Разработка серии занятий для развития умения презентовать результаты научно - исследовательской деятельности обучающихся
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы организации проектной и исследовательской
деятельности в школе 6
1.1 Особенности организации проектной и исследовательской
деятельности школьников в рамках реализации ФГОС 6
1.2 Особенности формирования универсальных учебных действий в
основной школе 21
1.3 Формирование умений публичного выступления и умений использования различных средств наглядности при выступлении в школе .. 33
2. Разработка и апробация серии занятий для развития умения презентовать
результаты научно - исследовательской деятельности обучающихся 46
2.1. Цели, задачи и основные этапы эмпирического исследования 46
2.2 Описание серии занятий для развития умения презентовать результаты
научно - исследовательской деятельности обучающихся 48
2.3 Результаты апробации занятий 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Теоретические основы организации проектной и исследовательской
деятельности в школе 6
1.1 Особенности организации проектной и исследовательской
деятельности школьников в рамках реализации ФГОС 6
1.2 Особенности формирования универсальных учебных действий в
основной школе 21
1.3 Формирование умений публичного выступления и умений использования различных средств наглядности при выступлении в школе .. 33
2. Разработка и апробация серии занятий для развития умения презентовать
результаты научно - исследовательской деятельности обучающихся 46
2.1. Цели, задачи и основные этапы эмпирического исследования 46
2.2 Описание серии занятий для развития умения презентовать результаты
научно - исследовательской деятельности обучающихся 48
2.3 Результаты апробации занятий 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ
Исследовательская работа школьников получила широкое распространение в современной школе. Во многих образовательных учреждениях действуют научные общества учащихся, ежегодно проводятся конкурсы ученических исследований, школьные конференции, но для развития умений презентовать результаты научно - исследовательской деятельности не выделены отдельные часы в программе, и уделяется не достаточно внимания.
Труды А. В. Леонтовича, А. С. Обухова, А. Н. Поддъякова, А. И. Савенкова имеют разработки как методологических, так и психологических оснований внедрения и развития проектной и исследовательской деятельности. Существуют методики преподавания конкретных предметов, которые ориентированы на работу над исследовательскими навыками в большей степени вне урока.
Научно - исследовательская деятельность школьников- это эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, а также для межпредметной поддержки курсов целого ряда школьных дисциплин.
Способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования, презентации результатов. Выполнение основных правил оформления любой проектной или исследовательской работы повышает культуру представления полученных результатов. Они становятся более доступные для аудитории, и позволяет сравнивать ее с результатами других исследований.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте прописано, что в образовательную программу школы включены задачи по формированию основ культуры исследовательской и проектной деятельности, развитию навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Это и послужило определению темы нашего исследования.
Объект исследования - проектная и исследовательская деятельность обучающихся основной школы.
Предмет исследования - условия развития умения презентовать результаты научно-исследовательской работы.
Цель исследования - разработать и апробировать серию внеурочных занятий для развития умения публичной презентации результатовнаучно- исследовательской работы.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проектной и исследовательской деятельности, а именно определить какими должны быть результаты этой деятельности и способы их презентации;
2. Раскрыть особенности развития умения презентовать результаты научно-исследовательской работы в школе;
3. Разработать серию внеурочных занятий направленных на развитие умения презентовать результаты научно - исследовательской работы;
4. Провести апробацию серии занятий;
5. Описать результаты апробации серии занятий.
Гипотеза - разработанная серия занятий будет способствовать, развитию умения презентовать результаты научно-исследовательской деятельности у обучающихся основной школы, если:
• содержание занятий включает в себя информацию о структурном оформлении работ и различные средства наглядности при выступлении;
• в ходе занятий обучающий получает практический опыт публичного выступления;
• занятия проводиться с использованием активных методов обучения.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Красноярска
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений.
Труды А. В. Леонтовича, А. С. Обухова, А. Н. Поддъякова, А. И. Савенкова имеют разработки как методологических, так и психологических оснований внедрения и развития проектной и исследовательской деятельности. Существуют методики преподавания конкретных предметов, которые ориентированы на работу над исследовательскими навыками в большей степени вне урока.
Научно - исследовательская деятельность школьников- это эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, а также для межпредметной поддержки курсов целого ряда школьных дисциплин.
Способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования, презентации результатов. Выполнение основных правил оформления любой проектной или исследовательской работы повышает культуру представления полученных результатов. Они становятся более доступные для аудитории, и позволяет сравнивать ее с результатами других исследований.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте прописано, что в образовательную программу школы включены задачи по формированию основ культуры исследовательской и проектной деятельности, развитию навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Это и послужило определению темы нашего исследования.
Объект исследования - проектная и исследовательская деятельность обучающихся основной школы.
Предмет исследования - условия развития умения презентовать результаты научно-исследовательской работы.
Цель исследования - разработать и апробировать серию внеурочных занятий для развития умения публичной презентации результатовнаучно- исследовательской работы.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проектной и исследовательской деятельности, а именно определить какими должны быть результаты этой деятельности и способы их презентации;
2. Раскрыть особенности развития умения презентовать результаты научно-исследовательской работы в школе;
3. Разработать серию внеурочных занятий направленных на развитие умения презентовать результаты научно - исследовательской работы;
4. Провести апробацию серии занятий;
5. Описать результаты апробации серии занятий.
Гипотеза - разработанная серия занятий будет способствовать, развитию умения презентовать результаты научно-исследовательской деятельности у обучающихся основной школы, если:
• содержание занятий включает в себя информацию о структурном оформлении работ и различные средства наглядности при выступлении;
• в ходе занятий обучающий получает практический опыт публичного выступления;
• занятия проводиться с использованием активных методов обучения.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Красноярска
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений.
В соответствии с поставленными в рамках выпускной квалификационной работе задачами можно сделать следующие выводы:
Вопрос, каким образом реализовать задачи, поставленные в рамках отдельных предметов практически, что составляет методологическую основу ФГОС школьного образования. Одна из основных и наиболее сложных задач является то, каким способом должна реализовываться практическая и исследовательская деятельность учащихся.
Целенаправленность обучения предполагает четкую организацию учебного процесса, селективный подбор упражнений, нацеленных на выполнение конкретного действия, и их правильное распределение во времени обучения.
Разработанная серия занятий может быть полезна учителям, как основной, так и старшей школы, в период основного общего образования такая серия заниятй как развитие универсальных учебных действий (УУД) предусматривает формирование у учащихся навыков исследовательской и проектной деятельности, а именно в рамках школьного образования, учащиеся должны иметь представление и опыт применения методов форм и технологий применения проектной и исследовательской деятельности в рамках учебного процесса.
В ходе исследовательской работы подтвердилась гипотеза о том, что разработанная серия занятий будет способствовать, развитию умения презентовать результаты научно-исследовательской деятельности у обучающихся основной школы.
Умения развиваются только в практической деятельности, осуществляемой методами упражнений и обучения. Внецеленаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки развиваться не могут.
В самом исследовании была предпринята попытка развить умения презентовать результаты научно-исследовательской деятельности. В практической части дипломной работы представлены результаты, полученные в ходе реализации серии занятий.
Если сравнивать ответы, которые обучающие давали в начале и в конце, можно заметить, что для каждого обучающегося занятия были полезны. Все обучающиеся вынесли для себя знания и умения, которые можно в дальнейшем применить на практике и развивать в дальнейшем.
Вопрос, каким образом реализовать задачи, поставленные в рамках отдельных предметов практически, что составляет методологическую основу ФГОС школьного образования. Одна из основных и наиболее сложных задач является то, каким способом должна реализовываться практическая и исследовательская деятельность учащихся.
Целенаправленность обучения предполагает четкую организацию учебного процесса, селективный подбор упражнений, нацеленных на выполнение конкретного действия, и их правильное распределение во времени обучения.
Разработанная серия занятий может быть полезна учителям, как основной, так и старшей школы, в период основного общего образования такая серия заниятй как развитие универсальных учебных действий (УУД) предусматривает формирование у учащихся навыков исследовательской и проектной деятельности, а именно в рамках школьного образования, учащиеся должны иметь представление и опыт применения методов форм и технологий применения проектной и исследовательской деятельности в рамках учебного процесса.
В ходе исследовательской работы подтвердилась гипотеза о том, что разработанная серия занятий будет способствовать, развитию умения презентовать результаты научно-исследовательской деятельности у обучающихся основной школы.
Умения развиваются только в практической деятельности, осуществляемой методами упражнений и обучения. Внецеленаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки развиваться не могут.
В самом исследовании была предпринята попытка развить умения презентовать результаты научно-исследовательской деятельности. В практической части дипломной работы представлены результаты, полученные в ходе реализации серии занятий.
Если сравнивать ответы, которые обучающие давали в начале и в конце, можно заметить, что для каждого обучающегося занятия были полезны. Все обучающиеся вынесли для себя знания и умения, которые можно в дальнейшем применить на практике и развивать в дальнейшем.
Подобные работы
- Разработка серии занятий для развития умения презентовать результаты научно - исследовательской деятельности обучающихся
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Проектно-исследовательская деятельность студентов СПО в обучении основам финансовой грамотности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - Использование стихов и песен для развития фонетических навыков на уроках иностранного языка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2023 - Использование видеоресурсов для изучения политической деятельное Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского в рамках основного общего, среднего общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018



