ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА 14
1.1. Политический терроризм: категориальный анализ 14
1.2. Политический терроризм и другие виды политического насилия:
грани соотношения 47
1.3. Вопросы детерминации политического терроризма 69
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО
ТЕРРОРИЗМА В РОССИИ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ 89
2.1. Политический терроризм как форма этнического экстремизма 89
2.2. Политический терроризм как форма религиозного
экстремизма 106
2.3. Основные направления преодоления политического
терроризма 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 161
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА 14
1.1. Политический терроризм: категориальный анализ 14
1.2. Политический терроризм и другие виды политического насилия:
грани соотношения 47
1.3. Вопросы детерминации политического терроризма 69
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО
ТЕРРОРИЗМА В РОССИИ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ 89
2.1. Политический терроризм как форма этнического экстремизма 89
2.2. Политический терроризм как форма религиозного
экстремизма 106
2.3. Основные направления преодоления политического
терроризма 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 161
Актуальность темы исследования. Начало третьего тысячелетия со-временная цивилизация встретила всплеском терроризма, получившим широкое распространение во многих странах. Обострение борьбы за сферы влияния между различными социальными силами, политическими идеологиями, блоками, союзами, международными организациями, в том числе этнического и конфессионального характера, частое применение субъектами политики террористических методов борьбы стало одной из главных проблем, мешающих устойчивому развитию общества. Появилось больше источников политического терроризма, изменился его характер. Методы и практика политического терроризма представляют собой грубое пренебрежение законом и моралью, препятствуют международному сотрудничеству, ведут к подрыву основных свобод и демократических основ любого государства.
Актуальность исследования феномена политического терроризма воз-растает для отечественной науки из-за угрозы, которую представляет терроризм государственной безопасности России, ее национальным интересам со стороны террористических групп, находящихся на территории страны, и международных террористических и экстремистских организаций, пытающихся влиять на политическую жизнь в российском государстве. Поэтому для на¬шей страны проблема политического терроризма имеет как внутри-, так и внешнеполитическое значение.
Особую актуальность данной проблеме придает тот факт, что проявления политического терроризма внутри страны подрывают устойчивость политической системы общества, стабильность политического курса, а в ряде случаев даже способны парализовать действия властей, способствуя подрыву их авторитета среди населения, что ставит под угрозу состояние и тенденции прогрессивного развития российского общества, а так же его жизнедеятельность. В качестве объекта безопасности выступают политические и социально-экономические структуры и институты, территориальная целостность страны, ее суверенитет и конституционный строй.
Внешнеполитические проблемы, порождаемые политическим терроризмом в России, заключаются в стремлении стран Запада ослабить между-народные позиции России, влиять на геополитическую ситуацию в регионе. Особенно тесно этот аспект связан с поликонфессиональным характером субъектов России, который активно используется другими странами и международными террористическими организациями. От правильного понимания политической сути происходящих процессов, камуфлирующихся под религиозную окраску, во многом зависит не только общественно¬политическая ситуация в стране, но и характер отношений России со многими государствами мира. Это актуализирует тему исследования.
Сложность и неоднозначность проблемы политического терроризма в полной мере проявляется на Северном Кавказе, ведь именно Северный Кавказ является в России тем регионом, где наблюдается критический уровень противоречий в сфере национально-государственного устройства, межэтнических отношений, которые осложняются конфессиональным фактором, в большей мере внесенным искусственно извне международными экстремистскими и террористическими организациями.
Сегодняшние реалии таковы, что ни одна из современных теорий терроризма пока еще не дает полный и всеобъемлющий ответ на вопросы, связанные с политическим терроризмом. Нет единых подходов к пониманию проблемы, нет четких критериев идентификации общественно-опасных акций, признаваемых террористическими, неоднозначно оценивается данная проблема СМИ, общественными движениями, правозащитными организациями. Глубокое научно-теоретическое изучение политического терроризма, знание основных механизмов детерминации политического терроризма и условий его функционирования имеют огромное значение для осуществления мероприятий по сужению круга этих причин и условий.
Исследование терроризма неотъемлемо от изучения экстремизма, что позволяет понять их взаимосвязь и взаимообусловленность. Знание сущности политического терроризма, его зависимости от геополитических, социально-политических, экономических, психологических и др. условий откроет возможности для прогнозирования его проявлений. Решение этих задач позволит своевременно упреждать новые террористические акты, осуществлять подготовку и проведение антитеррористических мероприятий.
Сегодня феномен политического терроризма становится предметом особого интереса государственных органов и исследовательских учреждений, о чем свидетельствует решение Совета Безопасности Российской Федерации в феврале 1994 года о проведении научно-исследовательской работы по дан¬ной проблеме; прошедшие в 1995-1996гг парламентские слушания, а также создание комиссии при аппарате Президента РФ по организации противодействия экстремизму и терроризму. С 2000 года в стране проходит многопрофильная реформа, включающая создание Концепции национальной безопасности, Военной Доктрины, Доктрины информационной безопасности, а так¬же Концепции государственной национальной политики. Задача ученых разного профиля заключается в том, чтобы внести посильный вклад в создание комплексной стратегии борьбы с терроризмом (контроля над терроризмом).
Степень научной разработанности проблемы. Явление политического терроризма многоаспектно и для того, чтобы составить целостное представление о данном феномене, необходимо исследовать терроризм с точки зрения различных наук. Теоретическими основами настоящей работы являются труды отечественных и зарубежных исследователей в области политологии, философии, социологии, конфликтологии, юриспруденции, психологии. Ученые разных направлений науки заложили теоретическую базу исследования проблемы, для создания работ, носящих междисциплинарный характер.
Политическому терроризму как актуальной проблеме сегодняшней политической жизни уделили большое внимание следующие ученые: Ю.И. Авдеев, А.Г. Здравомыслов, В.В. Витюк, А.В. Дмитриев,А.А. Кара-Мурза, Е.Г. Ляхов, Э.А. Паин, А.С. Панарин, Е.И. Степанов,А.И. Соловьев, А.И. Уткин и др. Ими дан анализ терроризма как социально-политического явления, рассматриваются причинно-следственные связи политического терроризма с развитием общественных отношений, его зависимость от социально-политической и экономической обстановки. Данные авторы сосредоточили свое внимание на вопросах сущности и содержания политического терроризма, его места и роли в системе политической борьбы.
Работы Н.Н. Афанасьева, А.А. Веселицкого, А.С. Грачева, А.В. Герасимова, Е.П. Кожушко, А.А. Козлова, Д.В. Ольшанского и других посвящены анализу основных направлений современного политического терроризма, ими исследуются мотивы действий террористов, идеологические корни терроризма: социальные, психологические, мировоззренческие. В этих работах рассматриваются аспекты процесса трансформации экстремизма в политический терроризм.
С социально- философских позиций рассматривают политический терроризм К.С. Гаджиев, В.В. Никитаев, В.М. Розин. Эти ученые акцентируют внимание на философско-нравственных аспектах проблемы терроризма, дают оценку социальной обусловленности феномена с философской точки зрения.
На уголовно-правовом и криминологическом уровне аспекты террористической деятельности исследуют В.П. Емельянов, М. Краснов, В.Н. Лопатин, В.В. Лунеев, Г.Н. Морозов, М.Н. Назаркин, Э.Ф. Побегайло, В.В. Устинов, О.М. Хлобустов и др. Этими авторами предложен ряд практических мер, которые необходимо предпринять для профилактики и предотвращения экстремистских и террористических действий субъектов политики.
Особую группу составляют работы, посвященные вопросам безопасности России Т.А. Алексеевой, О.А. Белькова, А.А. Игнатьева, В.Е. Петрищева,
В.П. Пугачева, В.Н. Ремарчук, В.В. Серебрянникова и др. Эти исследователи концентрируют внимание на таких важных аспектах, как динамика развития политического терроризма, факторы политической напряженности, геополитические аспекты национальной безопасности России.
Значительный вклад в изучение постсоветских конфликтов, а также общей конфликтной ситуации на Кавказе внесли исследования северокавказ- А.А.Магомедова, Е.П.Михиной, О.С.Новиковой, С.В.Передерия, М.В.Саввы,В.А.Соловьева, Л.Л.Хоперской А.Ю.Хоца, В.Р.Чагилова, А.В.Чубенко, В.М.Юрченко и др.
Глубокий анализ причин возникновения и роста политического терроризма дается рядом зарубежных ученых. К числу таких исследователей относятся У.Бек, У.Гори, Э.Гидденс, Б.Гросскап, М.Креншоу, У.Лакер,С.Ломброзо, Н.Ливингстон, М.Функе, А.Шмидт и др. Перечисленные ученые фокусируют свое внимание на концептуализации роли государства в возникновении и осуществлении политического терроризма, влияние политико-экономических процессов на содержание и направленность террористической деятельности. Спецификой данных работ является концентрация внимания на проблеме политического терроризма в западных и восточных странах, в период развития индустриального и постиндустриального общества. В начале XXI века ряд американских авторов обратились к проблеме политического терроризма, особенно после событий 11 сентября 2001г. Среди таких ученых можно выделить Р. Кагана, Д. Смока, Б. Грэкхема, Д. Приста, А. Иаффе и др.
В последнее время повысился интерес к событиям, связанным с политическим экстремизмом и терроризмом, в СМИ и СМК. Важную роль в освещении темы играет Интернет, где авторы некоторых сайтов организовывают Интернет - дискуссии и всевозможные экспресс - опросы. Научный интерес представляют материалы сайта Всемирного антикриминального и анти- террористического форума - www.waaf.ru.
Таким образом, анализ научной разработки темы исследования показывает, что эта тема в имеющейся литературе получила значительное распространение, однако воззрения на данную проблему часто не совпадают. Следует также отметить, что большинство исследователей берут в качестве объекта лишь отдельные аспекты проблемы детерминации политического терроризма, не учитывая при этом множественность и взаимосвязанность причин, вызывающих к жизни политический терроризм.
Объектом исследования является политический терроризм.
Предметом исследования является детерминация политического терроризма в современном мире, его формы, признаки и особенности его проявлений в современной России.
Основной целью диссертационного исследования является: прояснение сущности политического терроризма как феномена современности.
Указанная цель конкретизировалась через постановку и решение задач:
- провести системное изучение теоретико-методологических подходов, существующих в мировой политологической науке, политической социологии, конфликтологии, рассматривающих категорию «политический терроризм»;
- выявить основные признаки, многообразие видов и типологию политического терроризма;
- показать соотношение политического терроризма и других видов политического насилия;
- исследовать предпосылки и причины возникновения и активизации политического терроризма в современной России;
- проанализировать содержание и сущность политического терроризма как формы этнического и религиозного экстремизма;
- рассмотреть существующие пути и способы предотвращения политического терроризма.
Теоретическая и методологическая основа диссертации. В соответствии с особенностями темы, объекта и предмета исследования в диссертации применяется совокупность принципов и методов, позволяющих реализовать сформулированные цели и задачи, обеспечить достоверность полученных результатов. Исследование строится на основе принципа всестороннего рассмотрения проблемы в соответствии с логикой восхождения от абстрактного к конкретному. Это получило выражение в структуре диссертации, в формулировках названий глав и параграфов. Отталкиваясь от категориального анализа основных понятий темы, автор последовательно рассматривает вопросы детерминации политического терроризма, формы его проявления и пути преодоления.
Помимо общефилософских и общенаучных методов познания в ряде случаев там, где идет речь о проявлениях и формах политического терроризма, применяется сравнительный подход, позволяющий выявить существенные отличительные признаки этого феномена политической жизни, рассмотреть его соотношение с другими формами политического насилия.
При рассмотрении вопросов детерминации политического терроризма автор опирается на диалектико-материалистическую методологию рассмотрения причинной обусловленности явлений, использует элементы геометодологии, предполагающей учет роли геополитических интересов в детерминации внешнеполитических и внутриполитических явлений.
В разделах, затрагивающих вопросы борьбы с политическим терроризмом, в ряде случаев применяются элементы социального моделирования и метода анализа конкретных ситуаций (case-study), позволяющего проиллюстрировать и подтвердить ряд теоретических выводов диссертации. Когнитивный аспект анализа проблемы дополняется ценностным подходом, позволяющим применить общечеловеческие критерии оценки политического терроризма во всех его формах и проявлениях, избежать ошибки абсолютизации крайностей сциентизма и антисциентизма, недооценивающих реальное взаимодействие субъекта и объекта в рамках единой человеческой деятельности.
Рассмотрение ряда вопросов, в том числе преодоления политического терроризма, потребовало обращения к системному подходу, использованию структурно-функционального анализа места и роли различных органов государственного управления, общественных организаций в борьбе с политическим терроризмом.
В диссертации используются официальные документы, в которых квалифицируются многообразные явления, связанные с политическим терроризмом, определяются принципы политики государства по отношению к его предупреждению и преодолению.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
- проанализированы и систематизированы имеющиеся подходы к определению сущности и содержания политического терроризма;
- уточнено понятие политического терроризма путем включения в него религиозно-политического, этнополитического и бандитско- криминального аспектов;
- показано соотношение политического терроризма с другими видами политического насилия: экстремизмом, террором, войной, фашизмом, партизанской войной, диверсиями и т.д.
- изучается обусловленность политического терроризма в России отсутствием общей единой национальной идеологии и проникновением зарубежных экстремистских идеологий и террористических организаций;
- анализируются экономические, политические, культурные аспекты проблемы, психологические предпосылки, а также глубокие исторические корни противоречий в различных сферах и геополитические факторы международных отношений;
- исследуются разного рода мотивации террористической деятельности на основе рассмотрения комплекса межэтнических и межнациональных противоречий, детерминирующих проявления политического экстремизма и терроризма.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Критериями, позволяющими отнести те или иные явления к проявлениям политического терроризма и отражающими его сущность как особого социально-политического явления, могут являться следующие признаки: присутствие непосредственного или опосредованного насилия для достижения политических целей, которые, по мнению тех, кто к нему прибегает, не могут быть достигнуты обычными (законными) средствами; объектом насилия политического терроризма, как правило, являются представители политического авангарда из лагеря политического противника или символическая невиновная цель, воздействуя на которую террористы пытаются влиять на политического противника; умышленный характер насилия и устрашения, направленность на дестабилизацию или разрушение основных политических структур противоборствующей стороны; использование конспирации как не-обходимого условия существования террористических организаций и осуществления террористических действий; категорическое отрицание субъектами политической борьбы принципов общечеловеческой морали, циничное пренебрежение нормами гуманизма и справедливости.
2. Виды политического насилия, как массовый геноцид, репрессии, фашизм, террор, война и политический терроризм выступают как самостоятельные формы политического экстремизма на государственном и межгосударственном уровнях. И обоснованием для такой квалификации служит характер их связи с государством и уровень собственной институционализации.
3. Если раньше политический терроризм являлся формой борьбы тех, кто не имел или не видел для себя возможности легитимными и легальными средствами заявить о своих интересах и отстаивать их, то сегодня политический терроризм приобрел кардинально новый характер. Он заключается в слиянии деятельности политического терроризма, организованной преступности и наркомафии, в диффузном характере нападений на мирное население, в готовности использовать ядерное и бактериологическое оружие. Обостряется напряжение в мировом сообществе, связанное с активизацией насилия и радикализма, ожидания непредвиденных ситуаций.
4. После 11 сентября 2001 года мир вступил в новую эпоху взаимоотношений между государствами. Это обновленные отношения партнерства, взаимопомощи, объединения антитеррористических усилий. Но приходится констатировать и другие изменения характера современной политики, на-пример, со стороны США - принимать силовые решения, не считаясь с мировым сообществом, демонстрировать отсутствие всякого диалога с оппозицией. Необходимо развивать конструктивное отношение к оппозиции на государственном уровне, нужны новые модели безопасности.
5. Для снижения уровня угроз национальной безопасности России необходимо уделить особое внимание следующим аспектам контроля над терроризмом: укреплению государственности; установлению главенства закона; усилению борьбы с коррупцией и организованной преступностью; созданию общероссийской национальной идеологии; единства и взаимосвязи антиэкстремистской и антитеррористической стратегии и координации деятельности в этом направлении федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Необходим всесторонний анализ тенденций глобализации и геополитических интересов противостояния между различны-ми странами.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что положения и выводы диссертации могут быть использованы в изучении современных процессов развития, при подготовке научных публикаций, учебной литературы по национальным и конфессиональным отношениям и политическому терроризму, а также при подготовке лекций и спецкурсов по политологии и социологии. Материалы диссертации могут быть полезны для дальнейшего углубленного изучения феномена политического терроризма историками, политологами, социологами, психологами, конфликтологами, философами. Практическое значение диссертации состоит также в возможности использования рекомендаций по контролю над политическим терроризмом на территории России соответствующими государственными и общественными структурами.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре политологии и социологии Ставропольского государственного университета. Основные положения диссертации представлены на 1Х научно-практической конференции «Политические, правовые, социальные и экономические проблемы современного российского общества» (апрель 2003 г., г.Ставрополь), на 49-ой научно-практической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону» СГУ (апрель 2004 г., г.Ставрополь).
Основные результаты исследования нашли свое отражение в 5 публикациях автора общим объемом 2 п.л.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы. Общий объем - 160 машинописных страниц. Список литературы включает 315 наименований, в том числе 12 на иностранных языках.
Актуальность исследования феномена политического терроризма воз-растает для отечественной науки из-за угрозы, которую представляет терроризм государственной безопасности России, ее национальным интересам со стороны террористических групп, находящихся на территории страны, и международных террористических и экстремистских организаций, пытающихся влиять на политическую жизнь в российском государстве. Поэтому для на¬шей страны проблема политического терроризма имеет как внутри-, так и внешнеполитическое значение.
Особую актуальность данной проблеме придает тот факт, что проявления политического терроризма внутри страны подрывают устойчивость политической системы общества, стабильность политического курса, а в ряде случаев даже способны парализовать действия властей, способствуя подрыву их авторитета среди населения, что ставит под угрозу состояние и тенденции прогрессивного развития российского общества, а так же его жизнедеятельность. В качестве объекта безопасности выступают политические и социально-экономические структуры и институты, территориальная целостность страны, ее суверенитет и конституционный строй.
Внешнеполитические проблемы, порождаемые политическим терроризмом в России, заключаются в стремлении стран Запада ослабить между-народные позиции России, влиять на геополитическую ситуацию в регионе. Особенно тесно этот аспект связан с поликонфессиональным характером субъектов России, который активно используется другими странами и международными террористическими организациями. От правильного понимания политической сути происходящих процессов, камуфлирующихся под религиозную окраску, во многом зависит не только общественно¬политическая ситуация в стране, но и характер отношений России со многими государствами мира. Это актуализирует тему исследования.
Сложность и неоднозначность проблемы политического терроризма в полной мере проявляется на Северном Кавказе, ведь именно Северный Кавказ является в России тем регионом, где наблюдается критический уровень противоречий в сфере национально-государственного устройства, межэтнических отношений, которые осложняются конфессиональным фактором, в большей мере внесенным искусственно извне международными экстремистскими и террористическими организациями.
Сегодняшние реалии таковы, что ни одна из современных теорий терроризма пока еще не дает полный и всеобъемлющий ответ на вопросы, связанные с политическим терроризмом. Нет единых подходов к пониманию проблемы, нет четких критериев идентификации общественно-опасных акций, признаваемых террористическими, неоднозначно оценивается данная проблема СМИ, общественными движениями, правозащитными организациями. Глубокое научно-теоретическое изучение политического терроризма, знание основных механизмов детерминации политического терроризма и условий его функционирования имеют огромное значение для осуществления мероприятий по сужению круга этих причин и условий.
Исследование терроризма неотъемлемо от изучения экстремизма, что позволяет понять их взаимосвязь и взаимообусловленность. Знание сущности политического терроризма, его зависимости от геополитических, социально-политических, экономических, психологических и др. условий откроет возможности для прогнозирования его проявлений. Решение этих задач позволит своевременно упреждать новые террористические акты, осуществлять подготовку и проведение антитеррористических мероприятий.
Сегодня феномен политического терроризма становится предметом особого интереса государственных органов и исследовательских учреждений, о чем свидетельствует решение Совета Безопасности Российской Федерации в феврале 1994 года о проведении научно-исследовательской работы по дан¬ной проблеме; прошедшие в 1995-1996гг парламентские слушания, а также создание комиссии при аппарате Президента РФ по организации противодействия экстремизму и терроризму. С 2000 года в стране проходит многопрофильная реформа, включающая создание Концепции национальной безопасности, Военной Доктрины, Доктрины информационной безопасности, а так¬же Концепции государственной национальной политики. Задача ученых разного профиля заключается в том, чтобы внести посильный вклад в создание комплексной стратегии борьбы с терроризмом (контроля над терроризмом).
Степень научной разработанности проблемы. Явление политического терроризма многоаспектно и для того, чтобы составить целостное представление о данном феномене, необходимо исследовать терроризм с точки зрения различных наук. Теоретическими основами настоящей работы являются труды отечественных и зарубежных исследователей в области политологии, философии, социологии, конфликтологии, юриспруденции, психологии. Ученые разных направлений науки заложили теоретическую базу исследования проблемы, для создания работ, носящих междисциплинарный характер.
Политическому терроризму как актуальной проблеме сегодняшней политической жизни уделили большое внимание следующие ученые: Ю.И. Авдеев, А.Г. Здравомыслов, В.В. Витюк, А.В. Дмитриев,А.А. Кара-Мурза, Е.Г. Ляхов, Э.А. Паин, А.С. Панарин, Е.И. Степанов,А.И. Соловьев, А.И. Уткин и др. Ими дан анализ терроризма как социально-политического явления, рассматриваются причинно-следственные связи политического терроризма с развитием общественных отношений, его зависимость от социально-политической и экономической обстановки. Данные авторы сосредоточили свое внимание на вопросах сущности и содержания политического терроризма, его места и роли в системе политической борьбы.
Работы Н.Н. Афанасьева, А.А. Веселицкого, А.С. Грачева, А.В. Герасимова, Е.П. Кожушко, А.А. Козлова, Д.В. Ольшанского и других посвящены анализу основных направлений современного политического терроризма, ими исследуются мотивы действий террористов, идеологические корни терроризма: социальные, психологические, мировоззренческие. В этих работах рассматриваются аспекты процесса трансформации экстремизма в политический терроризм.
С социально- философских позиций рассматривают политический терроризм К.С. Гаджиев, В.В. Никитаев, В.М. Розин. Эти ученые акцентируют внимание на философско-нравственных аспектах проблемы терроризма, дают оценку социальной обусловленности феномена с философской точки зрения.
На уголовно-правовом и криминологическом уровне аспекты террористической деятельности исследуют В.П. Емельянов, М. Краснов, В.Н. Лопатин, В.В. Лунеев, Г.Н. Морозов, М.Н. Назаркин, Э.Ф. Побегайло, В.В. Устинов, О.М. Хлобустов и др. Этими авторами предложен ряд практических мер, которые необходимо предпринять для профилактики и предотвращения экстремистских и террористических действий субъектов политики.
Особую группу составляют работы, посвященные вопросам безопасности России Т.А. Алексеевой, О.А. Белькова, А.А. Игнатьева, В.Е. Петрищева,
В.П. Пугачева, В.Н. Ремарчук, В.В. Серебрянникова и др. Эти исследователи концентрируют внимание на таких важных аспектах, как динамика развития политического терроризма, факторы политической напряженности, геополитические аспекты национальной безопасности России.
Значительный вклад в изучение постсоветских конфликтов, а также общей конфликтной ситуации на Кавказе внесли исследования северокавказ- А.А.Магомедова, Е.П.Михиной, О.С.Новиковой, С.В.Передерия, М.В.Саввы,В.А.Соловьева, Л.Л.Хоперской А.Ю.Хоца, В.Р.Чагилова, А.В.Чубенко, В.М.Юрченко и др.
Глубокий анализ причин возникновения и роста политического терроризма дается рядом зарубежных ученых. К числу таких исследователей относятся У.Бек, У.Гори, Э.Гидденс, Б.Гросскап, М.Креншоу, У.Лакер,С.Ломброзо, Н.Ливингстон, М.Функе, А.Шмидт и др. Перечисленные ученые фокусируют свое внимание на концептуализации роли государства в возникновении и осуществлении политического терроризма, влияние политико-экономических процессов на содержание и направленность террористической деятельности. Спецификой данных работ является концентрация внимания на проблеме политического терроризма в западных и восточных странах, в период развития индустриального и постиндустриального общества. В начале XXI века ряд американских авторов обратились к проблеме политического терроризма, особенно после событий 11 сентября 2001г. Среди таких ученых можно выделить Р. Кагана, Д. Смока, Б. Грэкхема, Д. Приста, А. Иаффе и др.
В последнее время повысился интерес к событиям, связанным с политическим экстремизмом и терроризмом, в СМИ и СМК. Важную роль в освещении темы играет Интернет, где авторы некоторых сайтов организовывают Интернет - дискуссии и всевозможные экспресс - опросы. Научный интерес представляют материалы сайта Всемирного антикриминального и анти- террористического форума - www.waaf.ru.
Таким образом, анализ научной разработки темы исследования показывает, что эта тема в имеющейся литературе получила значительное распространение, однако воззрения на данную проблему часто не совпадают. Следует также отметить, что большинство исследователей берут в качестве объекта лишь отдельные аспекты проблемы детерминации политического терроризма, не учитывая при этом множественность и взаимосвязанность причин, вызывающих к жизни политический терроризм.
Объектом исследования является политический терроризм.
Предметом исследования является детерминация политического терроризма в современном мире, его формы, признаки и особенности его проявлений в современной России.
Основной целью диссертационного исследования является: прояснение сущности политического терроризма как феномена современности.
Указанная цель конкретизировалась через постановку и решение задач:
- провести системное изучение теоретико-методологических подходов, существующих в мировой политологической науке, политической социологии, конфликтологии, рассматривающих категорию «политический терроризм»;
- выявить основные признаки, многообразие видов и типологию политического терроризма;
- показать соотношение политического терроризма и других видов политического насилия;
- исследовать предпосылки и причины возникновения и активизации политического терроризма в современной России;
- проанализировать содержание и сущность политического терроризма как формы этнического и религиозного экстремизма;
- рассмотреть существующие пути и способы предотвращения политического терроризма.
Теоретическая и методологическая основа диссертации. В соответствии с особенностями темы, объекта и предмета исследования в диссертации применяется совокупность принципов и методов, позволяющих реализовать сформулированные цели и задачи, обеспечить достоверность полученных результатов. Исследование строится на основе принципа всестороннего рассмотрения проблемы в соответствии с логикой восхождения от абстрактного к конкретному. Это получило выражение в структуре диссертации, в формулировках названий глав и параграфов. Отталкиваясь от категориального анализа основных понятий темы, автор последовательно рассматривает вопросы детерминации политического терроризма, формы его проявления и пути преодоления.
Помимо общефилософских и общенаучных методов познания в ряде случаев там, где идет речь о проявлениях и формах политического терроризма, применяется сравнительный подход, позволяющий выявить существенные отличительные признаки этого феномена политической жизни, рассмотреть его соотношение с другими формами политического насилия.
При рассмотрении вопросов детерминации политического терроризма автор опирается на диалектико-материалистическую методологию рассмотрения причинной обусловленности явлений, использует элементы геометодологии, предполагающей учет роли геополитических интересов в детерминации внешнеполитических и внутриполитических явлений.
В разделах, затрагивающих вопросы борьбы с политическим терроризмом, в ряде случаев применяются элементы социального моделирования и метода анализа конкретных ситуаций (case-study), позволяющего проиллюстрировать и подтвердить ряд теоретических выводов диссертации. Когнитивный аспект анализа проблемы дополняется ценностным подходом, позволяющим применить общечеловеческие критерии оценки политического терроризма во всех его формах и проявлениях, избежать ошибки абсолютизации крайностей сциентизма и антисциентизма, недооценивающих реальное взаимодействие субъекта и объекта в рамках единой человеческой деятельности.
Рассмотрение ряда вопросов, в том числе преодоления политического терроризма, потребовало обращения к системному подходу, использованию структурно-функционального анализа места и роли различных органов государственного управления, общественных организаций в борьбе с политическим терроризмом.
В диссертации используются официальные документы, в которых квалифицируются многообразные явления, связанные с политическим терроризмом, определяются принципы политики государства по отношению к его предупреждению и преодолению.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
- проанализированы и систематизированы имеющиеся подходы к определению сущности и содержания политического терроризма;
- уточнено понятие политического терроризма путем включения в него религиозно-политического, этнополитического и бандитско- криминального аспектов;
- показано соотношение политического терроризма с другими видами политического насилия: экстремизмом, террором, войной, фашизмом, партизанской войной, диверсиями и т.д.
- изучается обусловленность политического терроризма в России отсутствием общей единой национальной идеологии и проникновением зарубежных экстремистских идеологий и террористических организаций;
- анализируются экономические, политические, культурные аспекты проблемы, психологические предпосылки, а также глубокие исторические корни противоречий в различных сферах и геополитические факторы международных отношений;
- исследуются разного рода мотивации террористической деятельности на основе рассмотрения комплекса межэтнических и межнациональных противоречий, детерминирующих проявления политического экстремизма и терроризма.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Критериями, позволяющими отнести те или иные явления к проявлениям политического терроризма и отражающими его сущность как особого социально-политического явления, могут являться следующие признаки: присутствие непосредственного или опосредованного насилия для достижения политических целей, которые, по мнению тех, кто к нему прибегает, не могут быть достигнуты обычными (законными) средствами; объектом насилия политического терроризма, как правило, являются представители политического авангарда из лагеря политического противника или символическая невиновная цель, воздействуя на которую террористы пытаются влиять на политического противника; умышленный характер насилия и устрашения, направленность на дестабилизацию или разрушение основных политических структур противоборствующей стороны; использование конспирации как не-обходимого условия существования террористических организаций и осуществления террористических действий; категорическое отрицание субъектами политической борьбы принципов общечеловеческой морали, циничное пренебрежение нормами гуманизма и справедливости.
2. Виды политического насилия, как массовый геноцид, репрессии, фашизм, террор, война и политический терроризм выступают как самостоятельные формы политического экстремизма на государственном и межгосударственном уровнях. И обоснованием для такой квалификации служит характер их связи с государством и уровень собственной институционализации.
3. Если раньше политический терроризм являлся формой борьбы тех, кто не имел или не видел для себя возможности легитимными и легальными средствами заявить о своих интересах и отстаивать их, то сегодня политический терроризм приобрел кардинально новый характер. Он заключается в слиянии деятельности политического терроризма, организованной преступности и наркомафии, в диффузном характере нападений на мирное население, в готовности использовать ядерное и бактериологическое оружие. Обостряется напряжение в мировом сообществе, связанное с активизацией насилия и радикализма, ожидания непредвиденных ситуаций.
4. После 11 сентября 2001 года мир вступил в новую эпоху взаимоотношений между государствами. Это обновленные отношения партнерства, взаимопомощи, объединения антитеррористических усилий. Но приходится констатировать и другие изменения характера современной политики, на-пример, со стороны США - принимать силовые решения, не считаясь с мировым сообществом, демонстрировать отсутствие всякого диалога с оппозицией. Необходимо развивать конструктивное отношение к оппозиции на государственном уровне, нужны новые модели безопасности.
5. Для снижения уровня угроз национальной безопасности России необходимо уделить особое внимание следующим аспектам контроля над терроризмом: укреплению государственности; установлению главенства закона; усилению борьбы с коррупцией и организованной преступностью; созданию общероссийской национальной идеологии; единства и взаимосвязи антиэкстремистской и антитеррористической стратегии и координации деятельности в этом направлении федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Необходим всесторонний анализ тенденций глобализации и геополитических интересов противостояния между различны-ми странами.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что положения и выводы диссертации могут быть использованы в изучении современных процессов развития, при подготовке научных публикаций, учебной литературы по национальным и конфессиональным отношениям и политическому терроризму, а также при подготовке лекций и спецкурсов по политологии и социологии. Материалы диссертации могут быть полезны для дальнейшего углубленного изучения феномена политического терроризма историками, политологами, социологами, психологами, конфликтологами, философами. Практическое значение диссертации состоит также в возможности использования рекомендаций по контролю над политическим терроризмом на территории России соответствующими государственными и общественными структурами.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре политологии и социологии Ставропольского государственного университета. Основные положения диссертации представлены на 1Х научно-практической конференции «Политические, правовые, социальные и экономические проблемы современного российского общества» (апрель 2003 г., г.Ставрополь), на 49-ой научно-практической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону» СГУ (апрель 2004 г., г.Ставрополь).
Основные результаты исследования нашли свое отражение в 5 публикациях автора общим объемом 2 п.л.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы. Общий объем - 160 машинописных страниц. Список литературы включает 315 наименований, в том числе 12 на иностранных языках.
Существующие теоретические подходы к объяснению феномена политического терроризма все еще не могут в полной мере дать ответ на все вопросы, которые связаны с изучением данного феномена. До сих пор в научных работах недостаточно освещены вопросы классификации терроризма и террористической деятельности, открытыми остаются вопросы о признаках и критериях оценки, позволяющих отнести те или иные виды политического насилия к террористической деятельности. Исследуя формы проявления политического терроризма в социальных, политических и национально-этнических конфликтах, следует учитывать многоаспектность данного явления.
При определенных условиях акции терроризма могут привести к возникновению крупномасштабных экологических, экономических, политических катастроф и массовой гибели людей, резким международным осложнениям. Кроме того, террор со стороны государства предполагает ответные экстремистские и террористические действия со стороны оппозиции, а усиливающиеся индивидуальный или групповой терроризм предполагает репрессивные действия со стороны государства.
В системе политического экстремизма терроризм занимает одно из центральных мест и является наиболее опасной для общества разновидностью политического экстремизма, поскольку нанесение ущерба жизни и здоровью людей и их устрашение сознательно рассматриваются субъектами терроризма в качестве необходимого условия достижения выдвигаемых террористами политических целей.
Сегодняшнее состояние политического терроризма позволяет утверждать, что как явление политической жизни он трансформирует религиозный и этнический аспекты социальной жизни в политическую плоскость, используя этнический и религиозный экстремизм как базу для дальнейшего развития политической борьбы в террористической форме. При этом необходимо учитывать причинную обусловленность терроризма политическими причинами, поэтому о формах политического экстремизма следует говорить не просто как о политическом, а как о социально-политическом процессе, а терроризм рассматривать как политико-криминологический феномен.
При характеристике политического терроризма как политического процесса необходимо учитывать, что возникновение и развитие политического терроризма генетически обусловлено множеством факторов: экономическими, этническими, религиозными, историческими, социальными, политическими, психологическими, геополитическими. Нельзя сказать, что какая-то группа факторов имеет основное значение - влияет вся их совокупность и лишь ситуативно на передний план может выходить то один, то несколько из них.
Политический терроризм тесно связан с состоянием конфликтности общественных отношений. Являясь следствием имеющихся противоречий, которые лежат в основе конфликта, политический терроризм оказывает деструктивное воздействие на протекание конфликта, провоцируя дальнейшую эскалацию. Поэтому политический терроризм необходимо трактовать как своего рода инструмент конфликтного социально-политического столкновения, возникающего на определенной стадии развития общественных противоречий, когда они своевременно не снимаются и одна из противоборствующих сторон (или обе сразу), ввиду действительного или мнимого ущемления своих интересов и прав, обращаются к терроризму, чтобы таким образом радикально решить конфликт.
«Выступая следствием развертывающихся в российском обществе кризисных процессов и тесно связанных с ними социальных, политических, межнациональных и других конфликтов, терроризм сам, в свою очередь, их предельно обостряет и осложняет. Поэтому осмысление его природы, средств и методов борьбы с ним становится важной и неотложной проблемой социальной теории и практики, особенно в период перехода от тоталитаризма к демократии, который проходит сейчас наше общество, испытывая череду серьезных кризисов и даже катастроф, тяжело отзывающихся на жизни и судьбе больших масс населения»
Связывая терроризм чаще всего с политическими и идеологическими целями тех сил, которые его используют, специалисты выделяют достаточно широкий спектр социальных противоречий и вытекающих из них явлений, детерминирующих возникновение и развитие политического терроризма. По мнению диссертанта, среди основных предпосылок, вызывающих усиление политического терроризма в нашей стране, доминирующее влияние оказывает передел собственности и связанное с этим ухудшение социально-экономической ситуации в стране. Этот фактор используется международными экстремистскими и террористическими организациями, а также странами, заинтересованными в ослаблении российской государственности.
Конфронтационная форма планетарных отношений - одна из самых глубоких истоков, генерирующих экстремизм и терроризм. Такого рода политика и есть ведущая причина подъема волны насилия. Особого внимания в этом плане заслуживает изменение геополитического положения России. Эти изменения, которые оказались далеко не в пользу России, активно используются странами Запада и, в первую очередь, США, стремящимися навязать миру гегемонию нового типа - глобализацию в форме объединения усилий стран «золотого миллиарда» диктовать условия странам, не вошедшим в это элитное сообщество.
Террористическая активность экстремистско-криминальных организаций на территории России, и особенно в северо-кавказском регионе, обусловлена не только отсутствием на протяжении длительного периода эффективной государственной политики противодействия экстремизму, но также влиянием и поддержкой экстремизма и терроризма из-за рубежа. Лидеры не¬которых иностранных государств рассматривают Чеченскую республику в качестве «рычага» в реализации своих внешнеполитических амбиций или религиозных притязаний. Чечня используется в качестве дестабилизатора региона, где переплетаются интересы многих стран в политике «большой нефти».
Следует отметить, что спецслужбы иностранных государств (прежде всего исламских), вмешиваются в процессы националистического и религиозного характера в северо-кавказском регионе России. За последние годы стали нередкими факты внедрения на территорию нашей страны агентуры спецслужб и эмиссаров исламских центров под видом репатриантов из числа представителей горских национальностей. Особенно ярко подобные действия наблюдались во время вооруженного конфликта в Чечне, когда там действовали наемники из ряда исламских государств. При этом откровенно проявилась линия попыток США и некоторых западноевропейских стран разыграть ислам-скую карту в ущерб национальным интересам России. На смену агрессивной открытой войне пришел не менее агрессивный международный и государственный терроризм, которым пользуются в своих интересах как мусульманские, так и западные страны.
За рамками исследования остались вопросы рассмотрения значительных расхождений в научном мире по поводу идеологического, организационного и деятельностного содержания государственного и международного терроризма. В тоже время именно целенаправленная политика международного и государственного терроризма требует особого внимания ученых, а не сами по себе различия между цивилизациями, больше настроенными сотрудничать и взаимообмениваться культурами при одновременном сохранении своеобразия и традиций, своих ценностных ориентаций.
Современные террористические организации пытаются глубже развивать идейно-теоретические концепции своей преступной деятельности. В будущем надо прогнозировать более усиленное внимание к идейному обоснованию террористической деятельности. Акцент, скорее всего, будет делаться на религиозной составляющей политической борьбы и исламская карта будет разыгрываться более активно, причем не только исламскими государствами.
Мы уже отмечали, что политический терроризм детерминируется широким спектром факторов различной природы. При этом инициаторы и организаторы террористических методов борьбы используют национальные и религиозные чувства людей в качестве тактического приема для манипулирования поведением людей и направления возбужденной в них агрессивности в русло экстремизма и терроризма
Негативную роль играет отсутствие общенациональной идеологии, которая имеет большое многофункциональное значение. Один из аспектов ее влияния заключается в том, что она должна выступать важным составляющим элементом антитеррористической и антиэкстремистской идеологии; во- вторых, создавшийся идеологический вакуум заполняется псевдорелигиозными и псевдонациональными экстремистскими идеологиями.
Общенациональная идеология призвана обеспечить единство ценностных ориентацией общества, интегрировать множество существующих социальных, конфессиональных, этнических, территориальных и иных групп в нечто целое. Все это будет играть позитивную роль, лишая терроризм его идеологической базы. Тема создания общенациональной идеологии в контексте национальной безопасности России остается актуальной и требует от-дельного научного исследования.
Далее неотложной задачей ученых является изучение формирования идеологии в современных постиндустриальных обществах, которое теснейшим образом сопряжено с масс-медиа, учитывая особую роль, которую играют СМИ и СМК как в процессе стабилизации или дестабилизации общества, так и в становлении единой идеологии в обществе. Как известно, масс-медиа формируют в нашем сознании образ реальности, акцентируя одни ее фраг-менты и оставляя без внимания другие.
Автор актуализирует вопросы политизации религии, имманентной связи духовно-религиозных ориентаций с политическими процессами. Рассматривая религиозный фактор и механизм его влияния на возникновение политического экстремизма и терроризма диссертант в своем исследовании исходил из сложного характера религии как социального явления, оказывающего многофункциональное воздействие на внутрирелигиозную и социально-политическую обстановку в стране.
Нуждаются в глубоком изучении психологические аспекты политического терроризма. С этой точки зрения необходимо больше внимания уделять анализу субъективной стороны политического терроризма - его идеологии, характеру программ, целей и задач; логике оправдания и степени осознанности собственных действий; различиям в мотивации и позициях различных субъектов террористической деятельности. Научные исследования в данном направлении будут способствовать повышению эффективности и усовершенствованию стратегии и тактики борьбы с терроризмом.
Также в данной работе акцентировано внимание на серьезном политическом и оперативном значении, которое имеет исследование тенденции к смыканию политического терроризма и организованной преступности. Анализ показывает, что этот процесс характеризуется нарастанием его масштабов. Своевременное научное исследование в данном направлении позволит предупредить и предотвратить основные притязания организованной преступности на участие в политической власти для достижения конкретных политических целей в целях обеспечения экономических интересов и безопасности структур организованной преступности. С другой стороны, дальнейшее смыкание политического терроризма и организованной преступности приведет к значительному расширению финансовых, материальных и чисто оперативных возможностей террористических организаций, усилению их инфраструктуры, что также нельзя гораздо дальше, чем тот терроризм, который нам был известен до сих пор. Для новых обстоятельств, очевидно, придется разработать новые определения и новые условия, и службы разведки и творцы политики должны научиться более тонко различать мотивы, подходы и цели террористов» . Остается добавить - не только террористов, но их заказчиков и спонсоров.
В силу этих обстоятельств содержание деятельности по контролю над терроризмом также должно быть разноплановым. В этой связи ключевой проблемой является выработка на международно-правовом уровне единого и приемлемого для всех государств и международных организаций определения политического терроризма, включение его в содержание соответствующих резолюций, конвенций, других международно-правовых документов. Решение этой актуальной проблемы позволило бы усовершенствовать наше законодательство, привести его в полное соответствие с международным законодательством. Необходимо ликвидировать значительную часть противоречий, возникающих при использовании вооруженных сил и национальных спецслужб по линии борьбы с терроризмом, который составляет угрозу государственной и международной безопасности.
Наряду с правовыми и юридическими методами борьбы с терроризмом, должны использоваться ресурсы самого общества. В этом плане приходится констатировать недостаточное использование потенциала общественных структур.
Таким образом, политический терроризм, как сложный политико-криминологический феномен представляет собой научную и практическую проблему, которая не потеряет своей актуальности еще многие десятилетия и будет требовать пристального внимания со стороны ученых разных направлений наук - социологии, психологии, конфликтологии и, в первую очередь, политологии.
При определенных условиях акции терроризма могут привести к возникновению крупномасштабных экологических, экономических, политических катастроф и массовой гибели людей, резким международным осложнениям. Кроме того, террор со стороны государства предполагает ответные экстремистские и террористические действия со стороны оппозиции, а усиливающиеся индивидуальный или групповой терроризм предполагает репрессивные действия со стороны государства.
В системе политического экстремизма терроризм занимает одно из центральных мест и является наиболее опасной для общества разновидностью политического экстремизма, поскольку нанесение ущерба жизни и здоровью людей и их устрашение сознательно рассматриваются субъектами терроризма в качестве необходимого условия достижения выдвигаемых террористами политических целей.
Сегодняшнее состояние политического терроризма позволяет утверждать, что как явление политической жизни он трансформирует религиозный и этнический аспекты социальной жизни в политическую плоскость, используя этнический и религиозный экстремизм как базу для дальнейшего развития политической борьбы в террористической форме. При этом необходимо учитывать причинную обусловленность терроризма политическими причинами, поэтому о формах политического экстремизма следует говорить не просто как о политическом, а как о социально-политическом процессе, а терроризм рассматривать как политико-криминологический феномен.
При характеристике политического терроризма как политического процесса необходимо учитывать, что возникновение и развитие политического терроризма генетически обусловлено множеством факторов: экономическими, этническими, религиозными, историческими, социальными, политическими, психологическими, геополитическими. Нельзя сказать, что какая-то группа факторов имеет основное значение - влияет вся их совокупность и лишь ситуативно на передний план может выходить то один, то несколько из них.
Политический терроризм тесно связан с состоянием конфликтности общественных отношений. Являясь следствием имеющихся противоречий, которые лежат в основе конфликта, политический терроризм оказывает деструктивное воздействие на протекание конфликта, провоцируя дальнейшую эскалацию. Поэтому политический терроризм необходимо трактовать как своего рода инструмент конфликтного социально-политического столкновения, возникающего на определенной стадии развития общественных противоречий, когда они своевременно не снимаются и одна из противоборствующих сторон (или обе сразу), ввиду действительного или мнимого ущемления своих интересов и прав, обращаются к терроризму, чтобы таким образом радикально решить конфликт.
«Выступая следствием развертывающихся в российском обществе кризисных процессов и тесно связанных с ними социальных, политических, межнациональных и других конфликтов, терроризм сам, в свою очередь, их предельно обостряет и осложняет. Поэтому осмысление его природы, средств и методов борьбы с ним становится важной и неотложной проблемой социальной теории и практики, особенно в период перехода от тоталитаризма к демократии, который проходит сейчас наше общество, испытывая череду серьезных кризисов и даже катастроф, тяжело отзывающихся на жизни и судьбе больших масс населения»
Связывая терроризм чаще всего с политическими и идеологическими целями тех сил, которые его используют, специалисты выделяют достаточно широкий спектр социальных противоречий и вытекающих из них явлений, детерминирующих возникновение и развитие политического терроризма. По мнению диссертанта, среди основных предпосылок, вызывающих усиление политического терроризма в нашей стране, доминирующее влияние оказывает передел собственности и связанное с этим ухудшение социально-экономической ситуации в стране. Этот фактор используется международными экстремистскими и террористическими организациями, а также странами, заинтересованными в ослаблении российской государственности.
Конфронтационная форма планетарных отношений - одна из самых глубоких истоков, генерирующих экстремизм и терроризм. Такого рода политика и есть ведущая причина подъема волны насилия. Особого внимания в этом плане заслуживает изменение геополитического положения России. Эти изменения, которые оказались далеко не в пользу России, активно используются странами Запада и, в первую очередь, США, стремящимися навязать миру гегемонию нового типа - глобализацию в форме объединения усилий стран «золотого миллиарда» диктовать условия странам, не вошедшим в это элитное сообщество.
Террористическая активность экстремистско-криминальных организаций на территории России, и особенно в северо-кавказском регионе, обусловлена не только отсутствием на протяжении длительного периода эффективной государственной политики противодействия экстремизму, но также влиянием и поддержкой экстремизма и терроризма из-за рубежа. Лидеры не¬которых иностранных государств рассматривают Чеченскую республику в качестве «рычага» в реализации своих внешнеполитических амбиций или религиозных притязаний. Чечня используется в качестве дестабилизатора региона, где переплетаются интересы многих стран в политике «большой нефти».
Следует отметить, что спецслужбы иностранных государств (прежде всего исламских), вмешиваются в процессы националистического и религиозного характера в северо-кавказском регионе России. За последние годы стали нередкими факты внедрения на территорию нашей страны агентуры спецслужб и эмиссаров исламских центров под видом репатриантов из числа представителей горских национальностей. Особенно ярко подобные действия наблюдались во время вооруженного конфликта в Чечне, когда там действовали наемники из ряда исламских государств. При этом откровенно проявилась линия попыток США и некоторых западноевропейских стран разыграть ислам-скую карту в ущерб национальным интересам России. На смену агрессивной открытой войне пришел не менее агрессивный международный и государственный терроризм, которым пользуются в своих интересах как мусульманские, так и западные страны.
За рамками исследования остались вопросы рассмотрения значительных расхождений в научном мире по поводу идеологического, организационного и деятельностного содержания государственного и международного терроризма. В тоже время именно целенаправленная политика международного и государственного терроризма требует особого внимания ученых, а не сами по себе различия между цивилизациями, больше настроенными сотрудничать и взаимообмениваться культурами при одновременном сохранении своеобразия и традиций, своих ценностных ориентаций.
Современные террористические организации пытаются глубже развивать идейно-теоретические концепции своей преступной деятельности. В будущем надо прогнозировать более усиленное внимание к идейному обоснованию террористической деятельности. Акцент, скорее всего, будет делаться на религиозной составляющей политической борьбы и исламская карта будет разыгрываться более активно, причем не только исламскими государствами.
Мы уже отмечали, что политический терроризм детерминируется широким спектром факторов различной природы. При этом инициаторы и организаторы террористических методов борьбы используют национальные и религиозные чувства людей в качестве тактического приема для манипулирования поведением людей и направления возбужденной в них агрессивности в русло экстремизма и терроризма
Негативную роль играет отсутствие общенациональной идеологии, которая имеет большое многофункциональное значение. Один из аспектов ее влияния заключается в том, что она должна выступать важным составляющим элементом антитеррористической и антиэкстремистской идеологии; во- вторых, создавшийся идеологический вакуум заполняется псевдорелигиозными и псевдонациональными экстремистскими идеологиями.
Общенациональная идеология призвана обеспечить единство ценностных ориентацией общества, интегрировать множество существующих социальных, конфессиональных, этнических, территориальных и иных групп в нечто целое. Все это будет играть позитивную роль, лишая терроризм его идеологической базы. Тема создания общенациональной идеологии в контексте национальной безопасности России остается актуальной и требует от-дельного научного исследования.
Далее неотложной задачей ученых является изучение формирования идеологии в современных постиндустриальных обществах, которое теснейшим образом сопряжено с масс-медиа, учитывая особую роль, которую играют СМИ и СМК как в процессе стабилизации или дестабилизации общества, так и в становлении единой идеологии в обществе. Как известно, масс-медиа формируют в нашем сознании образ реальности, акцентируя одни ее фраг-менты и оставляя без внимания другие.
Автор актуализирует вопросы политизации религии, имманентной связи духовно-религиозных ориентаций с политическими процессами. Рассматривая религиозный фактор и механизм его влияния на возникновение политического экстремизма и терроризма диссертант в своем исследовании исходил из сложного характера религии как социального явления, оказывающего многофункциональное воздействие на внутрирелигиозную и социально-политическую обстановку в стране.
Нуждаются в глубоком изучении психологические аспекты политического терроризма. С этой точки зрения необходимо больше внимания уделять анализу субъективной стороны политического терроризма - его идеологии, характеру программ, целей и задач; логике оправдания и степени осознанности собственных действий; различиям в мотивации и позициях различных субъектов террористической деятельности. Научные исследования в данном направлении будут способствовать повышению эффективности и усовершенствованию стратегии и тактики борьбы с терроризмом.
Также в данной работе акцентировано внимание на серьезном политическом и оперативном значении, которое имеет исследование тенденции к смыканию политического терроризма и организованной преступности. Анализ показывает, что этот процесс характеризуется нарастанием его масштабов. Своевременное научное исследование в данном направлении позволит предупредить и предотвратить основные притязания организованной преступности на участие в политической власти для достижения конкретных политических целей в целях обеспечения экономических интересов и безопасности структур организованной преступности. С другой стороны, дальнейшее смыкание политического терроризма и организованной преступности приведет к значительному расширению финансовых, материальных и чисто оперативных возможностей террористических организаций, усилению их инфраструктуры, что также нельзя гораздо дальше, чем тот терроризм, который нам был известен до сих пор. Для новых обстоятельств, очевидно, придется разработать новые определения и новые условия, и службы разведки и творцы политики должны научиться более тонко различать мотивы, подходы и цели террористов» . Остается добавить - не только террористов, но их заказчиков и спонсоров.
В силу этих обстоятельств содержание деятельности по контролю над терроризмом также должно быть разноплановым. В этой связи ключевой проблемой является выработка на международно-правовом уровне единого и приемлемого для всех государств и международных организаций определения политического терроризма, включение его в содержание соответствующих резолюций, конвенций, других международно-правовых документов. Решение этой актуальной проблемы позволило бы усовершенствовать наше законодательство, привести его в полное соответствие с международным законодательством. Необходимо ликвидировать значительную часть противоречий, возникающих при использовании вооруженных сил и национальных спецслужб по линии борьбы с терроризмом, который составляет угрозу государственной и международной безопасности.
Наряду с правовыми и юридическими методами борьбы с терроризмом, должны использоваться ресурсы самого общества. В этом плане приходится констатировать недостаточное использование потенциала общественных структур.
Таким образом, политический терроризм, как сложный политико-криминологический феномен представляет собой научную и практическую проблему, которая не потеряет своей актуальности еще многие десятилетия и будет требовать пристального внимания со стороны ученых разных направлений наук - социологии, психологии, конфликтологии и, в первую очередь, политологии.
Подобные работы
- ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Политический терроризм: детерминация и формы проявления
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ТЕРРОРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНОЕ И ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Терроризм: общая характеристика и система противодействия
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Роль России в политических конфликтах на современном мире
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ И ЕГО СПЕЦИФИКА,
КАК МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЕСТУПНОГО ДЕЯНИЯ
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Использование новых массовых информационных
технологий радикальными экстремистскими и
террористическими организациями
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2015 - ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



