Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование личного социального опыта старшеклассников при обучении обществознанию

Работа №28205

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы250
Год сдачи2005
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
781
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
4 Глава 1. Теоретические основы исследования использования личного
социального опыта учащихся в обучении 14
ч
1.1. Понятие “личный социальный опыт” в социальных науках 14
1.2. Вопросы взаимосвязи обучения с жизненным опытом учащихся в
зарубежной и отечественной педагогике 24
1.3. Проблема использования личного социального опыта учащихся в
методике преподавания дисциплин обществоведческого цикла 50
1.4. Анализ социально-психологических особенностей современного
старшеклассника и его социального опыта 79
Выводы к Главе 1 93
Глава 2. Разработка и реализация модели использования личного социального опыта учащихся при обучении обществознанию (на примере изучения в 11 классе социального блока интегративного
* обществоведческого курса) 97
2.1. Состояние исследуемой проблемы в практике обучения обществознанию в школах Санкт-Петербурга (итоги констати-рующего и поискового этапов эксперимента) 97
к 2.2. Модель включения личного социального опыта учащихся в
обучение обществознанию 111
2.3. Реализация модели включения личного социального опыта учащихся
в обучение обществознанию (формирующий этап эксперимента) 127
2.4. Результаты формирующего и уточняющего этапов эксперимента ....164
Выводы к Главе 2 189
Заключение 196
. Библиографический список использованной литературы 200
Приложения 221


Обоснование выбора темы
В современном мире ускорение темпов общественного развития вызывает необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Современное образование должно способствовать “формированию человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, и нацеленного на его совершенствование”, помогать “самоопределению и самореализации” личности (81. С. 486). Одним из способов такой подготовки является развитие умения рефлексии своего жизненного опыта, его систематизации и обобщения, применения для решения теоретических и практических задач.
В XXI веке российское образование вступило на путь модернизации. Первейшей задачей государственной образовательной политики было провозглашено “достижение современного качества образования и его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности и общества” (165. Сс. 158-159). Для образовательной области “Обществознание” это проявляется в развитии умения учащихся “ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной и природной средой”, “на основе личностно-эмоционального осмысления опыта взаимодействия людей в прошлом и настоящем освоить уважительное отношение к иному мнению, толерантность”, “освоить ключевые социальные компетенции” (Там же. Сс. 185-186). Среди условий достижения такого качества образования - его личностная ориентированность при обеспечении государственных образовательных стандартов. Опора на личный опыт учащихся при освоении ими минимума содержания образования будет способствовать решению этих задач. В новых Государственных образовательных стандартах “формирование опыта” учащихся выступает в качестве четвертого, дополнительного к традиционным, компонента содержания образования (240, см. приложение 1).
По многочисленным исследованиям российские школьники отстают по
использования личного опыта учеников, учителя задействуют его на своих ч
уроках лишь периодически, используют ограниченный набор приемов, опираясь только на наиболее активных учеников, они не связывают получение знаний из опыта с их применением, практикуя обычно что-либо одно. Оценка ситуации учителями и учащимися существенно различается: первые считают такое использование достаточно частым, а вторые - редким. Учителя так же испытывают затруднения перед необходимостью применять нетрадиционные методы обучения, и нуждаются в разработке технологичной модели использования опыта учеников. Часть заданий категории “С” Единого Государственного Экзамена по обществознанию должна быть выполнена учениками “на основе личного опыта” (71.15). При этом целостная система обучения этому умению отсутствует как в методике обществознания, так и в f . массовой педагогической практике.
Исследование проблемы использования социального опыта учащихся в обучении носит междисциплинарный характер. Опыт является важнейшей категорией философии и психологии; проблемой его использования в f обучении занимаются педагогика и методики обучения различным школьным
учебным предметам; освоение социального опыта как процесс социализации изучается так же социологией. В классической философской и психолого¬педагогической литературе полностью обоснована необходимость опоры на опыт в обучении, так как она вытекает из самой природы мыслительного процесса и закономерностей высшей нервной деятельности.
имеющегося у учеников опыта на процесс и качество их обучения, механизмы и отдельные способы этого влияния. Частично исследованы проблемы формирования социального опыта в самом процессе обучения и применения теоретических знаний в практической деятельности. Раскрыт теоретический аспект личного опыта ученика как элемента содержания образования. Социально-психологические исследования предоставляют достаточный материал для выявления объективных характеристик социального опыта современного старшеклассника. Таким образом, мы имеем теоретические основы для целеполагания, отбора содержание и методов обучения с использованием личного опыта учащихся, однако комплексно данная проблема в педагогике пока не исследована. Опыт ученика является важнейшей основой компетентностного подхода в обучении, его разработка сегодня активно ведется в современной европейской педагогике, но находится пока на стадии становления. (114. С. 7.).
В отечественной методике преподавания обществоведческих курсов до современного этапа, можно выделить два всплеска интереса к осуществлению связи обучения с жизненным опытом учащихся - это 1920-е и 1960-е годы. В это время были разработаны многие конкретные методы использования личного опыта учащихся в обучении. В 1966 году специальная работа по проблеме исследования была написана В.И. Загвязинским, где была обоснована необходимость такого подхода, изучался сам опыт учащихся, методы его выявления и использования в обучении. (78). Сохраняя свою актуальность, предложенные автором методы обучения, тем не менее требуют обновления в связи социально-политической ситуации и парадигмы обществоведческого образования
концептуальный характер носит рассмотрение опоры на опыт ученика как главного способа реализации личностно-ориентированного обучения обществознанию в учебнике по методике преподавания обществознания в школе 2002 года (154).
Опыт зарубежных стран, где связь социальных курсов с жизнью учеников осуществляется и исследуется в течение всего XX века не может быть автоматически перенесен на современную российскую почву. Таким образом, в методической науке на сегодняшний день существует необходимость и имеются предпосылки для создания методики использования опыта ученика в обучении.
В педагогике и методике обществознания существует необходимость четкого определения понятий, фиксирующих те или иные аспекты жизненного опыта учащихся. В ходе исследования было выявлено более 20 терминов, используемых в качестве синонимов без их специального определения (см. приложение 2).
. Под опытом учащегося мы понимаем результат его практической и познавательной деятельности, сохраняющийся в памяти в виде знаний, умений, эмоциональных состояний и оценочных суждений. Под личным социальным опытом ученика (далее ЛСОУ) мы будем понимать только те знания, умения, эмоциональные состояния и оценочные суждения, которые образовались у него в результате собственного непосредственного чувственно-эмпирического взаимодействия с окружающим миром - обществом и природой.
Таким образом, условия общественной жизни, общие задачи модернизации российского образования, логика развития педагогической и методической науки, проблемы массовой практики преподавания обществознания в школе обуславливают актуальность представленного исследования.
Объект исследования: обучение обществознанию в средней школе на основе личностно-деятельностного подхода.
Предмет исследования: методика обучения обществознанию в старших
классах на основе использования личного социального опыта учащихся.
Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, результаты изучения практики массового преподавания обществознания и личный опыт диссертанта позволили сформулировать рабочую гипотезу. Использование личного социального опыта учащихся может совершенствовать процесс обучения обществознанию, способствуя:
- усилению мотивации и познавательной активности учащихся;
- улучшению понимания общественных процессов и более прочному усвоению обществоведческих знаний;
- развитию рефлексии учащихся, формированию у них умения применять личный опыт для решения практических и теоретических задач
Эффективность актуализации личного социального опыта учащихся может достигаться при следующих условиях:
1. Опора на опыт учащихся должна осуществляться систематически на основе принципа развивающего характера обучения.
2. На основе диагностики личного социального опыта учащихся учитель должен внести корректировки в целеполагание, в отбор и конструирование содержания учебного материала, в способы обучения:
целенаправленно развивать умение учащихся связывать обществоведческое образование с процессами и явлениями их собственной жизни;
использовать личный социальный опыт учащихся при изучении тех тем учебного курса, содержание которых адекватно как объективным социальным ролям данного возраста, так и личному опыту учеников конкретного класса;
3. Учитель, организующий обучение с опорой на личный социальный опыт учащихся, должен обладать демократической культурой взаимодействия с учениками, способностью решать в процессе обучения ситуативные задачи, создавать на уроке комфортную и деловую атмосферу, владеть диалогическими приемами обучения
2. Введение личного социального опыта учащихся как нового фактора на всех этапах процесса обучения не должно нарушать научной логики и целостности учебного материала, разрушать традиционную классно¬урочную систему обучения, увеличивать объем учебной нагрузки на учителей и учащихся.
Цель исследования: Разработать и экспериментально проверить методику использования личного социального опыта учащихся в обучении обществознанию, которая отвечала бы современным требованиям личностно¬ориентированного и деятельностного подходов к обучению, была бы реально осуществима и технологична в условиях современной российской школы.
Задачи исследования. Для достижения поставленных целей требуется решить следующие задачи:
1. Осуществить изучение научной литературы с целью выявления психологических, педагогических и методических основ использования личного социального опыта учащихся в процессе обучения.
2. Определить методические условия эффективности использования личного социального опыта учащихся при обучении обществознанию.
3. Создать модель использования личного социального опыта учащихся в процессе обучения обществознанию.
4. Разработать блок уроков по использованию личного социального опыта учащихся на примере изучения в 11 классе социального блока интегративного обществоведческого курса.
5. Проверить эффективность созданной модели в массовом эксперименте.
6. Обобщить, систематизировать и оформить результаты исследования. Методологические основы исследования.
Основой понимание опыта ученика, психологических механизмов его образования, сохранения и использования является диалектический материализм. (К. Маркс). Главным психологическим основанием исследования является деятельностная теория (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), а так же психолого-педагогическая концепция личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская, В.В. Сериков) - в совокупности “личностно-деятельностный подход” (И.Я. Зимняя). Важнейшим их воплощением являются принципы развивающего характера обучения, прежде всего учение о “зоне ближайшего развития” (Л.С. Выготский). В рамках развивающего обучения наиболее важной психолого-педагогической основой для нас являются проблемное обучение (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, И.Я Лернер), включая способ подведения под правило (Е.Н. Кабанова-Меллер). В основу построения экспериментальной модели обучения положены его общедидактические принципы: научность, объективность, доступность, системность,
систематичность, технологичность; доминирующий принцип - связь с жизнью (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин).
Методы исследования. Исторический и сравнительный анализ психолого-педагогической, методической, философской и социологической литературы для определения научных основ исследования и имеющегося опыта разработки поставленной проблемы.
Анализ стандартов, программ и учебников по обществознанию для выявления нормативных основ построения модели эксперимента.
Проведение констатирующего, поискового, формирующего и
уточняющего этапов эксперимента, в ходе которых применяются методы наблюдения, анализа документов, моделирования, организации ситуаций, анкетирования, интервью, тестирования.
Статистическая, математическая (ручная и машинная) и аналитическая обработка данных, полученных в ходе экспериментов.
Этапы исследования.
Первый этап - 2000-2001 годы - анализ и обобщение личной семилетней практики обучения старшеклассников обществознанию, выявление наиболее актуальных проблем этого обучения и способов их решения, формулировка темы исследования, начало разработки ее теоретических основ.
Второй этап - 2001-2002 годы - изучение существующей практики использования личного социального опыта учащихся на уроках обществознания, проведение констатирующего и поискового экспериментов, продолжение разработки теоретических основ исследования.
Третий этап - 2002-2003 годы - создание модели актуализации личного опыта учащихся при обучении обществознанию, разработка блока уроков по теме исследования, выявление эффективности модели в ходе массового формирующего эксперимента, обработка его результатов, завершение разработки теоретических основ исследования.
Четвертый этап - 2003-2004 годы - проведение уточняющего эксперимента и оформление результатов исследования.
Репрезентативность исследования. На всех этапах эксперимента в нем было задействовано 28 учителей обществознания различного половозрастного состава (от 25 до 64 лет), педагогического стажа (от 1 до 42 лет) и квалификации. В целом, в эксперименте принимали участие 795 учащихся из 32 классов 14 средних учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области (общеобразовательные школы №№ 69, 78, 98, 106, 146, 282, 334, 619 “Интеллект-плюс”; гуманитарные гимназии №№ 63, 148; математическая гимназия № 470; Лицей Сервиса, Девяткинская школа №1,

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Опыт - это результат познавательной и практической деятельности человека. В обучении используются оба вида опыта ученика. Опора на опыт познавательной деятельности учащегося является традиционным фактором процесса обучения. В нашем исследовании мы рассмотрели проблему использования опыта ученика, который он приобретает при практическом взаимодействии с окружающим миром. Мы назвали этот опытом “личным”, чтобы подчеркнуть его субъективность и непосредственный характер приобретения. Вместе с тем, мы акцентировали внимание на социальном аспекте этого опыта, так как при обучении обществознанию важен, прежде всего, опыт взаимодействия с обществом, а так же опыт, который опосредуется таким взаимодействием.
По отношению к процессу обучения весь опыт ученика можно разделить на предшествующий, сопровождающий и последующий - при обучении может использоваться уже имеющийся опыт; опыт формируется в самом процессе обучения; обучение влияет на формирование нового опыта. Мы целостно рассмотрели все три стороны использования ученического опыта. Наиболее подробно мы исследовали вопросы актуализации предшествующего обучению опыта учеников, как исходную базу взаимосвязанного процесса использования ЛСОУ в обучении.
В результате исследования была подтверждена гипотеза о том, что использование ЛСОУ в процессе обучения обществознанию является важнейшим фактором повышения эффективности обществоведческого образования. С высокой долей достоверности (р<0,001) было показано, что включение опыта в обучение усиливает мотивацию и познавательную активность учащихся; улучшает понимание общественных процессов, способствует более прочному усвоению обществоведческих знаний; развивает у учащихся рефлексию; формирует у них умение применять личный опыт для решения практических и теоретических задач. Таким образом, основные положения рабочей гипотезы были подтверждены.
В процессе исследования были получены дополнительные сведения о влиянии использования ЛСОУ на эффективность обучения. Оно способствует так же повышению социальной активности старшеклассников при разрешении практических ситуаций; становлению у них качеств толерантности; изменению групп познавательной активности учащихся; переходу от формализованных к индивидуально-личностным отношениям и видам взаимодействия учителей и учеников. Таким образом, можно сделать вывод, что обучение с опорой на ЛСОУ является эффективным способом социализации школьников.
В реальной педагогической практике должно осуществляться сочетание использования всех видов опыта ученика. Акцентирование роли личного социального опыта в обучении было произведено в экспериментальных целях. Сравнение результатов обучения в экспериментальных и контрольных классах позволило сделать вывод, что при наличии у учащихся непосредственного опыта по изучаемой проблеме, опора на него является более эффективной, чем опора на соответствующий опосредованный опыт учеников.
В ходе исследования были подтверждены, уточнены и дополнены условия, при которых использование ЛСОУ при обучении обществознанию является наиболее эффективным. Модель включения опыта учеников в обучения строилась на основе выдвинутых в гипотезе условий. Диагностика ЛСОУ осуществлялась на первом (диагностико-проектировочном) этапе реализации модели. На втором этапе (проектировочном) вносились корректировки в целеполагание, содержание учебного материала и отбор форм, методов, приемов и средств обучения по всему курсу. На основе сопоставления результатов диагностики и объективного нормативного потенциала обществоведческого курса, выбирались опорные уроки. Опорные уроки, названные “уроками использования ЛСОУ” проводятся в том случае, если важный для учащихся, нормативный обществоведческий материал обеспечен опытом всех учеников данного класса.
систематического и системного использования опыта в обучении. Главным системообразующим принципом модели является: развивающий характер обучения, который проявляется, прежде всего, в осуществлении индуктивно¬дедуктивного пути познания учащимися обществоведческого материала “от опыта к теории и от теории к опыту”; в расширении самостоятельности учащихся в процессе решения на основе опыта теоретических и практических задач.
В ходе эксперимента были выявлены основные трудности и риски на пути использования ЛСОУ в обучении, они были классифицированы, найдены методические пути для их минимизации. На этой основе выдвинуты дополнительные условия, при которых обучение обществознанию с опорой на ЛСОУ может войти в массовую школьную практику и стать более эффективным. Во-первых, это постепенное введение элемента ЛСОУ в обучение обществознанию, подготовка учащихся к соответствующим формам и приемам работы. Во-вторых, это создание методического обеспечения по обучению обществознанию на основе ЛСОУ. Оно должно включать: 1) ранжирование тем курса по их соответствию объективным социальным ролям и интересам учащихся; 2) анкета для диагностики опыта учащихся; 3) примерный перечень опорных уроков всего курса и методические рекомендации по их проведению; 4) современные данные (факты, статистика, результаты социологических исследований и т.п.) по основным проблемам опорных уроков; 5) примерные алгоритмы действий учителя для предупреждения рисков и выхода из кризисных ситуаций.
В целом, исследование подтвердило значимость диагностико¬ориентировочного этапа обучения при осуществлении личностно¬деятельностного подхода. Оно показало принципиальную возможность соотнесения нормативных требований к обучению с интересами и потребностями учащихся. В диссертации предложены пути этого соотнесения.
основ. Методика ' использования ЛСОУ способствует обогащению деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного. подходов к обучению обществознанию.
Исследование делает первый шаг на пути создания целостной системы обучения обществознанию на основе включения опыта учащихся в образовательный процесс. Вместе с тем, можно выделить следующие основные направления дальнейшей работы: 1) создание модели использования опосредованного опыта учащихся; 2) создание методических рекомендаций по изучению на основе личного социального опыта учащихся других практикоориентированных тем курса обществознания; 3) разработка специальных психологических тренингов для учителей, работающих в режиме рисков педагогической импровизации; 4) автоматизация процесса обработки результатов диагностики личного опыта учащихся; 5) издание периодического приложения к учебнику обществознания с современными фактическими, социологическими, статистическими данными по актуальным проблемам курса обществознания.


1. Абакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его
использование в учебном процессе. Дис канд. пед. наук. Ростов-на-Дону,
1989. - 191 с.
2. Абрамова С.Г. Влияние субъектного опыта учащегося на усвоение научного содержания исторического материала. Дис. ... канд. псих. наук. М., 1991.-193 с.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2001. - 704 с.
4. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. / Сб. статей. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1984. - 158 с.
5. Акулкин Э.В. Раскрытие общих понятий в курсе «Обществоведение». Из опыта работы учителей. / Под. ред. А.П. Щептулина - М.: Просвещение,
1974. - 192 с.
6. Алексеева Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения. Дис канд. пед. наук. Тюмень, 1997. - 310 с.
7. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. Экспериментальная психологика. Т. 1. - СПб: ДНК, 2000. - 528 с.
8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2х т., Т.1. - М.: Просвещение, 1981. - 356 с.
9. Андреев А.А. Влияние стиля педагогического общения на познавательную
активность учащихся на уроке. Дис канд. псих. наук. Л., 1984. - 187 с..
10. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX века. / Сост. П.А. Лебедев. -М.: Педагогика, 1990. - 608 с.
11. Артемьева Г.В. Из опыта организации ученических социологических исследований./ В сб. О преподавании обществоведения под ред. Щепрова С.В. - М.: Просвещение, 1965.
12. Артемьева Г.В. Проблемное обучение в курсе обществоведения. - М.: Просвещение, 1973. - 128 с.
13. Арутюнян Ю.В. Социальная мобильность в постсоветских государствах: общее в национальном. // Обществознание в школе. 1998. №4.
14. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение. 1985. - 208 с.
15. Барабанов В.В. Методика изучения социальной структуры развитого социалистического общества в курсах истории и обществоведения. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. Л. 1980. 29с.
16. Баранов П.А., Ежова Г.В. Об уровне обществоведческой подготовки выпускников школ (итоги вступительного экзамена в вуз). // Обществознание в школе. 1998. №5.
17. Барбер М. Большая реформа образования в Англии: процесс продолжается. Спб.: ОИРШ. 2002. 26 с.
18. Бароненко А.С. Педагогические условия развития познавательной активности учащихся выпускных классов средних школ в учебном процессе (на материалах изучения основ обществознания). Дис.... канд.пед.наук.Челябинск. 1993.
19. Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания: учебное пособие для вузов в 2ч. М.: Владос, 2001.- ч.2. - 400 с.
20. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе: пособие для учителя. М.: Владос, 2003. - 350 с.
21. Белозерцева Т.В. Педагогические технологии формирования рефлексии школьников в процессе обучения. Дис.... канд.пед.наук. Челябинск. 2000. 195 с.
22. Бернацкий Г.Г., Кармин А.С. Философия. СПб.: - ДНК. 2001. -536с.
23. Беседина Л.А. Формирование биолого-экологических знаний учащихся на базе учебно-опытного участка. МПУ. 1998. - 132 с.
24. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995 -336с.
25. Блонский П.П. Развитие мышления школьника. М.: Учпедгиз, 1935. - 125 с.
26. Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. №9. Сс. 23-32.
27. Боголюбов Л.Н. О формах учебных занятий по обществоведению. // Преподавание истории в школе. 1985.№ 6.
28. Боголюбов Л.Н. Школьное обществознание в 30-80х годах. // Обществознание в школе. - 1997. №3. - С.24-32.
29. Богомолова С.Н. Система форм организации личностно-ориентированного
обучения. Дис канд. пед. наук. Чебоксары. 2002. 157 с.
30. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. /Изучение мотивации поведения детей и подростков. Сб. ст. М. 1972.
31. Божович Л.И. Психологические законы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1976. №6. - С. 45-53.
32. Большая реформа образования в Англии: процесс продолжается. СПб.: ОИРШ. 2002. -32с.
33. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. Сост. С.Ю.Солодовников. Минская фабрика цветной печати. 2002. - 1008с.
34. Борьба за обществоведение и школьная практика последних двух лет. М. ГИЗ. 1925. -35 с.
35.5рандт М.Ю., Лазебникова А.Ю. Уроки обществознания в 11 классе: Методическое пособие по курсу «Человек и общество» М.: Дрофа, 1998. - 287 с.
36. Буренина С.Ю. Влияние денег на процессы социализации современных
подростков. Дис канд. пед. наук. РГПУ. 2000. 152л.
37. Бурова Е.В. Роль базового предприятия в экономическом образовании и воспитании старшеклассников. // Преподавание истории в школе. 1985. № 6. Сс. 55-57.
38. Бущик Л.П. Очерк развития исторического образования в СССР. - М.: Изд- во АПН РСФСР, 1961.-540 с.
39. Былинский К.И. Задания в системе лабораторного плана. ГИЗ. 1929.
42 с.
40. Бычков А.И., Смоленцев Ю.М. Формирование научного мировоззрения школьников при изучении курса обществоведения. Вопросы методики. -М. Педагогика. 1978. -144с.
41. Вайер О.Е., Мазуренко В.И. Семинары и конференции по обществоведению в средней школе. -М.: Просвещение. 1966.
42. Введение в обществознание: Учебник для 8-9 классов. / Под ред. М.: Просвещение, 2000. - 269 с.
43. Вендровская Р. Изучение общества в его прошлом и настоящем в школах США (на материале Калифорнии). // Обществознание в школе. 1999. № 5. Сс.65-71.
44. Вентцель К.Н. Задачи молодого поколения.// Свободное воспитание и свободная школа. М. 1918.
45. Взаимосвязь чувственного опыта и понятия в учебной деятельности. МГПИ.
1983. 186 с.
46. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. Екатеринбург. 1997.
47. Водовозов В.И. Риторика в литературе и в жизни: Из педагогических наблюдений над детьми и взрослыми./ Избранные педагогические сочинения. М. 1953.
48. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Психология: классические труды. М., 1996.
49. Выготский Л.С.Собрание сочинений в б.ти томах. Т. 4. Детская психология. / Под ред. Д.В. Эльконина. -М.: Педагогика. 1984. -432с.
50. Выпускник - 97. Социальный портрет выпускника санкт-петербургской школы 1990-х годов. / Под ред. С.Г. Вершловского. СПб.: Комитет по образованию СПб. 1997. - 85 с.
51. Годфруа.Ж. Что такое психология? В 2-х тт. М.: Мир, 1992. Т. 2.-376 с.
52. Гоголев Н.В. Дидактические условия формирования реального жизненного
опыта учащихся в процессе обучения. Дис.
153 с.
53. Голенкова З.Т. Социальная стратификация современного российского
общества. // Обществознание в школе. 1997. №3.
54. Гончаров Н.В., Зерниченко А.Н. Мотивационный процесс, структура личности и трансформация энергии потребностей. Вопросы психологии.
1989. №2. Сс.73-80.
55. Гончарова Т.И. Уроки истории - уроки жизни. / Педагогический поиск. М.:
Педагогика, 1989 сс. 279-311.
56. Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира: Учебное пособие для 10-11 классов средней школы. Под ред. Полякова В.Л. и Элиасберг Н.И. СПб.: Специальная литература, 1996. 565 с.
57. Гумматова М.К. Влияние субъктивного опыта школьников на содержание
формирующихся у них образов изучаемых объектов (на материале физической географии). Дис канд. пед. наук. М. 1989. 175 с.
58. Гурина Т.П. Представления старшеклассников о ценностях. // Педагогика.
1995. №4. Сс. 45-48.
59. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
60. Дальтон-план и новые течения русской педагогической мысли. Под ред. Проф. Игнатьева М.Л. М.-Л. Мир. 1925.
61. Демиденко М.В. Исследования социально-личностной рефлексии как средства социализации старшеклассников. Дис. на соиск. уч. ст. к. пс. н.
Самара, 2000. -168 с.
62. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс. 2003. -219 с.
63. Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.:Политиздат, 1990.-365 с.

последних лет. // Обществознание в школе. 1997. №2.
65. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» 10-11 классы. Пособие для учителя под ред. Боголюбова Л.Н., Кинкулькина А.Т. М.: Просвещение, 2001.
66. Добранскене Р.М. Формирование продуктивного самовыражения учащихся в
условиях взаимодействия школы и социальной среды. Автореф. дис
канд. пед. наук. Вильнюс. 1990. 24 с.
67. Добрынина З.И. Пути и методы обобщения на уроках истории и обществоведения. Учебное пособие. 4.1. Свердловск, 1973. -58 с.
68. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском
возрасте. Дис канд. псих. наук. РГПУ. 1996. -140 л.
69. Дружкова А.В. Методика преподавания обществоведения в средней школе: Учебное пособие для студентов исторических факультетов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
70. Дружкова А.В., Овчинникова М.Н. Методика преподавания обществоведения. Учебное пособие для учителя. М. 1971. -154 с.
71. Единый государственный экзамен. Обществознание. - М.: Интеллект-Центр,
2004. -184 с.
72. Елисеева П.А. Учебные игры в курсах обществознания. И Обществознание в школе. 1997, № 6.
73. Енисеев М.К. Связь изучаемого с известным в процессе обучения. Чебоксары. 1986. - 109 с.
74. Ерохина М.С. Формирование знаний о взаимосвязях личности и общества в
процессе изучения обществоведения. Авт. дис канд. пед. наук. Л..
1990. -23 с.
75. Жильцова Е.И. Нетрадиционные формы занятий при изучении курса «Человек и общество» в 11 классе. Обществознание в школе. 1997. №1.
76. Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12-18 лет. Кросскультурное сравнение. СПб- Потсдам: РГПУ им. А.И. Герцена. 2000. - 130 с.
77. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: ACADEMIA. 2001. - 156 с.
78. Загвязинский В.И. Использование жизненного опыта учащихся при изучении обществоведения. // Преподавание истории в школе. - 1966. № 6. - С. 35-41.
79. Загвязинский В.И. Опираться на жизненный опыт учащихся // Преподавание истории в школе. - 1964. № 1. -С. 70-77.
80. Загвязинский В.И. Познавательные задания при изучении обществоведения. // Преподавание истории в школе. - 1967. №3 - С.58-64.
81. Закон об образовании Российской Федерации. // Педагогический энциклопедический словарь. - М.: БСЭ, 2002. - С. 480-500.
82. Задания и тесты по обществознанию. 8 класс. М.: Школьная пресса. 2001. - 160с.
83. Захарова Е.Н. Дидактические материалы к теме: «Нации и национальные отношения». // Обществознание в школе. 1998. №4.
84. Звенигородская Г.П. Педагогческие условия развития рефлексивных способностей учащихся в образовательном процессе. Дис. на соиск. уч. ст.
к. п .н.. Хабаровск. 1997.
85. Зеленцова. А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования
(теоретический аспект). Дис канд. пед. наук. Волгоград. 1996.
86.Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2002. - 384 с.
87. Иванова Л.Ф. Личностно ориентированное обучение обществознанию. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001. №3. - С. 37-43.
88. Иванова Л.Ф. Послеоктябрьские поиски нового содержания социальных дисциплин. // Обществознание в школе. - 1997. №1. - С.23-29.
89. Изучение курса обществоведения в вечерней (сменной) школе/ Под ред.
А.В. Дружковой. М.: Просвещение. 1964.
90. Изучение обществоведения в средней школе. / Под ред. Кинкулькина А.Г. М.: Просвещение. 1965. - 406 с.
91. Изучение социалистического образа жизни в школьных курсах истории и обществоведения. Л. 1980.
92. Ионова И.В. Доступность учебного материала как фактор
совершенствования умственного развития школьника. Дис канд. пед.
наук. Уляновск, 1999. -188с.
93. Итоговая аттестация по обществознанию выпускников основной школы. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. №№ 5,6.
94. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности. М.: АПН, 1962. - 376 с.
95. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М. Знание. 1981. 96 с.
96. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М. Политиздат. 1974. 328 с.
97. Казанская Н.Г. Психологические барьеры прошлого опыта. / Экспериментальное исследование продуктивных (творческих)процессов мышления. М. 1973.
98. Казакина М. Право выбора в американской школе // Педагогика. 1994. № 6. -С. 108-109.
99. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного
обучения. Дис канд. пед. наук. Екатеринбург. 2000.
100. Калюжный В.И. Вопросы методики преподавания обществоведения в школе: Методическое пособие. Пермь. 1968. - 128 с.
101. Капитонов Э.Я. Социология XX века. История и технология. Ростов-на- Дону: Феникс, 1996. - 512 с.
102. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. СПб. 1914.
103. Кинкулькин А.Т. Подготовка учителя к преподаванию обществоведческих курсов (о подготовке к преподаванию учебной темы) // Обществознание в школе. 1997. № 2. - С. 29-33.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ