РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА
|
Введение
1 Художественный музей и культурный туризм: теоретический анализ 12
1.1 Понятия «художественный музей», «культурный туризм», «музейный
туризм» 12
1.1.1 Художественный музей 12
1.1.2 Культурный туризм 17
1.1.3 Музейный туризм 20
1.2 Художественный музей и культурный туризм как предметы различных
научных дисциплин 22
1.2.1 Прикладные исследования художественного музея 22
1.2.2 Прикладные исследования культурного туризма 30
2 Художественный музей и культурный туризм: практическое исследование 37
2.1 Особенности культурного туризма в городе Красноярске 37
2.1.1 Современное состояние культурного туризма в городе
Красноярске 37
2.1.2 Перспективы развития культурного туризма в городе
Красноярске 41
2.1.3 Анализ структуры туристического маршрута в городе Красноярске 44
2.2 Восприятие художественных музеев города Красноярска в рамках
культурного туризма 47
2.2.1 Анкетирование 48
2.2.2 Ассоциативный эксперимент 59
Заключение 73
Список использованных источников 77
Приложение
1 Художественный музей и культурный туризм: теоретический анализ 12
1.1 Понятия «художественный музей», «культурный туризм», «музейный
туризм» 12
1.1.1 Художественный музей 12
1.1.2 Культурный туризм 17
1.1.3 Музейный туризм 20
1.2 Художественный музей и культурный туризм как предметы различных
научных дисциплин 22
1.2.1 Прикладные исследования художественного музея 22
1.2.2 Прикладные исследования культурного туризма 30
2 Художественный музей и культурный туризм: практическое исследование 37
2.1 Особенности культурного туризма в городе Красноярске 37
2.1.1 Современное состояние культурного туризма в городе
Красноярске 37
2.1.2 Перспективы развития культурного туризма в городе
Красноярске 41
2.1.3 Анализ структуры туристического маршрута в городе Красноярске 44
2.2 Восприятие художественных музеев города Красноярска в рамках
культурного туризма 47
2.2.1 Анкетирование 48
2.2.2 Ассоциативный эксперимент 59
Заключение 73
Список использованных источников 77
Приложение
Актуальность темы исследования
В настоящее время все больше трансформируется роль художественного музея в жизни российского общества и его место в пространстве российской культуры. Музей становится культурным центром, оказывающим влияние на общество. В условиях современных социокультурных изменений художественные музеи способны участвовать в формировании и экономическом и культурном развитии городского пространства.
Музеи используют различные формы деятельности при выполнении своих функций. Всемирно известные российские музеи - художественные музеи Санкт-Петербурга и Москвы, представляют собой не только пространства для хранения, транслирования и распространения культурных духовных ценностей, но и являются объектами, активно включенными в сферу культурного туризма. Ежегодно множество туристов с разных стран и регионов, приезжая в Москву и Санкт-Петербург, посещают Третьяковскую галерею, Эрмитаж, Русский музей.
Необходимо заметить, что, несмотря на огромное историко-культурное достояние России, реализация потенциала объектов культурного наследия в сфере культурного туризма проблематична. Эта ситуация распространяется также на художественные музеи.
Поэтому возникает вопрос: насколько развита туристическая деятельность художественных музеев провинциальных городов, например, города Красноярска?
Кроме того, актуальность данной проблемы обусловлена тем, что, как известно, в 2019 году в Красноярске пройдет Всемирная Зимняя Универсиада - масштабное событие не только в спорте, но и в области культуры. Универсиада соберет большое количество туристов в городе. Посещение художественного музея - один из основных способов для гостей города ознакомиться с местной культурой, особенностями искусства и творчества.
Исследование роли регионального художественного музея в культурно-туристической сфере позволит в дальнейшем определить направления и формы деятельности художественных музеев г. Красноярска в области культурного туризма.
Степень изученности
Теоритической основой данной работы стали исследования и научные публикации, связанные с изучением ключевых понятий исследуемого поля - «художественный музей», «культурный туризм». Были рассмотрены
источники, раскрывающие их сущность с теоритической и практической сторон.
Для исследования понятия «художественный музей» были проанализированы литературные источники иностранных авторов - Эдварда П. Александера и Мэри Александер, Андре Мальро, Бернара Делоша.
Эдвард П. Александер и Мэри Александер исследовали образ современного художественного музея, трансформировавшийся за весь период его становления.
Французский мыслитель Андре Мальро рассматривал понятие художественного музея в качестве социального института в контексте его идеи о «воображаемом музее».
Французский научный деятель Бернар Делош, в понимании которого художественный музей также предстает как общественный институт, отмечал его двойственность, заключающуюся в доступности и недоступности изучения музейных предметов.
Для изучения понятия «художественный музей» были рассмотрены работы таких российских ученых как Е.А. Поправко, М.С. Каган, И.Н. Захарченко, Т.П. Калугина, В.М. Ахунов, Н.Ю. Молчанова, И.П. Макарова, А.Т. Газизова.
Е. А. Поправко, на основе анализа российских художественных музеев, определяла данное понятие как хранилище предметов искусства. М.С. Каган рассматривает музей в контексте культуры. И.Н. Захарченко и А.Т. Газизова представляют художественный музей как социокультурный институт. Т. П. Калугина изучила феномен художественного музея с философско- культурологической позиции. В.М. Ахунов же акцентировал внимание на культурно-образовательной ценности художественного музея. И.И. Макаровой исследовался образ современных художественных музеев в России, являющимися, по ее мнению, важнейшими культурными центрами. Н.Ю. Молчанова определяла большое влияние художественного музея на самоидентификацию современного общества.
Понятие «культурный туризм», также рассматривалось в научных работах зарубежных и российских авторов.
Популярное определение культурного туризма, активно использующееся в мире, было дано Всемирной туристской организацией (ВТО). Международный совет по охране памятников и достопримечательностей (ICOMOS) определил данное понятие как «туризм наследия». Дж. Урри (J. Urry) соотносил культурный туризм с культурной самоидентификацией. С экономической точки зрения понятие культурного туризма раскрыл М.Б. Биржаков. М.П. Кляп и Ф.Ф. Шандор, анализируя понятие культурного туризма, связывали его с деятельностью музеев. М.Д. Сущинская, опираясь на определения ВТО и ICOMOS, рассмотрела современное значение данного феномена, имеющего значение культурного продукта.
Изучение термина «музейный туризм» также важно для данного исследования. Проблемой значения понятия музейного туризма занимался А.В. Романчук, обозначая его как сферу культурного туризма, в которой главное место занимает деятельность музеев.
Далее следует обратиться к прикладным исследованиям художественного музея.
Были проанализированы научные публикации зарубежных авторов, в которых рассматривается художественный музей. Изученные источники можно разделить по направлениям: культурология, педагогика, менеджмент.
А. Уоллах (A. Wallach), К. Меранзас (C. Merantzas), А. Макклеллан (А. McClellan), П. Димаггио (P. DiMaggio), В. Ньюхаус (V. Newhouse) , Э. Хупер- Гринхилл (Е. Hooper-Greenhill) , Б. Грэм (B. Graham), С. Кук (S. Cook) , Дж. Трант (J. Trant), К. Дункан (С. Duncan) занимались социокультурными исследованиями, посвященными проблеме художественных музеев.
Исследования в области педагогики и образования проводили К.Э. Чанг (Chang K. E.) , К.Л. Бapдec (C.L. Bardes), Д. Гиллер (D. Gillers), А.Э. Герман (A.E. Herman).
Маркетинговыми исследованиями организации художественного музея занимались КБ. Бхаттачарья (С.В. Bhattacharya), X. Рао (Н. Rao), М.А. Глинн (М. A. Glynn) .
В отечественной практике можно выделить несколько направлений и их представителей, объектом исследования которых был художественный музей.
Т.В. Гафар, М.В. Шишкина, В.А. Саркисов, Ю.В. Луценко, В.Б. Антонова, Л.В. Яшина, Д.А. Сыряная, Л.Я. Петрунина, Т.А. Сальникова, С.В. Першин, О.И. Усачева - исследователи, работы которых посвящены изучению художественного музея как социокультурного феномена.
В работах Г.С. Трифоновой, В. Вана, Н.П. Ильинской, М.В. Мацкевич, Н.В. Парфентьевой, Н.П. Парфентьева, О.Г. Беломоевой, Т.В. Портновой, О.Ю. Бандурко, А.А. Ляпина, А.В. Коротковой, В.М. Ахунова, Я.В. Боровиковой, М.Г. Дрезниной художественный музей выступал в качестве объекта исследования в области педагогики и образования.
Существуют гуманитарные исследования таких авторов как С.В. Маринова, Е.А. Поправко, А.А. Федотова, в которых собрана информация об исторических этапах развития художественных музеев.
Художественный музей также изучался междисциплинарными отраслями научного знания, включающими искусствоведение, культурологию и историю. Подобные исследования проведены О.И. Закутновым, В.В. Петуховым, С.В. Завьяловой, Е.В. Лопаткиной, Е.М. Кабуновой, Н.В. Герасимовой, М.В. Семиной.
Кроме того, были проанализированы материалы прикладных исследований культурного туризма.
Во многих исследованиях иностранных авторов изучение культурного и музейного туризма носит междисциплинарный характер. Например, научные материалы работ Мелани К. Смит, Я. Брауна, В. Андерсена, В. Гордина, Р. Прентиса, Дж. Л. Р. Рамоса (J.L. Ramos), П. И. Джуан a (P.I. Juan). Т.Т. Трина (Т.Т. Trinh) и К. Райана (С. Ryan).
Также можно выделить исследования Р.А. Теббинс (R.A.Tebbins), Д. Дж. Калинао и Х.-В. Лин (D.J. Calinao, H.-W. Lin), которые были проведены в области культурологии.
Исследования на тему культурного туризма русскоязычных авторов проводились различными научными дисциплинами и сферами.
Активно рассматривались вопросы культурного и музейного туризма в социокультурных исследованиях отечественных ученых, что свидетельствует о большом значении туризма в культурной жизни социума. Подобные исследования проводились следующими авторами: В.Э. Гордин, М.В. Матецкая, П.Н. Насруллаева, Л.А. Галачиева, А.А. Никифорова, О.Н. Труевцева, Д.А. Петрова, С.В. Кириличева, А.А. Филобок, Н.А. Левочкина, Е.О. Такаракова, Е.В. Семенова, И.В. Молозина, Д.С. Доня, С.А. Красная, А.А. Карамашева, Л.С. Именнова, А.В. Алхутов, А.В. Ляшко, Е.В. Мошняга.
Многие ученые в области педагогики и образования интересовались проблемой культурного туризма. Можно выделить таких авторов как: А.А. Богданова, Ю.А. Лившиц, А.В. Романчук, Н.В. Полянская, Г.И. Щерстобитов, Ю.С. Путрик, А.П. Соловьев, П.Е. Царьков.
Исследование культурного туризма в области экономики и менеджмента представлено в работах М.Д. Сущинской, Н.А. Уфимцевой, Т.Н. Третьяковой, Г.Е. Экиниль, Д.Н. Тимофеева, В.В. Пахаря, Е.И. Пахарь, Е.С. Соболевой, М.З. Эпштейна, Д.Х Курбановой, Е.В. Фоменко, Е.В.
Антошкиной, Л.Л. Оганесян, Р.З. Самигуллиной, В.Ю. Сморчкова, С.В. Кириличевой, А.А. Филобок, В.В. Миненковой, Т.А. Давыдовой, Ю.А. Тарасовой, Н.В. Полянсковой, М.В. Кулаковой, М.Н. Угольниковым.
Также были проведены исследования культурного туризма как одного из важных элементов культурной политики. В этой области научного знания известны следующие авторы: У.Д. Хамраева, Н.М. Нарыкова, К.Х. Нгуен, Т.А. Рыбьякова, О.М. Горева, А.В. Гагарцева, З.Ю. Калоева, Ю.А. Тихомиров, Н.В. Кичигин, А.Е. Помазанский, Е.В. Пуляева, Е.В. Сидорова, О.А. Халява, А.Н. Хваджа, Н.М. Белянкова.
Вопросами развития культурного туризма в Красноярском крае, в частности, в Красноярске, занимались: О.В. Семенова, Н.Е. Карасёв, И.Г. Тропынина, Е.В. Косарева, Е.А. Рыгина, Т.Г. Бутова, Н.В. Бекетова, А.С. Черняева, В.А. Семенов, К.А. Влащенко, Е.А. Рыгина, А.Г. Булак, Д.М. Астанин.
Проблема исследования
Проблематика данной работы состоит в том, что исследований, направленных на изучение роли художественного музея в развитии культурного туризма, недостаточно для полного раскрытия этой темы. В частности, отсутствуют какие-либо научные материалы исследований по данной проблеме в городе Красноярске.
Объект исследования - роль художественных музеев в развитии культурного туризма.
Предмет исследования - потенциал художественных музеев города Красноярска как объектов культурного туризма.
Цель исследования
Изучение роли и потенциала художественных музеев города Красноярска в развитии культурного туризма.
Задачи
1. Рассмотрение особенностей понятий «художественный музей», «культурный туризм», «музейный туризм».
2. Изучение потенциала художественных музеев как предмета различных научных дисциплин.
3. Исследование возможностей культурного туризма как предмета различных научных дисциплин.
4 Выявление особенностей культурного туризма в городе Красноярске.
5. Исследование восприятия местными жителями и туристами красноярских художественных музеев в сфере культурного туризма.
Методология исследования
Для рассмотрения теоретических материалов по теме были использованы такие методы, как анализ, синтез информации, индукция, дедукция, интерпретация, аналогия. Также при проведении прикладных исследований были задействованы метод анкетирования и метод ассоциативного эксперимента. Данная работа опирается на теоретические и практические исследования, проводимые кафедрой культурологии Гуманитарного института СФУ.
Апробация
Результаты исследования пригодятся в разработке концепции образа красноярского художественного музея. Данный материал также можно использовать в качестве помощи в организации деятельности художественного музея в сфере культурного туризма, а также в рекламных целях - например, в пиар-компании художественных музеев для привлечения туристов с других городов, регионов и стран.
В настоящее время все больше трансформируется роль художественного музея в жизни российского общества и его место в пространстве российской культуры. Музей становится культурным центром, оказывающим влияние на общество. В условиях современных социокультурных изменений художественные музеи способны участвовать в формировании и экономическом и культурном развитии городского пространства.
Музеи используют различные формы деятельности при выполнении своих функций. Всемирно известные российские музеи - художественные музеи Санкт-Петербурга и Москвы, представляют собой не только пространства для хранения, транслирования и распространения культурных духовных ценностей, но и являются объектами, активно включенными в сферу культурного туризма. Ежегодно множество туристов с разных стран и регионов, приезжая в Москву и Санкт-Петербург, посещают Третьяковскую галерею, Эрмитаж, Русский музей.
Необходимо заметить, что, несмотря на огромное историко-культурное достояние России, реализация потенциала объектов культурного наследия в сфере культурного туризма проблематична. Эта ситуация распространяется также на художественные музеи.
Поэтому возникает вопрос: насколько развита туристическая деятельность художественных музеев провинциальных городов, например, города Красноярска?
Кроме того, актуальность данной проблемы обусловлена тем, что, как известно, в 2019 году в Красноярске пройдет Всемирная Зимняя Универсиада - масштабное событие не только в спорте, но и в области культуры. Универсиада соберет большое количество туристов в городе. Посещение художественного музея - один из основных способов для гостей города ознакомиться с местной культурой, особенностями искусства и творчества.
Исследование роли регионального художественного музея в культурно-туристической сфере позволит в дальнейшем определить направления и формы деятельности художественных музеев г. Красноярска в области культурного туризма.
Степень изученности
Теоритической основой данной работы стали исследования и научные публикации, связанные с изучением ключевых понятий исследуемого поля - «художественный музей», «культурный туризм». Были рассмотрены
источники, раскрывающие их сущность с теоритической и практической сторон.
Для исследования понятия «художественный музей» были проанализированы литературные источники иностранных авторов - Эдварда П. Александера и Мэри Александер, Андре Мальро, Бернара Делоша.
Эдвард П. Александер и Мэри Александер исследовали образ современного художественного музея, трансформировавшийся за весь период его становления.
Французский мыслитель Андре Мальро рассматривал понятие художественного музея в качестве социального института в контексте его идеи о «воображаемом музее».
Французский научный деятель Бернар Делош, в понимании которого художественный музей также предстает как общественный институт, отмечал его двойственность, заключающуюся в доступности и недоступности изучения музейных предметов.
Для изучения понятия «художественный музей» были рассмотрены работы таких российских ученых как Е.А. Поправко, М.С. Каган, И.Н. Захарченко, Т.П. Калугина, В.М. Ахунов, Н.Ю. Молчанова, И.П. Макарова, А.Т. Газизова.
Е. А. Поправко, на основе анализа российских художественных музеев, определяла данное понятие как хранилище предметов искусства. М.С. Каган рассматривает музей в контексте культуры. И.Н. Захарченко и А.Т. Газизова представляют художественный музей как социокультурный институт. Т. П. Калугина изучила феномен художественного музея с философско- культурологической позиции. В.М. Ахунов же акцентировал внимание на культурно-образовательной ценности художественного музея. И.И. Макаровой исследовался образ современных художественных музеев в России, являющимися, по ее мнению, важнейшими культурными центрами. Н.Ю. Молчанова определяла большое влияние художественного музея на самоидентификацию современного общества.
Понятие «культурный туризм», также рассматривалось в научных работах зарубежных и российских авторов.
Популярное определение культурного туризма, активно использующееся в мире, было дано Всемирной туристской организацией (ВТО). Международный совет по охране памятников и достопримечательностей (ICOMOS) определил данное понятие как «туризм наследия». Дж. Урри (J. Urry) соотносил культурный туризм с культурной самоидентификацией. С экономической точки зрения понятие культурного туризма раскрыл М.Б. Биржаков. М.П. Кляп и Ф.Ф. Шандор, анализируя понятие культурного туризма, связывали его с деятельностью музеев. М.Д. Сущинская, опираясь на определения ВТО и ICOMOS, рассмотрела современное значение данного феномена, имеющего значение культурного продукта.
Изучение термина «музейный туризм» также важно для данного исследования. Проблемой значения понятия музейного туризма занимался А.В. Романчук, обозначая его как сферу культурного туризма, в которой главное место занимает деятельность музеев.
Далее следует обратиться к прикладным исследованиям художественного музея.
Были проанализированы научные публикации зарубежных авторов, в которых рассматривается художественный музей. Изученные источники можно разделить по направлениям: культурология, педагогика, менеджмент.
А. Уоллах (A. Wallach), К. Меранзас (C. Merantzas), А. Макклеллан (А. McClellan), П. Димаггио (P. DiMaggio), В. Ньюхаус (V. Newhouse) , Э. Хупер- Гринхилл (Е. Hooper-Greenhill) , Б. Грэм (B. Graham), С. Кук (S. Cook) , Дж. Трант (J. Trant), К. Дункан (С. Duncan) занимались социокультурными исследованиями, посвященными проблеме художественных музеев.
Исследования в области педагогики и образования проводили К.Э. Чанг (Chang K. E.) , К.Л. Бapдec (C.L. Bardes), Д. Гиллер (D. Gillers), А.Э. Герман (A.E. Herman).
Маркетинговыми исследованиями организации художественного музея занимались КБ. Бхаттачарья (С.В. Bhattacharya), X. Рао (Н. Rao), М.А. Глинн (М. A. Glynn) .
В отечественной практике можно выделить несколько направлений и их представителей, объектом исследования которых был художественный музей.
Т.В. Гафар, М.В. Шишкина, В.А. Саркисов, Ю.В. Луценко, В.Б. Антонова, Л.В. Яшина, Д.А. Сыряная, Л.Я. Петрунина, Т.А. Сальникова, С.В. Першин, О.И. Усачева - исследователи, работы которых посвящены изучению художественного музея как социокультурного феномена.
В работах Г.С. Трифоновой, В. Вана, Н.П. Ильинской, М.В. Мацкевич, Н.В. Парфентьевой, Н.П. Парфентьева, О.Г. Беломоевой, Т.В. Портновой, О.Ю. Бандурко, А.А. Ляпина, А.В. Коротковой, В.М. Ахунова, Я.В. Боровиковой, М.Г. Дрезниной художественный музей выступал в качестве объекта исследования в области педагогики и образования.
Существуют гуманитарные исследования таких авторов как С.В. Маринова, Е.А. Поправко, А.А. Федотова, в которых собрана информация об исторических этапах развития художественных музеев.
Художественный музей также изучался междисциплинарными отраслями научного знания, включающими искусствоведение, культурологию и историю. Подобные исследования проведены О.И. Закутновым, В.В. Петуховым, С.В. Завьяловой, Е.В. Лопаткиной, Е.М. Кабуновой, Н.В. Герасимовой, М.В. Семиной.
Кроме того, были проанализированы материалы прикладных исследований культурного туризма.
Во многих исследованиях иностранных авторов изучение культурного и музейного туризма носит междисциплинарный характер. Например, научные материалы работ Мелани К. Смит, Я. Брауна, В. Андерсена, В. Гордина, Р. Прентиса, Дж. Л. Р. Рамоса (J.L. Ramos), П. И. Джуан a (P.I. Juan). Т.Т. Трина (Т.Т. Trinh) и К. Райана (С. Ryan).
Также можно выделить исследования Р.А. Теббинс (R.A.Tebbins), Д. Дж. Калинао и Х.-В. Лин (D.J. Calinao, H.-W. Lin), которые были проведены в области культурологии.
Исследования на тему культурного туризма русскоязычных авторов проводились различными научными дисциплинами и сферами.
Активно рассматривались вопросы культурного и музейного туризма в социокультурных исследованиях отечественных ученых, что свидетельствует о большом значении туризма в культурной жизни социума. Подобные исследования проводились следующими авторами: В.Э. Гордин, М.В. Матецкая, П.Н. Насруллаева, Л.А. Галачиева, А.А. Никифорова, О.Н. Труевцева, Д.А. Петрова, С.В. Кириличева, А.А. Филобок, Н.А. Левочкина, Е.О. Такаракова, Е.В. Семенова, И.В. Молозина, Д.С. Доня, С.А. Красная, А.А. Карамашева, Л.С. Именнова, А.В. Алхутов, А.В. Ляшко, Е.В. Мошняга.
Многие ученые в области педагогики и образования интересовались проблемой культурного туризма. Можно выделить таких авторов как: А.А. Богданова, Ю.А. Лившиц, А.В. Романчук, Н.В. Полянская, Г.И. Щерстобитов, Ю.С. Путрик, А.П. Соловьев, П.Е. Царьков.
Исследование культурного туризма в области экономики и менеджмента представлено в работах М.Д. Сущинской, Н.А. Уфимцевой, Т.Н. Третьяковой, Г.Е. Экиниль, Д.Н. Тимофеева, В.В. Пахаря, Е.И. Пахарь, Е.С. Соболевой, М.З. Эпштейна, Д.Х Курбановой, Е.В. Фоменко, Е.В.
Антошкиной, Л.Л. Оганесян, Р.З. Самигуллиной, В.Ю. Сморчкова, С.В. Кириличевой, А.А. Филобок, В.В. Миненковой, Т.А. Давыдовой, Ю.А. Тарасовой, Н.В. Полянсковой, М.В. Кулаковой, М.Н. Угольниковым.
Также были проведены исследования культурного туризма как одного из важных элементов культурной политики. В этой области научного знания известны следующие авторы: У.Д. Хамраева, Н.М. Нарыкова, К.Х. Нгуен, Т.А. Рыбьякова, О.М. Горева, А.В. Гагарцева, З.Ю. Калоева, Ю.А. Тихомиров, Н.В. Кичигин, А.Е. Помазанский, Е.В. Пуляева, Е.В. Сидорова, О.А. Халява, А.Н. Хваджа, Н.М. Белянкова.
Вопросами развития культурного туризма в Красноярском крае, в частности, в Красноярске, занимались: О.В. Семенова, Н.Е. Карасёв, И.Г. Тропынина, Е.В. Косарева, Е.А. Рыгина, Т.Г. Бутова, Н.В. Бекетова, А.С. Черняева, В.А. Семенов, К.А. Влащенко, Е.А. Рыгина, А.Г. Булак, Д.М. Астанин.
Проблема исследования
Проблематика данной работы состоит в том, что исследований, направленных на изучение роли художественного музея в развитии культурного туризма, недостаточно для полного раскрытия этой темы. В частности, отсутствуют какие-либо научные материалы исследований по данной проблеме в городе Красноярске.
Объект исследования - роль художественных музеев в развитии культурного туризма.
Предмет исследования - потенциал художественных музеев города Красноярска как объектов культурного туризма.
Цель исследования
Изучение роли и потенциала художественных музеев города Красноярска в развитии культурного туризма.
Задачи
1. Рассмотрение особенностей понятий «художественный музей», «культурный туризм», «музейный туризм».
2. Изучение потенциала художественных музеев как предмета различных научных дисциплин.
3. Исследование возможностей культурного туризма как предмета различных научных дисциплин.
4 Выявление особенностей культурного туризма в городе Красноярске.
5. Исследование восприятия местными жителями и туристами красноярских художественных музеев в сфере культурного туризма.
Методология исследования
Для рассмотрения теоретических материалов по теме были использованы такие методы, как анализ, синтез информации, индукция, дедукция, интерпретация, аналогия. Также при проведении прикладных исследований были задействованы метод анкетирования и метод ассоциативного эксперимента. Данная работа опирается на теоретические и практические исследования, проводимые кафедрой культурологии Гуманитарного института СФУ.
Апробация
Результаты исследования пригодятся в разработке концепции образа красноярского художественного музея. Данный материал также можно использовать в качестве помощи в организации деятельности художественного музея в сфере культурного туризма, а также в рекламных целях - например, в пиар-компании художественных музеев для привлечения туристов с других городов, регионов и стран.
Основной целью настоящего исследования было изучить роль художественных музеев города Красноярска в развитии культурного туризма.
Культурный туризм способствует духовному развитию общества. Подобная роль отведена и музеям. Художественный музей является собирателем материальной и духовной культуры, и представляется как общественный центр, который распространяет культурные ценности.
На сегодняшний день в России существуют проблемы в реализации туристического потенциала художественных музеев. В связи с этим исследование значения художественных музеев в развитии культурного туризма поможет в выборе наиболее эффективных методов работы художественных музеев г. Красноярска в туристической сфере.
В первой главе был проведен теоритический анализ литературных источников по понятиям «художественный музей», «культурный туризм» и «музейный туризм». Также были рассмотрены материалы по методологии исследования данных понятий различными дисциплинами.
Сегодня художественный музей активно участвует в общественной жизни. Он выполняет множество функций, совмещая различные формы деятельности. Тем не менее, до сих пор у исследователей не сложилось единого мнения в определении современного художественного музея. С одной стороны, понятие художественного музея в классическом его понимании связано с традиционной музейной деятельностью - собирание, хранение, исследование и демонстрация художественных ценностей. С другой стороны, сегодня художественным музеям необходимо использовать инновационные методы работы с современной публикой. Региональный музей, участвуя в культурной жизни общества, выполняет нетрадиционные для себя функции, являясь общественным центром, влияющим на формирование образа определенной территории.
В настоящее время, в эпоху глобализации, культурный туризм, основанный на изучении культурных особенностей дестинации, активно развивается, способствуя развитию различных межкультурных коммуникаций. При этом все чаще изучение чужой культуры осуществляется в контексте развлечения. Кроме того, культурный туризм влияет на формирование культурной идентичности общества. Несомненна его роль и в социально-экономическом развитии территории.
Деятельность музеев в культурном туризме имеет большое значение. Однако существуют проблемы в музейном менеджменте, которые мешают им полноценно развиваться в качестве объектов туристского притяжения.
Перед тем, как проводить собственное исследование, были изучены материалы, содержащие сведения об особенностях развития культурного туризма в Красноярске: рассматривались данные о современном состоянии и перспективах развития культурного туризма в Красноярске, а также об основных его направлениях, популярных в городе. Также был проведен анализ структуры туристического маршрута в Красноярске, на основе которого был определен перечень самых известных достопримечательностей, представляющих местное культурное своеобразие.
Обзор научной литературы показал недостаточную изученность темы работы. В настоящее время практически не существует научных трудов и серьезных исследований, в которых бы достаточно полно раскрывалось значение художественных музеев города Красноярска в культурном туризме.
Для того чтобы изучить значение художественных музеев для развития культурного туризма в городе Красноярске, были проведены два этапа исследования, направленного на выявление особенностей восприятия местными жителями и туристами города Красноярска и красноярских художественных музеев в сфере культурного туризма. Для исследования были выбраны метод анкетирования и метод ассоциативного эксперимента.
В результате проведения анкетирования и ассоциативного эксперимента можно заключить о том, что художественные музеи г. Красноярска в представлении большинства горожан и туристов принимают важное участие в формировании его имиджа.
Однако, при восприятии г. Красноярска наибольшее внимание уделяется, несомненно, его природному пространству. Влияние на представления горожан и туристов о городе Красноярске оказали объекты городской среды, считающиеся его культурными символами. Чаще всего с Красноярском ассоциируются река Енисей, природный заповедник «Столбы» и часовня Параскевы Пятницы, являющиеся основными его достопримечательностями, способствующие формированию бренда города, привлекательного для туристов. Существует и негативное отношение к г. Красноярску проявленное в ассоциациях, связанных, в основном, с описанием экологической ситуации в Красноярске. Город многим представляется как крупный промышленный центр с высоким уровнем загрязнения окружающей среды.
Также, согласно полученным сведениям, прослеживается влияние художественных музеев на развитие культурно-туристической сферы в городе Красноярске.
На восприятие г. Красноярска как культурно-туристического центра оказывает влияние его художественная культура, созданием, сохранением и популяризацией которой занимаются, в основном, художественные музеи.
С Красноярском ассоциируется музейный центр «Площадь Мира», деятельность которого способствует развитию региональной культуры и искусства. Имя великого красноярского художника В.И. Сурикова и художественный музей, названный в честь него, также ассоциируются с г. Красноярском. Наблюдается повышенный общественный интерес художественным произведениям знаменитых русских и иностранных авторов, а также к творчеству местных современных художников.
Одной из функций художественного музея является транслирование культурных ценностей, которое выполняется с проведением выставок и экскурсий. Для повышения туристического интереса к художественному музею, рекомендуется проводить различные мероприятия, направленные на продвижение историко-культурного наследия. В данном случае очень важна работа экскурсовода, способного вывести публику на диалог - быть собеседником, подавая информацию в увлекательной форме. Кроме того, в подготовке экскурсий необходимо учитывать уровень интеллектуальной и художественной подготовки группы. В раскрытия туристического потенциала художественных музеев также играет большую роль их внутреннее и внешнее оформление. Пространство распространения художественных ценностей должно сочетать в себе основные архитектурно-пространственные качества, отвечающие определенным требованиям.
Таким образом, основная цель исследования была достигнута. Результаты анкетирования и ассоциативного эксперимента помогли выяснить, какое представление о роли и месте художественных музеев г. Красноярска в развитии культурного туризма сложилось у местных жителей и туристов.
Культурный туризм способствует духовному развитию общества. Подобная роль отведена и музеям. Художественный музей является собирателем материальной и духовной культуры, и представляется как общественный центр, который распространяет культурные ценности.
На сегодняшний день в России существуют проблемы в реализации туристического потенциала художественных музеев. В связи с этим исследование значения художественных музеев в развитии культурного туризма поможет в выборе наиболее эффективных методов работы художественных музеев г. Красноярска в туристической сфере.
В первой главе был проведен теоритический анализ литературных источников по понятиям «художественный музей», «культурный туризм» и «музейный туризм». Также были рассмотрены материалы по методологии исследования данных понятий различными дисциплинами.
Сегодня художественный музей активно участвует в общественной жизни. Он выполняет множество функций, совмещая различные формы деятельности. Тем не менее, до сих пор у исследователей не сложилось единого мнения в определении современного художественного музея. С одной стороны, понятие художественного музея в классическом его понимании связано с традиционной музейной деятельностью - собирание, хранение, исследование и демонстрация художественных ценностей. С другой стороны, сегодня художественным музеям необходимо использовать инновационные методы работы с современной публикой. Региональный музей, участвуя в культурной жизни общества, выполняет нетрадиционные для себя функции, являясь общественным центром, влияющим на формирование образа определенной территории.
В настоящее время, в эпоху глобализации, культурный туризм, основанный на изучении культурных особенностей дестинации, активно развивается, способствуя развитию различных межкультурных коммуникаций. При этом все чаще изучение чужой культуры осуществляется в контексте развлечения. Кроме того, культурный туризм влияет на формирование культурной идентичности общества. Несомненна его роль и в социально-экономическом развитии территории.
Деятельность музеев в культурном туризме имеет большое значение. Однако существуют проблемы в музейном менеджменте, которые мешают им полноценно развиваться в качестве объектов туристского притяжения.
Перед тем, как проводить собственное исследование, были изучены материалы, содержащие сведения об особенностях развития культурного туризма в Красноярске: рассматривались данные о современном состоянии и перспективах развития культурного туризма в Красноярске, а также об основных его направлениях, популярных в городе. Также был проведен анализ структуры туристического маршрута в Красноярске, на основе которого был определен перечень самых известных достопримечательностей, представляющих местное культурное своеобразие.
Обзор научной литературы показал недостаточную изученность темы работы. В настоящее время практически не существует научных трудов и серьезных исследований, в которых бы достаточно полно раскрывалось значение художественных музеев города Красноярска в культурном туризме.
Для того чтобы изучить значение художественных музеев для развития культурного туризма в городе Красноярске, были проведены два этапа исследования, направленного на выявление особенностей восприятия местными жителями и туристами города Красноярска и красноярских художественных музеев в сфере культурного туризма. Для исследования были выбраны метод анкетирования и метод ассоциативного эксперимента.
В результате проведения анкетирования и ассоциативного эксперимента можно заключить о том, что художественные музеи г. Красноярска в представлении большинства горожан и туристов принимают важное участие в формировании его имиджа.
Однако, при восприятии г. Красноярска наибольшее внимание уделяется, несомненно, его природному пространству. Влияние на представления горожан и туристов о городе Красноярске оказали объекты городской среды, считающиеся его культурными символами. Чаще всего с Красноярском ассоциируются река Енисей, природный заповедник «Столбы» и часовня Параскевы Пятницы, являющиеся основными его достопримечательностями, способствующие формированию бренда города, привлекательного для туристов. Существует и негативное отношение к г. Красноярску проявленное в ассоциациях, связанных, в основном, с описанием экологической ситуации в Красноярске. Город многим представляется как крупный промышленный центр с высоким уровнем загрязнения окружающей среды.
Также, согласно полученным сведениям, прослеживается влияние художественных музеев на развитие культурно-туристической сферы в городе Красноярске.
На восприятие г. Красноярска как культурно-туристического центра оказывает влияние его художественная культура, созданием, сохранением и популяризацией которой занимаются, в основном, художественные музеи.
С Красноярском ассоциируется музейный центр «Площадь Мира», деятельность которого способствует развитию региональной культуры и искусства. Имя великого красноярского художника В.И. Сурикова и художественный музей, названный в честь него, также ассоциируются с г. Красноярском. Наблюдается повышенный общественный интерес художественным произведениям знаменитых русских и иностранных авторов, а также к творчеству местных современных художников.
Одной из функций художественного музея является транслирование культурных ценностей, которое выполняется с проведением выставок и экскурсий. Для повышения туристического интереса к художественному музею, рекомендуется проводить различные мероприятия, направленные на продвижение историко-культурного наследия. В данном случае очень важна работа экскурсовода, способного вывести публику на диалог - быть собеседником, подавая информацию в увлекательной форме. Кроме того, в подготовке экскурсий необходимо учитывать уровень интеллектуальной и художественной подготовки группы. В раскрытия туристического потенциала художественных музеев также играет большую роль их внутреннее и внешнее оформление. Пространство распространения художественных ценностей должно сочетать в себе основные архитектурно-пространственные качества, отвечающие определенным требованиям.
Таким образом, основная цель исследования была достигнута. Результаты анкетирования и ассоциативного эксперимента помогли выяснить, какое представление о роли и месте художественных музеев г. Красноярска в развитии культурного туризма сложилось у местных жителей и туристов.
Подобные работы
- СОВРЕМЕННЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИЕЙ НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО-ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА ЕНИСЕЙСКА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОГО ТУРИЗМА
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование культурно-досуговой инфраструктуры городского пространства (на примере города Пенза)
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2018 - МУЗЕИ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА (КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ НИЖНЕГО НОВГОРОДА 1985-2003 ГГ.)
Диссертации (РГБ), культурология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВИРТУАЛЬНЫХ КАРТИННЫХ ГАЛЕРЕЙ В ОПЫТЕ МУЗЕЕВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2023 - Музеи в культурном пространстве города
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
(на примере г.Казани)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2016 - Музеи-заповедники как институты развития туризма в регионах Российской Федерации
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2020



