Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Работа №28657

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы213
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
688
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития 13
1.1. Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов 13
1.2. Искусство общения как основа коммуникативной культуры 28
1.3. Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях 45
ГЛАВА II. Коммуникативная культура преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов вуза 77
11.1. Диалогичность как универсальная характеристика личностно-ориентированных образовательных технологий 77
11.2. Характеристика коммуникативной культуры преподавателя вуза 90
11.3. Формирование коммуникативной культуры студента как основа профессиональной подготовки 100
ГЛАВА III. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза 111
111.1. Реализация педагогических условий развития коммуникативной куль¬туры будущих специалистов 111
111.2. Анализ современных программ формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе 119
111.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по формированию коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147
БИБЛИОГРАФИЯ 150
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность и постановка проблемы исследования. Целостному, концептуально построенному осмыслению коммуникативной культуры предшествовали исследования педагогов, психологов, социологов, философов, посвященные изучению разных слагаемых культуры личности и коммуникативно-информационного подхода к данной категории (в терминах коммуникативно-родового понятия). Научное понятие «коммуникативная куль¬тура» еще не нашло своего раскрытия ни в педагогических словарях, ни в педагогической энциклопедии. Несмотря на это, нельзя сказать о слабой теоретико-методической проработке данного феномена. В современном научно-педагогическом информационном поле представлены различные подходы к трактовке данного понятия: методологический (Е.В. Бондаревская, Н.В.Кузьмина, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина и др.), мировоззренческий (А.А.Бодалев, Б.Ф.Ломов и др.), психологический (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, И.А.Зимняя, И.Б.Котова, А.А.Леонтьев, Е.И.Рогов, Ю.А.Шерковин и др.), социологический (Т.М.Дридзе, С.И.Самыгин, А.А.Реан, Е.В.Руденский и др.), лингвистический (Б.Н.Головин, Н.Н.Кохте- рев, А.К.Михальская и др.), искусствоведческий (П.М.Ершов, А.А.Мурашов и др.), адаптивный (В.Т.Ащепков, Г.М. Якушева и др.), духовный (А.И.Солженицын, Э.В.Соколов и др.), что объяснимо взаимопроникновением научных знаний из одной области в другую. По проблеме исследования нами были проанализированы труды как отечественных, так и зарубежных ученых (R.De Charms, K.Linklater, Д.Майерс, К.Роджерс, П.Сопер и др.).
Усилиями группы ученых Ростовского государственного педагогического университета под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Е.В. Бондаревской глубоко проработана область существования исследуемой нами категории «коммуникативной куль¬туры». В диссертационных исследованиях нашли свое отражение следующие феномены: стороны общей культуры личности - интеллигентность в системе высшей школы (Л.Г.Викторова), адаптивность в системе высшей школы (В.Т.Ащепков), музыкальность (Н.Б.Волчегурская); отдельные структурные компоненты: личностно-профессиональное развитие (Е.И. Рогов), личностно¬профессиональная индивидуальность (Ю.Г.Хлопков), личностно¬педагогическая саморегуляция (Г.А.Качан), психолого-педагогическая ком¬петентность (Е.В.Попова), гуманная педагогическая позиция (Л.В.Занина), творческая педагогическая деятельность (Л.Г.Князева); факторы становления и развития: в процессе практики (Т.Ф.Белоусова), в условиях обновления школы (Е.Ю.Захарченко), в профессионально-педагогической подготовке (Е.А.Попова, Г.В.Звездунова), в подготовке будущего учителя начальной школы (М.Г.Рудь), старших дошкольников (И.И.Иванец) и др., что нашло свое отражение в ходе нашего исследования.
В данной ситуации спектр изучаемых основополагающих вопросов на¬шего диссертационного исследования меняется по мере развития научной педагогической мысли, а также по мере того, как практика осознает проблемы реализации новых, наиболее совершенных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов.
Творческий поиск в этом направлении детерминирован необходимостью разрешения ряда противоречий, характерных для современной высшей школы:
- между теоретическими подходами, сложившимися в гуманистической модели образования, и недостаточной разработанностью современных технологий их реализации;
- между формальным признанием необходимости построения содержания учебного процесса в высшей школе на демократической интегративной культуросообразной основе общения и отсутствием реальной практики конструирования педагогического процесса как средства и условия развития коммуникативной культуры будущего специалиста;
- между требованиями государственного образовательного стандарта к развитию у будущих специалистов профессиональной коммуникативной куль¬туры и традиционным предметоцентрированным подходом к организации учебного процесса в вузе;
- между растущими требованиями к профессиональному мастерству, умению делового общения и недостаточным уровнем их квалификации.
С учетом указанных противоречий обозначена проблема исследования: каковы педагогические условия развития коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе?
Недостаточность теоретической и практической разработанности проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования.
Выше изложенное определяет актуальность избранной темы исследования. Ее результаты могут позволить уточнить и скорректировать ряд теоретических положений, касающихся системы организации учебного процесса в вузе, основанного на использовании инновационных технологий, способствующих развитию коммуникативной культуры будущего специалиста.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментальным путем доказать эффективность педагогических условий, способствующих развитию коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Объект исследования - педагогические условия, влияющие на эффективность развития коммуникативной культуры студентов.
Предмет исследования - процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что педагогический процесс высшего учебного заведения может выступить условием развития коммуникативной культуры будущего специалиста при соблюдении определенных требований к этапам, концентрам учения, формам, средствам и методам обучения:
- понимание личности студента как результата культурно-исторического и индивидуального процесса развития;
- организация педагогического процесса, в ходе которого формируется коммуникативная культура будущего специалиста, на основе принципа единства фило- и онтогенеза;
- развитие коммуникативной культуры студента современного вуза как приоритет профессиональной подготовки;
- разработка и внедрение системы психолого-педагогической диагностики уровня сформированности коммуникативной культуры студента в процессе профессиональной подготовки в современном вузе;
- проведение сопоставительного анализа современных программ и концепций развития коммуникативной культуры будущих специалистов.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- обосновать теоретические и методологические основы коммуникативной культуры будущего специалиста в совокупности педагогических условий ее развития;
- определить сущность и структуру коммуникативной культуры в педагогическом процессе современного вуза;
- выявить основные характерные черты современного преподавателя вуза,ориентированного на гуманистическую педагогику;
- разработать педагогические технологии (культуросообразного, диалогичного, универсального типа), адекватные студенческому возрасту и обусловливающие развитие его коммуникативной культуры;
- создать, апробировать и внедрить в практику реализации государственных образовательных стандартов специальный курс «Основы педагогического общения».
Методы исследования. Теоретический анализ психолого¬педагогической литературы по теме исследования, анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, психодиагностические методы, педагогический эксперимент, моделирование, методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.
Методологическая основа исследования включает: философскую концепцию о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, а также деятельности как способа самореализации человека в труде и общении; философию субъектно-гуманистического подхода, взаимосвязи теории и практики, понимания культуры как философской категории, обуславливающей изменения целостной модели образования. В качестве методологии также выступа¬ли гуманистические теории развития становления личности, идеи демократизации личностно-ориентированного подхода в процессе исследования.
Диссертационное исследование выполнено на основе системного подхода, общих положений логики, теории познания, сравнительной педагогики, отечественной дидактики и педагогической психологии.
Теоретическими источниками явились: теория общения и деятельности (А.Г.Андреева, В.Т.Ащепков, Ю.К.Бабанский, А.В.Беляев, О.В.Бескровная,A. А.Бодалев, А.В.Брушлинский, В.И.Горовая, Е.В.Горячкина, И.К.Журавлев, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.А.Леонтьев, В.М.Плескунов, Е.И.Рогов, И.И.Рыданова); теория профессиональной деятельности (В.Т.Ащепков,B. И.Горовая, В.Н.Гуров, Е.В.Бондаревская, Н.В.Бордовская, И.Ф.Исаев, Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, А.А.Лобанов, И.А.Малашихина, Е.И.Рогов, В.В.Рубцов, А.А.Симонов, В.А. Сластенин, В.В.Швагер и др.); культурологический подход к исследованию педагогической деятельности (Л.М.Андрохина, А.И.Арнольдов, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, А.В.Брушлинский, Л.А.Введенская, Г.М.Гогоберидзе, Б.Н.Головин, Б.С.Ерасов, Е.Ю.Захарченко,Э.С.Маркарян, В.А.Шаповалов, И.А.Шаповалова, Н.Е.Щуркова и др.); концепция личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, Г.А.Качан, А.Б.Орлов, А.А.Реан, Е.И.Рогов, В.А.Сластенин, Т.И.Чечет и др.); теория учеб¬ной деятельности (Т.В. Габай, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, A. Н.Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Д.В. Эльконин и др.).
Проведенное нами исследование базировалось также на культурно-исторической теории об интериоризации (Л.С.Выготский), теории о категориальной структуре познавательной деятельности студентов (В.И.Горовая, B. И.Петровский), концепции субъекта, являющегося центром развития бытия (С.Л.Рубинштейн), психологических теориях познания, общения, деятельно¬сти, бытия и сознания.
База исследования - Ставропольская государственная медицинская академия (лечебный и педиатрический факультеты); Ставропольский государственный университет (факультет психологии); Филиал Московского государственного открытого педагогического университета (факультет педагогики и психологии).
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в несколько этапов:
1. Предварительный (2000 - 2001 гг.). Изучение и анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; осмысление методологических и теоретических основ исследования; определение экспериментальных и контрольных групп; планирование педагогического эксперимента; осуществление констатирующего эксперимента.
2. Теоретический (2001- 2002 гг.). Разработка содержания и методики формирующего эксперимента; изучение особенностей учебной деятельности студентов; опытно-экспериментальная работа по созданию механизмов формирования коммуникативной культуры будущих специалистов; диагностика эффективности и корректировка выявленных педагогических условий формирования коммуникативной культуры студентов в процессе их обучения в вузе.
3. Заключительный (2002 - 2003 гг.). Анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; формулировка выводов и разработка методических рекомендаций по исследуемой проблеме, их внедрение в практику работы образовательных учреждений, оформление текста диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены педагогические условия формирования коммуникативной куль¬туры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе (учебная среда, педагогические, организационно-педагогические, кадровые, программно-методические, психологические технологии);
- представлены ценностные отношения и профессионально-личностные качества педагога, способствующие развитию коммуникативной культуры студента в процессе профессиональной подготовки в современном вузе;
- проведен сопоставительный анализ современных программ формирования коммуникативной культуры студентов;
-разработана система психолого-педагогической диагностики развития коммуникативной культуры студентов.
Теоретическая значимость работы:
- уточнены понятия: «коммуникация», «коммуникативность», «общение», «деловое общение», «культура»; теоретически и содержательно отработаны понятия: «коммуникативная культура», «профессиональное общение», «искусство общения»;
- разработаны критерии и показатели уровней развития коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе;
- установлены закономерности коммуникативной культуры преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов вуза;
- теоретически обоснована программа специального курса «Основы педагогического общения».
Практическая значимость работы определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для научного обеспечения подготовки специалиста нового типа, модернизации учебно-педагогического процесса, обновления содержания нормативной базы высшего образования, создания новых базовых и элективных курсов, про¬грамм, учебных пособий и научно-методических рекомендаций и т.п.
Экспериментальные материалы и рекомендации, опубликованные по результатам исследования, внедрены в практику подготовки будущих специалистов в Ставропольской государственной медицинской академии, Ставропольском государственном университете, Московском государственном от¬крытом педагогическом университете (филиал в г. Ставрополе) и используются в опыте других вузов.
Прогностический потенциал исследования обусловлен принципиальной возможностью организации на его основе последующей научно¬исследовательской работы.
Достоверность и обоснованность полученных в исследовании данных обеспечены четкостью исходных методологических позиций, глубоким теоретическим анализом проблемы, широтой и разносторонностью экспериментального исследования, адекватных его объему, целям, задачам и логике, достаточной длительностью и возможностью повторения педагогического эксперимента, позволивших провести количественный и качественный анализ его результатов, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью полученных данных.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Профессионально-педагогическая культура преподавателя современного высшего учебного заведения предстает в качестве обобщенной характеристики разнообразных видов его деятельности, предполагая развитие духовной среды, как основы воздействия на культуросообразное мировоззрение студента.
2. Целостная система субъекта общения, в нашем случае, будущего специалиста, складывается из пяти компонентов:
- ценностный опыт: интересы, идеалы, убеждения, нравственно-этические
нормы и предпочтения. Этот опыт ориентирует усилия человека на формирование коммуникативной культуры (в нашем случае он дает коммуникативный идеал и образец специалиста с высокой коммуникативной культурой);
- опыт рефлексии: соотнесение знаний о своих возможностях, самом себе с требованиями деятельности (в нашем случае - с требованиями коммуникативной деятельности) и решаемыми при этом задачами;
- опыт привычной активизации: оперативная подготовленность, адаптация к ситуации, изменяющимся условиям работы, расчет на определенные условия в достижении успеха (помогает приспособить свои усилия для решения значимых задач);
- операционнальный опыт: общетрудовые, профессиональные знания, умения (коммуникативные умения), а также умения саморегуляции (объединяет конкретные средства преобразования ситуации и своих возможностей);
- опыт сотрудничества: складывается при взаимодействии с другими участниками совместной деятельности, способствует объединению усилий по совместному решению задач и предполагает предварительный расчет на сотрудничество.
3. Необходимыми условиями развития коммуникативной культуры студентов являются: развивающаяся образовательная среда, система психолого-педагогической диагностики, инновационные педагогические технологии, способствующие познавательной эффективности учебного процесса, личность педагога.
4. Для целенаправленного формирования у студентов коммуникативной культуры рекомендуется проведение спецкурсов, тренингов, спецсеминаров и других форм делового общения.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Ставропольской государственной медицинской академии, в Ставропольском государственном университете, в Московском государственном открытом педагогическом университете (филиал в г. Ставрополе). Результаты научных исследований обсуждались и получили одобрение на кафедре коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университета, на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы нравственно-эстетического образования детей» (Орел, 2002, 2003), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы самореализации, самосовершенствования личности: психолого-педагогические аспекты» (Набережные Челны, 2000); на Всероссийской научной конференции «Образование в XXI веке» (Тверь, 2002); на психолого-педагогических чтениях Юга России и на X Годичном собрании ЮО РАО по теме «Развитие лично¬сти в образовательных системах Южно-Российского региона» (Сочи, 2003), на научно-методической конференции «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2003).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Объем диссертации 168 страниц машинописного текста. Работа содержит 3 таблицы, 5 рисунков, экспериментальные материалы программно-тематического планирования. Библиографический список включает 277 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выполненное диссертационное исследование подтвердило выбранную нами гипотезу и показало эффективность обоснованного и реализованного в ходе экспериментальной работы подхода к формированию коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе; изложены общие выводы проведенного эксперимента.
Данное исследование показало, что в педагогической деятельности такие свойства личности, как общительность и коммуникативная компетентность, коммуникативная культура, ставшие профессионально личностными качествами педагога, могут обеспечить продуктивность педагогического общения. Педагог с низким уровнем развития общительности, с отсутствием эмоциональной культуры, со слабо сформированными коммуникативными умениями, проявляющимися в невысокой культуре общения и профессиональной культуре, не способен создать культурно-развивающий потенциал среды, воздействующий на личности обучающихся, их познавательную мотивацию.
Успешное управление педагогическим общением требует умений в распределении внимания и поддержании его устойчивости; умения выбора по отношению к аудитории и отдельным студентам наиболее подходящего способа поведения и обращения, который обеспечивал бы готовность студентов к восприятию информации, помогая снимать психологический барьер возраста и опыта, приближая педагога к обучающемуся; умения анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях, создавая опыт эмоциональных переживаний, обеспечивая в группе атмосферу благополучия.
В настоящее время в образовании происходит смена приоритетов, становится возможным усиление его культурообразующей роли, появляется новый идеал - человека образованного, в виде «человека культуры», человека, обладающего умственной, этической и общественно-духовной культурностью.
Средством и условием достижения этого идеала, самой целью образования становится формирование коммуникативной культуры личности.
Исходя из актуальности проблемы формирования основ коммуникативной культуры личности, была выбрана тема: «Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессионального образования в вузе».
Таким образом, коммуникативная культура является основой педагогической деятельности и определяет его успешность.



1. Аксенова Г.И. Студент как субъект образовательного процесса. - М., Рязань - 1998. - 176 с.
2. Алексахина Е. М. Подготовка студентов педвузов к экологическому воспитанию учащихся начальных классов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- М., 1989. - 15с.
3. Аминов Н.А. Социальный интеллект и социальная компетенция в подготовке социальных работников (факторные модели Дж. Гилфорда и Г. Морлоу) / Под ред. И.А. Зимней. - М., 1992. - Вып. 5.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 ч. - М., 1980.- Ч.1.- 256 с.
5. Андреев В.И. Конфликтология: (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - М., 1995.- 360 с.
6. Андреева Г.М. Принципы деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. - Прага, 1988. - С. 56-58.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1998. - 375 с.
8. Андрохина Л.М. Педагогическая культура и стиль преподавания // Культура и мировоззрение учителя: Сб. статей. - Екатеринбург, 1992. - С. 5 - 16.
9. Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учеб. пособие. - М., 1993. - 352 с.
10. Асмолов А.Г. Культурно-историческая технология и конструирование миров. - М., 1996. - 258с.
11. Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы: проблемы и перспективы. - Р-н-Д, 1997. - 143 с.
12. Ащепков В.Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы: Дис. ... д-ра пед. на¬ук. - Майкоп, 1997. - 355с.
13. Бабанский Ю.К. Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского.- М., 1985.- 478 с.
14. Балдынюк Д.И. Система исследования культуры общения педагога (теоретический аспект): Дис. ... канд. пед. наук. - Умань. 1989 - 165 с.
15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - 423 с.
16. Белова С.В. Функции учебного диалога в усвоении ценностно¬смыслового содержания гуманитарных предметов: Автореф. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1995. - С. 3-11.
17. Белоусова Т.Ф. Педагогическая практика как фактор формирования ос¬нов педагогической культуры студента педвуза: Дис. ... канд. пед. наук.- Р-н-Д, 1989. - 229 с.
18. Беляев А.В. Воспитание гражданина в Демократической России: Пособие для самостоятельной работы / Министерство образования Р.Ф. СГУ.- Ставрополь: СГУ, 2000. - 25 с.
19. Бердяев Н. Воля к жизни и воля к культуре // Слово. - 1990. - № 1. - С. 11.
20. Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации: Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 183 с.
21. Бескровная О.В. Формирование умений общения у подростков в учебной деятельности как фактор развития социальной активности: Автореф. ... канд. пед. наук. - М., 1985. - С. 8.
22. Библер В.С. Нравственность. Культура, современность: Философские рассуждения о жизненных проблемах. - М.: Политиздат, 1988. - 412 с.
23. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. - М., 1991. - С. 289.
24. Бодалев А.А. К вопросам психологии общения и познания людьми друг друга. - Краснодар, 1979. - 132 с.
25. Бодалев А.А. Психология общения. - М., 1998. - 135 с.
26. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как о личности.- Л., 1982. - 135 с.
27. Бондаревская Е.В. В защиту «живой» методологии // Педагогика. - 1998.- № 2. - С.3 - 6.
28. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - № 4. - С.12 - 15.
29. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. - Р-н-Д, 1997. - 28 с.
30. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура // Инновационная школа.
1997. - № 3. - С.7-8.
31. Бондаревская Е.В. Теоретико-методические вопросы изучения и формирования педагогической культуры будущего учителя // Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Е.В. Бондаревской:- Р-н-Д, 1989. - С. 30.
32. Бондаревская Е.В.Уровень педагогической культуры - главное основание для аттестации учителя. - Р-н-Д, 1994. - 15 с.
33. Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф. Основы педагогической культуры учителя: Программа и рекомендации к специализированному курсу. - Р-н-Д, 1989. - С. 3.
34. Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф. Программа и методика изучения педагогической культуры учителя. - Р-н-Д, 1988. - 26 с.
35. Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф., Власова Г.И. Основы педагогической культуры: Программа и рекомендации по курсу «Образовательные программы общепедагогической подготовки бакалавра». - Р-н-Д, 1993. - 16 с.
36. Бондаревская Е.В., Богомолова Г.П. Образовательное пространство малого города как среда развития и воспитания личности (концептуальная модель развития системы образования в г. Батайске): Науч.-метод. пособие. - Р-н-Д, 1997. - 97 с.
37. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Р-н-Д, 1999. - 560 с.
38. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб.: Питер - 2001. - 304 с.
39. Борев В., Коваленко А. Культура и массовая коммуникация. - М.: 1982.
40. Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. - 1993. - № 2. - С.15-17.
41. Брудный А.А. Понимание и общение. - М, 1989. - 63 с.
42. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления.
43. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Диалог в процессе познания // По-знание и общение. - М.: Наука, 1988.- С. 7-9.
44. Бузаров В.В. Круговорот диалогической речи, или взаимодействие грамматики говорящего и грамматики слушающего. - Ставрополь: Изд- во СГУ, 2001. - 168 с.
45. Бузаров В.В. Размышления о диалоге на исходе XX столетия // Вестник Пятигорского гос. лингв. ун-та. 1997, № 1-2. - С. 8-9.
46. Букатов В.М. Учителю о режиссуре // Педагогика. - 1996. - № 3. - С.11-12.
47. Введение в педагогическую культуру / Под ред. Бондаревской Е.В. - Ростов н/Д, 1995. - 172 с.
48. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Р-н-Д, 1999. - 576с.
49. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Чихачев В.П. Культура и техника речи: Учеб. пособие. Р-н-Д, 1994. - 160 с.
50. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. - М., 1997.
51. Викторова Л.Г. Теоретические основы становления интеллигенции в образовательной системе высшей школы: Дис. ... д-ра. пед. наук. - Красноярск, 1999. - С. 223.
52. Военная психология и педагогика / Под ред. Н.Ф.Кулакова. - М., 1998.
53. Волчегурская Н.Б. Педагогическая культура учителя музыки (опыт системного исследования): Дис. ... канд. пед. наук. - Р-Д, 1996.- 245 с.
54. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991.
55. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1998.
56. Гак В.Г. Русский язык в зеркале французского. Очерк шестой // Русский язык за рубежом, 1979. - № 3. - С. 75.
57. Гильбух Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителей и учащихся // Сов. педагогика. 1990. - №5. - С. 81-87.
58. Глебов А.А., Донсков А.А. Деловое общение старшеклассников на уроке // Обновление и развитие современного урока. - Волгоград, 1992. - С.45.
59. Гогоберидзе Г.М. Диалог культур в системе литературного образования / Под ред. Г.М. Гогоберидзе. - М.: Наука, 2003. - 183 с.
60. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988. - 320 с.
61. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. - М., Просвещение, 1961. - 178 с.
62. Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. - Ставрополь, 1995. - 160 с.
63. Горячкина Е.В. Тренинг как одна из форм обучения учителя общению // Начальная школа. - 1997. - № 3. - С. 67-70.
64. Государственный образовательный стандарт профессионального образования. - М., 2000.
65. Граудина А.К. Русская риторика. - М., 1998. - 559 с.
66. Греков А.А., Рогов Е.И. Рейтинг как показатель профессионального развития педагога. - Р-н-Д, 1991. - 61 с.
67. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993. - 32 с.
68. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью // Социол. исследования. - 1998. - № 10. - С. 12-17.
69. Ерасов Б.С. Российская культурология в контексте закрытия? Филос. науки. - 2000. - № 3.
70. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1998. - 228 с.
71. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. - М., 1972. - 352 с.
72. Ершов П.М. Технология актерского искусства. - М., 1959. - 308 с.
73. Жеребятьева Л.Ф. Подготовка будущих учителей к организации и про-ведению самостоятельной работы учащихся: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Алма-Ата, 1990. - 25 с.
74. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растяников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии.- М., 1990. - 104 с.
75. Журавлев И.К. К проблеме организации урока // Сов. педагогика, 1986, №3. - С. 88-91.
76. Захарченко Е.Ю. Развитие педагогической культуры учителя в условиях обновления школы: Дис. ... канд. пед. наук. - Р-н-Д, 1995. - С. 38.
77. Звездунова Г.В. Колледж как среда становления основ педагогической культуры: Дис. ... канд. пед. наук. - Р-н-Д, 1998. - 183 с.
78. Звездунова Г.В., Бондаревская Е.В. Концепция общепедагогической подготовки учителя в условиях многоуровневого образования в педагогическом вузе. - Р-н-Д, 1992. - 22 с.
79. Землянова Л.М. О парадоксах коммуникативного разнообразия // Вестн. моск. ун-та. - 1998. - Сер. 10. - № 4. -С. 9-13.
80. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Р-н-Д, 1997. - 480 с.
81. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. - М., 1993. - С. 267.
82. Иванец И.И. Педагогические условия развития речевых коммуникаций старших дошкольников: Дис. ... канд. пед. наук. - Р-н-Д, 1997. - 173 с.
83. Ильенков Э.В. Учиться мыслить // Философия и культура. - М., 1991. - 48 с.
84. Ильяева И.А. Культура общения: опыт философско-методического анализа. - Воронеж, 1989. - 167 с.
85. Исаев И.Ф. Культурологический подход к исследованию педагогической деятельности // Педагогическое образование 21 век. - М., 1994. - С. 34 - 40.
86. Исаев И.Ф. Сущность и основные тенденции формирования
профессионально-педагогической культуры // Профессионально¬
педагогическая культура: история, теория, технология: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Белгород, 1996. - С. 8-13.
87. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учеб. пособие. - Белгород, 1992. - 204 с.
88. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., Белгород, 1993.- 180 с.
89. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация личности учителя: Культорологический подход. - Белгород, 1999. - 206.
90. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
91. Кабрин В.И. Исследования саморегуляции личности в системе коммуникативного мира: Дисс. канд. псих. наук. - Л., 1978. - 194 с.
92. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М., 1988. 315 с.
93. Каган М.С. Морфология искусства. - С.-Петербург, 1996.
94. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996.
95. Калинин М.И. О коммунистическом воспитании. - М. 1958. - С. 26.
96. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987. - 190 с.
97. Кан-Калик В.А. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.- 144 с.
98. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. - М., 1982. - 704 с.
99. Карпова Г.Ф. Культурообразовательные ориентации России в контексте ее государственности // Профессионально-педагогическая культура: ис¬тория, теория, технология: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Бел¬город, 1996. - С.86-88.
100. Качан Г.А. Личностно-педагогическая саморегуляция как фактор повы-шения педагогической культуры учителя: Дис. ... канд. пед. наук. - Р-н- Д, 1995. - 173 с.
101. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. - Спб,1998.
102. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессии. - Обнинск,1992. - 47с.
103. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. - М.: ВТО, 1984. -527 с.
104. Кольцова В.А. Общение и познавательные процессы // Познание и общение. - М., 1988. - С. 12.
105. Коменский Я.А. Правила поведения // Коменский Я.А. Избр. пед. соч. - М., 1982. -Т. 11. - С. 165.
106. Кондратьева С.В. Педагогическая и возрастная психология. - Гродно,1996.
107. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. - Р-н-Д1997. - 112 с.
108. Кохтерев Н.Н. Риторика. - М., 1994. - 207 с.
109. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского - М.,1995. - 213 с.
110. Кривцов С., Мухаматулина Е. Воспитание: наука хороших привычек. - М., 1996. - 230 с.
111. Крижанский Ю.С., Третьяков Г.П. Грамматика общения. - Л., 1990.
112. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М. 1976. - 303 с.
113. Кугукина Л.П. Педагогические основы самовоспитания будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки: Дис. ... канд. пед. наук. - Р-н-Д, 1996. - 228 с.
114. Кузин Ф.А. Культура делового общения. - М., 1997. - 118 с.
115. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие. -Л.: ЛГУ, 1980. - 172 с.
116. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990. - 17 с.
117. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985. - 32 с.
118. Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. -
Воронеж, 1997. - 236 с.
119. Культурология. XX век. Словарь. - СПб., Университетская книга, 1997.
120. Культурология XX век: Антология. - М., 1995.
121. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. - Р-н-Д, 1997. - 352 с.
122. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога.- Минск, 1988. - 304 с.
123. Кхол Иозеф. Эффективность управленческих решений. - М., 1978.
124. Лабунская В.А. Невербальные средства общения. - Ростов н/Д, 1979.- 67 с.
125. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. - М., 1994.
126. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979. - 47 с.
127. Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 1974. - 44 с.
128. Леонтьев А.Н. Философия психологии: изучение научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. - М.: Из-во МГУ, 1994. -285 с.
129. Леонтьев А.Н. Человек и культура. - М., 1961.
130. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - 143 с.
131. Литвак М.Е. Искусство быть счастливым. - Р-н-Д, 1995. - 447 с.
132. Лифинцева Н.И. Формирование профессионально-педагогической культуры учителя. - М., Курск, 2000.
133. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. - Самара, 1997.
134. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1998. - 463 с.
135. Лобанов А.А. Основы профессионально - педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 260 с.
136. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976. - С. 130.
137. Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. - М., 1981. - С. 3-23.
138. Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры // Труды по знаковым системам. - Тарту, 1967, - Вып. 3. - С.30-38.
139. Лукашенок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. - М., 1998.
140. Львова С.И. Язык в речевом общении. - М., 1991.
141. Львова Ю.С. Как рождается урок. - М., 1976.
142. М.М Бахтин.и проблемы современного гуманистического знания / Под ред. Н.Д. Забабуровой: Материалы межвуз. науч. конф. - Р-н-Д, 1995. - 75 с.
143. Майерс Д. Социальная психология. - Л., 1998. - 684 с.
144. Макаренко А.С. О моем опыте // Педагогические сочинения в 8-ми то¬мах.- М.: Педагогика, 1984. - Т.4. - С. 248-267.
145. Макарская Л.В. Подготовка будущего учителя к нравственному воспитанию учащихся: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.- Минск, 1988.-19 с.
146. Максимова Р.А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности: Дис. . канд. психол. наук. - Л., 1981. - 191 с.
147. Малашихина И. А., Соколова И.Ю. Педагогические теории и системы. Ч. 1: Учебно-методическое пособие для педвузов. - Ставрополь: СГПУ,1996. - 81с.
148. Маргулис Е.Д. Обучение учащихся коллективной деятельности // Советская педагогика. - 1986. - №7. - С. 23.
149. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М.: Мысль, 1983.- 285 с
150. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М, 1996. - 166 с.
151. Маркова Л.Н. Преподаватель высшей школы: Индивидуальность, стиль, деятельность. - М., 1998. -172 с.
152. Мартин Л. Общение со сверстниками и решение задач // Психол. журнал. - 1983. - Т. 4. - № 6. - С. 84-89.
153. Масленникова Н.Н. Становление профессионально-педагогической культуры преподавателя педагогического университета: Дис. ... канд. пед. наук. - Р-н-Д, 1999. - 181 с.
154. Мерлин В.С., Вяткин Б.А. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1976.
155. Мерцалова Т.А. Самосознание и педагогическая поддержка // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. - 1992. - С. 42.
156. Михайлычев Е.А. Терминология педагогической диагностики: Система и словарь. - Р-н-Д, 1997. - 86 с.
157. Михайльская А.К. Русский Сократ. - М., 1996.
158. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
159. Мудрик А.В. Проблемы подготовки к общению / Материалы симпозиума. - Таллин, 1979. - С. 9-18.
160. Мурашов А.А. Риторические принципы А.С.Макаренко // Нар. образование. -1998. - № 4.
161. Мурашов А.А. Речевые средства формирования учебного интереса // Педагогика. - 1997. - № 3. С. 22-24.
162. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. / Психологическая наука в СССР. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - Т. 2. - 110-125 с.
163. Немов Р.С. Психология: В 3 т. - М., 1998.
164. Нечаева Л.В. Подготовка студентов педагогических институтов к взаимодействию с учащимися: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Харьков, 1991. - 18 с.
165. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике / Сов. педагогика. - М., 1990. - № 9. - С. 41-47.
166. Никандров Н.Д. Ценности общества на рубеже XXI века. - М., 1997.
167. Носенко Э.А. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. - Днепропетровск, 1975. - 46 с.
168. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е.В. Бондаревской. - Р-н-Д, 1995. - 218 с.
169. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. - М., 1995. -142 с.
170. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И.А.Зязюна. - М., 1989. -302 с.
171. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2003.- 615 с.
172. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С.И. Самыгина. Р-н- Д, 1998. -544 с.
173. Пиз А. Язык телодвижений. - Новгород, 1992. - 165 с.
174. Плескунов В.М. Функция организационных форм обучения в формировании у учащихся умения работать в коллективе: Дис. . канд. пед. наук. 1986. - С. 44-45, 82-83.
175. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1998.
176. Полозова А.И. Выразительность речи как компонент речевой культуры учителя // Формирование педагогической культуры будущего учителя: Межвуз. сб. науч. тр. - Р-н-Д, 1989.
177. Попова Е.А. Культурологическая направленность профессионально-педагогической подготовки студентов: Дис. ... канд. пед. наук. - Р-н-Д,1999. - 211 с.
178. Попова Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Р-н-Д, 1996. - 17 с.
179. Пузырев А.А. Культурно-историческая теория Выготского и современная психология. - М., 1986.
180. Радзиховский Л.А. Диалог как единица анализа сознания // Признание и общение. - М., 1988. - С. 27.
181. Радугин А. А.. Хрестоматия по культурологии: Учебное пособие / под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1998. - 278 с.
182. Радченко И.П. Диагностика развития педагогического творчества учите-
ля. - Ставрополь, 1992. - 184 с.
183. Рапопорт С.Х. Эстетика общения // Эстетическая культура и эстетическое воспитание. - М., 1983. - 119 с.
184. Рачков Н.С. Критический анализ коммуникативной педагогики ФРГ. - Л., 1989. - 42 с.
185. Реан А.А. Анализ вербального взаимодействия как метод исследования педагогической деятельности // Проблемы диагностики факторов про-дуктивной деятельности педагогического коллектива. - Л., 1988.
186. Реан А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. - СПб., 1996.
187. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопр. психологии. - 1997. - № 1.
188. Реан А. А., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999.
189. Регуш Л.А. Тренинг педагогической наблюдательности // Вопр. психологии. 1983. - № 3.
190. Рогов Е.И. Личностно - профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: Дис. ... д-ра пед. наук. - Р-н-Д,1999. - 338
191. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Р-н-Д, 1996. - 512 с.
192. Рогов Е.И. Профессионализация процесса общения в педагогической деятельности // Личность в деятельности и общении. - Р-н-Д, 1997. - С.22.
193. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. - М., 1984.
194. Розина И.Н. Компьютерные телекоммуникации в образовательных технологиях для систем подготовки учителей России и США: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 262 с.
195. Российский вуз: в центре внимания - личность: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. - Р-н-Д, 1999. - 343 с.
196. Российский вуз: в центре внимания - личность: Тез. докл. Всерос. межвуз. науч.-практ. конф. - Р-н-Д, 1999. - 354 с.
197. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -В 2-х т. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.
198. Рубцов В.В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психол. журнал. - 1989. - Т. 10. - № 3. - С. 8-16.
199. Руденский Е.В. Социальная психология. - М., 1998. -224 с.
200. Рудь М.Г. Формирование коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже: Дис. ... канд. пед. наук. - Р-н-Д, 1999. - 132 с.
201. Рыбакова М.М.Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991.
202. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Минск, 1998. -319 с.
203. Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Новосибирск, 1995. - 36 с.
204. Семенова М.А. Формирование общего способа решения класса задач в условиях коллективной деятельности // Вопр. психологии, 1997. № 3. С. 64-65.
205. Сепир Э. Язык. - М., 1934. -С. 15.
206. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. - 656 с.
207. Серебренников Б.А. К проблеме сущности языка // Общее языкознание / Под ред. Б.А. Серебренников. - М.: Наука, 1970. - С. 10.
208. Симонов А.А. Коллективная техническая деятельность как фактор формирования творческой индивидуальности: Автореф. . канд. пед. . Челябинск, 1990. - С. 10-11.
209. СИС - Словарь иностранных слов. - М., 1990.
210. Сластенин В.А. Интегративные тенденции в системе психолого-педагогической подготовки учителя // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. - Воронеж, 1992. - С. 6-9.
211. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М., 1976. - 210 с.
212. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя // Сов. педагогика. - 1991. - № 10. - С.78-84.
213. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 1998.
214. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - Гродно, 1995. - 138 с.
215. Словарь основных понятий по культурологи: Учеб. пособ./ М-во образования Р.Ф.; СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - 148 с.
216. Словарь иностранных слов. - М., 1988.
217. Словарь русского языка: В 4-х т. - М., 1988.
218. Соколов Э.В. Смысл и культура человеческого общеня / Духовное становление человека: Сб. статей. - Л.: Знание, 1972. - С. 100-124.
219. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. - М., 2002.
220. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М., 1995.
221. Солженицын А.И. Исчерпание культуры?: Выступление на «круглом столе» Рос. академии наук // Моск. новости. - 1997. - № 39. - 28 сент.- 5 окт. - С.4-5.
222. Соловейчик С. Педагогика для всех. - М., 1989. - 306 с.
223. Сопер П. Основы искусства речи. - Р-н-Д, 1999. - 448 с.
224. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию - М.: Прогресс - 1977. - С. 49-50.
225. Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб.: Питер, 2001.
226. Станкин М.И. Психология общения. - М., 1996.
227. Стратегия развития образования. Состояние, проблемы и стратегия педагогического образования / Под. ред. А.А.Вербицкого, М.Н. Костиковой: Программа РАО. - М., 1996. - 33 с.
228. Сухомлинский В. А. О поступках. Пособие по этике для учителя // Сов. педагогика. - 1970. - № 11. С. 26-28.
229. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. - Киев, 1984. - 212 с.
230. Сухорукова Л.М. Научные школы в педагогической науке Юга России: Дис. . д-ра пед. наук. - Р-н-Д, 1999. - 360 с.
231. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1948.
232. Терин В.П. Основные направления теории массовой коммуникации // Социол. исследования. - 1997. - № 11.
233. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово,2000.
234. Тимофеев Ю.П. Видеотренинг как средство психодиагностики и совершенствования профессионального мастерства студентов педвуза: Авто¬реф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1991. - 18 с.
235. Тодосько Е.В. Психологические средства направленного изменения эмоциональных состояний личности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 1998. - 23 с.
236. Фигурнов В.Э. 1ВМ РС для пользователя. Краткий курс.- М.,1998. - 480 с.
237. Философский энциклопедический словарь.- 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.
238. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1981. -145 с.
239. Фоменко В.Г. Дидактический стандарт содержания образовательного процесса. Системный обзор современных образовательных технологий: К педагогической учебе учителей и организации экспериментальной работы в шк. № 77 Ростова на Дону. - Р-н-Д, 1994. - 39 с.
240. Фролова Т., Иванова Н. Педагогический смысл помощи и поддержки //Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании/ Под ред. О.С. Газмана. - М. - 1996. - С. - 34.
241. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1998.
242. Холл Э. Как понять иностранца без слов. - М., 1998.
243. Черри К. Человек и информация / Пер. с англ. - М., 1972. - С. 36.
244. Чечет Т.И. Подготовка будущих учителей к созданию эмоционально- эстетических ситуаций в процессе личностно ориентированного обучения: Автореф. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1997. - 21 с.
245. Чигиринская Н.В. Становление предприимчивости у старшеклассников как качества личности: Автореф. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1955. - С. 14.
246. Шаповалов В.А. Высшее образование: Современные модели перспективы развития: Научное издание / Министерство общего и профессиональ¬ного образования РФ. СГУ. Академия социальных наук. - Ставрополь: СГУ, 1996. - 76 с.
247. Шаповалов В.А. Высшее образование в системе культуры: Научное издание / Министерство общего и профессионального образования РФ. СГУ. Академия социальных наук. - Ставрополь: СГУ, 1996. - 68 с.
248. Шаповалова И.А. Школа как социокультурный центр села: аспекты формирования // Известия министерства образования Ставропольского края. - Ставрополь, 2001. - С. 4 - 9.
249. Школа диалога культур. Основы программы / Под. ред. В.С. Библера. - Кемерово, 1992.
250. Швагер В.В. Диагностика деятельности учителя начальной школы в личностно-развивающем образовании: Дис. ... канд. пед. наук. - Р-н-Д, 1998. -209 с.
251. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. - М., 1973. - С. 23.
252. Шмойлов Г.М. Мастерство актера. - Л., 1990.
253. Шубин Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. М: Просвещение, 1972. - 56 с.
254. Щепанский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969.
255. Щербаков А.И., Мудрик А.В. Психология учителя // Возрастная педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1991.
256. Щукина Г.И. Роль педагогической деятельности в учебном процессе. - М., 1986.
257. Щукина Г.И. Педагогика школы. - М., 1977.
258. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М., 1997.
259. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М., 1998.
260. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - М., 2000.
261. Юсупов И.М.Психология взаимопонимания. - Казань, 1991. - 191 с.
262. Якушева Г.М. Коммуникативные способности как фактор развития профессиональных умений и навыков педагога // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. - Воронеж,1992. - С.122-124.
263. Ястребова Е.В. Психологические средства направленного изменения эмоциональных состояний личности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 1998. - 24 с.
264. Cambridge International Dictionary of English. - Cambridge Univ. Press, 1995.
265. Collins COBUILD English Dictionary. - Harper Collins Publishers, 1995.
266. De Charms R. Motivation Enhacement in Education Setting // Research on Motivation in Education. - New York, 1984.
267. Dimbleby R., Burton G. More Than Words. An Introduction to Communica¬tion. L.; N. Y., 1998.
268. Duden Deutsches Universalworterbuch. 2. Aufl. Mannheim, Wien, Zurich: Dudenverlag, 1989.
269. Geertz C. Dichte Beschreibung. Beitrage zum Verstehen Kultureller Systeme. Frankfurt/M. 1987.
270. Geerz C. The Interpritation of Cultures: N.Y.1993.
271. Hall E. The Silent Language. N.Y.; L., 1959.
272. Hall E. Beyond Culture. N. Y.; L., 1989.
273. Hall E. The Dance of Life. N.Y., 1983.
274. Kroeber A., Klukchon C. Culture: A Critical Review of Concepts and Defini¬
tions. Cambridge, 1952.
275. Linklater K. Freeing the natural voice. - New York, 1993. - 176 р.
276. Samovar L.A., Porter R.E. Communication between Cultures. Belmont, 1991.
277. The Concise Oxford Dictionary. Oxford Univ. Press, 1966.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ