Профессионально-прикладная физическая культура в системе подготовки специалистов экономического профиля
|
Введение 4
Глава 1 Профессионально-прикладная физическая
подготовка в системе физического воспитания учащейся молодежи 8
1.1 Теоретические основы профессионально¬прикладной физической подготовки 8
1.2 Профессионально-прикладная физическая под¬
готовка в учебных заведениях профтехобразования 15
1.3 Особенности физического воспитания с профессиональной направленностью в высших и
средних специальных учебных заведениях 21
Заключение 29
Глава 2 Цель,задачи,методы и организация исследования 31
2.1 Цель,задачи и методы исследования 31
2.2 Организация исследования 38
Глава 3 Обоснование содержания экспериментальной программы совершенствования физической и профессиональной подготовленности студентов ССУ Зов экономического профиля 44
Особенности трудовой деятельности работников умственного труда и требования,предъявляемые к физической и психо-физической готовности 44
3.2 Определение профессионально важных качеств
специалистов экономического профиля 47
Заключение 52
Глава 4 Программа профессиональной физической культуры студентов ССУЗов экономического профиля 53
I Глава 5 Эффективность профессионально-прикладной
I физической культуры студентов экономического профиля (педагогический эксперимент) 68
5.1 Изменение показателей физического состояния
испытуемых в динамике учебного года 68
5.2 Влияние направленного использования средств физического воспитания на показатели
гемодинамики, частоты сердечных сокращений, подвижности нервных процессов и координацию движений 74
5.3 Влияние специальной физической подготовки
на профессионально-производственные показатели и состояние здоровья испытуемых 84
Заключение 89
Выводы 91
Практические
рекомендации 95
Список
литературы 98
Приложения 120
Глава 1 Профессионально-прикладная физическая
подготовка в системе физического воспитания учащейся молодежи 8
1.1 Теоретические основы профессионально¬прикладной физической подготовки 8
1.2 Профессионально-прикладная физическая под¬
готовка в учебных заведениях профтехобразования 15
1.3 Особенности физического воспитания с профессиональной направленностью в высших и
средних специальных учебных заведениях 21
Заключение 29
Глава 2 Цель,задачи,методы и организация исследования 31
2.1 Цель,задачи и методы исследования 31
2.2 Организация исследования 38
Глава 3 Обоснование содержания экспериментальной программы совершенствования физической и профессиональной подготовленности студентов ССУ Зов экономического профиля 44
Особенности трудовой деятельности работников умственного труда и требования,предъявляемые к физической и психо-физической готовности 44
3.2 Определение профессионально важных качеств
специалистов экономического профиля 47
Заключение 52
Глава 4 Программа профессиональной физической культуры студентов ССУЗов экономического профиля 53
I Глава 5 Эффективность профессионально-прикладной
I физической культуры студентов экономического профиля (педагогический эксперимент) 68
5.1 Изменение показателей физического состояния
испытуемых в динамике учебного года 68
5.2 Влияние направленного использования средств физического воспитания на показатели
гемодинамики, частоты сердечных сокращений, подвижности нервных процессов и координацию движений 74
5.3 Влияние специальной физической подготовки
на профессионально-производственные показатели и состояние здоровья испытуемых 84
Заключение 89
Выводы 91
Практические
рекомендации 95
Список
литературы 98
Приложения 120
Актуальность. В современных условиях социального кризиса, сложившегося в России, изменились и требования к подготовке специалистов. На первый план выдвигается социально-значимая задача - подготовка высококвалифицированных специалистов-профессионалов, сочетающих в себе глубокие специальные знания, высокую профессиональную подготовленность, общую культуру /В.И.Жолдак,1975,С.С.Коровин, В.А.КаСачков, 1998/.
Подготовка специалистов для всех отраслей промышленного производства в нашей стране традиционно осуществляется через систему высшего и среднего специального образования путем направленного использования средств и методов физической культуры и спорта. Это направление получило название профессионально-прикладной физической подготовки / В.Белинович, 1965, В.А. Кабачков, 1975/. Она является составной частью программ по физическому воспитанию и должна проводиться в ходе учебно- воспитательного процесса в течение всего периода обучения.
В исследованиях, проведенных за последние 25-30 лет /В.В.Белинович, 1958-1965. В.И. Загорский, 1967-1976, В.И Ильинич, 1978-1983, В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, 1978-1995, М. Н. Жуков,1993 и др./, убедительно доказана эффективность профессионально-прикладной физической подготовки /ППФП/ в формировании профессионально значимых физических и психофизических качеств, устойчивости организма к профессиональным заболеваниям, повышении уровня физической и профессиональной подготовленности, успешности освоения профессии и дальнейшего совершенствования в ней.
Вместе с тем практически полностью отсутствуют исследования, 0} направленные на формирование личности, её духовности, культуры, что является особенно важным на современном развитии общества. Имеются лишь отдельные работы Р.Т. Раевского /1985/, В.И. Ильинича /1990/, В. Д. Чепика /1994/, в которых предпринята попытка обосновать необходимость применения средств ППФП в становлении физической культуры личности молодого специалиста, но предлагается это осуществлять на фоне формирования комплекса профессионально важных качеств. При этом в поле зрения не попали современные виды профессиональной 'ф. деятельности, не отличающиеся ярко выраженной спецификой труда, но требующие более тонких педагогических воздействий направленной физической культуры. К ним, прежде всего, относятся профессии, связанные с умственным трудом.
Исходя из вышесказанного, подготовка высококвалифицированных специалистов с использованием средств физической культуры, отвечающих современным требованиям производства и производственным отношениям, является актуальным направлением исследований в сфере совершенствования образовательного уровня учащейся молодежи.
Решению данной проблемы и посвящено настоящее диссертационное исследование.
Предметом исследования является учебно-педагогический процесс с направленным использованием средств и методов физической культуры при подготовке в ССУЗах специалистов экономического профиля.
Объект исследования - организация средств и методов физической культуры студентов экономического профиля.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что направленное использование средств физической культуры и спорта в ходе учебно-педагогического процесса будет способствовать формированию стойкого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, укреплению здоровья, повысит уровень развития физических и профессионально значимых качеств, необходимых для успешного освоения профессии экономиста и дальнейшего совершенствования в ней.
Научная новизна исследования:
1. Обоснована целесообразность использования средств и методов профессиональной физической культуры в становлении личности высококвалифицированного специалиста экономического профиля.
2. Выявлена структура профессионально значимых физических качеств и психофизиологических функций организма, оказывающих существенное влияние на успешность освоения профессии и дальнейшего совершенствования в ней.
3. Разработано содержание и организация физического воспитания с направленным использованием средств и методов физической культуры при подготовке высококвалифицированных специалистов экономического профиля.
Практическая значимость работы обусловлена использованием результатов исследования в разработке содержания физического воспитания, способствующего повышению общей и профессиональной физической культуры учащейся молодежи, повышением эффективности профессиональной подготовки специалистов для современных видов трудовой деятельности.
Материалы исследований использованы в учебных занятиях ряда средних специальных учебных заведений РФ. На основе исследований разработаны методические рекомендации, что подтверждается актами внедрения.
Положения, выносимые на защиту:
- данные, характеризующие профессионально важные физические и психофизические качества высококвалифицированных специалистов экономического профиля и студентов обучающихся в ССУЗах;
- содержание профессионально-прикладной физической культуры будущих экономистов;
результаты исследований, свидетельствующие об эффективности экспериментально обоснованных средств и методов профессиональной физической культуры в системе экономического образования.
Подготовка специалистов для всех отраслей промышленного производства в нашей стране традиционно осуществляется через систему высшего и среднего специального образования путем направленного использования средств и методов физической культуры и спорта. Это направление получило название профессионально-прикладной физической подготовки / В.Белинович, 1965, В.А. Кабачков, 1975/. Она является составной частью программ по физическому воспитанию и должна проводиться в ходе учебно- воспитательного процесса в течение всего периода обучения.
В исследованиях, проведенных за последние 25-30 лет /В.В.Белинович, 1958-1965. В.И. Загорский, 1967-1976, В.И Ильинич, 1978-1983, В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, 1978-1995, М. Н. Жуков,1993 и др./, убедительно доказана эффективность профессионально-прикладной физической подготовки /ППФП/ в формировании профессионально значимых физических и психофизических качеств, устойчивости организма к профессиональным заболеваниям, повышении уровня физической и профессиональной подготовленности, успешности освоения профессии и дальнейшего совершенствования в ней.
Вместе с тем практически полностью отсутствуют исследования, 0} направленные на формирование личности, её духовности, культуры, что является особенно важным на современном развитии общества. Имеются лишь отдельные работы Р.Т. Раевского /1985/, В.И. Ильинича /1990/, В. Д. Чепика /1994/, в которых предпринята попытка обосновать необходимость применения средств ППФП в становлении физической культуры личности молодого специалиста, но предлагается это осуществлять на фоне формирования комплекса профессионально важных качеств. При этом в поле зрения не попали современные виды профессиональной 'ф. деятельности, не отличающиеся ярко выраженной спецификой труда, но требующие более тонких педагогических воздействий направленной физической культуры. К ним, прежде всего, относятся профессии, связанные с умственным трудом.
Исходя из вышесказанного, подготовка высококвалифицированных специалистов с использованием средств физической культуры, отвечающих современным требованиям производства и производственным отношениям, является актуальным направлением исследований в сфере совершенствования образовательного уровня учащейся молодежи.
Решению данной проблемы и посвящено настоящее диссертационное исследование.
Предметом исследования является учебно-педагогический процесс с направленным использованием средств и методов физической культуры при подготовке в ССУЗах специалистов экономического профиля.
Объект исследования - организация средств и методов физической культуры студентов экономического профиля.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что направленное использование средств физической культуры и спорта в ходе учебно-педагогического процесса будет способствовать формированию стойкого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, укреплению здоровья, повысит уровень развития физических и профессионально значимых качеств, необходимых для успешного освоения профессии экономиста и дальнейшего совершенствования в ней.
Научная новизна исследования:
1. Обоснована целесообразность использования средств и методов профессиональной физической культуры в становлении личности высококвалифицированного специалиста экономического профиля.
2. Выявлена структура профессионально значимых физических качеств и психофизиологических функций организма, оказывающих существенное влияние на успешность освоения профессии и дальнейшего совершенствования в ней.
3. Разработано содержание и организация физического воспитания с направленным использованием средств и методов физической культуры при подготовке высококвалифицированных специалистов экономического профиля.
Практическая значимость работы обусловлена использованием результатов исследования в разработке содержания физического воспитания, способствующего повышению общей и профессиональной физической культуры учащейся молодежи, повышением эффективности профессиональной подготовки специалистов для современных видов трудовой деятельности.
Материалы исследований использованы в учебных занятиях ряда средних специальных учебных заведений РФ. На основе исследований разработаны методические рекомендации, что подтверждается актами внедрения.
Положения, выносимые на защиту:
- данные, характеризующие профессионально важные физические и психофизические качества высококвалифицированных специалистов экономического профиля и студентов обучающихся в ССУЗах;
- содержание профессионально-прикладной физической культуры будущих экономистов;
результаты исследований, свидетельствующие об эффективности экспериментально обоснованных средств и методов профессиональной физической культуры в системе экономического образования.
достоверных различий по показателям, характеризующим длину и массу тела между испытуемыми контрольной и опытной групп как в начале, так и в конце исследования выявлено не было (Р>0,05). Существенное улучшение произошло только в показателях ЖЕЛ, силы левой и правой кисти (Р<0,001, 0,01), что объясняется использованием в течение учебного года большого объёма средств, направленных на развитие силы и общей выносливости;
- наиболее существенные изменения произошли в показателях физической подготовленности. Направленное использование средств и методов физической культуры в опытной группе способствовало достоверному улучшению показателей, характеризующих профессионально важные физические качества;
- быстроту, общую выносливость и скоростно-силовые качества (Р<0,001). Испытуемые опытной группы имели и достоверно (Р<0,001) выше результаты в выполнении контрольных нормативов, характеризующих профессионально важные качества. Средний процент выполнения пяти контрольных тестов в конце эксперимента у испытуемых опытной группы составил 75,5%, а в контрольной - 59,6%;
- контроль за реакцией ССС на физическую нагрузку, проводимый в начале, середине и конце экспериментальных занятий, показал более высокий уровень ее функционирования, лучшую приспособляемость организма к повышенным физическим нагрузкам у студенток опытной группы по сравнению с контрольной.
- в конце экспериментальных занятий (май) в заключительной части урока пульс в опытной группе восстанавливался до 88 уд/мин, а в контрольной - до 125 уд/мин;
- использование средств и методов специальной физической подготовки положительно сказалось и на умственной работоспособности испытуемых в пользу студентов опытной группы. В этой группе к концу эксперимента достоверно (Р<0,01) улучшилось количество просматриваемых знаков на 29,8%, а в контрольной данный показатель ухудшился на 46,6%;
- результаты производственного тестирования по показателям быстроты, точности и совершенным ошибкам также показали достоверное (Р<0,01) преимущество студенток опытной группы над контрольной;
- использование средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки положительно сказалось и на числе заболеваний испытуемых в течение учебного года. В опытной группе различные инфекционные заболевания перенесли 25 человек, а в контрольной - 50 испытуемых;
- направленное использование средств физической культуры положительно сказалось и на формировании личностных качеств специалиста. Наблюдение за выпускниками ССУЗа показали, что они быстрее влились в производственный коллектив, проявляют настойчивость, решительность при выполнении производственных заданий.
- наиболее существенные изменения произошли в показателях физической подготовленности. Направленное использование средств и методов физической культуры в опытной группе способствовало достоверному улучшению показателей, характеризующих профессионально важные физические качества;
- быстроту, общую выносливость и скоростно-силовые качества (Р<0,001). Испытуемые опытной группы имели и достоверно (Р<0,001) выше результаты в выполнении контрольных нормативов, характеризующих профессионально важные качества. Средний процент выполнения пяти контрольных тестов в конце эксперимента у испытуемых опытной группы составил 75,5%, а в контрольной - 59,6%;
- контроль за реакцией ССС на физическую нагрузку, проводимый в начале, середине и конце экспериментальных занятий, показал более высокий уровень ее функционирования, лучшую приспособляемость организма к повышенным физическим нагрузкам у студенток опытной группы по сравнению с контрольной.
- в конце экспериментальных занятий (май) в заключительной части урока пульс в опытной группе восстанавливался до 88 уд/мин, а в контрольной - до 125 уд/мин;
- использование средств и методов специальной физической подготовки положительно сказалось и на умственной работоспособности испытуемых в пользу студентов опытной группы. В этой группе к концу эксперимента достоверно (Р<0,01) улучшилось количество просматриваемых знаков на 29,8%, а в контрольной данный показатель ухудшился на 46,6%;
- результаты производственного тестирования по показателям быстроты, точности и совершенным ошибкам также показали достоверное (Р<0,01) преимущество студенток опытной группы над контрольной;
- использование средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки положительно сказалось и на числе заболеваний испытуемых в течение учебного года. В опытной группе различные инфекционные заболевания перенесли 25 человек, а в контрольной - 50 испытуемых;
- направленное использование средств физической культуры положительно сказалось и на формировании личностных качеств специалиста. Наблюдение за выпускниками ССУЗа показали, что они быстрее влились в производственный коллектив, проявляют настойчивость, решительность при выполнении производственных заданий.
Подобные работы
- Профессионально-прикладная физическая культура в системе подготовки специалистов экономического профиля
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 1999 - Формирование экономических знаний студентов педагогических вузов педагогических специальностей на основе информационных технологий
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ
Диссертация , физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ИГРОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВОЕННОГО АВИАЦИОННО-ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА КАНДИДАТОВ НА УЧЕБУ И СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ
К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА КАНДИДАТОВ
НА УЧЕБУ И СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2003



