Метакурс как средство формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Психолого-педагогические особенности формирования терминосистемы
будущих тьюторов 6
1.1. Коммуникативная компетенция тьютора 6
1.2. Теоретические аспекты формирования терминосистемы 18
1.3. Метакурс в среде дистанционного обучения Moodle 30
Выводы по первой главе 42
2 Разработка метакурса для формирования терминосистемы тьюторов 43
2.1 Описание метакурса «Терминосистема тьютора», этапы создания 43
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Экспертная
оценка метакурса «Терминосистема тьютора» 55
Выводы по второй главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А
1 Психолого-педагогические особенности формирования терминосистемы
будущих тьюторов 6
1.1. Коммуникативная компетенция тьютора 6
1.2. Теоретические аспекты формирования терминосистемы 18
1.3. Метакурс в среде дистанционного обучения Moodle 30
Выводы по первой главе 42
2 Разработка метакурса для формирования терминосистемы тьюторов 43
2.1 Описание метакурса «Терминосистема тьютора», этапы создания 43
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Экспертная
оценка метакурса «Терминосистема тьютора» 55
Выводы по второй главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Каждый год общество сталкивается с возникновением новых профессий, которые либо заменяют профессии, утратившие свой смысл, либо являются ответвлением от других профессий. Тьютор относится к ряду профессий, которые выступают в качестве дополнения и конкретизации деятельности педагога.
Так как отдельный специалист при осуществлении своей деятельности опирается на свою индивидуально сложившуюся базу понятий, возникает необходимость в ее создании, а именно создании терминосистемы.
Терминосистема позволяет систематизировать знания, упорядочить их, дать представление о картине мира. Для этого необходимо уточнить уже существующие термины, создать и определить новые, а также установить связи между ними.
Умелое использование терминов будущими специалистами поможет им в анализе имеющейся информации, использовании профессионального языка в своей деятельности (в письменной и устной речи).
Каждая профессиональная область обладает своей терминологией. Однако так как тьютор относительно новая профессия для России у нее нет сложившегося терминологического аппарата. Проведя обзор современной психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых актов, удалось обнаружить термины, которые являются основополагающими для данной профессии. Но и они не обладают систематичностью и конкретными формулировками.
Актуальность исследования обусловлена острой необходимостью обращения к терминосистеме тьютора как обслуживающей соответствующую сферу педагогической деятельности в связи с последними образовательными изменениями нашей страны, которые привели к значительному расширению самостоятельности, конкурентоспособности, социальной и академической мобильности человека.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: «Метакурс как средство формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать метакурс как средство формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»
Объект исследования: процесс формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»
Предмет исследования: средства формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»
Гипотеза исследования: метакурс станет средством формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»; он объединяет различные группы терминологической лексики (собственные, базовые, привлеченные термины) и предусматривает интегрированные задания для студентов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «терминосистема» в сравнении со смежным понятием «терминология». Выявить особенности формирования терминосистемы;
2. Проанализировать этапы создания метакурса;
3. Разработать и апробировать содержание метакурса как средства формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Методологической основой исследования явились: научные работы в области сущности и содержания тьюторской деятельности (Е.А. Челнокова); о базисных составляющих коммуникативной компетенции и их формировании (Д.И. Изаренков, М.Н. Витютнев, Е.Д. Божович); о понятиях «терминология», «терминосистема» и «терминополе» (Н.С. Шарафутдинова, A А. Реформатский); терминоведения (В.М. Лейчик, С.В. Гринев); об особенностях и возможностях учебной платформы MOODLE (В.К. Винник,B. Б. Готская, В.М. Жучков, Г.В. Кравченко, Ф.Г. Ребрина, Е.А. Леонтьева).
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы, опытно-экспериментальная работа; анкетирование;
математические методы обработки опытно-экспериментальной работы.
Базой исследования явился институт педагогики, психологии и социологии СФУ г. Красноярска. В опытно-экспериментальной работе приняли участие студенты направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор». Исследование выполнялось в 2016-2017 уч. г.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась посредством организации опытно-экспериментальной работы в Институте педагогики, психологии и социологии СФУ г. Красноярска.
Обсуждения материалов и результатов исследования проводилось на выступлении на XVII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире» с докладом «Теоретические аспекты формирования терминосистемы на примере терминологии тьютора» (Санкт-Петербург, 2017).
Объем и структура работы: введение, две главы (5 параграфов), заключение, библиографический список, приложение.
Так как отдельный специалист при осуществлении своей деятельности опирается на свою индивидуально сложившуюся базу понятий, возникает необходимость в ее создании, а именно создании терминосистемы.
Терминосистема позволяет систематизировать знания, упорядочить их, дать представление о картине мира. Для этого необходимо уточнить уже существующие термины, создать и определить новые, а также установить связи между ними.
Умелое использование терминов будущими специалистами поможет им в анализе имеющейся информации, использовании профессионального языка в своей деятельности (в письменной и устной речи).
Каждая профессиональная область обладает своей терминологией. Однако так как тьютор относительно новая профессия для России у нее нет сложившегося терминологического аппарата. Проведя обзор современной психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых актов, удалось обнаружить термины, которые являются основополагающими для данной профессии. Но и они не обладают систематичностью и конкретными формулировками.
Актуальность исследования обусловлена острой необходимостью обращения к терминосистеме тьютора как обслуживающей соответствующую сферу педагогической деятельности в связи с последними образовательными изменениями нашей страны, которые привели к значительному расширению самостоятельности, конкурентоспособности, социальной и академической мобильности человека.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: «Метакурс как средство формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать метакурс как средство формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»
Объект исследования: процесс формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»
Предмет исследования: средства формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»
Гипотеза исследования: метакурс станет средством формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»; он объединяет различные группы терминологической лексики (собственные, базовые, привлеченные термины) и предусматривает интегрированные задания для студентов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «терминосистема» в сравнении со смежным понятием «терминология». Выявить особенности формирования терминосистемы;
2. Проанализировать этапы создания метакурса;
3. Разработать и апробировать содержание метакурса как средства формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Методологической основой исследования явились: научные работы в области сущности и содержания тьюторской деятельности (Е.А. Челнокова); о базисных составляющих коммуникативной компетенции и их формировании (Д.И. Изаренков, М.Н. Витютнев, Е.Д. Божович); о понятиях «терминология», «терминосистема» и «терминополе» (Н.С. Шарафутдинова, A А. Реформатский); терминоведения (В.М. Лейчик, С.В. Гринев); об особенностях и возможностях учебной платформы MOODLE (В.К. Винник,B. Б. Готская, В.М. Жучков, Г.В. Кравченко, Ф.Г. Ребрина, Е.А. Леонтьева).
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы, опытно-экспериментальная работа; анкетирование;
математические методы обработки опытно-экспериментальной работы.
Базой исследования явился институт педагогики, психологии и социологии СФУ г. Красноярска. В опытно-экспериментальной работе приняли участие студенты направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор». Исследование выполнялось в 2016-2017 уч. г.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась посредством организации опытно-экспериментальной работы в Институте педагогики, психологии и социологии СФУ г. Красноярска.
Обсуждения материалов и результатов исследования проводилось на выступлении на XVII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире» с докладом «Теоретические аспекты формирования терминосистемы на примере терминологии тьютора» (Санкт-Петербург, 2017).
Объем и структура работы: введение, две главы (5 параграфов), заключение, библиографический список, приложение.
Под коммуникативной компетенцией мы понимаем готовность применять знания, умения и навыки в профессиональной деятельности (ведение тьюторской документации, владение профессиональной терминологией, выбор коммуникативных средств в общении). Коммуникативная компетенция проявляться в процессе использования студентами устной и письменной речи. Основой письменной речи является профессиональный язык, основной единицей которого является термин.
Существуют две категории в терминоведении: терминология и терминосистема. Терминосистема в отличие от терминологии появляется, когда определенная сфера уже сформирована в достаточной мере, имеет свою теорию, выявила и осознала все свои основные понятия и связи между ними.
Для формирования терминосистемы тьюторов применялся специально разработанный методический комплекс заданий, который объединял различные области знаний и деятельности. Комплекс состоит из 6 заданий, итогов является формирование терминосистемы при помощи теории графов. Средством же реализации методического комплекса стал метакурс в среде дистанционного обучения Moodle.
Метакурс по внешнему отображению ничем не отличается от обычного учебного курса. Однако он дает возможности объединения нескольких дисциплин и создания нечто нового, находящегося над этими дисциплинами.
Разработанные задания были интегрированы в метакурс, посредством специальных ресурсов и элементов, предоставляемых ресурсом. В нашем случае метакурс позволил расширить область знаний и деятельности тьютора, расширить их систему терминов, конкретизировать ее и адаптировать для каждого студента. Помимо этого метакурс выступает эффективным средством контроля за выполнением работ студентов.
В ходе выполнения студентами методического комплекса задания, разработанным нами в процессе исследования данной тематики, были выявлены:
- собственные термины, появившиеся в рамках данной терминологии (например, тьютор, тьюторант и пр.);
- базовые термины, заимствованные из терминологии, которая образует фундамент данной области знания; в терминологии тьюторского сопровождения это психолого-педагогические термины (инклюзия, обучающийся, педагог и пр.);
- привлеченные термины, заимствованные из смежных областей знания, но являющиеся неотъемлемой частью терминосистемы (масштабирование, маршрут, портфолио и пр.).
Как показала опытно-экспериментальная работа, метакурс выступает как эффективное средство формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».
Существуют две категории в терминоведении: терминология и терминосистема. Терминосистема в отличие от терминологии появляется, когда определенная сфера уже сформирована в достаточной мере, имеет свою теорию, выявила и осознала все свои основные понятия и связи между ними.
Для формирования терминосистемы тьюторов применялся специально разработанный методический комплекс заданий, который объединял различные области знаний и деятельности. Комплекс состоит из 6 заданий, итогов является формирование терминосистемы при помощи теории графов. Средством же реализации методического комплекса стал метакурс в среде дистанционного обучения Moodle.
Метакурс по внешнему отображению ничем не отличается от обычного учебного курса. Однако он дает возможности объединения нескольких дисциплин и создания нечто нового, находящегося над этими дисциплинами.
Разработанные задания были интегрированы в метакурс, посредством специальных ресурсов и элементов, предоставляемых ресурсом. В нашем случае метакурс позволил расширить область знаний и деятельности тьютора, расширить их систему терминов, конкретизировать ее и адаптировать для каждого студента. Помимо этого метакурс выступает эффективным средством контроля за выполнением работ студентов.
В ходе выполнения студентами методического комплекса задания, разработанным нами в процессе исследования данной тематики, были выявлены:
- собственные термины, появившиеся в рамках данной терминологии (например, тьютор, тьюторант и пр.);
- базовые термины, заимствованные из терминологии, которая образует фундамент данной области знания; в терминологии тьюторского сопровождения это психолого-педагогические термины (инклюзия, обучающийся, педагог и пр.);
- привлеченные термины, заимствованные из смежных областей знания, но являющиеся неотъемлемой частью терминосистемы (масштабирование, маршрут, портфолио и пр.).
Как показала опытно-экспериментальная работа, метакурс выступает как эффективное средство формирования терминосистемы студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор».



