Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Типы и этапы карьеры………………………………………………………….4
2. Психологический аспект управления карьерой……………………………...6
Заключение……………………………………………………………………….11
Список используемой литературы……………………………………………...12
Актуальность темы исследования. В настоящее время в российском обществе происходит развитие рыночных отношений, а также переход к большей социальной открытости. Одной из характерных особенностей этого изменения является резкое снижение гарантий пожизненной занятости. Такие социальные явления открытой экономики, как уменьшение размеров организации, наделение сотрудников властью, работа во временных «проектных командах» и реструктуризация грозят изменить жизнь каждого работника. Карьера все менее определяется принадлежностью к одной компании. Компании, в которых происходят постоянные изменения, не имеют возможности четко определить, как они будут использовать своих сотрудников. Более того, этого и не требуется на современном этапе развития общества. Работник должен нести самостоятельную ответственность за свою профессиональную пригодность. Обязанность работодателя состоит лишь в предоставлении сотрудникам благоприятных возможностей для самосовершенствования и прозрачных «правил игры» для совершения карьеры.
При этом имеет место противоречие между высоким уровнем воспроизводства накопленного российским обществом человеческого капитала и низкими темпами перестройки и развития российских организаций. В силу исторических обстоятельств в современной России сложилась ситуация, когда представления большой части населения о карьере и карьерных устремлениях носят неясный («размытый») характер, часто даже с негативным оттенком. В дополнение к этому руководители предприятий имеют смутные представления о природе такого организационного ресурса как карьерные устремления работников.
Для работников с высоким карьерным потенциалом продвижение является одним из сильнейших мотиваторов. Если в организации имеются налаженные механизмы вертикального роста, такие люди работают с большой отдачей, развивают организацию. Если же таковых нет, «карьеристы» вынуждены самостоятельно «прокладывать» себе дорогу, что влечет за собой рост числа таких негативных явлений как доносительство, склоки, зависть и т.д. В случае неудачи люди с высоким карьерным потенциалом либо покидают организацию, увеличивая текучесть, либо остаются на прежнем месте, приспосабливаясь к существующим условиям и, работая с минимальной отдачей.
Для тех, у кого карьерный потенциал невысок, а также для тех, кому вертикальный рост обеспечить не удается ввиду уменьшения вакантных мест по мере подъема по вертикали, стоит вопрос горизонтального продвижения в виде ротаций, повышения заработной платы, льгот и др.
Действующая система управления карьерой персонала организаций не в полной мере позволяет решить указанные задачи. В большинстве случаев карьерные решения о том кого, куда, на какой срок перемещать принимаются высшим руководством организаций без специально разработанной методики, преимущественно на основе собственного опыта и интуиции. Основными критериями при принятии карьерных решений являются результаты аттестаций, уровень образования, стаж и др. Целенаправленно выявлением карьерного потенциала работников не занимаются. Следствием этого являются низкие показатели удовлетворенности карьерой, высокий уровень текучести персонала, снижение мотивации и т.п.