Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Информатика»»
|
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Теоретические основы преподавания дисциплины «Информатика» 12
1.1 Специфика дисциплины «Информатика» 12
1.2 Педагогические технологии для преподавания дисциплины «Информатика» 17
2 Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Информатика» 31
2.1 Теоретические основы разработки учебно-методического обеспечения ... 31
2.2 Разработка учебно-методического обеспечения лекционных занятий 34
2.3 Разработка учебно-методического обеспечения лабораторных занятий.... 41
2.4 Разработка фондов оценочных средств 46
3 Обоснование и разработка электронного курса «Информатика» 51
3.1 Теоретические основы разработки педагогических программных средств 51
3.2 Обоснование и разработка электронного курса «Информатика» 64
3.3 Экспертиза электронного обучающего курса «Информатика» и анализ ее
результатов 76
Заключение 88
Список использованных источников 90
Приложение А Рабочая программа дисциплины «Информатика» 95
Приложение Б Диск с материалами ВКР
1 Теоретические основы преподавания дисциплины «Информатика» 12
1.1 Специфика дисциплины «Информатика» 12
1.2 Педагогические технологии для преподавания дисциплины «Информатика» 17
2 Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Информатика» 31
2.1 Теоретические основы разработки учебно-методического обеспечения ... 31
2.2 Разработка учебно-методического обеспечения лекционных занятий 34
2.3 Разработка учебно-методического обеспечения лабораторных занятий.... 41
2.4 Разработка фондов оценочных средств 46
3 Обоснование и разработка электронного курса «Информатика» 51
3.1 Теоретические основы разработки педагогических программных средств 51
3.2 Обоснование и разработка электронного курса «Информатика» 64
3.3 Экспертиза электронного обучающего курса «Информатика» и анализ ее
результатов 76
Заключение 88
Список использованных источников 90
Приложение А Рабочая программа дисциплины «Информатика» 95
Приложение Б Диск с материалами ВКР
В настоящее время в системе высшего образования России происходят глубокие перемены, обусловленные, прежде всего, социокультурными изменениями. В высшем образовании наиболее заметным и значимым процессом является реализация принципов Болонской декларации, подписанной Россией в 2003 г.
Современная система российского образования находится в стадии существенных преобразований в соответствии с принятыми: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 г. № 1367, «Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы», Национальной доктриной образования в Российской Федерации РФ до 2025г. № 751 и многими другими нормативными документами и нормативно-правовыми актами в области образования. Одной из главных целей этих программ является: «Создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий».
Новые информационные и образовательные технологии получают все большее развитие во всех сферах науки, культуры и производства; технические средства информационной поддержки становятся неотъемлемой частью всей системы непрерывного образования. На первый план выходит возможность интеллектуального саморазвития человека посредством информационных технологий, становятся актуальными проблемы совершенствования программного обеспечения и подготовки новых специалистов в данной области, а также повышения качества учебного процесса.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе внедрения информационных технологий, обеспечивающий методологией и практикой их разработки и использования, направленный на реализацию психологопедагогических целей обучения и воспитания (И.В. Роберт). Процесс информатизации образования актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий обучения для развития личности обучаемых, повышения уровня креативности их мышления, формирования практических умений и навыков, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решения учебных и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними.
Стремительность развития общества и информационных технологий требует появления новых специалистов, владеющих не только своим предметом и методикой его преподавания, но и информационными технологиями. Поэтому необходимость повышения качества учебного процесса, а также расширения его возможностей стоит сейчас на первом месте, в том числе и подготовка самих преподавателей.
Соответствующие положения нашли отражение в разработанной Государственной программе РФ «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», целью которой является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе и Законе об образовании.
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Для функционирования в современном обществе человеку очень важно владеть определенными знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему свободно оперировать современными информационными технологиями.
В настоящее время в мире наблюдается последовательное и устойчивое движение к построению информационного общества, которое призвано создавать наилучшие условия для максимальной самореализации каждого человека. Основаниями для такого процесса являются интенсивное развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий и создание развитой информационно-образовательной среды.
Эти факторы приводят к необходимости активного использования Интернет ресурсов в образовании. Информатизация образования непосредственно связана со становлением единой компьютерной системы средств массовой информации, объединяющей компьютерные сети, телевидение, спутниковые средства связи, которые позволяют создавать локальные, профессиональные, региональные и глобальные информационные системы.
Рассмотрением вопросов методических основ изучения информатики и информационных и коммуникационных технологий занимались С.Т.Атанасян, Ю.С. Брановский, Я.А.Ваграменко, С.Г. Григорьев, А.Г. Гейн и др.
В современных условиях массового высшего образования традиционная образовательная среда во многом утрачивает свои информационные, коммуникативные и обучающие функции. С целью обеспечения соответствия новым, более современным требованиям, дидактика высшей школы вырабатывает новые подходы к формированию учебно - методического обеспечения процесса обучения в системе высшего образования.
Для этого будущие преподаватели должны владеть необходимыми знаниями в области методических и технологических проблем современной дидактики высшей школы, основами научно-методической и учебнометодической работы, включающей: структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы методической проработки профессионально - ориентированного материала, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематику учебных и воспитательных задач.
Все вышесказанное позволило определить цель нашего исследования: педагогически обосновать и разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Информатика».
Объект исследования - учебный процесс по дисциплине «Информатика».
Предмет исследования - учебно-методическое обеспечение дисциплины «Информатика».
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1) Охарактеризовать учебный процесс по дисциплине «Информатика».
2) Определить педагогические технологии для преподавания дисциплины «Информатика».
3) Разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Информатика».
4) Обосновать и разработать электронный обучающий курс «Информатика».
5) Провести экспертизу электронного обучающего курса «Информатика» и проанализировать ее результаты.
- теоретический метод, который включает анализ научной литературы по психолого-педагогическим аспектам, анализ научной литературы по информационным аспектам, анализ научной литературы по методическим аспектам, анализ научной литературы по специальным аспектам, касающимся образования, и анализ нормативно-правовых документов в области образования;
- эмпирический метод состоит в проведении опытно-экспериментальной работы по экспертизе электронного обучающего курса «Информатика» в учебном процессе с последующей обработкой результатов.
Современная система российского образования находится в стадии существенных преобразований в соответствии с принятыми: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 г. № 1367, «Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы», Национальной доктриной образования в Российской Федерации РФ до 2025г. № 751 и многими другими нормативными документами и нормативно-правовыми актами в области образования. Одной из главных целей этих программ является: «Создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий».
Новые информационные и образовательные технологии получают все большее развитие во всех сферах науки, культуры и производства; технические средства информационной поддержки становятся неотъемлемой частью всей системы непрерывного образования. На первый план выходит возможность интеллектуального саморазвития человека посредством информационных технологий, становятся актуальными проблемы совершенствования программного обеспечения и подготовки новых специалистов в данной области, а также повышения качества учебного процесса.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе внедрения информационных технологий, обеспечивающий методологией и практикой их разработки и использования, направленный на реализацию психологопедагогических целей обучения и воспитания (И.В. Роберт). Процесс информатизации образования актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий обучения для развития личности обучаемых, повышения уровня креативности их мышления, формирования практических умений и навыков, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решения учебных и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними.
Стремительность развития общества и информационных технологий требует появления новых специалистов, владеющих не только своим предметом и методикой его преподавания, но и информационными технологиями. Поэтому необходимость повышения качества учебного процесса, а также расширения его возможностей стоит сейчас на первом месте, в том числе и подготовка самих преподавателей.
Соответствующие положения нашли отражение в разработанной Государственной программе РФ «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», целью которой является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе и Законе об образовании.
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Для функционирования в современном обществе человеку очень важно владеть определенными знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему свободно оперировать современными информационными технологиями.
В настоящее время в мире наблюдается последовательное и устойчивое движение к построению информационного общества, которое призвано создавать наилучшие условия для максимальной самореализации каждого человека. Основаниями для такого процесса являются интенсивное развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий и создание развитой информационно-образовательной среды.
Эти факторы приводят к необходимости активного использования Интернет ресурсов в образовании. Информатизация образования непосредственно связана со становлением единой компьютерной системы средств массовой информации, объединяющей компьютерные сети, телевидение, спутниковые средства связи, которые позволяют создавать локальные, профессиональные, региональные и глобальные информационные системы.
Рассмотрением вопросов методических основ изучения информатики и информационных и коммуникационных технологий занимались С.Т.Атанасян, Ю.С. Брановский, Я.А.Ваграменко, С.Г. Григорьев, А.Г. Гейн и др.
В современных условиях массового высшего образования традиционная образовательная среда во многом утрачивает свои информационные, коммуникативные и обучающие функции. С целью обеспечения соответствия новым, более современным требованиям, дидактика высшей школы вырабатывает новые подходы к формированию учебно - методического обеспечения процесса обучения в системе высшего образования.
Для этого будущие преподаватели должны владеть необходимыми знаниями в области методических и технологических проблем современной дидактики высшей школы, основами научно-методической и учебнометодической работы, включающей: структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы методической проработки профессионально - ориентированного материала, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематику учебных и воспитательных задач.
Все вышесказанное позволило определить цель нашего исследования: педагогически обосновать и разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Информатика».
Объект исследования - учебный процесс по дисциплине «Информатика».
Предмет исследования - учебно-методическое обеспечение дисциплины «Информатика».
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1) Охарактеризовать учебный процесс по дисциплине «Информатика».
2) Определить педагогические технологии для преподавания дисциплины «Информатика».
3) Разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Информатика».
4) Обосновать и разработать электронный обучающий курс «Информатика».
5) Провести экспертизу электронного обучающего курса «Информатика» и проанализировать ее результаты.
- теоретический метод, который включает анализ научной литературы по психолого-педагогическим аспектам, анализ научной литературы по информационным аспектам, анализ научной литературы по методическим аспектам, анализ научной литературы по специальным аспектам, касающимся образования, и анализ нормативно-правовых документов в области образования;
- эмпирический метод состоит в проведении опытно-экспериментальной работы по экспертизе электронного обучающего курса «Информатика» в учебном процессе с последующей обработкой результатов.
Решая первую задачу, была раскрыта специфика дисциплины «Информатика», цели преподавания дисциплины, задачи изучения дисциплины, определены компетенции, которые формируются после изучения этой дисциплины.
Решая вторую задачи, нами были проанализировали понятия педагогических технологий, их виды и классификации. За основу мы взяли классификацию педагогических технологий по Г.К. Селевко.
Для формирования компетенций, обозначенных в учебной программе, нами были выделены следующие педагогические технологии:
- информационная технология;
- игровая технология;
- проблемная технология;
- проектная технология;
- технология КСО.
Решая третью задачу, нами были раскрыты понятия учебно-методического обеспечения различных авторов. За основное мы взяли определение П.И. Образцова - совокупность дидактических средств, позволяющих преподавателю организовать свою педагогическую деятельность, сделать ее результативной и эффективной. Также в рамках работы мы разработали учебно-методическое обеспечение лекционных и лабораторных работ, фонд оценочных средств по дисциплине «Информатика» в полном объеме. (определили цель, задачи ФОС).
Решая четвертую задачу, нами были проанализированы понятия педагогических программных средств Горлушкиной Н.Н., Роберта И.В. и других авторов. За рабочее понятие нами было взято понятие Горлушкиной Н.Н, которая рассматривает педагогические программные средства как технологическое обеспечение учебного процесса, основанное на использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий. Проанализировали виды электронных образовательных ресурсов (ЭОР), данные в положении об ЭОР (СФУ) и определили, что наш электронный образовательный ресурс относится к электронному обучающему курсу. Электронный обучающий курс (ЭОК) представляет собой ресурс, содержащий комплекс учебно-методических материалов, реализованных в информационной обучающей системе.
Решая пятую задачу, мы проанализировали теоретические основы проведения опытно-экспериментальной работы, которая заключается в методе экспертных оценок:
Метод экспертных оценок — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты
высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы.
Проанализировав результаты экспертного оценивания, мы доработали электронный обучающий курс, учитывая полученные замечания.
Решая вторую задачи, нами были проанализировали понятия педагогических технологий, их виды и классификации. За основу мы взяли классификацию педагогических технологий по Г.К. Селевко.
Для формирования компетенций, обозначенных в учебной программе, нами были выделены следующие педагогические технологии:
- информационная технология;
- игровая технология;
- проблемная технология;
- проектная технология;
- технология КСО.
Решая третью задачу, нами были раскрыты понятия учебно-методического обеспечения различных авторов. За основное мы взяли определение П.И. Образцова - совокупность дидактических средств, позволяющих преподавателю организовать свою педагогическую деятельность, сделать ее результативной и эффективной. Также в рамках работы мы разработали учебно-методическое обеспечение лекционных и лабораторных работ, фонд оценочных средств по дисциплине «Информатика» в полном объеме. (определили цель, задачи ФОС).
Решая четвертую задачу, нами были проанализированы понятия педагогических программных средств Горлушкиной Н.Н., Роберта И.В. и других авторов. За рабочее понятие нами было взято понятие Горлушкиной Н.Н, которая рассматривает педагогические программные средства как технологическое обеспечение учебного процесса, основанное на использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий. Проанализировали виды электронных образовательных ресурсов (ЭОР), данные в положении об ЭОР (СФУ) и определили, что наш электронный образовательный ресурс относится к электронному обучающему курсу. Электронный обучающий курс (ЭОК) представляет собой ресурс, содержащий комплекс учебно-методических материалов, реализованных в информационной обучающей системе.
Решая пятую задачу, мы проанализировали теоретические основы проведения опытно-экспериментальной работы, которая заключается в методе экспертных оценок:
Метод экспертных оценок — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты
высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы.
Проанализировав результаты экспертного оценивания, мы доработали электронный обучающий курс, учитывая полученные замечания.
Подобные работы
- Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Практикум по общей психологии»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Общая психология»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Информатика»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Общая психология»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Методология психолого-педагогических исследований»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Компьютерный практикум»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «ТРАНСМИССИЯ АВТОМОБИЛЯ» ДИСЦИПЛИНЫ «УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Физика информационных технологии»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



