Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного города в условиях города (на примере г. Лесосибирск)
|
Введение 5
1 Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Экологическое воспитание в педагогическом аспекте 8
1.2 Условия экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 15
2 Организация экологического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с природой родного города (на примере г. Лесосибирска) 25
2.1 Создание экологического пространства в ДОУ для ознакомления дошкольников с природой родного города 25
2.2 Организация опытно-экпериментальной работы по ознакомлению дошкольников с природой родного города в условиях города в ДОУ №17 «Звездочка» 28
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложение 1 44
Приложение 2 50
Приложение 3 53
Приложение 4 58
Приложение 5 60
Приложение 6 65
Приложение 7 71
Приложение 8
1 Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Экологическое воспитание в педагогическом аспекте 8
1.2 Условия экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 15
2 Организация экологического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с природой родного города (на примере г. Лесосибирска) 25
2.1 Создание экологического пространства в ДОУ для ознакомления дошкольников с природой родного города 25
2.2 Организация опытно-экпериментальной работы по ознакомлению дошкольников с природой родного города в условиях города в ДОУ №17 «Звездочка» 28
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложение 1 44
Приложение 2 50
Приложение 3 53
Приложение 4 58
Приложение 5 60
Приложение 6 65
Приложение 7 71
Приложение 8
Каждый из нас знает, что человек является частью природы, мы не можем жить без природы, ведь природа дает людям ресурсы, необходимые для продолжения их жизни. Но если раньше, на начальном этапе своего развития, человек не оказывал большого воздействия на окружающую среду, то сейчас его хозяйственная деятельность наносит природе большой вред.
К сожалению, большинство из нас забывает о значимости и важности окружающей среды в нашей жизни. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент важна как никогда, поэтому начинать работу по развитию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда начинают закладываться основы познания окружающей действительности и ребенок только начинает знакомиться с окружающим миром природы
ФГОС ДО предполагает: «формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, причинах, следствиях и их свойствах и отношениях.), о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы и основ безопасного поведения в природе, знакомство с природоведческой и экологической литературой, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы» [38].
Последующее понимание детьми значимости природы зависит только от экологического воспитания и от того, как они будут относиться к объектам окружающей природы. Экологическая культура и экологическое сознание не могут быть сформированы без осмысления сложившейся на сегодняшний день экологической ситуации. Понимание таких общепланетарных проблем как загрязнение атмосферы, загрязнение воды и почвы, появление кислотных дождей, других природных проблем России и ориентировка в природном неблагополучии своего региона, места проживания формируют обеспокоенность и неравнодушие
Природа увлекает ребенка, благодаря своему необычному, красивому миру, который дает малышу море светлых, запоминающихся впечатлений, вызывает приятные чувства радостные переживания. Для формирования бережного и осознанного отношения дошкольников к объектам природы большое значение имеет знакомое им природное окружение, которое они видят каждый день по дороге в детский сад, на территории детского сада во время прогулки. Знакомство дошкольников с родной природой является первым шагом в познании родного города, воспитания любви к Родине. Способность замечать и понимать состояние живой природы, её красоты является тонким движением души, которое зависит от проявления заинтересованности к растению или животному, а также от степени развития нравственных чувств и наблюдательности. Данные позиции обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы особенности экологического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с природой родного города в условиях города?
Цель исследования - выявить особенности экологического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с природой родного города в условиях города
Объект исследования - экологическое воспитание дошкольников. Предмет исследования - экологическое воспитание дошкольников в процесс ознакомления с природой родного города в условиях города.
Задачи исследования:
1) выявить сущность экологического воспитания;
2) рассмотреть условия экологического воспитания детей дошкольного возраста;
5) провести и проанализировать опытно-экспериментальную работу в ДОУ №17 «Звездочка».
Проблеме определения содержательной и методической составляющей экологического воспитания посвящены научные исследования С. Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Л.Д. Бобылевой и др. О необходимости и возможности формирования системных знаний о природе у дошкольников говорили такие исследователи, как Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова и др.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ опыта экологического воспитания дошкольника на примере собственной практики, наблюдение, беседа.
Практическая значимость дипломного исследования заключается в возможности использования материалов исследования на занятиях по экологическому воспитанию в ДОУ, а так же студентами при подготовке к семинарским занятиям.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.
К сожалению, большинство из нас забывает о значимости и важности окружающей среды в нашей жизни. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент важна как никогда, поэтому начинать работу по развитию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда начинают закладываться основы познания окружающей действительности и ребенок только начинает знакомиться с окружающим миром природы
ФГОС ДО предполагает: «формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, причинах, следствиях и их свойствах и отношениях.), о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы и основ безопасного поведения в природе, знакомство с природоведческой и экологической литературой, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы» [38].
Последующее понимание детьми значимости природы зависит только от экологического воспитания и от того, как они будут относиться к объектам окружающей природы. Экологическая культура и экологическое сознание не могут быть сформированы без осмысления сложившейся на сегодняшний день экологической ситуации. Понимание таких общепланетарных проблем как загрязнение атмосферы, загрязнение воды и почвы, появление кислотных дождей, других природных проблем России и ориентировка в природном неблагополучии своего региона, места проживания формируют обеспокоенность и неравнодушие
Природа увлекает ребенка, благодаря своему необычному, красивому миру, который дает малышу море светлых, запоминающихся впечатлений, вызывает приятные чувства радостные переживания. Для формирования бережного и осознанного отношения дошкольников к объектам природы большое значение имеет знакомое им природное окружение, которое они видят каждый день по дороге в детский сад, на территории детского сада во время прогулки. Знакомство дошкольников с родной природой является первым шагом в познании родного города, воспитания любви к Родине. Способность замечать и понимать состояние живой природы, её красоты является тонким движением души, которое зависит от проявления заинтересованности к растению или животному, а также от степени развития нравственных чувств и наблюдательности. Данные позиции обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы особенности экологического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с природой родного города в условиях города?
Цель исследования - выявить особенности экологического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с природой родного города в условиях города
Объект исследования - экологическое воспитание дошкольников. Предмет исследования - экологическое воспитание дошкольников в процесс ознакомления с природой родного города в условиях города.
Задачи исследования:
1) выявить сущность экологического воспитания;
2) рассмотреть условия экологического воспитания детей дошкольного возраста;
5) провести и проанализировать опытно-экспериментальную работу в ДОУ №17 «Звездочка».
Проблеме определения содержательной и методической составляющей экологического воспитания посвящены научные исследования С. Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Л.Д. Бобылевой и др. О необходимости и возможности формирования системных знаний о природе у дошкольников говорили такие исследователи, как Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова и др.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ опыта экологического воспитания дошкольника на примере собственной практики, наблюдение, беседа.
Практическая значимость дипломного исследования заключается в возможности использования материалов исследования на занятиях по экологическому воспитанию в ДОУ, а так же студентами при подготовке к семинарским занятиям.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.
На основе проделанного анализа литературы нами было выявлено понятие экологического воспитания, которое трактуется как целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности.
Анализ показал, что для формирования у детей представлений о природе родного города необходимо создание условий для экологического воспитания детей старшего дошкольного. К условиям экологического воспитания относится создание на территории детского сада экологического пространства, создание эколого-предметной среды. Характеризуя экологическое пространство ДОУ № 17 «Звездочка», мы пришли к выводу, что в ДОУ созданы достаточные условия для экологического воспитания: есть уголок природы в группах, в котором есть коллекция гербария из трав, растущих в наше крае, есть уголок нетронутой природы на участке, экологическая тропа, выделены объекты для наблюдения.
В ходе исследования нами еще раз подтверждено, что для экологического воспитания необходимы определенные условия, одним из главных - это непосредственное общение с природой. Проводя опытно-экспериментальную работа на базе ДОУ №17 «Звездочка», нами была разработана и проведена система мероприятий с детьми старшей группы по ознакомлению с природой родного города: путешествие по экологической тропе с остановками «рябинка», «береза», знакомство с хвойными деревьями, викторина «Знаешь ли ты животных», чтение книг о природе родного города, Результаты повторной диагностики показали эффективность проведенной работы.
Таким образом, особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой
В процессе общения с природой в разнообразных формах у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Таким образом, цель выпускного квалификационного исследования достигнута, задачи выполнены.
Анализ показал, что для формирования у детей представлений о природе родного города необходимо создание условий для экологического воспитания детей старшего дошкольного. К условиям экологического воспитания относится создание на территории детского сада экологического пространства, создание эколого-предметной среды. Характеризуя экологическое пространство ДОУ № 17 «Звездочка», мы пришли к выводу, что в ДОУ созданы достаточные условия для экологического воспитания: есть уголок природы в группах, в котором есть коллекция гербария из трав, растущих в наше крае, есть уголок нетронутой природы на участке, экологическая тропа, выделены объекты для наблюдения.
В ходе исследования нами еще раз подтверждено, что для экологического воспитания необходимы определенные условия, одним из главных - это непосредственное общение с природой. Проводя опытно-экспериментальную работа на базе ДОУ №17 «Звездочка», нами была разработана и проведена система мероприятий с детьми старшей группы по ознакомлению с природой родного города: путешествие по экологической тропе с остановками «рябинка», «береза», знакомство с хвойными деревьями, викторина «Знаешь ли ты животных», чтение книг о природе родного города, Результаты повторной диагностики показали эффективность проведенной работы.
Таким образом, особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой
В процессе общения с природой в разнообразных формах у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Таким образом, цель выпускного квалификационного исследования достигнута, задачи выполнены.



