Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ COЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Работа №28361

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
658
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретико-методологические основания формирования социально-
культурной активности 9
1.1. Социально-культурная активность как объект исследования 9
1.2. Феномен клуба: история и тенденции развития 23
2 Клубная деятельность в системе факторов повышения социально-
культурной активности личности 37
2.1. Клуб в современном социально-культурном пространстве 37
2.2. Проект клуба «Содружество» 46
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложения А - Ж

Проблема повышения социально-культурной активности личности относится к числу наиболее актуальных, поскольку связана с реализацией практических задач общественного развития. Особая роль в процессе социально-культурного развития общества, принадлежит феномену клубной деятельности, которая органично сочетает в себе возможности участия населения в различных творческих занятиях, социально значимой деятельности и неформального межличностного общения как особого вида социального творчества.
Основная задача клубных учреждений заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, в организации разнообразных форм досуга и отдыха, в создании условий для полной самореализации личности в сфере занятия любительским творчеством и не формальным общением.
Однако, несмотря на то, что число клубов растет и они в большей степени доступны для посетителя, существует некий стереотип который, выражается в фактическом сведении клубного объединения к узкой направленной деятельности, что снижает приток потенциальных посетителей и укорачивает жизнь клуба. В связи с этим, возникает необходимость постоянного обогащения содержания их деятельности, методов ее осуществления и поиска новых технологий.
Эксперты в области культурно-досуговой деятельности отмечают, что именно клубная деятельность создает необходимые условия, где каждый человек может реализации свои потребности, выступая в качестве свободной индивидуальности, способной к всестороннему общению и творчеству.
Кроме того, клубная деятельность является фактором социализации личности, в процессе которой происходит обретению утраченных социальных навыков и социальных связей. Таким образом, клубное пространство способствует формированию высокого осознанного уровня социальной активности его членов, способность к принятию нестандартных решений в сложных социальных ситуациях, потенцию к проявлению социальной инициативы для участия в решении значимых общественных проблем.
Интерес ученых к различным видам клубной деятельности и формированию социально-культурной активности уровням очень высок, о чем свидетельствует количество и направленность научных работ, посвященных этим темам.
В настоящее время существует большое количество научных работ по изучению культурно-досуговой деятельности, как основе реализации социально-культурной активности личности, эти темы были освещены в трудах Ю. T. Азарова, Г. М. Бирженюка, Л. С. Жарковой, A. C. Каргина, А. П. Маркова, В. М. Чижикова, Д. В. Шамсутдиновой.
О процессах становления и формировании социально-культурной позиции личности писали: М. А. Ариарский, А. Д. Жарисова, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, В. Е. Триодин, Ю. А. Стрельцовой, В. Я. Суртаев, H. H. Ярошенко, было установлено, что процесс становления и формирования социально-культурной активности личности происходит не пассивно, а в результате активного взаимодействия ее с окружающей социальной и культурной средой.
Важными для исследования социально-культурной активности личности стали труды ученых, изучавшими вопросы истории, теории и методологии социально-культурной деятельности: М. А. Ариарского, Д. М. Генкина, В. З. Дуликова, И. Н. Ерошенкова, Е. М. Клюско, Е. В. Литовкина, Н. Ф. Максютина, Г. Я. Никитиной, В. Е. Новаторова, В. М. Рябкова, A. B. Сасыхова, Ю. А. Стрельцова, A. A. Сукало, В. Я. Суртаева, В. Е. Триодина, B. В. Туева, H. H. Ярошенко.
Деятельность клубных учреждений по самым различным направлениям изучалась такими отечественными исследователями Г. А. Аванесовой, В. Н. Гагиным, A. M. Жарковым, Т. Г. Киселевой, Е. М. Клюско, Н. Д. Красильниковым, В. М. Рябковым, A. M. Савченко,Ю. А. Стрельцовым.
Социально-культурная сущность отечественного клуба и его социальные функции исследовались Е. А. Владимировым, А. Ф. Воловиком, В. А. Воловиком, А. В. Каменцом, Е. М. Клюско, В. Е. Новаторовым, А. В. Сасаховым, Ю. А. Стрельцовым.
Изучение возможностей клубной деятельности в формировании отдельных личностных качеств Т. А. Ветошкина, С. Э. Кера, И. И. Маслов, Е. Е. Маслова, А. А. Симонова. Е. Д. Пономарчук.
Основы социально-культурного проектирования были разработаны А. П. Марковым и Г. М. Бирженюком.
Однако в данных исследованиях уделяется недостаточно внимания процессам совершенствования клубной деятельности, что и послужило мотивом для проведения исследования и написания данной работы.
Проблемная ситуация заключается также в том, что культурное развитие и культурные запросы не всегда соответствуют предложениям со стороны клубных учреждений. Необходимо модернизировать подходы к организации работы клубов в соответствии с потребностями их участников.
Объект исследования: социально-культурная активность личности.
Предмет исследования: клубная деятельность в системе факторов повышения социально-культурной активности личности.
Цель исследования: выявить условия, при которых клубная деятельность становится фактором совершенствования социально- культурной активности личности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность феномена «социально-культурной активность».
2. Рассмотреть феномен «клуб» в исторической ретроспективе.
3. Охарактеризовать основные направления клубной деятельности и выявить формы организации клуба.
4. Разработать проект клубного формирования, в котором будут созданы оптимальные условия для повышения социально-культурной активности.
Методологические основания:
- исследование проводится в русле парадигмы социальной активности, описанной Н. Н. Ярошенко;
- системный метод исследования теории и технологии культурно-досуговой деятельности, разработанные М. А. Ариарским, Л. А. Аванесовой, Е. И. Григорьевой, Ю. А. Стрельцовым позволил охарактеризовать культуротворческие технологии как целостную систему;
- совмещение общенаучных методов анализа и синтеза позволили структурировать понятие социально-культурной активности;
- основой для проведения анализа сициокультурной ситуации и разработки проекта по данной теме стали работы «Основы социально-культурного проектирования», разработанная А. П. Марковым и Г. М. Бирженюком, а также работа «Методика социально-культурного проектирования» Ю. Д. Красильникова;
- для получения фактологического материала использованы социологические методы: анкетирование, контент-анализ документов, формирование и опрос фокус-групп, экспертное интервью.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что клубная деятельность становится фактором повышения социально-культурной активности, при комплексном подходе к организации деятельности клубного объединения, его реструктуризации и создании синтетических форм клубного объединения, что должно способствовать активному участию клубных посетителей в создании и реализации культурных проектов и программ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Важным моментом клубного объединения является то, что все клубные посетители находятся в условиях совместной творческой работы, делового и эмоционального взаимодействия на равных. Объединяющим фактором в клубе является общая заинтересованность в высоких результатах совместной деятельности и повышении престижности коллектива. Восстановление социальных связей в клубном объединении, способствует содружество и сотрудничество разных поколений, что предполагают преемственность, сохранение и развитие накопленного опыта, традиций, норм и ценностей.
Необходимо обратить внимание на то, что важнейшими факторами клубной жизни, привлекательными и значимыми для каждого посетителя, являются эмоциональная атмосфера, которая располагает к свободному самовыражению, подразумевает неформальный стиль межличностного общения, возможность сотрудничества и взаимопомощи.
Далее нами было выяснено, чем определяется уникальность клубного коллектива и его актуальность для личности:
1. Богатством индивидуальностей со своим неповторимым социальным опытом, потребностями и способностями.
2. Разнообразием и комплексным характером деятельности, что способствует возникновению функционально-ролевых и эмоционально-межличностных отношений.
3. Наличием самоуправления, позволяющим проявлять себя как лидера, так и рядового исполнителя.
Как следствие такой неформальной атмосферы, личность способна проявлять социально-культурную активность и субъективную позицию.
Таким образом, мы пришли к выводу, что клубная деятельность способствует процессу самоиндификации, повышает социально-культурную активность, а взаимодействие с различными творческими коллективами в сфере досуга способствует расширению социальных связей, как следствие активная социально-культурная позиция личности.
Положительная экспертная оценка проекта клуба «Содружество», разработанного нами, подтверждает эффективность и актуальность деятельности клуба в будущем. Соответственно, гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, доказана, цель и задачи бакалаврской работы достигнуты.



1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации: учеб. пособие для студ. вузов / Г. А. Аванесова. - Москва : Аспект Пресс, 2006. — 237 с.
2. Альбуханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Альбуханова-Славская. - Москва : Феникс, 2006. - 321 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - Москва : Аспект-пресс, 1998. - С.137. -303.
4. Ариарский, М. А. Прикладная культурология / 2-е изд., исп. и доп / М. А. Ариарский. - Санкт-Петербург : ЭГО, 2001. - 288с.
5. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М. А. Ариарский. — Санкт - Петербург, 2008. - 792 с.
6. Балакшин, А. С. Культурная политика: поиск новых методов исследования. // Культура и цивилизация: реальность и перспективы развития / А. С. Балакшин. - Нижний Новгород : ВГАВТ, 1998. - С. 14-21.
7. Воспитательная деятельность клубных учреждений. - Москва : НИИ Культры, 1983. - С.3-62.
8. Горбатова, И. И. Деятельность клубных учреждений / И. И. Горбатова. - Москва, 1999. - С. 415.
9. Горбатова, И. И. Деятельность клубов. / Аналитический обзор / И. И. Горбатова, А. В. Каменец. - Москва : ГИВЦ МК Р.Ф., 1994.-35с.
10. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / Е. И. Григорьева.- Тамбов, 2002.- 504с.
11. Грушин, Б. Творческий потенциал свободного времени / Б. Грушин. — Москва : Профиздат, 1980. - С 5. - 27.
12. Губский, Е. Ф. Философская Энциклопедия. Словарь / Е. Ф. Губский. - Москва : ИНФРА: 2005. - С.13
13. Гэбски, Б. Культурная активность: теоретико - методологические проблемы анализа данных: автореф. Дис. ...д-ра социологических наук: 22.00.01, 22.00.06 / - Москва, 2001.- 44с.
14. Демченко, А. Возможности российского досуга / А. Демченко. — Москва, 1996, № 7.- С.10-13.
15. Демченко, А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество / А. Демченко. — Москва : ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996.-49с.
16. Дивакова, О. Ю. Организация досуговой деятельности: учебно-методическое пособие / О. Ю. Дивакова. — Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2012, - 88 с.
17. Дискин, И. Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития / И. Е. Дискин. - Москва : Экономика, 1990.-107с.
18. Ерошенков, И. Н. Культурно-досуговя деятельность в современных условиях / И. Н. Ерошенков. - Москва, 1994. - 399 с.
19. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусства /А. Д. Жарков. - Москва : Изд. дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
20. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. - метод. пособие / Науч. ред А. Д. Жарков - Москва : Либерия- Бибинформ, 2008. - 239 с.
21. Жарков, А. Д. Организация культпросвет работы: Учебное
пособие / А. Д. Жарков. - Москва : Просвещение, 1989.- С.217-233.
22. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность / А. Д. Жарков. - Москва : МГУКИ, 1998. - 462 с.
23. Закон РФ «Основы законодательств Российской Федерации о культуре» № 115-ФЗ. если законы брались с Консультант Плюс, то лучше оформить как электронный ресурс МЫ НЕ С САЙТА БРАЛИ
24. Закон РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. № 82-ФЗ.
25. Иконникова, С. Н. Диалоги о культуре / С. Н. Иконникова. - Москва : Лениздат, 1987-167с.
26. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сборник науч. статей / Под ред. А. Д. Жаркова. - Москва : МГУКИ, 2002. - С. 40.
27. Калинин, И. Клубный клубок // Встреча / И. Калинин. - Москва, 1998-№6,№7.-С.13-15.
28. Калинин, И. Клубные парадоксы // Встреча / И. Калинин.- Москва, 1996.-№5.-С.19-21.
29. Каменец, А. В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие / А. В. Каменец. - Москва : МГУК, 1997-41с.
30. Каплан, М. Основные модели досуга / М. Каплан. - Москва, 2008.
31. Карпухин, О. И. Управление в культуре: проблемы функционирования и совершенствования. // Социально-политический журнал / О. И. Карпухин. - Москва, 1996. - № 2. - С. 230.
32. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников.- Учебник. - Москва : МГУКИ, 2004. - 539 с.
33. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии: Учебная программа / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - Москва : МГУКИ, 2001. - С. 394.
34. Киселева, Т. Г. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: Проспект ВНИК АПН СССР/ Т. Г. Киселева, Ю .Д. Красильников. - Москва, 1991-с.3.
35. Киселева, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие/ Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - Москва : Издательство МГУК, 1995.-136.
36. Клуб: Культура досуга. - Москва : Профиздат, 1987.-184с.
37. Клюско, Е. М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга / Е. М. Клюско. - Москва : НИИ культуры, 1987. - С.31-33.
38. Клубоведение: Учебное пособие / Под ред. Ковшарова В. А. - Москва : Просвещение, 1972.- С.29-46.
39. Коган, Л. Н. Социалистическая культура и многостороннее развитие личности / активность личности в социалистическом обществе: сб.статей. - Москва, 2004. - с. 235.
40. Кондратьев, М. Ю. Азбука социального психолога - практика /
А. В. Ильин, М. Ю. Кондратьев. - Москва : ПЕР СЭ, 2007. - 464 с.
41. Константинова, А. И. Игровой стретчинг / А. И. Константинова. - Санкт - Петербург : Аллегро, 1993. -71с.
42. Крестьянов, В. П. Педагогика досуга: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры / Науч. ред. В. П. Крестьянов. - Орел: ОГУ, 2010. - 156 с.
43. Кулагин, И. Ю. Возврастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие / И. Ю. Кулагин, В. Н. Колюцкий. - Москва : ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001.-С.163-400.
44. Культура досуга. - Киев: Высшая школа, 1990.-С.92-108.
45. Культура духовных запросов личности. - Киев: Высшая школа, 1986-203с.
46. Максютин, Н. Ф. Культурно-досуговаядеятельность / Н. Ф. Максютин. -Казань, 1999. - С.
47. Маликова, Н. Н. Социальная культурность личности в сфере
культуры: автореф. Дис. ...канд. Философ. Наук: 09.00.02 - Свердловск 1986, — 18с.
48. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы/А. Маслоу, перевод с анг.- Москва : Смысл, 1999.- с 425
49. Мансуров, Н. С. Теоретические предпосылки программирования развития личностной активности / Н. С. Мансуров. - Москва : Просвещение, 1976.-С.40-43.
50. Марков, А. П. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. - Санкт-Петербург, 2008.
51. Маслоу, А. Мотивация и Личность / А. Маслоу. - Санкт-Петербург : Евразия, 1999. — 277 с.
52. Моль, А. Социодинамика культуры /А.Моль; перевод с фр. - Москва : Прогресс, 1973. - 407с.
53. Мосалев, Б. Г. Досуг / Б. Г. Мосалев. - Москва : Изд-во МГУК, 1995. - 85с.
54. Мосалев, Б. Д. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Д. Мосалев. - Москва : МГКУ, 1995.
55. Немов, Р. С. Сверхнормативная деятельность как выражение активной социально позиции коллектива и личности / Вопр. Психологии / Р. С. Немов, 1985. - №4. - 93. - 101с.
56. Никифорова, Е. Перестали работать на глазок. // Клуб / Е. Никифорова. - Москва, 1998.- № 10.-С.23-25.
57. Новаторов, В. Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь- справочник / В. Е. Новаторов. - Омск, 1992.
58. Новаторов, В. Е. Маркетинг культурных услуг: Учебное пособие /
В. Е. Новаторов. - Омск, 1992
59. Новаторов, В. Е. Организаторы досуга / В. Е. Новаторов. - Москва : сов. Россия, 1987.- 62с.
60. Новикова, Г. Н. Технологические основы социокультурной деятельности: / Учебное пособие / Науч. ред. Г. Н. Новикова. - Москва : МГУКИ, 2010. - 158 с.
61. Организация и методика художественно-массовой работы: Учеб. пособие для студентов ин-ов культуры / Д. М. Генкин, А. А. Конович, Б. Н. Петров и др.; Под ред. Д. М. Генкина. - Москва : Просвещение, 1987. - 192 с.
62. Орлов, Г. Л. «Свободное время и личность» — программа курса «Методика выявления, обобщения и распространения передового опыта социально-культурной деятельности» / Г. Л. Орлов. - Санкт - Петербург, 1993. - 37 с.
63. Петрова, З. А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие / З. А. Петрова. - Москва : МГИК, 1990.- С.92-108.
64. Полукаров, В. В. Теория и практика клубной деятельности как основа организации досуга современных школьников / В. В. Полукаров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012.-№4(24).-С.134-138.
65. Программа «Основные направления культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы».
66. Программа «Концепция развития клубного дела в Красноярском крае на 2010-2020 годы.
67. Развитие личности // коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий. / Под.ред. Е. С. Кузьмина,
В. Е. Семенова.- Санкт-Петербург : Лениздат, 1987.- 187 с.
68. Рапацевич, У. С. Педагогика большая современная энциклопедия / У. С. Рапацевич. - Москва : Соврем.слово. 2005.- 720С.
69. Садовская, В. В. Методология, теория и педагогические технологии формирования культуры быта (Текст): дис. . д-ра пед. наук / Садовская В.В.- М.: 1996.-509с.
70. Смирнов, С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения / С. Д. Смирнов. - Москва, 1985. - 232с.
71. Смирнова, Е. И. Проблемы изучения художественной самодеятельности как социально-педагогического явления / Е. И. Смирнова // Педагогические условия организации самодеятельного творчества: сб. науч. Тр.- Санкт - Петербург: ЛГИК, 1982. - 312 с.
72. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Науч. Ред. Е. И. Григорьева - Тамбов : Вершина 2004. - 504 с.
73. Соколов, Э. В. Свободное время и культура досуга / Э. В. Соколов. - Санкт-Петербург, 1992.
74. Соколов, Э. В. Свободное время и культура досуга философско- социологическое исследование (Текст): дис. . д-ра философ. Наук / Соколов Э. В.- СПб.,1981.- с. 40
75. Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: Сб. науч. Тр./НИИ культуры. - Москва,1990,С.22-91.
76. Социальное проектирование в сфере культуры. Центры досуга: Сб. науч. Тр. / НИИ культуры. - Москва, 1987.-144с.
77. Социология: Учебное пособие./ Под .ред. Э. В. Тадевояна. - Москва : Знание, 1995.-С.141-163.
78. Справочник руководителя учреждения культуры (СРУК), 2005, - № № 1 - 12.
79. Стрельцов, Ю. А. Методика воспитательной работы в клубе / Ю. А. Стрельцов. - Москва : Просвещение , 1979.-С.27-74.
80. Стрельцов, Ю. А. Научно-методические основы культпросвет работы: Учебное пособие / Ю. А. Стрельцов. - Москва : Просвещение 1988.-С.31-41.
81. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: Учебное пособие / Ю. А. Стрельцов. - Москва, 2002. - С.352
82. Триодин, В. Е. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений / В. Е. Триодин. - Москва : Профиздат, 1987
83. Триодин, В. Е. Клуб и свободное время / В. Е. Триодин. - Москва : Профиздат, 1982.
84. Триодин, В. Е. Педагогика клубной работы / В. Е. Триодин. - Москва : Просвещение, 1984.-С.29-31.
85. Тюрина, Л. А. Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи / Л. А. Тюрина. - Тамбов : Тамб. Гос. Ун-т им Г. Р. Державина, 2007. - 175 с.
86. Хайкин, В. П. Активность (характеристики и развитие) / В. П. Хайкин. - Москва : Моск. Психол. - соц. Ин. - т, 2000. - 448с.
87. Хоролец, С. Г. Культура и социальная активность / С. Г. Хоролец. - Фрунзе : Илим, 1980.- 56с.
88. Хренов, Н. А. Социально-педагогические аспекты взаимодействия искусства и публики / Н. А. Хренов. - Москва, 1981. - С. 80-180.
89. Шарковская, Н. В. Сущность социально-культурной активности / Вестник Московского государственного университета культуры и искусств / Н. В. Шарковская.- Москва, 2007. - №3. - С . 174-178
90. Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г. В. Осипова. - Москва : ИСПИ РАН, 1995. - С.14
91. Ярошенко, Н. Н. История и методология социально- культурной деятельности: Учебник / Н. Н. Ярошенко. - Москва : МГУКИ, 2007. -360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ