателей качества обучения в вузе, выявленных с учетом основных составляющих компонентов учебного процесса;
- пооперационная технология корректирующего контроля в обучении гуманитарным предметам, спроектированная на основе аксиоматического под-хода и разработанной системы корректирующего контроля, которая реально способствует повышению качества обучения в вузе.
В современных педагогических исследованиях изучаются пути и средства повышения качества образования в целом и качества обучения в частности. С позиций повышения качества образования пересматриваются все основные компоненты педагогического процесса, анализируется их потенциал, а также создаются новые технологии обучения, одним из основных принципов проектирования которых является соответствие критерию качества.
Педагогический контроль является неотъемлемым компонентом педагогического процесса и каждой технологии обучения и приобретает в свете вышеобозначенного особую значимость.
В то же время, анализ литературы по проблеме контроля и исследование практики организации контроля в вузе выявляют ряд недостатков в осуществлении контролирующей деятельности со стороны преподавателя (особенно это касается текущего и промежуточного контроля, который, как правило, не регламентируется требованиями образовательных программ):
- осуществление контроля представляет собой процесс субьект-объектного взаимодействия преподавателя и студента;
- результатом контроля является, как правило, количественная оценка, которая не всегда учитывает многомерную качественно-количественную характеристику учебно-познавательной деятельности студентов;
- процедуры контроля и оценивания знаний и умений студентов в первую очередь носят констатирующий характер, не в полной мере используется обучающий, развивающий и воспитывающий потенциал контроля;
- реализуемые на практике системы контроля и оценивания не формируют в достаточной степени устойчивых навыков взаимо- и самоконтроля.
Отдельные исследователи проблем контроля отмечают прямую зависимость качества обучения от полноты реализации обучающей функции контроля [144; С. 53], от развития личностных качеств, способствующих эффективной реализации профессиональной деятельности [59, 77, 141].
С учетом всех вышеперечисленных фактов, следует отметить особую значимость корректирующего контроля в вузе, поскольку именно этот вид кон-троля максимально реализует единство обучающей, воспитывающей и развивающей функций контроля и обладает, следовательно, достаточно большим потенциалом для повышения качества обучения.
Вместе с тем, следует отметить, что исследования, посвященные проблемам корректирующего контроля [50, 70, 71], не освещают влияния данного вида контроля на повышение качества обучения в вузе, а также не предлагают современных технологий контроля и оценивания знаний и умений студентов, позволяющих комплексно решить данную проблему (поскольку исследуется эффективность технологий контроля применительно к качеству знаний, уровню самоконтроля, уровню обученности).
Таким образом, мы считаем целесообразным говорить о сложившихся противоречиях в теории и практике педагогической науки: между необходимостью повышать качество обучения и недостаточной изученностью направлений его повышения применительно к отдельным компонентам педагогического процесса в целом и корректирующего контроля в частности, между потребностью в технологии корректирующего контроля, способствующей повышению качества обучения и отсутствием такой технологии в практике вузовского обучения.
Исходя из актуальности проблемы поиска дидактически оправданных путей устранения вышеуказанных противоречий для практики организации педагогического контроля в вузе, нами была выбрана тема исследования: «Корректирующий контроль как фактор повышения качества обучения в вузе».
Объект исследования: процесс обучения гуманитарным дисциплинам в высшем учебном заведении.
Предмет: корректирующий контроль как фактор повышения качества обучения гуманитарным дисциплинам в вузе.
Цель исследования: теоретически разработать, обосновать технологию корректирующего контроля и экспериментально проверить ее влияние на качество обучения гуманитарным дисциплинам.
Гипотеза исследования: корректирующий контроль в учебном процессе станет фактором повышения качества обучения гуманитарным дисциплинам, если:
- корректирующий контроль основывается на констатирующем, диагностико-обучающем и рефлексивном подходах к взаимодействию субъектов учебно-воспитательного процесса;
- цели, задачи и объекты контроля выделяются и обосновываются не только в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, образовательных программ, но и с потребностями субъектов учебного процесса;
- корректирующий контроль реализуется в виде пооперационной технологии.
В соответствии с выделенными объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы использования корректирующего контроля в учебно-воспитательном процессе.
2. Определить совокупность показателей качества обучения в вузе с учетом основных составляющих компонентов учебного процесса.
3. Выявить связи между корректирующим контролем и качеством обучения.
4. Разработать пооперационную технологию корректирующего контроля и опытно-экспериментальным путем проверить ее влияние на качество обучения гуманитарным предметам.
5. Подготовить учебно-методическое пособие «Корректирующий контроль в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе» и комплекс тестов «English Verb: Grammar Tests» для студентов неязыковых специальностей.
Методологическую основу исследования составили:
фундаментальные положения теории качества, вытекающие из материалистической диалектики; методология и методика психолого-педагогических исследований (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Н.И. Кузнецов, С.Д.Смирнов, Э.А.Штульман, В.Б.Качалко, Н.В.Кузьмина); методология комплексного исследования и системный подход к педагогическим процессам (С.И.Архангельский,Ю.К.Бабанский, Т.А.Ильина,Н.В.Кузьмина, Г.Н.Сериков); теория управления учебно-познавательной деятельностью учащихся и качеством образования (Т.А.Бордовский, К.Б.Есипович, В.А.Кальней, Л.Н.Леонтьев, Э.В.Лузик, Д.Ш.Матрос, Н.Н.Мельникова, А.А.Нестеров, Д.М.Полев, М.М.Поташник, А.И.Севрук, В.П.Симонов, Н.Ф.Талызина, С.Ю.Трапицын, Д.В.Чернилевский, С.Е.Шишов, Е.В.Яковлев); концепция педагогических технологий (В.П.Беспалько, Б.Ф.Кваша, В.М.Монахов, А.Б.Трофимов), а также требования и принципы реализации контроля и диагностики обучения (В.С.Аванесов, Ж.А.Байрамова, Е.Д.Божович, Е.А.Михайлычев, Е.И.Перовский, О.Г.Поляков, О.И.Чередниченко, Д.В.Чернилевский) и, в частности, теория корректирующего контроля (В.Н.Ефимов, М.Р.Кудаев).
Методы исследования: для решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы нами был использован комплекс методов исследования, который включил в себя научно-теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, эмпирические методы (анкетирование, беседа, письменный опрос, наблюдение), а также диагностико-констатирующий и формирующий эксперимент, статистические методы обработки результатов эксперимента.
Эмпирическую базу исследования составил контингент из 276 студентов и 65 преподавателей высших учебных заведений г. Брянска (Брянского государственного университета, Брянского государственного технического университета, Брянской государственной инженерно-технологической академии), где проводился диагностико-констатирующий и формирующий эксперимент.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение 1999-2003 гг. и прошло в своем развитии три этапа.
Реализация первого этапа (1999-2001 гг) предполагала постановку проблемы исследования, анализ литературы по проблеме, формулировку гипотезы, определение цели и задач исследования, кроме того, проводился диагностико-констатирующий эксперимент, была разработана программа и подготовлены материалы для проведения формирующего эксперимента.
На втором этапе (2001-2002 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по проектированию и реализации технологии корректирующего контроля в преподавании гуманитарных дисциплин.
На третьем этапе (2003 г.) уточнялись показатели качества обучения, на которые реализуемая технология оказывала непосредственное влияние, проводился анализ и обобщение результатов опытного обучения, оформление мате-риалов в тексте диссертации.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов определяется отбором методов исследования, адекватных его цели, задачам и объекту, репрезентативным объемом экспериментальной выборки, использованием методов математической статистики при обработке результатов опыт¬но-экспериментального обучения.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- дополнены и уточнены основные компоненты системы корректирующего контроля;
- выявлены и обоснованы показатели качества обучения в вузе с учетом основных составляющих компонентов учебно-воспитательного процесса;
- раскрыты основные связи корректирующего контроля и качества обучения;
- впервые разработана и экспериментально проверена пооперационная технология корректирующего контроля в преподавании предметов гуманитарного цикла в вузе, оказывающая непосредственное влияние на качество обучения.
Практическая значимость:
- предложена технология корректирующего контроля учебно-познавательной деятельности обучаемых, способствующая повышению качества обучения гуманитарным дисциплинам;
- разработан и стандартизирован комплекс дидактических средств (тес¬ты, псевдотесты, программы ответов, коллажи и схемы ответов, технологические и информационные карты), обеспечивающий пооперационную реализацию технологии корректирующего контроля;
- подготовлены и опубликованы учебно-методическое пособие «Корректирующий контроль в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе» и комплекс тестов по грамматике английского языка для студентов неязыковых специальностей «English Verb: Grammar Tests».
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на научных семинарах и конференциях (Архангельск, 2002; Брянск 1999-2003) на заседаниях кафедр иностранных языков, педагогики, педагогики начального обучения Брянского госуниверситета (2000-2003).
Результаты диссертационного исследования внедрены в практику профессиональной подготовки специалистов в Брянском государственном университете, Брянском государственном техническом университете, Брянской государственной инженерно-технологической академии, что подтверждено соответствующими актами внедрения результатов исследования.
На защиту выносятся:
- основные направления взаимодействия корректирующего контроля и качества обучения, где качество обучения представлено в виде теоретической модели, построенной на основе структурного анализа обучения как процесса активного целенаправленного взаимодействия между обучаемым и обучающим;
- основные принципы и требования, определяющие полноценное функционирование технологии корректирующего контроля;
- совокупность показателей качества обучения в вузе, выявленных с учетом основных составляющих компонентов учебного процесса;
- пооперационная технология корректирующего контроля в обучении гуманитарным предметам, спроектированная на основе аксиоматического под-хода и разработанной системы корректирующего контроля, которая реально способствует повышению качества обучения в вузе.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам контроля по¬казал, что контроль как компонент процесса обучения неоправданно считается одним из наиболее изученных вопросов в современной дидактике. Однако, к на¬стоящему времени в педагогической науке все еще не сложилось четкой классификации методов, форм и средств контроля. Более того, указанные понятия не¬однозначны по своему толкованию в психолого-педагогической литературе.
Как показали результаты анкетирования преподавателей и студентов, а так же анализ психолого-педагогической литературы, посвященной этой проблеме, в современной педагогической теории и практике обучения в вузе сложилось понимание контроля как информационно-констатирующего и диагностико-обучающего взаимодействия преподавателя и студента. Вместе с тем, современное понимание педагогического процесса как субъект-субъектного взаимодействия всех его участников предполагает осуществление такого контроля, компонентом которого также является рефлексивное взаимодействие преподавателя и студента. Обучаемый становится активным субъектом контроля, а преподаватель создает все условия не только для качественного внешнего контроля, но и для самоконтроля и оценивания студентами собственной учебной деятельности, что способствует созданию полноценной обучающей среды и формированию у студентов навыков самообразовательной деятельности.
В то же время к контролю как неотъемлемому компоненту педагогического процесса предъявляются жесткие требования качества. Обеспечение качества предполагает, в первую очередь, полноценную реализацию обучающей, воспитывающей и развивающей функций контроля. В этой связи особую значимость приобретает корректирующий контроль, наиболее полно реализующий указанные функции. Корректирующий контроль представляет собой целенаправленное информационно-констатирующее, диагностико-обучающее и рефлексивное взаимодействие субъектов учебного процесса, основанное на полноценной реализации обучающей, воспитывающей и развивающей функций контроля и ориентированное на установление соответствия процесса и результатов обучения Государственному образовательному стандарту, на совершенствование учебно-воспитательного процесса и формирование устойчивых навыков самоанализа и самоконтроля учебной деятельности.
Применение системного подхода в исследовании данного вида контроля позволяет дополнить систему корректирующего контроля, основы которой уже были описаны в отечественных педагогических исследованиях. Компоненты данной системы (цель и задачи, содержание контролируемой информации, контролируемый и контролирующий, виды, методы, способы и формы корректирующего контроля и результаты его реализации) находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости, их полноценное и эффективное функционирование определяется соблюдением общедидактических, специальных и дополнительных принципов и требований реализации системы. Особую роль в этой связи приобретают дополнительные принципы технологичности, результативности, информативности и бинарности, которые определяют специфику данной системы, позволяющей повышать качество обучения в вузе.
Качество обучения является существенной характеристикой педагогического процесса и может быть описано совокупностью показателей, характеризующих различные компоненты учебного процесса и его результаты. Показателями качества обучения являются: качество цели, качество учебной деятельности, качество преподавания и качество результатов обучения, которые характеризуются, в свою очередь, комплексом критериев для каждого компонента.
Поскольку контроль в целом и корректирующий контроль в частности являются обязательным компонентом процесса обучения, эффективная реализация системы корректирующего контроля возможна только в режиме повышения качества обучения. При этом становится очевидным взаимодействие контроля и качества обучения: технология корректирующего контроля должна отвечать требованиям качества; корректирующий контроль, реализуя обучающую, воспитывающую и развивающую функции, позволяет улучшить состояние и повысить результативность педагогического процесса.
Корректирующий контроль оказывает непосредственное влияние на следующие показатели качества результатов обучения: соответствие результатов поставленным целям обучения (уровень обученности и качества знаний, умений и навыков), мотивы учебной деятельности, познавательную активность студентов, уровень самоконтроля, а также сформированность профессионально важных качеств личности будущего специалиста (критичность ума, само-критичность, организованность).
С учетом современного понимания сущности контроля и направлений его взаимодействия с качеством обучения, на основе системы корректирующего контроля и с применением аксиоматического подхода в проектировании педагогических технологий нами была разработана пооперационная технология корректирующего контроля в преподавании предметов гуманитарного цикла.
Технология корректирующего контроля представляет собой способ достижения целей обучения в вузе, сущность которого состоит в том, что:
- технология осуществляется пооперационно;
- данная технология представляет собой проект реализации системы корректирующего контроля на практике;
- цели, задачи и объекты контроля выделяются на основе анализа уровня обученности студентов и требований Государственного стандарта и программы обучения по предмету;
- информационная и технологическая карты представляют собой средство реализации технологии корректирующего контроля;
- разработка средств контроля и определение объема контролируемой информации производится с учетом уровня обученности учащихся и специфики объектов для каждого уровня;
- уровень выполнения заданий выбирается учащимися;
- технология корректирующего контроля может быть частью любой педагогической технологии.
Для реализации технологии корректирующего контроля в обучении гуманитарным предметам в вузе нами создан банк дидактических средств по предметам «Иностранный язык» и «Русский язык и культура речи», включающий: потематические технологические карты для преподавателей, информационные карты учащихся, тесты, псевдотесты, проспекты учебного материала и т.д., памятки для студентов при работе с учебным материалом.
Эффективность разработанной пооперационной технологии корректирующего контроля в обучении предметам гуманитарного цикла была проверена в ходе опытно-экспериментального обучения, выявившего повышение качества обучения в экспериментальной группе в результате реализации технологии корректирующего контроля.
Анализ данных, полученных в ходе исследования, с применением аппарата математической статистики, дал математическое подтверждение эффективности разработанной технологии корректирующего контроля по таким показателям качества обучения, как: уровень обученности, качества знаний, умений и навыков (прочность, правильность, гибкость, осознанность). Итоги экспериментального исследования свидетельствуют также о достаточно высоком уровне самоконтроля студентов в экспериментальной группе, о повышении их познавательной активности и интереса к изучению гуманитарных предметов. В результате опытно-экспериментального обучения нами были отмечены положительные изменения в мотивационной сфере обучаемых: большее значение приобретают мотивы профессиональные и учебно-познавательные. Кроме того, в результате реализации технологии корректирующего контроля положительные изменения коснулись сформированности у студентов экспериментальной группы таких профессионально значимых качеств, как организованность, критичность ума и самокритичность.
Научно-теоретическое и опытно-экспериментальное исследование проблем организации корректирующего контроля в вузе позволяет сформулировать теоретические выводы и практические рекомендации, которые обеспечат наиболее рациональный и эффективный подход к реализации корректирующего контроля в практике преподавания предметов гуманитарного цикла с целью повышения качества обучения.
Теоретические выводы:
Корректирующий контроль в учебном процессе вуза представляет собой информационно-констатирующее, диагностико-обучающее и рефлексивное взаимодействие всех участников процесса обучения, целью которого является повышение качества обучения.
Компонентами системы корректирующего контроля являются цели, за-дачи контроля, методы, средства и содержание корректирующего контроля, принципы его проектирования и реализации, контролируемый и контролирующий.
Качество обучения представляет собой комплексную характеристику процесса обучения и представлено совокупностью следующих показателей:
- качество цели,
- качество учебной деятельности (мотивация, познавательная активность, сформированность навыков организации учебной деятельности, отношение к изучаемой дисциплине),
- качество преподавания (качество содержания обучения, профессиональная компетентность преподавателя, качество технологии обучения),
- качество результатов обучения (качество знаний, умений и навыков, уровень усвоения, уровень сформированности профессионально важных качеств, совокупность умений и навыков к профессиональному и личностному саморазвитию).
Технология корректирующего контроля представляет собой пооперационную технологию контроля, максимально реализующего обучающую, воспитывающую и развивающую функции контроля в учебном процессе вуза. Она может быть представлена как проект реализации системы корректирующего контроля на практике. Целью данной технологии является повышение качества обучения в целом.
Показателями качества обучения, на которые контроль оказывает непосредственное влияние, являются: уровень обученности, отдельные качества знаний, умений и навыков (правильность, осознанность, гибкость, прочность), мотивы изучения предмета, уровень самоконтроля и познавательной активности, а также сформированность профессионально важных качеств личности будущего специалиста (организованность, критичность и самокритичность).
Результаты опытно-экспериментального обучения показали что внедрение технологии корректирующего контроля в дидактический процесс позволяет значительно повысить качество обучения в вузе.
Практические рекомендации:
В педагогическом процессе вуза целесообразно использовать пооперационную технологию корректирующего контроля в преподавании предметов гуманитарного цикла в целях повышения качества обучения.
Использовать для объективного оценивания качества обучения показатели качества, а так же средства их измерения, предложенные в данном диссертационном исследовании.
Осуществлять проектирование средств контроля для трех уровней обученности на основе выделения объектов контроля по каждому уровню и требований Государственного образовательного стандарта и учебной программы по предмету.
Использовать информационную карту студента как средство повышения информативности любой системы оценивания по предмету.
Дальнейшая разработка проблем корректирующего контроля и качества обучения может осуществляться по следующим направлениям: особенности организации корректирующего контроля при самостоятельной работе студентов, совершенствование средств корректирующего контроля, разработка особенностей применения нетрадиционных средств корректирующего контроля, изучение эффективности и качества педагогической деятельности при реализации технологии корректирующего контроля.
Как показали результаты анкетирования преподавателей и студентов, а так же анализ психолого-педагогической литературы, посвященной этой проблеме, в современной педагогической теории и практике обучения в вузе сложилось понимание контроля как информационно-констатирующего и диагностико-обучающего взаимодействия преподавателя и студента. Вместе с тем, современное понимание педагогического процесса как субъект-субъектного взаимодействия всех его участников предполагает осуществление такого контроля, компонентом которого также является рефлексивное взаимодействие преподавателя и студента. Обучаемый становится активным субъектом контроля, а преподаватель создает все условия не только для качественного внешнего контроля, но и для самоконтроля и оценивания студентами собственной учебной деятельности, что способствует созданию полноценной обучающей среды и формированию у студентов навыков самообразовательной деятельности.
В то же время к контролю как неотъемлемому компоненту педагогического процесса предъявляются жесткие требования качества. Обеспечение качества предполагает, в первую очередь, полноценную реализацию обучающей, воспитывающей и развивающей функций контроля. В этой связи особую значимость приобретает корректирующий контроль, наиболее полно реализующий указанные функции. Корректирующий контроль представляет собой целенаправленное информационно-констатирующее, диагностико-обучающее и рефлексивное взаимодействие субъектов учебного процесса, основанное на полноценной реализации обучающей, воспитывающей и развивающей функций контроля и ориентированное на установление соответствия процесса и результатов обучения Государственному образовательному стандарту, на совершенствование учебно-воспитательного процесса и формирование устойчивых навыков самоанализа и самоконтроля учебной деятельности.
Применение системного подхода в исследовании данного вида контроля позволяет дополнить систему корректирующего контроля, основы которой уже были описаны в отечественных педагогических исследованиях. Компоненты данной системы (цель и задачи, содержание контролируемой информации, контролируемый и контролирующий, виды, методы, способы и формы корректирующего контроля и результаты его реализации) находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости, их полноценное и эффективное функционирование определяется соблюдением общедидактических, специальных и дополнительных принципов и требований реализации системы. Особую роль в этой связи приобретают дополнительные принципы технологичности, результативности, информативности и бинарности, которые определяют специфику данной системы, позволяющей повышать качество обучения в вузе.
Качество обучения является существенной характеристикой педагогического процесса и может быть описано совокупностью показателей, характеризующих различные компоненты учебного процесса и его результаты. Показателями качества обучения являются: качество цели, качество учебной деятельности, качество преподавания и качество результатов обучения, которые характеризуются, в свою очередь, комплексом критериев для каждого компонента.
Поскольку контроль в целом и корректирующий контроль в частности являются обязательным компонентом процесса обучения, эффективная реализация системы корректирующего контроля возможна только в режиме повышения качества обучения. При этом становится очевидным взаимодействие контроля и качества обучения: технология корректирующего контроля должна отвечать требованиям качества; корректирующий контроль, реализуя обучающую, воспитывающую и развивающую функции, позволяет улучшить состояние и повысить результативность педагогического процесса.
Корректирующий контроль оказывает непосредственное влияние на следующие показатели качества результатов обучения: соответствие результатов поставленным целям обучения (уровень обученности и качества знаний, умений и навыков), мотивы учебной деятельности, познавательную активность студентов, уровень самоконтроля, а также сформированность профессионально важных качеств личности будущего специалиста (критичность ума, само-критичность, организованность).
С учетом современного понимания сущности контроля и направлений его взаимодействия с качеством обучения, на основе системы корректирующего контроля и с применением аксиоматического подхода в проектировании педагогических технологий нами была разработана пооперационная технология корректирующего контроля в преподавании предметов гуманитарного цикла.
Технология корректирующего контроля представляет собой способ достижения целей обучения в вузе, сущность которого состоит в том, что:
- технология осуществляется пооперационно;
- данная технология представляет собой проект реализации системы корректирующего контроля на практике;
- цели, задачи и объекты контроля выделяются на основе анализа уровня обученности студентов и требований Государственного стандарта и программы обучения по предмету;
- информационная и технологическая карты представляют собой средство реализации технологии корректирующего контроля;
- разработка средств контроля и определение объема контролируемой информации производится с учетом уровня обученности учащихся и специфики объектов для каждого уровня;
- уровень выполнения заданий выбирается учащимися;
- технология корректирующего контроля может быть частью любой педагогической технологии.
Для реализации технологии корректирующего контроля в обучении гуманитарным предметам в вузе нами создан банк дидактических средств по предметам «Иностранный язык» и «Русский язык и культура речи», включающий: потематические технологические карты для преподавателей, информационные карты учащихся, тесты, псевдотесты, проспекты учебного материала и т.д., памятки для студентов при работе с учебным материалом.
Эффективность разработанной пооперационной технологии корректирующего контроля в обучении предметам гуманитарного цикла была проверена в ходе опытно-экспериментального обучения, выявившего повышение качества обучения в экспериментальной группе в результате реализации технологии корректирующего контроля.
Анализ данных, полученных в ходе исследования, с применением аппарата математической статистики, дал математическое подтверждение эффективности разработанной технологии корректирующего контроля по таким показателям качества обучения, как: уровень обученности, качества знаний, умений и навыков (прочность, правильность, гибкость, осознанность). Итоги экспериментального исследования свидетельствуют также о достаточно высоком уровне самоконтроля студентов в экспериментальной группе, о повышении их познавательной активности и интереса к изучению гуманитарных предметов. В результате опытно-экспериментального обучения нами были отмечены положительные изменения в мотивационной сфере обучаемых: большее значение приобретают мотивы профессиональные и учебно-познавательные. Кроме того, в результате реализации технологии корректирующего контроля положительные изменения коснулись сформированности у студентов экспериментальной группы таких профессионально значимых качеств, как организованность, критичность ума и самокритичность.
Научно-теоретическое и опытно-экспериментальное исследование проблем организации корректирующего контроля в вузе позволяет сформулировать теоретические выводы и практические рекомендации, которые обеспечат наиболее рациональный и эффективный подход к реализации корректирующего контроля в практике преподавания предметов гуманитарного цикла с целью повышения качества обучения.
Теоретические выводы:
Корректирующий контроль в учебном процессе вуза представляет собой информационно-констатирующее, диагностико-обучающее и рефлексивное взаимодействие всех участников процесса обучения, целью которого является повышение качества обучения.
Компонентами системы корректирующего контроля являются цели, за-дачи контроля, методы, средства и содержание корректирующего контроля, принципы его проектирования и реализации, контролируемый и контролирующий.
Качество обучения представляет собой комплексную характеристику процесса обучения и представлено совокупностью следующих показателей:
- качество цели,
- качество учебной деятельности (мотивация, познавательная активность, сформированность навыков организации учебной деятельности, отношение к изучаемой дисциплине),
- качество преподавания (качество содержания обучения, профессиональная компетентность преподавателя, качество технологии обучения),
- качество результатов обучения (качество знаний, умений и навыков, уровень усвоения, уровень сформированности профессионально важных качеств, совокупность умений и навыков к профессиональному и личностному саморазвитию).
Технология корректирующего контроля представляет собой пооперационную технологию контроля, максимально реализующего обучающую, воспитывающую и развивающую функции контроля в учебном процессе вуза. Она может быть представлена как проект реализации системы корректирующего контроля на практике. Целью данной технологии является повышение качества обучения в целом.
Показателями качества обучения, на которые контроль оказывает непосредственное влияние, являются: уровень обученности, отдельные качества знаний, умений и навыков (правильность, осознанность, гибкость, прочность), мотивы изучения предмета, уровень самоконтроля и познавательной активности, а также сформированность профессионально важных качеств личности будущего специалиста (организованность, критичность и самокритичность).
Результаты опытно-экспериментального обучения показали что внедрение технологии корректирующего контроля в дидактический процесс позволяет значительно повысить качество обучения в вузе.
Практические рекомендации:
В педагогическом процессе вуза целесообразно использовать пооперационную технологию корректирующего контроля в преподавании предметов гуманитарного цикла в целях повышения качества обучения.
Использовать для объективного оценивания качества обучения показатели качества, а так же средства их измерения, предложенные в данном диссертационном исследовании.
Осуществлять проектирование средств контроля для трех уровней обученности на основе выделения объектов контроля по каждому уровню и требований Государственного образовательного стандарта и учебной программы по предмету.
Использовать информационную карту студента как средство повышения информативности любой системы оценивания по предмету.
Дальнейшая разработка проблем корректирующего контроля и качества обучения может осуществляться по следующим направлениям: особенности организации корректирующего контроля при самостоятельной работе студентов, совершенствование средств корректирующего контроля, разработка особенностей применения нетрадиционных средств корректирующего контроля, изучение эффективности и качества педагогической деятельности при реализации технологии корректирующего контроля.
Подобные работы
- Корректирующий контроль, как фактор повышения качества обучения в вузе (на материале предметов гуманитарного цикла)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Интеграция как фактор формирования общетрудовых сельскохозяйственных умений у учащихся VI-VII классов сельских школ в процессе трудовой подготовки
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Методика обучения иностранных студентов аудированию на материале языка специальности (на этапе вводно-предметного курса)
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Управление системой обучения персонала в организации
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование системы контроля в процессе управления профессиональной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2020 - ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ ТРУД КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СТУДЕНТОВ: АНАЛИЗ И ОРГАНИЗАЦИЯ
Авторефераты (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2014 - Управление системой обучения персонала в организации
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИЖНОЙ ПРОДУКЦИИ КАК МАРКЕТИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ (НА ПРИМЕРЕ ИЗДАТЕЛЬСТВ, ВЫПУСКАЮЩИХ ЛИТЕРАТУРУ ПО ИСКУССТВУ И КУЛЬТУРЕ)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2025 - Теория и практика формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности специалиста
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000



