Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Блог как средство формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников

Работа №28038

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
626
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические предпосылки проблемы формирования ценностного
отношения к здоровому образу жизни у младших школьников 7
1.1 Ценностное отношение личности к здоровому образу жизни как
предмет психолого-педагогического анализа 7
1.2 Особенности формирования ценностного отношения к здоровому
образу жизни у младших школьников 22
1.3 Изучение уровня сформированности ценностного отношения к
здоровому образу жизни у младших школьников 37
2 Опытно-экспериментальная работа по внедрению блога,
способствующего формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников 43
2.1 Использование блогов в учебно-воспитательном процессе начальной школы 43
2.2 Описание блога, способствующего формированию ценностного
отношения к здоровому образу жизни у младших школьников 51
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению блога,
способствующего формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
Список использованных источников 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 80


Обеспечение безопасности жизни каждого школьника и повышение знаний в области безопасности являются одной из основных составляющих здорового образа жизни. Придерживаясь культуры здорового образа жизни, формируются ценностное отношение к сохранению окружающей среды и к своему здоровью. Главным фактором «школьного нездоровья» является незнание детьми элементарных правил здоровой жизни, а также несформированность положительного отношения к здоровому образу жизни. Упрочение здоровья подрастающего поколения выражается одной из проблем нынешнего времени в России, так как большинство детей больше времени уделяют не активному образу жизни (подвижным играм на улице), а сидячему образу жизни, играя в компьютер.
Соблюдение здорового образа жизни чрезвычайно важно и необходимо, в особенности среди школьников, вследствие этого нужно формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, организовывать все условия для его поддержания. Здоровый образ жизни полагает хорошую физическую и умственную работоспособность.
В «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования» (далее ФГОС НОО) выделен раздел, направленный на формирование основ здорового образа жизни у младших школьников. Данный раздел представляет собой комплексную программу формирования у обучающихся знаний, личностных ориентиров и установок, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения общеобразовательной программы начального общего образования [37].
Задачи сохранения здоровья учащихся и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в современных условиях подвергаются рассмотрению как неотъемлемая часть развития системы начального образования. Это связано с тем, что отечественные исследователи концентрируют своё внимание на неблагоприятную динамику основных показателей здоровья учащихся (Т.Ф. Орехова, В.Н. Касаткин, Е.А. Стальков, Н.К. Смирнов и др.).
Таким образом, осмысление необходимости заботиться о своем здоровье и стремление к здоровому образу жизни (далее ЗОЖ) как самому важному элементу всеобщей культуры человека, необходимо воспитывать на самых первых этапах обучения в школе, прежде всего, потому, что утраты здоровья на младшей ступени обучения практически невосполнимы, их весьма трудно компенсировать в дальнейшем. Заложенные запасы знаний о здоровье на младшей ступени обучения фиксируются у человека на уровне подсознания на всю жизнь; умения и навыки здорового образа жизни, приобретенные в раннем возрасте, переходят в привычку и становятся основными на протяжении всей жизни.
Проблема: поиск наиболее результативных средств формирования ценностного отношения к ЗОЖ у младших школьников в условиях современной информационно-образовательной среды.
Цель исследования: разработать блог, способствующий формированию ценностного отношения к ЗОЖ у младших школьников, а также опытно-экспериментальным путём проверить результативность его использования.
Объект исследования: процесс формирования ценностного отношения к ЗОЖ у младших школьников.
Предмет исследования: средства формирования ценностного отношения к ЗОЖ у младших школьников.
Гипотеза: формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников будет более результативным, если использовать в учебно-воспитательном процессе блог, работа с которым предполагает:
— Знакомство учащихся с текстовыми и видеоматериалами,
описывающими особенности организации здорового образа жизни младших школьников;
— Организацию в форуме обсуждения учащимися специфики применения здоровьесберегающих технологий в собственной жизни;
— Выполнение и прикрепление учащимися на интерактивную доску творческих заданий, связанных с демонстрацией направленности на ведение здорового образа жизни.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета, цели, и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить специфику ценностного отношения личности к здоровому образу жизни;
2. Исследовать особенности формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников;
3. Изучить уровень сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников;
4. Разработать блог, способствующий формированию ценностного отношения к ЗОЖ у младших школьников;
5. Провести апробирование блога, способствующего формированию ценностного отношения к ЗОЖ у младших школьников.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников; эмпирические - педагогический эксперимент, анкетирование, опрос; статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - МБОУ «Толстихинская СОШ».
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками, диаграммами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников, позволило нам сделать следующие выводы:
Ценностное отношение к здоровому образу жизни - комплексное личностное образование, включающее осознание здоровья как непреходящей ценности, установку на реализацию программы жизни, что способствует развитию школьника, обеспечивает внутренний баланс индивидуального потенциала здоровья.
В ходе исследования определены следующие компоненты ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников:
• ориентационный (отношение к здоровью, здоровому образу жизни как личностным ценностям);
• когнитивный (усвоение личностью здоровьесберегающих технологий, системы знаний, в основе здорового образа жизни «валеологическое образование»);
• технологический (отношение личности к применению здоровьесберегающих технологий в жизни).
Изучение уровня ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников производилось с помощью методик С. Дерябо и В.Левина «Индекс отношения к здоровью», направленная на исследование ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья и методики «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья» Н.С. Гаркуша, направленная на исследование ценностного отношения младших школьников к здоровьесберегающим технологиям и применению их в жизни.
В практической части своей работы нами мы был разработан и внедрен блог «ЗОЖ для школьников», способствующий формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников,работа с которым предпологала:
• Знакомство учащихся с текстовыми и видеоматериалами, описывающими особенности организации здорового образа жизни младших школьников;
• Организацию в форуме обсуждения учащимися специфики применения здоровьесберегающих технологий в собственной жизни;
• Выполнение и прикрепление учащимися на интерактивную доску творческих заданий, связанных с демонстрацией направленности на ведение здорового образа жизни.
Эффективность разработанного блога в плане решения поставленных в ходе исследования задач подтверждается наличием положительной динамики сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в экспериментальной группе.
В целом решение поставленных задач позволило достичь запланированную цель. Нам удалось разработать и апробировать блог, направленный на формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников, а также опытно - экспериментальным путём проверить его результативность. Полученные результаты доказывают, что использование данных блога поспособствовало повышению уровня сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников.



1. Абаскалова, Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса : «школа-вуз» : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Абаскалова Надежда Павловна. - Новосибирск, 2001. - 367 с.
2. Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа вуз» : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Барнаул, 2000. - 48 с.
3. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - М.: Пер Сэ, 2001. - 238 с.
4. Айзаман, Р. И. Как сохранить здоровье в процессе образования? / Р. И. Айзман [и др.] // Школьные технологии. - 2010. - № 3. - С. 84- 94.
5. Акбашев, Т. Ф. Всеобщая валеограмотность : шаг первый / Т. Ф. Акбашев // Народное образование. - 1995. - № 5. - С. 107-112.
6. Анисимова, Н. В. Гигиеническая оценка условий обучения школьников / Н. В. Анисимова, Е. А. Каралашвили. - М.: Иворческий центр сфера, 2002. - 45 с.
7. Анисимов, С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. - Москва : Издательство Мысль, 1988. - 253 с.
8. Бирханов, А. И. Важное звено здоровьесберегающего образования / А. И. Бирханов // Физическая культура в школе. - 2012. - № 1. - С. 50-51
9. Бобровский В.В. Использование интернет - технологий в
образовательном процессе. - URL:
http://fcoit.ru/internet_cpnference/informatipn_systems_suppprt_the_educatipnal scientific educational and practical activities of educa/using the internet technologies_in_educational_ process.php
10. Бобырь А. Берегите спину// Приложение к «Учительской газете». - 2002. - №2
11. Бойко, Ю. П. Психическое здоровье детей и подростков в условиях модернизирующегося общества / Ю. П. Бойко // Народонаселение. - 2008. - № 4. - С. 33-39
12. Боровская, Л. А. Формирование у младших школьников основ здорового образа жизни как требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия№ 1. Психологические и педагогические науки. - 2013. - № 2. - С. 35-47.
13. Будаева, Н. А. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе / Н. А. Будаева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 3. - С. 32-36.
14. Бусловская, Л. К. Здоровье младших школьников: пути решения проблемы / Л. К. Бусловская // Начальная школа. - 2011. - № 6. - С. 16-17.
15. Вайнер, Э.Н. Валеология: Учебник для вузов /Н. Вайнер. - Москва : Издательство Флинта, издательство Наука, 2001. - 416 с.
16. Вахрушев, А. А. Программа личностного развития и
формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования / А. А. Вахрушев [и др.] //Образовательная школа «Школа 2100». - 2011
17. Вебер, М. Избранные произведения: Основные социологические понятия. Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М., 1990. -643 с.
18. Волохонский, В. В. Психологические механизмы и основания классификации блогов / В. В. Волохонский // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2006. - С. 117-131.
19. Дорошкевич, М. П. Основы валеологии и школьной гигиены : учеб. пособие / М. П. Дорошкевич [и др.]. - Мн.: Высшая школа, 2003. - 238 с.
20. Ефремова, М. В. Возможности использования сервисов Веб 2.0 в современном образовании / М. В. Ефремова // Педагогический журнал. - 2011. - №1. - С. 34-41.
21. Жигарева, Н. С. Факторы, формирующие здоровье учащихся начальной школы на современном этапе / Н. С. Жигарева // I Конгресс Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. - М: Изд. НЦЗД РАМН, 2008. - С. 65-66.
22. Захаренков, В. В. Состояние психического здоровья школьников и проблемы его мониторинга / В. В. Захаренков, И. Л. Левина // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 6. - С. 90-98.
23. Здоровье молодых людей в определённом контексте. Отдельные
важнейшие результаты исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья». Факты и цифры ЕРБ ВОЗ/04/04. — Копенгаген, Эдинбург, 2004.- URL:
http://www.med.cap.ru/home/549/resursnie%20centr/здopoвьe%20пoдpocткoв. pdf
24. Клиновицкая, Е. В. Валеологический подход в деятельности учителя начальных классов / Е. В. Клиновицкая // Роль школы в формировании здорового поколения XXI века: материалы науч.-практ. конф. Восточного образовательного округа (14 февр. 2008 г.) / [отв. ред. А. И. Колмаков]. - Бийск, 2008. - С. 58-66.
25. Куинджи, Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников : метод. пособие / Н. Н. Куинджи. - М.: Изд-во Аспект Пресс, 2000. - 139 с.
26. Лопуга, В. Ф. Здоровье школьников: актуальные проблемы и пути их решения / В. Ф. Лопуга // Здоровое поколение XXI века : материалы VII науч.-практ. конф., 2-3 апреля 2009 г. - Барнаул, 2009. - С. 3-5.
27. Маслова, С. И состоянии цейтнота, или как бороться со скрытой интенсификацией учебного процесса / С. И. Маслова // Учительская газета. - 2002. - № 2. - С. 17-29.
28. Морозова, Л. А. Проблема здоровьеформирующего обучения в инновационной школе / Л. А. Морозова // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. - 2010. - № 2. - С. 60¬
65.
29. Мулявина, Э. А. Валеологическая составляющая регионального компонента экологического образования младшего школьника / В. А. Игнатова, Э. А. Мулявина, А. В. Нилогова // Актуальные проблемы профессионального развития педагогов в системе современного образования: теория и практика: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф.: в 2 ч. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2005. - Ч. II. - С. 122-124.
30. Осипова, М. П. Воспитание. Третий класс: пособие для учителей начальных классов, воспитателей, студентов пед. учеб. заведений / М. П.Осипова, С. И.Козлович - Минск : Книжный дом экоперспектива, 2003.
- 487 с.
31. Попов, С. В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников) / С. В. Попов. - СПб. : Высшая школа, 1998. - 72 с.
32. Салов, В. Ю. Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи средствами физической культуры :дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Салов Владимир Юрьевич. - Санкт-Петербург, 2001. - 327 с.
33. Синягина, Н. Ю. Формирование у школьников отношения к здоровью как ценности / Н. Ю. Синягина // Воспитание школьников. - 2009. - №8. - С. 16-20.
34. Смирнова ИКТ в начальной школе: Классный блог - единое информационное пространство для учеников, учителя, родителей. - URL: http://nachalka.com/ikt_9(дата обращения: 02.06.17)
35. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.
36. Тугаринов, В. П. Теория ценностей в марксизме / В. П. Тугаринов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 37 с.
37. ФГОС Программа формирования универсальных действий на
ступени начального общего образования. - URL:
http://www.lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_ id=2883
38. Хайруллов, Э. Здоровьесберегающая среда школы в условиях развития ИКТ / Э. Хайруллов // Учитель. - 2010. - № 6. - С. 62- 64.
39. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э. Чарлтон // Вопросы психологии. - 1997. - №2. - С. 3-14.
40. Чугунова, Н. П. Беречь здоровье учащихся - задача каждого учителя / Н. П. Чугунова // Начальная школа. - 2008. - № 9. - С. 65-67.
41. Шагалова, Г. Г. Основы медицинских знаний / Г. Г. Шагалова. - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад., 2005. - 109 с.
42. Шамова, Т. И. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе / Т. И. Шамова, О. А. Шклярова // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2008. - №1. - С. 109 - 16.
43. Шклярова, О. А. Здоровьесберегающая среда начальной школы / О. А. Шклярова, Т. В. Клещева // Педагог. образов. и наука. - 2009. - №6. - С. 39-44.
44. Ячменникова, Т. С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / Т. С. Ячменникова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 5. - С. 66- 71.
45. Zvezdina, I. Lifestyle and health of 8-11 aged schoolchildren's /
I. Zvezdina, N. Zhigareva // ActaPeadiatrica. - 2008. - Vol. 97. - P. 399-418.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ