Использование художественных видеофильмов как средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические предпосылки проблемы формирования профессионально¬
ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогического образование» 7
1.1 Профессионально-ценностные ориентации личности как предмет
психолого - педагогического анализа 7
1.2 Особенности профессионально-ценностных ориентаций бакалавров
направления «Педагогического образование» 16
1.3 Изучение состояния сформированное™ профессионально¬
ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогического образование» 25
2 Опыт формирования профессионально-ценностных ориентаций у
бакалавров направления «Педагогического образование» 36
2.1. Формирование профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогического образование» 36
2.2 Обоснование использования художественных видеофильмов как
средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование» 45
2.3 Результаты использования художественных видеофильмов как
средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Методика «Ценностные ориентации» 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Результаты изучения сформированное™приоритетных ценностных ориентаций у бакалавров направления«Педагогическое образование» контрольной и экспериментальной группы(констатирующий срез) 84
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Результаты изучения уровня сформированное™профессионально-ценностных ориентаций у студентов контрольной иэкспериментальной группы (констатирующий срез) 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Результаты изучения сформированное™приоритетных ценностных ориентаций у бакалавров направления«Педагогическое образование» контрольной и экспериментальной группы(контрольный срез) 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Результаты изучения уровня сформированное™профессионально-ценностных ориентаций у студентов контрольной иэкспериментальной группы (контрольный срез)
1 Теоретические предпосылки проблемы формирования профессионально¬
ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогического образование» 7
1.1 Профессионально-ценностные ориентации личности как предмет
психолого - педагогического анализа 7
1.2 Особенности профессионально-ценностных ориентаций бакалавров
направления «Педагогического образование» 16
1.3 Изучение состояния сформированное™ профессионально¬
ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогического образование» 25
2 Опыт формирования профессионально-ценностных ориентаций у
бакалавров направления «Педагогического образование» 36
2.1. Формирование профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогического образование» 36
2.2 Обоснование использования художественных видеофильмов как
средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование» 45
2.3 Результаты использования художественных видеофильмов как
средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Методика «Ценностные ориентации» 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Результаты изучения сформированное™приоритетных ценностных ориентаций у бакалавров направления«Педагогическое образование» контрольной и экспериментальной группы(констатирующий срез) 84
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Результаты изучения уровня сформированное™профессионально-ценностных ориентаций у студентов контрольной иэкспериментальной группы (констатирующий срез) 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Результаты изучения сформированное™приоритетных ценностных ориентаций у бакалавров направления«Педагогическое образование» контрольной и экспериментальной группы(контрольный срез) 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Результаты изучения уровня сформированное™профессионально-ценностных ориентаций у студентов контрольной иэкспериментальной группы (контрольный срез)
Актуальность исследования. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» в качестве одного из ключевых способов развития человеческого потенциала России указан переход от системы массового образования к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности. Это актуализирует проблемы, связанные с организацией и сопровождением личностно-ориентированного образовательного процесса, возможностью индивидуализации образовательных траекторий обучающихся в условиях системы образования.
Разрешение указанных проблем, на наш взгляд, связано с введением в образовательную среду такого субъекта, как тьютор. В его обязанности входит: организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; сопровождение процесса формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее); создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно- профессиональных траекторий) [30].
В настоящее время в России только начинает складываться представление о специфике и содержании профессии тьютора; обсуждаются отличия его от педагога, коуча, ментора; делаются попытки обоснования концепций подготовки тьюторов, в том числе включающие описание философских и ценностных оснований (Т. М. Ковалева, Е. В. Кузьмина, И. В. Карпенкова).
При рассмотрении ценностных оснований особенно значимым становится определение ключевых, приоритетных ценностей, которые должны быть значимы для представителя тьюторской профессии. Исследованием ценностей профессионально-педагогической деятельности занимались В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова, А. Л. Позднякова. В рамках данного исследования делается попытка анализа и обоснования значимости для осуществления тьюторского сопровождения ориентаций личности на такие ценности, как гуманизм, свобода, субъектность.
Изучением специфики формирования ценностных ориентаций личности занимались С. Л Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. А. Ядов, профессионально-ценностных ориентаций обучающихся - А. В. Лысенко, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов, Н. А. Самойлик. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем становится поиск средств формирования профессионально-ценностных ориентаций личности в целом и бакалавров направления «Педагогическое образование» в частности.
Цель исследования: обоснование использования художественных видеофильмов как средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование» и проверка его результативности опытно-экспериментальным путем.
Объект исследования: профессиональная подготовка бакалавров «Педагогического образования».
Предмет исследования: средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование».
Гипотеза: формирование профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров «Педагогическое образование» будет более результативным, если использование в образовательном процессе художественных видеофильмов педагогической тематики будет сопровождаться:
- проведением аксиологического анализа их содержания посредством выполнения рефлексивно-аналитических заданий;
- организацией ценностного диалога посредством применения технологии проблемно-ценностной дискуссии;
- конструированием ситуаций ценностного выбора посредством разработки собственного профессионального кодекса.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
- Конкретизировать структуру профессионально-ценностных ориентаций личности.
- Выявить особенности профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование»
- Изучить состояние сформированное™ профессионально¬ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование»
- Выявить специфику формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование»
- Обосновать использование художественных видеофильмов как средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование»
- Проверить результативность использования художественных видеофильмов как средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование» опытно-экспериментальным путём.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме формирования ценностных ориентаций личности; эмпирические - педагогический эксперимент, опрос, анализ продуктов деятельности студентов; статистические - ранжирование, качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - Институт педагогики, психологии и социологии ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, диаграммами.
Разрешение указанных проблем, на наш взгляд, связано с введением в образовательную среду такого субъекта, как тьютор. В его обязанности входит: организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; сопровождение процесса формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее); создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно- профессиональных траекторий) [30].
В настоящее время в России только начинает складываться представление о специфике и содержании профессии тьютора; обсуждаются отличия его от педагога, коуча, ментора; делаются попытки обоснования концепций подготовки тьюторов, в том числе включающие описание философских и ценностных оснований (Т. М. Ковалева, Е. В. Кузьмина, И. В. Карпенкова).
При рассмотрении ценностных оснований особенно значимым становится определение ключевых, приоритетных ценностей, которые должны быть значимы для представителя тьюторской профессии. Исследованием ценностей профессионально-педагогической деятельности занимались В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова, А. Л. Позднякова. В рамках данного исследования делается попытка анализа и обоснования значимости для осуществления тьюторского сопровождения ориентаций личности на такие ценности, как гуманизм, свобода, субъектность.
Изучением специфики формирования ценностных ориентаций личности занимались С. Л Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. А. Ядов, профессионально-ценностных ориентаций обучающихся - А. В. Лысенко, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов, Н. А. Самойлик. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем становится поиск средств формирования профессионально-ценностных ориентаций личности в целом и бакалавров направления «Педагогическое образование» в частности.
Цель исследования: обоснование использования художественных видеофильмов как средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование» и проверка его результативности опытно-экспериментальным путем.
Объект исследования: профессиональная подготовка бакалавров «Педагогического образования».
Предмет исследования: средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование».
Гипотеза: формирование профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров «Педагогическое образование» будет более результативным, если использование в образовательном процессе художественных видеофильмов педагогической тематики будет сопровождаться:
- проведением аксиологического анализа их содержания посредством выполнения рефлексивно-аналитических заданий;
- организацией ценностного диалога посредством применения технологии проблемно-ценностной дискуссии;
- конструированием ситуаций ценностного выбора посредством разработки собственного профессионального кодекса.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
- Конкретизировать структуру профессионально-ценностных ориентаций личности.
- Выявить особенности профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование»
- Изучить состояние сформированное™ профессионально¬ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование»
- Выявить специфику формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование»
- Обосновать использование художественных видеофильмов как средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование»
- Проверить результативность использования художественных видеофильмов как средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование» опытно-экспериментальным путём.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме формирования ценностных ориентаций личности; эмпирические - педагогический эксперимент, опрос, анализ продуктов деятельности студентов; статистические - ранжирование, качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - Институт педагогики, психологии и социологии ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, диаграммами.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование», позволило нам сделать следующие выводы.
Профессионально-ценностные ориентации - система установок и отношений личности к особенностям профессии, которые отражают сущность и содержание профессиональной деятельности, определяют её цели и средства и регулируют поведение личности в профессиональной деятельности (А. В. Лысенко).
В структуре профессионально-ценностных ориентаций личности взаимосвязаны и взаимообусловлены три основных компонента - когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
Анализ опыта исследований по проблеме формирования профессионально-ценностных ориентаций позволил нам в качестве приоритетных ценностей бакалавров направления «Педагогическое образование» профиль «Тьютор» выделить такие ценности, как гуманизм и свобода, которые являются неизменными и устоявшимися ценностями по отношению к педагогической деятельности; субъектность, выделяемую, как принципиально новую ценность, которая, по нашему мнению, несет в себе специфические характеристики профессиональной деятельности тьютора.
Для выявления исходного уровня сформированное профессионально-ценностных ориентаций у студентов использовалась методика М. Рокича «Ценностные ориентации» (адаптированная В. А Ядовым).
Обосновали использование художественных видеофильмов как средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование», если оно будет сопровождаться проведением аксиологического анализа содержания видеофильмов в ходе их просмотра посредством выполнения рефлексивно-аналитических заданий на актуализирующем этапе; организацией ценностного диалога в ходе практических занятий посредством применения технологии проблемно¬ценностной дискуссии на проблематизирующем этапе; конструированием ситуаций ценностного выбора посредством разработки собственного профессионального кодекса на персонализирующем этапе.
Результативность использования художественные видеофильмы как средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование» в плане решения поставленных в ходе исследования задач подтверждается наличием положительной динамики сформированности профессионально-ценностных ориентаций в экспериментальной группе.
В целом решение указанных задач позволило нам достичь поставленную цель. Нам удалось проверить результативность использования художественных видеофильмов как средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование» опытно-экспериментальным путём.
Профессионально-ценностные ориентации - система установок и отношений личности к особенностям профессии, которые отражают сущность и содержание профессиональной деятельности, определяют её цели и средства и регулируют поведение личности в профессиональной деятельности (А. В. Лысенко).
В структуре профессионально-ценностных ориентаций личности взаимосвязаны и взаимообусловлены три основных компонента - когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
Анализ опыта исследований по проблеме формирования профессионально-ценностных ориентаций позволил нам в качестве приоритетных ценностей бакалавров направления «Педагогическое образование» профиль «Тьютор» выделить такие ценности, как гуманизм и свобода, которые являются неизменными и устоявшимися ценностями по отношению к педагогической деятельности; субъектность, выделяемую, как принципиально новую ценность, которая, по нашему мнению, несет в себе специфические характеристики профессиональной деятельности тьютора.
Для выявления исходного уровня сформированное профессионально-ценностных ориентаций у студентов использовалась методика М. Рокича «Ценностные ориентации» (адаптированная В. А Ядовым).
Обосновали использование художественных видеофильмов как средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование», если оно будет сопровождаться проведением аксиологического анализа содержания видеофильмов в ходе их просмотра посредством выполнения рефлексивно-аналитических заданий на актуализирующем этапе; организацией ценностного диалога в ходе практических занятий посредством применения технологии проблемно¬ценностной дискуссии на проблематизирующем этапе; конструированием ситуаций ценностного выбора посредством разработки собственного профессионального кодекса на персонализирующем этапе.
Результативность использования художественные видеофильмы как средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование» в плане решения поставленных в ходе исследования задач подтверждается наличием положительной динамики сформированности профессионально-ценностных ориентаций в экспериментальной группе.
В целом решение указанных задач позволило нам достичь поставленную цель. Нам удалось проверить результативность использования художественных видеофильмов как средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование» опытно-экспериментальным путём.
Подобные работы
- Формирование здорового образа жизни студентов через организацию клуба здоровья
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018



