ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: УГОЛОВНО- ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика экологических преступлений 11
§1. Понятие экологических преступлений 11
§2. Классификация экологических преступлений 26
§3. Проблемы юридической техники изложения норм,
предусматривающих ответственность за экологические преступления 48
Глава 2. Проблемы определения признаков состава экологических
преступлений 59
§ 1. Проблемы определения объекта экологических преступлений 59
§2. Проблемы определения объективной стороны экологических преступлений 7 8
§3. Проблемы определения субъекта и субъективной стороны экологических преступлений 98
Глава 3. Проблемы уголовной ответственности за экологические преступления 119
§1. Пределы реализации уголовной ответственности за экологические преступления в Иркутской области и республике Бурятия 119
§2. Анализ практики назначения наказания за экологические преступления в Иркутской области и республике Бурятия 133
Заключение 160
Приложение
Литература
Глава 1. Общая характеристика экологических преступлений 11
§1. Понятие экологических преступлений 11
§2. Классификация экологических преступлений 26
§3. Проблемы юридической техники изложения норм,
предусматривающих ответственность за экологические преступления 48
Глава 2. Проблемы определения признаков состава экологических
преступлений 59
§ 1. Проблемы определения объекта экологических преступлений 59
§2. Проблемы определения объективной стороны экологических преступлений 7 8
§3. Проблемы определения субъекта и субъективной стороны экологических преступлений 98
Глава 3. Проблемы уголовной ответственности за экологические преступления 119
§1. Пределы реализации уголовной ответственности за экологические преступления в Иркутской области и республике Бурятия 119
§2. Анализ практики назначения наказания за экологические преступления в Иркутской области и республике Бурятия 133
Заключение 160
Приложение
Литература
Актуальность темы исследования. В решениях 11 Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каир,
1995 г.) обращается внимание на то, что экологические преступления, приобретающие транснациональный характер, по своей опасности выдвигаются на одно из первых мест .
Экологическая ситуация в России крайне неблагоприятна. На фоне развития научно-технического прогресса, зачастую вызывающего ухудшение состояния природной среды в крупных мегаполисах, можно отметить, что экологические проблемы стали значимыми и в отдаленных районах страны. В частности, Сибирь в недавнем прошлом считалась благополучным в этом отношении регионом. Однако негативные изменения состояния природной среды стали актуальны и для данной территории.
В качестве иллюстрации приведем лишь некоторые данные, демонстрирующие злободневность экологических проблем в Иркутской области и Республике Бурятия. Так, в список городов России с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха включены многие города Прибайкалья. В среднем на каждого жителя Иркутской области в год приходится примерно 230 кг загрязняющих атмосферу веществ. Среднегодовые концентрации загрязнений по многим ингредиентам в большинстве городов Иркутской области и Республики Бурятия превысили уровень предельно допустимых концентраций вредных веществ, установленный для населенных пунктов.
Современное состояние охраны вод от загрязнения на рассматриваемой территории оценивается как неудовлетворительное. Особого внимания заслуживает проблема сохранения Байкала и природных ресурсов его бассейна, так как озеро Байкал признано не только уникальной экологической системой Рос-сии, но и природным объектом всемирного наследия.
Ущерб от лесных пожаров только в 2001 году в Иркутской области составил 59,4 мил. рублей на общей площади 23270 га, в Республике Бурятия соответственно 37606,1 тыс. рублей и 179,7 га. Санитарно-эпидемиологическая обстановка на территории Иркутской области и Республики Бурятия остается сложной. Эпидемиологическая обстановка по инфекционным заболеваниям оценивается как напряженная. Демографическая ситуация так же считается неблагоприятной, так как естественный прирост характеризуется отрицательной динамикой, т.е. наблюдается депопуляционный процесс, связанный, в частности, и с ухудшением качества природы .
Приведенные данные отражают значимость экологических проблем для Иркутской области и Республики Бурятия, вызывающих необходимость срочного принятия мер. Среди комплекса этих мер уголовно-правовая форма защиты природы должна играть важную роль, так как именно уголовно-правовые нормы наделены большей силой воздействия и направлены на охрану и предупреждение наиболее опасных посягательств на общественные отношения по охране природной среды.
Статистические данные показывают, что за последние десять лет сложилась устойчивая тенденция увеличения числа регистрируемых экологических преступлений в России. Удельный вес экологических преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений вырос с 0,28% в 1990г. до 0,41% в 1999г. Необходимо отметить, что 95% опрошенных нами респондентов отмечают широкую распространенность экологических преступлений на территории Иркутской области и Республики Бурятия. Преобладающее число респондентов (97%) отмечают рост экологических преступлений в период с 90-х годов по настоящее время.
Произошедшее в конце прошлого века изменение политического курса нашего государства привело к качественной перестройке российского законодательства в целом и уголовного - в частности. Большим достижением действующего уголовного закона в сфере охраны природной среды является выделение отдельной главы в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ), содержащей систему экологических преступлений. Нормы, предусматривающие ответственность за экологические преступления в действующем уголовном законе, в сравнении с аналогичными нормами УК РСФСР 1960г., претерпели значительные изменения. Представляет интерес то, что 62% опрошенных нами лиц не усматривают регулирующего воздействия норм УК РФ на динамику экологических преступлений, 35% респондентов отмечают положительные тенденции и 3% говорят об отрицательном влиянии норм УК РФ на динамику данных преступлений.
В связи с углублением экологического кризиса даже в таких благоприятных районах, как Иркутская область и Республика Бурятия, и на фоне увеличивающегося внимания законодателя к вопросам охраны природы, в том числе и уголовно-правовыми способами, требуется рассмотрение уголовно-правовой характеристики экологических преступлений и анализ проблем ответственности за деяния рассматриваемого вида на указанной территории.
Степень научной разработанности темы. Проблемы уголовной ответственности за посягательства в сфере природной среды начали достаточно интенсивно исследоваться со второй половины XX века. Серьезным вкладом в изучение данных вопросов можно назвать научные работы Ю.С. Богомякова, И.Ш. Борчашвили, М.М. Бринчук, С.Б. Гавриш, Р.Х. Галаховой, Г.Г. Глистина, П.С. Дагеля., О.Л. Дубовик, Э.Н. Жалинского, Э.Н. Жевлакова, Э. Коган, В.Д. Кур-ченко, В.А. Лопатина, Ю.И. Ляпунова, В.Д. Пакутина, В.В. Петрова, А.М. Плешакова, П.Ф. Повелицыной, Н.Л. Романовой и др.
Однако большинство указанных исследований проводились в период действия УК РСФСР. В данных работах недостаточно применялся комплексный, системный анализ проблем уголовной ответственности за экологические преступления с учетом региональной и территориальной специфики. Изучение преступлений указанного вида с использованием этого и иных методов позволяет исследовать практику его применения в целях совершенствования уголовного законодательства данной сфере, сформулировать конкретные выводы и предложения.
Цели и задачи исследования. Целями настоящего исследования являются уголовно-правовой анализ составов экологических преступлений, разработка рекомендаций теоретического и практического характера по совершенствованию уголовного законодательства и правоприменительной деятельности, обобщение практики привлечения виновных к уголовной ответственности и формулирование на этой основе конкретных рекомендаций, направленных на борьбу с данным видом преступлений, с учетом региональных особенностей.
Задачи исследования:
- изучение и анализ предлагаемых наукой уголовного права определений экологических преступлений и разработка оптимального варианта указанного понятия;
- рассмотрение уголовно-правовой характеристики экологических преступлений и разработка рекомендаций по совершенствованию уголовного закона, его толкованию и практике применения в указанной сфере;
- исследование реализации уголовной ответственности за экологические преступления в Иркутской области и Республике Бурятия;
- анализ практики назначения наказания за экологические преступления в указанных регионах;
- выработка предложений по совершенствованию законодательства об ответственности за экологические преступления и рекомендаций по его применению на практике с учетом региональной специфики.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются экологические преступления, ответственность за которые предусмотрена новым уголовным законодательством Российской Федерации. Предметом исследования служат: уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за экологические преступления (глава 26 УК РФ), а также иные преступления, связанные с причинением вреда природной среде (ст.215-217, 220, 236, 237, 243, 245, 358 УК РФ); практика применения законодательства с учетом региональных особенностей Иркутской области и Республики Бурятия; карательная практика применения наказания за экологические преступления на современном этапе на указанной территории.
Методологическая и теоретическая база исследования.
Методологическую основу исследования составляют общие и частные методы научного познания, в частности, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, логический, индукции и дедукции, комплексный, системный, анализа и синтеза, аналогии, сравнительного правоведения, конкретно-социологический.
1995 г.) обращается внимание на то, что экологические преступления, приобретающие транснациональный характер, по своей опасности выдвигаются на одно из первых мест .
Экологическая ситуация в России крайне неблагоприятна. На фоне развития научно-технического прогресса, зачастую вызывающего ухудшение состояния природной среды в крупных мегаполисах, можно отметить, что экологические проблемы стали значимыми и в отдаленных районах страны. В частности, Сибирь в недавнем прошлом считалась благополучным в этом отношении регионом. Однако негативные изменения состояния природной среды стали актуальны и для данной территории.
В качестве иллюстрации приведем лишь некоторые данные, демонстрирующие злободневность экологических проблем в Иркутской области и Республике Бурятия. Так, в список городов России с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха включены многие города Прибайкалья. В среднем на каждого жителя Иркутской области в год приходится примерно 230 кг загрязняющих атмосферу веществ. Среднегодовые концентрации загрязнений по многим ингредиентам в большинстве городов Иркутской области и Республики Бурятия превысили уровень предельно допустимых концентраций вредных веществ, установленный для населенных пунктов.
Современное состояние охраны вод от загрязнения на рассматриваемой территории оценивается как неудовлетворительное. Особого внимания заслуживает проблема сохранения Байкала и природных ресурсов его бассейна, так как озеро Байкал признано не только уникальной экологической системой Рос-сии, но и природным объектом всемирного наследия.
Ущерб от лесных пожаров только в 2001 году в Иркутской области составил 59,4 мил. рублей на общей площади 23270 га, в Республике Бурятия соответственно 37606,1 тыс. рублей и 179,7 га. Санитарно-эпидемиологическая обстановка на территории Иркутской области и Республики Бурятия остается сложной. Эпидемиологическая обстановка по инфекционным заболеваниям оценивается как напряженная. Демографическая ситуация так же считается неблагоприятной, так как естественный прирост характеризуется отрицательной динамикой, т.е. наблюдается депопуляционный процесс, связанный, в частности, и с ухудшением качества природы .
Приведенные данные отражают значимость экологических проблем для Иркутской области и Республики Бурятия, вызывающих необходимость срочного принятия мер. Среди комплекса этих мер уголовно-правовая форма защиты природы должна играть важную роль, так как именно уголовно-правовые нормы наделены большей силой воздействия и направлены на охрану и предупреждение наиболее опасных посягательств на общественные отношения по охране природной среды.
Статистические данные показывают, что за последние десять лет сложилась устойчивая тенденция увеличения числа регистрируемых экологических преступлений в России. Удельный вес экологических преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений вырос с 0,28% в 1990г. до 0,41% в 1999г. Необходимо отметить, что 95% опрошенных нами респондентов отмечают широкую распространенность экологических преступлений на территории Иркутской области и Республики Бурятия. Преобладающее число респондентов (97%) отмечают рост экологических преступлений в период с 90-х годов по настоящее время.
Произошедшее в конце прошлого века изменение политического курса нашего государства привело к качественной перестройке российского законодательства в целом и уголовного - в частности. Большим достижением действующего уголовного закона в сфере охраны природной среды является выделение отдельной главы в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ), содержащей систему экологических преступлений. Нормы, предусматривающие ответственность за экологические преступления в действующем уголовном законе, в сравнении с аналогичными нормами УК РСФСР 1960г., претерпели значительные изменения. Представляет интерес то, что 62% опрошенных нами лиц не усматривают регулирующего воздействия норм УК РФ на динамику экологических преступлений, 35% респондентов отмечают положительные тенденции и 3% говорят об отрицательном влиянии норм УК РФ на динамику данных преступлений.
В связи с углублением экологического кризиса даже в таких благоприятных районах, как Иркутская область и Республика Бурятия, и на фоне увеличивающегося внимания законодателя к вопросам охраны природы, в том числе и уголовно-правовыми способами, требуется рассмотрение уголовно-правовой характеристики экологических преступлений и анализ проблем ответственности за деяния рассматриваемого вида на указанной территории.
Степень научной разработанности темы. Проблемы уголовной ответственности за посягательства в сфере природной среды начали достаточно интенсивно исследоваться со второй половины XX века. Серьезным вкладом в изучение данных вопросов можно назвать научные работы Ю.С. Богомякова, И.Ш. Борчашвили, М.М. Бринчук, С.Б. Гавриш, Р.Х. Галаховой, Г.Г. Глистина, П.С. Дагеля., О.Л. Дубовик, Э.Н. Жалинского, Э.Н. Жевлакова, Э. Коган, В.Д. Кур-ченко, В.А. Лопатина, Ю.И. Ляпунова, В.Д. Пакутина, В.В. Петрова, А.М. Плешакова, П.Ф. Повелицыной, Н.Л. Романовой и др.
Однако большинство указанных исследований проводились в период действия УК РСФСР. В данных работах недостаточно применялся комплексный, системный анализ проблем уголовной ответственности за экологические преступления с учетом региональной и территориальной специфики. Изучение преступлений указанного вида с использованием этого и иных методов позволяет исследовать практику его применения в целях совершенствования уголовного законодательства данной сфере, сформулировать конкретные выводы и предложения.
Цели и задачи исследования. Целями настоящего исследования являются уголовно-правовой анализ составов экологических преступлений, разработка рекомендаций теоретического и практического характера по совершенствованию уголовного законодательства и правоприменительной деятельности, обобщение практики привлечения виновных к уголовной ответственности и формулирование на этой основе конкретных рекомендаций, направленных на борьбу с данным видом преступлений, с учетом региональных особенностей.
Задачи исследования:
- изучение и анализ предлагаемых наукой уголовного права определений экологических преступлений и разработка оптимального варианта указанного понятия;
- рассмотрение уголовно-правовой характеристики экологических преступлений и разработка рекомендаций по совершенствованию уголовного закона, его толкованию и практике применения в указанной сфере;
- исследование реализации уголовной ответственности за экологические преступления в Иркутской области и Республике Бурятия;
- анализ практики назначения наказания за экологические преступления в указанных регионах;
- выработка предложений по совершенствованию законодательства об ответственности за экологические преступления и рекомендаций по его применению на практике с учетом региональной специфики.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются экологические преступления, ответственность за которые предусмотрена новым уголовным законодательством Российской Федерации. Предметом исследования служат: уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за экологические преступления (глава 26 УК РФ), а также иные преступления, связанные с причинением вреда природной среде (ст.215-217, 220, 236, 237, 243, 245, 358 УК РФ); практика применения законодательства с учетом региональных особенностей Иркутской области и Республики Бурятия; карательная практика применения наказания за экологические преступления на современном этапе на указанной территории.
Методологическая и теоретическая база исследования.
Методологическую основу исследования составляют общие и частные методы научного познания, в частности, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, логический, индукции и дедукции, комплексный, системный, анализа и синтеза, аналогии, сравнительного правоведения, конкретно-социологический.
В результате проведенного анализа норм, предусматривающих ответственность за экологические преступления, практики их применения, научных разработок по вопросу уголовно-правовой охраны природы, сведений, полученных в ходе интервьирования и анкетирования, представляется возможным сделать следующие выводы и рекомендации:
1. Отсутствие законодательно закрепленного понятия экологических преступлений приводит к неоднозначному толкованию этого термина и затруднениям в уяснении сущности данного вида преступлений. Учитывая дискуссионность определения экологических преступлений в науке уголовного права, значимость данного понятия для решения вопроса об уголовной ответственности, новизну самостоятельности объекта рассматриваемых преступлений и в целях устранения субъективного толкования данного термина необходимо закрепить понятие экологических преступлений в отдельной статье Уголовного кодекса. Главу 26 Уголовного кодекса РФ целесообразно открыть дефиницией, закрепляющей следующее понятие экологических преступлений:
«Экологическими преступлениями признаются предусмотренные настоящей главой преступления, нарушающие правила охраны природы путем негативного воздействия на природную среду, если эти деяния причинили существенный вред охраняемым отношениям».
2. В связи с выделением экологических преступлений в отдельную главу Уголовного кодекса РФ стало возможным говорить о системе данных преступлений. Однако формирования системы экологических преступлений не завершено. В связи с тем, что система предполагает совокупность составляющих целое частей, экологическими могут быть признаны лишь преступления, закрепленные в главе 26 УК РФ, исключая иные преступления, посягающие в качестве дополнительного объекта на общественные отношения по охране природы. Руководствуясь системным подходом, в целях совершенствования уголовного законодательства надлежит экоцид расположить в главе «Экологические преступления», а ст. 253 УК РФ, предусматривающую ответственность за нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации, вывести из главы 26 УК РФ (в связи с отсутствием в данном составе признаков экологических преступлений).
3. Учитывая понятие экологических преступлений и предложения по совершенствованию системы экологических преступлений, диссертант приводит классификацию указанных преступлений в зависимости от непосредственного объекта. Первое место занимают экологические преступления с неконкретизированным предметом преступления (ст.ст. 246-248 УК РФ) и экоцид (при условии расположения данной нормы в главе 26 УК РФ). Затем следуют экологические преступления с конкретизированным предметом. Они, в свою очередь, подразделяются на подгруппы в зависимости от особенностей предмета, в частности, связанные с посягательством на охрану: вод - ст.ст. 250, 252 УК РФ; атмосферы - ст. 251 УК РФ; земли и недр - ст.ст. 254, 255 УК РФ; флоры и фауны - ст.ст. 249, 256-261 УК РФ; особо охраняемых природных территорий и природных объектов - ст. 262 УК РФ. Особое место в предложенной классификации занимает дефиниция, содержащая понятие экологических преступлений.
4. Нормы, предусматривающие ответственность за экологические преступления, обладают рядом специфических черт, усложняющих их применение, и свидетельствуют об использовании законодателем сложной юридической техники их построения, которая имеет свои положительные и отрицательные стороны. Тем не менее, данный способ изложения норм, предусматривающих ответственность за экологические преступления, представляется оправданным. В целях совершенствования практики применения уголовного закона за счет смягчения негативного воздействия юридической техники изложения исследуемых норм предложена соответствующая система мер.
5. В связи с размещением главы «Экологические преступления» в разделе 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» при определении родового объекта экологических преступлений уголовный закон не учитывает специфические особенности данного вида преступлений и ограничивает сферу общественных отношений, взятых под охрану. В целях адекватного отражения характера общественной опасности экологических преступлений, учитывая специфичность и многоплановость родового объекта экологических преступлений, целесообразно:
а) выделить экологические преступления из раздела 9 УК РФ;
б) главу 26 «Экологические преступления» трансформировать в раздел Особенной части УК РФ;
в) в соответствии с положениями ч. 1 ст. 2 УК РФ расположить раздел «Экологические преступления» после раздела 9 УК РФ.
6. В связи с отсутствием в науке уголовного права единой концепции понятия объекта преступления вообще и единообразного подхода к определению сущности экологических преступлений, нет единства и в понимании объекта экологических преступлений.
Родовым (видовым) объектом экологических преступлений, по мнению диссертанта, являются охраняемые уголовным законом общественные отношения по охране природной среды.
7. Принимая во внимание значимость предмета экологических преступлений для квалификации и отграничения от иных смежных составов преступлений, с одной стороны, и неполноту построенного по правилам приведения конкретных примеров разъяснений Пленума Верховного суда РФ по данному во-просу - с другой, необходимо внести дополнения в постановление Пленума Верховного суда РФ от 05.11.98 г. №14 в части разъяснения признаков предмета экологических преступлений.
1. Отсутствие законодательно закрепленного понятия экологических преступлений приводит к неоднозначному толкованию этого термина и затруднениям в уяснении сущности данного вида преступлений. Учитывая дискуссионность определения экологических преступлений в науке уголовного права, значимость данного понятия для решения вопроса об уголовной ответственности, новизну самостоятельности объекта рассматриваемых преступлений и в целях устранения субъективного толкования данного термина необходимо закрепить понятие экологических преступлений в отдельной статье Уголовного кодекса. Главу 26 Уголовного кодекса РФ целесообразно открыть дефиницией, закрепляющей следующее понятие экологических преступлений:
«Экологическими преступлениями признаются предусмотренные настоящей главой преступления, нарушающие правила охраны природы путем негативного воздействия на природную среду, если эти деяния причинили существенный вред охраняемым отношениям».
2. В связи с выделением экологических преступлений в отдельную главу Уголовного кодекса РФ стало возможным говорить о системе данных преступлений. Однако формирования системы экологических преступлений не завершено. В связи с тем, что система предполагает совокупность составляющих целое частей, экологическими могут быть признаны лишь преступления, закрепленные в главе 26 УК РФ, исключая иные преступления, посягающие в качестве дополнительного объекта на общественные отношения по охране природы. Руководствуясь системным подходом, в целях совершенствования уголовного законодательства надлежит экоцид расположить в главе «Экологические преступления», а ст. 253 УК РФ, предусматривающую ответственность за нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации, вывести из главы 26 УК РФ (в связи с отсутствием в данном составе признаков экологических преступлений).
3. Учитывая понятие экологических преступлений и предложения по совершенствованию системы экологических преступлений, диссертант приводит классификацию указанных преступлений в зависимости от непосредственного объекта. Первое место занимают экологические преступления с неконкретизированным предметом преступления (ст.ст. 246-248 УК РФ) и экоцид (при условии расположения данной нормы в главе 26 УК РФ). Затем следуют экологические преступления с конкретизированным предметом. Они, в свою очередь, подразделяются на подгруппы в зависимости от особенностей предмета, в частности, связанные с посягательством на охрану: вод - ст.ст. 250, 252 УК РФ; атмосферы - ст. 251 УК РФ; земли и недр - ст.ст. 254, 255 УК РФ; флоры и фауны - ст.ст. 249, 256-261 УК РФ; особо охраняемых природных территорий и природных объектов - ст. 262 УК РФ. Особое место в предложенной классификации занимает дефиниция, содержащая понятие экологических преступлений.
4. Нормы, предусматривающие ответственность за экологические преступления, обладают рядом специфических черт, усложняющих их применение, и свидетельствуют об использовании законодателем сложной юридической техники их построения, которая имеет свои положительные и отрицательные стороны. Тем не менее, данный способ изложения норм, предусматривающих ответственность за экологические преступления, представляется оправданным. В целях совершенствования практики применения уголовного закона за счет смягчения негативного воздействия юридической техники изложения исследуемых норм предложена соответствующая система мер.
5. В связи с размещением главы «Экологические преступления» в разделе 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» при определении родового объекта экологических преступлений уголовный закон не учитывает специфические особенности данного вида преступлений и ограничивает сферу общественных отношений, взятых под охрану. В целях адекватного отражения характера общественной опасности экологических преступлений, учитывая специфичность и многоплановость родового объекта экологических преступлений, целесообразно:
а) выделить экологические преступления из раздела 9 УК РФ;
б) главу 26 «Экологические преступления» трансформировать в раздел Особенной части УК РФ;
в) в соответствии с положениями ч. 1 ст. 2 УК РФ расположить раздел «Экологические преступления» после раздела 9 УК РФ.
6. В связи с отсутствием в науке уголовного права единой концепции понятия объекта преступления вообще и единообразного подхода к определению сущности экологических преступлений, нет единства и в понимании объекта экологических преступлений.
Родовым (видовым) объектом экологических преступлений, по мнению диссертанта, являются охраняемые уголовным законом общественные отношения по охране природной среды.
7. Принимая во внимание значимость предмета экологических преступлений для квалификации и отграничения от иных смежных составов преступлений, с одной стороны, и неполноту построенного по правилам приведения конкретных примеров разъяснений Пленума Верховного суда РФ по данному во-просу - с другой, необходимо внести дополнения в постановление Пленума Верховного суда РФ от 05.11.98 г. №14 в части разъяснения признаков предмета экологических преступлений.
Подобные работы
- Экоцид в системе преступлений против мира и безопасности человечества
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Экологические преступления в уголовном праве РФ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018 - Экологические преступления: уголовно-правовая характеристика и проблемы ответственности
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Контрабанда: уголовно-правовая характеристика и проблемы применения ст. УК РФ (Владимирский государственный университет)
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 5708 р. Год сдачи: 2018 - УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ СВЯЗАННЫХ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - Проблемы расследования экологических преступлений
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - Уголовно-правовая характеристика массовых беспорядков (ст. 212 УК РФ)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГРОЗЫ
Диссертации (РГБ), . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



