Введение 5
1 Теория проблемного обучения на уроках русского
языка 8
1.1 Понятия «проблемная ситуация» и «проблемный вопрос» в методике
русского языка 8
1.2 Проблемный вопрос и проблемная ситуация как условие
формирования универсальных учебных действийнауроках русского языка 14
2 Методика проблемного обучения на уроках русского языка в начальной
школе 18
2.1 Анализ учебников по русскому языку (программа «Начальная школа
21 века») в аспекте проблемного обучения 18
2.2 Проблемный вопрос и проблемная ситуация на уроках русского языка
в 3 классе при изучении темы «Правописание окончаний имен существительных» 28
Заключение 42
Список использованных источников
Приложение
В настоящее время все более практичным и значимым в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Главной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т.е, умение учиться. [32]. Проблемное обучение как раз ипредполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, которые способствуют активной самостоятельной деятельности учеников, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Основой психологической концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л. Рубинштейном. Мышление занимает главную роль в интеллектуальном развитии человека[30].
Большой вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская[31], П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина [35], Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский [43], И. Я. Лернер, М. И. Махмутов [34, 19], А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская и др.
Данная проблема достаточно серьезно рассматривается в методической литературе и психолого-педагогической, но в практике школыне получила достаточного внимания, что и определяет актуальностьисследования.
Цельисследования:изучить особенности применения проблемного метода на уроках русского языка в начальной школе.
Объект:проблемный вопрос и проблемная ситуация на уроках русского языка.
Предмет:приемы создания проблемной ситуации и использование проблемного вопроса на уроках русского языка в начальной школе.
В ходе анализа методической литературы была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в том, чтоприменениена урокахрусского языка в начальной школе проблемного вопроса и проблемных ситуацийбудет способствовать прочному усвоению знаний, умений и навыков учащихся.
Задачи:
1) рассмотреть понятие проблемной ситуации и проблемного вопроса в методике русского языка;
2) выявить роль проблемного обучения в формировании универсальных учебных действий;
3) проанализировать учебники по русскому языку (программа «Школа России ХХ1века»)в аспекте проблемного обучения;
4) разработать проблемные вопросы и ситуации для уроков русского языка по теме «Правописание окончаний имён существительных множественного числа».
Теоретико-методологическая основой исследования стали
работыВ.Т.КудрявцеваиА.Л.Жохова, посвященные проблемному обучению.
Методы исследования:изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме; педагогический эксперимент, проверяющий состояние интересующей нас проблемы в практике начальной школы.
Опытно-экспериментальная база исследования: г. Лесосибирск, МБОУ «СОШ № 2». В исследовании приняли участие учащиеся третьего класса в количестве 27 человек.
Изучение и анализ источников по рассматриваемой нами теме позволили установить, что практика внедрения проблемного обучения и проблемного вопроса ведет за собой положительный результат к освоению знаний в начальных классах.
Проблемный вопрос порождает проблемную ситуацию. При помощи проблемной ситуации педагогический процесс получается успешным. Тем более эффективность этой версии подтверждают большинство опытных педагогов.
Место проблемной ситуации и вопроса в системе уроков может быть разным: при закреплении материала вводного инструктажа (решение вопроса - закрепление материала инструктажа), при постановке цели урока (решение - совместное, в ходе всего урока), при выдаче домашнего задания (учащиеся решают вопрос самостоятельно.
Рассмотрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в аспекте проблемного обучения показало, что системно-деятельностный подход, определяющий современное образование, основной целью ставит формирование не только универсальных учебных действий, но и творческое развитие детей, их самостоятельности, повышение интереса к изучаемым предметам через проектную и исследовательскую деятельность, умение выражать свои мысли, выдвигать гипотезы и т.д., что непосредственно развивается через проблемное обучение.
Анализ программы и учебников по русскому языку УМК «Начальная школаХХ1века» позволил сделать вывод о том, что в данной программе повышения качественного уровня образования ученика начальной школыпроисходит не просто за счет расширения материала для изучения, а определено проблемным подходом к обучению. Практически все упражнения в учебниках с 1 по 4 классы по русскому языку построены по типу проблемный вопрос и проблемной ситуации, за исключением учебника по русскому языку за 1 класс. В первом классе в большей степени используется проблемный диалог.
ситуации; переосмысление одного для применения их к решению задач другого плана.
Опытно-экспериментальное исследование, заключающееся в сравнении результатов усвоения темы «Правописание имен существительных множественного числа» в 3 классе на материале традиционного урока и урока с использованием методов проблемного обучения показало, что урок с использованием проблемных вопросов в большей степени способствовал формированию регулятивных результатов, таких как умение принимать и разрешать учебную задачу, планировать свои действияв соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия.Важно отметить, что заинтересованность школьников на уроке с использованием проблемных вопросов была выше, чем на традиционном уроке.
Конечно, нельзя говорить, что традиционное обучение хуже развивающего, в нем тоже можно найти свои плюсы, которые можно использовать и частично включить в развивающее обучение. Но, реализуя проблемное обучение в начальных классах на уроках русского языка можно создавать реальные возможности для личностного развития детей и становления у них, наряду с предметными, комплекса универсальных действий.
1. Анушкевич, И.Г. Проблемное обучение: Ситуация, вопрос, задание. Как реализовать принцип проблемности на уроках литературы / И.Г.Анушкевич // Муниципальное образование: инновации и эксперимент / Инновации и эксперимент в образовании. - Москва -2008. - № 6 - С. 60-62.
2. Бавина, А. Ю. Рабочая программа по русскому языку 3 класс по образовательной программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС[Электронный ресурс] / А.Ю. Бавина // Социальная сеть работников образования. - 2014. - Режим доступа: http://nsportal.ru
3. Беседы с учителем: Методика обучения: 3 класс / Под ред. Л.Е. Журовой. - Москва. - 2007.- 65 с.
4. Бускина, З.М. Классификация основных типов типовпроблемныситуаций[Электронный ресурс] / З.М. Бускина // Социальная сеть работников образования. - 2015. - Режим доступа: http://nsportal.ru
5. Вараница, Л.А. Проблемные ситуации на уроке в начальной школе / Л.А. Вараница // Начальное образование / Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». - Москва. - 2015. - Т. 3,№ 3. - С. 42-45.
6. Ермакова, Т.М. Организация уроков с элементами проблемного обучения [Электронный ресурс] / Т.М. Ермакова // Социальная сеть работников образования. - 2013. - Режим доступа: http://nsportal.ru
7. Зиядинова, Э. М. Использование проблемного обучения на уроках «Окружающий мир» / Э. М. Издательство // Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». - Ялта. - 2015. - № 48-5. С. 119-125.
8. Иванов, С. В. Русский язык: 3 класс / С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. - Москва. - 2015. - 173 с.
9. Иванов, С.В. Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. - Москва. - 2013. - 180 с.
10. Иванов, С.В. Русский язык. 2 класс. Часть 1 / С. В. Иванов.- Москва. -
2008. - 176 с.
11. Иванов, С.В. Русский язык. 2 класс. Часть 2 / С. В. Иванов. - Москва. -
2008. - 176 с.
12. Иванов, С.В. Русский язык. 3 класс. Часть 2 / С. В. Иванов. - Москва. -
2009. - 169 с.
13. Иванов, С.В. Русский язык. 3 класс. Часть 1 / С. В. Иванов. - Москва. -
2009. - 169 с.
14. Иванов, С.В. Русский язык. 4 класс. Часть 1 / С. В. Иванов. - Москва. -
2010. - 173 с.
15. Иванов, С.В. Русский язык. 4 класс. Часть 2 / С. В. Иванов. - Москва. -
2010. - 173 с.
16. Игнатова, А. А. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования школы [Электронный ресурс] / А.А. Игнатова // Социальная сеть работников образования. - 2015. - Режим доступа: http://nsportal.ru
17. Ильина, Н.М. Применение технологии проблемно-диалогического образования в начальной школе [Электронный ресурс] / Н.М. Ильина // Социальная сеть работников образования. - 2014. - Режим доступа: http://nsportal.ru
18. Казакова, Т.В. Проблемные ситуации на уроках русского языка как средство развития учебно-познавательной активности младшего школьников[Электронный ресурс] / Т.В. Казакова // Инфоурок. - 2012. - Режим доступа: https: //infourok.ru
19. Каташев, В. Г. Дидактика Махмутова/ В. Г. Каташев //Образование и саморазвитие. - Казань. - 2016. - № 1 (47). - С. 117-121.
20. Кильдиярова, А. П. Создание проблемной ситации на уроках в начальной школе / А. П. Кильдиярова // Педагогический опыт : теория, методика, практика. - Чебоксары. - 2014. - № 1 (1). -С. 170-172.
21. Котлярова, Т.Л. Создание проблемной ситуации на уроках обучения грамоте и математики в начальной школе / Т. Л. Котлярова // современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы. - Пенза. - 2014. - № 2. - С. 187-190.
22. Кудрвцев, В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В. Т. Кудрвцев. - Москва. - 2004. - 232 с.
23. Кузнецова, М.И. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 1, №2 для учащихся общеобразовательных учреждений /М.И. Кузнецова. - Москва. - 2015. С. 13-34.
24. Лукьянова, Т. А. Рабочая программа по русскому языку 3 класс «Начальная школа 21 века» [Электронный ресурс] / Т.А. Лукьянова // Инфоурок. - 2014. - Режим доступа: https://infourok.ru
25. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Электронный ресурс] /А.М. Матюшкин // Электронная библиотека. - Режим доступа: http://psychlib.ru
26. Матюшкин, А.М. Загадки одаренности: проблема практической диагностики/ А.М. Матюшкин. - Москва.: Школа-пресс, 2006. - 127 с.
27. Митькова, Т.В. Технология проблемного обучения (Е.Л.Мельникова,
Т.В. Кудрявцев, М.И.Махмутов) [Электронный ресурс] / Т.В. Митькова // Социальная сеть работников образования. - 2014. - Режим доступа:
http://nsportal.ru
28. Миронова, М. Н. Технологии развивающего обучения /М. Н. миронова, Н. А.Ражова // Язык: русский. - 2015 - С. 75-78.
29. Педагогическая ситуация [Электронный ресурс] // Библиотека начинающего педагога. - 2009. - Режим доступа: http://vashabnp.info/publ/3-1-0-195
30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 720 с.
31. Развитие идей научной школы Н. А. Менчинской в современной психологии учения / Материалы Круглого стола, посвященного 110-летию со дня рождения Н.А. Менчинской / ред. Е. Д.Божович, Г. А. Вайзер. - Москва.- Психологический институт Российской Академии Год издания, 2015. - 186 с.
32. Рехлова, Е. В. Создание проблемной ситуации как средство формирования универсальных учебных действий / Е. В. Рехлова // Учебно - методические комплекты для учителей. - 2015. - Режим доступа : http: // school.umk
33. Салова, В.Ф. Система изучения имени существительного в начальных классах [Электронный ресурс] / В.Ф. Салова // Социальная сеть работников образования. - 2013. - Режим доступа: http://nsportal.ru
34. Сафиуллина, И.А. Концепция проблемного обучения М. И. Махмутова
как дидактическая система [Электронный ресурс] / И.А. Сафиуллина // Электронная библиотека диссертаций. - 2007. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com
35. Семёнов, И. Н. Персонологическая рефлексия жизнетворчества Н. Ф. Талызиной и ее психолого-педагогической деятельности на кафедре педагогики мгу (к 90-летнему юбилею академика рао, профессора мгун.ф. талызиной) / И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования // аналитика Родис. - Москва. - 2014. - № 1-2. - С. 69-98.
36. Сорокина, М.А. Проблемно - диалогическое обучения на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] / М.А. Сорокина // Социальная сеть работников образования. - 2015. - Режим доступа: http://nsportal.ru/
37. Смирнова, В. А. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников / В. А. Смирнова. - 2015. - Т. 2. - № 2. - С. 21-28.
38. Федорова, О. А. Сравнительный психолингводидактический анализ учебников русского языка по программам «Начальная школа 21 века» и «Школа России» по изучению проблемы развития саморегуляции учебной деятельности младших школьников [Электронный ресурс] / О.А. Федорова // Социальная сеть работников образования. - 2014. -Режим доступа: http://nsportal.ru
39. Федосеева, Н.Н. Проблемные ситуации на уроке как средство активизации познавательной деятельности младших школьников [Электронный ресурс] / Н.Н. Федосеева // Фестиваль педагогических идей. - 2014. - Режим доступа: http://festival.1september.ru
40. Фирюлина, Т. В. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературного чтения [Электронный ресурс] / Т.В. Фирюлина // Социальная сеть работников образования. - 2012. - Режим доступа: http://nsportal.ru
41. Хуснутдинова, Л.Д. Проблемные ситуации на уроках русского языка / Л. Д. Хуснутдинова // Мультиурок. - 2015. - Режим доступа : http://multiurok.ru
42. Чубисова, А. А. Постановка и решение проблем на уроках русского языка в начальных классах / А. А. Чубисова // Язык: русский. - 2013. - № 2. - С. 177-180.
43. Шестакова, А. Г. Педагогическое наследие Ю. К. Бабанского, В. С. Ильина, Е. В. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС И ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ НА УРОКАХ РУССКОБондаревской: научные школы юга России/А. Г. Шестакова, М. А. Петренко, Т. Н. Шестакова // Студенческая наука XXI века. -Чебоксары. - 2016. - № 1-1 (8). - С. 162-166.
44. Шпак, О.В. Современные проблемы науки и образования / О. В. Шпак, И. А. Гурина. - Пенза. - 2014. - № 5. - С. 645.
Федеральный государственный образовательный стандарт Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/543
46. Юркина, С.В Проблемная ситуация - основное звено проблемного обучения младших школьников[Электронный ресурс] / С.В. Юркина // Социальная сеть работников образования. - 2012. - Режим доступа: http: // nsportal.ru