Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Метакурс как средство формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»

Работа №28289

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
421
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Психолого-педагогические особенности формирования терминосистемы
будущих тьюторов 6
1.1. Коммуникативная компетенция тьютора 6
1.2. Теоретические аспекты формирования терминосистемы 18
1.3. Метакурс в среде дистанционного обучения Moodle 30
Выводы по первой главе 42
2 Разработка метакурса для формирования терминосистемы тьюторов 43
2.1 Описание метакурса «Терминосистема тьютора», этапы создания 43
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Экспертная
оценка метакурса «Терминосистема тьютора» 55
Выводы по второй главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Каждый год общество сталкивается с возникновением новых профессий, которые либо заменяют профессии, утратившие свой смысл, либо являются ответвлением от других профессий. Тьютор относится к ряду профессий, которые выступают в качестве дополнения и конкретизации деятельности педагога.
Так как отдельный специалист при осуществлении своей деятельности опирается на свою индивидуально сложившуюся базу понятий, возникает необходимость в ее создании, а именно создании терминосистемы.
Терминосистема позволяет систематизировать знания, упорядочить их, дать представление о картине мира. Для этого необходимо уточнить уже существующие термины, создать и определить новые, а также установить связи между ними.
Умелое использование терминов будущими специалистами поможет им в анализе имеющейся информации, использовании профессионального языка в своей деятельности (в письменной и устной речи).
Каждая профессиональная область обладает своей терминологией. Однако так как тьютор относительно новая профессия для России у нее нет сложившегося терминологического аппарата. Проведя обзор современной психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых актов, удалось обнаружить термины, которые являются основополагающими для данной профессии. Но и они не обладают систематичностью и конкретными формулировками.
Актуальность исследования обусловлена острой необходимостью обращения к терминосистеме тьютора как обслуживающей соответствующую сферу педагогической деятельности в связи с последними образовательными изменениями нашей страны, которые привели к значительному расширению самостоятельности, конкурентоспособности, социальной и академической мобильности человека.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: «Метакурс как средство формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать метакурс как средство формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»
Объект исследования: процесс формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»
Предмет исследования: средства формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»
Гипотеза исследования: метакурс станет средством формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»; он объединяет различные группы терминологической лексики (собственные, базовые, привлеченные термины) и предусматривает интегрированные задания для студентов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «терминосистема» в сравнении со смежным понятием «терминология». Выявить особенности формирования терминосистемы;
2. Проанализировать этапы создания метакурса;
3. Разработать и апробировать содержание метакурса как средства формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Методологической основой исследования явились: научные работы в области сущности и содержания тьюторской деятельности (Е.А. Челнокова); о базисных составляющих коммуникативной компетенции и их формировании (Д.И. Изаренков, М.Н. Витютнев, Е.Д. Божович); о понятиях «терминология», «терминосистема» и «терминополе» (Н.С. Шарафутдинова, A А. Реформатский); терминоведения (В.М. Лейчик, С.В. Гринев); об особенностях и возможностях учебной платформы MOODLE (В.К. Винник,B. Б. Готская, В.М. Жучков, Г.В. Кравченко, Ф.Г. Ребрина, Е.А. Леонтьева).
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы, опытно-экспериментальная работа; анкетирование;
математические методы обработки опытно-экспериментальной работы.
Базой исследования явился институт педагогики, психологии и социологии СФУ г. Красноярска. В опытно-экспериментальной работе приняли участие студенты направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор». Исследование выполнялось в 2016-2017 уч. г.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась посредством организации опытно-экспериментальной работы в Институте педагогики, психологии и социологии СФУ г. Красноярска.
Обсуждения материалов и результатов исследования проводилось на выступлении на XVII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире» с докладом «Теоретические аспекты формирования терминосистемы на примере терминологии тьютора» (Санкт-Петербург, 2017).
Объем и структура работы: введение, две главы (5 параграфов), заключение, библиографический список, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Под коммуникативной компетенцией мы понимаем готовность применять знания, умения и навыки в профессиональной деятельности (ведение тьюторской документации, владение профессиональной терминологией, выбор коммуникативных средств в общении). Коммуникативная компетенция проявляться в процессе использования студентами устной и письменной речи. Основой письменной речи является профессиональный язык, основной единицей которого является термин.
Существуют две категории в терминоведении: терминология и терминосистема. Терминосистема в отличие от терминологии появляется, когда определенная сфера уже сформирована в достаточной мере, имеет свою теорию, выявила и осознала все свои основные понятия и связи между ними.
Для формирования терминосистемы тьюторов применялся специально разработанный методический комплекс заданий, который объединял различные области знаний и деятельности. Комплекс состоит из 6 заданий, итогов является формирование терминосистемы при помощи теории графов. Средством же реализации методического комплекса стал метакурс в среде дистанционного обучения Moodle.
Метакурс по внешнему отображению ничем не отличается от обычного учебного курса. Однако он дает возможности объединения нескольких дисциплин и создания нечто нового, находящегося над этими дисциплинами.
Разработанные задания были интегрированы в метакурс, посредством специальных ресурсов и элементов, предоставляемых ресурсом. В нашем случае метакурс позволил расширить область знаний и деятельности тьютора, расширить их систему терминов, конкретизировать ее и адаптировать для каждого студента. Помимо этого метакурс выступает эффективным средством контроля за выполнением работ студентов.
В ходе выполнения студентами методического комплекса задания, разработанным нами в процессе исследования данной тематики, были выявлены:
- собственные термины, появившиеся в рамках данной терминологии (например, тьютор, тьюторант и пр.);
- базовые термины, заимствованные из терминологии, которая образует фундамент данной области знания; в терминологии тьюторского сопровождения это психолого-педагогические термины (инклюзия, обучающийся, педагог и пр.);
- привлеченные термины, заимствованные из смежных областей знания, но являющиеся неотъемлемой частью терминосистемы (масштабирование, маршрут, портфолио и пр.).
Как показала опытно-экспериментальная работа, метакурс выступает как эффективное средство формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».



1. Авербух, К.Я. Общая теория термина: монография / К.Я. Авербух. - Москва : Издательство МГОУ, 2006. - 252 с.
2. Аргунова, П.Г. Коммуникативная компетентность в образовательном процессе / П. Г. Аргунова // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 3. - С. 96-98.
3. Батана, Ж. К вопросу об определении понятий «термин», «терминология» и «терминосистема» в лингвистике / Ж. Батана, Е.Н. Таранова // Научная мысль Кавказа. - 2010. - № 1. - С. 148-150.
4. Бастрикова, Е.М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен / Е. М. Быстрикова // Экономический журнал. - 2004. - Серия 3. - С. 43-48.
5. Божович, Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 33-44.
6. Бригиневич, В.Е. Основные подходы к построению терминосистем / В.Е. Бригиневич // Университетские чтения. - 2010. - С. 101-108.
7. Быстрова, Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка / Е.А. Быстрова // Русский язык в школе. - 1996. - № 1. - С. 3¬8.
8. Винник, В.К. Особенности и возможности учебной платформы MOODLE / В.К. Винник // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2013. - № 1(5). - С. 239-244.
9. Виноградов, В.В. Терминология и норма / В.В. Виноградов. - Москва : Высш. шк., 1972. - 130 с.
10. Винокур, Г. О. О некоторых явлениях словообразования в русской технической терминологии / Г.О. Винокур // Москва : Тр. МИИФЛИ Т.5., 1939. - 420 c.
11. Вятютнев, М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М.Н.Вятютнев // Русский язык за рубежом. - 1977. - № 6. - С. 38-45.
12. Вятютнев, М.Н. Традиции и новации в современной методике преподавания русского языка / М.Н.Вятютнев // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы: Докл. сов. делегации на VI Контр. МАПРЯЛ. - М.: Рус. яз. - 1986.- С. 78-90.
13. Головин, Б.Н., Кобрин Р.Ю. Лингвистические основы учения о термине / Москва : Высшая школа, 1987. - 105 с.
14. Готская, И.Б., Жучков, В.М. Аналитическая записка «Выбор системы дистанционного обучения» [Электронный ресурс] / И.Б. Готская,
B. М. Жучков // РГПУ им. А.Н. Герцена. - Режим доступа:
http://edu.of.ru/attach/17/18088.doc
15. Гринёв, С. В. Введение в терминоведение / С.В. Гринев. - М.: Моск. лицей, 1993. - 309 с.
16. Даниленко, В. П., Новикова, Н. В. Культура русской речи / В.П. Даниленко, Н.В. Новикова. - М.: Норма, 2000. С. 184-188.
17. Джансеитова, С.С. Терминосистема как ядро профессионального подъязыка / С.С. Джансеитова, Г.С. Сулеева, Г.Ж. Тунгушбаева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 4-1. -
C. 345-346.
18. Дэвидсон, Д. Функционирование русского языка: методический аспект: Планарный доклад / Д.Дэвидсон, О.Д.Митрофанова // Русский язык и литература в общении народов мира: проблемы функционирования и преподавания. - Москва : Рус. яз., 1990. - 27 с.
19. Еремина, С.В. К вопросу о формировании терминосистемы современной дидактики / С.В. Еремина // Образование в современном мире: сборник научных статей. - 2012. -№ 7. - С. 146-150.
20. Звягинцев, В.А. О предмете и методах социолингвистики / В.А. Звягинцев // Изд-во АН СССР. Сер. лит. и яз. - 1976. - № 4. - С. 308-320.
21. Изаренков, Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов- нефилологов / Д.И. Изаренков // РЯЗР. - 1990. - № 4. - С. 54-60.
22. Кияк, Т.Р. Лингвистические аспекты терминоведения : Учеб. пособие / Т. Р. Кияк . - Киев : МКВО, 1989. - с. 103.
23. Кравченко, Г.В. Использование дистанционной среды Moodle в образовательном процессе студентов дневной формы обучения / Г.В. Кравченко // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - №2. - С. 23-25.
24. Лейчик, В.М. Терминоведение. Предмет, методы, структура / В.М. Лейчик. - Москва : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 256 с.
25. Литвинко, Ф.М. Коммуникативная компетенция как методическое понятие / Ф.М. Литвинко // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Белорус.гос.ун-т; в авт. ред. - 2009. - Вып. 9. - С. 25-60.
26. Литневская, Е.И., Багрянцева, В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. - Москва : Академический проект, 2006. - 588 с.
27. Лотте, Д.С. Основы построения научно-технической терминологии: Вопросы теории и методики / Д.С. Лотте. - Москва : Изд-во АН СССР, 1961. - 157 с.
28. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А.Р.Лурия. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 253 с.
29. Манерко, Л. А. Понятие терминосистема в современном терминоведении // Современные тенденции в лексикологии, терминоведении и теории LSP : Сборник научных трудов. - МГОУ М. - 2009. - С. 207-221.
30. Минакова, Л.Ю. Обучение иноязычному дискурсу студентов неязыковых специальностей с использованием профессионально ориентированной проектной деятельности : монография / Л.Ю. Минакова. - Томск : Издательский дом ТГУ, 2015. - 96 с.
31. Михайленко, Т.Д. Терминосистема как основной компонент отраслевого подъязыка / Т.Д. Михайленко // Вестник Российский таможенной академии. - 2013. - № 3. - С. 105-110.
32. Новикова, Т.А. Моделирование терминосистемы на основе тезаурусного описания терминов в профессиональной подготовке студентов технического вуза : дисс. ... д-р. пед. наук : 13.00.02 / Новикова Татьяна Аркадьевна. - Орел, 2008. - 631 с.
33. Образовательная программа высшего образования направления
подготовки «Педагогическое образование», профиль «Тьютор» [Электронный ресурс]. - Введ. 25.04.2016. - Красноярск : ФГАОУ ВО СФУ, 2016. - 48 с. - Режим доступа: http://edu.sfu-kras.ru/sites/edu.sfu-
kras.ru/files/oop/programs/vo/OP_VO_Tyutor.pdf
34. Мильруд, Р.П., Макимова, И.Р. Обучение культуре и культура обучения языку [Текст] / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 5. - С. 12-19.
35. Панаева, Е.В. Функции специальной лексики в художественном тексте : дис. ... канд. фил. наук : 10.02.01 / Панаева Елена Валерьевна. - Москва, 2005. - 189 с.
36. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»
[Электронный ресурс]. - Введ. 10.01.2017. - Москва : ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2017. - 44 с. - Режим доступа:
http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.005.pdf
37. Ребрина, Ф.Г., Леонтьева, Е.А. Этапы разработки учебного электронного курса на платформе LMS MOODLE / Ф.Г. Ребрина, Е.А. Леонтьева // Вестник ЧИТУ. - 2014. - №2. - С. 204-213.
38. Реформатский, А. А. Термин как член лексической системы языка / А.А. Реформатский // Проблемы структурной лингвистики. - 1967. - С. 103¬125.
39. Романов, А.А. Эмоциональная личность в профессиональной коммуникации / А.А. Романов, А.П. Костяев // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. - 2010. - № 20. - С. 43-60.
40. Ротова, Н. А. Развитие коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в системе повышения квалификации : автореф. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ротова Наталья Александровна. - Йошкар-Ола, 2015. - 23 с.
41. Рукосоева, Е.В. Метапредметный подход как одна из составляющих стандартов второго поколения. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/613599/
42. Скворцова, С. А. Модель коммуникативной компетенции / С. А. Скворцова, Ю. С. Вторникова // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 2(9). - С. 277-280.
43. Солтанбекова, О.Т. Коммуникативная компетенция и ее составляющие / О.Т. Солтанбекова // Известия ВГПУ. - 2008. - № 6. - С. 40¬44.
44. Соссюр, Ф. Курс общей лингвистики / Ф. Соссюр. - Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 1999. - 432 с.
45. Успенский, М.Б. Курс современного русского языка в педагогическом вузе: Учеб. пособие / М.Б. Успенский. - Москва : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2004. - 190 с.
46. Фарисенкова, Л.В. Уровни коммуникативной компетенции в теории и на практике / Л.В. Фарисенкова. - Москва : Изд. «Гуманитарий», 2000. - 268 с.
47. Хижняк, С.П. Юридическая терминология: формирование и состав / С.П. Хижняк. - Саратов : Изд. Сарат, 1997. - 136 с.
48. Хижняк, С.П. Новое в исследовании терминологических систем (на примере юридической терминологии) / С.П. Хижняк // Известия высших учебных заведений. - 2008. - №1. - С. 92-99.
49. Хомский, Н. Язык и мышление / Н.Хомский. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 122 с.
50. Челнокова, Е.А. Сущность и содержание тьюторской деятельности / Е.А. Челнокова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2009. - № 4. - С. 16-18.
51. Шарафутдинова, Н.С. О понятиях «терминология»,
«терминосистема» и «терминополе» / Н.С. Шарафутдинова //Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 6(60). - С. 168-171.
52. Шмелева, О.Ю. Терминологические процессы в синхронии и диахронии (на материале английского языка) / О.Ю. Шмелева. - СПб.: Изд- во СПбГУЭФ, 2010. - 120 с.
53. Canale, M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing / M. Canale, M. Swain // Applied Linguistics. - 1980. - Vol. 1, №1. - P.1-47.
54. Hymes, D. On Communicative Competence / D. Hymes // Sociolinguistics. - Harmondsworth: Penguin, 1972. - P.269-293.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ