Введение 4
Глава 1 Профессионально-прикладная физическая
подготовка в системе физического воспитания учащейся молодежи 8
1.1 Теоретические основы профессионально¬прикладной физической подготовки 8
1.2 Профессионально-прикладная физическая под¬
готовка в учебных заведениях профтехобразования 15
1.3 Особенности физического воспитания с профессиональной направленностью в высших и
средних специальных учебных заведениях 21
Заключение 29
Глава 2 Цель,задачи,методы и организация исследования 31
2.1 Цель,задачи и методы исследования 31
2.2 Организация исследования 38
Глава 3 Обоснование содержания экспериментальной программы совершенствования физической и профессиональной подготовленности студентов ССУ Зов экономического профиля 44
Особенности трудовой деятельности работников умственного труда и требования,предъявляемые к физической и психо-физической готовности 44
3.2 Определение профессионально важных качеств
специалистов экономического профиля 47
Заключение 52
Глава 4 Программа профессиональной физической культуры студентов ССУЗов экономического профиля 53
I Глава 5 Эффективность профессионально-прикладной
I физической культуры студентов экономического профиля (педагогический эксперимент) 68
5.1 Изменение показателей физического состояния
испытуемых в динамике учебного года 68
5.2 Влияние направленного использования средств физического воспитания на показатели
гемодинамики, частоты сердечных сокращений, подвижности нервных процессов и координацию движений 74
5.3 Влияние специальной физической подготовки
на профессионально-производственные показатели и состояние здоровья испытуемых 84
Заключение 89
Выводы 91
Практические
рекомендации 95
Список
литературы 98
Приложения 120
Актуальность. В современных условиях социального кризиса, сложившегося в России, изменились и требования к подготовке специалистов. На первый план выдвигается социально-значимая задача - подготовка высококвалифицированных специалистов-профессионалов, сочетающих в себе глубокие специальные знания, высокую профессиональную подготовленность, общую культуру /В.И.Жолдак,1975,С.С.Коровин, В.А.КаСачков, 1998/.
Подготовка специалистов для всех отраслей промышленного производства в нашей стране традиционно осуществляется через систему высшего и среднего специального образования путем направленного использования средств и методов физической культуры и спорта. Это направление получило название профессионально-прикладной физической подготовки / В.Белинович, 1965, В.А. Кабачков, 1975/. Она является составной частью программ по физическому воспитанию и должна проводиться в ходе учебно- воспитательного процесса в течение всего периода обучения.
В исследованиях, проведенных за последние 25-30 лет /В.В.Белинович, 1958-1965. В.И. Загорский, 1967-1976, В.И Ильинич, 1978-1983, В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, 1978-1995, М. Н. Жуков,1993 и др./, убедительно доказана эффективность профессионально-прикладной физической подготовки /ППФП/ в формировании профессионально значимых физических и психофизических качеств, устойчивости организма к профессиональным заболеваниям, повышении уровня физической и профессиональной подготовленности, успешности освоения профессии и дальнейшего совершенствования в ней.
Вместе с тем практически полностью отсутствуют исследования, 0} направленные на формирование личности, её духовности, культуры, что является особенно важным на современном развитии общества. Имеются лишь отдельные работы Р.Т. Раевского /1985/, В.И. Ильинича /1990/, В. Д. Чепика /1994/, в которых предпринята попытка обосновать необходимость применения средств ППФП в становлении физической культуры личности молодого специалиста, но предлагается это осуществлять на фоне формирования комплекса профессионально важных качеств. При этом в поле зрения не попали современные виды профессиональной 'ф. деятельности, не отличающиеся ярко выраженной спецификой труда, но требующие более тонких педагогических воздействий направленной физической культуры. К ним, прежде всего, относятся профессии, связанные с умственным трудом.
Исходя из вышесказанного, подготовка высококвалифицированных специалистов с использованием средств физической культуры, отвечающих современным требованиям производства и производственным отношениям, является актуальным направлением исследований в сфере совершенствования образовательного уровня учащейся молодежи.
Решению данной проблемы и посвящено настоящее диссертационное исследование.
Предметом исследования является учебно-педагогический процесс с направленным использованием средств и методов физической культуры при подготовке в ССУЗах специалистов экономического профиля.
Объект исследования - организация средств и методов физической культуры студентов экономического профиля.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что направленное использование средств физической культуры и спорта в ходе учебно-педагогического процесса будет способствовать формированию стойкого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, укреплению здоровья, повысит уровень развития физических и профессионально значимых качеств, необходимых для успешного освоения профессии экономиста и дальнейшего совершенствования в ней.
Научная новизна исследования:
1. Обоснована целесообразность использования средств и методов профессиональной физической культуры в становлении личности высококвалифицированного специалиста экономического профиля.
2. Выявлена структура профессионально значимых физических качеств и психофизиологических функций организма, оказывающих существенное влияние на успешность освоения профессии и дальнейшего совершенствования в ней.
3. Разработано содержание и организация физического воспитания с направленным использованием средств и методов физической культуры при подготовке высококвалифицированных специалистов экономического профиля.
Практическая значимость работы обусловлена использованием результатов исследования в разработке содержания физического воспитания, способствующего повышению общей и профессиональной физической культуры учащейся молодежи, повышением эффективности профессиональной подготовки специалистов для современных видов трудовой деятельности.
Материалы исследований использованы в учебных занятиях ряда средних специальных учебных заведений РФ. На основе исследований разработаны методические рекомендации, что подтверждается актами внедрения.
Положения, выносимые на защиту:
- данные, характеризующие профессионально важные физические и психофизические качества высококвалифицированных специалистов экономического профиля и студентов обучающихся в ССУЗах;
- содержание профессионально-прикладной физической культуры будущих экономистов;
результаты исследований, свидетельствующие об эффективности экспериментально обоснованных средств и методов профессиональной физической культуры в системе экономического образования.
достоверных различий по показателям, характеризующим длину и массу тела между испытуемыми контрольной и опытной групп как в начале, так и в конце исследования выявлено не было (Р>0,05). Существенное улучшение произошло только в показателях ЖЕЛ, силы левой и правой кисти (Р<0,001, 0,01), что объясняется использованием в течение учебного года большого объёма средств, направленных на развитие силы и общей выносливости;
- наиболее существенные изменения произошли в показателях физической подготовленности. Направленное использование средств и методов физической культуры в опытной группе способствовало достоверному улучшению показателей, характеризующих профессионально важные физические качества;
- быстроту, общую выносливость и скоростно-силовые качества (Р<0,001). Испытуемые опытной группы имели и достоверно (Р<0,001) выше результаты в выполнении контрольных нормативов, характеризующих профессионально важные качества. Средний процент выполнения пяти контрольных тестов в конце эксперимента у испытуемых опытной группы составил 75,5%, а в контрольной - 59,6%;
- контроль за реакцией ССС на физическую нагрузку, проводимый в начале, середине и конце экспериментальных занятий, показал более высокий уровень ее функционирования, лучшую приспособляемость организма к повышенным физическим нагрузкам у студенток опытной группы по сравнению с контрольной.
- в конце экспериментальных занятий (май) в заключительной части урока пульс в опытной группе восстанавливался до 88 уд/мин, а в контрольной - до 125 уд/мин;
- использование средств и методов специальной физической подготовки положительно сказалось и на умственной работоспособности испытуемых в пользу студентов опытной группы. В этой группе к концу эксперимента достоверно (Р<0,01) улучшилось количество просматриваемых знаков на 29,8%, а в контрольной данный показатель ухудшился на 46,6%;
- результаты производственного тестирования по показателям быстроты, точности и совершенным ошибкам также показали достоверное (Р<0,01) преимущество студенток опытной группы над контрольной;
- использование средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки положительно сказалось и на числе заболеваний испытуемых в течение учебного года. В опытной группе различные инфекционные заболевания перенесли 25 человек, а в контрольной - 50 испытуемых;
- направленное использование средств физической культуры положительно сказалось и на формировании личностных качеств специалиста. Наблюдение за выпускниками ССУЗа показали, что они быстрее влились в производственный коллектив, проявляют настойчивость, решительность при выполнении производственных заданий.
1. Агеевец В.У. Роль физической культуры в будущей профессиональной деятельности студентов И Вопросы физического воспитания студентов. - Л., 1965. - С. 31-35.
2. Агеевец В.У. Физическая культура и гармоническое развитие личности в социалистическом обществе: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Л., 1970. - 15 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 222 с.
4. Бака М.М. Исследование оздоровительной и производственной эффективности массовых физкультурных мероприятий на металлургических заводах: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1968.- 24 с.
5. Батурина В.Г. Физическое воспитание студентов - пианистов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1972. - 24 с.
6. Белинович В.В. Вопросы организации физического воспитания учащихся профессионально-технических училищ с учётом профессиональной подготовки. - М.: Высшая школа, 1967. - 47 с.
7. Белинович В.В. Задачи и содержание прикладной физической подготовки учащихся профтехучилищ. - М., 1968. - С. 5-8.
8. Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт. 1958. - 262 с.
9. Белинович В.В. Принципы и методы обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1959. - 24 с.
10. Белинович В.В. Производственная гимнастика для рабочих швейной промышленности. М.: Физкультура и спорт. 1966, С. 3-6.
И.Белинович В.В. Система физкультурных мероприятий для подготовки к высокопроизводительному труду // Материалы ЦНИИФК к итоговой научной сессии института за 1965 г., 1966. - С. 31-40
12. Беляев Р.В. Особенности профессионально-прикладной подготовки кинооператоров И Теория и практика физической культуры. - 1971. №4. С. 58-60.
13. Бобылёв Ю.П. Экспериментальное обоснование ППФП будущих специалистов конструкторского профиля: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1974. - 21 с.
14. Бондаревский Е.Я., Лобанов С.Г., Уваров В.А. К вопросу об отборе тестов для оценки физической подготовленности школьников // Материалы научно-методической конференции Ереванского института физической культуры. - Ереван., 1970 - С. 29-34.
15. Бубэ X., Фэк Г., Штюблер X., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. - М.: Физкультура и спорт. 1968. - 220 с.
16. Бунак В.В. Антропометрия. Пособие для университетов. - М.: Учпедгиз. 1941. - 363 с.
17. Бурок Л.В. Исследование эффективности физического воспитания с профессиональной направленностью в профтехучилищах: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1970. 22 с.
18. Валеев Д.А. Экспериментальное исследование профессионально прикладной физической подготовки студентов вуза по специальности “Бурение нефтяных и газовых скважин: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1976. - 20 с.
ё
20. Витенас Т.Ф. Профессиональная направленность в физическом воспитании учащихся ПТУ, специалистов конвейнерно-потечного производства: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1982. - 23 с.
21. Виленский М.Я. Система профессиональной направленности физического воспитания в педагогических институтах // Теория и практика физической культуры. - 1978. - №6. С. 44-47.
22. Виленский М.Я. Физическая культура в . профессионально¬целостных ориентациях студентов и процесс их формирования // Теория и практика физической культуры. - 1991. №11. - С. 27-30.
23. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. - М.: Знание, 1987. - 96 с.
24. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Основы профессиональной
направленности физического воспитания студентов педагогических институтов. - М., 1980. - 104 с.
25. Виленский М.Я. Опыт экспериментального планирования учебных нагрузок в целях оптимизации физической и умственной работоспособности студентов // Теория и практика физической культуры. -1971. - №10. - С. 55-58.
26. Виленский М.Я., Русанов В.П. Направленное использование физических нагрузок как фактор управления профессиональной работоспособности студентов // Теория и практика физической культуры. - 1977. - №6. - С. 44-47.
27. Воробьёв А.Н., Медведев А.С. Методика тренировки тяжелоатлета // Тяжёлая атлетика. - М.: Физкультура и спорт. 1972. - С. 24-31.
28. Войтехов Д.Д. Социально-гигиеническое исследование условий труд.' быта и “состояния здоровья - работников умственного труда.
ф Годовой отчёт НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана. - М., 1974. - 64 с.
29. Варварин В.Н. Использование средств физического воспитания с целью профессионально-прикладной физической подготовки студентов Вуза по специальности “Горячая обработка металлов”: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1970. - 26 с.
30. Варварин В.Н., Гузиев К.Г. Особенности планирования и методики проведения спортивных занятий с молодёжью с учётом профессионально-прикладной физической подготовки студентов. // Новое в методике воспитания физических качеств у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1969, с. 31.
ЗГГаралис А.И. Социологические исследования среди инженеров в связи с проблемой ППФП будущих специалистов // Теория и практика физической культуры. - 1979. - №5. - С. 39-40.
32. Генивячус Ю.А. Об эффективности применения легкоатлетических упражнений в целях подготовки студентов к сдаче норм комплекса ГТО IV ступени: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1979. - 24 с.
33. Гзовский Б.М. Экспериментальное обоснование методики занятий по физическому воспитанию в учебных группах соответственно спортивной направленностью: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1973.- 22 с.
34. Годик М.А. Исследование факторной структуры скоростных двигательных способностей человека: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1966. - 24 с.
35. Голубев И.П. Теоретические основы ППФП студентов
педагогических вузов: Учебное пособие. - М., 1983. - 128 с.
36. Горбунов Ю.Г. Комплексная оценка выносливости студентов И Теория и практика физической культуры. -1971. - №11. - С. 56-59.
37. Гориневский В.В. Избр. соч. М., 1951. С. 274-275.
38. Гук Е.К. Изучение особенностей деятельности провизора в связи с
W задачами ППФП И Теория и практика физической культуры. - 1988.-№2. - С. 40.
39. Гук Е.П. Профессионально-прикладная физическая подготовка врача-хирурга: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1988. - 23 с.
40. Даманскас И., Тендзегольскис Л. Некоторые вопросы специальной профессионально-прикладной физической подготовки в Литовской ветеринарной академии. // Сборник трудов преподавателей кафедр физического воспитания сельскохозяйственных вузов СССР. -Фрунзе., 1967. С. 21-30.
41. Даньдо Ю.И. Состояние устойчивой работоспособности и утомление при мышечной работе // Физиология мышечной деятельности, труда и спорта. - М.: Наука. 1969. - С. 39.
42. Деманов А.В. Разработка и применение учебных нормативов по ППФП для учащихся СПТУ строительного профиля: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВНИИФК, 1991. - 22 с.
43. Демченко П.П. Особенности построения занятий в ПТУ с использованием многокомплектного спортивного оборудования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1989. - 22 с.
44. Демьяненко Ю.К. Влияние физических нагрузок и физической подготовленности на профессиональную деятельность, связанную с быстротой и точностью движений: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Л., 1963.- 22 с.
45. Демьяненко Ю.К., Меерсон А.М. Факторный анализ в исследовании взаимосвязей между физической подготовленностью и профессиональными навыками // Теория и практика физической культуры. - 1969. - №7. - С. 31-33.
46. Джамалов А.Ф. Исследование эффективности влияния различных
ё режимов двигательной деятельности на физическое развитие и
физическую подготовленность студенческой молодёжи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1969, - 28 с.
47. Джамгаров Т.Т. О влиянии занятий некоторыми видами спорта на воспитание у спортсменов решительности и смелости. // Проблемы психологии спорта. - М., 1962, С. 34-50.
48. Джамгаров Т.Т. О значении различных видов спортивной деятельности для формирования и совершенствования некоторых профессионально важных психических качеств. // Материалы III съезда психологов СССР. - М., 1968. 41 с.
49. Дьячков В.М. К вопросу управления процессом совершенствования технического мастерства. // Проблемы высшего спортивного мастерства - М., 1969. 49 с.
50. Дьячков В.М. Проблемы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1961, 49 с.
51. Егоров А.А. Исследование точности некоторых двигательных реакций у водителей и её совершенствование средствами физической подготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1966. - 222 с.
52. Егорпчев А.О. Методика контроля и коррекция уровня развития профессионально важных качеств студентов с использованием ЭВМ: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВНИИФК, 1992, - 22 с.
53. Ежков А.П. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов химических вузов И Теория и практика физической культуры. - 1963. - №10. - С. 53-54.
54. Ежков Е.П. О профессионально-прикладной физической подготовке
студентов технологических вузов И Теория и практика физической культуры. - 1967. - №3. - 27 с.
55. Жигачев В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка как средство тренировки ведущих психофизиологических функций на примере обучения машинистов башенных кранов. // Всесоюзная научно-методическая конференция по профессионально-прикладной физической подготовке. - М., 1972. С. 31-33.
56. Жигачев В.И., Жученко П.И. Экспериментальное обоснование средств профессионально-прикладной физической подготовки машинистов башенных кранов. // Материалы IV Всесоюзной научно-методической конференции по профессионально¬прикладной физической подготовке (Клайпеда - 1975). - М., 1975. С. 39-40.
57. Жолдак В.И. Роль и место профессионально-прикладной
физической подготовки в обеспечении готовности молодёжи к производственно-трудовой деятельности. // Материалы IV Всесоюзной научно-методической конференции по профессионально-прикладной физической подготовке (Клайпеда - 1975). -М., 1975. С. 3-10.
58. Жолдак В.И. Социально-педагогические основы производственной физической культуры: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М.: ГЦОЛИФК, 1991. - 50 с.
59. Жолдак В.И. Спорт - помощник в труде. - М.: - М.: Физкультура и спорт. 1971, - 72 с.
60. Жолдак В.И. Физическая культура и спорт как фактор повышения работоспособности и экономической эффективности производства.
И Материалы I Всесоюзной научно-методической конференции по ё социологическим проблемам физической культуры и спорта. - Л.,1966. С. 72-74.
61. Жолдак В.И., Нифонтова Л.Н., Мусаелов Н.А. К вопросу о производственной физической культуре. // Тез III Всесоюзной научно-методической конференции по социологическим проблемам физической культуры и спорта. - М., 1977. С. 68-69.
62. Жуков А.С., Кабачков В.А. Развитие у учащихся профессионально- технических училищ двигательных качеств в процессе физического воспитания. - М.: Высшая школа, 1976, 27 с.
63. Жуков М.Н. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки учителей-предметников в педагогических ВУЗах: Автореф.ди....канд.пед.наук.-М.,1993г.-22 с.
64.Загорский Б.И. Классификация профессий для целей
профессионально-прикладной физической подготовки. // Физкультура и спорт - важное средство коммунистического воспитания, подготовки советских людей к труду и защите Родины. - Ульяновск, 1973. С. 42-45.
65.Загорский Б.И. О содержании основных понятий теории и методике ППФП // Теория и практика физической культуры. - 1984. - №9. - С.44-46.
66.Загорский Б.И. Прикладная физическая подготовка // Теория и методика физического воспитания / Под ред. А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт. 1967. - С. 379-397.
67. Загорский Б.И. Профессионально-прикладная физическая
подготовка // Теория и методика физического воспитания / Под ред.
Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - М.: Физкультура и спорт. 1976 - $ Т.2.-С. 71-88.
68.3амаренов Б.К. Умственная и физическая работоспособность студентов в условиях различных двигательных режимов // Теория и практика физической культуры. - 1972. - №2. - С. 36-38.
69.3ахарэнко С.С. Особенности физического воспитания в ССУЗах при подготовке мастеров производственного обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВНИИФК, 1986. - 24 с.
70.3ациорский В.М. Физические качества спортсменов. - М.:Физкультура и спорт. 1970. - 200с.
71.3ациорский В.М. Вопросы переноса тренированности в двигательных действиях . // Координация двигательных и
вегетативных функций при мышечной деятельности человека. - М, 1965. С. 117-133.
72.3ациорский В.М., Волков Н.И., Кулик Н.Г. О двух типах выносливости // Теория и практика физической культуры. - 1965. - №2.-С. 21-23.
73.3имкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. - М.: Физкультура и спорт. 1956. - 206 с.
74.3убинин В.П. О профессиональной направленности в физическом воспитании студентов факультетов и институтов механизации сельского хозяйства // Теория и практика физической культуры. - 1963,-№11.-С. 47-48.
75.Зубцов Р.Г. Изменение скоростно-силовых качеств студентов в процессе учебного года. // Теория и практика физической культуры. - 1972. - №11. -С. 68-71.
76. Иванов Г.Д. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов: Методическое пособие. - Алма-Ата, 1979. - 93 с.
77. Ильинич В.И. О некоторых проблемных вопросах профессионально-прикладной физической подготовки (вопросы теории) // Теория и практика физической культуры. - 1990, - №3, - С. 13-15.
78. Ильинич В.И. ППФП будущих механизаторов сельского хозяйства // Теория и практика физической культуры. - 1973. - №4. - С. 53-55.
79. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка // Физическое воспитание / Под. ред. А.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова. - М.: Высшая школа, 1983. - С. 318-342.
80. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих агрономов // Теория и практика физической культуры. - 1980. - №1. - С. 41-42.
81. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов Вузов. - М.: Высшая школа, 1978. - 144 с.
82. Ильинич В.И., Костин А.А. Профессионально-прикладная
физическая подготовка работников сельского хозяйства лесостепной зоны. - Саратов ССХИ. 1972. - 125 с.
83. Ионов П.Д. Особенности ППФП учащихся профтехучилищ с одногодичным сроком обучения (на примере станочников- металлистов) И Теория и практика физической культуры. - 1987. - №6. - С. 21-22.
84. Кабачков В.А. Основы физического воспитания с профессиональной направленностью в учебных заведениях профтехобразования: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М.: 1996. - 63 с.
85. Кабачков В.А. ППФП // Комплексная программа по физическому воспитанию учащихся средних ПТУ. - М.. 1986. - С. 39-46.
86. Кабачков В.А.,Куренцов В. А., Пузырь Ю.П., Жуков М.Н. Типовая комплексная программа физического воспитания учащихся средних специальных учебных заведений. -Ярославль, 1998. -52 с.
87. Кабачков В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся профессионально-технических училищ (специальность “Монтажники конструкций”): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1969. - 14 с.
88. Кабачков В.А., Брыкин П.Т. Профессионально-прикладная
гимнастика: Методические рекомендации. - М., 1980. - 36 с.
89. Кабачков В.А., Волчанская В.В. Обоснование рационального объёма занятий физическими упражнениями для учащихся в системе профтехобразования // Социальные проблемы физической культуры и спорта. - М., 1980. - С. 87-94.
90. Кабачков В.А., Жицких В.П., Куренцов В.А. Физическое воспитание с профессиональной направленностью студентов инженерно¬строительных Вузов: Методические рекомендации. - М., 1990. - 35 с.
91. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. - М.: Высшая школа, 1991. - 222 с.
92. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся средних ПТУ. - М.: Высшая школа, 1982. - 176 с.
93. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная физическая // Программа физического воспитания учащихся учебных заведений ПТО. - М., 1977. - С. 67-85.
94. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Разработка ППФП и опыт её внедрения в учебных заведениях профтехобразования // Теория и практика физической культуры. - 1980. - №7. - С. 39-41.
95. Казаков П.М., Титов В.С. О влиянии профессионально-прикладной физической подготовки учащихся горного техникума на некоторые функциональные показатели их двигательного анализатора в период работы на шахтах. И Вопросы гигиены труда и профессиональной патологии в угольной, горнорудной и металлургической промышленности. - Киев, 1968. - С. 15-17.
96. Каргин Н.Н., Петров В.К., Москатова А.К. О системном подходе к исследованию профессионально-прикладной физической подготовки в профессионально-технических учебных заведениях. - И Материалы IV Всесоюзной научно-методической конференции по профессионально-прикладной физической подготовке (Клайпеда - 1975). -М., 1975. С. 51-52.
97. Карповский П.К., Виленский М.Я., Павлова Л.В. Факторы, определяющие отношение студентов к физическому воспитанию // Физическая культура в процессе обучения и профессиональной подготовки будущего учителя. - М.: МГПИ, 1982. - С. 147-173.
98. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гулков И.А. Современные методы исследования спортивной работоспособности. И Материалы научной конференции “Проблемы исследования работоспособности у спортсменов” (Декабрь 1974). - М., 1975. - С. 17-41.
99. Кедрова Г.М., Сидоренко Н.Я., Полиевский С.А. Влияние профессионально-прикладной физической подготовки на эффективность производственной практики учащихся ПТУ - шахтёров. // Материалы IV Всесоюзной научно-методической конференции по профессионально-прикладной физической подготовке (Клайпеда - 1975). - М., 1975. С. 53-54.
100. Кожин В.И. Пути повышения эффективности физического воспитания при обучении профессии техника по механизации учёта: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1980. - 25 с.
101. Козлов И.М. Актуальные вопросы прикладной физической подготовки учащихся ПТУ. // Профессионально-прикладная физическая подготовка. - М., 1974. - С. 65-67.
102. Коробков А.В. Выносливость и её физиологические основы. И Теория и практика физической культуры. - 1968. - №8. - С. 55-59.
103. Коробков А.В., Черняев Г.И., Третьяков Н.А. Методика оценки физической подготовленности спортсменов. - М.: Физкультура и спорт. 1963, С. 37-38.
104. Коровин С.С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодёжи: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М.: 1997. - 49 с.
105. Коровин С.С., Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура и формирование личности. Оренбург: Из-во ОГПИ, 1998. - 258 с.
106. Коровин С.С., Сысоев Д.Н. Профессионально-прикладная физическая культура в системе непрерывного образования учащейся молодёжи. - Оренбург: Из-во ОГПИ, 1996. - 50 с.
107. Коровин С. С., Фомин Н.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка работников сферы обслуживания. - Оренбург, 1991. - 109 с.
108. Кряжев В.Д., Верховский Ф.Л., Богоявленский Е.Н. К вопросу о совершенствовании методики физического воспитания в Вузе. // Теория и практика физической культуры. - 1977. - №5. - С. 58-60.
109. Кузнецов А.И., Маевский Л.В., Шустин Б.Н. Исследование структуры физической подготовленности студентов подготовительного и специального отделения // Теория и практика физической культуры. - 1971. - №1. - С. 49-51.
110. Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. - М.: Физкультура и спорт. 1970, С. 34.
11 ТКуренцов В.А. Рациональное соотношение средств общей и ППФП при освоении основных групп профессий в ПТУ: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: 1985. - 23 с.
112. Куренцов В.А., Поляков В.М. Использование средств и методов ППФП студентов автомобильно-дорожных Вузов: Методические рекомендации. - М., 1988. - 40 с.
113. Лесгафт П.Ф. Труды комиссии по техническому образованию 1889-1890 г. - М.: ПБ, 1891. С. 22.
114. Лыонг-Ким-Чунг. Исследование эффективности использования физических упражнений с профессиональной направленностью при подготовке специалистов текстильной промышленности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1976, - 30 с.
115. Макарова Г.П. Особенности ППФП учащихся швейных профтехучилищ // Тез. докладов Всесоюзной научно-практической конференции по ППФП. - М., 1972. - С. 36-38.
116. Матвеев Л.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. - 1996. - ;7. - С. 422-47.
117. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт. 1991. - 543 с.
118. Мацкевич М.В. Исследование регуляции рабочей позы станочников и возможности её совершенствования средствами физической культуры: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1977. - 34 с.
119. Мацкевич М.В., Кабачков В.А. О возможности повышения устойчивого стояния в рабочей позе средствами физкультуры // Теория и практика физической культуры. - 1975. №9. - С. 53-57.
120. Меньшиков Н.К. Развитие профессиональных способностей лётчика средствами физической подготовки: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Л.: ЛГПИ, 1972. - 48 с.
121. Нифонтова Л.Н., Якубовская А.Р. Состояние и перспективы развития производственной физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 1993. - №8. - С. 5-7.
122. Нифонтова Л.Н., Кабачков В.А. Проблема двигательной активности человека в системе профессионального обучения // Теория и практика физической культуры. - 1983. - №7, - С. 54-57.
123. Ниязов М.Н. Особенности физического воспитания в ПТУ в связи с освоением профессии механика-водителя хлопкоуборочных машин. И Материалы IV Всесоюзной научно-методической конференции по профессионально-прикладной физической подготовке (Клайпеда - 1975). - М., 1975. С. 74-76.
124. Новиков А.Д. Проблемы теории физического воспитания. // Теория и практика физической культуры. - 1966, №5, - С. 64-67.
125. Ольгин И.И. Профессиональная направленность физического воспитания учащихся ССУЗов строительного профиля: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: 1986. - 24 с.
126. Павлов И.П. Физиологический механизм так называемых произвольных движений. Поли. собр. трудов, т.З, М., 1949, 553 с.
127. Парыгин В.С. ППФП учащихся ПТУ (по специальности токаря). - Минск: Высшая школа, 1974. - 24 с.
128. Пашин А.А. Методика использования тренажёрных устройств и специальных приспособлений в ППФП учащихся ПТУ: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: 1986. - 22 с.
129. Пеганов Ю.А. Содержание и методика направленной физической подготовки юношей 16-17 лет с учётом требований ВС СССР: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1991. - 23 с.
130. Пилелей А. П. Содержание физической подготовки в СПТУ прохождения службы в Вооружённых Силах: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1993. 23 с.
131. Пол невский С.А. Гигиенические основы физической подготовки подростков к профессиональной деятельности: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 1974. - 36 с.
13 2. Пол невский С.А. Физическое воспитание учащейся молодёжи (гигиенические аспекты). - М.: Медицина, 1989. - 160 с.
133. Полиевский С.А., Старцева И.Д. Физкультура и профессия. - М.: Физкультура и спорт. 1988. - 160 с.
134, Полиевский С.А., Шелудьков А.П. Научно-практические основы ППФП для профессий, связанных с монтажом мелких деталей, шве шиков и обувщиков. - М., 1972. - 28 с.
135 Предварительная программа физического воспитания студентов Вузов. - М.: Высшая школа, 1991. - 65 с.
136. Программа по физическому воспитанию для средних специальных учебных заведений I-Ш курсы (на базе семилетнего образования). - М., 1958. - 55 с.
137. Программа по физическому воспитанию для средних специальных учебных заведений. - М.: Высшая школа, 1961. - 95 с.
13 8. Программа по физическому воспитанию учащихся средних учебных заведений. I и II курсы (на базе среднего образования). - М.: Советская наука, 1957. - 63 с.
139. Программа физического воспитания учащихся городских и сельских профессионально-технических училищ (с рекомендациями по профессионально-прикладной физической подготовке). - М.: Высшая школа, 1971. - 87 с.
140. Программа физического воспитания учащихся профессионально- технических училищ. - М.: Высшая школа, 1974. - 80 с.
141. Программа физического воспитания учащихся средних
специальных учебных заведений. - М.: Высшая школа, 1963. - 46 с.
142. Программа физического воспитания учащихся средних
специальных учебных заведений. - М.: Высшая школа, 1968. - 63 с.
143. Программа физического воспитания учащихся средних
специальных учебных заведений. - М.: Высшая школа, 1969. - 76 с.
144. Программа физического воспитания учащихся средних
специальных учебных заведений (для основных и факультативных занятий). - М.: Высшая школа, 1975. - 55 с.
145. Программа физического воспитания учащихся учебных заведений профессионально-технического образования. - М.: Высшая школа, 1977.- 92 с.
146. Программа физического воспитания учащихся учебных заведений
£ профессионально-технического образования. - М.: Высшая школа,1982.-ПО с.
147. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических Вузов. - М.: Высшая школа,1985. - 139 с.
148. Раевский Р.Т. Экспериментальное обоснование ППФП специалистов химической промышленности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1969. - 28 с.
* 149.Решетень И.Н. Общее и специальное в педагогике спорта. //
Педагогика, Психология. М., 1974. С. 64-66.
150. Решетников И.В. Физическая подготовка геодезиста - часть профессиональной подготовки И Теория и практика физической культуры. - 1965. - №6. - С. 54-56.
151. Рожновский А.Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка в инженерно-морских вузах: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 23 с.
152 Рудик П.А. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсмена. И Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. - М.: Физкультура и спорт. 1968. С. 61-74.
153. Рудик П.А. Психологическая подготовка и нравственное воспитание спортсменов. // Международная научно-практическая конференция по проблемам спортивной тренировки. - М., 1962. С. 71-77.
154. Ру дик П.А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена. IllПроблемы психологии спорта. - М.:Физкультура и спорт. 1962. С. 64-71.
155. Рудик П.А. Психология: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт. 1974. С. 512-520.
156. Сафин Р.С. Профессионально-прикладная подготовка по физической культуре студентов педагогических вузов // Материалы научно-методической конференции. - Уфа, 1965. - С. 27-40.
* 157.Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. Академия наук СССР. -М., 1961, С. 66-67.
158. Смаковов В.В. Профессиональная направленность физической культуры при малоподвижном труде в условиях ПТУ и производства: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВНИИФК,1986. - 23 с.
159. Соколов А.А. Профессионально-прикладная подготовка студентов медицинских вузов в процессе физического воспитания. И Учебное посг бие. - М.: Медицина. - 1966. - С. 25-35.
160. Соколов А.А. Роль физической культуры в будущей профессиональной деятельности студентов // Вопросы
Л
физического воспитания студентов. - М.: Высшая школа, 1966. - С. 10-25.
161. Солодков С.С. Содержание и методика ППФП учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВНИИФК, 1987. - 24 с.
162. Типовая комплексная программа физического воспитания
• учащихся профессионально-технических училищ. - М., 1991. - 71 с.
163. Титов В.С. Методические рекомендации по профессионально-
> прикладной направленности физического воспитания учащихся
горных техникумов. - М. Высшая школа, 1975. - 110 с.
164. Титов В.С. Методические рекомендации по профессионально-прикладной направленности физического воспитания шахтёров. - М. Высшая школа, 1977. - 126 с.
165. Титов В.С. Профессионально-прикладная направленность физического воспитания учащихся ССУЗов горного профиля: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1979. - 27 с.
# 166.Тихонов Н.Т. Рациональное соотношение средств общей и
специальной физической подготовки лётного состава на этапе профессионального обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1992.-23 с.
167. Фарфель В.С. Физиология спорта. - М.: Физкультура и спорт. 1960. - 384 с.
168. Филин В.П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М.. 1970.- 31 с.
169. Филин В.П., Чунин В.В. Комплексно-круговая форма занятий по физическому воспитанию в вузе // Теория и практика физической культуры. - 1972. - №10. - С. 31-33.
170. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт. 1972. - С. 93-98.
171. Харабуга Т.Д. и др. Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт. 1974. - 320 с.
•
172. Цаун В.А., Пустовой А.П. Профессионально-прикладная
физическая подготовка учащихся строительных ПТУ. - М.: Высшая школа, 1977. - 52 с.
173.Чебуков А.П. Особенности прикладной физической подготовки учащихся-токарей по металлу И Физическое воспитание учащихся профтехучилищ. - М., 1968. - С. 118-127.
174.Чебышева В.В. Психологические вопросы профессиональной ориентации школьника // Советская педагогика. - 1974. - №6. - 95 с.
17 5. Шабалкин Н.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов горных вузов. - М.: Высшая школа, 1971. - 53 с.
176. Шабалкин Н.Н. Профессионально-прикладная физическая
подготовка студентов горных вузов. - М., 1971. - 108 с.
177. Шабалкин Н.Н. Содержание профессионально-прикладной
физической подготовки студентов горных вузов И Теория и практика физической культуры. - 1970. - №8. - С. 57-59.
178. Шелудьков А.Н. Влияние занятий физической культурой и спортом на некоторые вопросы учебной, общественной и бытовой жизни учащихся профтехучилищ. И Физическое воспитание учащихся профтехучилищ. - М.: Физкультура и спорт. 1968. - С. 37-57.
179. Щодро М.В. Системно-структурный подход при исследовании ППФП специалистов морского флота // Теория и практика физической культуры. - 1988. - №11. - С. 3-4.
180. Davis I.A. Anaerobic threshold alterations caused by enduurance training in middle - aged man/ - Journal of Applied Physiology, 1979, vol. 46, №6, p. 1039-1046.
181. Ehrler W. Die Gestaltung von Programm fur das orgamsierte und selbstandige sportliche Uben. - Theorie und Praxis der Korperkultur, 1973, №4, S.. 325-329.
182. Joseph 1.1., Bena L.L. Cholosterol reduction a long term intense exercise program. - J. of Sports Medicine, 1977, vol. 17, №2, p. 163-168.
183. Frick M.N. Long - term exess pphysical activity and control haemodynamics. In:Advances in Cardiology. - Research in Physical Culture in Finland, 1976, vol. 188. №4, p. 135-143.
184. Larry W.G.. The development of aeroic capacityAa comparison of countinous and interval training. - Research Quarterly, 1979, vol. 50, №2, p. 199-206.
185 Lingqvist A. Physical exercise in the prevention of coronary heart desease. An experimentall study. - The Swedish Sport Research Council, Research Report., 1971-76 Stockholm, 1977. - 31 p.
186. Moffate R. J., Stamford B.A., Neill R.D. Placement of tri-weekly training sessions: importance regarding enhancement of aerobic capacity. - Research Qquarterly, 1977, vol. 48, №3, p. 583-591.
187. Ribisl P.M., Miller H.S., Mazzeo R. Diurnal variaation in exerccise prescription. InAAbsstracts of the 24th annual meeting of the American College. - Medicine and Science in Sport, 1977, vol. 9, №1. - 68 p.
Vanfraechem J., Vanfraechem R. Studies of the effect off a short training period on aged subjects. - Sport Medicine, 1977, vol. 17, №4, p. 373-380.