Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Комбинаторные задачи в системе развивающего обучения четырехлетней начальной школы

Работа №28200

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы181
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
968
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ТРАКТОВКЕ ПОНЯТИЯ «ЗАДАЧА» 10
1.1. Психолого-педагогическая характеристика понятия «задача» 10
1.2. Понятие «задача» в начальном курсе математики 19
1.3. Виды комбинаторных задач и способы их решения 24
ГЛАВА 2 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КОМБИНАТОРНЫХ ЗАДАЧ 43
2.1. Опыт включения комбинаторных задач в школьный курс математики.. 43
2.2. Комбинаторные задачи как средство развития мышления школьников. 53
ГЛАВА 3 СИСТЕМА КОМБИНАТОРНЫХ ЗАДАЧ В РАЗВИВАЮЩЕМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 69
3.1. Методика обучения младших школьников решению комбинаторных задач 69
3.2. Взаимосвязь комбинаторных задач с программным содержанием
начального курса математики 90
3.3. Организация и проведение эксперимента 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
ЛИТЕРАТУРА 136
ПРИЛОЖЕНИЯ 150


Современное развитие российского общества поставило перед школой задачу воспитания личности, которая могла бы самостоятельно и критически мыслить, сопоставлять и анализировать факты, находить различные варианты решения возникающих проблем, выбирать из них оптимальные, учитывая различные условия и конкретные ситуации.
В связи с этим модернизация общеобразовательной школы на современном этапе ее развития «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей» [89 ].
В свете этих тенденций изменяется приоритет математического образования, которое на современном этапе рассматривается как процесс становления личности человека посредством овладения им основами математических знаний.
Одним из направлений модернизации содержания математического образования на современном этапе является включение элементов статистики и теории вероятностей в программу школьного курса математики. В новом проекте концепции образовательной области «Математика» Министерства образования Российской Федерации в разделе «Общая характеристика математического образования» отмечается, «что элементы статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение».
При изучении этого материала обогащаются представления учащихся о современной картине мира и методах его исследования.
Возможность включения комбинаторики и теории вероятностей в школьный курс математики была обоснована в ряде диссертационных
исследований семидесятых и восьмидесятых годов прошлого столетия. Рассматривались различные аспекты этой проблемы: совместное изучение элементов комбинаторики и теории вероятностей [53]; выделения в школьном курсе математики сквозной комбинаторико-вероятностной линии [79]; изучение комбинаторики с помощью графов [20,40]; разработка методики обучения решению комбинаторных задач [114]. Названные исследования ориентировались на учеников основной и средней школы, тем не менее, во всех работах отмечалась целесообразность решения комбинаторных задач в начальной и основной школе как основы сознательного использования учащимися средней школы комбинаторных правил и формул.
Новый этап исследований, связанных с включением комбинаторных и вероятностных задач в школьный курс математики относится к девяностым годам двадцатого века.
Он знаменуется усилением развивающей функции математического образования и появлением работ, в которых выявляется роль комбинаторных задач в развитии мышления учащихся [105].
С точки зрения диссертационного исследования особый интерес представляет работа Е. Е. Белокуровой, в которой обоснована роль комбинаторных рассуждений в совершенствовании умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и абстрагирования; в развитии действенного, образного и словесно-логического компонентов мышления и их взаимосвязи; в формировании таких качеств мышления как вариативность, гибкость и критичность. Результаты анализа современных учебников математики для начальной школы позволяют констатировать, что тенденция включения комбинаторных задач в процесс обучения младших школьников математике активно реализуется в массовой школьной практике [11,67,68,69,70,111,121].
С одной стороны это обусловлено развивающими возможностями комбинаторных задач, а с другой - преемственностью курса математики начальной и основной школы. Так в некоторые учебники математики 5-го класса включена тема «Перебор возможных вариантов» [103].
Однако задачи комбинаторного характера по-прежнему классифицируются, как задачи повышенной трудности, они не связаны с усвоением основных вопросов курса и не согласованы с логикой построения его содержания. В связи с этим комбинаторные задачи включаются в учебный процесс эпизодически, бессистемно, что в значительной мере снижает их развивающие и дидактические возможности.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется:
1. Модернизацией содержания математического образования на современном этапе развития школы.
2. Отсутствием исследований, выявляющих возможность использования комбинаторных задач в курсе математики четырехлетней начальной школы.
3. Потребностью школьной практики в разработке системы комбинаторных задач для младших школьников и методики их решения.
4. Необходимостью решения проблемы преемственности между начальной и основной школой.
Проблемой исследования является поиск возможных методических путей включения комбинаторных задач в процесс усвоения младшими школьниками программного содержания курса математики четырехлетней математике.
Предмет исследования - комбинаторные задачи как средство усвоения младшими школьниками программного содержания развивающего курса математики начальной школы. 
Цель исследования — разработать систему комбинаторных задач для младших школьников и обосновать возможность и целесообразность ее включения в процесс усвоения программного содержания развивающего курса математики начальной школы.
Гипотеза исследования.
Если в русле единой методической концепции, направленной на развитие учащихся, разработать систему комбинаторных задач, в процессе решения которых учащиеся усваивают основные вопросы программного содержания, то это позволит повысить качество математических знаний младших школьников и сформировать у них умение решать комбинаторные задачи.
Для достижения поставленных целей и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1 .Проанализировать опыт включения комбинаторных задач в школьный курс математики.
2. Разработать систему комбинаторных задач для четырехлетней начальной школы, обеспечивающую усвоение программного содержания.
3. В русле концепции, нацеленной на развитие мышления младших школьников, разработать методику обучения младших школьников решению комбинаторных задач.
Экспериментально проверить ее эффективность.
Методологической основой - исследования явились: принцип единства и диалектического взаимодействия теории и практики в научном
познании; основные положения теории деятельности; современные представления о развитии ребенка в процессе обучения; методическая концепция развивающего обучения младших школьников математике [авт. Н.Б. Истомина].
Организация исследования. Исследование проводилось с 1997 по 2003 года и включало в себя несколько этапов.
На первом этапе (1997-1998гг.) анализировалась психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме развития мышления младших школьников; исследования, связанные с обучением младших школьников решению комбинаторных задач; действующие программы и учебники для четырехлетней начальной школы; проводился поисковый эксперимент по отбору комбинаторных задач, связанных с программным содержанием начального курса математики.
На втором этапе (1998-2002гг.) велась теоретическая разработка методики обучения младших школьников решению комбинаторных задач; проводился обучающий эксперимент в рамках методической системы развивающего обучения математике младших школьников; сравнительный эксперимент для проверки эффективности предложенной системы комбинаторных задач, включенной в программное содержание начального курса математики.
На третьем этапе (2002-2003гг.) анализировались и обобщались результаты исследования; были сделаны выводы; выполнено литературное оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том что:
1. Впервые комбинаторные задачи рассматриваются как средство усвоения программного содержания развивающего курса математики в начальных классах;
2. Разработана система комбинаторных задач, сориентированная на основные вопросы начального курса математики;
3. Определены этапы обучения младших школьников решению комбинаторных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы для совершенствования учебников математики для начальных классов; при разработке спецкурсов и спецсеминаров для студентов педагогических колледжей и педагогических вузов; в системе повышения квалификации педагогов; в практике работы учителей начальных классов.
Достоверность и обоснованность — полученных результатов диссертационного исследования обеспечивается использованием предшествующих результатов методических исследований; выбором соответствующих поставленным задачам; опорой на идеи и методы математической науки; на экспериментальную проверку разработанной системы комбинаторных задач.
Апробация результатов исследования.
Основные положения диссертационного исследования были представлены автором на Всероссийской научно-практической конференции посвященной 90-летию Уфимского учительского института в г. Уфа (1999г.); на Всероссийской конференции «Развитие и саморазвитие ученика и учителя» г. Орск (2001г.); на межрегиональной научно-практической конференции «Форум: Инновации 2002. Актуальные проблемы подготовки кадров для развития экономики Оренбуржья» г.Оренбург (2002г.), на международной научно-практической конференции «Народное образование в XXI веке” г.Москва (2002г.), на заседаниях кафедры методики начального обучения МГПОУ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Комбинаторные задачи в развивающем курсе начальной математики возможно и целесообразно использовать как средство усвоения программного содержания, не перегружая учащихся дополнительной информацией, связанной с введением в содержание курса новых понятий.
2. Система комбинаторных задач должна быть согласована с логикой построения содержания курса начальной математики и сориентирована на последовательное овладение учащимися доступными способами решения комбинаторных задач.
3. Включение системы комбинаторных задач в процессе усвоения программного содержания способствует повышению качества математических знаний учащихся и формированию у них умения решать комбинаторные задачи неформальными методами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Модернизация содержания математического образования, направленная на развитие мышления школьника, отсутствие исследований, выявляющих возможность использования комбинаторных задач в курсе математики четырехлетней начальной школы, потребность школьной практики в разработке системы комбинаторных задач и методики их решения для младших школьников, необходимость решения проблемы преемственности между начальной и основной школой обусловили цель данного исследования, которое заключается в разработке системы комбинаторных задач для младших школьников и обоснованность возможности и целесообразности её включения в процесс усвоения программного содержания развивающего курса математики начальной школы, а также в доказательстве, что данная система является эффективным средством повышения качества математических знаний.
Исследование включало в себя две части: теоретическую и практическую.
В теоретической части определены исходные положения исследования на основе изучения и анализа научных исследований психологов (Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.К. Дусавицкий, Л.В.Занков, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн, И.С.Якиманская), педагогов и специалистов в области методики преподавания математики (А.К.Артемьев, Н.Я.Виленкин, Б.В.Гнеденко, Н.Б.Истомина, Ю.М.Колягин, А.Н.Колмогоров, Г.В.Дорофеев, Л.П.Стойлова, Л.М.Фридман, А.Ф.Эсаулов), а также ученых-математиков (К.Берж, А.Кофман, Г.Райзер, А.Ренои, К.А.Рыбников, А.Я.Халамайзер).
В качестве исходных определены следующие теоретические положения «комбинаторика», «комбинаторная задача» и на их основе сформулированы существенные признаки понятия «система комбинаторных задач».
«Система комбинаторных задач - это совокупность видов и способов решения комбинаторных задач, а также определенный порядок их реализации как средства усвоения программного содержания начального курса математики».
Исходя из обозначенной сущности понятия «система комбинаторных задач» раскрыты структурные элементы системы комбинаторных задач. Выделены взаимосвязанные подсистемы: виды комбинаторных задач, способы решения комбинаторных задач, этапы реализации видов и способов решения комбинаторных задач.
Первая подсистема включает три вида задач: задачи на перестановки, задачи на размещения, задачи на сочетания.
Вторая подсистема (способы решения комбинаторных задач) содержит два способа: хаотичный перебор, системный перебор.
Третья подсистема (этапы реализации видов и способов решения комбинаторных задач) состоит из подготовительного и основного этапов. Взаимосвязь первой и второй подсистем заключается в следующем: способы решения для всех видов комбинаторных задач одинаковы. Реализация взаимосвязи осуществляется сначала с помощью пропедевтических заданий (подготовительный этап), а затем - решение комбинаторных задач всех видов и разными способами (основной этап).
Обозначенная система комбинаторных задач, разработанная в русле методической концепции развивающего обучения математике (авт. Н.Б.Истомина) стала теоретической основой для разработки методики обучения младших школьников решению комбинаторных задач.
Средствами реализации разработанной методики являются: логика построения начального курса математики, сориентированная на формирование приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, аналогии, классификации, обобщения; новые методические подходы к усвоению учащимися теоретических понятий и общих способов действий; методика обучения решению текстовой задачи, сориентированная на формирование обобщенных умений: навыков чтения, усвоение конкретного смысла арифметических действий, приобретение опыта в соотнесении предметных, вербальных и схематических моделей, знакомства со схемой, знакомство со схемой как способом моделирования.
В условиях формирующего эксперимента осуществлялась проверка разработанной методики обучения решению комбинаторных задач.
Результаты проведения сравнительно-констатирующего эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу, что если в русле единой методической концепции, направленной на развитие учащихся, разработать систему комбинаторных задач, в процессе решения которых учащиеся усваивают основные вопросы программного содержания, то это повысит качество математических знаний младших школьников и сформулирует у них умение решать комбинаторные задачи.



1. Абдульманов Р. Н. Клименченко В. В., Шихалиев X. Ш. Различные комбинаторные упражнения. /Нач. школа №6/,1977.
2. Азовский В. В. Решение некоторых учебных задач по комбинаторике : Пособие по решению задач : [Для студентов физ.-мат. специальности и учителей математики] / В. В. Азовский, Е. И. Томина, Т. В. Фомина;
3. Азовский В. В. Элементы комбинаторики в примерах и задачах: Пособие по решению задач / В. В. Азовский, Е. И. Томина, Т. В. Фомина; Самар, ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования .- Самара : Изд-во СИПКРО, 2000.- 51 с.
4. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах /Под ред. М. И. Моро, А. М. Пышкало.- М.: Педагогика, 1977.- 248 с.
5. Алгебра и начала анализа: Учебное пособие для 9-го класса средней школы //Колмогоров А. Н., Вейц Б. Е., Демидов И. Т. и др. /Под ред. А. Н. Колмогорова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1976.- 222 с.
6. Анализ различных подходов к обучению младших школьников решению, задач : [Теорет. аспект] // Учебная деятельность и психическое развитие школьников.-Нижневартовск,1994.- С. 88-94.
7. Аргинская И. И. Математика. Комплект учебников для 1,2,3,4 кл; М.,2001
8. Артемов А. К. Обучение сравнению в математике // Начальная школа.-1932.- № 4 - С. 43-46.
9. Артемов А. К. Развивающее обучение математике в начальных классах: Учебное пособие для учителей и студентов факультета педагогики и методики начального обучения.-Самара:Самарский ун-т,1995.-117с.
10. Артемов А. К., Истомина Н. Б., Микулина Г. Г. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. М.,1996.
11. Балл Г.А. Теория учебных задач.:М.- Педагогика 1980-184с.
12. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах: Учеб, пособие для учащихся школьных отделений под. училищ /Под ред. М. А. Бантовой.- 3-е изд., испр.-М.: Просвещение, 1984.- 335 с.
13. Бартенев Ф. А., Савин А. П. Метод перебора /Занимательно о физике и математике /Сост. С. С. Кротов, А. П. Савин.- М.: Наука. Гл. ред. физ-мат. лит.,1937.-С. 27-29.
14. Белокурова Е. Е. Методика обучения младших школьников проведению комбинаторных рассуждений при решении задач. Автореф. дис...канд. пед. наук.-Спб-1993.-17с.
15. Беляева И. О. Комбинаторный подход и его применение в преподавании математики в восьмилетной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Орел, 1971.- 18 с.
16. Березина Л. Ю. Графы и их применение .-М.: Просвещение ,1979,-143с.
17. Березина Л. Ю. Использование графов в совершенствовании среднего
математического образования: Автореф. дис канд. пед. наук.- М., 1975.-25 с-
18. Берж К. Теория графов и ее применения. Пер. с франц. А. А. Зыкова /Под ред. И. А. Вайнштейна. - М.: Изд-во иностр, литературы, 1962.- 319 с.
19. Блонский П. П. Избранные психологические произведения.-М.:
Просвещение, 1964.- 547 с.
20. Божович Л. И., Леонтьев А. П., Морозова П. Г., Эльконин Д. Б. Очерки психологии детей (младший школьный возраст).- М.: Изд-во АНН РСФСР, 1950.- 191 с.
21. Бондаренко С. М. Учите детей сравнивать.- М.: Знание, 1981.- 96 с.
22. Бунимович Е.А.. Вероятность и статистика : Пособие для общеобразоват. wучеб, заведений : 5-9 кл. / Е. А. Бунимович, В. А. Булычев,- М.: Дрофа, 2002.-
159с.
23. Бухарова Г. Д. Понятие " задача " в психологии, общей и частной дидактиках: [На прим. изуч,. естеств.- науч, дисциплин в сред. шк. ] // Понятийный аппарат педагогики и образования.- Екатеринбург, 1995.- Вып. 1,- С. 96-106.
24. Варга Т. Математика 2. Плоскость и пространство. Деревья и графы. Комбинаторика и вероятность: Математические игры и опыты. Пер. с нем.- М.: Педагогика, 1978.- 112 с.
25. Варга Т. Математика. Математические игры и опыты. Кн. 1,2. М. 1978.
26. Василевский С. И. Методы решения задач.- Минск: Вышэйшая школа, 1974.-238 с.
27. Вергелес Г. И. Развитие анализа и синтеза у младших школьников в условиях управления их умственной деятельностью в процессе обучения: Автороф. дис. . канд. пед. наук.- Л., 1972.- 22 с.
28. Верченко А. И. Верченко С. Б. Дифференциальное обучение математике во Франции //Математика в школе.-1989.-№3.
29. Виленкин И. Я., Голубкова Н. К. Материалы для внеклассной работы по математике в 4-5 классах. Множества и комбинаторика. М.: Изд-во НИИ. общ. и пед. психологии, 1981.- 70 с.
30. Виленкин Н. Я. О некоторых аспектах преподавания математики в младших классах //Математика в школе.- 1965.- № 1.-С. 19-30.
31. Виленкин Н. Я. Популярная комбинаторика.- М.: Наука, 1975.- 208 с.
32. Виленкин П. Я. Индукция. Комбинаторика: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1976,- 48 с.
33. Виленкин П. Я. Комбинаторика.- М.: Наука, 1969.- 328 с.
34. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) /Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.- М.: Просвещение, 1966.- 442 с.
35. Возрастные возможности усвоения знаний (Младшие классы школы). /Под. ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. М.,1996.
36. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся /Под ред. И. С. Якиманской.- М.: Педагогика, 1989.- 224 с.
37. Волгина В. Ф. Графовые модели в методике преподавания математики: Автореф. дис. . . . канд. пед. наук.- М., 1977.- 23 с.
38. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.- 93 с.
39. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.,1956.-519с.
40. Выготский Л. С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова М.: Педагогика, 1991 .-480с.
41. Гальперин П. Я. Формирование умственных действий// Хрестоматия по
ц психологии.-М., 1981.
42. Глеман М., Варга Т. Вероятность в играх и развлечениях: Элементы теории вероятностей в курсе сред, школы: Пособие для учителя /Пер. с фр. А. К. Звонкина.- М.: Просвещение, 1979. 176 с.
43. Гнеденко Б. В. Математика в современном мире и математическое образование // Математика в школе.- 1991.- № 1 .-С. 2-4.
44. Грабарь М. И., Краснянская К. А. Некоторые положения выборочного метода в связи с организацией изучения знаний учащихся.- М.: Педагогика, 1973,- 46 с.
45. Груденов Я. И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике.- М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
46. Гутенмахер В.Л., Раббот Ж. М. Введение в комбинаторику : Решения задач: Метод, разработки для преподавателей ВЗМШ / АПН СССР, Всесоюз. заоч. мат. шк. при МГУ,- М.: АПН СССР, 1989,- 18 с.
47. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М.:Педагогика, 1972.-423с.
48. Давыдов В. В. Психическое развитие младших школьников. М.: Педагогика, 1990.
49. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения.-М.,1996.
50. Демидова Т.Е., Тонких А.П.. Текстовые задачи и методы их решения.- М.: Изд-во Моск, ун-та, 1999.- 261 с.
® 51. Дограшвили А. Я. Формирование у учащихся умений и навыков решения
комбинаторных и вероятностных задач при обучении математике в восьмилетней школе: Автореф. дис. . . . канд. пед. наук.- Тбилиси, 1976,- 30 с.
52. Дорофеев Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования//Математика в школе.-1990.-№6.-С. 2-5
53. Дорофеев Г. В., Муравин Г. К., Петерсон Л. Г. Математика для каждого: концепция и программа гуманитарного непрерывного курса математики в основной школе (1-9 кл. ). Сб. «Школа 2000...» Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1 -М: Баллас, 1997.
54. Дусавицкий А. К. Развивающее обучение: зона актуального и ближайшего развития//Начальная школа,-1999.-№7.-С.24-30.
55. Ермакова Е. С. Развитие гибкости мыслительной деятельности детей как предпосылки продуктивного и творческого мышления. Иваново, 1997.
56. Загашев И. Как решить любую проблему / И. Загашев.- СПб/.Прайм- ЕВРОЗНАК; М.: Олима-Пресс, 2001.- 127 с.
57. Зайцев Г. Т. Теоретические основы обучения решению задач в начальных классах: Учебное пособие.- Л.: Изд-во ЛГПИ, 1983.- 98 с.
58. Зайцев Г. Т. Теоретические основы обучения решению задач в начальных классах . Учебное пособие .-Л., 1983.-99с.
59. Зак А. 3. О развитии у младших школьников способности действовать «в уме» //Вопросы психологии.-1981.-№5.
60. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1990.-420с.
61. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач.-М., 1992 с.101
62. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1985.-63с.
63. Истомина И. Б. Концепция обучения математике в начальной школе. //Начальная школа, 1996, №10. С. 48-57
64. Истомина Н. Б. Курс математики в начальных классах. //Начальная школа, 1995, №8. С. 49
65. Истомина Н. Б. Математика. Учебник для второго класса четырехлетней начальной школы.-Смоленск,2002.-175с.
66. Истомина Н. Б. Математика. Учебник для первого класса четырехлетней начальной школы.-Смоленск,2002.- 176с.
67. Истомина И. Б. Математика. Учебник для третьего класса четырехлетней
начальной школы.-Смоленск,2002.- 175с.
68. Истомина Н. Б. Математика. Учебник для четвертого класса четырехлетней начальной школы.-Смоленск,2002.-239с.
69. Истомина И. Б. Методика обучения математике в начальных классах.-М.: £ Академия, 1999.-288с.
70. Истомина И. Б. Методическая система развивающего обучения математике в начальной школе. Автореф...докт. пед. наук.-М., 1995.-42с.
71. Истомина И. Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика 1 класс».-Смоленск,2002.-105с.
72. Истомина Н. Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика 2 класс».-Смоленск,2002.-95с.
73. Истомина И. Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика 3 класс».-Смоленск,2002.-112с.
74. Истомина Н. Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика 4 || класс».-Смоленск,2002.-129с.
75. Кабанова-Меллер Е. И Психология формирования знаний и навыков у школьников.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.- 376 с.
76. Кабанова-Меллер Е. И. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся.- М.: Просвещение, 1968.- 288 с.
77. Кабехова Л. М. Методика построения единого курса "Начала теории вероятностей с элементами комбинаторики" для 9 класса средней школы: Автореф. дис. . . . канд. пед. наук.- Л., 1971.-21 с.
78. Кабехова Л. М. Некоторые вопросы комбинаторики в курсе 9 класса /Преподавание математики в средней школе.- Л.: Изд-во ЛГНИ, 1972.- С. 102-119.
79. Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление, как основа обучаемости. М.,1981.-200с.
80. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности.-М., 1983.
81. Каменкова, Наталья Геннадиевна. Элементы теории вероятностей в начальной школе : Учеб, пособие / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена.- СПб.:
Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.- 44 с.
82. Катасонова А. Т. Простейшие комбинаторные задачи /Нач. шк.- 1972.- № 9.- С. 36-38.
83. Клименченко Д. В. Задачи с многовариантными решениями /Нач. шк.- 1991.-№ 6,- С. 25-29.
84. Клименченко Д. В. Различные комбинаторные упражнения / Нач. шк.- 1977,- № 6,- С. 44-48.
85. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике. Часть I, 2.- Мл Просвещение, 1977.- 109 с.
86. Колягин Ю. М. Оганесян В. Л. Санинский В. Я. Луканкин Г. Л. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика.-М.: Просвещение, 1980.
87. Колягин Ю.М. «Поисковые задачи по математике».-М., 1979
88. Комбинаторные задачи на кружковых занятиях в 4-8 классах: Методические рекомендации для учителя /Составитель М. А. Шайдук.- Омск: Омское обл. отделение Цед. о-ва РСФСР, 1979.- 12 с.
89. Концепция развития школьного математического образования //Математика в школе.- 1990.- № I.- С. 2-14.
90. Концепция четырехлетнего начального образования /Разраб, под рук. В. В. Давыдова, А. М. Пышкало //Начальная школа.- 1992.-№ 7-8.- С. 62-67.
91. Коробейникова М. Н. Как учить детей самостоятельно решать математические задачи // Развитие познавательной самостоятельности школьников.- Киров, 1999.- С. 82-99.
92. Кофман А. Введение в прикладную комбинаторику /Пер. с фр. В. П. Мякшиева и В. Е. Тараканова /Под ред. Б. А. Севастьянова.- М.: Наука, 1975,-480 с.
93. Крутецкий В.А. Психология.-М., 1980.
94. Кузбеков Т.Т. Методы решений тестовых задач по математике / Т. Т. Кузбеков, Ф. А. Саитгареева.- Уфа : Б. и., 2001. Ч. 1.- 2001.- 108 с. Дорофеева Н. В.
95. Кушнерук Е. Н., Айзенберг М. Н. . Клименченко Д. В. Комбинаторные упражнения. /Нач. шк. №6,1977,с. 44.
96. Леонтьев А. Н. Умственно развитие ребенка. М., 1950.-ЗОс.
97. Ли Г. М. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. Алма-Ата. 1976.
98. Липкина А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности.- М.: Просвещение, 1968.- 142 с.
99. Лишенко Г. П. Совершенствование системы математических задач для начальных классов общеобразовательных школ: Автореф. дис. . . . канд. пед. наук.- Киев, 1990.- 18 с.
100. Люблинская А. А. Ранние формы мышления ребенка /Исследования мышления в советской психологии.- М.: Наука, 1966.-С. 319-348.
101. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника.- М.: Просвещение, 1977,- 224 с.
102. Математика. Учебник для пятого класса/Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина,М., 1996.-286с.
103. Математическая энциклопедия. Том 2. /Гл. редактор И. М. Виноградов.- М.: Советская энциклопедия, 1979.- 1103 с.
104. Медведева 0. 0. Решение задач комбинаторного характера как средство развития мышления учащихся 5-6 классов: Автореф. дис. . . . канд. пед. наук.- М., 1990.- 15 с.
105. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника.- М.: Педагогика, 1989.- 220 с.
106. Менчинская Н. А., Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах.- М.: Просвещение, 1965.- 224 с.
107. Метельский Н. В. Идеи движения за реформу современны // Математика в школе. " 1992.-№ 1.- С. 8-10.
108. Методика начального обучения/Под ред. А. А. Столяра, В. Л. Дрозда. Минск, 1988.-254с.
109. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: Учеб, пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов /Колягин Ю. М., Оганесян В. А., Санинский В. Я., Луканкин Г. Л.- М.: Просвещение, 1975.- 462 с.
110. Моро М. И. Волкова С. И. Степанова С. В. Математика. Комплект учебников для 1,2,3 и 4 классов.- М. Просвещение, 2002.
111. Моро М. И., Пышкало А. М. Методика обучения математике в 1-3 классах: Пособие для учителя.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1978.- 336с.
112. Начальное обучение математике в зарубежных школах/Под ред. Л. Н. Скаткина. М., 1973.-184с.
ИЗ. Обухова Л. . Ф. Концепция Жана Пиаже: За и против.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1981.- 191 с.
114. Обучение и развитие/Под ред. Л. В. Занкова. М., 1975.-440с.
115. Овсиенко Г. В. Развитие личности школьника средствами математики: //Развитие одаренности детей.- М.,1997.- С. 47-53.
116. Общая характеристика /Под ред. А.В.Петровского.-М.,1975
117. Орехов Ю.В. Начала комбинаторики.- Уфа : Технология, 1998.- 36;
118. Пали Ф., Пали Ж. Дети и графы. Обучение детей шестилетного возраста математическим понятиям.- Брюссель-Монреаль-Париж, 1968. Пер. с фр.- М.: Педагогика, 1974.- 192 с.
119. Петерсон Л. Г. Математика. Комплект учебников-тетрадей для 1,2,3 4 кл. .- М.:С-инфо,1999.
120. Плоцки А. Вероятность в задачах для школьников : Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1996.- 188 с.
121. Плоцки А. Вероятность события в стохастической линии школьного математического образования : Пер. внематемат. пробл. на яз. математики // Математика в шк,- 1997.- № 2.- С. 24-28. №3. -С.67-70.
122. Повышение эффективности обучения математике в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы /Сост. Г. Д. Глейзер, - М.: Просвещение, 1989.- 240 с.
123. Поддъяков А. Развитие комбинаторных способностей : [Занятия в дет.
саду]/ А. Поддъяков // Дошкол. воспитание.- 2001.- N 10.- С. 90-96.
124. Пономарев Я. А. Знание, мышление и умственное развитие. М.,1967.-263с.
125. Пойа Дж. Обучение через задачи /На путях обновления школьного курса математики: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1978.- С. 220-226.
126. Пособие по математике для студентов факультетов начальных классов. Часть 1 /Научный редактор А. Е. Мерзон.- М.: Изд-во МГПИ, 1989.- 216 с.
127. Прикладная комбинаторная математика. Сб. статей.-М.:Мир, 1968.
128. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения/Под ред. С. Л. Рубинштейна. М.,1960.-167с.
129. Психологические критерии качества знаний школьников: Сб. науч. тр. /Под ред. И. С. Якиманской.- М.: Изд-во АПН СССР, 1990.- 142 с.
130. Психологический словарь/Под ред. В. В. Давыдова и др.
131. Психология младшего школьника /Под род. Е. И. Игнатьева.- М.: Изд-во АНН РСФСР, I960.- 336 с.
132. Психология. Словарь. /Под ред. А. В. Петровского,М. Г. Ярошевского.- М. 1990.
133. Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах /Под ред. Д. И. Богоявленского, Н. А. Менчинской.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.- 280 с.
134. Радченко В. П. Теоретико-методологические основы использования сюжетных задач в обучении математике : // Проблемы и перспективы развития методики обучения математике .- СПб., 1999,- С. 21-26.
135. Развитие учащихся в процессе обучения (1-2 классы) /Под ред. Л. В. Занкова,- М.: Изд-во АЛЛ РСФСР, 1963,- 291 с.
136. Развитие учащихся в процессе усвоение знаний (на материале начальных классов)/Под ред. М. В. Зверевой. М.,1981 .-108с.
137. Райзер Г. Дд. Комбинаторная математика /Перевод с англ. К. А. Рыбникова.- М.: Мир, 1966.- 154 с.
138. Реньи А. Трилогия о математике. /Переписка Паскаля и Ферма/. "Мир".
139. Ринбаяси К., Чошанов М., Ямазаки И. Радостные уроки, или почему японские дети любят математику / Народное образование.- 1991.- № 12.- С. 53-58.
140. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования .-М.,1958.-147с.
141. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В двух томах. Том L- М.: Педагогика, 1989.- 486 с.
142. Румянцева Л. И. Особенности процесса сравнения у младших школьников /Типические особенности умственной деятельности младших школьников /Под ред. С. Ф. Жуйкова.- М.: Просвещение, 1968.- С. 12-71.
143. Русанов В. И. Математические олимпиады младших школьников: Кн. для учителя: Из опыта работы (в сел. . р-нах).- М.: Просвещение, 1990.- 77 с.
144. Рыбников К. А. О комбинаторных методах современной математики /Математика в школе.- 1966.- № 4.-С. 12-23.
145. Салмина И. Г. Виды и функции материализации в обучении.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1981.- 134 с.
146. Самигуллина 3. П. К методике решения простейших комбинаторных задач и задач на вычисление вероятности в средней школе: Автороф. дис. . . . канд. пед. наук.- Челябинск, 1970.- 21 с.
147. Сельдюкова С. И. Нестандартные текстовые задачи в обучении младших школьников математике: Автореф. дис. . . . канд. пед. наук.- М., 1982.- 16 с.
148. Скрипченко А. В. Умственное развитие младших школьников: Автореф. дис. . . . д-ра психол. наук.- Л., 1971.- 55 с.
149. Стойлова Л. П. Математика.-М.:Издат. Центр «Академия», 1999.-424с.
150. Стойлова Л. П. Способы решения комбинаторных задач //Начальная школа.-1994. -№ 1.
151. Сурикова, С. В. Элементы комбинаторики и теории графов: Учеб, пособие / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена,- СПб.: Образование, 1995.- 70с.
152. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.-М., 1988
153. Умственное развитие младших школьников в процессе обучения: Сб. науч.
тр.- Л.: ЛГПИ, 1974.- 240 с.
154. Усина 0. А. Нестандартная задача как средство развития математического
мышления учащихся : [Математика в нач. шк. ] // Активизация
познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения.- Ульяновск, 1997.- С. 11-15.
155. Федосеев В. Н. Решение вероятностных задач / Всерос. шк. математики и физики "Авангард".- М.: Авангард, 1998. Ч. 1.- 1998, - 198 с.
156. Федосеев В. Н. Решение вероятностных задач / Всерос. шк. математики и физики "Авангард".- М.: Авангард, 1999. Ч. 2.- 1999. - 111с.
157. Формирование знаний и умения на основе теории поэтапного формирования умственных действий/ Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызина. М.,1968.
158. Фридман Л. М. Методика обучения решению математических задач /Математика в школе,- 1991,- № 5.- С. 59-63.
159. Фридман Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М.,1983.
160. Фридман Л. М. Теоретические основы методики обучения математике. М.,1998.
161. Хабибуллин К. Я. Обучение учащихся творческой деятельности в процессе решения задач : [Математика в сред. шк. ]/ К. Я. Хабибуллин // Школ. техн, ологии,- 2002.- №4,- С. 115-119.
162. Халамайзер А. Я. Комбинаторика и бином Ньютона: Пособие для учащихся 9-10 классов.-М.: Просвещение, 1980.- 32 с.
163. Халамайзер А. Я. Математика?-3абавно! М. 1989.
164. Холл М. Комбинаторика. /Перевод с англ. /. М. 1970.
165. Царева С. Е. Обучение решению задач // Нач. шк.- 1997.- N 11.- С. 93-98.
166. Цукерман Г. А. Азбучные истины развивающего обучения //Начальная школа.-1991 .-№4.-С. 37-38.
167. Цукерман Г. А. Виды обобщения в обучении.-Томск.,1993.
168. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. .-М.,1995.
169. Шарыгин И. Ф. Решение задач. М., 1994.-352с.
170. Шибасов Л. П., Шибасова 3. Ф. За страницами учебника математики : Мат. анализ. Теория вероятностей. Старин, и занимат. задачи: Кн. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. шк.- М.: Просвещение, 1997.- 268 с.
171. Шилова Е. Н. Формирование у младших школьников (1-2 класс) интеллектуального приема сравнения в процессе обучения математике: Автореф. дис. . . . канд. психол. наук.- Л., 1972.-23 с.
172. Шихова А. П. Комбинаторные задачи в 1-8 классах средней школы / Обучение и воспитание учащихся в процессе преподавания математики в школе.- Киров-Йошкар-Ола: КП1И, 1976.-С. 24-34.
173. Шихова А. П. Комбинаторные задачи в 1-8 классах. Обучение и воспитание учащихся в процессе преподавания математики в школе . Киров . Йошкар-Ола. 1978.
174. Шихова А. П. Обучение комбинаторике и ее приложениям в средней школе: Автореф. дис. .. . канд. под. наук.- М., 1978.-20 с.
175. Элементы комбинаторики: Учеб, пособие. - Минск: НИИ Педагогики МП БССР, 1976.-44 с.
176. Эльконин Д. Б. Возрастные возможности усвоения знаний .-М.,1966.
177. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды
178. Эльконин Д. Б. О теории начального обучения. //Народное образование.- 1963.-№4
179. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника.-М.,1974.
180. Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. Теория и методика обучения математике в начальной школе.- М.: Педагогика, 1988.-208 с.
181. Эсаулов А. Ф. Психология решения задач: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1972.- 216 с.
182. Якиманская И. С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979,- 141 с.
183. Якиманская И. С. Как развивать учащихся на уроках математики.-М.,1996.
184. Artigues С., Bellecave Y, Terracher Р. Mathematiques 2-е, 1990.
185. Fredon D. Mathematiques 2-e, 1990.
186. National Council of Teachers of Mathematics. Curriculum and Evaluation for School Mathematics Reston: Discussion. VA: Author, 1989.
187. National Council of Teachers of Mathematics. Principles and Standards for School Mathematics: Discussion Draft NCTM Web-site, 1999.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ