ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЦЕННОСТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ………………………….
1.2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
1.3. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ДОМА ПО ПРИСВОЕНИЮ ВОСПИТАННИКАМИ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ………………………….. ..
ГЛАВАII. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ДОМА ПО ПРИСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕИ
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯСНОПОЛЯНСКОГО ДЕТСКОГО ДОМА ПО ПРИСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ …………………..……... ..
2.2. АНАЛИЗ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯСНОПОЛЯНСКОГО ДЕТСКОГО ДОМА ПО ПРИСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
В условиях современной России очевидна необходимость изменения подходов к организации деятельности образовательных учреждений по присвоению подрастающим поколением духовных, нравственных, социальных и другого рода ценностей.
Проблемы, связанные с человеческими ценностями, ученые относят к числу важнейших научных философских, психологических, педагогических проблем. Это связано с той ролью, которую играют ценности в развитии человека и общества, выступая интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, культуры, нации, для человечества в целом. Питирим Сорокин усматривал в наличии целостной и устойчивой системы ценностей важнейшее условие как внутреннего социального, так международного мира. «Когда их единство, усвоение и гармония ослабевают – увеличиваются шансы международной или гражданской войны». Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису личности и общества, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей [37, 15].
Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последние годы в нашей стране, привели к разрушению привычной системы ценностей, включая социальные ценности (Отечество, семья, дружба, общение и др). В одном из выступлений в ТГПУ им. Л.Н. Толстого Н. Д. Никандров отметил, что с разрушением системы ценностей в нашей стране была разрушена и система патриотического воспитания, воспитания любви к своей стране, что признается и практически осуществляется во всем мире. «Главная причина этого, - отметил президент РАО, - состоит в утрате общей цели, в ценностном вакууме, в том, что в стране сегодня нет хотя бы некоторого согласия относительно того, что мы строим, по каким законам хотим жить» [44, 6].
Разрушение ценностных ориентиров не сопровождалось появлением сколько-нибудь равноценных новых, что породило многие социальные проблемы: кризис нравственности и правосознания, социальную нестабильность, политическую дезориентацию и деморали¬зацию населения, падение ценности человеческой жизни и многое другое. Налицо ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, экзистен¬циальный вакуум и многие другие симптомы социальной патологии (В. Франкл), возникшей на почве перелома ценностной основы и смыслового голодания [37, 15].
Исследования показывают, что при ранжировании ценностей большая часть респондентов-учащихся такие значимые для любого общества ценности, как «отечество», «нация», «народная культура» ставит на последние места. Особый смысл данная проблема приобретает в период общего духовного кризиса, в эпоху засилья масскультуры и американизации российского общества.
Рост числа дезадаптированных и неполных семей, разводов, отсутствие в стране ясной и продуманной программы поддержки материнства и детства свидетельствуют о снижении в российском обществе ценности семьи и семейных отношений.
Разрушение системы ценностей, резкое падение уровня жизни большей части населения, прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе привели к росту в нашей стране социального сиротства. Сегодня по числу сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детей, Россия занимает первое место в мире.
Изменение социального состава сирот, вызвавшее увеличение среди них количества детей со сложными, комплексными видами отклонений, с трудностями в развитии, обучении, поведении требуют особых педагогических подходов к воспитанию и развитию данной категории детей, включая организацию деятельности по принятию ими социальных ценностей.
Для детей-сирот, воспитывающихся вне семьи, в отрыве от общества, в условиях учреждений закрытого типа, формирование системы социальных ценностей приобретает особое значение.
Исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, показывают, что значительная часть детей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, имеет серьезные проблемы в личностном и физическом развитии.
Особую тревогу вызывают проблемы социальной адаптации и постинтернатного становления выпускников интернатных учреждений. Сегодня выпускник детского дома, испытывающий по выходе из него глубочайший кризис, порожденный трудностями социализации, не способен стать полноценным членом общества. Представители данной социальной группы испытывают трудности в профессиональном самоопределении, в браке, в установлении профессиональных и дружеских отношений, значительная часть пополняет ряды правонарушителей.
Одна из причин подобного положения кроется в несформированности у выпускников детских домов и интернатов системы ценностей и ценностных ориентаций, включая систему социальных ценностей.
Ценностные ориентации, в основе которых лежит система ценностей, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. Система ценностей напрямую связана с направленностью личности, определяет ее содержательную сторону и составляет основу мировоззрения человека, его взглядов на окружающий мир, отношений к другим людям, к себе, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте на основе сложившейся у молодых людей системы ценностей, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение (Б.С. Круглов, В.А. Ядов и другие).
Однако наши исследования, проведенные в детских домах Тульской области, показали, что деятельность по принятию воспитанниками-сиротами социальных ценностей педагогами этих учреждений специально организуется очень редко. Анкетирование воспитателей выявило, что 100 % из них считают такую работу важной и необходимой, но лишь 4 % смогли дать определение «ценности» и назвать отдельные ценности, входящие в номенклатуру социальных ценностей. Респонденты не смогли привести примеры классификаций ценностей, 51 % педагогов из известных групп ценностей назвали лишь моральные и общечеловеческие ценности. Никто из участников исследования не смог назвать уровни принятия человеком ценностей.
Одной из причин подобной ситуации является неразработанность в педагогической науке темы организации деятельности детского дома по принятию детьми-сиротами социальных ценностей.
В последние годы в ряде научных исследований и публикаций были рассмотрены отдельные проблемы воспитания и развития детей-сирот: преодоление трудностей социализации, профессионального и личностного самоопределения (Л.В. Байбородова, Л.Г. Жедунова, В.И. Кливер, Л.И. Кочкина, О.Н. Посысоев, М.И. Рожков и др.); социальной адаптации (В.И. Каверина, Б.А. Куган, Ю.В. Яблоновская); реабилитации (А.В. Гордеева, В.В. Морозов); коррекции (А. Ярулов); гуманизации воспитания в условиях интернатных учреждений (Н.П. Иванова, В.В. Беляков, Е.В. Виноградова, И.А. Горчакова, Е. Худенко и др.), построения гуманистических воспитательных систем (Т. Т. Бурлакова, П. Т. Ширяев, А. Н. Овчинников и Т. А. Рязанцева и др.). В работах Л. К. Сидоровой, Г. В. Семьи, И. Н. Андреевой, Б. Н. Лазарева, Н.Ф. Плясова, Г.И. Плясовой и др. представлен опыт работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, описаны программы их подготовки к семейной жизни. Однако в целом, при изучении публикаций, посвященных детским домам, стало ясно, что тема деятельности детского дома по принятию детьми-сиротами социальных ценностей исследована явно недостаточно, не выявлена ее специфика, не определены педагогические основы ее организации.
Актуализирует проблему тот факт, что аксиология как сравнительно новая отрасль российского обществознания начала активно разрабатываться нашими учеными лишь во второй половине 50-х годов XX столетия. К настоящему времени педагогическая аксиология только становится предметом самостоятельного научного поиска, и в этой области еще многое предстоит сделать.
Вместе с тем необходимо отметить, что русскими и зарубежными философами (Н. О. Лосский, М. Шелер, Ф. Ницше, В. П. Тугаринов. О. В. Дробницкий, С. Ф. Анисимов и др.) разработаны основы теории ценностей, раскрыта сущность понятия, выделены и описаны основные группы ценностей. В работах известных психологов и педагогов (К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, А. И. Высоцкий, В. И. Селиванов и др.) показана связь между системой ценностей человека, его эмоциональным и волевым развитием.
Проблема ценностных ориентаций рассмотрена в работах А.В. Мудрика, И. С. Кона, В. М. Кузнецова, И. С. Артюховой, Е. К. Киприяновой, Н. А. Кириловой, А. С. Шарова и др. В исследованиях ученых доказана необходимость и теоретически обоснован эмоционально-ценностный компонент содержания образования (И. Я. Лернер, И. К. Журавлев, Л. Я. Зорина), рассмотрены проблемы эмоционально-ценностного образования младших школьников (С. И. Маслов), доказана значимость и обоснована необходимость аксиологии для теории и практики педагогических исследований (Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, М. В. Богуславский), показаны пути формирования ценностных отношений в отдельных видах деятельности (Л. В. Куликова, Г. П. Савкина, А. Д. Солдатенков и др.), выявлено влияние усвоенных ценностей на личностные качества ребенка и его поведение (И. Я. Скворцова, О. Н. Прокопец).
Теория ценностей, воплотившая в науке и практике воспитания и образования принцип аксиологического подхода, стала значительным вкладом в развитие современной педагогики.
Однако ряд вопросов, связанных с организацией деятельности детского дома по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей, остается неразрешенным. В связи с этим возникает необходимость исследования данной темы в рамках теории ценностей.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили тему нашего исследования - «Организация внеучебной деятельности детского дома по присвоению детьми-сиротами социальных ценностей».
Цель исследования – выявление психолого-педагогических условий эффективной организации внеучебной деятельности детского дома по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей.
Задачи исследования:
1. Выявить основы теории ценностей в педагогической науке.
2. Провести анализ феномена социальных ценностей с целью определения значения данного типа ценностей для личностного становления детей-сирот и разработки основ организации деятельности детского дома по их присвоению воспитанниками.
3. Проанализировать проблему внеучебной деятельности детского дома в педагогической науке с целью выявления ее места в структуре деятельности детского дома и роли в развитии воспитанников-сирот.
4. Определить условия успешного присвоения детьми-сиротами социальных ценностей в процессе организации внеучебной деятельности детского дома.
5. Проанализировать опыт организации внеучебной деятельности детских домов по присвоению детьми-сиротами социальных ценностей.
6. Разработать рекомендации для воспитателей детских домов по организации внеучебной деятельности по присвоению детьми-сиротами социальных ценностей.
Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; анализ и обобщение передового педагогического опыта; педагогическое наблюдение; индивидуальные и групповые беседы, интервью; анкетирование, тестирование, изучение психологической, педагогической и медицинской документации, продуктов деятельности детей; методы математической статистики.
Исследование проводилось на базе Яснополянского детского дома и Советской школы-интерната Щекинского района Тульской области. Исследованием было охвачено 102 воспитанника, 112 выпускников детского дома, 74 воспитателя.
Теоретическое исследование и изучение педагогического опыта детских домов дает основание сделать следующие выводы:
1. Создание теории ценностей стало значительным вкладом в развитие современного образования. Основные положения теории ценностей при неразработанности методологии организации ценностно-ориентированной жизнедеятельности детского дома могут стать теоретико-методологической базой ее совершенствования.
2. Специфика жизнедеятельности детского дома определяется особенностями личностного развития детей-сирот. В силу этой специфики важное место в структуре деятельности детского дома занимает внеучебная деятельность, способствующая созданию естественных условий для развития воспитанников и принятия ими социальных ценностей.
3. При организации внеучебной деятельности в детском доме, направленной на принятие детьми-сиротами социальных и другого рода ценностей, особая роль принадлежит ценностно-ориентированной деятельности по интересам, организуемой в крупных воспитательных блоках (клубы, центры по интересам).
4. Для эффективной организации внеучебной деятельности детского дома по принятию воспитанниками-сиротами социальных ценностей необходимо создание следующих психолого-педагогических условий, выявленных в ходе исследования:
─ обеспечение развития эмоционально-волевой сферы ребенка, включая создание атмосферы психологического комфорта; оптимизацию жизнедеятельности детского дома, гуманизацию и оптимизацию отношений; эмоциональную насыщенность и мажорный стиль жизни детского дома; свободу в выражении чувств, атмосферу совместного переживания и эмоционально-волевого напряжения;
─ разработку и реализацию содержания и технологий воспитания, направленных на принятие детьми-сиротами социальных ценностей, адекватных конкретным ценностям: разработку программ семейного воспитания, включая организацию патроната и института временной семьи, работу с семьями воспитанников и т.д. - при принятии ценностей семьи и семейных отношений; организацию деятельности по изучению и восстановлению памятников отечества и культуры, разработку и реализацию культурно-образовательных маршрутов по историческим и памятным местам – при принятии ценностей «отечество», «русский народ»; организация тренингов общения, многообразных видов деятельности, которые создавали бы естественные условия для общения и т. д. – при принятии ценности общения;
─ обеспечение вариативности и преемственности деятельности по принятию социальных ценностей на всех этапах развития ребенка;
─ включение деятельности по принятию социальных ценностей детьми-сиротами в контекст деятельности детского дома по принятию воспитанниками остальных групп базисных ценностей (духовных, нравственных, эстетических, религиозных, интеллектуальных и пр.);
─ организация развивающей среды, способствующей принятию социальных ценностей детьми-сиротами, в частности, создание таких основных средовых архетипических форм, как «дом», «храм», «мастерская» и других;
─ личностно-профессиональный рост педагогов детского дома, их ориентация на формирование собственной системы социальных и другого рода ценностей.
5. В процессе исследования на основе анализа внеучебной деятельности Яснополянского детского дома и исследования ценностных ориентаций воспитанников этого учреждения, а также Советской школы-интерната, была показана тесная связь между наличием в учреждении интернатного типа выявленных нами условий и уровнем принятия их воспитанниками социальных ценностей.
Результаты научного исследования дают основание сделать вывод о важности, значимости и результативности выявленных нами условий, необходимых для принятия детьми-сиротами социальных ценностей. Это подтверждается всей логикой исследования и полученными в ходе его диагностическими результатами.
Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что цель данного исследования, заключавшаяся в выявлении психолого-педагогических условий эффективной организации внеучебной деятельности детского дома по принятию воспитанниками-сиротами социальных ценностей, достигнута.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал требует развития и уточнения. В частности, может представлять интерес для дальнейшего исследования проблема активных педагогических технологий, направленных на принятие детьми-сиротами духовных, нравственных и другого рода ценностей.
1. Адреса опыта: Обобщение и анализ опыта работы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по основным направлениям Федеральной программы «Дети-сироты».– М., 1998.– 68 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили.– М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.– 554 с.
3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика. – 1999. - № 4. – С. 117-121.
4. Алексеев, В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В.Г. Алексеев. – М., 1979.
5. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимов. – М.: Мысль, 1998.
6. Анисимов, С.Ф. Ценности реальные и мнимые / С.Ф. Анисимов. – М.: Мысль, 1970.
7. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев/ - М.: Мысль, 1976.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович.– М.: Просвещение, 1968.– 463 с.
9. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно-ориен-тированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика.– 1995.– № 4.– С. 29–36.
10. Бурлакова, Т. Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома: Реализация философско-педагогических идей Л.Н. Толстого в практике Яснополянского детского дома / Т. Т. Бурлакова. - Тула: Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования, 2001.– 265 с.
11. Бурлакова, Т. Т. От Яснополянского детского дома – к Яснополянскому центру «Детство» / Т. Т. Бурлакова // Тул. шк.– 1998.– № 2.– С. 37–40.
12. Бурлакова, Т. Т. Мир памяти: Толстовские места Тульского края / Т. Т. Бурлакова.– Тула, 1999. – 175 с.
13. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Ред.-сост. Н. П. Иванова.– М.: АПО, 1996.– 104 с.
14. Воспитательная система школы: Сб. статей / Отв. ред. Л. И. Новикова; Пед. о-во РСФСР.– М., 1991.– 132 с.
15. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е. Н. Степанова.– М.: Творч. центр, 2000.– 128 с.
16. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский: В 6 т.– М.: Педагогика, 1983–1984.
17. Гаврилова, Т.П. О воспитании нравственных чувств / Т.П. Гаврилова. – М.: Знание, 1984.
18. Государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации». – М., 1995.
19. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой.– М., 1998.– 350 с.
20. Детский дом – теплый дом (О некоторых путях оптимизации учебно-воспитательной работы учреждений для детей-сирот).– М.: Дом, 1995.– 35 с.
21. Донцов, А. И. О ценностных отношениях личности / А. И. Донцов // Сов. педагогика. - 1974. - N5.
22. Ежов, И. В. Актуальность педагогических идей Л. Н. Толс¬того при создании условий современного свободного воспитания / И. В. Ежов // XXIV Междунар. Толстов. чтения.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1998.– С. 125–128.
23. Ежов, И. В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка: Психологические основы духовной педагогики / И. В. Ежов.– Тула: Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования, 1997.– 128 с.
24. Ежов, И. В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Яснополянского детского дома / И. В. Ежов.– Ясная Поляна, 1997.– 12 с.
25. Заславская, О. В. Обучение как фактор формирования и развития воспитательной системы школы / О. В. Заславская.– Тула: Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования, 1997.– 187 с.
26. Иванова, Н. В. Педагогический смысл помощи и поддержки / Н. В. Иванова, Т. В. Фролова // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: Материалы Всерос. конф. / Под ред. О. С. Газмана.– М., 1996.– С. 32–36.
27. Инновации в российском образовании. Система предупреждения социального сиротства. 2000.– М.: Изд-во МГУП, 2000.– 80 с.
28. Инглхарт, Р. Культурный сдвиг в развитом индустриальном обществе / Р. Инглхарт. - 1990.
29. Караковский, В. А. Стать человеком. Общечеловеческие цен¬ности – основа целостного учебно-воспитательного процес¬са / В. А. Караковский.– М.: Творч. педагогика, 1993.– 80 с.
30. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание... Воспи¬тание! Теория и практика школь¬ных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова.– М.: Новая шк., 1996.– 160 с.
31. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон.– М.: Наука, 1967.– 269 с.
32. Корчак, Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании / Я. Корчак.– М.: Политиздат, 1990.– 493 с.
33. Кочкина, Л. С. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях дома детства: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Л. С. Кочкина.– М., 1998.– 18 с.
34. Краевский, В. В. Содержание образования: вперед к прош¬лому / В. В. Краевский // Перемены.– 2001.– № 2.– С. 128–149.
35. Кудрявая, Н. В. Лев Толстой о смысле жизни / Н. В. Кудрявая.– М.: Красный пролетарий, 1993.– 176 с.
36. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. В. С. Мухина.– М.: Просвещение, 1991.– С. 205–213.
37. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопр. филос. - 1996. - N4.
38. Леонтьев, Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д. А Леонтьев. – http://www.ipk.alien.ru
39. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в моделировании / Ю. С. Мануйлов // Модели¬рование воспитательных систем: теория– практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой.– М.: Изд-во РОУ, 1995.– С. 99–109.
40. Маслов, С. И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников / С.И. Маслов. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1999.– 127 с.
41. Маслов, С. И. / С.И. Маслов. Дидактические основы реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании. Автореф. …докт. пед. наук. – М.:, 2000.– 34 с.
42. Мухина, В. С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях / И. А. Мухина // Воспитание и развитие детей в детском доме.– М., 1996.– С. 7–11.
43. Назаров, В. Н. Философия в вопросах и ответах: Опыт философской пропедевтики / В. Н. Назаров.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1996.– 330 с.
44. Никандров, Н. Д. Российская духовная идея как основа общественного воспитания / Н. Д. Никандров // Православие в современном обществе.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1999.– С. 5–21.
45. Никандров, Н. Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика.– 1998.– № 3.– С. 3–10.
46. Новиков, Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Новиков.– М., 1959.
47. Новикова, Л. И. Воспитание как педагогическая категория / Л. И. Новикова // Педагогика.– 2000.– № 6.– С. 28–35.
48. Олиференко, Л. Я. Инновации в работе специалистов социально-психологических учреждений / Л. Я. Олиференко, Е. Е. Чепурных, Т. И. Шульга, А. В. Быков. – М., 2001. - 320 с.
49. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Вып. 4.– М.: ТОО «СИМС», 1995.– 64 с.
50. Педагогика: Учеб. / Под ред. П. И. Пидкасистого.– М.: Роспедагентство, 1996.– 604 с.
51. Педагогика и логика.– М., 1993.– 415 с.
52. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов / И. П. Подласый: В 2 кн.– Кн. 2: Процесс воспитания.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.– 256 с.
53. Права ребенка. Основные международные документы / Ред-сост. Е. М. Рыбинский.– М.: Дом, 1992.– 68 с.
54. Практическая реабилитационная педагогика: Учеб.-метод. пособие для воспитателей.– М.: АПО, 1996.– 64 с.
55. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учеб. пособие.– Ярославль, 1997.– 196 с.
56. Прихожан, А. М. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества) / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых.– М.: Педагогика, 1990.– 160 с.
57. Прихожан, А. М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе / А. М. Прихожан.– М.: ТЦ «Сфера», 2000.– 192 с.
58. Проект «Школа здоровья» / Под общ. ред. И. В. Кузнецовой.– М., 1999.– 208 с.
59. Прутченков, А. С. Школа жизни: Метод. разработки соц.-психол. тренингов / А. С. Прутченков; Пед. о-во России.– М.: МООДиМ «Новая цивилизация», 2000.– 192 с.
60. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской.– М.: Педагогика, 1990.– 264 с.
61. Психология: Слов. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.– 2-е изд., испр. и доп.– М.: Политиздат, 1990.
62. Ремизов, В. Б. Л. Н. Толстой: Диалоги во времени / В. Б. Ремизов.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1999.– 302 с.
63. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1976.
64. Северина, Г. И. Дом Соколовой (Повесть о Яснополянском детском доме) / Г. И. Северина.– Тула: Приок. кн. изд-во, 1978.– 96 с.
65. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г. К. Селевко.– М.: Нар. образование, 1998.– 256 с.
66. Семья, Г. В. Методические материалы к курсу «Со¬циально-психологические и организационные основы работы с приемными и патронатными семьями» / Г. В. Семья.– Москва; Тула: ТОО «Симс», 1999.– 96 с.
67. Семья, Г. В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. В. Семья, Н. Ф. Плясов, Г. И. Плясова. – М., 2001. – 176 с.
68. Закон добра / Ф. А. Соколова. – М.: Мол. гвардия, 1987.– 303 с.
69. Соколова, Ф. А. Дом родной: Записки директора детского дома / Ф. А. Соколова.– М.: Мол. гвардия, 1978.– 303 с.
70. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. – Санкт-Петербург, 2001. – 752 с.
71. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой; Сост. и авт. вступ. ст. Н. В. Вейкшан (Кудрявая).– М.: Педагогика, 1989.– 544 с.
72. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.
73. Тугаринов, В.П. Теория ценностей в марксизме / В.П. Тугаринов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
74. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1986.
75. Философский энциклопедический словарь. – М.: Политиздат, 1986.
76. Шелер, М. Избранные произведения / М. Шелер. – М., 1994.
77. Ширяев, П. Т. Формирование гуманистической воспитательной системы «семейного типа» в условиях школы-ин¬тер¬ната: Автореф. дис. … канд. пед. наук / П. Т. Ширяев.– М.: Изд-во МПГУ, 1999.– 20 с.
78. Щедровицкий, Г. П. Система педагогических исследований / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика.– М., 1993.– С. 16–200.
79. Ямко, Н. Н. Человеческая жизнь как высшая социальная ценность / Н.Н. Ямко. – http://www.prof.msu.ru