ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования проблем профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел
1.1. Причины педагогической запущенности подростков и её связь с правонарушениями
1.2. Историко-педагогический анализ организации работы по профилактике правонарушений среди
несовершеннолетних
1.3. Особенности педагогических подходов к организации и управлению процессом профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел
Выводы
ГЛАВА II. Организационно-педагогические условия
эффективности профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел
2.1. Организационная модель структуры управления профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел
2.2. Педагогические средства повышения эффективности организации профилактической работы органов внутренних дел с несовершеннолетними правонарушителями
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по изучению эффективности управления организацией профилактической работы органов внутренних дел с несовершеннолетними правонарушителями
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Процесс развития социальной сферы современного российского общества характеризуется рядом тенденций, из которых давней и наиболее болезненной как для государства, так и для отдельного гражданина является криминализация всей общественной жизни в целом. Борьба людей, общества, государства с преступностью и правонарушениями при всём многообразии средств и методов воздействия на эти социально-негативные явления осуществляется, как правило, двумя путями. Первый - это наказание, так называемая «расплата» за совершённые поступки. Второй - устранение самой возможности противоправного действия, заблаговременное предотвращение поведения, вступающего в противоречие с действующими законами государства и общества.
Нестабильность, нравственно-смысловая неопределенность,социальная необустроенность, характерные для современной России, в значительной степени способствовали криминализации общественной жизни и вовлечению в криминальные отношения детей и подростков. По данным МВД РФ (Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2001-2002 годы)»), на учете в органах внутренних дел состоят почти 425 тысяч несовершеннолетних. Характер преступности и правонарушений, совершаемых категорией несовершеннолетних граждан, а также их детерминирование таковы, что в борьбе с ними на первый план необходимо ставить не меры уголовного наказания, которые могут только ухудшить состояние «болезни», а превентивные подходы, профилактику.
Российское общество нуждается в тщательно проработанной, рассчитанной на перспективу концепции государственной политики предупреждения преступности и правонарушений несовершеннолетних. При этом основная роль отводится нейтрализации, блокированию, ограничению действий экономических причин и условий данного вида преступности, ресурсное обеспечение её предупреждения.
Наука, со своей стороны, должна направить свои усилия на разработку фундаментальных, стратегических проблем, например, таких, как подготовка политико-правового акта по вопросам борьбы с преступностью. Это важно, поскольку в России пока отсутствует основной документ, принятый на государственном уровне, который определял бы стратегию борьбы с преступностью и её профилактики, в том и числе и в сфере работы с несовершеннолетними. Существующий комплекс предупреждающих мер в современных условиях нуждается в научных исследованиях специалистов различных наук: криминологии, психологии, педагогики, социологии и т.д.
В результате подобного разностороннего рассмотрения проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних возникает необходимость не только дифференциации направлений превентивной деятельности по критерию «задействования» субъектов и мер профилактики, но и обратный процесс - интеграции усилий субъектов различных направлений профилактики. В частности, это касается объединения усилий педагогов и работников органов внутренних дел.
Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что исследованием процесса профилактики правонарушений среди несовершеннолетних занимались и продолжают заниматься учёные различных научных областей.
Так, изучению общих вопросов проблемы профилактики преступлений и правонарушений, в том числе и среди несовершеннолетних, посвящены работы учёных-криминалистов: Н.Г. Акбарова, А.И. Алексеева, Ю.М. Антоняна, Б.С. Волкова, С.И. Герасимова, В.В. Лунева, М.Д. Лысова, С.В. Максимова, Г.М. Миньковского, А.Я. Сухарева, Г.И. Фильченкова и др.
Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя, причины и пути её формирования, а также средства психологической коррекции отклонений в поведении подростков отражены в исследованиях таких отечественных и зарубежных учёных, как М.А. Алемаскин, Б.М. Алмазов, И.П. Башкатова, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, В.Д. Ермаков, Е.В. Змановская, Л.М. Зюбин, Н.И. Крюкова, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Филонов, А. Бандура, Б.П. Буунк, А. Малеменди, Р. Уолтерс, Т. Шибутани и др.
Социально-педагогические причины возникновения отклонений в поведении несовершеннолетних раскрываются в работах С.В. Агулиной, А.С. Белкина, В.Г. Бочаровой, Ю.В. Гербеева, М.П. Гурьяновой, А.В. Мудрика, Г.С. Тагировой, Т.Ф. Яркиной и др.
Разработкой системы профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних занимались С.А. Беличева, Т.Ф. Блонский, Г.В. Вершина, В.Н. Гуров, Е.В. Змановская, Н.А. Катаева, И.С. Клемантович, Я. Корчак, Н.Р. Косевич, А.С. Макаренко, Л.И. Маленкова, Г.П. Медведев, А.И. Миллер, И.Б. Михайловская, И.А. Невский, Л.Е. Никитина, А.М. Печенюк, Л.С. Славина, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, Г.С. Тагирова, Т.М. Титаренко, В.А. Татенко, С.Т. Шацкий, Ю.И. Юричка и др.
Социологические аспекты раскрываемой проблемы отражены в социологических исследованиях Ю.Н. Крупка, Ф.А. Лопушанского, К.К. Матвеева, И.К. Туркевич и др.
Однако, несмотря на очевидные достижения, проблема профилактики правонарушений подростков не оснащена достаточными теоретическими и практическими разработками по использованию педагогического подхода к управлению процессом профилактики, осуществляемой органами внутренних дел, применительно к современным реалиям российского общества.
Вышесказанное позволяет выделить ряд устойчивых противоречий между:
- социальной потребностью в снижении уровня преступности и правонарушений среди несовершеннолетних и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ использования потенциала основных социальных институтов в этом процессе в условиях современного российского общества;
- необходимостью и возможностью решения задач профилактики правонарушений несовершеннолетних на основе современных достижений педагогической науки и недостаточно эффективным использованием этих возможностей в превентивной деятельности органов внутренних дел;
- потребностью в изменении подходов к управлению профилактической работой по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, проводимой органами внутренних дел, и отсутствием отлаженной структуры управления ею.
В этой связи возникает проблема: каковы педагогические условия оптимизации процесса профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел? Данная проблема обусловила выбор темы настоящего исследования.
Цель исследования: на основе многоаспектного анализа научной литературы и достижений педагогической практики разработать организационную модель структуры управления профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел.
Объект исследования: процесс профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел.
Предмет исследования: педагогические аспекты организации процесса профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и управления им в системе работы органов внутренних дел.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи.
1. На основе изучения научно-теоретической литературы, передового педагогического и криминологического опыта провести анализ современного состояния проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и выявить её особенности.
2. Исследовать потенциальные возможности органов внутренних дел по использованию современных педагогических подходов в профилактической работе по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
3. Разработать организационную модель структуры управления профилактической работой с несовершеннолетними правонарушителями в деятельности органов внутренних дел.
4. Выявить оптимальные педагогические средства и условия эффективного использования разработанной модели в практической работе органов внутренних дел.
Гипотеза исследования: профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, осуществляемая органами внутренних дел, станет эффективной, если:
- в основу превентивной деятельности органов внутренних дел будут положены современные педагогические подходы к организации, содержанию процесса профилактики и управлению им;
- в профилактической работе органов внутренних дел с несовершеннолетними правонарушителями будет использована организационная модель структуры управления профилактикой;
- в деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних будут применены активные формы взаимодействия органов внутренних дел, педагогически запущенных подростков, их семей, образовательных учреждений, общественности и других социальных и государственных институтов.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные принципы всеобщей связи и развития, объективности, системности, научности; идеи социально-исторической обусловленности процессов социального воспитания и формирования личности; современное видение процесса детерминации личности её собственной активностью; современные концепции социальной и превентивной педагогики; принципы взаимной дополнительности различных факторов, формирующих личность.
Теоретической основой исследования являются фундаментальные труды в области отечественной педагогики, в том числе социальной и специальной, психологии и криминологии таких ученых, как Ю. М. Антонян, С.А. Беличева, Т.Ф. Блонский, Г.В. Вершина, Б.С. Волков, С.И. Герасимов, В.Н. Гуров, В.Д. Ермаков, Е.В. Змановская, Л.М. Зюбин, Н.И. Крюкова, Н.А. Катаева, И.С. Клемантович, Я. Корчак, А.С. Макаренко, Л.И. Маленкова, Г.П. Медведев, А.И. Миллер, И.Б. Михайловская, И.А. Невский, Л.Е. Никитина, А.М. Печенюк, Л.С. Славина, В.Н. Сорока- Росинский, А.М. Столяренко, В.А. Сухомлинский, Г.С. Тагирова, Т.М. Титаренко, В.А. Татенко, Д.И. Фельдштейн, С.Т. Шацкий, Ю. И. Юричка и др.
В процессе теоретического осмысления современного состояния рассматриваемой проблемы использовались достижения и инновации в педагогике, несущие в себе ценности гуманистических идеалов, психолого-педагогические основы поддержки и защиты личности.
Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов:
- теоретические: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта, моделирование;
- эмпирические: наблюдение, эксперимент, практический метод;
- статистический: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились отделы внутренних дел Кочубеевского и Красногвардейского районов Ставропольского края и действующие в них подразделения (группы) по делам несовершеннолетних.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (1997 - 1998 гг.) изучалась и анализировалась психолого-педагогическая, криминологическая, социологическая литература по проблеме, массовый и передовой педагогический и криминологический опыт профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Полученный материал позволил сформулировать рабочую гипотезу; определить цель, задачи, объект и предмет исследования; теоретически разработать организационную модель структуры управления профилактикой правонарушений среди подростков, осуществляемой органами внутренних дел; наметить программу эксперимента.
На втором этапе (1999 - 2001 гг.) проводились работа по внедрению организационной модели структуры управления профилактической работой органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди подростков на базе экспериментальных учреждений, систематизация полученных данных, анализ результатов и корректировка на их основе разработанной модели.
На третьем этапе (2002 - 2003 гг.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысливались результаты
исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые обоснована необходимость внедрения организационно-педагогического компонента в структуру управления профилактической работой органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних; продемонстрирована взаимосвязь эффективности процесса профилактики и степени использования работниками органов внутренних дел современных педагогических подходов к вопросу профилактической работы с несовершеннолетними.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены современное толкование понятий «педагогическая запущенность» и «профилактика правонарушений» как в сфере педагогики, так и в сфере криминологии, их соотношение и взаимосвязь; выявлены и конкретизированы педагогические средства повышения эффективности организации профилактической работы органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны организационная модель структуры управления профилактической работой с несовершеннолетними подростками в системе органов внутренних дел и технология её внедрения, сформулированы организационные и управленческие условия эффективной реализации предложенной модели в деятельности работников органов внутренних дел. Полученные результаты можно использовать при построении концепции профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних Ставропольского края, при подготовке и повышении квалификации работников органов внутренних дел, в повседневной профилактической деятельности системы органов внутренних дел.
Положения, выносимые на защиту.
1. Уточнение толкования понятий «педагогическая запущенность», «несовершеннолетние правонарушители» и «профилактика правонарушений» как в сфере педагогики, так и в сфере криминологии, их соотношение и взаимосвязь.
2. Использование педагогических подходов к организации и содержанию профилактики и управлению ею как условие повышения эффективности процесса профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел является.
3. Основанная на педагогических подходах организационная модель структуры управления процессом профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел.
4. Педагогические средства повышения эффективности организации профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационной работы обсуждались на конференциях различного уровня: международной (Санкт-Петербург, 2001), региональных (Ставрополь, 2001, 2002), университетских (Ставрополь, 2000, 2003).
Результаты исследования внедрены в практику деятельности отделов внутренних дел Кочубеевского района Ставропольского края и Ленинского района города Ставрополя.
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 8 работ.
Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 205 страницах машинописного текста, иллюстрирована 2 рисунками, содержит 3 таблицы, 1 схему, 3 приложения. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 249 наименований.
Решение проблемы склонности несовершеннолетних к правонарушениям и ее профилактики - одна из важнейших задач современной педагогики. Целенаправленное влияние общества на поведение подростков в целях их развития и обеспечения социального порядка осуществляется через организацию средств познавательной активности и личностно-обоснованных форм профилактической деятельности. Познание и труд, выступающие как факторы социализации личности, обеспечивают определенное соотношение между социальными силами общества и возникающими личностными образованиями подростков, гарантируют процесс усвоения нормативов культуры, гибко регулируют поведение отдельно взятого подростка на индивидуальном уровне. Вместе с тем, конфликт как неизбежная сторона межличностных отношений может являться одним из источников социального развития подростков, приводя к изменению статуса и переоценке ценностей, критике господствующих стандартов и массового сознания.
На основании изучения теоретической литературы и экспериментальных данных, полученных при исследовании социализации подростков с отклоняющимся поведением, были выявлены объективные и субъективные причины педагогической запущенности и в частности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а также особенности развития личности подростка, позволяющие предупреждать девиантные формы выражения отношения к себе и к окружающему миру. При этом подросток изучался не как изолированный индивид, а как член референтной группы подростков и взрослых, с которыми связан совместной деятельностью, общением. Изучение уровней общения подростков с окружающими позволило раскрыть его мотивацию, содержательные основы и нормы отношений.
Проведенный анализ теоретических источников и эмпирических материалов позволил нам в ходе исследования уточнить понятие «профилактика правонарушений» как в сфере педагогики, так и в сфере криминологии, их соотношение и взаимосвязь, а также разработать новую модель управления профилактической работой в системе ОВД.
В ходе экспериментального внедрения указанной модели на территории Красногвардейского района Ставропольского края нами были изучены:
- динамика уровня функционального взаимодействия (сработанности, согласованности) различных субъектов профилактической работы (прежде всего ГДН РОВД и общеобразовательных учреждений);
- динамика роста и ассортимент средств, форм, методов профилактической работы за счет активизации указанного взаимодействия ее субъектов;
- показатели, традиционно учитываемые при определении эффективности результатов данной работы по основным ее субъектам (в РОВД - группы по делам несовершеннолетних, в школе - социально-педагогической работы).
Практически по всем показателям в экспериментальной зоне (Красногвардейский район) нами были получены положительные результаты, что доказывает эффективность предложенной нами модели структуры управления профилактикой правонарушений несовершеннолетних в системе работы ОВД, оптимально обеспечивающей реализацию педагогических аспектов в данной деятельности.
Анализ полученного теоретического и экспериментального материала подтверждает выдвинутую гипотезу и дает основание сформулировать общие выводы:
1.Эффективность работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел и их подразделений в значительной степени определяется пониманием места данного вида деятельности в обеспечении условий формирования современной личности. При этом сама профилактика правонарушений несовершеннолетних представляет собой комплекс взаимосвязанных мер педагогического характера по предотвращению появления любых отклонений поведения подростка (общая профилактика) и сформировавшегося у отдельных подростков неприемлемого в нашем обществе отношения к людям, своим обязанностям (специальная профилактика). В первом случае речь идет о преимущественно педагогическом воздействии на личность несовершеннолетнего, во втором - педагогическая работа более тесно взаимодействует с правоохранительной деятельностью и может осуществляться в рамках специальных учреждений. При этом, органы внутренних дел и их специальные подразделения, предназначенные для работы с несовершеннолетними, могут сыграть важную роль в профилактической работе как на общем, так и на специальном уровнях.
2. Такое понимание профилактики, её объекта и субъектов позволило определить, что важным условием повышения эффективности процесса профилактики правонарушений несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел является использование педагогических подходов (гуманистического, культурологического, личностно-ориентированного, человекоцентрированного и др.) к организации, содержанию и управлению данным процессом, включающее технологии профилактической работы, организацию планирования воспитательной деятельности, получение и применение полной информации о самом подростке, его психологических свойствах, социальной среде и ближайшем его окружении, овладение участниками профилактической работы на уровне правоохранительных органов педагогическими знаниями, умениями, навыками.
3. Важным организационным средством эффективности профилактической деятельности является разработанная нами универсальная модель структуры управления профилактикой правонарушений несовершеннолетних в системе работы ОВД, которая строится на основе организационно-содержательного, технологического и кадрового компонентов, каждый из которых имеет конкретное наполнение, представленное в нашем диссертационном исследовании. Центральным звеном организационного компонента указанной модели является подразделение по делам несовершеннолетних ОВД - ПДН, так как в системе органов внутренних дел именно оно проводит основную профилактическую работу.
4. Важной составляющей указанной модели (основой её технологического компонента) являются педагогические средства повышения эффективности организации работы с несовершеннолетними в системе внутренних дел, а именно:
- использование педагогических подходов в осуществлении профилактики и применении мер воздействия в качестве основы и средства данной работы;
- воспитательный характер профилактической работы;
- педагогизация специальных средств профилактики;
- совместная работа подразделений ОВД и образовательных учреждений;
- принципы взаимодействия органов внутренних дел, педагогически запущенных подростков, их семей, образовательных учреждений и общественности в целях обеспечения процесса профилактики правонарушений несовершеннолетних.
5. Инновационная модель структуры управления профилактикой правонарушений несовершеннолетних в системе работы ОВД обнаруживает резервы педагогического взаимодействия с отклоняющимися в поведении подростками: подросток не становится лишь субъектом «воспитания» и негативно эмоционально окрашенного воздействия со стороны взрослых, а самостоятельно и полноценно усваивает социально полезные установки общества в процессе совместной деятельности со взрослыми.
Наше исследование не исчерпывает все аспекты рассматриваемой проблемы. Выделены следующие перспективные направления: проблема педагогического диалога с подростками в познавательной и трудовой деятельности, изучение конфликтности как необходимого позитивного образования
1. Агулина С.В. Социально-педагогические факторы,
способствующие проявлению подростковой дезадаптации // Культура мира и толерантность в стратегии открытого образования: Материалы научно-практической конференции / Ред Н.Н. Сотникова. - Ставрополь: Ставрополье, 2002. - 88 с.
2. Акбаров Н.Г. Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних: Региональные проблемы борьбы и профилактики. - Казань, 1999.
3. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я.
Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. Монография. - М., 2001. - 496 с.
4. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. - М.: Знание, 1979. - 230 с.
5. Алемаскин М. А. Психологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1968.
6. Алемаскин М.А. Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. - М.: НИИ ОП, 1980.
7. Алмазов Б.М. Психическая средовая дезадаптация
несовершеннолетних. - Свердловск, 1986.
8. Алмазов Б.М. Средовая адаптация и социальная поддержка в процессе воспитания // Б.Ф. Семёнов. Социальная педагогика. - Свердловск, 1989.
9. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной
педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 176 с.
10. Андреева И.Н. Семья как объект социально-философских исследований: Учебное пособие /Ставропольский гос. ун-т. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000.-78 с.
11. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.
12. Анисимова Р.А. Психологическая служба школы и мастерство педагога // Сов. педагогика. - 1990. - №2. - С. 38-41.
13. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. - М., 1992.
14. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. - М.: Академия МВД СССР, 1975.
15. Антонян Ю.М., Юстицкий В.В. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера. - М., 1993.
16. Астемиров З.А. Проблемы перевоспитания несовершеннолетних осужденных. - М.: Юридическая литература, 1974.
17. Бааль Е.Г. Преступность несовершеннолетних в России и организация ее предупреждения органами внутренних дел. - М., 1997.
18. Байков Ф. Я. Ответственность родителей. Заметки о воспитании детей в семье. - Л.: Лениздат, 1983. - 135 с.
19. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 1999. - 512 с.
20. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. - М.: Изд-во МСПИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 416 с.
21. Бекетова Н.Е. Педагогическое обеспечение процесса социальной защиты учащихся в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ярославль, 1996. - 16 с.
22. Беличева С.А. Дети и семьи группы риска как объекты социальной профилактики // Социальные и правовые вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. - М., 1993.
23. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: РЧЦ консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 118 с.
24. Беличева С.А. Престижность и асоциальное поведение несовершеннолетних: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - Л., 1977.
25. Беличева С.А. Социально-психологические основы
предупреждения десоциализации несовершеннолетних: Автореф. дисс. докт. психол. наук. - М., 1989. - 45 с.
26. Белкин А.С. Внимание - ребёнок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. - Свердловск: Среднеурал. кн. изд-во, 1981. - 120 с.
27. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. - Свердловск: Свердловский пед. институт, 1973.
28. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьников. - 1994. - №2. - С. 2-5.
29. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Гражданскому обществу - институт социальных педагогов // Педагогика. - 1992. - №5-6. - С. 38-44.
30. Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. - Минск, 1998.
31. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
32. Божович Е.Д. Психодидактические принципы подготовки школьных психологов // Сов. педагогика. - 1991. - №8. - С. 60-64.
33. Бойко В.В. Общение и взаимодействие в процессе воспитания // Советская педагогика. - 1988. - №2. - С. 65-69.
34. Болотов В. Проблема педагогического образования семьи все еще остается «за кадром» // Социальная работа. - 1994. - №1. - С. 4-5.
35. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1979.
36. Блонский П.П. Ребенок в коллективе. - М., 1961.
37. Блонский П.П. Трудные школьники. 2-е изд. - М., 1930. - 368 с.
38. Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / Под ред. И.П. Лановенко. - Киев: Наукова думка, 1982.
39. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М., 1991.
40. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М., 1994.
41. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
42. Бочарова В.Г., Филонов Г.Н. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике. - М.: Педагогика, 1994. - 138 с.
43. Бочкарева Г.Г. Изучение мотивационной сферы несовершеннолетних правонарушителей // О некоторых вопросах нравственного воспитания детей и подростков / Под ред. Л.В. Благонадежиной. - М.: Советская Россия, 1970.
44. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. - М.: Знание, 1971.
45. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
46. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. - М., 1998.
47. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 160 с.
48. Василькова Ю. В. Очерки по истории социальной педагогики: Учебное пособие для вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 480 с.
49. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 440 с.
50. Вершинин В. Малообеспеченная семья: тайны семейной дидактики // Народное образование. - 2002. - №6. - С. 170-174.
51. Вилке А.Я. К вопросу о тактике профилактической работы с антисоциальными группами несовершеннолетних // Вопросы усиления борьбы органов внутренних дел с правонарушителями / Сборник научных трудов ВМШМ МВД СССР. - М., 1981.
52. Власова Т. А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
53. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979.
54. Вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних: Сб. науч. трудов / Отв. редакторы М.А. Алемаскин, Ю.В. Гербеев. - М., 1985.- 102 с.
55. Воспитательная деятельность: методология, содержание, технологии: Монография / Борытко Н.М., Воронцова Т.В., Герасев П.В. и др. Под. ред. В. А. Пятина. - Астрахань, 2001. - 532 с.
56. Воспитательный процесс: изучение эффективности.
Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
57. Воспитание и развитие личности в социуме: Комплексно-целевая программа. - Нижний Новгород: Педагогические технологии; Арабеск, 2000.- 101 с.
58. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. - 1992. - №5-6. - С. 45-49.
59. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. - М., 1994.
60. Выгорбина А.Е. Специфика воспитательной работы социального педагога // Педагогика. - 2000. - №5. - С. 36-40.
61. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования . - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 540 с.
62. Гаспарян Ю.А. Институт семьи: социологические проблемы обновления и развития: Автореф. дисс. докт. философ. наук. - СПб., 1998. - 30 с.
63. Гирфанова Л.П. Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска»: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Уфа, 1997. - 23 с.
64. Глейзер Г.Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество // Педагогика. - 2000. - №6. - С. 3-12.
65. Гнатенко О. Взаимодействие семьи и школы в интересах ребенка // Народное образование. - 2000. - №9. - С. 219-224.
66. Гонеев А.Д. Перевоспитание педагогически запущенных подростков в процессе внешкольного общения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1982.
67. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. - 2002. - №6. - С. 161-169.
68. Городская целевая программа «Дети «группы риска» (2002 - 2005)» (Утверждено городской Думой 31.10.2001 № 156). - Ставрополь, 2001.
69. Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
70. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М.:
Просвещение, 1990. - 144 с.
71. Гуров В.Н. Семья и школа: деятельностные взаимоотношения // Педагогика. - 1992. - №7-8. - С. 37-41.
72. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей: Учебное пособие. - М. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 155 с.
73. Гуров В.Н. Социальная работа образовательного учреждения с семьей. - Ставрополь, 2002. - 300 с.
74. Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей: Монография. - М. - Ставрополь: Сервисшкола, 1998. - 228 с.
75. Гуров В.Н., Зейбель О.В., Кудрук В.И., Селюкова Л.Я. Социальные службы и семья (из опыта работы средней школы №7 г. Буденновска): Методическое пособие для социальных педагогов, социальных работников и учителей. - Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 1995. - 80 с.
76. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Работа с семьей в условиях школы как открытой социально-педагогической системы. - Ставрополь: СКИУУ, 1991. - 56 с.
77. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа: учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 1993. - 184 с.
78. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я., Шинкаренко Н.Ф. Социальная педагогика в действии: Методическое пособие. - Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 1994. - 142 с.
79. Гуров В.Н., Шинкаренко Н.Ф. Открытая школа и социально-педагогическая работа с детьми // Воспитание школьников. - 1994. - №2. - С. 6-9.
80. Данилин Е.М. Использование системы А.С. Макаренко в деятельности ВТК. - М., 1991.
81. Данилин Е.М. Проблемы воспитательной работы с педагогически запущенными подростками по месту жительства: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1978.
82. Дармодехин С.В. Государственная, семейная политика: проблемы теории и практики. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1998. - 48 с.
83. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения):
Учебное пособие / Змановская Е.В. - М.: «Академия», 2003. - 288 с.
84. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания: руководство для педагогов. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. - 36 с.
85. Дерюгин В.И. Специальные методы социально¬
профилактического воздействия и влияния на людей. 3-е изд. - Челябинск, 1996.
86. Дети «группы риска»: социальная, психолого-педагогическая помощь: Материалы Международной научно-практической конференции. - М., 1998. - 178 с.
87. Детская беспризорность и детский дом / Под ред. С.С. Тизанова, В.Л. Швейцер, В.М. Васильевой. - Москва, 1926.
88. Детская беспризорность. - М., 1923.
89. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М.: Юридическая литература, 1981.
90. Дулинова Л.Т. и др. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. - М., 2000.
91. Дубровина Н.В. Формирование личности старшеклассников. - М.: Педагогика, 1989. - 168 с.
92. Дятченко Л. Я. Социальные технологии в управлении
общественными процессами. - М. - Белгород, 1993.
93. Ермаков В., Крюкова Н. Несовершеннолетние преступники в России. - М., 1999.
94. Ермаков В.Д. Социально-правовая профилактика
правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания. - М., 1981.
95. Ермаков В.Д., Крюкова Н.И. Причины преступности несовершеннолетних. - М., 1997.
96. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования: Книга для социальных педагогов и социальных работников. - М., 1995.
97. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.
98. Закатова И.Н. Развитие социально-педагогических функций общеобразовательной школы в современных условиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1996. - 16 с.
99. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе / Под ред. Г.К. Селевко. - М.: Педагогика, 1996. - 108 с.
100. Заюрянский Г.И. Изучение и предупреждение преступности несовершеннолетних. - Краснодар, 1979.
101. Зубков В.Н. Дидактические основы взаимодействия учебно-воспитательных учреждений и семьи по подготовке подрастающего поколения к семейной жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1996. - 25
с.
102. Зуева С.В. Комиссия по делам несовершеннолетних и защита их прав: инновационная социально-педагогическая модель. - Ярославль, 2000.
103. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. - М.: Высшая школа, 1982. - 192 с.
104. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. - М., 1999.
105. Иванцова А. О работе с проблемными семьями // Воспитание школьников. - 2000. - №10. - С. 18-20.
106. Игошев К.Е. Опыт социально-психологического анализа личности несовершеннолетних правонарушителей. - М., 1967.
107. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди несовершеннолетних: Социально-психологический очерк. - Свердловск: Среднеурал. кн. изд-во, 1973.
108. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа.- М.: Юрид. лит-ра., 1989.- 444 с.
109. Ильчиков М.З., Смирнов Б.А. Социология воспитания: монография / Ин-т Международного права и экономики. - М.: «Фирма Гардарика», 1996. - 114 с.
110. Ильяшенко А.Н. Преступность несовершеннолетних женского пола: состояние, причины, предупреждение. - Воронеж, 2000.
111. Ильяшенко А.Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения. - М., 2001.
112. Капустин Н.П. Социальное взаимодействие - основа
современных технологий воспитания // Управление качеством образования: Сборник материалов научной сессии ФПК и ППРО МПГУ. - М., 2001. - С. 170-173.
113. Катаева Н.А. Социальная работа в микрорайоне как средство профилактики девиантного поведения подростков. Дисс. канд. пед. наук. - М., 1996.
114. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - Москва.:Просвещение, 1994. - 222 с.
115. Ковалев А.Г. Психологические основы исправления
правонарушителей. - М.: УКиУЗ МООП РСФСР, 1964.
116. Коджаспиров Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2000. - 176 с.
117. Кон И.С. Психология личности. - М.: Политиздат, 1967.
118. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1982.
119. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
120. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.
121. Концептуальные основы развития государственной системы социальной профилактики правонарушений и предупреждение преступлений. - М., 1998.
122. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. - М., 2000.
123. Концепция семейной политики Российской Федерации / Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения / Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, В.Н. Гуров. - В 2 т. Кн. 1. - Ставрополь: СКИПКРО, 1997. - 263 с. - С. 31-49.
124. Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. - М., 1992.
125. Корчак Я. Как любить ребёнка / Избранные педагогические произведения. - М.: Педагогика, 1979. - 180 с.
126. Косевич Н.Р. Профилактика преступности несовершеннолетних в малых и средних городах / Под ред. докт. юрид. наук Ю.М. Антоняна. - М.: Изд-во «Щит-М», 2003. - 270 с.
127. Костяшкин Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками. - М., 1971.
128. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. - М.: Просвещение, 1986.
129. Кравцова Э.М. Формы и методы работы с подростками. - Киев, 1986. - 70 с.
130. Крутецкий В.А. Психология общения и воспитания школьников. - М. : «Просвещение», 1976. - 267 с.
131. Крюкова Н.И. Преступность несовершеннолетних в России, ее причины и пути преодоления. Дисс. докт. юрид. наук. - М., 1997.
132. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. - Курган, Челябинск, 1995. - 80 с.
133. Кудрявцев В.Н. Концептуальные основы профилактики правонарушений // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по проблеме профилактики правонарушений. - М., 1997.
134. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 1999. - 232 с.
135. Лазарев В.С. Системное развитие школы. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 304 с.
136. Лапушанский Ф.А., Крупка Ю.Н., Туркевич И.К. и др. Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи. Опыт конкретно-социологического исследования. - Киев, 1986. - 208 с.
137. Лебедева А.И. Семья несовершеннолетнего правонарушителя как объект профилактики преступлений: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - М., 2000.
138. Лелеков В.А., Мусеибов А.Г. Влияние изменений в социальной среде на криминализацию несовершеннолетних и молодежи. - М., 1997.
139. Макаренко А.С. Книга для родителей / Собрание сочинений в 4-х т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4.
140. Макаренко А.С. Марш 30-х годов / Собрание сочинений в 4-х т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 3.
141. Македон И.И. Взаимодействие школы и семьи в формировании нравственных отношений старших подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1996. - 18 с.
142. Максимов С.В. Эффективность общего предупреждения преступлений. - М., 1992.
143. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. - М., 2000.
144. Маленкова Л.И. Если он «трудный»? // Народное образование. - 2002. - № 2. - С. 205-208.
145. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. - М., 2002. - 480 с.
146. Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. - М.: МГСУ, 1996.
147. Махов Ф.С. Жить без проступков и правонарушений. - М.: Юридическая литература, 1986. - 160 с.
148. Медведев Г.П. Педагогическая запущенность детей и пути её преодоления. Дисс. канд. пед. наук. - М., 1964.
149. Методика работы социального педагога / Под ред. А.В. Кузнецовой. - М., 2003. - 96 с.
150. Миллер А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних: Генезис и ранняя профилактика. - Киев, 1985. - 150 с.
151. Миньковский Г.М. Взаимодействие школы и
правоохранительных органов в предупреждении и коррекции правонарущающего поведения учащихся // Вопросы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. - Ташкент, 1983. - С. 10-11.
152. Миньковский Г.М. Личность несовершеннолетнего преступника и современные проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних в СССР. Дисс. докт. юрид. наук. - М., 1972.
153. Миньковский Г.М., Тузов А.П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. - Киев, 1987.
154. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. - М., 1990. - 141 с.
155. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. - М.: Знание, 1979. - 40 с.
156. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 96 с.
157. Невский И.А. Трудный успех. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1981. - 128 с.
158. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. - М., 1990. - 138 с.
159. Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности. - М., 1992.
160. Никитин А.Ф. Положительные взаимоотношения трудных подростков как фактор их перевоспитания: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1974.
161. Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе. - М.: Академический Проект, 2003. - 112 с.
162. Новикова Л.И. Школа и среда. - М.: Знание, 1985. - 80 с.
163. Новокшонова Г.А. Особенности социально-педагогической работы с многодетной семьей: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1997. - 22 с.
164. Обобщенные материалы по итогам Всероссийского родительского собрания «Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры» 4-6 декабря 2000 г. // Вестник образования. - 2001. - №8. - С. 21-24.
165. Обозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1981. - С. 80-92.
166. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ФЗ РФ от 24.06.99 №120-ФЗ) // Вестник образования. - 2000. - № 6. - С. 3-46.
167. Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением // Вестник образования. - 1995. - №9. - С. 64-80.
168. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи // Вестник образования. -1998. - №11-12. - С. 14-22.
169. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
170. Олифиренко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М.: «Академия», 2002. - 256 с.
171. Организация исправления и перевоспитания осужденных / Под ред. А. И. Зубкова, М. П. Стуровой. - М., 1982.
172. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав. Указ Президента РФ от 06.09.1993.
173. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными подростками: Методические рекомендации АПН СССР, НИИ общего образования взрослых; Сост. П.П. Пшебильский. - М.: НИИ ООВ, 1983. - 24 с.
174. Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся: Сборник научных трудов. - Воронеж: Изд-во ВГПИ, 1982. - 93 с.
175. Островский А.И. Профилактика правонарушений школьников. - Ташкент: «Унитувчи», 1979. - 188 с.
176. Палехова Т.В. Административно-правовая деятельность милиции общественной безопасности по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Дисс. канд. юрид. наук. - М., 1999.
177. Педагогическая запущенность подростков: причины и пути преодоления. Методические рекомендации / Сост. В.Н. Гуров. - Уфа: БГПИ, 1989. - 35 с.
178. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. - М., 2001. - 688 с.
179. Печенюк А.М. Особенности перевоспитания трудных подростков с отклонениями в эмоциональном развитии. Дисс. канд. пед. наук. - М., 1975.
180. Пирожков В.Ф. Психологические основы применения средств исправления и перевоспитания осужденных в ВТК. - М.: Акад. МВД СССР,1979.
181. Плоткин М.М., Камаева Г.И. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением // Семья в России. - 1995. - № 1-2. - С . 118-130.
182. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 352 с.
183. Потанин Г.М. Социально-педагогические условия формирования направленности личности несовершеннолетнего с отклоняющимся поведением: Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М., 1992. - 32 с.
184. Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение / Под ред. Б.С. Волкова, М.Д. Лысова. - Казань, 1983. - 152 с.
185. Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение: Основные аспекты и нормативные акты. - Рига, 1985.
186. Предупреждение преступности несовершеннолетних: Материалы научно-практической конференции. - М., 1965.
187. Профилактика правонарушений среди учащихся / Т. С. Барило и др. - Киев: Наукова думка, 1983. - 99 с.
188. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся (Психолого-педагогический аспект): Пособие для учителей / Под ред. В.А. Татенко, Т.М. Титаренко. - Киев: Радянська школа, 1989. - 128 с.
189. Реализация индивидуального подхода к трудному школьнику в воспитательной работе / Сост. К.Ш. Ахияров, Ю.И. Юричка. - Бирск, 1986. - 56 с.
190. Результаты криминологического изучения личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей. - М., 1982.
191. Роша А. Н. О криминологической оценке групповой преступности несовершеннолетних // Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних. - М., 1967. - С. 242-248.
192. Рыбальская В.Я. Проблемы борьбы с преступностью
несовершеннолетних: Учебное пособие. - Иркутск, 1994.
193. Саясова И.К. Социально-психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей / Трудные судьбы подростков - кто виноват? - М., 1991.
194. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. - М.: Народное образование, 2002. - 176 с.
195. Семья в России: история и современность / Материалы всероссийской научной заочной конференции. - Тверь: ТГТУ, 2001. - 80 с.
196. Сибиряков С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи (методологические и прикладные проблемы). - Волгоград, 1994.
197. Сибиряков С.Л., Шеховцова Н.А. Из опыта организации системы этико-правового воспитания и профилактики девиантного поведения учащихся в общеобразовательной школе // Преступность и культура общества. - М., 1998.
198. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным учащимся. - М., 1978. - 264 с.
199. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. В 2-х т. - М.,
200. Состояние воспитания детей школьного возраста в семье // Воспитание школьников. - 2000. - №3. - С. 16-17.
201. Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения / Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, В.Н. Гуров. - В 2 т. Кн.1. - Ставрополь: СКИПКРО, 1997. - 263 с.
202. Социальная защита человека: Региональные модели / Под ред. В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой. - М., 1995. - 181 с.
203. Социальный педагог школы. Теория и практика работы с трудновоспитуемыми учащимися / Н. Ф. Шинкаренко, В. В. Кудинов, Н. Г. Шинкаренко. - Ставрополь: СКИПКРО, 2002. - 92 с.
204. Социальная педагогика. Вопросы теории и практики (Методические материалы РАО. Центр социальной педагогики). - Москва, 1994. - 84 с.
205. Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследования. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. - 148 с.
206. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 415 с.
207. Социально-педагогическая среда как условие становления и развития региональных сфер образования / Под ред. Ю. В. Васильева, Е. С. Комракова. - М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1994. - 136 с.
208. Социальная работа как профессия: современный опыт и тенденции развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - 254 с.
209. Социально-педагогическая служба в школе / Под ред. Л.Е. Никитиной. - М.: Знание, 1997. - 37 с.
210. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. - М., 1993.
211. Социально-психологические, социально-педагогические и
индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений
несовершеннолетних / Под ред. В.Ф. Пирожкова. - М.: Акад. МВД СССР,1980.
212. Спицын Н.П. Работа классного руководителя с трудными семьями // Классный руководитель. - 2000. - №2. - С. 83-85.
213. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под общ. ред. С.Ю. Циркина. - СПб., 1999. - 752 с.
214. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М.:
«Академия», 1997. - 240 с.
215. Столяренко А.М. Юридическая педагогика. - М., 2000. - 496 с.
216. Стумбина Э.Я. Управление профилактикой правонарушений несовершеннолетних. - Рига, 1989.
217. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979. - 84 с.
218. Сухомлинский В.А. Трудные судьбы (Очерки). - М.: Знание, 1967. - 79 с.
219. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 128с.
220. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа в школе с трудными подростками. - М., 2003. - 112 с.
221. Тарас А.Е. Педагогическая профилактика групповых правонарушений несовершеннолетних: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1979.
222. Теоретические проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних / Отв. ред. Ф. А. Лопушанский. - Киев, 1977.
223. Тихонова Н. Российская семья в начале века: ситуация удручающая // Воспитание школьников. - 2002. - №3. - С. 29-30.
224. Торохтий В.С. Психологические проблемы работы с семьей // Социальная работа. - 1994. - №2. - С. 45-48.
225. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. - М.: Изд-во ЦСП РАО, 1996. - 218 с.
226. Трегубов В.Ф. Проблемы развития и совершенствования советской системы социальных и педагогических мер ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - Киев, 1972.
227. Уёмов А.И. Системный подход и общая теория систем. - М.: Мысль, 1978. - 271 с.
228. Управление профилактикой правонарушений
несовершеннолетних / Э.Я. Стумбина, К.К. Матвеев, Г.Г. Менберг и др.; Отв. ред. Э.Я. Стумбина. - Рига, 1989. - 224 с.
229. Фельдштейн Д.И. Психологические вопросы коррелирования поведения «трудных» детей // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1978. - С. 243-247.
230. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. - Душанбе: Ирфон, 1972. - 184 с.
231. Филиппов В.М. Модернизация российского образования. - М.: Просвещение, 2003. - 96 с. - (Тематическое приложение №1 к журналу «Вестник образования»).
232. Филиппова И.А. Методика социально-педагогического исследования: Учебное пособие / Челябинский гос. пед. институт. - Челябинск: ЧГПИ, 1989. - 79 с.
233. Филонов Г.Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. - М.: Педагогика, 1995. - 132 с.
234. Филонов Г.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции // Педагогика. - 1994. - №6.
235. Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.
236. Фильченков Г. И. Предупреждение и раскрытие групповых преступлений несовершеннолетних. - М., 1998.
237. Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье / Л.С. Алексеева и др. - М., 1999.
238. Хоменко И. А. Педагогическое просвещение родителей младших подростков в современной общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. - СПб., 1997. - 17 с.
239. Храмцова А.Д. Методико-социальные аспекты профилактики. - Л.: ВИПК, 1990. - 53 с.
240. Ценков Г. Потребности и взгляды несовершеннолетних правонарушителей // Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Под ред. В.Ф. Пирожкова. - М.: Акад. МВД СССР, 1980. - С. 138-153.
241. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. - М., 1980.
242. Шенфельдер Г. Должны ли дети быть трудными? - М.: Знание, 1982. - 96 с.
243. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. - Ростов н/Д., 1999. - 544 с.
244. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставанием в учении и отклонениями в поведении. - М., 1995. - 84 с.
245. Штофф В.А. Роль модели в познании. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1963. - 128 с.
246. Шульга Т.Н., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки // Прикладная психология и психоанализ. - 1998. - №2. - С. 34-56.
247. Энтин Г.М. Борьба с вредными привычками. - М.: Высшая школа, 1986. - 63 с.
248. Яркина Т., Агапова Г. Семья в меняющемся мире // Социальная работа. - 1994. - №2. - С. 33-35.
188
249. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию: Монография. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.