ПРОИЗВОДСТВО И ВОСПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЯ: КОГНИТИВНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
|
Введение 3
ПЕРВАЯ ГЛАВА «Познание как проблема
современной философии» 12
1.1. Когнитивно-антропологические основания познания 12
1.2. Познание и язык 40
Выводы по первой главе 61
ВТОРАЯ ГЛАВА «Производство и воспроизводство
знания: когнитивно-антропологическая модель» 63
2.1. Алгоритмы познания 63
2.2. Образование с позиций когнитивно-антропологического подхода 100
Выводы по второй главе 139
Заключение 142
Литература
ПЕРВАЯ ГЛАВА «Познание как проблема
современной философии» 12
1.1. Когнитивно-антропологические основания познания 12
1.2. Познание и язык 40
Выводы по первой главе 61
ВТОРАЯ ГЛАВА «Производство и воспроизводство
знания: когнитивно-антропологическая модель» 63
2.1. Алгоритмы познания 63
2.2. Образование с позиций когнитивно-антропологического подхода 100
Выводы по второй главе 139
Заключение 142
Литература
Э. Гуссерль в одной из неизданных работ дал следующее определение: «Философ - это тот, кто всё время начинает сначала». Философия, соответственно, - это наука, которая постоянно обращается к началам. Е.А. Климов пишет: «...Есть темы, проблемы, которые <...> нуждаются в постоянной обновительской работе ([хотя] со стороны может казаться, что диссертант занят чем-то давно известным и устаревшим)» .
Теория познания - одно из таких вечных «начал». Не случайно не было практически ни одного мыслителя, который не обращался бы к этой теме.
Во взглядах на познание существует, как известно, два основных подхода: идеалистический и материалистический. Согласно идеалистическому, человеческое познание в той или иной мере причастно божественному знанию, и потому, в меру своей причастности, совершенно и независимо от несовершенной человеческой природы. Чтобы понять, почему познание таково, каково оно есть, не имеет смысла обращаться к человеческой природе, познание же следует изучать «само по себе», и все его свойства выводить из него самого.
Согласно строго материалистическому подходу, возможности познания целиком и полностью определяются человеческой природой и природой самой познаваемой реальности. Поэтому все особенности человеческой познавательной деятельности можно и нужно выводить из природы человека и онтологии познаваемого мира.
Другими словами, к познанию можно подходить либо с позиции - каким оно должно быть, либо с позиции - каким оно является на самом деле.
Истина как всегда находится посередине. В данной работе мы основное внимание сконцентрируем именно на обусловленности особенностей познания природой человека как биосоциального существа, - т.е. на когнитивно-антропологическом аспекте процессов производства и воспроизводства знания.
Эта диссертационная работа была задумана как эксперимент по применению когнитивно-антропологического подхода к исследованию процессов производства и воспроизводства знания. Диссертация и представляет собой изложение материалов этого экспериментального исследования.
Актуальность темы исследования связана с положением, сложившимся в современной философии, и, в частности, в философии познания, а именно в не-достаточно активном применении когнитивно-антропологического подхода к исследованию проблематики производства и воспроизводства знания.
Начавшееся в ХХ и продолжившееся в XXI веке развитие кибернетики и других наук, изучающих машинизированное познание, отвлекло внимание учёных от исследования особенностей познания, присущих именно человеку. Изучение же этих особенностей способствует оптимизации процесса познания, поскольку, несмотря на всё возрастающую механизацию и автоматизацию интеллектуальной деятельности, основным субъектом и одновременно инструментом познания по-прежнему остаётся человек. Человек должен вернуться в познание потому, что именно он порождает смыслы и истины, потому, что в конечном итоге именно для человека и через человека разворачивается вся деятельность по производству и воспроизводству знания.
Применение когнитивно-антропологического подхода помогает осознать место и роль в человеческом познании таких операций, как анализ, обобщение, синтез; создаёт предпосылки для более глубокого исследования данной проблематики, в том числе некоторых нетрадиционных её аспектов.
Таким образом, всё это придаёт данному диссертационному исследованию особую актуальность.
Объект исследования: процессы производства и воспроизводства знания.
Предмет исследования: влияние когнитивно-антропологического фактора на процессы производства и воспроизводства знания.
Цель исследования: исследование процессов производства и воспроизводства знания с позиций когнтивно-антропологического подхода.
Гипотеза исследования: изучение человека как биосоциального вида, исследование человеческих врождённых и приобретаемых в процессе социализации качеств, влияющих на процессы производства и воспроизводства знаний; а также изучение самих процессов производства и воспроизводства знания, их особенностей, заданных природой человека, создаёт предпосылки для более глубокого исследования данной проблематики и для оптимизации процессов познания и образования.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие основные задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические основания изучения процессов производства и воспроизводства знания, место и значение когнитивно-антропологического подхода в исследовании познания и обучения.
2. Исследовать связь языка и образно-чувственных данных в процессе по-знания.
3. С позиций когнтивно-антропологического подхода исследовать процесс познания, выявить особенности познания, определяемые природой чело¬века, уделив особое внимание анализу в познании, исследовать когнитивно¬антропологические корни такого феномена познавательной деятельности, как логика, логическое мышление, исследовать качественный и количественный подходы как ступени развития познавательной деятельности человека; составить алгоритмическую схему процессов познания и рациональной (разумной) деятельности, основанных на аналитическом моделировании и принципе аналогии.
4. Исследовать когнитивно-антропологические основания образования как важнейшей составной части системы воспроизводства знания; с позиций когнитивно-антропологического подхода проанализировать основные рекомендации дидактики.
Теоретико-методологической базой диссертационной работы является системная аналитико-синтетическая методология, которая позволяет разделить такой сложный процесс, как познание, на ряд более простых операций и элементов, исследовать их и синтезировать на основе такого исследования модели соответствующих аспектов процессов производства и воспроизводства знания; а также герменевтический метод, способствующий пониманию исследуемых процессов и явлений, их максимальному «очеловечиванию», что соответствует выбранному когнитивно-антропологическому аспекту исследования процессов производства и воспроизводства знания.
В работе применены также системный и структурно-функциональный подходы, позволяющие полнее выявить зависимость каждого элемента процесса познания от его места и функций в общей структуре познавательной деятельности; обеспечить многоаспектное описание процессов производства и воспроизводства знания.
Исследование процессов производства и воспроизводства знания - сложный многоплановый процесс, поэтому в процессе работы был использован це¬лый ряд направлений и подходов, а именно:
- когнитология (К. Крайк, Г. Гарднер, П. Ланц, Д. Деннет, Л. Грегори, Дж. Розенберг, З. Вендлер, Б. Вильямс и др.);
- эволюционная эпистемология (К. Лоренц, Г. Фоллмер и др.);
- генетическая эпистемология (Ж. Пиаже);
- натуралистическая эпистемология (У. Куайн);
- моДель метазнания и нейролингвистическое программирование (Дж. Гриндер, Р. Бэндлер, Р. Дилтс, Т. Эпштейн, Дж. Делозье, Д. Гордн и др.);
- раДикальный конструктивизм (Х. фон Фёрстер, Э. фон Глазерсфельд, У. Матурана, П. Ватцлавик, Ф. Варела, Г. Рот и др.);
- концепция «герменевтической речи» (Й. Кёниг, Ф. Щюрманн и др.), теория «герменевтической логики» (Г. Миш, Х. Плесснер);
- антропология познания и близкие к ней концепции (И. Кант, Я.Ф. Фриз, Э.-Ф. Апельт, Г. Дильтей, П. Фейерабенд, И. Элкана, Х. Новотни, Х. Роуз, С. Роуз, Б. Латур, С. Вулгар, Л. Витгенштейн, М. Хайдеггер, К. Гирц, М. Полани, Э. Эванс-Причард, М. Дуглас, Г. Райл, Ф. Знанецкий, А. Щуц, Д. Блур, Н.А. Бердяев, М.К. Мамардашвили,Н.И. Киященко,Т.Б. Романовская);
- методика раннего интеллектуального развития Б.П. Никитина, тео¬рия развития творческой личности Г.С. Альтшуллера и И.М. Верткина, разработки С.А. Шмакова, Л.В. Самоукиной, Е.Н. Прошицкой, Б.Л. Злотина и А.В. Зусмана.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит как в особенностях самого подхода к предмету исследования (последовательное и систематическое рассмотрение когнитивно-антропологического аспекта процессов производства и воспроизводства знания), в результате чего восполняется пробел, имеющийся в современных философских исследованиях проблем познания, так и в некоторых полученных результатах:
1. В процессе исследования роли языка в процессе познания предложен новый подход к проблеме значения и смысла, проанализированы и классифицированы разновидности определений.
2. Применение когнитивно-антропологического подхода к изучению познавательных процессов позволило получить следующие результаты:
• из несоизмеримости масштабов познаваемой действительности и познавательных возможностей человека выведена неизбежность применения в человеческом познании операций анализа (расчленения объектов и явлений на составляющие элементы), отбора значимых, существенных элементов и генерализации и синтеза из этих элементов идеализированных моделей;
• обоснована обусловленная природой человека принципиальная схема процесса познания как построения моделей из существенных, значимых и генерализованных элементов;
• на основе исследования анализа показаны когнитивно¬антропологические предпосылки дискретного дихотомического мышления, на основе которого, в свою очередь, строится основанный на принципе «исключённого третьего» последовательно-непротиворечивый логический метод мышления - единственный метод, непосредственно доступный непрерывному контролю сознанием;
• проанализированы следующие виды анализа: абсолютно¬логический, дихотомический анализ приблизительный качественно¬
диалектический анализ многозначный, многовариантный (и, как его модификация - количественный) анализ. Показаны их взаимосвязь друг с другом, становление в процессе развития человеческого познания, связь с природой человека; в процессе исследования дискретного аналитического мышления рас¬смотрены качественный и количественный подходы как ступени развития познавательной деятельности человека, показана неполная совместимость качественного и количественного подходов при анализе действительности, в результате чего возникают парадоксы «перехода количества в качество»;
• в процессе исследования аналитической деятельности человека с позиций когнитивно-антропологического подхода показано, что на основе абсолютного дихотомического анализа возникла логика, приблизительный качественный анализ дал начало диалектике, комбинация же количественного анализа с абсолютно-логическим, а позже и с приблизительным качественным - дала существование математике;
• введена алгоритмическая схема познавательной Деятельности, основанная на применении принципа аналогии: соотнесение вновь поступающей информации с имеющейся в памяти поиск аналогий индуктивное обобщение отнесение анализируемого объекта к классу сходных объектов дедуктивное распространение на анализируемый объект свойств аналогичных объектов;
• впервые составлена совмещённая алгоритмическая схема процессов познания и рациональной (разумной) деятельности человека, основанных на аналитическом моделировании и применении принципа аналогии, представляющая процесс познания в виде развёртывающейся по спирали последовательности интеллектуальных операций с повторением на более высоких уровнях определённого набора алгоритмов познавательной деятельности.
3. Когнитивно-антропологический подход в исследовании процессов воспроизводства знания (образования) позволил обозначить новые подходы к реформированию системы образования, вытекающие из современного состояния информационных процессов и некоторых особенностей природы человека; предложено ввести в программу общего образования «уроки развития», в т.ч. интеллектуального, имеющего целью освоение основных операций познавательной деятельности; провести комплексный анализ когнитивно¬антропологических оснований дидактики, что позволило подвести научно¬теоретический базис под выработанные педагогической практикой дидактические рекомендации, несколько уточнить некоторые из этих рекомендаций, и создать предпосылки для более системного, теоретически обоснованного под¬хода к проблемам обучения.
Результаты проведённого исследования сформулированы в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Человеческое познание не может быть «зеркальным отражением» действительности, её полным однозначным воспроизведением в силу несоизмеримости масштабов познаваемой действительности и возможностей познавательного аппарата человека.
2. Из предыдущего тезиса вытекает принципиальная модель человеческого познания, состоящая из следующей последовательности операций: восприятие анализ (расчленение потока чувственных данных на части) отбор и генерализация данных синтез из отобранных и генерализованных данных модели исследуемого явления.
3. Представляется основанная на использовании принципа аналогии алгоритмическая схема процесса познания человека: соотнесение вновь поступающей информации с имеющейся в памяти поиск аналогий отнесение анализируемого объекта к классу аналогичных объектов дедуктивное распространение на анализируемый объект свойств аналогичных объектов.
4. Совмещённый алгоритм человеческого познания, представляющий комбинацию двух вышеизложенных алгоритмических схем: восприятие анализ (расчленение потока чувственных данных на части) отбор и генерализация данных синтез из отобранных и генерализованных данных модели исследуемого явления соотнесение вновь поступающей информации с имеющейся в памяти поиск аналогий отнесение анализируемого объекта к классу аналогичных объектов дедуктивное распространение на анализируемый объект свойств аналогичных объектов.
5. Основными тенденциями реформирования образования, вытекающими из современной информационной ситуации и некоторых особенностей человеческой природы, являются следующие: образование должно перерасти в метаобразование, в котором основной упор должен делаться не на невыполнимой задаче усвоения всех тех богатств, которые выработало человечество., а на умении ориентироваться в океане информации, на проблемном обучении, дающем навык самостоятельного поиска и использования знаний; на передний план в общем (не профессиональном) образовании должна выйти развивающая функция образования, способствующая, в числе прочего, овладению всем многообразием имеющихся в багаже человечества интеллектуальных операций; развитию интеллектуальных, физических, духовных и иных способностей.
6. Тезис о необходимости более широкого применения в образовании антропологического подхода, выражающегося в учёте в процессе обучения возрастных, половых, ментальных, эмоционально-чувственных, физических и во¬левых характеристик человека.
Практическая значимость предлагаемого диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в качестве методологических принципов дальнейшего исследования процессов производства и воспроизводства знания.
Представленные в диссертации краткая модель процесса познания и алгоритмическая схема процесса познания и рациональной (разумной) деятельности человека могут стимулировать более широкое применение в исследовании процессов познания системного подхода.
Результаты, полученные в процессе применения когнитивно-антропологического подхода к анализу дидактики и образования в целом, могут быть использованы педагогической наукой и практикой для совершенствования педагогического процесса, а также могут быть учтены в процессе реформирования образования.
Апробация работы. Основные положения диссертации получили отражение в опубликованных работах. Они апробировались в ходе изложения авторской позиции и обсуждения на теоретическом семинаре аспирантов кафедры философии Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского; на межвузовской научной конференции «Бытие и познание», организованной Поволжским региональным отделением философского общества РФ (апрель 1999 г.); на научной конференции «Философия науки: идеи, проблемы, перспективы развития», организованной Саратовским региональным отделением Российского философского общества и философским факультетом Саратовского государственного университета (май 2002 г.); на региональной научной конференции «Человек в современном мире», организованной ИДПО СГУ и Саратовским региональным отделением РФО (сентябрь 2002 г.).
Структура диссертации определена логикой решения поставленных задач. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и библиографического списка литературы
Теория познания - одно из таких вечных «начал». Не случайно не было практически ни одного мыслителя, который не обращался бы к этой теме.
Во взглядах на познание существует, как известно, два основных подхода: идеалистический и материалистический. Согласно идеалистическому, человеческое познание в той или иной мере причастно божественному знанию, и потому, в меру своей причастности, совершенно и независимо от несовершенной человеческой природы. Чтобы понять, почему познание таково, каково оно есть, не имеет смысла обращаться к человеческой природе, познание же следует изучать «само по себе», и все его свойства выводить из него самого.
Согласно строго материалистическому подходу, возможности познания целиком и полностью определяются человеческой природой и природой самой познаваемой реальности. Поэтому все особенности человеческой познавательной деятельности можно и нужно выводить из природы человека и онтологии познаваемого мира.
Другими словами, к познанию можно подходить либо с позиции - каким оно должно быть, либо с позиции - каким оно является на самом деле.
Истина как всегда находится посередине. В данной работе мы основное внимание сконцентрируем именно на обусловленности особенностей познания природой человека как биосоциального существа, - т.е. на когнитивно-антропологическом аспекте процессов производства и воспроизводства знания.
Эта диссертационная работа была задумана как эксперимент по применению когнитивно-антропологического подхода к исследованию процессов производства и воспроизводства знания. Диссертация и представляет собой изложение материалов этого экспериментального исследования.
Актуальность темы исследования связана с положением, сложившимся в современной философии, и, в частности, в философии познания, а именно в не-достаточно активном применении когнитивно-антропологического подхода к исследованию проблематики производства и воспроизводства знания.
Начавшееся в ХХ и продолжившееся в XXI веке развитие кибернетики и других наук, изучающих машинизированное познание, отвлекло внимание учёных от исследования особенностей познания, присущих именно человеку. Изучение же этих особенностей способствует оптимизации процесса познания, поскольку, несмотря на всё возрастающую механизацию и автоматизацию интеллектуальной деятельности, основным субъектом и одновременно инструментом познания по-прежнему остаётся человек. Человек должен вернуться в познание потому, что именно он порождает смыслы и истины, потому, что в конечном итоге именно для человека и через человека разворачивается вся деятельность по производству и воспроизводству знания.
Применение когнитивно-антропологического подхода помогает осознать место и роль в человеческом познании таких операций, как анализ, обобщение, синтез; создаёт предпосылки для более глубокого исследования данной проблематики, в том числе некоторых нетрадиционных её аспектов.
Таким образом, всё это придаёт данному диссертационному исследованию особую актуальность.
Объект исследования: процессы производства и воспроизводства знания.
Предмет исследования: влияние когнитивно-антропологического фактора на процессы производства и воспроизводства знания.
Цель исследования: исследование процессов производства и воспроизводства знания с позиций когнтивно-антропологического подхода.
Гипотеза исследования: изучение человека как биосоциального вида, исследование человеческих врождённых и приобретаемых в процессе социализации качеств, влияющих на процессы производства и воспроизводства знаний; а также изучение самих процессов производства и воспроизводства знания, их особенностей, заданных природой человека, создаёт предпосылки для более глубокого исследования данной проблематики и для оптимизации процессов познания и образования.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие основные задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические основания изучения процессов производства и воспроизводства знания, место и значение когнитивно-антропологического подхода в исследовании познания и обучения.
2. Исследовать связь языка и образно-чувственных данных в процессе по-знания.
3. С позиций когнтивно-антропологического подхода исследовать процесс познания, выявить особенности познания, определяемые природой чело¬века, уделив особое внимание анализу в познании, исследовать когнитивно¬антропологические корни такого феномена познавательной деятельности, как логика, логическое мышление, исследовать качественный и количественный подходы как ступени развития познавательной деятельности человека; составить алгоритмическую схему процессов познания и рациональной (разумной) деятельности, основанных на аналитическом моделировании и принципе аналогии.
4. Исследовать когнитивно-антропологические основания образования как важнейшей составной части системы воспроизводства знания; с позиций когнитивно-антропологического подхода проанализировать основные рекомендации дидактики.
Теоретико-методологической базой диссертационной работы является системная аналитико-синтетическая методология, которая позволяет разделить такой сложный процесс, как познание, на ряд более простых операций и элементов, исследовать их и синтезировать на основе такого исследования модели соответствующих аспектов процессов производства и воспроизводства знания; а также герменевтический метод, способствующий пониманию исследуемых процессов и явлений, их максимальному «очеловечиванию», что соответствует выбранному когнитивно-антропологическому аспекту исследования процессов производства и воспроизводства знания.
В работе применены также системный и структурно-функциональный подходы, позволяющие полнее выявить зависимость каждого элемента процесса познания от его места и функций в общей структуре познавательной деятельности; обеспечить многоаспектное описание процессов производства и воспроизводства знания.
Исследование процессов производства и воспроизводства знания - сложный многоплановый процесс, поэтому в процессе работы был использован це¬лый ряд направлений и подходов, а именно:
- когнитология (К. Крайк, Г. Гарднер, П. Ланц, Д. Деннет, Л. Грегори, Дж. Розенберг, З. Вендлер, Б. Вильямс и др.);
- эволюционная эпистемология (К. Лоренц, Г. Фоллмер и др.);
- генетическая эпистемология (Ж. Пиаже);
- натуралистическая эпистемология (У. Куайн);
- моДель метазнания и нейролингвистическое программирование (Дж. Гриндер, Р. Бэндлер, Р. Дилтс, Т. Эпштейн, Дж. Делозье, Д. Гордн и др.);
- раДикальный конструктивизм (Х. фон Фёрстер, Э. фон Глазерсфельд, У. Матурана, П. Ватцлавик, Ф. Варела, Г. Рот и др.);
- концепция «герменевтической речи» (Й. Кёниг, Ф. Щюрманн и др.), теория «герменевтической логики» (Г. Миш, Х. Плесснер);
- антропология познания и близкие к ней концепции (И. Кант, Я.Ф. Фриз, Э.-Ф. Апельт, Г. Дильтей, П. Фейерабенд, И. Элкана, Х. Новотни, Х. Роуз, С. Роуз, Б. Латур, С. Вулгар, Л. Витгенштейн, М. Хайдеггер, К. Гирц, М. Полани, Э. Эванс-Причард, М. Дуглас, Г. Райл, Ф. Знанецкий, А. Щуц, Д. Блур, Н.А. Бердяев, М.К. Мамардашвили,Н.И. Киященко,Т.Б. Романовская);
- методика раннего интеллектуального развития Б.П. Никитина, тео¬рия развития творческой личности Г.С. Альтшуллера и И.М. Верткина, разработки С.А. Шмакова, Л.В. Самоукиной, Е.Н. Прошицкой, Б.Л. Злотина и А.В. Зусмана.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит как в особенностях самого подхода к предмету исследования (последовательное и систематическое рассмотрение когнитивно-антропологического аспекта процессов производства и воспроизводства знания), в результате чего восполняется пробел, имеющийся в современных философских исследованиях проблем познания, так и в некоторых полученных результатах:
1. В процессе исследования роли языка в процессе познания предложен новый подход к проблеме значения и смысла, проанализированы и классифицированы разновидности определений.
2. Применение когнитивно-антропологического подхода к изучению познавательных процессов позволило получить следующие результаты:
• из несоизмеримости масштабов познаваемой действительности и познавательных возможностей человека выведена неизбежность применения в человеческом познании операций анализа (расчленения объектов и явлений на составляющие элементы), отбора значимых, существенных элементов и генерализации и синтеза из этих элементов идеализированных моделей;
• обоснована обусловленная природой человека принципиальная схема процесса познания как построения моделей из существенных, значимых и генерализованных элементов;
• на основе исследования анализа показаны когнитивно¬антропологические предпосылки дискретного дихотомического мышления, на основе которого, в свою очередь, строится основанный на принципе «исключённого третьего» последовательно-непротиворечивый логический метод мышления - единственный метод, непосредственно доступный непрерывному контролю сознанием;
• проанализированы следующие виды анализа: абсолютно¬логический, дихотомический анализ приблизительный качественно¬
диалектический анализ многозначный, многовариантный (и, как его модификация - количественный) анализ. Показаны их взаимосвязь друг с другом, становление в процессе развития человеческого познания, связь с природой человека; в процессе исследования дискретного аналитического мышления рас¬смотрены качественный и количественный подходы как ступени развития познавательной деятельности человека, показана неполная совместимость качественного и количественного подходов при анализе действительности, в результате чего возникают парадоксы «перехода количества в качество»;
• в процессе исследования аналитической деятельности человека с позиций когнитивно-антропологического подхода показано, что на основе абсолютного дихотомического анализа возникла логика, приблизительный качественный анализ дал начало диалектике, комбинация же количественного анализа с абсолютно-логическим, а позже и с приблизительным качественным - дала существование математике;
• введена алгоритмическая схема познавательной Деятельности, основанная на применении принципа аналогии: соотнесение вновь поступающей информации с имеющейся в памяти поиск аналогий индуктивное обобщение отнесение анализируемого объекта к классу сходных объектов дедуктивное распространение на анализируемый объект свойств аналогичных объектов;
• впервые составлена совмещённая алгоритмическая схема процессов познания и рациональной (разумной) деятельности человека, основанных на аналитическом моделировании и применении принципа аналогии, представляющая процесс познания в виде развёртывающейся по спирали последовательности интеллектуальных операций с повторением на более высоких уровнях определённого набора алгоритмов познавательной деятельности.
3. Когнитивно-антропологический подход в исследовании процессов воспроизводства знания (образования) позволил обозначить новые подходы к реформированию системы образования, вытекающие из современного состояния информационных процессов и некоторых особенностей природы человека; предложено ввести в программу общего образования «уроки развития», в т.ч. интеллектуального, имеющего целью освоение основных операций познавательной деятельности; провести комплексный анализ когнитивно¬антропологических оснований дидактики, что позволило подвести научно¬теоретический базис под выработанные педагогической практикой дидактические рекомендации, несколько уточнить некоторые из этих рекомендаций, и создать предпосылки для более системного, теоретически обоснованного под¬хода к проблемам обучения.
Результаты проведённого исследования сформулированы в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Человеческое познание не может быть «зеркальным отражением» действительности, её полным однозначным воспроизведением в силу несоизмеримости масштабов познаваемой действительности и возможностей познавательного аппарата человека.
2. Из предыдущего тезиса вытекает принципиальная модель человеческого познания, состоящая из следующей последовательности операций: восприятие анализ (расчленение потока чувственных данных на части) отбор и генерализация данных синтез из отобранных и генерализованных данных модели исследуемого явления.
3. Представляется основанная на использовании принципа аналогии алгоритмическая схема процесса познания человека: соотнесение вновь поступающей информации с имеющейся в памяти поиск аналогий отнесение анализируемого объекта к классу аналогичных объектов дедуктивное распространение на анализируемый объект свойств аналогичных объектов.
4. Совмещённый алгоритм человеческого познания, представляющий комбинацию двух вышеизложенных алгоритмических схем: восприятие анализ (расчленение потока чувственных данных на части) отбор и генерализация данных синтез из отобранных и генерализованных данных модели исследуемого явления соотнесение вновь поступающей информации с имеющейся в памяти поиск аналогий отнесение анализируемого объекта к классу аналогичных объектов дедуктивное распространение на анализируемый объект свойств аналогичных объектов.
5. Основными тенденциями реформирования образования, вытекающими из современной информационной ситуации и некоторых особенностей человеческой природы, являются следующие: образование должно перерасти в метаобразование, в котором основной упор должен делаться не на невыполнимой задаче усвоения всех тех богатств, которые выработало человечество., а на умении ориентироваться в океане информации, на проблемном обучении, дающем навык самостоятельного поиска и использования знаний; на передний план в общем (не профессиональном) образовании должна выйти развивающая функция образования, способствующая, в числе прочего, овладению всем многообразием имеющихся в багаже человечества интеллектуальных операций; развитию интеллектуальных, физических, духовных и иных способностей.
6. Тезис о необходимости более широкого применения в образовании антропологического подхода, выражающегося в учёте в процессе обучения возрастных, половых, ментальных, эмоционально-чувственных, физических и во¬левых характеристик человека.
Практическая значимость предлагаемого диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в качестве методологических принципов дальнейшего исследования процессов производства и воспроизводства знания.
Представленные в диссертации краткая модель процесса познания и алгоритмическая схема процесса познания и рациональной (разумной) деятельности человека могут стимулировать более широкое применение в исследовании процессов познания системного подхода.
Результаты, полученные в процессе применения когнитивно-антропологического подхода к анализу дидактики и образования в целом, могут быть использованы педагогической наукой и практикой для совершенствования педагогического процесса, а также могут быть учтены в процессе реформирования образования.
Апробация работы. Основные положения диссертации получили отражение в опубликованных работах. Они апробировались в ходе изложения авторской позиции и обсуждения на теоретическом семинаре аспирантов кафедры философии Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского; на межвузовской научной конференции «Бытие и познание», организованной Поволжским региональным отделением философского общества РФ (апрель 1999 г.); на научной конференции «Философия науки: идеи, проблемы, перспективы развития», организованной Саратовским региональным отделением Российского философского общества и философским факультетом Саратовского государственного университета (май 2002 г.); на региональной научной конференции «Человек в современном мире», организованной ИДПО СГУ и Саратовским региональным отделением РФО (сентябрь 2002 г.).
Структура диссертации определена логикой решения поставленных задач. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и библиографического списка литературы
Познание - сложный динамичный процесс, имеющий длительную историю становления и развития. Феномен познания и обучения не обошёл своим вниманием практически ни один мыслитель. Многие выдающиеся умы внесли существенный вклад в изучение этой проблемы. Однако целостной теории, адекватно отражающей реальность человеческого познания, до сих пор так и не создано.
В данном исследовании была предпринята попытка рассмотреть некоторые аспекты этой «вечно актуальной» проблемы с позиций когнитивно-антропологического подхода. В ходе исследования когнитивно¬антропологического аспекта процессов производства и воспроизводства знания были получены следующие результаты:
Общую схему человеческого познания можно представить следующим образом:
Базисом познавательного процесса является получение информации о мире с помощью органов чувств. Познаваемые таким образом предметы, действия, признаки, свойства и т. д. получают соответствующие названия.
Помимо такого, непосредственного познания, возможно также опосредованное познание, при котором даётся словесное описание недоступных в данный момент объектов. В процессе такого описания-определения воображение конструирует соответствующее представление (схематическую модель).
Однако для познания реальной действительности более существенен всё же первый способ познания, базирующийся на использовании и переработке данных, полученных с помощью органов чувств.
В основе его лежит всё то же наглядно-чувственное познание, с которым язык связан через процесс понимания. Поэтому, прежде чем приступить к ис¬следованию первичного, чувственно-образного познания, методологически правильно рассмотреть связь языка и реальной действительности, обозначать различные объекты, процессы и свойства которой он призван.
В современных языках большинство слов - это предельно обобщённые понятия, каждое из которых обозначает целый класс сходных объектов. Поэтому, если мы хотим сказать нечто определённое о чём-либо конкретном, мы вынуждены соединять вместе несколько слов, пересечение областей значений которых (в математическом - взятом из теории множеств - смысле) даёт более или менее определённый, достаточно узкий и точный смысл: этот стол, коричневый стол, стол на трёх ножках, круглый стол, письменный стол и т.д.
В связи с этим нами предложено следующее разведение значений терминов «значение» и «смысл»:
«Значение» можно было бы отнести к отдельному термину (слову). Значение слова (термина, понятия) - это обозначаемое этим словом представление (чувственный образ, схематическая модель). «Смысл» же - это результат пере-сечения (в математическом смысле) областей значений слов, входящих в простое словосочетание, высказывание, предложение, фразу.
Таким образом, смысл простого словосочетания, высказывания, предложения, фразы, текста - это представление (чувственный образ, схематическая модель), являющееся результатом пересечения (в математическом смысле) областей значений слов, входящих в данное словосочетание, высказывание, предложение, фразу, текст. Или, другими словами, смысл слова, словосочетания, фразы - это узкое, конкретное, относящееся непосредственно к данному случаю значение данного слова, словосочетания, фразы.
Следует оговориться, что это относится к коротким простым фразам и предложениям. Если же предложение сложное, содержит несколько смысловых групп, смыслом такого предложения может быть объединение смыслов входящих в данное предложение смысловых групп. Таким образом, смыслом достаточно сложного предложения (текста), содержащего несколько смысловых групп, будет комбинация пересечений и объединений областей значений входящих в данное предложение (текст) слов.
Фрэнсис Бэкон предлагал изучение любой проблемы начинать с определения терминов.
Исходный, базовый способ определения - это т.н. остенсивное определение, при котором указывают на некоторый объект и приводят его название. При этом предполагается, что детальное исследование данного объекта может быть произведено человеком самостоятельно при помощи имеющихся у него органов чувств: зрения, осязания, обоняния и т.д.
На базе определённых таким образом терминов происходит познание и определение других, более сложных, или недоступных для непосредственного исследования объектов. Дать определение такому объекту - это значит описать его свойства и признаки с использованием базовых и иных известных терминов.
Помимо реально существующих явлений, действий, свойств, признаков и т.д. человеческая фантазия создала немало объектов, имеющих к реальной действительности отношение более или менее отдалённое. При определении таких умозрительных конструкций приходится прибегать к формальному определению. За определение такого термина принимается общепринятое или наиболее распространённое его толкование. Если же общепринятого толкования термина не сложилось, приходится использовать наиболее широкое его значение. Такое расширенное значение становится при этом как бы родовым понятием. Более же узкие значения будут входить в это понятие как виды или частные случаи, с использованием в их обозначении соответствующих уточняющих слов (например: культура - родовое понятие, в область значения которого входят материальная, художественная, языковая культура, культура поведения и т.д.).
Нами предложена следующая классификация определений:
2. Определение понятий (объектов, обозначаемых понятиями):
- остенсивное определение;
- определение-описание;
- определение через сравнение (определение по аналогии);
- определение через родовое понятие и видовые признаки.
3. Определение терминов:
- определение основного (наиболее употребительного), либо наиболее широкого (общего) значения термина;
- определение смыслов и смысловых оттенков, которыми обладает термин.
Из несоизмеримости масштабов познаваемой действительности и познавательных возможностей человека вытекает неизбежность применения в человеческом познании операции анализа (расчленения объектов и явлений на составляющие элементы).
Анализ, или, в более узком смысле, дифференциация потока чувственных данных на отдельные составляющие - генетически заданная способность.
Расчленение единой действительности на составляющие позволяет по¬знавать структуру и устройство явлений, составляющих эту действительность, обнаруживать и познавать связи, отношения, взаимодействия структурных частей, и тем самым лучше понимать протекающие в мире процессы.
Впервые обоснована обусловленная природой человека принципиальная схема процесса познания как построения моделей из существенных, значимых и генерализованных элементов.
Последовательная схема действий человеческого мышления в процессе познания вкратце может быть представлена следующим образом:
• Восприятие информации через органы чувств.
• Анализ - разложение действительности на составляющие, вычленение элементов, свойств, признаков анализируемых явлений.
• Селекция - отбор наиболее важных, существенных, повторяющихся и других значимых элементов.
На основе исследования анализа показаны антропологические предпосылки дискретного дихотомического мышления, на основе которого, в свою очередь, строится основанный на принципе «исключённого третьего» последовательно-непротиворечивый логический метод мышления - единственный метод, непосредственно доступный непрерывному контролю сознанием.
Проанализированы следующие виды анализа: абсолютно-логический, дихотомический анализ приблизительный качественно-диалектический анализ количественный анализ математический анализ. Показаны их взаимосвязь друг с другом, становление в процессе развития человеческого познания, связь с природой человека.
В процессе исследования дискретного аналитического мышления рас-смотрены качественный и количественный подходы как ступени развития познавательной деятельности человека, показана неполная совместимость качественного и количественного подходов при анализе действительности, в результате чего возникают парадоксы «перехода количества в качество».
В процессе исследования антропологических оснований аналитической деятельности человека продемонстрировано, что на основе абсолютного дихотомического анализа возникла логика, приблизительный качественный анализ дал начало диалектике, комбинация же количественного анализа с абсолютно-логическим, а позже и с приблизительным качественным - дала существование математике.
В данной работе впервые составлена совмещённая алгоритмическая схема основанных на аналитическом моделировании и применении принципа аналогии процессов познания и рациональной (разумной) деятельности чело¬века, представляющая процесс познания в виде развёртывающейся по спирали последовательности интеллектуальных операций с повторением на более высоких уровнях определённого набора алгоритмов познавательной деятельности:
Итак, познание начинается с восприятия информации через органы чувств.
Затем производится операция анализа - расчленения потока чувственных данных об исследуемом объекте на составляющие.
Далее начинается отбор информации - выделение существенного, значимого (на основе сопоставления с уже имеющимся опытом) и отбрасывание не-существенного (малозначимого). Сюда же относится генерализация (обобщение) - объединение однотипных сигналов в укрупнённые блоки, выступающие как один сигнал. Такой первичный отбор и переработка поступающих сигналов позволяют существенно снизить информационную нагрузку.
Из отобранных и генерализованных сигналов далее синтезируется упрощённая модель исследуемого явления, - формируется первичное представление о явлении.
Далее начинается этап сравнения и соотнесения свежеобразованной модели (представления) с уже имеющимися в памяти. Здесь важную роль играет процесс установления аналогии, большего или меньшего отождествления исследуемого объекта с другими.
Установление аналогии запускает процесс индукции - объединения сходных объектов в блоки, их обобщения, и, в конечном счёте, вторичной генерализации - формирования единой модели (обобщённого образа) сходных явлений.
Проведённое индуктивное обобщение создаёт предпосылки для применения дедукции - отнесения исследуемого объекта к некоторой группе сходных объектов и распространения на него свойств, присущих объектам этой группы. связь времён», благодаря обучению каждое новое поколение начинает свою жизнь не «с нуля», а продолжает восхождение по лестнице прогресса с той ступеньки, на которой остановилось предыдущее поколение.
В современном образовании можно выделить следующие основные тенденции:
• В связи с огромным ростом накопленного человечеством знания образование должно перерасти в метаобразование, в котором основной упор дол¬жен делаться не на невыполнимой задаче «усвоения всех тех богатств, которые выработало человечество...», а на умении ориентироваться в океане информации, умении самостоятельно находить и использовать знания.
• В общем (не профессиональном) образовании на первый план должна выйти развивающая функция образования, в том числе задача овладения основными операциями интеллектуально-познавательной деятельности.
К.Д. Ушинский при разработке приёмов обучения и воспитания рекомендовал исходить из самой природы человека, опираться на соответствующие особенности человеческой психики. Разделяя эту позицию, мы поставили задачу с позиций антропологического подхода проанализировать основные рекомендации дидактики. Исходя из особенностей ментальной, эмоционально¬чувственной, физической и волевой природы человека, в данной работе была предпринята попытка подвести антропологические основания под основные дидактические рекомендации.
В заключение следует ещё раз повторить, что познание - это сложный процесс. Рассмотрению некоторых аспектов этого процесса была посвящена настоящая работа. Полученные результаты свидетельствуют, что применение когнитивно-антропологического подхода к исследованию познавательных процессов и образования является весьма продуктивным подходом.
В данном исследовании была предпринята попытка рассмотреть некоторые аспекты этой «вечно актуальной» проблемы с позиций когнитивно-антропологического подхода. В ходе исследования когнитивно¬антропологического аспекта процессов производства и воспроизводства знания были получены следующие результаты:
Общую схему человеческого познания можно представить следующим образом:
Базисом познавательного процесса является получение информации о мире с помощью органов чувств. Познаваемые таким образом предметы, действия, признаки, свойства и т. д. получают соответствующие названия.
Помимо такого, непосредственного познания, возможно также опосредованное познание, при котором даётся словесное описание недоступных в данный момент объектов. В процессе такого описания-определения воображение конструирует соответствующее представление (схематическую модель).
Однако для познания реальной действительности более существенен всё же первый способ познания, базирующийся на использовании и переработке данных, полученных с помощью органов чувств.
В основе его лежит всё то же наглядно-чувственное познание, с которым язык связан через процесс понимания. Поэтому, прежде чем приступить к ис¬следованию первичного, чувственно-образного познания, методологически правильно рассмотреть связь языка и реальной действительности, обозначать различные объекты, процессы и свойства которой он призван.
В современных языках большинство слов - это предельно обобщённые понятия, каждое из которых обозначает целый класс сходных объектов. Поэтому, если мы хотим сказать нечто определённое о чём-либо конкретном, мы вынуждены соединять вместе несколько слов, пересечение областей значений которых (в математическом - взятом из теории множеств - смысле) даёт более или менее определённый, достаточно узкий и точный смысл: этот стол, коричневый стол, стол на трёх ножках, круглый стол, письменный стол и т.д.
В связи с этим нами предложено следующее разведение значений терминов «значение» и «смысл»:
«Значение» можно было бы отнести к отдельному термину (слову). Значение слова (термина, понятия) - это обозначаемое этим словом представление (чувственный образ, схематическая модель). «Смысл» же - это результат пере-сечения (в математическом смысле) областей значений слов, входящих в простое словосочетание, высказывание, предложение, фразу.
Таким образом, смысл простого словосочетания, высказывания, предложения, фразы, текста - это представление (чувственный образ, схематическая модель), являющееся результатом пересечения (в математическом смысле) областей значений слов, входящих в данное словосочетание, высказывание, предложение, фразу, текст. Или, другими словами, смысл слова, словосочетания, фразы - это узкое, конкретное, относящееся непосредственно к данному случаю значение данного слова, словосочетания, фразы.
Следует оговориться, что это относится к коротким простым фразам и предложениям. Если же предложение сложное, содержит несколько смысловых групп, смыслом такого предложения может быть объединение смыслов входящих в данное предложение смысловых групп. Таким образом, смыслом достаточно сложного предложения (текста), содержащего несколько смысловых групп, будет комбинация пересечений и объединений областей значений входящих в данное предложение (текст) слов.
Фрэнсис Бэкон предлагал изучение любой проблемы начинать с определения терминов.
Исходный, базовый способ определения - это т.н. остенсивное определение, при котором указывают на некоторый объект и приводят его название. При этом предполагается, что детальное исследование данного объекта может быть произведено человеком самостоятельно при помощи имеющихся у него органов чувств: зрения, осязания, обоняния и т.д.
На базе определённых таким образом терминов происходит познание и определение других, более сложных, или недоступных для непосредственного исследования объектов. Дать определение такому объекту - это значит описать его свойства и признаки с использованием базовых и иных известных терминов.
Помимо реально существующих явлений, действий, свойств, признаков и т.д. человеческая фантазия создала немало объектов, имеющих к реальной действительности отношение более или менее отдалённое. При определении таких умозрительных конструкций приходится прибегать к формальному определению. За определение такого термина принимается общепринятое или наиболее распространённое его толкование. Если же общепринятого толкования термина не сложилось, приходится использовать наиболее широкое его значение. Такое расширенное значение становится при этом как бы родовым понятием. Более же узкие значения будут входить в это понятие как виды или частные случаи, с использованием в их обозначении соответствующих уточняющих слов (например: культура - родовое понятие, в область значения которого входят материальная, художественная, языковая культура, культура поведения и т.д.).
Нами предложена следующая классификация определений:
2. Определение понятий (объектов, обозначаемых понятиями):
- остенсивное определение;
- определение-описание;
- определение через сравнение (определение по аналогии);
- определение через родовое понятие и видовые признаки.
3. Определение терминов:
- определение основного (наиболее употребительного), либо наиболее широкого (общего) значения термина;
- определение смыслов и смысловых оттенков, которыми обладает термин.
Из несоизмеримости масштабов познаваемой действительности и познавательных возможностей человека вытекает неизбежность применения в человеческом познании операции анализа (расчленения объектов и явлений на составляющие элементы).
Анализ, или, в более узком смысле, дифференциация потока чувственных данных на отдельные составляющие - генетически заданная способность.
Расчленение единой действительности на составляющие позволяет по¬знавать структуру и устройство явлений, составляющих эту действительность, обнаруживать и познавать связи, отношения, взаимодействия структурных частей, и тем самым лучше понимать протекающие в мире процессы.
Впервые обоснована обусловленная природой человека принципиальная схема процесса познания как построения моделей из существенных, значимых и генерализованных элементов.
Последовательная схема действий человеческого мышления в процессе познания вкратце может быть представлена следующим образом:
• Восприятие информации через органы чувств.
• Анализ - разложение действительности на составляющие, вычленение элементов, свойств, признаков анализируемых явлений.
• Селекция - отбор наиболее важных, существенных, повторяющихся и других значимых элементов.
На основе исследования анализа показаны антропологические предпосылки дискретного дихотомического мышления, на основе которого, в свою очередь, строится основанный на принципе «исключённого третьего» последовательно-непротиворечивый логический метод мышления - единственный метод, непосредственно доступный непрерывному контролю сознанием.
Проанализированы следующие виды анализа: абсолютно-логический, дихотомический анализ приблизительный качественно-диалектический анализ количественный анализ математический анализ. Показаны их взаимосвязь друг с другом, становление в процессе развития человеческого познания, связь с природой человека.
В процессе исследования дискретного аналитического мышления рас-смотрены качественный и количественный подходы как ступени развития познавательной деятельности человека, показана неполная совместимость качественного и количественного подходов при анализе действительности, в результате чего возникают парадоксы «перехода количества в качество».
В процессе исследования антропологических оснований аналитической деятельности человека продемонстрировано, что на основе абсолютного дихотомического анализа возникла логика, приблизительный качественный анализ дал начало диалектике, комбинация же количественного анализа с абсолютно-логическим, а позже и с приблизительным качественным - дала существование математике.
В данной работе впервые составлена совмещённая алгоритмическая схема основанных на аналитическом моделировании и применении принципа аналогии процессов познания и рациональной (разумной) деятельности чело¬века, представляющая процесс познания в виде развёртывающейся по спирали последовательности интеллектуальных операций с повторением на более высоких уровнях определённого набора алгоритмов познавательной деятельности:
Итак, познание начинается с восприятия информации через органы чувств.
Затем производится операция анализа - расчленения потока чувственных данных об исследуемом объекте на составляющие.
Далее начинается отбор информации - выделение существенного, значимого (на основе сопоставления с уже имеющимся опытом) и отбрасывание не-существенного (малозначимого). Сюда же относится генерализация (обобщение) - объединение однотипных сигналов в укрупнённые блоки, выступающие как один сигнал. Такой первичный отбор и переработка поступающих сигналов позволяют существенно снизить информационную нагрузку.
Из отобранных и генерализованных сигналов далее синтезируется упрощённая модель исследуемого явления, - формируется первичное представление о явлении.
Далее начинается этап сравнения и соотнесения свежеобразованной модели (представления) с уже имеющимися в памяти. Здесь важную роль играет процесс установления аналогии, большего или меньшего отождествления исследуемого объекта с другими.
Установление аналогии запускает процесс индукции - объединения сходных объектов в блоки, их обобщения, и, в конечном счёте, вторичной генерализации - формирования единой модели (обобщённого образа) сходных явлений.
Проведённое индуктивное обобщение создаёт предпосылки для применения дедукции - отнесения исследуемого объекта к некоторой группе сходных объектов и распространения на него свойств, присущих объектам этой группы. связь времён», благодаря обучению каждое новое поколение начинает свою жизнь не «с нуля», а продолжает восхождение по лестнице прогресса с той ступеньки, на которой остановилось предыдущее поколение.
В современном образовании можно выделить следующие основные тенденции:
• В связи с огромным ростом накопленного человечеством знания образование должно перерасти в метаобразование, в котором основной упор дол¬жен делаться не на невыполнимой задаче «усвоения всех тех богатств, которые выработало человечество...», а на умении ориентироваться в океане информации, умении самостоятельно находить и использовать знания.
• В общем (не профессиональном) образовании на первый план должна выйти развивающая функция образования, в том числе задача овладения основными операциями интеллектуально-познавательной деятельности.
К.Д. Ушинский при разработке приёмов обучения и воспитания рекомендовал исходить из самой природы человека, опираться на соответствующие особенности человеческой психики. Разделяя эту позицию, мы поставили задачу с позиций антропологического подхода проанализировать основные рекомендации дидактики. Исходя из особенностей ментальной, эмоционально¬чувственной, физической и волевой природы человека, в данной работе была предпринята попытка подвести антропологические основания под основные дидактические рекомендации.
В заключение следует ещё раз повторить, что познание - это сложный процесс. Рассмотрению некоторых аспектов этого процесса была посвящена настоящая работа. Полученные результаты свидетельствуют, что применение когнитивно-антропологического подхода к исследованию познавательных процессов и образования является весьма продуктивным подходом.



