Введение 3
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРУДА 11
1.1. Подходы к определению понятия международного рынка труда и
международной миграции рабочей силы 11
1.2. Причины возникновения и последствия международной трудовой
миграции 30
1.3. Основные мировые центры притяжения трудовых мигрантов и
современная ситуация на международном рынке труда 49
ГЛАВА 2. РОССИЯ В ПРОЦЕССАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ 67
2.1. Особенности миграционных перемещений населения в России и в
странах СНГ в 80-е и 90-е годы XX века 67
2.2. Структура и направленность потоков трудовых мигрантов из России в
начале XXI века 79
2.3. Масштабы, направления и структура потоков иностранной рабочей
силы в Россию 92
2.4. Нелегальная и транзитная миграция в России 108
ГЛАВА 3. МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО АДАПТАЦИИ В РОССИИ 119
3.1. Опыт регулирования процессов трудовой миграции в странах-донорах
и странах-реципиентах рабочей силы 119
3.2. Регулирование процессов привлечения иностранной рабочей силы в Россию 133
3.3. Регулирование экспорта рабочей силы из России 147
3.4. Основные приоритеты в вопросах регулирования процессов трудовой
миграции в России в начале XXI века 159
Заключение 173
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 184
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Международная трудовая миграция - это объективный процесс, присущий рыночной экономике, в основе которого лежит перемещение одного из факторов производства - рабочей силы. Именно отношение «работник-работодатель», в которые мигрант вступает в стране назначения, отличает трудовую миграцию от других видов миграционных перемещений. Статистические показатели не дают полного представления о масштабах этого явления в силу отсутствия единого подхода к определению статуса, прав и обязанностей трудящихся-мигрантов в разных странах, однако можно констатировать, что в XX веке международная трудовая миграция становится неотъемлемой частью процессов интернационализации и глобализации, происходящих в мировой экономике. Развиваясь в результате совершенствования коммуникационных средств и информационных технологий, стандартизации системы международного образования, унификации требований к работникам и национальных трудовых законодательств, международная трудовая миграция, в свою очередь, способствует дальнейшей глобализации мировой экономики.
2. Существует множество подходов в изучении миграции, однако все они носят по большей части описательный и фрагментарный характер. Наиболее перспективным является «системный подход», дальнейшее развитие которого ограничено отсутствием репрезентативных данных, подлежащих научному сравнению.
® 3. В основе формирования и развития международного рынка
труда лежит процесс интернационализации производства, стремление к снижению затрат на трудовые ресурсы и повышение мобильности капитала и труда. Международный рынок труда представляет собой не арифметическое суммирование национальных рынков, а агрегатную экономическую категорию и включает в себя отношения между государствами, государствами и мигрантами, мигрантами и коренными жителями, мигрантами и мигрантами. Его нельзя уподобить обычным товарным рынкам, так как его функционирование определяется не только ценой рабочей силы, но и рядом других факторов — уровнем безработицы и заработной платы в разных странах, уровнем квалификации рабочей силы на национальных рынках труда, даже расстоянием между странами. На принятие решения о миграции влияют многие неэкономические факторы: возраст мигранта, его семейное положение, моральные издержки при переезде в другую страну, институциональные барьеры, а также другие факторы политического, религиозного, национального характера. Вместе с тем, доминирующими в формировании международного рынка труда являются экономические предпосылки и существующий в развивающихся странах миграционный потенциал в силу усиливающегося разрыва в уровнях развития и демографического дисбаланса в росте населения между экономически развитыми и развивающимися странами.
4. . Межгосударственная миграция становится все более
дифференцированной по профессиональным, квалификационным, ) образовательным признакам, специальностям ее участников. Постоянно
растет доля высококвалифицированных работников среди трудящихся- мигрантов. Целесообразным является выделение интеллектуальной трудовой миграции в качестве отдельного вида миграционных перемещений. Мы также считаем возможным дополнить существующую в экономической теории классификацию миграционных перемещений самостоятельным видом трудовой миграции - межстрановая миграция с целью повышения квалификации.
5. Появляется большое количество стран, являющихся одновременно и донорами, и реципиентами рабочей силы; происходит диверсификация направлений миграционных перемещений. В связи с изменениями, происходящими в мировой экономической конъюнктуре, на международном рынке труда происходит снижение спроса на менее квалифицированных работников с компенсирующим ростом спроса на работников в сфере обслуживания. Повышается гибкость международного рынка труда, увеличиваются требования к уровню квалификации специалистов и их многопрофильности. Можно также говорить о появлении такого вида занятости, как международная занятость без перемещения через государственные границы.
6. Для мировой экономики в целом трудовая миграция имеет положительный эффект. Однако для стран-экспортеров и стран- импортеров рабочей силы последствия трудовой миграции проявляются по-разному на макро- и на микроуровнях. Влияние трудовой миграции на уровень занятости и зарплаты в принимающей стране зависит от сегмента рынка труда и его эластичности в целом, уровня квалификации страны- реципиента и иммигрантов. Трудовая эмиграция незначительно влияет на уровень занятости в странах-реципиентах, а эффективность от валютных поступлений и вернувшихся на родину специалистов в значительной степени зависит от проводимой в странах эмиграционной трудовой политики.
7. В результате образования СНГ и преобразования межреспубликанских миграционных потоков в межгосударственные Россия превращается в третий по величине мировой центр иммиграции. С другой стороны, объемы внешней трудовой миграции в России пока незначительны (около 45 тыс. человек ежегодно), однако существует тенденция увеличения количества россиян, трудоустраивающихся за рубежом. Следует также отметить, что официальная статистика не в полной мере отражает миграционные процессы, происходящие в России.
8. В начале 90-х годов XX века резко увеличилось количество мигрантов в Россию из стран Содружества. Во второй половине 90-х годов наблюдалось сокращение нетто-миграции в Российской Федерации, однако это связано с большей степени с сокращением не въезда в Россию, а выезда из нее. Есть также основания утверждать, что снижение показателей миграционной активности касается исключительно официальной статистики, и уменьшение этих показателей идет за счет увеличения масштабов нелегальной миграции в регионе. Россия продолжает оставаться основным миграционным партнером для всех стран Содружества, и временная трудовая миграция на постсоветском пространстве видится как один из основных факторов, способствующих интеграции СНГ. Ее дальнейшая активизация предполагает развитие социальной инфраструктуры в странах-членах СНГ, соответствующей принципам рыночных отношений. Препятствием на пути развития общего рынка труда между странами СНГ является отсутствие проработанной нормативной базы, а уже существующие соглашения, достигнутые в сфере миграционных перемещений между странами внутри СНГ, в настоящее время не работают из-за отсутствия общей информационной базы и гармонизированной системы признания дипломов и трудового стажа между странами.
9. Тип российской внешней трудовой миграции имеет отчетливо выраженные контрпродуктивные черты:
■ в структуре мотивов российских трудящихся-мигрантов экономические факторы (получение высоких заработков) доминируют над профессиональными (повышение квалификации, освоение новых специальностей и т.п.). Основным фактором развития трудовой миграции в современной России является разница в оплате труда и уровне жизни. Пока эта разница существенна - потенциал трудовой миграции в стране будет оставаться значительным. Причем в тех областях, где различия больше (научно-технический комплекс, образование, здравоохранение, культура), выше и миграционный потенциал;
■ значительная доля российских работников за границей работает не по специальности, на тяжелых, вредных, низкооплачиваемых и непрестижных работах, в странах с неблагоприятным климатом и условиями трудоустройства;
■ уровень заработной платы и социальной защищенности у российских трудящихся-мигрантов более низкий, чем у национальных работников, либо отсутствует совсем;
■ российские граждане трудоустраиваются за рубежом в основном в рамках временных трудовых контрактов, при этом доля работающих по договорам подряда является незначительной;
■ перечень доступных для российских граждан рабочих мест ограничен, отчетливо выражена моноотраслевая структура внешней занятости (в основном работники морского транспорта и морского рыболовства);
■ за границу продолжают выезжать профессионалы с высоким уровнем квалификации и научные работники, что негативно сказывается на качестве производительных сил в России;
■ российские граждане при трудоустройстве за рубежом сталкиваются с серьезными проблемами (наличие языкового барьера, необходимость подтверждения своих профессиональных характеристик, демпинг на международном рынке труда российских специалистов), которые они самостоятельно не могут преодолеть. В результате для многих мигрантов происходит понижение профессионального и квалификационного статуса;
■ практически отсутствует информационная поддержка процессов трудовой эмиграции со стороны государства.
10. Период снижения масштаба привлечения иностранной рабочей силы в Россию закончился (1996-2000 гт.), и можно говорить о стабилизации потоков трудящихся-мигрантов в нашу страну. Следует отметить неравномерность распределения трудовых мигрантов по территории России, и если в целом трудовая миграция из-за рубежа пока не оказывает заметного давления на российский рынок труда, в некоторых регионах существуют проблемы, связанные с трудоустройством иммигрантов.
Мигранты в России представляют собой значительный по численности и высокого качества трудовой потенциал, в определенной мере способный компенсировать потери от снижения естественного прироста трудовых ресурсов и от утечки умов, однако используется этот потенциал неэффективно. Большая часть мигрантов работает не по специальности, у многих понизился профессионально¬квалификационный статус.
Лидером в экспорте трудовых ресурсов в Россию являются страны СНГ, а из них - Украина. Основной сферой деятельности иностранных работников, является строительство. В структуре импорта трудовых ресурсов наблюдается значительное увеличение доли китайских мигрантов, которые работают на территории России в основном в сфере торговли и коммерческой деятельности. Рост масштабов китайской миграции не представляется угрожающим для России в целом, однако, в силу определенных предпосылок, существующих в развитии китайской экономики, может негативно повлиять на экономическое и социально¬демографическое развитие региональных рынков труда (в первую очередь это касается Дальнего Востока).
11. Приток иностранной рабочей силы может смягчить отрицательные демографические последствия, в определенной мере решить отдельные региональные проблемы и локальные демографические задачи России. Однако выход из демографического кризиса и дальнейшее поступательное развитие России возможны только при комплексном подходе к демографической проблеме, а именно: стимулировании роста рождаемости или, по крайней мере, ее стабилизации, уменьшении смертности, привлечении мигрантов, рассмотрении человеческой жизни, как самой главной ценности государства, в соответствии с чем и должны разрабатываться меры демографической политики в целом и миграционной политики, в частности.
12. Специфика геополитического положения и особенности социально-экономического развития России будет обострять проблемы, связанные с нелегальной и транзитной миграцией на территории нашей страны. В основном нелегальные мигранты заняты в частном секторе в сфере торговли, ремонта и строительства, ресторанном и гостиничном бизнесе. Под натиском нелегальных мигрантов деформируются региональные рынки труда. Россия является одним из главных источников торговли людьми или незаконного въезда людей. Представляя опасность в результате вовлечения в криминальные виды деятельности, нелегальные мигранты часто сами оказываются объектом различного вида дискриминации. Во многом развитие процессов нелегальной миграции связано с регулированием легального трудоустройства на территории России и за ее пределами, что расширяет возможности поиска рабочих мест и заключения трудовых контрактов для потенциальных мигрантов.
13. Отличительная особенность иммиграционной политики в большинстве промышленно развитых стран - ее превентивный характер. Наиболее широко распространенными рычагами являются оказание финансовой помощи странам-донорам рабочей силы, активизация прямых инвестиций в их экономику, либерализация внешнеторговой политики. Однако они эффективны только при воздействии на весь комплекс причин миграционной мобильности населения. В противном случае они могут иметь обратный эффект и увеличивать масштабы миграционных перемещений. Запретительная политика в отношении к приему иностранных работников постепенно сводится к мерам, направленным на оптимизацию структуры иммиграции, т.е. ограничению ее нежелательных компонентов и все более селективному расширению приема иммигрантов. К основным режимам трудовой эмиграционной политики можно отнести политику невмешательства государства, регулируемую систему, административную систему, государственную монополию.
14. Для России в настоящее время наиболее оптимальной является административная система, при которой государство не только содействует процессу трудовой эмиграции и регулирует ее, но и создает специальные предприятия для набора рабочей силы, проводит активную политику в сфере трудоустройства за рубежом.
15. Организационная-правовая система привлечения иностранной рабочей силы в Россию требует совершенствования как в части законодательства, так и в части организационной составляющей. В числе первоочередных задач можно назвать создание центрального банка данных об иностранцах, пребывающих и работающих на территории РФ, и службы консультационной поддержки.
Эти же проблемы требуют решения и при экспорте рабочей силы. Процесс выхода на международные рынки российской рабочей силы осложняется жесткой конкуренцией на них со стороны стран - традиционных поставщиков рабочей силы. Государство ослабило воздействие на внешнюю трудовую миграцию, постепенно перенося эту функцию на коммерческие посреднические организации, что неблагоприятно сказывается на тенденциях развития процессов трудовой эмиграции из России. В частности, стимулирование возвратных потоков мигрантов, можно обеспечить расширением практики заключения между государствами двусторонних соглашений о трудоустройстве и трудовых стажировках российских граждан за рубежом, созданием информационной базы по открытым вакансиям, условиям трудовых контрактов, условиями проживания и т. п. Удачным примером данного метода миграции может служить договор о Союзе Беларусь - Россия, закрепляющий основные нормы по привлечению иностранных работников.
16. Целостная система регулирования миграции рабочей силы в России необходима для полноправного ее включения в общемировые процессы движения трудовых ресурсов. Создание такой системы предполагает совершенствование регулирования миграционных процессов в стране в целом и на региональных уровнях. Для этого целесообразно:
• четко распределить функции государственных органов, в компетенцию которых входят те или иные вопросы, касающиеся регулирования внешней трудовой миграции и обеспечить координацию и взаимодействие между ними;
• создать при Федеральной миграционной службе МВД РФ специальный орган (бюро, агентство) по внешней трудовой миграции на началах самофинансирования с отнесением к его компетенции широкого спектра оперативных функций;
• создать государственную систему информирования граждан о трудоустройстве за границей и аналогичную консультационную службу для иностранных граждан, работающих на территории Российской Федерации;
• создать автоматизированную информационную систему и постоянно проводить регулярный мониторинг качественных и количественных характеристик миграционных процессов, прогнозировать миграционные потоки на основе предложенной в работе модели информационной базы по трудовой миграции в России);
• усилить регламентацию деятельности посреднических организаций, усовершенствовать систему лицензирования;
• разработать и заключить межгосударственные и межправительственные договоры, а также договоры межведомственного характера по предотвращению незаконной миграции, упорядочению порядка взаимных поездок граждан, перемещения имущества переселенцев через государственную границу, о возврате и транзите лиц, находящихся на территории заинтересованных государств. Это так называемые соглашения по ремиссии, то, что от нас требует Европейское сообщество;
• для сокращения масштабов нелегальной миграции необходимо ввести более жесткий паспортно-визовый режим для въезжающих в страну туристов и торговцев, а также разработать и внедрить механизм отслеживания и возвращения иностранных граждан на родину (создать общую информационную базу о прибываюших/выбывающих иностранных гражданах на основании отметок в миграционных картах);
для сдерживания интеллектуальной миграции из России необходима финансовая поддержка государством научно- технических, культурных программ, деятельности фондов, в рамках которых ученым, специалистам, квалифицированным рабочим будет предоставляться высокооплачиваемая работа в России, а также кратковременные выезды за рубеж;
осуществлять мероприятия по перераспределению иностранной рабочей силы по всей территории России и препятствовать ее концентрации в отдельно взятых регионах, для чего разработать систему мероприятий, стимулирующих перелив рабочей силы.
1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. — М.: Маркетинг.-1999.-261 с.
2. Алексеев М. Угрожает ли России китайская миграция?//Мировая экономика и международные отношения. -2000. - №11. - С. 97-103; № 12.-С. 42-50
3. Бадыштова И. М. Специфика домохозяйств трудовых мигрантов в России//Социологические исследования. - 2002. - № 9. - С. 83-90
4. Барышева Г. Инвестиции в научно-образовательный комплекс//Экономист. — 2001. — №9.— С. 13-15
5. Бенинг В. Р. Занятость иностранных трудящихся. - М.: Марлена. - МБТ. - 1996.-90 с.
6. Бердашкевич А. П. Российская наука: состояние и
перспективы//Социологические исследования. - 2000. - № 3. - С. 118-123
7. Бобков В. Н. Распределительные отношения в переходной
i экономике России: проблемы уровня и качества жизни на рубеже
! XX-XXI веков. Материалы Международной конференции
) «Социальная модель общества в период перехода к социально¬
ориентированной экономике: принципы, практика, перспектива» Москва, 29 сентября - 1 октября 1999 г. - М. -1999. - 48 с.
8. Болотин Б. Мировая экономика за 100 лет//Мировая экономика и международные отношения. - 2001. -№ 9. - С. 90-114
9. Буглай В. Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения. - М.: Финансы и статистика. - 1999. - 159 с.
10. Буховец О. Г. Постсоветское «великое переселение народов»: драма в зеркале статистики//Социологические исследования. - 2001. - № 1 -С.82-91
11. Вестник межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ №2. -2000. - Санкт-Петербург - 243 с.
12. Вестник межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ №3. - 2000. - Санкт-Петербург - 263 с.
13. Вишневская Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе XX
' столетия//Мировая экономика и международные отношения. - 2001.
-№9.-С. 52-61
14. Воробьева О.Д. Миграция населения. Выпуск 6: Миграционная политика. - М. - 2001. - 176 с.
15. Воробьева О. Д. Особенности миграции трудовых ресурсов России// Аналитический вестник. - Совет Федерального Собрания РФ. —
2000. -№9. - С. 53-61
16. Воробьева О. Труд и миграция. Трансформация занятости населения и миграционных процессов в России в 90-х годах//Миграция в России. — 2000. - № 5-6. — С. 44-50
17. Вынужденные мигранты и государство. Отв. ред. В. А. Тишков. — М.
- 1998
18. Вышегородцев М., Сиденко А. Трудовая миграция - стоит ли бить тревогу?//Человек и труд. - 2000. - № 8. - С. 24-25
19. Глобализация экономики и занятость населения. Учебное пособие. - М, ТЕИС.-2000 г.-106 с.
20. Гольдин Г. Г. Миграция и проблемы ее регулирования. - М.: Интердиалект+. - 2000. - 180 с.
21. Гольдин Г. Г. Современная иммиграционная политика западных государств. - М.: Интердиалект+. - 1998. - 30 с.
22. Государственная служба занятости. - МОТ. - М.: Интердиалект+. — 2002.
23. Давид Я. У. Иностранная рабочая сила в Москве//Социологические исследования. -2000. -№ 4. - С. 32-39
24. Дадалко В. А. Международные экономические отношения. - М. -
2000. -487 с.
25. Демографический ежегодник России. 1998. - М.-1998
26. Европа-Россия: основные направления социального развития в XXI веке. Докл. Института Европы № 65. - М, Экслибрис-Пресс. - 2000.
- 120 с.
27. Завьялов С. Обмен трудовыми ресурсами//Миграция в России. —
2000. -№ 5-6. - С. 34-36
28. Зайончковская Ж. А. Россия: миграция в разном масштабе времени.
- М.: Адамантъ. - 1999.-67 с.
29. Ионцев В. А. Международная миграция населения: теория и история изучения. - М.: Диалог-МГУ. — 1999. - 370 с.
30. Ионцев В. А. Миграция населения. Выпуск 3: Международная миграция. Приложение к журналу «Миграция в России». - М. -
2001. - 112 с.
31. История экономических учений. П/р В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА. - 2002. — 784 с.
32. Кабалина В., Козина И. Посредничество в трудоустройстве: сравнение эффективности государственных и частных структур//Человек и труд. - 2000. - № 12 - С. 47-49
33. Каламанов В. А. Состояние и проблемы миграции на территории СНГ//Вестник Межпарламентской Ассамблеи. - 2000. - № 2. - С.22- 30
34. Каменский А. Н. Проблемы международного трудового обмена и Россия. Серия «Научные доклады» № 95. - М.: Московский общественный научный фонд. - 1999. - 259 с.
35. Киселев И. Я. Международный труд. - М.: Юристъ. - 1997; —231 с.
36. Коков В. Как управлять миграцией в России//Экономист. — 2002. — № 2. - С. 75-82
37. Конференция СНГ по проблемам беженцев и мигрантов. УВКБ ООН. Том 2. - № 1. - январь, 1996. — 229 с.
38. Конференция СНГ по проблемам беженцев и мигрантов. УВКБ ООН. Том 2. — № 2. - май 1996. - 148 с.
39. Костяков В. Миграция: беда или благо?//Экономист. - 2000 г. - № 2. -С. 34-39
40. Костин Л. Миграция и мигранты//Человек и труд. - 2001. -№ 8. — С. 61-64
41. Красинец Е. С. Международная миграция населения в России в условиях перехода к рынку. - М.: Наука. - 1997. - 191 с.
42. Красинец Е., Чудиновских О. Иностранцы на российском рынке труда//Миграция в России. - 2000. - № 4. - С. 18-20
43. Крухмалев А. Е. Миграционные проблемы в современной России//Социологические исследования. - 2002. - № 9. - С. 137-138
44. Кудров В. М. Мировая экономика. - М.: БЕК. - 1999. - 451 с.
45. Кузьмин С. Сдвиги и проблемы в социально-экономическом развитии России//Экономист. — М. — 2002. - № 7. — С. 26-35
46. Кулаков В. Пути регулирования миграционных процессов в Российской Федерации//Вопросы экономики. - №5.-С. 123-132
47. Курбанов Н. X. Общий рынок труда стран СНГ: проблемы формирования и развития. — М.: Трансдорнаука. - 2000. - 216 с.
48. Ломакин В. К. Мировая экономика. - М.: ЮНИТИ. - 1998. — 727 с.
187
49. Лях Е. Современные тенденции международной трудовой миграции//Внешнеэкономический бюллетень. — 2000. — № 6. — С. 95- 98
50. Мартынов В. Вызовы, реалии и шансы России//Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — № 10. — С. 3-9
51. Материалы Первого международного конгресса «Евразия: занятость в XXI веке». - МОТ. - 2001. - 245 с.
52. Международная миграция населения: Россия и современный мир. Выпуск 2. - М.: Диалог-МГУ. — 1999.— 124 с.
53. Международная миграция населения: Россия и современный мир. Отв. ред. Ионцев В. А. Выпуск 5. - М.: Макс-Пресс. — 2000. — 116 с.
54. Международная миграция населения в России. Выпуск 1. - П/р Ионцева В. А. - М.: Диалог-МГУ. - 1998. - 83 с.
55. Международные экономические отношения. П/р Рыбалкина В. Е. - М.: ЮНИТИ. - 2000. - 497 с.
56. Международный трудовой обмен на рынке рабочей силы города Москвы. - М.: Агентство Информат. — 1997. - 75 с.
57. Мигранты в столичных городах. Под редакций Зайончковской Ж. — М. - 2000. -79 с.
58. Миграции в постсоветском пространстве: политическая
стабильность и международное сотрудничество (под редакцией Азраэла Д. Р.). - М.: Комплекс-Прогресс. - 1997. - 232 с.
59. Миграционная ситуация в странах СНГ. - М.: Центр изучения проблем вынужденной миграции в СНГ и Балтии. Независимый исследовательский Совет по миграции стран СНГ и Балтии. - 1999. -287 с.
60. Миграционные процессы в трансформируемом обществе. - М.: ЭПИКОН.- 1997.-115 с.
61. Миграция в России (журнал).— 2000. - № 4 (апрель-май).
62. Миграция и безопасность в России. П/р Г. Витковской и С. Панарина. - Московский Центр Карнеги. — М.: Интердиалект+. — 2000.-341 с.
63. Миграция и информация (п/р Ж.Зайончковской). Приложение к серии «Научные доклады». - М.: Адамантъ. - 2000. — 248 с.
64. Миграция и рынки труда в постсоветской России (под редакцией Г. Витковской). Научные доклады. — Выпуск 25. — Московский центр Карнеги. - М.- 1998.- 177 с.
65. Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы. - М. - 1999. — 359 с.
66. Миграция населения. Выпуск 1: Теория и практика исследования. Под редакцией Воробьевой О. Д. - М.: Адамантъ. - 2001. - 176 с.
67. Миграция населения. Выпуск 2: Трудовая миграция в России. Под редакцией Воробьевой О. Д. Приложение к журналу «Миграция в России». — М. - 2001. — 191 с.
68. Миграция населения в странах СНГ. - МОМ. - 1996. - 165 с.
69. Миграция студентов и специалистов. П/р Зайончковской Ж. - М. - 2000. - 68 с.
70. Мировая экономика. П/р Булатова А. С. - М.: Юрист..- 1999. — 734 с.
71. Мировая экономика. П/р Николаевой И. П. - М.: ЮНИТИ. - 2000. - 575 с.
72. Мировая экономика в XX веке: потрясающие достижения и серьезные проблемы. - В. Мартынов. Коммуникационная среда мира и общественное развитие//Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — №1
73. Мировой рынок труда: новая реальность для России и СНГ (п/р Цвылева Р. И.) - М.: Наука. - 1994. - 191 с.
74. Михайлец Ю. О. Внешняя трудовая миграция в России: состояние, проблемы, перспективы//Социальные процессы и социальная политика. - Вып. 6, ч. 2. — 2000. - М. - С. 108-112
75. Мкртчян Г. М., Чистяков И. М. Молодежь на рынке труда//Социологические исследования. - 2000. - № 12. - С. 42-50
76. Моисеенко В. М. Миграция как объект комплексного исследования//Сб. Народонаселение: современное состояние и перспективы развития научного звания. - М. - 1997. - С. 23-30
77. Молодикова И. Н., Ноздрина Н. Н. Миграционные потоки в Россию и их влияние на территориальное распределение населения//Проблемы прогнозирования. - 1998.-№6.-С. 121-133
78. Назарова Е. А. Особенности миграции//Социологические исследования. - 2000. - №7.- С. 106-110
79. Население России 1997. — М. - 1997. - 144 с.
80. Некипелов Д. С. Глобализация и информационно¬коммуникационные технологии (проблемы развивающихся и постсоциалистических стран)//Труд за рубежом. - 2002. - № 6. - С.3-22
189
81. Никольская Г. К. Иммигранты на рынке труда развитых стран//Труд за рубежом. - 2001. — № 4 — С. 17-33
82. Новейшие изменения во внутренней и внешней миграции населения в России и их значение (п/р Хорева Б.С.) — М., СПб.: Гуманитарное знание. - 1994. - 90 с.
83. Нормативные правовые акты, международные договоры РФ, документы и материалы по вопросам внешней трудовой миграции. — ФМС РФ. - М. - 1997. - 169 с.
84. Осколкова О. Россия на демографической карте мира//Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 2. — С. 70-72
85. Отечественный и зарубежный опыт миграционной политики на Дальнем Востоке. П/р Рыбаковского Л. Л. — М. - 1999. — 76 с.
86. Охлопкова Н. В Глобализация рынка труда и открытая экономика. — М.: ТЕИС. - 1999. - 102 с.
87. Переведенцев В. Из нового зарубежья - в Россию//Человек и труд. —
2001. -№9.-С. 32-34
88. Полетаев Д. М. Нелегальная иностранная рабочая сила в России и в мире - сравнительный аспект. - Общество, политика, наука: новые перспективы. Научные доклады. Выпуск 103. - М. - 2000. - С. 631- 658
89. Положение беженцев в мире: перемешенные лица - гуманитарная проблема. - УВКБ ООН. - М. - 1998. - 311 с.
90. Положение беженцев в странах мира. Найти решение. - УВКБ ООН. -М.- 1995.-285 с.
91. Полоник С. Демографическое развитие Белоруссии//Экономист. —
2002. -№9.-С. 46-51
92. Попова И. П. Профессиональный статус научных работников — вариации поведения//Социологические исследования. -2001. -№ 12. - С. 64-72
93. Регент Т. М. Миграция в России: проблемы государственного управления. - М/.ИСЭПН. — 1999. — 301 с.
94. Регент Т. М., Архипов Ю. А. Миграция населения. Выпуск 4: Система иммиграционного контроля. - М. - 2001. - 160 с.
95. Резюме международных трудовых норм. - МБТ. - Женева. -1994. - 136 с.
96. Российская газета. — 2002. — № 37 (28 февраля 2002 г.)
97. Российский статистический ежегодник. - Госкомстат РФ. — 2000
98. Российский статистический ежегодник. — Госкомстат РФ. — 2001
99. Рощин С. Ю., Разумова Т. О. Теория рынка труда (учебно¬методическое пособие). — М.:ТЕИС. — 1999. — 192 с.
100. Рыбаковский Л. Л. Исследования миграции населения в России. - М.: ИСПИ РАН. - 2000. - 39 с.
101. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения. Выпуск 5: Стадии миграционного процесса. Приложение к журналу «Миграция в России». — М. - 2001. — 160 с.
102. Рыбаковский Л. Л. Россия и новое зарубежье: миграционный обмен и его влияние на демографическую динамику. - М.: ИСПИ РАН. — 1996.-54 с.
103. Селиванов Л. А. Миграционная политика России в условиях постсоветского пространства//Вестник Межпарламентской Ассамблеи. - 2000. -№ 3. — С. 132-137
104. Сергеев Е. Ю. Международные экономические отношения. Курс лекций. - М.: Маркетинг. — 2000. — 327 с.
105. Спиридонов И. А. Мировая экономика. - М.: ИНФРА. - 1999. -256с.
106. Спицын А. Влияние миграции на демографические процессы и социально-экономическую обстановку в стране (на примере Оренбургской области)//Экономист. - 2002. -№ 3. - С. 64-65
107. Старченков Г. И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. — М.: ИВ РАН. - 1997.- 150 с.
108. Статистика международной миграции. - MET. - М.: Академия. — 1999. —419с.
109. Стокер Питер “Работа иностранцев: обзор международной миграции рабочей силы”. - М.: Академия. - 1996
110. Тарасова Н. В., Гришанова А. Г. Миграционная ситуация в России к началу XXI века. - М., 2000. - 33 с.
111. Топилин А. В. Миграционный обмен и занятость населения в СНГ.- М.: ИСПИ РАН. - 2001 - 68 с.
112. Топилин А. В. Фактор миграции и демографический кризис в России//Экономист. - 2000. — № 11. — С. 67-72
113. Тоцкий Н. Н. Введение в миграционное право. - М. - 1999. — 153 с.
114. Транзитная миграция в Российской Федерации. - МОМ. — июль 1994.-64 с.
115. Трудовые ресурсы и глобализация экономики: Отчет о мировом развитии. - Вашингтон.-1995
116. Трудящиеся-мигранты: проблемы и пути решения. М.: Профиздат. — 2000
117. Ушкалов И. Г., Малаха И. А. «Утечка умов» как глобальный феномен и его особенности в России//Социологические исследования. - 2000. - № 3. - С. 110-117
118. Федеральная миграционная программа на 1998-2000 годы//Российская газета.— 27 ноября 1997 г.
119. Федеральный закон РФ № 115-ФЗ «О правовом положении иностраных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. — Российская газета. — 31 июля 2002. — № 140 (3008)
120. Хасбулатов Р. И. Мировая экономика. - М.: ИНСАН. - 1994. - 735 с.
121. Хасбулатов Р. И. Мировая экономика. - М.: Экономика. — 2001. - 1 том. - 597 с.
122. Ходов Л. Г. Экономика международной миграции самодеятельного населения. - М. - 2001. - 53 с.
123. Цапенко И. П. На перекрестках иммиграционной политики //Мировая экономика и международные отношения. - 2000. — № 10. -С. 29-39
124. Цапенко И. П. От иммиграционного контроля к управлению миграционными процессами//Мировая экономика и международные отношения.-2001.-№ 10.-С. 23-33
125. Цапенко И. П. Социально-политические последствия международной миграции населения. - Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - № 3. - С. 52-63
126. Шиц М. Утекают реки разума//Финансовая Россия. — 2002. —№ 15 (25 апреля-1 мая).-С. 20
127. Экономика. П/р Булатова А. С. - М.: Юристь. - 2002. — 894 с.
128. Экономические и социальные процессы в странах Европы. Докл. Института Европы № 56. — М. — 2000. - 153 с.
Список литературы на английском языке:
129. Abella М. I.; Aberara-Mangahas, М. A. Sending workers abroad: А manual for low- and middle-income countries. - Geneva. - ILO. - 1997. - 115 c.
130. Adnett N. European labour markets: analysis and policy. — London; NewYork: Longman. - 1996. - 309 c.
131. The Economist. - 2001. - Februaiy 10