ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1 Становление и развитие системы дополнительного профессионального образования 11
1.2. Педагогическая значимость социальной адаптации в системе
дополнительного профессионального образования 38
1.3. Психолого-педагогические аспекты совершенствования
профессионализма и становления личности слушателя в системе дополнительного профессионального образования 62
ГЛАВА II. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА 84
2.1. Реализация организационного и содержательного компонентов
обучения слушателей в системе дополнительного профессионального образования 85
2.2. Социальная адаптация слушателей в процессе реализации
современных образовательных технологий 105
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
социальной адаптации слушателей в системе дополнительного профессионального образования 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157
ЛИТЕРАТУРА 165
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Изменения, происходящие сегодня в российском обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема социальной адаптации и интеграции взрослых людей в общество посредством их дополнительного образования.
В этой связи совершенствование содержания и организации обучения слушателей рассматривается в качестве важнейшей меры по превращению дополнительного образования в один из мощных факторов, позволяющих человеку быть непрерывно адаптированным к изменениям в экономической и социальной сферах.
Вопросам социальной адаптации в контексте системы непрерывного образования посвящены работы С.Г. Вершловского, А.В. Даринского, А.А. Дыскина, Ю.Н. Кулюткина, О.Е. Лебедева, А.А. Лыскина, Л.П. Макаровой, А.В. Мудрика, И.Н. Римской, А.Л. Решетова, М.Я. Санина, Г.С. Сухобской, М.П. Трутневой. Формирование мотивов учения у
слушателей рассмотрено в работах А.Т. Бисько, Ю.Р. Вишневского, Н.В. Волковой, Л.А. Высотиной, В.Г. Леонтьева, Л.Н. Лесохиной,
А.И. Липкиной, И.И. Мирного, Т.С. Мочульской, А.А. Соколовской, Л.М. Степановой, Е.П. Тонконогой, Т.Г. Шишкиной, Г.Н. Щербакова, А.И. Эминова.
В педагогической литературе в последние годы уделяется достаточно много внимания развитию дополнительного образования: перспективам его развития (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, Б.С. Гершунский, М.В. Коваль); вопросам выявления образовательных потребностей (А.С. Землянский); психологическим аспектам (В.В. Давыдова, Т.А. Матис, Л.К. Максимова, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман).
Содержание дополнительного образования рассматривают О.В. Василькова, Т.А. Василькова, Т.А. Ильина, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, И.Ф. Харламов.
Теоретические основы проблемы совершенствования
профессионального мастерства также рассматриваются в трудах многих авторов (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.).
Изучен и отражен в работах отечественных ученых процесс профессионального становления и развития личности в системе дополнительного образования (Е.П. Белозерцев, А.А. Вербицкий, П.В. Горностаев, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, Т.В. Шадрина и др.).
Анализ научной литературы, нормативных документов и массового педагогического опыта, а также изучение реального состояния проблемы позволили нам выделить ряд противоречий:
- между общественной потребностью в подготовке социально адаптированной личности в системе дополнительного образования и недостаточной ее научно-теоретической и практической разработанностью;
- между необходимостью внедрения современных образовательных технологий в систему дополнительного образования, ориентированных на социальную адаптацию слушателей, и неподготовленностью педагогических кадров для их реализации;
- между сложившейся системой дополнительного образования и недостаточной разработанностью организационных аспектов по социальной адаптации слушателей медицинского колледжа.
Недостаточная разработанность данной проблемы и определила тему нашего исследования: «Содержание и организация дополнительного
образования слушателей в условиях медицинского колледжа как средство их социальной адаптации».
Объект исследования: процесс социальной адаптации слушателей медицинского колледжа.
Предмет исследования: содержание и организация дополнительного образования слушателей в условиях медицинского колледжа как средство их социальной адаптации.
Цель исследования: разработать и апробировать содержательный и организационный компоненты дополнительного образования, способствующие эффективной социальной адаптации слушателей медицинского колледжа.
Гипотеза исследования: процесс социальной адаптации слушателей медицинского колледжа будет более эффективным, если:
- стратегия организации обучения слушателей колледжа направлена на содействие интеграционным процессам системы дополнительного образования и реального рынка труда;
- отбор содержания образовательных программ дополнительного образования медицинского колледжа строится на основе единства общего и особенного и соответствует образовательным запросам слушателей;
- используется специальный комплекс организационных мер, направленный на усиление практической подготовки слушателей системы дополнительного образования;
- обеспечивается комплексное реабилитационное психолого¬педагогическое сопровождение слушателей с ограниченными физическими возможностями;
- организована профессиональная подготовка педагогических кадров, обеспечивающая социальную адаптацию слушателей в системе дополнительного образования.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели исследования, сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать состояние изученности проблем дополнительного образования и социальной адаптации личности в науке и практике.
2. Определить особенности организационного и содержательного компонентов дополнительного образования слушателей как средство их социальной адаптации.
3. Разработать образовательные технологии, способствующие творческой реализации слушателей, тем самым обеспечивая их социальную адаптацию.
4. Определить пути и средства повышения педагогической компетентности преподавателей медицинского колледжа, деятельность которых направлена на социальную адаптацию слушателей.
Методологической основой исследования являются философские и педагогические идеи о гуманизации и демократизации образования; концепции социализации личности, ее развития в социальной среде; научные положения общей педагогики и психологии, характеризующие взрослого человека как субъекта учебной деятельности; концепции формирования мотивов учения и отношения взрослых к этому виду деятельности; педагогические исследования по проблемам формирования содержания профессионального образования; принципы системного и вариативного подходов к реформированию образования; директивные документы по вопросам общего и профессионального образования; современные идеи и концепции личностно ориентированной направленности и личностно деятельностного содержания образовательного процесса; концепции социальной политики.
Методы исследования. Намеченные задачи определили содержание, логику и последовательность развертывания исследования с использованием комплекса следующих методов:
- теоретические методы: обзорно-аналитический и теоретический анализ философской, педагогической, социальной и психологической научной литературы; анализ нормативно-правовой и учебной документации (государственных образовательных стандартов, рабочих образовательных программ и др.); сравнение и обобщение научно-исследовательских работ по исследуемой проблеме; анализ и обобщение массовой и передовой педагогической практики работы образовательных учреждений системы дополнительного образования;
- эмпирические методы: наблюдение (косвенное, прямое, самонаблюдение), беседа, анкетирование, тестирование, анализ учебной деятельности, опытно-экспериментальная работа;
- статистические методы: количественная и качественная
обработка материалов методами математической статистики.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап (1997-1998 гг.) - анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение передового и массового опыта деятельности образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного профессионального образования; определение целей и задач; выбор объекта и предмета исследования; уточнение гипотезы и методов исследования.
2 этап (1999-2000 гг.) - диагностическое обследование слушателей на предмет уровня их готовности к обучению по новым программам; определение содержания рабочих образовательных программ тематических циклов усовершенствования и форм их организации, разработка программы исследования.
3 этап (2001-2002 гг.) - проверка основных положений гипотезы в ходе опытно-экспериментальной работы, проводимой на базе Кисловодского медицинского колледжа; апробация различных технологий организации рационального обучения и осуществление педагогического мониторинга хода и результатов обучения по новым программам, отвечающим образовательным потребностям слушателей, а также уровню и направлению подготовки с учетом условий развития городов-курортов региона Кавказских Минеральных Вод.
4 этап (2003-2004 гг.) - анализ результатов опытно-экспериментальной работы; выводы об эффективности предложенного подхода к содержанию и организации обучения в системе дополнительного профессионального образования; оформление результатов исследования в диссертацию.
Научная новизна состоит в том, что содержание и организация дополнительного образования слушателей медицинского колледжа рассматривается как средство их социальной адаптации. Показана необходимость комплексного реабилитационного сопровождения слушателей с ограниченными физическими возможностями. В исследовании определены пути повышения педагогической компетентности преподавателей медицинского колледжа, ориентированных на работу по социальной адаптации слушателей системы дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении оптимальных организационно-содержательных условий, способствующих социальной адаптации слушателей; определены критерии социальной адаптации слушателей в системе дополнительного профессионального образования.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программно-методического обеспечения процесса социальной адаптации слушателей в системе дополнительного образования. Представленные практические материалы могут быть использованы преподавателями и руководителями учреждений дополнительного образования для внедрения в практику работы по повышению квалификации средних медицинских работников, а также при подготовке и повышении квалификации преподавателей медицинских училищ и колледжей.
Данные настоящего исследования были включены в содержание учебных дисциплин «Основы менеджмента», «Управление развитием образовательных систем» на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров образования Ставропольского государственного университета, на курсах повышения квалификации Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Содержание и организация дополнительного образования слушателей медицинского колледжа как средство их социальной адаптации.
2. Внедрение современных образовательных технологий, позволяющих реализовать идею подготовки специалиста как субъекта творческой самореализации, обеспечивая тем самым успешность его социальной адаптации.
3. Повышение педагогической компетентности преподавателей, работающих в системе дополнительного образования, способствует совершенствованию их профессиональной деятельности и эффективности социальной адаптации слушателей.
Достоверность и валидность результатов исследования определяется исходными методологическими позициями, соответствием организации и методики исследования поставленным задачам,
репрезентативностью научного и статистического материала, применением методов анализа, интерпретации и обобщения полученной информации, положительной оценкой его результатов и их апробацией и внедрением в практику.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры теории и практики управления образованием Ставропольского государственного университета, краевой научно¬исследовательской лаборатории по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, докладывались на научно-практических конференциях различного уровня: городских: «Медицина - ХХ1 век. Междисциплинарные аспекты» (Таганрог, 2001); региональных: «Эвристическое образование - 4» (Ставрополь, 2001), «Эвристическое образование - 5» (Ставрополь, 2002), «Здоровье молодежи - здоровье нации» (Ростов-на-Дону, 2003); международных:
«Профессиональное образование лиц с нарушением зрения: проблемы, опыт, перспективы» (Москва, 2003), а также на VI Католиковских чтениях «Развитие воспитательных идей А.А. Католикова в условиях модернизации образования» (Кавминводы-Ставрополь, 2003). По теме диссертационного исследования опубликовано 8 печатных статей. Материалы исследования внедрены в практику работы Кисловодского медицинского колледжа и других образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного профессионального образования.
Объём и структура диссертации. Диссертация изложена на 196 страницах машинописного текста, иллюстрирована 1 рисунком, содержит 7 таблиц, 2 диаграммы, 5 приложений. Работа состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 352 наименования: из них 343 на русском языке и 9 - на иностранном языке.
Постоянное совершенствование организации обучения
слушателей, обновление содержания программ дополнительного
профессионального образования, внедрение в практику работыСЛУШАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА КАК С
принципиально новых тематических циклов усовершенствования,
способствует повышению эффективности социальной адаптации средних
медицинских работников.
2. Организация обучения слушателей, направленная на содействие
интеграционным процессам системы дополнительного профессионального
образования и реального сектора практического здравоохранения,164
предоставление им образовательных услуг, оказывающих действенную
помощь в вопросах связанных с реформированием здравоохранения,
способствует повышению уровня информированности и продуктивности
профессиональной деятельности, повышению оценки значимости своей
профессии, росту ее престижа в ходе проведения реформы сестринского дела
и повышению квалификационного роста, тем самым обеспечивая успешность
их социальной адаптации.
3. Внедрение в практику работы отделения дополнительного
образования колледжа современных образовательных технологий (личностноориентированных, информационно-компьютерных, здоровьесберегающих)
позволяет реализовать идею воспитания специалиста, как субъекта процесса
творческой самореализации, тем самым, обеспечивая успешность его
социальной адаптации.
4. Реализация в учебном процессе программы реабилитационного
сопровождения слушателей с ограниченными физическими возможностями
способствует созданию благоприятных социально-психологических условий
для успешного профессионального обучения и развития личности данной
категории слушателей способствуя эффективному решению проблем их
трудовой реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество.
5. Повышение профессиональной компетентности педагогических
кадров, их образовательный и личностный рост, совершенствование
профессиональной деятельности спос
Агеев В.С. Психологические исследования социальных
стереотипов. // Вопросы психологии.- 1986.- № 1.- С. 95-101.
2. Агеев Е.Д. Организационно-педагогические основы социальнотрудовой реабилитации лиц с глубокими нарушениями зрения:
Автореф.дис.канд.пед. наук.- Л., 1984.
3. Агеев Е.Д. Система реабилитации слепых. – М.: ВОС, 1981.
4. Акимушкин В.М., Моргулис И.С. Основы тифлологии. – Киев:
Радяньска школа, 1980.
5. Акинин П.В., Рязанцев С.В./ В кн. Современные проблемы и
перспективы развития образования.// Под ред. Гурова В.Н.- Ставрополь: Изд.
СГУ, 2001.- С. 27-30.
6. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном
образовании. – М.: Изд.центр «Академия», 2001.- 192 с.
7. Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с
нарушением развития. // Тезисы международного семинара. – С-Пб.:
Образование, 1995.
8. Александров В.М. Проблемы развития непрерывного
профессионального образования в современных социально-экономических
условиях. // Среднее проф.образование. – 1996. - № 2.- С. 32-33.
9. Алексеева Л.Н. Формирование гибкого содержания образования
и обучения в СУЗах. // Среднее проф.образование. – 1996. - № 7/8.- С. 43-44.
10. Амбрукайтис Й. Развитие детей со специальными потребностями
и программа ТЕМПУС./Различия и специальные потребности у людей.-
Вильнюс, 1994.- С. 12-13.
11. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М.: Изд-во
Академии педагогических наук РСФСР, 1960. – 486 с.166
12. Андреев Г.И., Русина Е.Н., Марванова З.М. Медицинский
колледж – новая образовательная структура многоуровневой подготовки
специалистов среднего звена. // Среднее проф.образование. – 1996. - № 10.-
С. 14-16.
13. Андреева Г.М. К проблеме психологии социального познания. //
Мир психологии. -1999. -N 3. - C. 15-23
14. Андреяускас В.А. Социальные проблемы реабилитации и
интеграции слепых: Автореф.дис.канд.фил.наук.- Вильнюс, 1975.- 17 с.
15. Анисимов О.С. Педагогическая концепция перестройки
последипломного образования. – М.: РАКО АПК, 1990.- 125 с.
16. Анисимов О.С. Социально-психологические средства
управленческого мышления. // Педагогическая концепция перестройки
последипломного образования. – М.: Рос.акад.кадров.обеспечения АПК,
1990.- 97 с.
17. Анисимов П.В., Коломенская А.Л. Среднее профессиональное
образование в условиях регионализации образовательной системы. // Сред.
проф. образование. -1998. -N 4. - C. 2-5
18. Анисимов П.Ф. Современное состояние и основные направления
развития среднего профессионального образования. //Среднее
проф.образование.- 2001.- № 12.- С. 5-9.
19. Антонов В.В. Психическая саморегуляция как составная часть
реабилитации незрячих. – М.: ВОС, 1985.
20. Антонова Л.Н. Приоритет образования определил президент. //
Нар. образование. -2002. -N 9. - C. 41-48.
21. Антонова Н.Л. Дополнительное образование как
социологическая проблема: Автореф.дис.канд.соц.наук. – Екатеринбург,
1998.167
22. Анцыферова Л.И. Социальное развитие личности как предмет
психологического исследования: методологические и теоретические аспекты
/Психологические исследования социального развития личности. М., 1991.-
С.5-38.
23. Афанасьев К.А. Из опыта работы по обучению взрослых слепых.
/В кн. Вопросы тифлопедагогики // Под.ред. Б.И.Коваленко. – М.: Изд-во
АПН РСФСР, 1955.
24. Бабанский Ю.К. Общие свойства и закономерности
педагогического процесса. – М.: Педагогика, 1988.
25. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
– М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
26. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности
педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
27. Балакирева Л.А., Степанова Е.И., Ахаян Т.К. Акмеологический
подход в профессиональной подготовке специалистов на факультете
технологии и предпринимательства. -СПб.: Береста, 2002.-210 c..
28. Бандзявичюс К. Мотивы трудовой деятельности слепых и
слабовидящих. /В сб. Тифлология. Тифлологическая социология и
психология. – Вильнюс: ЛОС, 1979.
29. Белозерцев Е.П. Образование. Педагогическое образование.
Непрерывное образование учителей // Магистр. -1994. -N 6. - C. 20-23.
30. Белозерцев Е.П. Онтологическая реальность современного
образования. // Педагогика. -2003. -N 2. - C. 81-88.
31. Беляев В.И. Педагогический путь Шацкого: несбывшееся и
отвергнутое. // Новые ценности образования. -М.: Шк. самоопределения. -
2003. -Вып.3 (14), - C. 29-40168
32. Белякова Н.А. Интегрированное обучение слепых детей и
развитие их адаптационных возможностей. / В кн. Актуальные проблемы
социализации инвалидов по зрению. – С-Пб., 1999.
33. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем:
проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения
технологических обучающих систем.– Воронеж: Изд-во Воронеж.унта,1997.- 304 с.
34. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.:
Педагогика, 1989.- 190 с.
35. Бисько А.Т. О философских основах современной педагогики. -
Смоленск, 2001. - C. 17-24.
36. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические
сочинения. /в 2-х томах. – М., 1979.
37. Блонский П.П. Основные понятия воспитания. // Школа. -1995. -
N 1. - C. 90-95.
38. Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б.В.Петровский.
Издание 3-е.- М.: Советская энциклопедия, 1974.- т. 1.- 576 с.
39. Большая медицинская энциклопедия / гл. ред. Б.В.Петровский.
Издание 3-е.- М.: Советская энциклопедия, 1974.- т. 18.- С. 645-652.
40. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.- С-Пб.: Изд. «Питер»,
2000.- 304 с.
41. Борисова Т.Н. Опыт первых трех лет работы Ленинградской
средней заочной школы взрослых слепых. – Л.:
Учен.зап.Ленинград.пед.инст. им. А.И.Герцена, 1958.
42. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта.. -М.: Ин-т
психологии РАН, 1994.-108 с.169
43. Булаев Н.И. Ведущие тенденции развития дополнительного
образования взрослых: Автореф.дис.кан.пед.наук. – Моск.пед.гос.у-т., 1998.-
22 с.
44. Буткина Г.А. Активные формы личностной адаптации слепых. /
В кн. Восьмая научная сессия по дефектологии и пятые всесоюзные
пед.чтения. – М., 1979.
45. Буткина Г.А. К проблеме социально-психологической адаптации
слепых. / В кн. Изучение личности аномального ребенка. – М., 1977.
46. Буткина Г.А. Некоторые виды затрудненности социальнопсихологической адаптации взрослых слепых // Дефектология.- 1977.- № 6.
47. Валиев И.Г. Харьковская Н.С., Смирнова С.А. Новый тип
учебного заведения: становление // Специалист. – 1996. - № 3.- С. 3-11.
48. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.:
Изд.центр «Академия», 2001.- 440 с.
49. Введение в психологию : Учеб. пособие для студентов высш.
пед. учеб. заведений/ А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко и
др.; Под общ. ред. А. В. Петровского. -М.: Академия, 1995.- 493 с.
50. Вербицкий А.А. Развивают ли деловые игры: к проблеме
классификации игровых процедур// Проблемы психологии образования. -М.,
1994. - Вып.2. - C. 12.
51. Вербицкий А.А. Теория контекстного обучения как основа
педагогических технологий.// Сред. проф. образование. -1998. -N 1. - C. 24.
52. Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации
человека. - Владивосток.: Изд-во Дальневост.ун-та, 1988. – 163 с.
53. Вершловский А.В. Становление андрагогики как науки и как
учебного предмета.// Методист. -2002. -N 2. - C. 17-19
54. Вершловский С.Г. Воспитание активной позиции личности. – Л.:
Лениздат, 1981.170
55. Вершловский С.Г. Главное – сформировать потребность в
знаниях. // Вечерняя ср. школа.- 1982.- № 1.
56. Вершловский С.Г. Комплексный подход к стимулированию
общего образования взрослых. // Вечерняя ср. школа.- 1979.- № 2.
57. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и
мотивы. – М.: Педагогика,1987.- 183 с.
58. Вершловский С.Г. От педагогики к андрагогике //
Университетский вестник. -СПб., 2002. -Вып.1. - C. 33-36
59. Винокуров Л.В., Скрипюк И.И. Организационная психология. /
Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2000.- 512 с.
60. Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В.А. Практикум по
социологии молодежи. Ин-т молодежи, Каф. социологии, Союз негос. вузов
г. Москвы и Моск. обл. -М.: Социум, 2000.-296 c.
61. Волков Б.С. Методы исследований в психологии. -3-е изд., испр.
и доп. -М.: Пед. о-во России, 2002.-204 c.
62. Волкова Н.В. Формирование положительного отношения к
учебе. // Вечерняя ср. школа.- 1982.- № 4.
63. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. - М.: Новая школа,
1994.- 77 с.
64. Вульфов Б.З., Гуров В.Н., Хохлова Е.В., Шабалдас А.Е.
Вишнякова В.Ф. Концептуальные подходы к формированию современной
личности ребенка в поликультурной среде.- Ставрополь.: СКИПКРО, 2002. -
19 с.
65. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и
внешкольной воспитательной работы: содержание и методика деятельности.
- М.: Просвещение, 1983. – 208 с.