Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологические критерии выбора профессии старшеклассниками

Работа №28531

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы178
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
762
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Социально-психологические аспекты выбора профессии 13
1.2 Основные подходы к исследованию критериев выбора профессии 26
1.3 Критерии выбора профессии 38
1.4 Психологические детерминанты формирования профессиональных планов 50
1.5. Авторский подход к изучению критериев выбора профессии у старшеклассников 68
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ ЗНАЧИМОСТИ КРИТЕРИЕВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Программа и объект исследования 81
2.2. Эмпирическое подтверждение выделения критериев выбора профессии ...86
2.3. Соотношение критериев выбора профессии по их субъективной значимости
для старшеклассников 93
2.4. Общая характеристика эмпирических типов старшеклассников 105
2.4.1. Анализ личностных качеств и особенностей саморегуляции старшеклассников различных типов 109
2.5. Анализ сформированное™ личного профессионального плана у
представителей различных типов 127
Обсуждение результатов 143
ВЫВОДЫ 145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
ЛИТЕРАТУРА 153
ПРИЛОЖЕНИЕ


Выбор профессии является определяющим этапом профессионального самоопределения личности. Проблема профессионального самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических проблем (Е.А.Климов, Н.С. Пряжников, Т.В .Кудрявцев, Е.М. Борисова, И.М. Кондаков, А.В. Сухарев, Г.С. Прыгин, А.К. Осницкий и др.). Это связано с тем, что проблема профессионального самоопределения носит фундаментальный характер, ибо она затрагивает общую проблему жизненного становления личности.
Вместе с тем в настоящее время проблема профессионального самоопределения, в частности выбора профессии приобрели особую актуальность. Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, демократизация общества, появление рынка труда, переориентация производства, исчезновение одних профессией и появлением других усилили интерес исследователей к проблеме профессионального самоопределения.
Можно выделить ряд специфических проблем в профессиональном самоопределении, в выборе своего профессионального будущего, стоящих перед молодым поколением. Специфичность этих проблем связана с нестабильной ситуацией в стране, с обострением противоречий в общественном и индивидуальном самосознании. Особенности переживаемого Россией периода заключаются в том, что прежние ценностно-нравственные и профессиональные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще не сформированы. Все это приводит к растерянности не только многих выпускников школ и их родителей, но и самих педагогов и психологов.
Отсутствие стабильных социальных норм в отношении ряда профессий предъявляет требования к творческой инициативе и самостоятельности индивида, вместе с тем. Конфликт социальных норм усиливает социальную напряженность. Возрастающие требования к индивидуализации профессионального самоопределения не обеспечены социальными формами и нормами ее проявления. Отсутствие общепринятых критериев в построении идеалов не создает условий для формирования такой системы ценностных ориентаций, которые обеспечивают реальность и обоснованность профессионального выбора. У человека возникает множество личностных проблем, связанных с психологическими трудностями в построении образа профессии, "примеривании" этого образа на себя и осуществлении профессионального выбора.
Социально-политические и экономические изменения, происходящие в российском обществе в последнее время, затрагивают практически все стороны процесса развития личности. Происходит постепенное осознание ценности самого человека, внимание общества переносится на его индивидуальность, инициативность, самостоятельность. Общество выдвигает новые требования к современной личности - способность к самостоятельной постановке жизненных целей, возможность осуществлять личный, свободный выбор, уверенность в себе, независимость. В связи с этим особое внимание психологи уделяют подростковому и юношескому возрасту, который рассматривается как период становления личности, возникновении чувства и образа взрослости, тенденции к самоопределению и самостоятельности. Личностное развитие в этом периоде, как отмечает О.П. Макушина, характеризуется наличием двух разноплановых тенденций: стремлением к независимости в профессиональном самоопределении, обусловленным возрастными задачами развития, с одной стороны, и стремлением к сохранению психологической зависимости от родителей, значимых взрослых, обеспечивающей ощущение безопасности, защищенности и уверенности — с другой.
Выбор профессии — основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.
Каждый молодой человек осуществляет выбор своего жизненного пути индивидуально. Но этот индивидуальный выбор всегда социален, то есть общественно обусловлен (детерминирован существующей системой общественных отношений, общественными потребностями и отклонениями от них).
Вопросы самоопределения, как показал С.Л.Рубинштейн, не могут рассматриваться в отрыве от взаимоотношений субъекта с социальным окружением. Значимость данного методологического положения становится особенно очевидной при изучении важнейшего этапа профессионального самоопределения - выбора профессии старшеклассниками. Факторы социально-психологического порядка всегда оказывают существенное, а зачастую решающее влияние на реальный выбор профессии. Определяя свое место в мире профессий, старшеклассник, помимо собственных устремлений и намерений, не может не учитывать сложившиеся в обществе конкретные социально- экономические условия. Ведь его личностные качества в существенной степени определяются и проявляются в зависимости от факторов социального порядка. Старшеклассник оказывается в эпицентре множества различных, порой взаимоисключающих советов, предложений, требований и преднамеренных воздействий со стороны других людей, социальных групп и организаций. Таким образом, ситуация выбора профессии, даже будучи перенесенной во внутренний план старшеклассника, всегда остается социальной и ставит его перед необходимостью учета множества разнопорядковых факторов, выполняющих функцию оснований или критериев выбора.
К их числу относятся, помимо социально-психологических, и внутренне-профессиональные критерии, то есть оценки старшеклассниками своих интересов, способностей и профессиональных требований.
Проблема субъективной значимости для старшеклассников социально-психологических критериев выбора профессии, в том числе в соотношении с внутренне-профессиональными, является актуальной и требует своего дальнейшего изучения применительно к современной общественной жизни.
Цель исследования - изучить взаимосвязь социально¬психологических и внутренне-профессиональных критериев выбора профессии с личностными качествами старшеклассников и уровнем сформированности личного профессионального плана.
Объект исследования - учащиеся 10-11 классов общеобразовательных школ г. Москвы.
Предмет исследования - социально-психологические и внутренне-профессиональные критерии выбора профессии в соотношении с личностными качествами старшеклассников и уровнем сформированности личного профессионального плана.
Гипотеза исследования заключается в том, что существует взаимосвязь социально-ориентированного и профессионально¬ориентированного типов старшеклассников с выраженностью их личностных качеств и уровнем сформированности профессионального плана.
Дополнительные гипотезы:
- Социально-ориентированный тип, включающий старшеклассников с доминированием социально-психологических критериев выбора профессии, характеризуется средним уровнем сформированности личного профессионального плана.
Профессионально-ориентированный тип, включающий старшеклассников с доминированием внутренне-профессиональных критериев выбора профессии, характеризуется высоким уровнем сформированности личного профессионального плана.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать субъективную значимость социально¬психологических и внутренне-профессиональных критериев выбора профессии у старшеклассников.
2. Выявить типы старшеклассников в зависимости от субъективной значимости социально-психологических критериев выбора профессии.
3. Изучить личностные качества и особенности саморегуляции старшеклассников различных типов.
4. Определить уровень сформированности личного профессионального плана у старшеклассников различных типов.
Методологическую основу исследования составили научные принципы системности, развития и саморазвития, детерминизма; методологические концепции субъектно-деятельностного подхода.
Теоретической основой исследования явились концептуальные работы, раскрывающие проблемы:
- личностного и профессионального самоопределения (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.М. Борисова, П.А. Шавир, С.П. Крягжде и др.);
- социальной психологии личности (А.Л.Журавлев, Г.М. Андреева, A. А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, Е.В. Шорохова, М.И. Бобнева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская и др.);
- социальной идентичности (В.А. Ядов, В.С. Агеев, А.К. Толмасова, B. А. Луков, А.И. Ковалева, Е.Н. Данилова и др.);
- концепции отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н.Мясищев, Б.М. Ломов и др.);
- самосознания (В.В. Столин, А.А. Реан, И.И. Чеснокова, В.С. Агапов и др);
- саморегуляции (В.И. Моросанова, О.А. Конопкин, А.К. Осницкий, Д.А. Ошанин, Г.С. Прыгин и др.).
Методы исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы и решения исследовательских задач в работе используется комплекс методов, включающий:
1) методы подготовки исследования', теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме;
2) методы сбора эмпирических данных’, авторская анкета изучения субъективной значимости критериев выбора профессии; методика Н.С. Пряжникова «Личная профессиональная перспектива» (ЛПП); методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16PF — опросник); опросник В.И. Моросановой, Е.М.Коноз «Стилевая саморегуляция поведения»; опрос экспертов.
3) методы обработки и интерпретации данных', метод факторного анализа; метод регрессионного анализа; метод кластерного анализа; метод дисперсионного анализа; метод дескриптивной статистики; метод частотного анализа; Т-критерий Стьюдента; психологическая интерпретация полученных эмпирических данных.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ №951, №1508 г. Москвы. Объем выборки составил 158 человек: 89 девушек, 69 юношей. Возраст - от 15 до 17 лет.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1-й этап (2000-2001г.г.) имел своей целью изучение методологических основ исследования, анализ теории и практики выбора профессии старшеклассниками.
2-й этап (2001-2002г.г.) был связан с эмпирическим изучением взаимосвязи социально-психологических и внутренне¬профессиональных критериев выбора профессии с профессиональными планами и личностными качествами старшеклассников.
3-й этап (2002-2003г.г.) посвящен анализу и интерпретации полученных результатов, которые могут быть использованы в практике профориентационной работы.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.
1. Выделены типы старшеклассников на основе субъективной значимости критериев выбора профессии. Социально-ориентированный тип старшеклассников характеризуется высокой значимостью социально-психологических критериев, включающих в себя статусные критерии и критерии межличностного взаимодействия, средней значимостью внутренне-профессиональных критериев выбора профессии. Профессионально-ориентированный тип старшеклассников характеризуется высокой значимостью внутренне-профессиональных критериев выбора профессии, средней значимостью статусных, низкой значимостью критериев межличностного взаимодействия.
2. Показано, что старшеклассники, относящиеся к разным типам по субъективной значимости критериев выбора профессии, отличаются по выраженности личностных качеств. Представители социально¬ориентированного типа характеризуются большей выраженностью коммуникативных качеств: общительности, конформизма, доверчивости, напряженности. Представители профессионально-ориентированного типа характеризуются большей выраженностью интеллектуальных качеств: радикализма, ориентированности на свой внутренний мир и критический настрой.
3. Установлены отличия по уровню выраженности индивидуальных особенностей саморегуляции у представителей разных типов. Представители социально-ориентированного типа отличаются среднем уровнем саморегуляции. Представители профессионально¬ориентированного типа характеризуются более высоким общим уровнем саморегуляции, а также более развитыми особенностями планирования, программирования и самостоятельности.
4. Выявлено, что старшеклассники, относящиеся к различным типам, отличаются разным уровнем сформированности личного профессионального плана. Для старшеклассников социально¬ориентированного типа характерно преобладание среднего уровня сформированности личного профессионального плана, т.е профессиональных предпочтений. Для старшеклассников профессионально-ориентированного типа характерно преобладание высокого уровня сформированности личного профессионального плана, т.е. профессиональных намерений.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в профориентационной и профконсультационной работе с учащимися.
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры социальной и этнической психологии (Московская гуманитарно-социальная академия 2001, 2002, 2003 гт.), докладывались на научной конференции молодых ученых Московской гуманитарно-социальной академии Материалы диссертации применяются при проведении профориентационной работы в школе, при профориентационном Московской гуманитарно-социальной академии. Основное содержание отражено в трех публикациях.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась проработанностью теоретико-методологических оснований, репрезентативностью выборки и использованием совокупности апробированных - методик, соответствующих целям и задачам исследования; применением методов математической статистики в обработке и интерпретации полученных эмпирических данных.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Среди критериев выбора профессии выделены следующие группы: социально-психологическая и внутренне-профессиональная. Социально-психологическая группа критериев включает в себя критерии межличностного взаимодействия и статусные критерии. Критерии межличностного взаимодействия связаны с социальным окружением (семья, школа и друзья). Статусные критерии - это общественно значимые характеристики профессии, непосредственно не связанные с содержанием конкретной профессиональной деятельности (престижность профессии, спрос на специалистов данной профессии и др.). Внутренне¬профессиональные критерии - это характеристики, связанные с содержанием конкретной профессиональной деятельности и осознанием своих способностей к данной деятельности (требования, предъявляемые профессией к своим способностям, трудности, связанные с работой и учебой по данной профессии, и др.).
2. Социально-ориентированный тип старшеклассников с доминированием социально-психологических критериев значительно преобладает над профессионально-ориентированным типом старшеклассников с доминированием внутренне-профессиональных критериев. Данный факт связан с социально-экономическими изменениями, происходящими в России и со стремлением приобретения статуса в глазах других людей.
3. Различаются следующие уровни сформированности личного профессионального плана: высокий уровень - профессиональные намерения — сознательное решение осуществить действие в соответствии с программой (планом) по овладению определенной профессией, средний уровень - профессиональные предпочтения - преимущество того или иного профессионального варианта в сравнении с другим, низкий уровень - неопределившиеся с выбором профессии - отсутствие профессиональных вариантов.
4. Старшеклассники различных типов отличаются по уровню сформированности личного профессионального плана и выраженности личностных качеств. Социально-ориентированный тип характеризуется средним уровнем сформированности личного профессионального плана и большей выраженностью * коммуникативных качеств. Профессионально-ориентированный тип характеризуется высоким уровнем сформированности личного профессионального плана и большей выраженностью интеллектуальных качеств.
Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное диссертационное исследование посвящено изучению социально-психологических критериев в соотношении с внутренне¬профессиональными критериями выбора профессии и с личностными качествами старшеклассников и уровнем сформированности личного профессионального плана.
Проведенный теоретический анализ существующих подходов к изучению профессионального самоопределения в целом и критериев выбора профессии в частности в современной психологии, позволяет отметить, что социально-психологический аспект выбора профессии исследован недостаточно. В этих подходах специально не рассматриваются вопросы выделения социально-психологических и внутренне¬профессиональных критериев выбора профессии и соотношения их субъективной значимости.
Факторы социально-психологического порядка всегда оказывают существенное, а зачастую решающее влияние на реальный выбор профессии. Это говорит о том, что ситуация выбора профессии, даже будучи перенесенной во внутренний план старшеклассника, всегда остается социальной и ставит его перед необходимостью учета множества разных факторов, выполняющих функцию оснований выбора.
Как показал теоретический анализ подходов в отечественной и зарубежной психологии существуют значительные отличия в понимании определения и влияния критериев, обуславливающих выбор профессии. Одни исследователи обозначают основания выбора как мотивы выбора (П.А. Шавир, С.П. Крягжде), другие как факторы выбора (Г.С. Прыгин, Н.С. Пряжников), третьи как детерминанты выбора (Е.М. Борисова). При этом имеются различные взгляды на содержание понятий профессионального интереса, профессионального намерения.
Особенностью проведенного исследования было рассмотрение проблемы выбора профессии в контексте реальных социально¬психологических условий.
Проблема самоопределения не может быть решена в отрыве от проблемы взаимоотношения человека с окружающим миром, так как отношение человека у самому себе, являющееся ключевым моментом в понимании феномена самоопределения, в значительной степени зависит от его отношения к окружающим и окружающих к нему.
Следует отметить, что в существующих исследованиях остается недостаточно изученной проблема целостной картины влияния различных критериев, в том числе социально-психологических и внутренне-профессиональных, на выбор профессии, также и вопросы взаимосвязи социально-психологических и внутренне-профессиональных критериев выбора профессии с формированием профессиональных планов ранее не рассматривались.
В диссертационном исследовании был разработан подход к изучению критериев выбора профессии и личного профессионального плана.
Выделено две группы критериев выбора профессии: социально-психологическая и внутренне-профессиональная. В состав социально-психологической группы входят критерии межличностного взаимодействия и статусные критерии выбора профессии. Критерии межличностного взаимодействия связаны с социальным окружением (семья, школа, друзья), немаловажное значение на формирование вкусов и профессиональных предпочтений оказывают нормы, представления, эталоны ближайшего социального окружения, ожидания и представления родителей, оценки сверстников, друзей; статусные критерии выбора профессии - отражает определенное значение, придаваемое общественным мнением профессиональной деятельности и труду в целом, с их помощью можно приобрести определенное положение и статус. Это признаки и характеристики профессии, непосредственно не связанные с содержанием профессиональной деятельности; внутренне¬профессиональные критерии связаны с анализом содержания профессиональной деятельности, которое отражает ее существенные стороны, и с осознанием своих способностей и склонностей к конкретной профессиональной деятельности.
Получило дальнейшую дифференциацию понятие «личный профессиональный план». Были выделены следующие уровни сформированности личного профессионального плана: высокий уровень — профессиональные намерения — сознательное решение осуществить действие в соответствии с программой (планом) по овладению определенной профессией, средний уровень — профессиональные предпочтения - преимущество того или иного профессионального варианта в сравнении с другим, низкий уровень - неопределившиеся с выбором профессии - отсутствие профессиональных вариантов. )
Эмпирически мы изучали субъективную значимость для старшеклассников критериев выбора профессии. Было показано, что в этих представлениях социально-психологический критерии занимают значимую роль у старшеклассников.
Для большинства испытуемых социально-психологические критерии является значимым в процессе выбора профессии, также как и внутренне-профессиональные критерии.
Для другой части испытуемых критерии социально¬психологические обладают гораздо меньшей значимостью, а внутренне¬профессиональные критерии выбора профессии являются значимыми.
Таким образом, определилось две тенденции в профессиональном выборе: первая - это ориентация на социально-психологические критерии, вторая - ориентация на внутренне-профессиональные критерии. Можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение проявляется как диалектический процесс между двумя тенденциями: 1) стремление к автономизации, самостоятельности, независимости, самореализации; 2) стремление к поддержке, одобрению со стороны других, учета их мнения.
У старшеклассников профессионально-ориентированного типа выстраивается определенная иерархия критериев выбора профессии. У старшеклассников другого типа такая иерархия не выстаивается, для большинство критериев являются значимыми. При принятии решения нужно минимизировать количество значимых критериев, иначе сложно сделать выбор. Соответственно, когда большое число критериев являются значимыми, сложно сделать осознанный, хорошо продуманный, самостоятельный выбор профессии.
Выявлены различия сформированности уровней личного профессионального плана у старшеклассников разных типов. Старшеклассники социально-ориентированного типа характеризуются преобладанием среднего уровня сформированности личного профессионального плана, т.е. профессиональных предпочтений. Старшеклассники профессионально-ориентированного типа характеризуются преобладанием высокого уровня сформированности личного профессионального плана, т.е. профессиональных намерений.
Таким образом, собственно профессиональное развитие идет по пути, когда на первый план выходят внутренне-профессиональные критерии. Меньшая значимость социально-психологических критериев в этом случае объясняется, с' нашей точки зрения, тем, что самоопределение - это поиск своего Я, поиск своего призвания. Для этого необходима в первую очередь опора на себя, свои возможности.
Можно предположить, что на значимость социально¬психологических критериев профессионального выбора для старшеклассников влияет нестабильная социально-экономическая ситуация в стране. Многим юношам трудно ориентироваться в быстро происходящих изменениях, поэтому они нуждаются в советах и поддержке со стороны других людей, им не хватает внутренней опоры.
Проведенная работа показала необходимость продолжения дальнейших исследований и позволила наметить перспективные направления. Перспектива дальнейших исследований, по нашему мнению, состоит в изучении выстраивания иерархии критериев у профессионалов на следующих этапах профессионального самоопределения.
Применение работы может осуществляться в практике профориентационной и профконсультационной работы. Практические рекомендации исследования" направлены на повышение самостоятельности планирования своего профессионального пути старшеклассниками и снижение конформизма и тревожности в процессе выбора профессии, которые могут быть обеспечены путем профориентационных, систематических занятий.



1) Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980. 335 с.
2) Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991. С. 101.
3) Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. С.52.
4) Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1. М.: Педагогика, 1982. С.47.
5) Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.2. М.: Педагогика, 1982. С.80.
6) Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. 323 с.
7) Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М., 1978. С.59.
8) Антонова Е.В. К вопросу о влияние родителей на профессиональное самоопределение школьников // Проблема личности в современной психологии: методология, теория и практика: Материалы X психолого-педагогических чтений молодых ученых, аспирантов и студентов. 11 апреля 2000г. МГСА, 2001. с. 134-140.
9) Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Наука, 1976. С.125-126.
10) Асеев В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности. М., 1995. С. 87.
11) Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. С.54.
12) Белинская Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. - 301 с.
13) Бодалев А.А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности / Основы социально-психологической теории. Ред. А.А. Бодалев, А.Н. Сухов. М., 1995. С.98.
14) Бодров В. А. Психологические исследования проблемы
профессионализма личности / Психологические проблемы формирования личности профессионала. М., 1991. С.3-26.
15) Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 349 с.
16) Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка.- В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. С.7-44.
17) Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. Дис. ...докт. психол.наук, М..,1995. 420 с.
18) Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психол. РАН, 1994. -109 с.
19) Брушлинский А.В. Психология субъекта и его деятельность // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999. - С. 330-345.
20) Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во Московского ун-та, 1991. - 144 с.
21) Выбор молодёжью жизненного пути // под ред. Бабосова Е.М., Титмы М.Х.- Минск: Наука и техника, 1988. 121с.
22) Гейжан Н.Ф. Индивидуальный подход к формированию профессиональных планов старшеклассников: Автореф. канд. дисс., Л., 1984.21 с.
23) Гейжан Н.Ф. Основные направления профориентационной работы в школе // Методика индивидуальной профконсультации.- М., 1982. С.3-85.
24) Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного
самоопределения //Вопросы психологии, 1994. №3. С. 12-15.
25) Грищенко Н.А., Головей Л.А. К разработке теоретических и прикладных проблем профориентации // Психологический журнал, 1987.Т.7. №1.С23.
26) Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи. Киев: Наукова Думка, 1988. С.65.
27) Голомошток А.Е.. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1979. — 160 с.
28) Горбатенко Т.Х. Взаимовлияние профессиональных намерений старших школьников и их межличностных отношений. Дисс. ...канд. психол. наук., М.,1984. - 120 с.
29) Гриншпун С.С. Вопросы активизации профессионального самоопределения //Вопросы Психологии, 1985. №6. С.15-19.
30) Гриншпун С.С. Определение критериев трудового становления школьников на этапе выбора профессии: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1978. .122 с.
31) Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. С.272.'
32) Деркач А.А., Михайлов Г.С. Методология и стратегия акмеологического исследования. М.: МПА, 1998. 148с.
33) Здравомыслов А.Г. Отношение к труду молодых рабочих / Социальные проблемы труда. М., 1969. С.118-129.
34) Золотарева Л.И. Влияние самооценки способностей на профессиональные намерения старшеклассников. Дисс. ...канд. психол. наук., М., 1989. 132 с.
35) Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Сп.-б.: Питер, 2000. 508 с.
36) Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1983. С.61-65.
37) Карамушка Л.Н. О формировании познавательной потребности учащихся в процессе их общения. В кн.: Личность в системе общественных отношений. Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР, ч.1. М.,
1983. С.175-177.
38) Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. С.72.
39) Климов Е.А. Личность, профессии и научно-практическая профконсультация. М., 1970. С.68-71.
40) Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога- профессиоведа//Психол. журнал, 1994. №4. С.21.
41) Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. С.55-59.
42) Климов Е.А. Путь в профессию. Л., 1974. С. 190.
43) Климов Е.А. Развивающийся wчеловек в мире профессий.- Обнинск, 1993. С.43.
44) Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М., 1986. С.79
45) Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов- на-Дону. Издательство «Феникс», 1996. - 512 с.
46) Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. - 351 с.
47) Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988. С.66-73.
48) Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. С.32-40.
49) Кон И.С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. С.54.
50) Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980. - 192 с.
51) Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979. — 255 с.
52) Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии, 1997, №2. С. 12-27.
53) Конопкина О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. С.256.
54) Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С.34-36.
55) Крылов Н.И. О намерениях старших школьников в отношении будущей профессии // Вопросы психологии нравственного развития школьников. М.: Известия АПН РСФСР, 1962, вып.123. С.14-46.
56) Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов.- Вильнюс, 1981.С.195.
57) Крягжде С.П. Управление формированием профессиональных интересов // Вопросы психологии, 1985. №3. С.35-42.
58) Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М., 1985. С.105.
59) Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения //Вопросы психологии, 1985. №1. С.20-25.
60) Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. // Вопросы психологии, 1983. №2. С.51-59.
61) Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967. С.76-78.
62) Кухарчук А.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся.- Минск, 1976. С. 127.
63) Лейтес Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопросы психологии, 1985. №1. С.9-18.
64) Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений // Психол. журн.-1981.№1. С.3-17.
65) Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. - 444 с.
66) Ломов Б.Ф. Системный подход и система детерминизма в психологии // Психол. журн. - 1989. №4. С. 19-33.
67) Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации, под ред. Кудрянкова.- М., 1992. 178с.
68) Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 2002. №5. С.»?-№).
69) Методы социальной психологии // Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977. - 175 с.
70) Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 2001.-192 с.
71) Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии, 2000. №2. С.118-127.
72) Мясищев В.Н. Взаимодействий и взаимоотношения людей как предмет социальной психологии // Тезисы докладов на 2-ом съезде Общества психологов. Вып. 5. М., 1963. С. 185-188.
73) Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии, 1957. №5. С. 142-155.
74) Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995. С.51-55.
75) Назимов В.В. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М.: Экономика. 1972. С.79-84.
76) Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя,'2000. - 224 с.
77) Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. М.: МГУ, 1987.-304 с.
78) Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1977. с.479.
79) Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М.: Нальчик, 1996. С.45-49.
80) Осницкий А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии, 1992. №1,2.
81) Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.351с.
82) Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / Под. ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. C-Пб.: СПБУ, 2001. — 240 с.
83) Практическая психодиагностика: методики и тесты. Самара, 1998. 241с.
84) Профессиональная ориентация молодёжи. М.: Высшая школа, 1978. 174с.
85) Профессиональная ориентация школьников.- Омск, 1976. 196с.
86) Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодёжи.- Киев: Наукова Думка, 1987.211с.
87) Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. М.-Воронеж, 1997. С.67-69.
88) Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.- Воронеж, 1996. 237с.
89) Прыгин Г.С. Проявления феномена «автономности-зависимости» в учебной деятельности // Педагогика, 1984. №2. С.18-22.
90) Прыгин Г.С., Степанский В.И., Фарютин В.П. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Вопросы психологии, 1987. №4. С.45-51.
91) Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. 192с.
92) Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте // Под ред. И.В. Дубровиной, М., 1995. 185с.
93) Психологическое сопровождение выбора профессии // Под ред. Л.М. Митиной. М.: Издательство «Флинта», 1998. -181 с.
94) Психология подростка // Под. Ред. А.А. Реана. C-Пб, М., 2003,480с.
95) Райс Ф. Психология в подростковом и юношеском возрасте. С-Пб, 2000. С.69-75.
96) Рескина С.Е. Роль самооценки школьников в процессе
профессионального самоопределения. Автореф. канд. дисс. Л., 1986. 126с.
97) Рожанец Р.В., Березина В.П., Дубовская Н.Р., Заржецкая Н.Ю. Акцентуированные подростки в практике профессиональной консультации // Психологические аспекты профориентационной работы среди молодежи. -Ташкент, 1981. С.69-70.
98) Рожанец Р.В., Вотякова Л.В., Марьяновская И.А., Мешковская О.П. Некоторые подходы к изучению проблем профессиональной ориентации молодежи // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1981. С.135-147.
99) Рощин С.К. социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии / Социальная психология: учебное пособие. Отв.ред. А.Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. с. 61-66.
100) Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. - 328 с.
101) Рубинштейн С.Л.. Человек и мир. В кн.: Проблемы общей психологии.- М., 1973. С.424.
102) Сазанов П.С.. Профессиональная ориентация учащихся. М., 1988.216с.
103) Сахаров В.Ф., Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1982. С. 192.
104) Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986, С. 19, 142.
105) Сафин В.Ф., Ников Г,П. Психологический аспект самоопределения личности // Психол. журнал. 1984. Т5. №4. С. 165-174.
106) Самоукина Н.В. Активизация школьников в профессиональном самоопределении //Вопросы психологии. 1990. №1. С.18-23.
107) Самоукина Н.В. Психологические условия активизации школьников в профессиональном самоопределении. М., 1988. С.25.
108) Свенцицкий А.Л. Мотивы трудовой деятельности личности / Социальная психология личности. - Л., 1976. С.44-52.
109) Система профориентационной работы со старшеклассниками / Под ред. Федоришина.-М., 1974-1975. 185с.
110) Смирнов А.И. Профессиографические аспекты принятия решений в процессе выбора профессий //Вопросы психологии. 1987. №3. С.21-25.
* 111) Собкин В.С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном
возрасте: в виде науч, доклада на соиск. докт. псих. наук. М., 1997. С. 15.
112) Социальная психология. / отв. ред. А.Л. Журавлев. М., 2002. — 351 с.
113) Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. СПб: Питер, 2000. — 512 с.
114) Сухарев А.В. Психологические критерии профессионального самоопределения. Дисс.... канд. психол. наук. М., 1987. 130 с.
115) Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975. С.23-29.
t116) Французова Л.Н. Человек и профессия. Горький, 1989.157с.
117) Фромм Э. Иметь или быть? М.,1990. С.48-50.
118) Фромм Э. Человек для себя. М.: Коллегиум, 1992. С.64-67.
119) Черноволенко В.Ф., Оссовский В.Л., Паниотто В.И. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи. Киев: Наукова Думка, 1979г. 186с.
120) Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001. — 96 с.
121) Чистякова С.Н., Захаров Н.М. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М., 1987.179с.
122) Чудновский Н.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от внешнего и внутреннего // Психол. журнал, 1995. №2. С.29-31.
123) Шахова И.П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1986. №6. С.19-23.
124) Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981. С.95
125) Шорохова Е.В. Социальная детерминация поведения. / Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Под ред. Е.В. Шороховой, М.И. Бобневой. М.: Наука, 1976. С.26.
126) Шорохова Е.В. Представления о личности в отечественной
* социальной психологии / Социальная психология: учебное пособие.
Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ПЁР СЭ, 2002. С. 66-87.
127) Щедровицкий П.Г. Очерки по Философии образования. М.: ПЦ Эксперимент, 1993. С.67-73.
128) Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. С.39-40.
129) Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. С.78-82.
130) Юдашина Н.И. Исследование мотивации профессионального самоопределения в ранней юности. В кн: Психология учебной деятельности школьников. Тезисы докладов П-й Всесоюзной конференции по педагогической психологии в г. Туле 28-30 сентября 1982. М., 1982.-301 с.
131) Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социол. Журнал. - 1994. №2. С.25-28.
132) Ядов В.А. Социальная идентичность. М., 1993. С.79.
133) Amthauer R. Intelligenz- Struktur-Test. Gottingen-Verlag fur Psychologen. 1955. 43 S.
134) Bender-Szymanski D/ Das Verhalten von Jugendlichen bei der Berufsentscheidung. Weinheim: Belz, 1976. XVIII+532 S.
135) Bordin E.S. Research strategies in psychotherapy. N.Y., 1974. 272p.
136) Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the sixteen personality factor questionnaire (16PF). Champaign, Illinois: Institute for Personality and Ability Testing, 1970. 338p.
137) Examiner manual for the Kuder preference record vocational form-C. Chicago, 1953.32p.
138) Frieling E. Die Klassifikation de Beruf in psychologischer Sicht // Seifert K.H., Eckhardt H.H., Jaide W. Handbuch der Berufspsychologie. Gottingen, 1977.
139) Holland Y.L. Explorations of a theory of vocational choice. // J.Appl. Psychol. 1968. V. 52. N 1.
140) Kleinbeck V. Motivation und Berufswashl. Gottingen: Hogrefe. 1975. 200S.
141) Moser U. Zur psychoanalytishen Theorie der Berufswashl: Sublimierung, Identifizierung und berufliche Identitat // Psychologie. Schweirerische Zeitschrifit fur Psychologie. 1963. N4. S. 1-18.
142) Roe A. The psychology of occupations. N. Y.: Willey, 1956. XII+340 p.
143) Roe A. Siegelman M. The origin of interests. Washington: APGA, 1969. 98p.
144) Siefert K.H. Theorien der Berufswahle und der beroflichen Entwicklung // Seifert K.H., Eckhardt H.H., Jaide W. Handbuch der Berufspsychologie. Gottingen, 1977. S. 173-279.
145) Seifert K.H., Stangl W. Der Fragebogen Einstellungen zur Berufswahle und beruflichen Arbeit // Diagnostica. 1986. N 32.
146) Super D.E. Vocational development. N. Y., 1957. 391p.
147) Super D.E., Bahn M.Y. Occupational psychology. London: Tavistock, 1971.X+209p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ