ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ 12
1.1. Социально - экономическое содержание безработицы 12
1.2. Классификация видов и факторов безработицы 26
1.3. Политика регулирования занятости и безработицы 43
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В ИССЛЕДУЕМЫХ ГОРОДАХ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 63
2.1. Количественная и качественная характеристика безработицы.... 63
2.2. Причины безработицы и факторы ее формирования,
носящие общий характер 85
2.3. Специфические факторы безработицы 116
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ . 131
3.1. Основные приоритетные направления региональной политики занятости 131
3.2. Пути регулирования безработицы в однотипных городах Самарской области 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 175
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 187
ПРИЛОЖЕНИЕ 192
Осуществление в России курса на радикальное реформирование экономики сопровождается кризисом в социально - экономической сфере, значительны-ми изменениями в сфере занятости и обострением ситуации на рынке труда. На этом фоне наблюдается рост безработицы, ее продолжительность приобретает долговременный, застойный характер. Вместе с ростом безработицы увеличиваются многочисленные издержки, охватывающие различные стороны общественной жизни. Независимо от того, какие причины лежат в основе безработицы, она сопровождается рядом экономических, финансовых, медицинских, семейных, эмоциональных последствий. Жертвами безработицы становятся многочисленные коллективы рабочих и служащих, их семьи, отдельные регионы и целые го-рода. Перерастание безработицы в явление, носящее массовый характер, чревато не только социально-экономической напряженностью, но и возможностью политических преобразований общества. Все это наносит непоправимый ущерб переходному процессу в целом. Следовательно, предотвращение чрезмерного роста безработицы, недопущение перерастания ее в долговременную, застойную является из важнейших задач общества.
Особое значение решение этой задачи имеет для Самарской области. Здесь несмотря на то, что уровень безработицы лишь в незначительной степени превышает общероссийский, темпы роста безработицы весьма высоки. Достаточно отметить, что за последний период (1995 - 1997 г.г.) уровень официально регистрируемой безработицы в области увеличился с 1,93% до 3,75% или в 1,94 раза, в то время как в целом по России он уменьшился с 3,15% до 2,75% или на 12,7%’. Особенно сложным является положение в отдельных городах области, где относительные размеры безработицы достигают критического уровня, что свидетельствует о массовом ее характере.
Рассчитано на основании данных ФГСЗН России и Департамента ФГСЗН по Самарской области. Комитета государственной статистики РФ и Самарской области (№27,с.33,34; №73, с.З; №78, с.З) им размерам в несколько раз превышает ее официальный уровень, значимость безработицы и ее социально - экономических последствий возрастает до необходимости глубокого и всесторойнего изучения этого явления в Самарской области и ее отдельных городах.
Необходимость подобного исследования в городской местности обусловливается также тем, что процессы, лежащие в основе безработицы, происходят прежде всего в городах, которые являются первичным звеном территории. Под воздействием различий в природно-ресурсных условиях, демографической ситуации, отраслевой специализации промышленности, уровне социально - экономического развития (СЭР) , которые присущи городам области, процессы формирования безработицы приобретают особенный характер, без учета которого ее решение становится малоэффективным. Более того именно на предприятиях определяется судьба экономических реформ, возникают трудовые конфликты, рас-тет социальная напряженность и взрывоопасность, порождаемые чрезмерно высоким уровнем безработицы. Поэтому изучение и регулирование занятости и безработицы следует в первую очередь проводить на уровне муниципальных образований.
В последние годы значительно возрос интерес к теоретическому осмыслению рыночных отношении в трудовой сфере. Исследованию общих для страны в целом и региональных проблем трудовых ресурсов, занятости, безработицы, в частности, в период трансформации экономической системы посвящены научные труды многих отечественных экономистов, таких как Ананьев А.Н., Антосенков Е.Г., Безгребельная И.Ю., Горелов Н.А., Емцов Р.Г., Заславская Т.И., Зубкова А.Ф., Катульский Е.Д., Кашепов А.В., Колосова Р.П., Косаев А.Г., Костаков В.Г., Куликов В.Г., Маслова И.С., Микульский К.И., Никифорова А.А.,Павленков В.А., Прокопов Ф.Т., Семенов А.С., Слезингер Г.Э., Чижова Л.С. и других.
Исследования вышеназванных авторов внесли существенный вклад в теоретические концепции, методологический и методический инструментарии их реализации преимущественно на макроуровне.
Менее исследованы проблемы безработицы на региональном уровне. Они получили отражение в работах таких авторов как Дадашев А.З., Зайончковская Ж.А., Котляр А.Э., Маркова Н.И., Хасаев Г.Р. и др.
Актуальность проблемы безработицы в условиях формирования новых социально-экономических отношений также определяется тем, что нерешенность ряда вопросов теоретического и методологического характера, недостаточная изученность проблемы безработицы на региональном уровне вызывает необходимость исследования этой проблемы с позиции дополнительных подходов. Так, в экономической литературе продолжают быть дискуссионными вопросы, связанные с определением понятия безработицы, раскрытием ее социально- экономического содержания и оценкой: является ли безработица социальным бедствием, с которым надо бороться любыми средствами или она - осознанная необходимость. Сложность и гетерогенность безработицы определяют существование многих ее разновидностей, в силу чего многими авторами разрабатываются различные варианты классификаций типов, видов безработицы, а также факторов, ее порождающих. Недостаточно разработаны и научные основы регулирования занятости и безработицы. В экономической литературе до сих пор нет однозначного понимания того, сам ли рынок труда посредством механизмов саморегулирования может устранить дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы или для этого необходимо вмешательство государства и какова должна быть степень этого вмешательства. Ждут своего решения вопросы оптимального соотношения между активной и пассивной политиками занятости в условиях крайней ограниченности финансовых ресурсов, необходимых для их реализации. Мало научных работ, в которых муниципальное образование рассматривается в качестве объекта исследования. Нуждаются в новых подходах и дополнительных исследованиях такие методические вопросы как типологизация городов по определенным показателям, от которой зависит дифференциация политики занятости и определение возможностей городов для их самостоятельного выхода из кризиса, а следовательно, и решения проблемы безработицы. Без раз-работки этих вопросов трудно получить серьезные научные и прикладные результаты.
Таким образом, большое социально-экономическое значение проблемы безработицы, состояние которой является одним из индикаторов, определяющих эффективность экономических реформ и социальную напряженность в обществе, недостаточная разработанность данной проблемы в теоретическом, методическом, методологическом, региональном аспектах предопределили выбор темы диссертационной работы, цель, задачи, объект и предмет исследования.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа количественной и качественной характеристики состояния безработицы и факторов, ее обусловливающих, выявить особенности и разработать основные приоритетные направления и конкретные мероприятия по регулированию занятости и безработицы в однотипных городах Самарской области.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы общая и частные за-дачи исследования. Общая задача состоит в том, чтобы в условиях глубокого и всестороннего кризиса предотвратить перерастание безработицы в массовую, долговременную, застойную и смягчить ее социальные последствия.
Для достижения поставленной цели в исследовании были определены следующие частные задачи:
- дать определение понятия безработицы, раскрыть ее социально- экономическое содержание и обосновать вывод о неоднозначности ее оценки;
- разработать классификации типов, разновидностей безработицы и факто-ров ее формирующих;
- определить новые подходы к выработке региональной политики регулирования занятости и безработицы в современных условиях;
- изучить количественную и качественную характеристики безработицы и выявить их особенности в однотипных городах и районах области;
- установить причины безработицы и факторы ее формирования, носящие общий и специфический характер;
- обосновать основные направления региональной политики занятости, конкретные пути и мероприятия по регулированию безработицы с учетом особенностей состояния рынка труда и СЭР исследуемых городов области.
В качестве объекта данного исследования были выбраны три из десяти городов области - Самара, Новокуйбышевск и Кинель.
Самара - представляет собой группу городов, которые по численности постоянного населения относятся к сверхкрупным административно- территориальным образованиям, где уровень официально регистрируемой безработицы ниже, а уровень СЭР - выше аналогичных среднеобластных показателей; отраслевая структура экономики отличается преимущественным развитием машиностроения, в котором высок удельный вес предприятий ВПК, что типично для многих городов области.
Новокуйбышевск является представителем группы средних по численности населения городов, в которых уровни безработицы и СЭР почти одинаковы со среднеобластными показателями, а отраслевая структура промышленности носит монофункциональный характер, в которой преобладают нефтепереработка и нефтехимия.
Кинель характеризует группу малых по численности населения городов, в которых уровень безработицы в несколько раз выше, а уровень СЭР - значительно ниже аналогичных показателей в среднем по области. Кинель также является представителем городов со слаборазвитой экономической базой, пред¬приятия которой до настоящего времени не сумели выйти из кризисного состояния.
Таким образом, -выбор объектов исследования позволил представить три группы городов однотипных по численности населения, уровням безработицы и СЭР, которые характеризуют разные возможности этих городов по самостоятельному выходу из кризиса и решению проблемы чрезмерного роста безработицы. Использование данного методического подхода к выбору объектов исследования позволяет повысить научную обоснованность результатов диссертационной работы, а также получить их с наименьшими затратами сил и времени при обеспечении необходимого уровня репрезентативности.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения, характеризующие безработицу в однотипных городах области.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды российских и зарубежных экономистов - современников и специалистов, а также классиков экономической теории по проблемам в области занятости и рынка труда, официальные документы государственных, правительственных, хозяйственных органов, материалы законодательных и нормативных актов органов государственной власти Российской Федерации и Самарской области, относящиеся к теме диссертационной работы.
В качестве статистической базы применялись данные Государственного комитета по статистике РФ и Самарской области, Федеральной государственной службы занятости населения (ФГСЗН) России; Департамента ФГСЗН по Самарской области и ее городских управлений; оперативного и единовременного учета предприятий, организаций и учреждений; Комитета по экономике и финансам Администрации Самарской области, Администраций исследуемых городов области.
В исследовании были использованы методы простых и комбинационных статистических группировок, анализа динамических рядов, сравнительного анализа и ранжирования, а также методы исчисления относительных показателей, интенсивности, различных средних величин, совокупного (обобщающего) показателя уровня СЭР исследуемых городов и Самарской области в целом.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Дополнено и уточнено существующее понятие безработицы, раскрыто ее социально-экономическое содержание, обоснована нецелесообразность ее однозначной оценки;
2. Предложены:
- две классификации типов и видов безработицы, вытекающие из сложности и гетерогенности ее как социально-экономического явления и обеспечивающие возможность определения критического состояния безработицы в регионе, его городах, среди различных социально-демографических групп и категорий безработных;
- классификация факторов, обусловливающих безработицу, основанная на использовании нового методического подхода, предусматривающего систематизацию факторов на две группы - общего и специфического и введение во вторую группу наряду с природно-ресурсными, демографическими условиями, отраслевой специализацией промышленности, дополнительного фактора - уровня СЭР. Это позволило выявить различия исследуемых городов области в стартовых условиях и определить их способности самостоятельного выхода из кризиса, а следовательно, и решения проблемы роста безработицы;
- методический подход типологизации городов области на однотипные группы по численности населения, уровню безработицы и уровню СЭР;
- новые подходы к выработке региональной политики занятости, предусматривающие: соотношение роли рыночных механизмов самонастройки и государства в регулировании процессов, происходящих в сфере занятости и на рынке труда; усиление роли регионов и особенно городов в этих процессах; дифференциацию региональной политики занятости на три стратегии действий служб занятости, обеспечивающих обоснованность выбора основных приоритетных на-правлений этой политики, установления оптимального соотношения между активными и пассивными методами содействия занятости и экономное расходование финансовых средств, необходимых для их реализации.
3. Произведена количественная и качественная оценка состояния безработицы и выявлены ее особенности в исследуемых городах области для обеспечения целенаправленного характера мер регулирования занятости и безработицы в них.
4. Установлена специфика причин безработицы в изучаемых муниципальных образованиях. На основании анализа социально-экономической ситуации, сложившейся в них, применения в качестве обобщающего показателя - уровня СЭР и метода ранжирования было определено влияние факторов общего и специфического характера и их особенности на причинную обусловленность безработицы, а также были выявлены возможности для саморазвития, а следователь¬но, и противостояния чрезмерному росту безработицы в каждом из трех исследуемых городов Самарской области.
5. На основе применения новых методических подходов были определены основные приоритетные направления региональной политики занятости.
С учетом особенностей, выявленных в ходе анализа количественных, качественных параметров безработицы и факторов ее формирования в исследуемых городах, были также разработаны конкретные пути, предусматривающие пере-ориентацию деятельности служб занятости в сторону реализации активных мер содействия занятости и предотвращения чрезмерного роста безработицы в муниципальных образованиях.
Практическая значимость полученных в ходе исследования результатов состоит в том, что они ориентируют на выработку новой политики занятости, ее регионализацию, выбор приоритетных направлений и дифференциацию в разрезе однотипных групп городов Самарской области, а также внедрение в них конкретных мероприятий активного воздействия областной и городских служб занятости, направленное на противодействие процессам нарастания безработицы.
Предлагаемые методики могут быть использованы как для мониторинга и маркетинга основных параметров рынка труда, так и решения задач его прогнозирования.
Отдельные положения, обоснованные в диссертационном исследовании, могут быть учтены федеральными органами, осуществляющими разработку нормативно-правовой базы в сфере занятости населения.
Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и практические рекомендации диссертации изложены в научных статьях соискателя общим объемом 1,5 печ. листа. Они докладывались и обсуждались на конференциях, семинарах, совещаниях: Всероссийской научно-практической конференции «Самарская область на пороге XXI века: стратегия социально- экономического развития (1998 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Социально-трудовая сфера: динамика, качество трудового потенциала, проблемы управления»(1998 г.); Региональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития социально-экономического развития Самарской области» (1997 г.) и др.
Структура работы. Характер поставленных автором целей и задач, содержание исследования определили его структуру. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения
1. Дополняя и уточняя существующее определение понятия безработицы и раскрывая ее социально - экономическое содержание, мы считаем, что безработица - это резерв трудового потенциала, характеризующий естественное состояние рыночной экономики. Являясь необходимой, внутренне обусловленной частью движения рабочей силы, безработица носит объективный характер. По своему экономическому содержанию безработица выполняет функции по распределению и перераспределению рабочей силы в соответствии с потребностями развития производства. Социальное содержание характеризует безработицу как один из способов удовлетворения требований трудящихся, которые они предъявляют к месту работы, а также носит личностный характер, обусловленный частными особенностями и интересами людей.
Несмотря на существенную роль в воспроизводственном процессе рабочей силы и объективный характер безработица не является совершенным средством выполняемых ею функций, т.к. сопровождается значительными социально- экономическими последствиями. Это обусловливает необходимость разработки
и принятия мер регулирования безработицы. В то же время отдельным видам безработицы свойственны и положительные результаты как на микро-, так и на макроэкономических уровнях. Это свидетельствует о сложности феномена безработицы и нецелесообразности ее однозначной оценки.
2. В работе показано, что гетерогенность безработицы определяет существование множества ее разновидностей и классификаций, отражающих различные точки зрения авторов, их разрабатывающих. В связи с этим в исследовании даются три классификации, характеризующие типы и разновидности безработицы, а также факторы, ее обусловливающие. Значимость первых двух из вышеперечисленных классификаций состоит в том, что благодаря им обеспечивается возможность не только определить, является ли критическим положение на рынке в регионе и его территориях, но и среди каких половозрастных групп и категорий безработных, имеющих тот или иной уровень образования, наблюдается особенно высокий уровень безработицы, а самое главное, - по какой причине. Третья классификация, характеризующая факторы формирования безработицы, позволяет выявить различия городов России и ее субъектов, в частности, Самарской области, в стартовых условиях, а следовательно, определить их разные способности адаптироваться к рыночным условиям хозяйствования. Кроме того эта классификация позволяет разделить города на однотипные по уровню безработицы - низкому, умеренному (среднему) и максимальному, а также по их уровню социально-экономического развития с тем, чтобы обеспечить дифференцированный подход к регулированию размеров безработицы в них. Следовательно, результаты данного раздела работы носят не только методический, но и приклад¬ной характер. С одной стороны, в значительной степени облегчается проведение социально-экономического анализа безработицы, а с другой, - типологизация го-родов на однотипные их группы служит основой для разработки и дифференциации мер по регулированию безработицы в них.
3. Неоднозначность мнений зарубежных и отечественных ученых относительно политики занятости на современном этапе, роли государства и регионов, соотношения между активной и пассивной политиками занятости обусловила необходимость автору диссертационной работы обосновать по этим проблемам свою собственную точку зрения. Она предусматривает: переход от монетаристского метода регулирования занятости к кейнсианскому при приоритетном применении активной политики занятости, представляющей в теоретическом аспекте синтез регулируемой и гибкой моделей рынка труда; установление пороговых значений (пределов) естественного, социально-ориентированного (допустимого) и массового уровней безработицы для выбора механизма регулирования занятости и безработицы; более четкое разграничение функций, выполняемых государственными и региональными органами управления по разработке и реализации политики занятости, предусматривающее передачу государством существенной части функций в регионы и признание занятости и безработицы преимущественно городскими проблемами; применение предлагаемой автором диссертации методики типологизации городов региона. Основанная на взаимосвязи показателей, характеризующих состояние СЭР и рынка труда в городах Самарской области, эта методика позволяет: дифференцировать политику занятости на три стратегии действий службы занятости; устанавливать приоритетность выбора основных направлений этой политики; обеспечивать оптимальное соотношение между активными и пассивными мерами содействия занятости в однотипных городах региона, а также экономное расходование средств областного и городских бюджетов и фондов занятости в условиях их дефицита.
4. Настоящей работой было доказано, что Самарская область по ситуации, складывающейся на рынке труда, является относительно благополучным регионом, т.к. уровень безработицы в ней только последние два года лишь незначительно стал превышать среднероссийский. Однако за этими усредненными показателями скрываются города, где уровень безработицы достигает критической отметки и даже выходит за ее пределы. В связи с этим исследование количественной и качественной характеристики безработицы дало возможность выявить следующие ее особенности в трех городах области.
Одной из особенностей количественной характеристики безработицы является высокий динамизм роста как абсолютного, так и относительного показателя безработицы во всех трех исследуемых городах. Однако Самара, относящаяся к группе городов с минимальным уровнем безработицы, является лидером среди трех объектов исследования по темпам роста абсолютного и относительного показателей безработицы Кинель, относящийся к группе городов с критической ситуацией на рынке труда, естественно, является лидером по размерам уровня безработицы, который от двух до четырех раз выше, чем в среднем по России, Самарской области и ее городской местности.
Исследованием было установлено, что динамизм роста масштабов безработицы в исследуемых городах не вызвал изменения их статуса: Самара, Новокуйбышевск и Кинель так и остались в группах однотипных городов, в которых уровень безработицы соответственно ниже, почти одинаков и значительно выше среднеобластного уровня. Это связано с высокими темпами роста количественных показателей безработицы в Самарской области в целом. Вместе с тем за последние три года степень поляризации между городами по уровню безработицы уменьшилась, особенно между Самарой и Новокуйбышевском, поскольку темпы роста данного показателя в областном центре были значительно выше, чем в Новокуйбышевске.
В работе обоснованы следующие особенности продолжительности безработицы. В ее структуре преобладает краткосрочный (до 4-х месяцев) период, до¬ля которого достигает наибольшей величины в Новокуйбышевске.
Однако, постепенно снижаясь, краткосрочная безработица вытесняется более длительным ее периодом - среднесрочным (от 4 до 8 месяцев), застойным (8-12 мес.) и хроническим (более 1 года). В Самаре и Кинеле эти негативные процессы охватывают все три перечисленные периоды, а Новокуйбышевске - первый и последний. В результате за последние три года средняя продолжительность безработицы увеличилась в Самаре с 5 до 7 мес.; Новокуйбышевске - с 5 до 6 мес., Кинеле - с 4,5 до 7,4 мес. Данная ситуация позволила сделать вывод о том, что во всех городах, но особенно Кинеле, рост продолжительности безработицы свидетельствует об ухудшении ситуации на рынке труда и обострении проблемы безработицы.
5. Обеспечение целенаправленного подхода к регулированию безработицы обусловило необходимость изучения качественного состава безработных. Исследование их социально-демографической характеристики показало, что во всех трех городах безработица является преимущественно женской проблемой, охватывая в первую очередь женщин в возрасте 30 - 49 лет, а во вторую - молодежь от 18 до 29 лет. Установлено, что в Кинеле и особенно Самаре женская безработица отличается большей интенсивностью. Но если в малых городах (Кинель) безработица приобретает острый характер для работниц среднего и зрелого возраста, в крупных городах (Самара) - для предпенсионеров и служащих, то в средних городах (Новокуйбышевск) - для молодежи, особенно для возрастной группы от 18 до 24 лет. Спецификой безработицы в средних городах в последнее время является преобладание численности мужчин на рынке труда.
6. Для определения путей регулирования безработицы важно не только установить различия ее уровня у отдельных социально-демографических групп, но и основные причины их увольнения. Настоящей работой доказано, что не¬смотря на общую для всех трех городов структуру причин безработицы, одинаковые тенденции роста доли безработных, уволившихся добровольно и вынужденно, а также снижение этой доли среди выпускников, значимость отдельных причин в объектах исследования неодинакова.
Установлено, что в структуре причин безработицы во всех трех городах первое место занимает фрикционная безработица, но самая высокая по размерам ее доля, а также темпы роста в Новокуйбышевске. Высвобождение работников в структуре причин безработицы занимает второе место в трех городах. Однако самая большая их доля в Самаре, а самые высокие темпы роста этой доли - в Кинеле. По выпускникам, нуждающимся в трудоустройстве, несмотря на тенденцию замедления темпов их роста во всех трех городах, темпы роста абсолютной численности выпускников достигают наибольших размеров в Самаре и Новокуйбышевске .
Доказано, что количественные и качественные параметры и причины безработицы во многом зависят от социально-экономической ситуации, сложившейся в исследуемых городах. Ее исследование показало, что тяжелое финансовое положение предприятий, не позволяющее своевременно производить оплату труда занятых работников и выплачивать выходное пособие высвобождающимся, а также наличие скрытой безработицы, в результате которой работники не в полной мере обеспечиваются работой, а значит, и заработком, приводят к добровольному принятию решения сменить данное место работы на лучшее во всех отношениях. Действие этих факторов оказывает влияние на величину доли фрикционной безработицы во всех трех городах, но в наибольшей степени Новокуйбышевске и Кинеле.
В работе показано, что медленная структурная перестройка, с одной стороны, обусловливает более низкую долю высвобождаемых работников по сравнению с долей фрикционных безработных во всех трех городах. С другой стороны, структурный регресс, последствия которого проявляются в наибольшей степени в Самаре, а также рост числа обанкротившихся предприятий в Кинеле являются факторами, обусловливающими высокую долю структурной безработицы в этих двух городах.
Было также установлено, что основными факторами безработицы среди выпускников являются несоответствие системы образования потребностям производства, низкий уровень жизни населения в малых городах, который не обеспечивается трудом одного члена семьи, а также наличие определенных возможностей для трудоустройства выпускников в неформальных структурах в крупных и средних городах области.
Доказано, что на безработицу оказывают влияние не только перечисленные факторы общего, но и специфического характера. Было определено, какие из последних факторов способствуют разрешению проблемы занятости, а какие препятствуют этому. Так, если природные (климатические) условия не вызывают неблагоприятного воздействия на жизнедеятельность жителей, а наличие в достаточном количестве водных ресурсов способствует высокому уровню водообепечения и водопотребления во всех трех исследуемых городах, то в отношении земельных ресурсов и полезных ископаемых существует ряд трудностей. В работе показано, что недостаток земельных резервов для гражданского и промышленного строительства в Самаре и Новокуйбышевске, их полное отсутствие в Кинеле наряду с дефицитом основных видов полезных ископаемых (особенно нефти из-за истощенности ее запасов в Самарской области), являются факторами, сдерживающими СЭР изучаемых муниципальных образований. Причем, если недостаток земельных ресурсов отрицательно влияет на развитие всех трех городов, то проблемы, связанные с природным потенциалом - на Самару и Новокуйбышевск и их основные отрасли промышленности (машиностроение, нефтеперерабатывающую и нефтехимическую).
Настоящей работой обосновано, что роль демографических факторов в формировании безработицы в городах области неодинакова. В Самаре из-за того, что рост смертности опережает рост рождаемости, не обеспечивается даже простое воспроизводство населения. А в Кинеле и особенно Новокуйбышевске высокая интенсивность миграционных процессов создает дополнительную нагрузку на свободные рабочие места со стороны беженцев и вынужденных переселенцев. Все это в конечном итоге усиливает напряженность на рынке труда и обостряет проблему безработицы.
В работе также обосновывается вывод об оказании негативного воздействия на безработицу и особенностей отраслевой структуры промышленности. Было установлено, что гипертрофия отраслей тяжелой промышленности во всех трех городах, как и в области в целом, свидетельствует о нерациональности отраслевой структуры промышленного производства в них и крайней необходимости ее совершенствования. Кроме того высокий уровень милитаризации индустриального сектора в Самаре, монополизированность нефтепереработки в Новокуйбышевске, слабо развитая промышленная база в Кинеле не только подчеркивают эту необходимость, но и являются факторами, обостряющими безработицу в этих городах в настоящем и способным усилить ее в ближайшем будущем.
Применение в качестве сводного (обобщающего) показателя уровня СЭР, в состав которого вошли шесть наиболее значимых показателей, позволило произвести не только оценку социально-экономической ситуации в исследуемых городах, но и определить возможности их дальнейшего развития. Кроме того использование метода ранжирования обеспечило сопоставимость неоднородных показателей относительно их измерения, а расчет совокупного ранга по всем шести показателям по каждому городу в отдельности дал возможность определить , в каком из них уровень СЭР достигает максимального или минимального значения. Было установлено, что самый высокий уровень СЭР среди трех городов - в Новокуйбышевске; немного отстает от него - Самара; самый низкий - в Кинеле.
В конечном итоге высокий уровень СЭР обусловил относительно низкий уровень безработицы в Самаре (за счет диверсифицированной сферы приложения труда), средний ее уровень в Новокуйбышевске и максимальный - в Кинеле. На основании анализа факторов общего и специфического характера был сделан вывод о том, что все они оказывают неодинаковое влияние на уровень безработицы в трех исследуемых городах области, в связи с чем необходим дифференцированный подход к регулированию безработицы в них.
7. Дифференцированный подход к решению проблемы безработицы обусловил необходимость не только в регионализации политики занятости, придании ее основным направлениям приоритетного характера, но и в разделении этой политики на три составные части, характеризующие особенности стратегических действий муниципальных служб занятости с учетом уровня безработицы и уровня СЭР в исследуемых однотипных городах области. Принцип приоритетности, обеспечивающий оптимальное соотношение между активной и пассивной политиками занятости, а также их общей и приоритетной частями, и принципы ее регионализации, позволяют сконцентрировать усилия служб занятости на выполнении первоочередных мероприятий противодействия нарастающей безработицы и сэкономить значительную часть средств фонда занятости в условиях его дефицита. Применение трех разновидностей стратегий действия службы занятости - минимальной , умеренной и максимальной позволяет дифференцировать региональную политику занятости в зависимости от уровня безработицы и уровня СЭР в однотипных группах городов области, характеризующего наличие у них возможностей для самостоятельного развития.
В работе обосновывается целесообразность применения трех вышеперечисленных разновидностей стратегических действий службы занятости в каждом из трех исследуемых городов. Так, наибольшая эффективность выбора минимальной стратегии может быть достигнута в крупных городах, в которых уровень безработицы ниже среднеобластного, т.е. имеет минимальное его значение, а уровень СЭР этих городов относительно высок, что определяет их антикризисную устойчивость. Умеренную стратегию лучше применять в средних городах при условии, если уровень безработицы в них близок к среднеобластному показателю или равен ему, а также если города располагают возможностями для саморазвития. Максимальная стратегия предназначена в основном для малых го¬родов, в которых экономическая ситуация и положение на рынке труда отличаются особой сложностью: уровень безработицы в несколько раз превышает среднеобластной показатель, а слабый уровень развития экономической базы не обеспечивает собственных возможностей для выхода из кризиса. В работе содержатся параметры и их краткая характеристика, подчеркивающие особенности состояния рынка труда в каждой из трех перечисленных стратегий.
Настоящей работой доказано, что стратегические действия службы занятости нуждаются в дополнении мероприятиями тактического характера. В связи с этим в работе предлагается комплекс превентивных мероприятий для минимальной стратегии, полномасштабная программа мероприятий для умеренной стратегии и кризисная программа мероприятий для максимальной стратегии.
Отличительной особенностью и значимостью предлагаемой структуры основных направлений региональной политики занятости является ее гибкость, благодаря которой она легко может трансформироваться в зависимости от изменения ситуации на рынке труда под воздействием тех или иных микро - и макро-экономических преобразований в стране и исследуемых городах области.
Поскольку эффективность реализации основных приоритетных направлений региональной политики занятости зависит от областной антикризисной программы в работе приводится перечень ее основных положений и рекомендаций, которые предусматривают различные формы оказания помощи со стороны Администрации области городам в зависимости от уровня СЭР и наличия у них внутренних возможностей для выхода из кризиса, а также финансового обеспечения этой помощи. Объединение усилий органов службы занятости и Администраций области и исследуемых городов в реализации намеченных мероприятий несомненно будет способствовать решению проблемы безработицы в муниципальных образованиях.
8. Нашим исследованием была также обоснована необходимость учета результатов анализа социально-экономического развития и состояния безработицы в исследуемых трех городах области для разработки конкретных путей и мероприятий по регулированию занятости и безработицы в них. Оценка работы областной и городских служб занятости позволила сделать вывод о том, что целесообразна переориентация их деятельности в сторону активных мер по предотвращению чрезмерного роста безработицы. Нам представляется, что наиболее эффективными и одновременно менее затратными путями в этом отношении являются : совершенствование профподготовки и переподготовки безработных, высвобождаемых работников и незанятого населения; содействие развитию малого предпринимательства; расширение сферы применения общественных работ.
На наш взгляд, совершенствование профподготовки и переподготовки безработных, высвобождаемых работников и незанятого населения требует новой политики в системе профобразования всех уровней, осуществление которой должно развиваться по следующим основным направлениям: обеспечение наличия достоверной информации у всех заинтересованных сторон о предложении и спросе на профессии на рынке труда; проведение мониторинга рынка образовательных услуг; совершенствование механизма взаимодействия предприятий, органов управления образованием и органов по труду и занятости на областном и городском уровнях; повышение гибкости образовательной системы; предотвращение дальнейшего свертывания обучения в первую очередь в системе профобразования всех уровней; расширение спектра образовательных услуг, оказываемых при посредничестве службы занятости и непосредственно в учебных центрах.
В работе содержатся конкретные мероприятия по каждому из перечисленных путей повышения качества рабочей силы, обосновывается их целесообразность. При этом особое внимание уделяется развитию и совершенствованию системы профподготовки рабочих на производстве, организации опережающего обучения работников, находящихся под угрозой увольнения. В целях создания необходимых условий для реализации намеченных мероприятий в работе содержится ряд рекомендаций по улучшению работы существующей практики финансового и нормативно-правового их обеспечения.
Исследование состояния малого бизнеса в регионе позволило сделать вывод о том, что необходимо усилить его развитие в первую очередь в малых городах, особенно относящихся к депрессивным территориям, не оставив без внимания и средние города. По нашему мнению, участие службы занятости в лизинговых отношениях с целью оказания начинающим предпринимателям из числа безработных финансовой поддержки для получения ими в аренду машин и списанного оборудования; соучредительство службы занятости при создании малых предприятий на базе недозагруженных производственных площадей и мощностей предприятий госсектора; изменение приоритета финансирования малого бизнеса из фонда занятости в сторону поддержки предпринимателей из числа безработных, самостоятельно обеспечивающих свою занятость и организующих свою индивидуальную деятельность без образования юридического лица; предоставление им различного рода налоговых льгот; расширение участия малого предпринимательства в государственных, территориальных (городских) и отраслевых программах, выполнении госзаказов - все это наряду с другими мероприятиями, подробно описанными в работе, будет, по нашему мнению, содействовать развитию малого бизнеса среди граждан, лишившихся работы.
Учитывая мировую практику, которая свидетельствует о том, что в условиях системного и структурного кризиса организация и проведение общественных работ являются наиболее подходящими из всех активных мер регулирования безработицы, в работе предлагается комплекс мер, направленных на совершенствование организационного, финансового и нормативно - правового обеспечения общественных работ и расширение сферы их применения. Тщательное и всестороннее изучение автором зарубежного и отечественного опыта с целью его применения с учетом специфических условии функционирования экономики и состояния рынка труда в исследуемых городах области, позволило перечисленные пути организации и проведения работ дополнить конкретными мероприятиями, обосновав их необходимость.
Значительная часть предложенных рекомендаций и конкретных мероприятий, предложенных настоящим диссертационным исследованием, может быть использована региональными службами занятости при разработке и реализации программ содействия занятости населения уже в настоящее время и самой ближайшей перспективе. Сама работа может быть полезной для студентов и аспирантов экономических вузов страны.
1. Ананьев А.Н. Рынок труда в условиях структурной перестройки экономики. - М.: 1994.
2. Ананьев А.Н. Новые процессы занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике. - М.: Вопросы экономики. 1995. №5.
3. Антосенков Е.Г. Мотивация и поведение человека в сфере труда./ Сб. науч. тр. - М.: 1990.
4. Безгребельная И., Кузьминова М., Матрозова И. Занятость в России: региональный аспект. - М. : Человек и труд. 1993. №2.
5. Безгребельная И. Определение допустимого уровня безработицы. - М. : Экономист.1995. №9.
6. Бессонова И. А. и др. Политика занятости за рубежом и в России. Поволжский учебный центр ФСЗН России. Саратов. 1994.
7. Блинов? Т В., Русановский В.А. Региональные аспекты зянтгости и безработицы. / Сб. науч. тр. “Проблемы управления трудовыми ресурсами на современном этапе”. - М.: 1994.
8. Бородянский Э., Кузьмин В. Региональный путь противодействия безработице. - М.: Человек и труд. 1996. №9.
9. Введение в рыночную экономику (под ред. А.Я. Лившица, И. Н. Никулиной). - М. : Высшая школа. 1994.
10. Вишневская Н.Т. Программы общественных работ. - М.: МЭ и МО. 1994. №4.
11. Воронин В.В. Размещение производительных сил и экономика районов. Самара.: Самарский экономический институт. 1993.
12. Воронин В.В; Экономическая география Российской Федерации: Учебное пособие. Самара. Самарская экон. Академия. 1996.
13. Гарсия - Исер М., Голодец О., Смирнов С. Критические ситуации на региональных рынках труда. -М.: Вопросы экономики. 1997. №2.
14. Голодец О. Регулирование локальных рынков труда. - М.: Человек и труд. 1994. №5.
15. Горелов Н.А. Социальная защищенность и мотивация деятельности в условиях рынка. - Л.: 1990.
16. Город Кинель: современное состояние, перспективы развития / ответств. ред. Хасаев Г.Р. и др./ Москва - Самара. Изд.: Торрас-Плюс. 1998.
17. Города Самарской области: 1996 год в цифрах. Статистический сборник. Самарский областной комитет статистики. - Самара.: ЭИЦ Облкомстата. 1997.
18. Города Самарской области: 1997 год в цифрах. Статистический сборник. Самарский областной комитет статистики. - Самара.: ЭИЦ Облкомстата. 1998.
19. Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: Проблемы регулирования. - М.: Вопросы экономики. 1996. №1.
20. Дадашев А. Проблемы занятости и регулирования рынка труда в Российской Федерации. (региональный аспект). - М.: Вопросы экономики. 1993. №12.
21. Дадашев А.З. Социально-экономические проблемы развития автономных республик РСФСР. -М.: 1990.
22. Дадашев А.З. Формирование условий занятости. - М.: 1993.
23. Демографический ежегодник. Статистический сборник. Самарский областной коми¬тет госстатистики. Самара.: ЭИЦ. Облкомстата. 1997.
24. Дмитриева Э.Я., Кабытов П.С. Самарская область (география, история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара. ПО “СамВен”. 1996.
25. Евстратова Е.Е. Активная политика на рынке труда (Сб. статей “Рынок труда, занятость и социально-экономические отношения в переходной экономике России” - М.: МГУ.1995.
26. Емцов Р.Г. и др. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России. - М.: 1994.
27. Емцов Р.Г. Масштабы и формы безработицы. - М.: 1994.
28. Еремина В. Специальные программы переподготовки кадров и трудоустройства в Германии. - М.: Человек и труд. 1994. №4.
29. Загороднева А.М. Государственное регулирование занятости и рынка труда. - М.:1996.
30. Зайончковская Ж.А. Демографическая ситуация и россияне. - М.: 1991.
31. Зайончковская Ж. А. Миграция населения и рынок труда в Рос¬сии. - М.: 1994.
32. Закон РСФСР “О занятости населения в РСФСР”.-М.: Экономика и жизнь. 1991. №22.
33. Закон Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР “О занятости населения в РСФСР”. - М.: Экономика и жизнь. 1992. №35.
34. Закон Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “О занятости населения в РСФСР”. - М.: Человек и труд. 1996. №6.
35. Закон Российской Федерации ‘ О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “О занятости населения в РСФСР”. - М.: Российская газета. 1999. 22 апреля.
36. Занятость и безработица в России. - М.: Информ, издат. отдел. 1996. №1.
37. Занятость и жизненный уровень работающих в Самарской области. Статистический сборник. 1992 - 1997 г.г. Самарский областной комитет государственной статистики. Самара. 1998.
38. Занятость и рынок труда Самарской области. Самара.: ЭИЦ облкомстата. 1997.
39. Заславская Т.И. Бизнес - слой российского общества: понятия, структура, идентификация. - М.: 1994.
40. Заславская Т.И. Социальные ориентиры обновления: Общество и человек. М.: 1990.
41. Заславский И. К новой парадигме рынка труда. - М.: Вопросы экономики. 1998. №2.
42. Зверева Н.В., Баженова Е.С. Некоторые демографические аспекты региональных рынков труда в России. - М.: Центр учебных и информационных технологий. 1994.
43. Золотова И.К. и др. Российский рынок труда: становление и развитие (Учебное пособие). - М.: Цезан. 1995.
44. Информационно-аналитический материал по итогам СЭР Самарской области в первом полугодии 1997. Комитет по экономике и финансам Администрации Самарской области.1997.
45. Карташов С.А., Олегов Ю.Г., Никонова Т.В., Журавлев П.В. Поиск работы: проблемы и решения (теоретические основы и практические рекомендации). - М.: Изд-во Рос.экон.акад. 1995.
46. Катульский Е. Основные направления государственной политики на российском рынке труда. - М.: Человек и труд. 1998. №1.
47. Кашепов А.В., Трубин В.В., Утинова С.С. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования. - М.: Наука. 1995.
48. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: 1979.
49. Косаев А., Карташова Л., Кубишин Е. Потребительский спрос, доходы и регулирование занятости. - М.: Экономист. 1993. №9.
50. Косаев А.Г., Московии В.М., Гудзовская И.С. Рынок рабочей силы: новые явления в регулировании спроса и предложения /Рос. сб. “Рынок труда в системе общественных отношений”. - М.: ИЭ РАН. 1991.
51. Косаев А.Г. Трудовой потенциал и занятость в условиях интенсификации. - М.: Наука. 1990.
52. Колосова Р.П. Экономика трудовых ресурсов. Курс лекций. - М.: 1980.
53. Костаков В.Г. Трудовые ресурсы: проблемы сбалансированности. - М..1998.
54. Котляр А.Э. Как создать эффективную занятость. - М.: Вопросы экономики. 1993. №12.
55. Котляр А.Э. О понятии рынка труда. - М.: Вопросы экономики. 1998. №1.
56. Котляр А.Э. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными. - М.: Человек и труд. 1996. №12.
57. Котляр С. Общественные работы способны снизить температуру на рынке труда. - М.: Человек и труд. 1998. №3.
58. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах, - М.: Республика. 1992.
59. Маркова Н.И. Государственная экономическая политика в отношении различных типов регионов. - М.: Экономист. 1996. №11.
60. Маркова Н.И. Регионы России: итоги четырех лет экономических реформ. - М.: Экономист. 1996. №3.
61. Маршалл А. Принципы экономической науки. ТТ. 1 - 3. - М.: 1993.
62. Маслова И.С. Исследования трудового потенциала. -М.: 1987.
63. Мерджанов В.Р. Основные задачи и функции Управления по топливно- энергетическому комплексу в Самарской области. Самара.: Губернский информационный бюллетень. 1998. №10
64. Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов (Отв. ред. Заславская Т.И., Рывкина Р.В.) - Новосибирск.: Наука. 1974.
65. Неполная занятость в экономике Самарской области в 1997 г. Самарский областной комитет по статистике. Самара. 1998
66. Олегов Ю.Г., Маусов Н.К. и др. Персонал: Словарь - справочник. - М.: Изд-во Рос.экон.акад. 1994.
67. Осадчая И. Кейнсианство сегодня (к 50-летию со дня смерти Дж. М. Кейнса). - М.: МЭ и МО. 1996. №8.
68. Осанкин В., Глазунов А. Безработица: признать - не значит смириться. - М.: Человек и труд. 1993. №9.
69. Основные показатели деятельности органов государственной службы занятости в январе - декабре 1994 г. Статистический бюллютень. №13. - М.: Федеральная служба занятости населения России. 1994.
70. Основные показатели деятельности органов государственной службы занятости в январе - декабре 1996 г. Статбюллетень. №12. Мин-во труда и социального развития Российской Федерации. -М.: 1997.
71. Основные показатели деятельности органов государственной службы занятости в январе - декабре 1997 г. Статбюллетень. Мин-во труда и социального развития Российской Федерации. -М.: 1998.
72. Основные показатели рынка труда в Самарской области за 1995 г. Статистический сборник №31. Самарский областной комитет государственной статистики. Самара. 1996.
73. Основные показатели рынка труда Самарской области на 31 декабря 1995г. Самарский областной центр занятости населения. Самара. 1995.
74. Павленков В.А. Рынок труда. - М.: 1992.
75. Паспорт социально-экономического развития г. Кинеля за 1997 г. Администрация г. Кинеля. 1998.
76. Паспорт социально-экономического развития г. Новокуйбышевска за 1997 г. Администрация г. Новокуйбышевска. 1998.
77. Паспорт социально-экономического развития г. Самары за 1997 г. Администрация г. Самары. 1998.
78. Показатели официально зарегистрированной безработицы по Самарской области на 31 декабря 1997 г. Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Самарской области. Самара. 1997.
79. Показатели статистики труда в экономике Самарской области за 1997 г. Самара.: ЭИЦ Облкомстата. 1998.
80. Похвощев В.А. Формирование занятости населения в переходный период становления рыночных отношений. Дис. на соискание ученой степени д.э.н. - М.: 1996.
81. Прокопов Ф. Безработица в переходной экономике России - М.: Человек и труд. 1998. №1.
82. Райхлин Э. Основы экономической теории. Безработица и инфляция. - М.: Наука. 1998.
83. Россия - 1995. Экономическая конъюнктура. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ - М. :1995.
84. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник - М.: Финансы и статистика. 1996.
85. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник - М.: Издательский центр Госкомстата России. 1997.
86. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник - М.: Издательский центр Госкомстата России. 1998.
87. Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. /Под ред. проф. А.И. Рофе. - М.: Издательство " МИК". 1997.
88. Рофе А.И. Экономика и социология труда. - М.: Издательство "МИК". 1996.
89. Рынок труда, занятость и социально-трудовые отношения в переходной экономике России (Под. ред. Колосовой Р.П., Артамоновой М.В.). - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. 1995.
90. Рынок труда в Самарской области за 1996 г. Статистический сборник №40. Самарский областной комитет государственной статистики. - Самара. 1997.
91. Рынок труда в Самарской области. Статистический сборник 1992 - 1997 гг. Областной комитет госстатистики. - Самара. 1998.
92. Рыночная экономика: Словарь / Под общ. ред. Г.Я. Киппермана. - М.: Республика. 1993.
93. Савельев С. Не младший брат, а полноценный партнер. - М.: Человек и труд.1999. №1.
94. Самарская область: 1995 г. в цифрах. Статистический сборник. - Самара. Облкомстат.1996.
95. Самарская область: 1996 г. в цифрах. Статистический сборник. - Самара. ЭИЦ Облкомстат. 1997.
96. Самарская область - 97. Статистический сборник. - Самара. Самарский областной комитет госстатистики. 1998.
97. Семенов А.С. Макроэкономические факторы поддержки занятости. - М.: Проблемы теории и практики управления. 1995. №6.
98. Семенов А.С. От накопления скрытой безработицы к стимулированию занятости. - М.: Человек и труд. 1994. №6.
99. Сигарева Е.П., Хасаев Г.Р. Региональная безработица: опыт социологического исследовагчя. (Под общей ред. Рыбаковского Л.Л.) - М.: ИСПИ РАН. 1997.
100. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. -М.: ИНФРА. 1996.
101. Смирнов С. Рынки труда регионов в условиях финансово-экономического кризиса. - М.: Человек и труд. 1999. №3.
102. Смирнов С.Н., Синягин А.К., Богданов Л.Н. Практическое пособие по составлению региональных программ занятости населения. -М.: Цезан. 1993.
103. Сокращение рабочей силы: политика и мероприятия по защите высвобождаемых работников (Сравнительный обзор опыта развитых стран с рыночной экономикой). - М.: ФСЗН России. 1992.
104. Социально-экономическое положение Самарской области в 1996 г. - Самара.: ЭИЦ Облкомстата. 1997.
105. Статистическая отчетность по форме 2 - Т ("Трудоустройство") месячная, квартальная, годовая за 1995, 1996, 1997 гг. - Самара.: Департамент ФГСЗН по Самарской области.
106. Стратегия занятости.Отв. ред. Чижова Л.С. - М.: Экономика. 1990.
107. Стратегия развития российской экономики и программа первоочередных шагов. Доклад ИЭ РАН (руководитель Абалкин Л.). - М.: участок оперативной печати ИЭ РАН. 1996.
108. Токарский Б.Л. Формирование рынка рабочей силы в крупных промышленных центрах. - СПб.: Изд-во СПб. УЭФ. 1992.
109. Труд в народном хозяйстве Самарской области. Статистический бюллетень. Самарский облкомстат. - Самара. 1997.
110. Уровень жизни - показатель социально-экономической ситуации в регионе. - Самара.: Губернский информационный бюллютень. 1998. №10.
111. Учайкина И.Р., Лопухов Н.П. География Самарской области. - Самара. ПО "Сам- Вен". 1996.
112. Федоров В.В. Черемушкин В.М. Лекарство от безработицы - М.: Человек и труд.. 1998. №2.
113. Хасаев Г.Р. Социальные проблемы экономически активного населения. - М.: 1996.
114. Цыганов А. Малый бизнес - катализатор регионального развития. Опыт Испании. - М.: Человек и труд. 1995.№6.
115. Чижова Л.С. Россия: основные приоритеты политики занятости. -М.: Проблемы теории и практики управления. 1996. №2.
116. Экономика: Учебник (Под. ред. доц. А.С. Булатова). -М.: Издательство "БЕК". 1995.
117. Экономическое развитие России в 1997 году (Краткий обзор, подготовленный институтом экономического анализа). -М.: Вопросы экономики. 1998. №3.