Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников
учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-
оздоровительной деятельности
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы формирования культуры здорового образа жизни в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности
1.1. Культура здорового образа жизни и проблемы ее
формирования 14
1.2. Педагогический анализ программного обеспечения
физкультурно-оздоровительной деятельности учреждений системы дополнительного образования 36
1.3. Средства и формы физкультурно-оздоровительной
деятельности по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования. 61
Выводы по главе 1. 85
Глава 2. Организационно-содержательные основы
деятельности учреждения дополнительного образования по использованию физкультурно-оздоровительной деятельности в целях формирования культуры здорового образа жизни
2.1. Организационные основы опытно-экспериментальной работы по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования
средствами физкультурно-оздоровительной деятельности 88
2.2 Содержательные основы реализации образовательной
программы «Атлетическая гимнастика» в условиях учреждения дополнительного образования 106
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 132
Заключение. 148
Литература. 152
Приложение. 177
Современные темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и объему его деятельности, вопрос резкого и значительного повышения физического и духовного потенциала становится первостепенным. В системе общекультурных ценностей высокий уровень здоровья человека во многом определяет возможность освоения им всех остальных ценностей, и в этом смысле является основой, без которой сам процесс развития человека малоэффективен. Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровье сберегающих форм жизнедеятельности человека - здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста, поскольку качества, привитые с детства, всегда оказываются наиболее прочными и активно воздействуют на весь дальнейший процесс формирования личности. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенком самого себя, своих возможностей и способов их развития и приумножения наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из естественно-социальных основ здоровья и осознания права и ответственности общества за здоровье детей. Обобщение опыта деятельности различных видов образовательных учреждений по формированию культуры здорового образа жизни детей показало, что недостаточно изученными являются вопросы, связанные с организационно-содержательными условиями формирования культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования.
Все это позволило определить проблему формирования культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе оздоровительной физической культуры как предмет исследования педагогической науки. Данная проблема выступает в качестве целой системы вопросов, принципиальные аспекты которых находят отражение в отечественной и зарубежной философской, социологической, психолого-педагогической литературе, и занимает существенное место в общем комплексе научных исследований.
Педагогические теории и технологии формирования физической культуры представлены в работах М.Я. Виленского, Г.М. Соловьева, Л.И. Лубышевой. Физкультурно-оздоровительную деятельность детей в режиме дня образовательного учреждения изучали Л.Л. Головина, Ю.А. Копылов и др. Мониторинг результатов проведения здоровье-сберегающих мероприятий, тестирование в оздоровительной физической культуре наиболее полно были раскрыты в работах В.В. Зайцевой, В.Д. Сонькина, В.В. Кудрявцева, В.И. Харитонова и др. Значение и возможности физической подготовки в сохранении и укреплении здоровья детей изучали Э. Баллингер, В.К. Бальсевич, Л.Л. Головина, Е.А. Пиро¬гова, А.Г. Сухарев и др. Факторы, влияющие на состояние здоровья, такие как школьная среда, изучены в работах М.В. Антроповой, Г.К. Зайцева, В.В. Колбанова, Г.Г. Щербакова, образ жизни и уровень развития адаптационных механизмов - в работах Ю. П. Лисицина, В. В. Маркова, А. Г. Щедриной и др. Вопросы психологического здоровья детей отражены в работах Р.И. Айзмана, В.И. Бондина, И.В. Дубровиной, В.П. Озерова,
Э.М. Казина и др. Развитие системы дополнительного образования, активизация воспитательного потенциала данных учреждений были объектом исследования В.Г. Бочаровой, Ю.П. Сокольникова, В.Н. Гурова, А.Б. Фоминой и др. Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах Н.П. Абаскаловой, Н.А. Амосова, В.К. Бальсевича, Н.И.Брехмана, М.Я. Виленского, Г.К.Зайцева, А.Г. Комкова, Г.М. Соловьева, Л.Г. Татарниковой,
О.Л. Трещевой и др.
Анализ философской, педагогической и специальной литературы по проблеме формирования культуры здорового образа жизни ребенка, а так же изучение реального состояния проблемы в опыте работы учреждений дополнительного образования подтверждают существование противоречий:
- между общественной необходимостью формирования культуры здорового образа жизни подрастающего поколения и недостаточным уровнем и объемом индивидуального знания личной физической культуры большинства людей;
- между возможностями учреждений дополнительного образования и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью системы здоровьеформирующих и здоровьеразвивающих технологий;
- между содержанием существующих программ по физическому воспитанию детей, учитывающих часто лишь физическое развитие ребенка и современными требованиями к физкультурно-оздоровительной деятельности , направленной на формирование культуры здорового образа жизни.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, как объективной необходимостью создания системы здоровьесберегающих мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования, так и недостаточной разработанностью многих аспектов данной проблемы на теоретическом и методическом уровнях. В этой связи возникает проблема: каковы организационно-содержательные условия физкультурно¬оздоровительной деятельности в формировании культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования.
Необходимость разрешения данных противоречий обусловила выбор темы исследования: «Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности».
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать организационно-содержательные условия физкультурно-оздоровительной деятельности по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования.
Объект исследования - физкультурно-оздоровительная деятельность учреждений дополнительного образования.
Предмет исследования - процесс формирования культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности может осуществляться более эффективно, если будут обеспечены следующие условия:
- изучение реальных образовательных запросов населения района, касающихся оздоровления детей средствами физической культуры;
- соответствие материально-технических возможностей учреждения дополнительного образования задачам физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на формирование культуры здорового образа жизни воспитанников;
- определение основных критериев сформированности культуры здорового образа жизни;
- разработка программ физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях учреждений дополнительного образования на основе следующих принципов: системности и комплексности, научности и доступности, интегративности, соответствия и с учетом региональных особенностей;
- взаимодействие с родителями воспитанников, с целью формирования у них основ знаний и умений по использованию средств физической культуры в сохранении и укреплении здоровья всех членов семьи.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи.
1. Провести анализ существующих подходов к изучению проблемы формирования культуры здорового образа жизни в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
2. Выявить возможности и преимущества учреждений дополнительного образования в организации физкультурно-оздоровительной деятельности с целью формирования культуры здорового образа жизни воспитанников в сравнении с общеобразовательными учреждениями.
3. выявить особенности процесса формирования культуры здорового образа жизни детей с использованием средств физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях учреждений дополнительного образования.
4. Обосновать, разработать и апробировать программу физкультурно-оздоровительной деятельности, направленную на формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования.
Методологическую основу исследования составили гуманистические и аксиологические подходы, согласно которым человек является высшей ценностью и самоцелью общественного развития и образовательного процесса; современные философские, социально-педагогические концепции, определяющие сущность, содержание и организационные формы процесса формирования культуры здорового образа жизни; концепции личностно-ориентированного и ценностно-ориентированного образования.
Теоретической основой исследования являются:
- современные исследования в области валеологии (Н.А. Амосов, И.А. Аршавский, И.И. Брехман, И.М. Воронцов, Э.М. Казин, В.П. Озеров, Л.Г. Татарникова, Л.З. Тельз и др.);
- положения о сущности целостного педагогического процесса и его обусловленности социологическими, психологическими факторами (В.П. Беспалько, Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, В.А. Сластенин, и др.);
- психолого-педагогические аспекты проблем детского коллектива: межличностные отношения (Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский и др.); взаимодействие педагогов и воспитанников (Б.З. Вульфов, А.Б. Добрович и др.); развитие индивидуальности в коллективе (А.А. Бодалев, М.Д. Виноградова, А.В. Мудрик и др.);
- положения теории и методики физического воспитания детей оздоровительной направленности (В.М. Баранов, Ю.А. Виноградов, П.Ф. Лесгафт, Л.И. Лубышева, В.Н. Лях, Е.Г. Мильнер, Ю.А. Орешкин, В. Д. Санькин);
- результаты исследований, направленных на решение проблем физкультурно-оздоровительной работы с детьми и подростками в условиях образовательных учреждений (В.П. Богданов, А.А. Гужановский, Л.Л. Го¬ловина, Ю.А. Копылов), по месту жительства (Е.П. Безносиков, Р.А. Белов, Г.П. Богданов, Б.П. Панкратов, Г.А. Реброва и др.);
- труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме формирования культуры здорового образа жизни (Л.В. Баль, В.К. Баль- севич, Г.П. Богданов, М.Я. Виленский, П.А. Виноградов, Н.К. Смирнов, Г.М. Соловьев, Л.Г. Татарникова, О.Л. Трещева, Байер К., Шейнбург Л. и др.).
В диссертации использовались так же документы федерального и регионального значения: документы федерального и регионального законодательства, историко-педагогические материалы по проблеме сохранения и развития здоровья подрастающего поколения; нормативно-правовые документы учреждений дополнительного образования детей.
Для решения поставленных задач исследования, проверки гипотезы использовалась следующая совокупность методов.
Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической и научно¬методической литературы и нормативно-правовых актов, сравнение и обобщение научно-исследовательских работ по исследуемой проблеме. Эмпирические: наблюдение (косвенное, прямое, самонаблюдение), констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование и опрос (анкетирование).
Статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики (t - критерий Стьюдента, х2- крите-рий Пирсона) , шкалирование.
Исследование осуществлялось в три этапа в течении 1997-2002 гг..
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялись изучение и анализ состояния исследования поставленной проблемы в науке и практике, передового педагогического опыта (современные направления деятельности учреждений дополнительного образования по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников) различных регионов России. Определялись объект, предмет исследования, цели, задачи, исходные методолого-теоретические основы исследования, формулировалась рабочая гипотеза.
На втором (экспериментальном) этапе выявлялись роль и возможности учреждений дополнительного образования в использовании физкультурно-оздоровительной деятельности как средства формирования культуры здорового образа жизни. Разрабатывались и внедрялись организационно-содержательные и методические условия физкультурно¬оздоровительной деятельности с целью формирования культуры здорового образа жизни воспитанников Центра детско-юношеского творчества Промышленного района города Ставрополя с учетом специфики региона.
На третьем (обобщающем) этапе велась корректировка образовательной программы «атлетическая гимнастика» к условиям развития учреждения дополнительного образования и региональной образовательной программы «Здоровье». Обобщались полученные данные, разрабатывались научно-методические рекомендации по использованию образовательной программы «Атлетическая гимнастика» в образовательном процессе учреждений дополнительного образования. Оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем обоснована необходимость введения в физкультурно-оздоровительную деятельность учреждений дополнительного образования теоретической и практической подготовки воспитанников в области здорового образа жизни.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнено понятие культуры здорового образа жизни; определены критерии сформированности культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования; выявлены организационно-содержательные условия формирования культуры здорового образа жизни в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности в учреждении дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в разработанной образовательной программе «Атлетическая гимнастика» и методическом сопровождении, которые обеспечивают высокую результативность процесса формирования определенного объема знаний и умений воспитанников по использованию средств физической культуры для укрепления здоровья и увеличения объема двигательной активности детей, и создания условий для мотивационно-ценностной ориентации воспитанников на ведение здорового образа жизни. Результаты исследования: опыт проектирования образовательного процесса и его дидактическое сопровождение, комплекс диагностических методик, могут быть использованы в комплексных программах «Здоровье» для любого типа учреждения дополнительного образования.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования как объективная необходимость обеспечивается обновлением содержания физкультурно-оздоровительной деятельности данных учреждений в соответствии с особенностями организации образовательного процесса в данных учреждениях и с учетом интересов, потребностей и состояния здоровья детей.
2. Составляющими культуры здорового образа жизни являются элементы личной физической культуры, гигиенической культуры, культуры межличностных отношений, культуры психофизической регуляции.
3. Организационно-содержательные условия формирования культуры здорового образа жизни в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях учреждения дополнительного образования:
- изучение реальных образовательных запросов населения района, касающихся оздоровления детей средствами физической культуры;
- соответствие материально-технических возможностей учреждения дополнительного образования задачам формирования культуры здорового образа жизни воспитанников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности;
- определение основных критериев сформированности культуры здорового образа жизни;
- разработка программ физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях учреждений дополнительного образования должна опираться на принципы: системности и комплексности, научности и доступности, интегративности, соответствия и с учетом региональных особенностей;
- взаимодействие с родителями воспитанников в целях формирования у них основ знаний и умений по использованию средств физической культуры в сохранении и укреплении здоровья всех членов семьи.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены совокупностью методологических и теоретических позиций исследования; анализом современных подходов к решению проблемы формирования культуры здорового образа жизни детей с использованием средств физкультурно-оздоровительной деятельности; организацией экспериментальной работы с применением комплекса методов исследования, адекватных предмету, целям и задачам диссертационного исследования; практической апробацией комплекса здоровьесберегающих мероприятий в период образовательной деятельности учреждения дополнительного образования, валидностью тестовых методик.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ведущие положения исследования, а так же вопросы их практического внедрения докладывались и обсуждались на методических семинарах и заседаниях методического объединения специалистов по физической культуре Центра детско-юношеского творчества Промышленного района г. Ставрополя. Образовательная программа «Атлетическая гимнастика» стала в 2000 году лауреатом краевого конкурса образовательных программ учреждений дополнительного образования среди программ физкультурно¬оздоровительной направленности. Теоретические и экспериментальные результаты изложены в публикациях научных статей.
Наиболее острой проблемой реформирования образования является обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья школьников, разработка профилактических и коррекционных программ, призванных поддержать здоровье детей на всех этапах онтогенеза. Решая вопросы реформирования здоровьесберегающей деятельности система образования пришла к выводу, о необходимости формирования потребностей и привычек в осознанном и разумном отношении к своему здоровью, выработке умений и навыков в физическом совершенствовании и укреплении психического здоровья. Решение задач формирования культуры здорового образа жизни подростающего поколения в свою очередь, так же натолкивается на ряд противоречий:
- между общественной необходимостью формирования культуры здорового образа жизни подрастающего поколения и недостаточной разработанностью управленческих, содержательных и методических аспектов решения данной задачи в образовательных учреждениях;
- между возможностями учреждений дополнительного образования в решении вопросов здоровьесбережения и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью системы здоровье формирующих и развивающих технологий.
На поиск путей и способов разрешения указанных противоречий и было направлено наше диссертационное исследование. Основным результатом решения поставленных в исследовании задач является теоретическое и экспериментальное подтверждение гипотезы о целесообразности использования физкультурно-оздоровительной деятельности как основного средства формирования культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования. Эффективность формирования культуры здорового образа жизни в значительной степени определяется осознанием подрастающим поколением не только права на здоровье, но и ответственности за его сохранение и укрепление. А процесс формирования культуры здорового образа жизни воспитанников учреж-дения дополнительного образования представляет собой теоретическую и практическую подготовку детей в сфере здорового образа жизни.
В результате анализа научной литературы, посвященной деятельности учреждений дополнительного образования в сфере решения проблем сохранения и укрепления здоровья детей был выявлен ряд преимуществ учреждений дополнительного образования в сравнении с общеобразовательными школами в организации и проведении физкультурно¬оздоровительной деятельности по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников:
- учреждения дополнительного образования имеют наибольший удельный вес в организации образовательной деятельности в сфере свободного времени детей;
- образовательная деятельность данных учреждений основана на личных интересах, добровольности, инициативе и самостоятельности самих детей;
- сформированные на базе сети внешкольных учреждений, учреждения дополнительного образования имеют мощный кадровый и программно-методический потенциал, традиции и опыт воспитательной работы с подрастающим поколением, налаженную систему связи с социальными институтами;
- наличие нормативно-правовой базы, более четко регламентирующей физкультурно-оздоровительную деятельность учреждений дополнительного образования в сравнении с другими типами образовательных учреждений. Полученные результаты в ходе опытно-экспериментальной физкультурно-оздоровительной работы (см. таблицу№1) с воспитанниками учреждения дополнительного образования по формированию культуры здорового образа жизни доказали эффективность созданных нами организационно-содержательных и методических условий физкультурно-оздоровительной деятельности как основного средства формирования культуры здорового
образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования. Для формирования культуры здорового образа жизни воспитанников
учреждения дополнительного образования средствами физкультурно-оздоровительной деятельности необходимо выполнение следующих
организационно-содержательных условий:
- изучение реальных образовательных запросов населения района, касающихся оздоровления детей средствами физической культуры;
- соответствие материально-технических возможностей учреждения дополнительного образования для осуществления задач формирования культуры здорового образа жизни воспитанников средствами физкультурно¬оздоровительной деятельности;
- определение основных критериев сформированности культуры здорового образа жизни;
- разработка программ физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях учреждений дополнительного образования должна опираться на принципы:
- образовательный процесс должен предусматривать развитие направлений работы с родителями воспитанниками, с целью формирования у них основ знаний и умений по использованию средств физической культуры в сохранении и укреплении здоровья всех членов семьи.
Обоснованная, разработанная и апробированная образовательная программа «Атлетическая гимнастика» доказала огромные возможности данного вида гимнастики в разрешении вопросов мотивационно-ценностных ориентаций воспитанников на ведение здорового образа жизни.
Данное диссертационное исследование не исчерпывает все аспекты сложной, многогранной проблемы формирования культуры здорового образа жизни в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Перспективы изучения проблемы связаны с дальнейшими исследованиями содержательных, организационных, управленческих аспектов физкультурно¬оздоровительной деятельности учреждений дополнительного образования, а так же:
- углубление междисциплинарных связей решения проблемы формирования культуры здорового образа жизни;
- создание сети специализированных клубов и школ на базе учреждений дополнительного образования, ведущих физкультурно-оздоровительную деятельность в целях формирования культуры здорового образа жизни подрастающего поколения.
1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа—вуз»: Автореф. докт. дис. - Барнаул, 2000. - 48с.
2. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. - М., 1982.-200с.
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.- М., 1985. - 180с.
4. Айзман Р. И. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. — Новосибирск: НГПУ, 1996 - 19с.
5. Айзман Р. И. Психологическая и медицинская валеология - цели и задачи // Научно-практический журнал «Валеология», 1997. - С.2-23.
6. Акилов М. В. «Индивидуальный стиль здорового образа жизни - цель обучения в системе физкультурного образования» // Физическая культу¬ра: воспитание, образование, тренировка. -2000.- №2.-С.10-11.
7. Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы Первой всероссийской конференции. - М.: АПКиПРО, 1997.- 192с.
8. Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь: СГУ, 1998.- 70с.
9. Амосов Н.А. Раздумья о здоровье.- Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987г. - 90с.
10. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - 156с.
11. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 335с.
12. Андреева Г.М. Социальная психология.- М., 1980. - 286с.
13. Артемов В.А. Образ жизни и здоровье сельского населения // Социо¬культурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни.- М., 1996.- 72с.
14. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего разви¬тия образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. - 1997. - №9. - С.5-7.
15. Бабанский Ю. К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды / Сост. М. Ю. Бабанский. - М., 1989. - 420с.
16. Байер К., Шейнбург Л. Здоровый образ жизни. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 100с.
17. Баллингер Э. Учебная гимнастика: Двигательные упражнения для ус¬пешной учебы в школе. - М.: Просвещение, 1996. - 136с.
18. Балондин В.И. Физиологические принципы разработки режимов труда и отдыха. - Л.: Наука, 1984.- 215с.
19. Баль Л. В. От восьми до семнадцати, или Что думают о здоровье дети. М., 2000. - 70с.
20. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. - М., 2000.-100с.
21. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической куль¬туры. - 1990.- №1.-С.10-12.
22. Баранов В.М. В мире оздоровительной физической культуры. - Киев: Здоровья, 1991. - 90с.
23. Белов Р. А. Организация работы по физической культуре и спорту по месту жительства: Учеб. пособие для факультетов физ. воспитания пед. институтов. - Киев: Вища шк., 1987. - 237 с.
24. Белякова Н.Т. Фигура, грация, осанка. - М.: Просвещение, 1978.- 65с.
25. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем.- Воронеж, 1977. - 96с.
26. Богданов Г. П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в клубной, кружковой работе с молодежью и взрослыми:
Методическое пособие.- М.: ВНМЦ и КПР Министерства культуры СССР, 1990.- 108с.
27. Богданов Г. П. Школьникам - здоровый образ жизни (внеурочные заня¬тия с учащимися по физической культуре). - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 160 с.
28. Боген М.М. Обучение двигательным действиям.- М.: Физкультура и спорт, 1985.- 193с.
29. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983. - С. 77-84.
30. Бодибилдинг. Баланс красоты и здоровья. - М.: Фанр - Пресс, 2002.¬300с.
31. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей че¬ловека. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 200с.
32. Бондин В. И. «Концептуальные основы валеологического образования» // Научно-практический журнал «Валеология»,1997. - 31. - С.7-8.
33. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд., доп., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 206 с.
34. Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников. - М.: Просвещение,
1992. - 65с.
35. Бубэ Х., Фек Г., Штюблер Х., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 216 с.
36. Буц Л.М. Для вас девочки! - М.: Физкультура и спорт, 1975.- 120с.
37. Быковская И.М. «Быть телом» — «иметь тело» — «творить тело» три уровня бытия «HOMO SOMATIS» и проблемы физической культуры // Теория и практика физической культуры.-1993.- № 7.-С. 2-5.
38. Быковская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. Общество социологов РАН. — М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993.- 80с.
39. В основе - атлетическая гимнастика // Физическая культура в школе. -
1996. - №6.-С.6-7.
40. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников.— М.: Просвещение, 1991, - 64с.
41. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М.: Издат. центр «Академия», 2002г. - 155с.
42. Васильков Г.А. Парные гимнастические упражнения. - М: Физкультура и спорт, 1972.- 85с.
43. Венедиктов Д.Д., Чекнев Б.М.. Философские и системные аспекты ин¬дивидуального и общественного здоровья // Здоровье - системное каче¬ство человека. - М.: Медицина, 2000, - 300с.
44. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 125с.
45. Виленский М.Я. Здоровый образ жизни учащийся молодежи как условие культурной жизнедеятельности. // Физическая культура - основа здоро¬вого образа жизни. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 1995г. - Часть 2. - 75с.
46. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты фор-мирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. -1994.- № 9. - С.8-12.
47. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры лично¬сти. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -
2001. - №3.- С.2-7.
48. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической куль¬туры и здорового образа жизни. - М., 1996. - 94с.
49. Внешкольные учреждения. Пособие для работников внешкольных учре¬ждений. / Под ред. Л.К. Балясной, Л.И. Филатова, В.С. Муратова. - М.: Просвещение, 1978.- 256с.
50. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов. / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М.: Просвеще¬ние, 1990. - 319с.
51. Войцехович В.Э. Духовные основы здоровья // Мир психологии. - 2000. - №4. - С.233-242.
52. Вульфов Б. З. Семь парадоксов воспитания. - М.: Новая школа, 1994. - 77с.
53. Выдрин В. М. Перестройка в области физической культуры (Проблемы и пути) //Теория и практика физической культуры, 1987. - №8.-С. 22-25.
54. Гендин А. М., Майер Р. А., Сергеев М. И. Состояние и факторы развития физической культуры и здорового образа жизни школьников. — Новоси¬бирск, 1989.- 130с.
55. Гигиена подростков и детей: Учебник. / Под ред. Г.Н. Сердюковской.- М.: Медицина, 1989.- 320с.
56. Глухов В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. - Киев: Здоровья, 1989. - 210с.
57. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 156с.
58. Годик М.А., Барамидзе А.М., Киселева Т.Г. Стретчинг: подвижность, гибкость, элегантность. - М.: Советский спорт, 1991.- 96с.
59. Головина А. Л., Кокова Е. И., Копылов Ю. Л. Структура мотивации к физ¬культурно-оздоровительной деятельности учащихся общеобразователь¬ной школы // Физическая культура: воспитание, образование, трениров¬ка.- 1996.- №3. - С.13-15.
60. Головина Л.Л., Копылов Ю.А. Культурологические стремления и соци¬
ально значимые качества личности школьников 7- 9 лет с различным уровнем интереса к занятиям физической культурой // Физическая куль¬тура, воспитание, образование, тренировка.- 2000.- № 1.- С.12-13.
61. Головина Л.Л., Копылов Ю.А. Средоориентированная физкультурно¬оздоровительная деятельность учащихся младшего школьного возраста.// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2001.- №4.-
С.45-47.
62. Гришин В. В., Лушин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. -М., 1990.- 64с.
63. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников.— Минск: Народная асвета, 1978.- 88 с.
64. Гужаловский А. А. Физическая культура в режиме для учащихся. - Минск: Народная асвета, 1976.- 90с.
65. Гуревич И. А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: Практическое пособие.- Минск. Высшая школа, 1986.¬300с.
66. Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей Мо¬сква - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. - 228с.
67. Гуров В.Н., Озер В.П., Щербаков Г.Г. и др. Лицей выбирает здоровье (на материалах опытно-экспериментальной работы лицея №10 г. Ставропо¬ля). - Ставрополь: СКИПКРО, 2000. - 156с.
68. Детские праздники в школе, в оздоровительном лагере, дома. Подсказки организаторам детского досуга. / Сост. Л.Г. Нешерет. М., 2000.- 120с.