Введение 4
Глава 1 Теоретические основы группового метода обучения 7
1.1 Специфика группового метода обучения 7
1.2 Виды и приемы группового метода обучения 14
Глава 2 Организация групповой учебной деятельности на уроках математики в начальной школе 22
2.1 Групповой метод работы на уроках математики 22
2.2 Методика организации групповой деятельности на уроке
математики в начальной школе 27
Заключение 37
Список использованных источников 40
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит конкретные задачи модернизации начального общего образования. При этом образовательный процесс рассматривается как «процесс реализующий педагогику сотрудничества, становления самостоятельного и ответственного учащегося» [40].
Приоритетной задачей начальной ступени образования является сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность у него умений и навыков.
Большую роль при этом играет организация групповых форм обучения, которые основаны на учебном сотрудничестве младших школьников и позволяют учащимся работать без пошагового руководства и контроля со стороны учителя. Ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, обсуждения разных вариантов решения задачи, разных точек зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, способное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.
Работая в группе, учащиеся учатся работать активно, серьезно относиться к порученному делу, успешно взаимодействовать с любым партнером, вежливо и доброжелательно общаться с ним, испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров.
Применять групповой метод желательно со 2 класса. Первоклассники ещё не готовы самостоятельно выполнять многие задания. Мешают низкий уровень техники чтения, развития речи, а главное отсутствие опыта продуктивного общения. Второклассники же, а тем более, старшие ребята, вполне в состоянии действовать сообща, работают в группах с удовольствием. Они часто воспринимают уроки, организованные с применением группового метода, как игру, как праздник.
Таким образом, актуальность рассматриваемого в представленной работе вопроса определяется тем, что проблема совместной деятельности учащихся на уроках в практике начального обучения пока недооценивается. Вместе с тем, современными исследованиями педагогов и психологов (Дьяченко В.К. и др.) доказано, что сотрудничество со сверстниками играет незаменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников.
Цель исследования - рассмотреть организацию групповой работы по математике в начальной школе.
Объект: групповая форма обучения.
Предмет исследования: организация групповой работы по математике в начальной школе.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. В теоретическом аспекте ознакомиться со спецификой группового метода обучения.
2. Изучить виды и приемы группового метода обучения.
3. Рассмотреть организацию групповой учебной деятельности на уроках математики в начальной школе.
4. Раскрыть методику организации групповой деятельности на уроке математики в начальной школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что при использовании групповых форм работы на уроках математики повышается учебная и познавательная мотивация учащихся; в группе повышается обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний; улучшается психологический климат в классе.
Теоретико-методологической основой исследования являются современные представления о методах познания и их применении в практике обучения; теория поэтапного формирования умственных действий (Н.Ф. Талызина и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: педагогическое наблюдение; анализ и синтез, составление библиографии и реферирование.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методические рекомендации по организации групповых форм работы на уроках математики в различных видах учебной деятельности учащихся.
В заключение работы можно сделать следующие выводы
1. Проведенный нами теоретический анализ педагогической литературы по изучению группового метода обучения на уроках математики показал, что групповая работа - одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.
По определению Е.Н. Щурковой, групповая деятельность - это «организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению».
Групповая работа - это совместная деятельность детей и учителя, где реализуются все виды взаимодействий: «учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - группа, ученик - учитель», где на смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская, поисковая, коллективно - распределенная деятельность. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность.
При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей младшего школьного возраста происходит рост их субъективной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах.
2. Традиционно выделяют несколько видов групповой работы, к которым относят:
- парную работу (двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом);
- единую групповую работу (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп);
- дифференцированную групповую работу (у каждой группы своё задание, но все они подчинены единой цели).
Технология сотрудничества в начальной школе включает в себя разнообразные виды групповой работы, что способствует эффективному развитию качества знаний учащихся в процессе обучения и воспитания в соответствии с критериями содержания ФГОС НОО. К таким видам групповой работы относятся: работа в парах; «Мозговой штурм»; игра «Продолжи»; охота за сокровищами; снежный ком; мозаичная группа (пазлы); прием «Зигзаг» или «Отсюда - туда».
Работа в группах дает возможность восстановить изучаемый материал, устранить пробелы. Групповая работа обеспечивает включение мыслительной деятельности каждого ученика. Работа в группах сменного состава позволяет ученику рассмотреть материал с различных позиций, услышать разные мнения, выбрать верное решение. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.
3. С целью разработки методики групповой работы обучения на уроках математики в начальных классах, мы наблюдали за работой учителя 3 класса Х.Н. Шайхутдиновой в МБОУ «Солоухинская основная школа» с. Солоуха Пировского района Красноярского края. В классе обучается 12 учеников.
4. На уроках математики в начальной школе групповая работа может быть применена на этапе отработки вычислительных навыков, при закреплении знаний некоторых теоретических фактов (связи между компонентами арифметических действий, решение уравнений, действия с величинами). В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов, при изучении правил, исторических документов и т.п. Вся групповая деятельность школьников при этом вполне успешно сочетается с интенсивной самостоятельной работой каждого учащегося.
1. Агаркова Н.В. Нескучная математика. Занимательные материалы. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2008. - 123 с.
2. Амелина, М.В. Разноуровневые задания на уроках математики при изучении геометрического материала // Начальная школа. - 2010. - №8. - С. 57-59.
3. Бабанский Ю.Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Эксмо, 2015. - 448 с.
4. Балканский, Д.И. Формирование и развитие коммуникативных способностей в групповой изобразительной деятельности // Начальная школа. - 2012. - №4. - С.63-69.
5. Виноградова, М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников / М.Д. Виноградова, И.Б. Первин. - М.: Эксмо,
2012. - 448 с.
6. Витковская, И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников // Начальная школа. - 2012. - №12. - С. 35-37.
7. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Т. 1. - М.: Педагогика, 2011. - 479 с.
8. Гиниятуллина, Я.С. Опыт организации групповой работы на уроках // Начальная школа. - 2014. - №1. - С. 14-16.
9. Глазкова, А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности // Начальная школа. - 2014. - №10. - С. 43-49.
10. Гончарик, А.В. Влияние групповой формы на формирование и развитие учебной мотивации // Начальная школа. - 2014. - №11. - С. 45-49.
1 1 .Горелик, И.Ф. Классы разного уровня развития // Начальная школа. - 2012. - №12. - С. 83-85.
12. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. - М.: Эксмо, 2013. - 180 с.
13. Дашевская Л.П. Организация групповой работы при повторении материала по математике // Начальная школа. - 1990. - №2. - с. 37-41.
14. Дьяченко, В.К. Организация коллективных учебных занятий // Начальная школа. - 2010. - №1. - с. 4-6.
15. Жикалкина, Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. - М.: Просвещение, 2014. - 63 с.
16. Журавлёва, И.Н. Групповые формы работы на уроках математики // Начальная школа. - 2010. - №5. - С. 39-42.
17. Занимательная математика / Под ред. Л.К. Крез. - Мозырь: Белый ветер, 2012. - 150 с.
18. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И Пидкасистого. - М.: Просвещение, 2014. - 144 с.
19. Иванова, С.П. Современное образование и психологическая культура педагога. - Псков: ПГПИ, 2014. - 564 с.
20. Ивлева, Э.И. Организация взаимопомощи учащихся на уроках математики // Начальная школа. - 2012. - №2. - С. 118-120.
21. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. - М.: Академия, 2014. - 173 с.
22. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. - М.: Эксмо, 2015. - 215 с.
23. Котов, В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся. - Рязань, 2012. - 100 с.
24. Курятов, В.М. Как организовать обучение в малых группах. - СПб.: Педагогика, 2010. - 201 с.
25. Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения. - М.: Наука, 2011. - 250 с.
26. Лийметс, Х.И. Групповая работа на уроке. - М.: Наука, 2015. - 62 с.
27. Мкртчян, М.А. Вопросы создания коллективного способа обучения: история, проблемы, перспективы // Коллективный способ обучения. - 2010. - №4. - C. 6-14.
28. Панфилова, А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений. - СПб.: Знание, 2015. - 317 с.
29. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 2013. - 362с.
30. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2014. - Кн. 1. - 576 с.
31. Попова, А.И. Об организации коллективных занятий / А.И. Попова, И.Г. Литваинская // Начальная школа. - 2010. - №8. - С. 38-41.
32. Роганова, Н.Ф. Первые итоги групповой работы на уроках математики // Начальная школа. - 2010. - №2. - С. 36-37.
33. Румянцева, Л.Н. Групповая работа. Методические рекомендации. - Ю- Сахалинск, 2011. - 256 с.
34. Совместная деятельность / Методология, теория, практика / Под ред. А.А. Журавлева. - М.: Наука, 2013. - 228 с.
35. Современные педагогические технологии на современном уроке»: составители: И.И. Полтава, Г. И. Козлова - Златоуст: Изд-во ММЦ №74205, 2009 г. - 35 с.
36. Талызина, Н.Ф. Индивидуальные формы работы // Педагогическая психология. - М.: Аспект пресс, 2013. - 173 с.
37. Урзаева, Л.Я. Формирование коммуникативных навыков в процессе групповой работы на уроках математики в начальной школе // Инновации в образовании - путь к профессионализму будущего педагога. - М.: Эксмо, 2014. - 171 с.
38. Хабиб, Р.А. Организация коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике // О совершенствовании методов обучения математике. - М.: Просвещение,
2013. - 126 с.
39. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 2013. - 268с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
41. Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.
42 . Шабалина, З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников // Начальная школа. - 2010. - №1. - С. 81-85.
43. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 224 с.