Введение 5
1 Теоретические основы организации учебного процесса по дисциплине «Общая
ПСИХОЛОГИЯ» 9
1.1 Специфика дисциплины «Общая ПСИХОЛОГИЯ» 9
1.2 Педагогические технологии для преподавания дисциплины «Общая
ПСИХОЛОГИЯ» 11
2 Обоснование и разработка учебно -методического обеспечения дисциплины
«Общая ПСИХОЛОГИЯ» 31
2.1 Основные понятия и сущность учебно-методического обеспечения учебного
процесса. 31
2.2 Конструктивно-содержательный этап разработки учебно -методического
обеспечения дисциплины «Общая ПСИХОЛОГИЯ» 34
2.3 Конструктивно-операциональный этап разработки учебно -методического
обеспечения дисциплины «Общая ПСИХОЛОГИЯ» 40
2.3.1 Учебно-методическое обеспечение лекционных занятий 40
2.3.2 Учебно-методическое обеспечение практических занятий 44
2.3.3 Учебно -методическое обеспечение контроля уровня освоения
студентами содержания дисциплины 46
2.4 Конструктивно-материальный этап разработки учебно -методического
обеспечения дисциплины «Общая ПСИХОЛОГИЯ» 48
2.4.1 Теоретические основы разработки педагогических программных средств 48
2.4.2 Педагогическое обоснование и описание электронного обучающего
курса «Общая ПСИХОЛОГИЯ» 56
3 Апробация и экспертиза электронного обучающего курса «Общая ПСИХОЛОГИЯ» 80
3.1 Программа апробации и экспертизы 80
3.2 Результаты апробации и экспертизы 82
Заключение 97
Список использованных источников 104
Приложение А. Рабочая программа дисциплины 107
Приложение Б. Методические разработки лекционных занятий 125
Приложение В. Методические разработки практических занятий 129
Приложение Г. Методические разработки контрольных занятий 134
Приложение Д. Оценочные листы 137
В настоящее время актуализируется проблема повышения качества образовательной деятельности, в связи с чем выдвигаются новые требования к профессиональной подготовке специалистов, в том числе, и к будущим педагогам, что обеспечивает существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-образовательного процесса.
Анализируя Федеральный закон РФ «Об образовании», в частности статью 48 (Обязанности и ответственность педагогических работников), в которой говорится о том, что «Педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания»; статью 69 (Высшее образование), в которой говорится о том, что «Высшее образование имеет целью... удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, ...», можно сделать вывод, что именно ВУЗ призван развивать личность обучаемого и удовлетворять его потребности в знаниях, осуществляя это путем использования в учебном процессе учебно-методического обеспечения, соответствующего современным требованиям и техническим возможностям,
Существенные изменения российского образования можно проследить, анализируя Концепцию долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой говорится о необходимости перехода «... от системы массового образования. к непрерывному индивидуализированному образованию, характерному для инновационной социально ориентированной экономики».
В концепции Федеральной целевой программы «Научные и научно - педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 ГОДЫ, отмечается, что «... обеспечение национальной науки, высшего образования и экономики Российской Федерации высокопрофессиональными кадрами... необходимо ... в целях долгосрочного социально -экономического развития государства», для подготовки таких кадров необходимо использовать в учебном процессе современные технологии, которые способствовали бы его эффективности.
Таким образом, многие нормативно -правовые документы, прямо или косвенно, рассматривают возможности для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий,
Использование в образовательном процессе информационных и телекоммуникационных технологий, компьютерных обучающих программ, мультимедийных средств обучения, которые способствуют созданию единого информационного пространства, повышению доступности и эффективности образования, связано с процессом информатизации. Постоянное увеличение объема информации, ее скоротечное устаревание и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость модернизации процесса обучения:
разработки и внедрения в систему образования современных информационных систем и программных продуктов, с целью повышения качества образования.
Задача современных высших учебных заведений заключается в создании условий для развития мобильной личности, способной быстро адаптироваться в динамичной среде. Достижение этой цели зависит от содержания образования, то есть от того, как поставлен процесс овладения знаниями, умениями и навыками,
Организацией учебного процесса в ВУЗе занимались такие ученые, как В,А, Сластёнин, Г,К, Селевко, В,П, Беспалько, В,Д, Симоненко и др, На разработку учебно-методического обеспечения учебного процесса были направлены труды НИ Образцова, К,В, Хомутовой, В, С, Леднева, В,В, Серикова и др,
Активное и целенаправленное применение в образовательном процессе технологий, соответствующих современным техническим возможностям, дидактическим требованиям и принципам, позволяет не только по -новому взглянуть на педагогический процесс, но и дает основания для его обновления, Осуществляться это может при использовании возможностей средств обучения нового поколения, которые как по количественному составу, так и по возможностям несоизмеримо богаче и разнообразнее традиционных, Одним из таких средств являются педагогические программные средства, которые позволяют разнообразить способы обучения и индивидуализировать ИХ; использование различных видов подачи информации способствует повышению интереса к учебному процессу, а также пониманию сложно структурированного учебного материала и высокой прочности его усвоения,
Проблемой внедрения и развития информационных технологий, в том числе педагогических программных средств, в образование занимались многие отечественные ученые такие, как Н,Н, Горлушкина, Д,В, Кухтин, Г,Ю, Ксензова, Л, В, Луцевич и многие другие,
В нашей стране и за рубежом разработано большое число электронных обучающих курсов, но тем не менее, существует нехватка электронных образовательных ресурсов, связанных с психологической подготовкой выпускников педагогических вузов, Педагог обязан уметь решать проблемные психо лого -педагогические ситуации и понимать причины возникновения таких ситуаций, Одной из дисциплин, призванных решать задачи психологической подготовки студентов педагогических направлений в соответствии с компетенциями, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) является «Общая ПСИХОЛОГИЯ». Умение пользоваться методами исследования и диагностики индивидуальных особенностей человека, устанавливать и развивать межличностные отношения, а также владение приемами сознательной организации интеллектуальной деятельности значительно способствует успешности в деятельности будущего педагога.
После анализа представленного в свободном доступе в сети Интернет учебно-методического обеспечения дисциплины «Общая ПСИХОЛОГИЯ» были выделены следующие проблемы: излишняя теоретизация практических занятий по дисциплине, ведущая к получению абстрактных и формальных знаний, а не опыта; отсутствие связи с получаемой профессией. Исходя из этого, учебнометодическое обеспечение данной дисциплины нуждается в доработке, в Т.Ч., В создании качественных электронно-обучающих курсов, способных решить эти проблемы.
Создание электронных курсов способствует развитию интеллектуального потенциала обучаемого, формированию умений самостоятельно приобретать знания, а также способствует развитию широкого ряда компетенций, что является показателем конкурентоспособности любого специалиста в современном мире,
Требования к разработке электронных курсов и организации электронного обучения рассмотрены в работах Н,Н Горлушкиной, Б,С, Гершунского, Д,В, Кухтина и др,
Актуальность решения проблемы, вызванной отсутствием соответствующего, отвечающего современным требованиям учебнометодического обеспечения учебного процесса, обусловила выбор темы исследования.
Исходя из вышесказанного, была сформулирована тема исследования: «Разработка учебно -методического обеспечения дисциплины «Общая ПСИХОЛОГИЯ»,
В соответствии с темой определена цель исследования: разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Общая ПСИХОЛОГИЯ»,
Объект исследования: учебный процесс по дисциплине «Общая ПСИХОЛОГИЯ»,
Предмет исследования: учебно -методическое обеспечение дисциплины «Общая ПСИХОЛОГИЯ»,
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1) Раскрыть специфику дисциплины «Общая ПСИХОЛОГИЯ»,
2) Выявить педагогические технологии для преподавания дисциплины,
3) Обосновать учебно -методическое обеспечение дисциплины «Общая ПСИХОЛОГИЯ» .
4) Разработать учебно -методическое обеспечение по дисциплине «Общая ПСИХОЛОГИЯ»,
5) Провести апробацию и экспертизу электронного обучающего курса «Общая ПСИХОЛОГИЯ» .
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
- анализ педагогической литературы по вопросам разработки учебнометодического обеспечения учебной дисциплины;
- анализ литературы по вопросам разработки педагогических программных средств;
- анализ научной литературы по методике преподавания психологических дисциплин в высшей школе;
- анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и учебного плана подготовки бакалавров по направлению
44.03.4 Профессиональное обучение (ПО отраслям), рабочих программ, учебников и учебных пособий по общей психологии;
- педагогический эксперимент, анкетирование, метод экспертных оценок.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, содержащих выводы, заключения, списка использованных источников и 5 приложений. Список использованных источников включает в себя 40 изданий. В работе содержится 7 таблиц и 66 рисунков. Общий объём работы без учёта приложений составляет 106 страниц.
Целью выпускной квалификационной работы являлась разработка учебнометодического обеспечения дисциплины « Общая ПСИХОЛОГИЯ» .
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:
1) Охарактеризована специфика дисциплины «Общая ПСИХОЛОГИЯ». Общая психология - дисциплина, направленная на формирование системы психологических знаний о сущности и закономерностях развития личности и формирование психо лого -педагогической компетентности.
Специфика дисциплины «Общая ПСИХОЛОГИЯ» заключается в её цели, задачах, требованиях к уровню знаний, умений и навыков студентов, компетенциях, формированию которых должно способствовать изучение дисциплины.
Целью преподавания дисциплины является:
- формирование системы психологических знаний о сущности и закономерностях развития личности, необходимых для будущей профессиональной деятельности студентов;
Формируемые компетенции:
Общепрофессиональные компетенции (ОПК): Готовность моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально - педагогических задач (ОПК 8).
Профессиональные компетенции (ПК): Способность развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего, служащих и специалистов среднего звена (ПК 2); Готовность к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего, служащих и специалистов среднего звена (ПК 8).
Формируемые при изучении дисциплины компетенции, являются ключевыми моментами при определении педагогических и информационных технологий для преподавания дисциплины «Общая ПСИХОЛОГИЯ».
2) Выявлены педагогические технологии, которые целесообразно использовать в преподавании дисциплины.
В ходе анализа педагогической литературы мы рассмотрели разные подходы к определению понятия педагогической технологии. За основное в работе принято определение Сластенина В.А., который рассматривает педагогическую технологию, как упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.
Были рассмотрены классификации педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г.Ю. Ксензовой, Г.К. Селевко). За основную в работе была принята классификация Селевко Г.К. Сопоставив компетенции, формированию которых должно способствовать изучение дисциплины «Общая ПСИХОЛОГИЯ», И классификацию педагогических технологий по Селевко Г.К., мы пришли к выводу, что в процессе преподавания дисциплины целесообразным будет применение технологий проблемного, проектного и игрового обучения, а также кейс-технологий, коллективного способа обучения и тренинговых технологий.
Достоинства проблемного обучения состоят в том, что развивается и мышление, и способности обучаемых. Усвоенные знания, умения, добытые в ходе самостоятельного решения проблемы, более прочные, чем полученные при традиционном обучении. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: обучаемый должен сам открыть явление, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.
При использовании в учебном процессе такого способа обучения, воспитывается личность, умеющая ставить и разрешать нестандартные проблемы, повышается стрессоустойчивость, контактность и адаптационная мобильность личности, т.е. те качества, которыми необходимо обладать современному педагогу. Таким образом, при применении технологии проблемного обучения у обучаемых формируются такие качества и способности личности, как: способность регулировать свое поведение, лабильность,обучаемость, умение самостоятельно принимать решения, творческие способности, креативность, организаторские и коммуникативные способности, которые являются основой для моделирования стратегии и технологии общения (ОПК 8) и для диагностики и прогнозирования развития личности рабочего, служащих и специалистов среднего звена профессиональной компетенции (ПК 8).
Проектное обучение ориентировано на самостоятельную деятельность обучаемых (индивидуальную, парную, групповую) в ходе которой создаётся продукт, обладающий субъективной или объективной новизной, и имеющий практическую значимость. В данной технологии создаются условия для развития и самореализации обучаемого, через накопление индивидуального опыта и совершенствование своих способностей, в том числе и организаторских.
При использовании метода проектов у обучающихся формируются такие качества и способности, как: контактность, работа в команде, исполнительность, ответственность, уверенность в себе, обучаемость, гибкость мышления, прогнозирование, дальновидность, аналитические способности, мотивация, которые являются основой для формирования способности диагностировать и прогнозировать развитие личности рабочего и служащих (ПК 8), и способности развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего, служащих и специалистов среднего звена (ПК 2).
Применение технологии игрового обучения - это эффектное средство активизации обучаемых, способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. По отношению к познавательной деятельности, такой метод требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, устремленность.
Применение в учебном процессе такой технологии способствует формированию у обучаемых следующих качеств и способностей: контактность, неконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, лабильность, умение управлять временем, умение убеждать, что является составляющими общепрофессиональной компетенции 8 (ГОТОВНОСТЬ моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессиональнопедагогических задач).
Кейс-технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Данный метод обучения, предназначен для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы. Данная технология помогает повысить интерес обучаемых к изучаемому предмету, развивает у студентов такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, самостоятельность, инициативность, способности принимать решения, быстро адаптироваться к новым условиям, тем самым формируется готовность моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОПК 8).
Коллективный способ обучения (КСО) - это такая форма организации занятий, где каждый по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Коллективный способ обучения делает занятие более интересным, живым, активизируют мыслительную деятельность обучаемых, формирует и развивает их мотивацию в сотрудничестве, повышает ответственность обучаемых, создаёт условия живого общения, тем самым развивая контактность обучаемых. Всё это работает на развитие общепрофессиональной компетенции 8 (ГОТОВНОСТЬ моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально педагогических задач).
Тренинговые технологии подразумевают целенаправленные, систематические действия по отработке одного или нескольких видов учебной деятельности. При применении данного вида технологий на практике у обучающихся развиваются коммуникативные компетенции, а также такие личностные качества, как обучаемость, контактность, гибкость мышления, организованность, уверенность в себе, стрессоустойчивость, креативность. Профессиональные компетенции формируются в условиях приближенным к реальным ситуациям в ходе будущей профессиональной деятельности, в которых обучающемся приходится проявлять профессиональные знания и умения.
Таким образом, все приведенные технологии обучения активно влияют на развитие у обучаемых тех качеств и способностей, которые составляют основу для формирования компетенций, соответствующих дисциплине, и их целесообразно применять для преподавания дисциплины «Общая ПСИХОЛОГИЯ».
Возможности рассмотренных педагогических технологий значительно расширяются при их совместном использовании с информационными технологиями. Информационные технологии позволяют наиболее полно реализовать ВОЗМОЖНОСТИ, заложенные в традиционных и инновационных педагогических технологиях; обеспечивают индивидуализацию, дифференциацию и интенсификацию профессионального обучения.
Внедрение ИТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения занятий, увеличить привлекательность изучаемого материала, путем разнообразия видов учебной деятельности, форм подачи материала, что обеспечивает лучшее и более глубокое понимание материала; позволяет развить такие личностные качества обучаемых, как способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач,
3) Рассмотрены теоретические основы разработки учебно -методического обеспечения учебной дисциплины,
В результате анализа педагогической литературы была раскрыта сущность понятия «учебно-методическое обеспечение учебного процесса». Учебнометодическое обеспечение дисциплины (УМО) — совокупность учебно - методических материалов, способствующих достижению обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы высшего образования.
Основополагающими нормативно-методические документами,определяющими содержание учебной дисциплины являются: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию; и учебный план для данной специальности или направления подготовки, в котором указаны последовательность изучения дисциплин, фонд учебного времени для каждой дисциплины, распределение его по видам учебной работы, формы промежуточного и итогового контроля знаний студентов,
На основе этих документов создаются рабочие программы - нормативные документы (локальный нормативный акт высшего учреждения (организации)), определяющие содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению конкретной учебной дисциплины.
4) Было разработано учебно-методическое обеспечение дисциплины «Общая ПСИХОЛОГИЯ» ,
Разработка учебно-методического обеспечения включала в себя три этапа:
- Конструктивно - содержательный этап, который состоял в разработке рабочей программы дисциплины, определяющей её содержание,
- Конструктивно - операциональный этап, который состоял в разработке учебно-методического обеспечения лекционных (18 часов) и практических занятий (18 часов), а также проведения контроля уровня освоения студентами содержания дисциплины,
- Конструктивно - материальный этап, который состоял в разработке электронного обучающего курса «Общая психология»,
В работе были проанализированы теоретические основы разработки педагогических программных средств, За основное определение понятия педагогических программных средств мы взяли трактовку Кухтина Д.В., который рассматривал их как отдельные программы и программные комплексы, предназначенные для применения в процессе изучения образовательной дисциплины,
Проанализировав различные классификации педагогических программных средств, за основную мы приняли классификацию Горлушкиной Н.Н., В соответствии с которой, разработанный электронный курс «Общая ПСИХОЛОГИЯ» ПО целевому назначению является: демонстрационным,формирующим (формирует знания: информационно -справочные, поисковые; формирует умения: генераторы задания; формирует навыки: игровые программы), контролирующим (тестирующим: совокупность алгоритмов и программ для поддержки компьютерного тестирования в конкретной учебной дисциплине; организующие самоконтроль),
По функциональному строению: нелинейным (комбинированные - включают в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования),
По степени активности обучаемого: активным (позволяет обучаемому самому задавать вопросы, а вопросы, задаваемые компьютером, могут меняться в зависимости от учебных целей),
Были определены методические цели и задачи электронного курса «Общая ПСИХОЛОГИЯ»,
Электронный обучающий курс (ЭОК) представляет собой ресурс, содержащий комплекс учебно - методических материалов, реализованных в информационной обучающей системе,
Электронный курс разработан в системе дистанционного обучения «Moodle» СФУ, Режим доступа: https://e.sfu-kras.ru/course/view.php?id=2966.
Moodle - представляет собой систему управления содержимым сайта, специально разработанную для создания качественных online - курсов преподавателями, Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами,
Курс разрабатывался с учётом дидактических принципов, а именно:
- научности содержания;
- доступности;
- адаптивности;
- систематичности и последовательности обучения;
- компьютерной визуализации учебной информации;
- сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого;
- прочности усвоения результатов обучения;
- интерактивного диалога;
- развития интеллектуального потенциала;
- суггестивной обратной связи,
В ходе разработки электронного курса были учтены основные принципы, которых необходимо придерживаться при разработке ППС:
- учёт психофизиологических особенностей обучаемых;
- психологическая и педагогическая эргономичность;
- учёт технических возможностей;
- функциональная полнота;
- приоритетность стратегии обучения;
- мотивационная и активностная обеспеченность;
- универсальность применения;
- принцип модульности построения,
Разработанный электронный курс состоит из десяти модулей. В работе мы подробно рассмотрели структуру курса, которая включает основные блоки:
- информационно-справочный блок, содержащий основную теоретическую информацию: лекции в различных форматах, которые также можно скачать, гиперссылки на внешние ресурсы (В Т.Ч. видеофрагменты), интерактивные лекции, а также элемент чат;
- блок диагностики, включающий контроль знаний и обработку результатов, представленный в виде практических заданий, встроенными тестами с автоматической проверкой результатов, а также онлайн тестами, созданными с помощью GoogleForms, кроссвордом;
- блок управления обучением, представляет собой нулевой модуль,содержащий основную информацию о работе с курсом: рабочую программу дисциплины, методические рекомендации по работе с курсом, описание курса, новостной форум, раздел помощи, целеполагание, глоссарий, практические задания со сроком сдачи. Блок управления обучением содержит также встроенные элементы Moodle такие, как: «Индикатор выполнения»;
«Календарь»; «Предстоящие события»; «Навигация»; «Обратная СВЯЗЬ» И «Случайная запись из глоссария».
Был разработан педагогический и технологический сценарий курса,
5) Проведена апробация и экспертиза электронного курса,
В процессе преподавания дисциплины «Общая психология» на 2-ОМ курсе направления подготовки «Профессиональное обучение» (информатика и вычислительная техника) на лекционных, практических и итоговых занятиях вводилось новое средство обучения, а именно разработанный электронный обучающий курс,
Анализ результатов опроса студентов показал, что курс насыщен мультимедийными составляющими, удобен в работе, теоретический материал в курсе изложен понятно, достаточно графических объектов, предполагается самостоятельность деятельности студентов, осуществляется обратная связь, теоретический материал, содержащейся в курсе, помогает при прохождении тестов, предполагается возможность самоконтроля и контроля усвоения знаний,
Кроме анкетирования, оценка курса проводилась с помощью метода экспертных оценок, В создании оценочного листа оценки электронного курса были использованы адаптированные критерии оценки эффективности электронных курсов, разработанные в Калифорнийском государственном университете, Чико, США,
В рамках опытно-экспериментальной работы участвовало 5 человек: доцент кафедры СОТ ИППС и специалисты отдела информатизации учебного управления ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»,
Общая оценка электронного курса составила 4,31 балла из 5 возможных, таким образом, результаты экспертной оценки доказывают, что электронный курс удовлетворяет адаптированным критериям оценки эффективности электронных курсов, разработанным в Калифорнийском государственном университете, Чико, США (www.smart-edu.com).
Исходя из результатов апробации и экспертизы, можно сделать вывод о том, что электронный курс "Общая психология" удовлетворяет дидактическим принципам, основным принципам и основным требованиям к разработке педагогических программных средств
Таким образом, в ходе теоретической и эмпирической работы задачи исследования были решены, поставленная цель была достигнута,
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф
2 Распоряжение Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") от 17.11.2008 N 1662- р (ред. от 10.02.2017)
3 Постановление Правительства РФ "О федеральной целевой программе "Научные и научно -педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 ГОДЫ И внесении изменений в федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 ГОДЫ" ОТ 21.05.2013 N 424 (ред. от 23.10.2014)
4 Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-Х Т. Т. 1. - Москва: Народное образование, 2005. - 556 с.
5 Симоненко, В. Д. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие / под ред. В. Д. Симоненко. - Москва: Вентана - Граф, 2006. - 368 С.
6 Сластенин, В. А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш проф. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. ШИЯНОВ; ПОД ред. В. А. Сластенина. - 11е изд., стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2012. - 608 С
7 Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем [Электронный ресурс]: -Режим доступа: http ://pedlib. rn/Books/1/0157/1_015 7-1. shtml
8 Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studopedia.net/11_91585_bespalko-vp-slagaemie- pedagogicheskoy-tehnologii--s-.html.
9 Ксензова, Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников, Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.
10 Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. - Москва: НИИ Школьных технологий, 2005. - 288 с.
11 Вишнякова, С. М. Профессиональное образование словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Электронный ресурс ]: - Режим доступа: http ://didacts. ru/dictionary/1057
12 Дьяченко, В. К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. - Москва: Народное образование, 2004. - 352 С.
13 Читаева, Ю. А. Педагогические технологии формирования ключевых компетенций учащихся профессиональных школ [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http s ://sup erinf. ru/view_helpstud .php?id=2189
14 Гук, М, Ю, Аппаратные средстваШМ PC. Энциклопедия, 3-е изд. - СПб: Питер, 2010. - 1072 С.
15 Конт-Спонвиль, А. Философский словарь. - Москва: Палимпсест, Издательство «Этерна», 2012. - 1120 С.
16 Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 100000 СЛОВ, терминов и выражений. - Москва: Оникс-ЛИТ, 2012. - 1376 С.
17 Образцов, П. И. Психо лого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. [Электронный ресурс ]: - Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/ft/004104//index.html
18 Хомутова, К. В. Информационно -методическое обеспечение
деятельности детских общественных объединений: дис. ... канд. пед. наук : 13. 00.02 / Хомутова Клавдия Васильевна. - Кострома: Костром. гос. ун-т им. НА. Некрасова, 2011. - 253 С.
19 Требования к учебно -методическому обеспечению дисциплин (модулей) на русском и иностранном языках ФГАОУ ВО «Сибирский федерльный университет», 2016. - 29 с. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://about.sfu-kras.ru/docs/9075/pdf/693627
20 Леднев, В. С. Структура содержания непрерывного образования и
учебные планы общеобразовательной школы: Временный государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс ]: - Режим доступа:
http ://bkblaex. hutt. ru/viewtopic. php?id=49
21 Федеральные государственные образовательные стандарты (от 01.03.2012) // Министерство образования и науки РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ьйр://минобрнауки.рф/документы/336
22 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
образования направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) 2015. [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
www. osu. ru/doc s/fgo s/vo/bak_44.03.04.pdf
23 Чайка, В. M. Основы дидактики, - Киев: Академиздат, 2011. - 352 с.
24 Учебный план направления подготовки 44.03.04.18 Профессиональное обучение (по отраслям). - Год набора 2015.
25 Пидкасистый, П. И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей, - Москва: Педагогическое общество России, 2011. - 608 С.
26 Карандашев, В. Н. Методика преподавания психологии: учебник для бакалавров / В. Н. Карандашев. — 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2014. — 376 с.
27 Бордовская Н. В. Педагогика. Учебное пособие. - Спб.: Питер, 2011. -304 С.
28 Скибицкий, Э. Г., Толстова И. Э., Шефель В. Г. Методика профессионального обучения. - Новосибирск: НГАУ, 2010. - 165 С.
29 Горлушкина, Н. Н. Педагогические программные средства / Учебное пособие. - СПб.: СПб ГИТМО (ТУ), 2012. - 152 С.
30 Кухтин, Д. В. Электронное обучение. [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: http://hotline.ua/knigi/author/kuhtin_pv-232467/
31 Положение об электронных образовательных ресурсах ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» [Электронный ресурс]: 2013. - 12 с,
32 Луцевич, Л. В. Смешанное обучение - тренд дидактической парадигмы SMART-образования. - МИНСК: Народная асвета, 2015. - 39С.
33 Гершунский, Б. С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. [Электронный ресурс ]: - Режим доступа: http://hum.edu- lib.net/pedagogika-psihologiya/gershunskiy-b-s-kompyuterizatsiya-v-sfere- obrazovaniya-problemyi-i-perspektivyi-onlayn
34 Гафурова, Н. В., Чурилова Е. Ю. Педагогическое применение
мультимедиа средств: учебное пособие. - 2-е изд. - Красноярск: Сиб. федер. унт, 2015. - 202 С.
35 Белозубов, А. В., Николаев Д. Г. Система дистанционного обучения
Moodle. [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/303699/
36 Маклаков, А. Г. Общая ПСИХОЛОГИЯ: Учебник для вузов.- СПб: Питер, 2016. - 582 с.
37 Котлярова, Э. В., Кушнер, И. Т., Овчинникова, М. Б., Панфилова, Е. А.
Практикум по ПСИХОЛОГИИ: Учеб. пособие, - Москва: МГУ имени А. А. Кулешова, 2013. - 332 с.
38 Ефимова, Н. С. Основы общей психологии. - Москва: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 288С.
39 Марцинковская, Т. Д. Психология. Учебник. - Москва: Академия, 2012. - 332 с.
40 Марцинковская, Т. Д. Общая психология. Учебное пособие. Москва: Академия, 2014. - 382 с.