Введение 5
1. Теоретические аспекты изучения компонентов самореализации в психологии и возможности их развития посредством тренинга креативности 8
1.1. Проблема самореализации в психологии 8
1.2. Компоненты самореализации 13
1.3. Тренинг креативности как метод развития компонентов
самореализации 17
2. Изучение возможностей тренинга креативности в развитии компонентов
самореализации личности 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ результатов исследования 29
Заключение 50
Список используемых источников 53
Приложение А Программа тренинга креативности 57
Приложение Б Качественный анализ результатов исследования 80
Приложение В Математический анализ результатов исследования 91
Внимание к проблеме самореализации личности в современной психологии обусловлено актуальностью вопросов, связанных с исследованием внутренней активности личности, максимального использования ресурсов для полного самоосуществления личности в процессе развития. Самореализация рассматривается как необходимое условие развития отдельной личности и поступательного развития общества в целом.
Во все времена развитие общества определяли люди, стремящиеся к знаниям, чуткие к изменениям в жизни общества, способные к прорывам в новые области человеческой культуры. Сегодня Россия особенно нуждается в творческих людях. В нашей стране долгие годы шло уничтожение неординарной мысли, а образование, воспитание, сами условия жизни сглаживали индивидуальности, требовали конформизма, формировали и поощряли стереотипность мышления. Переходный период оказался еще более сложным.
К современному обществу можно применить такие характеристики, как динамичность, сложность, неоднозначность,противоречивость. Развитие инновационных технологий и доступность информационного пространства задают высокий уровень конкуренции и ускоряют темп взаимодействий и изменений, затрагивающих разнообразные стороны жизни. С одной стороны, данные особенности расширяют возможности для успешной самореализации личности во всех сферах деятельности. С другой стороны, современные условия предъявляют высокие требования к способности принимать самостоятельные решения, разрабатывать и реализовывать нестандартные идеи,переносить полученные знания в другие области жизни, изменять тактики поведения при решении разнообразных задач. Б.Г. Ананьев неоднократно отмечал усиление влияния человеческого фактора на различные стороны действительности. Все
Предмет исследования— возможности тренинга креативности в развитии компонентов самореализации у старшеклассников.
Гипотеза: тренинг креативности может быть успешно использован для развития компонентов самореализации личности.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую литературу по проблеме самореализации и ее компонентам.
2. Провести первичную диагностику самореализации старшеклассников.
3. Провести тренинг креативности с целью повышения компонентов самореализации у старшеклассников.
4. Провести повторную диагностику самореализации старшеклассников.
5. Сопоставить результаты первичной и повторной диагностики, сделать вывод о влиянии тренинга креативности на развитие компонентов самореализации старшеклассников.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: Самоактуализационный тест (САТ), Томский опросник ригидности (ТОР) и опросник «Уровень субъективного контроля»; Констатирующий и формирующий эксперименты.
3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов, в том числе критерий углового преобразования Фишера.
Теоретико-методологическая база исследования представлена работами зарубежных психологов: А. Маслоу, К. Роджерс, а также работами отечественных психологов: Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко, Л.А. Коростылева, С.И. Кудинов.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Частного профессионального образовательного учреждения «Лесосибирский колледж «Знание» в сентябре 2015г. - феврале 2016 г. Выборка исследования представлена учениками 10 класса и составляет 20 человек.
Этапы исследования:
1. Сентябрь-октябрь 2015 г. - проведение теоретического и эмпирического исследования уровней самореализации личности у старшеклассников.
2. Ноябрь - декабрь 2015 г. - проведение теоретического и эмпирического исследования по компонентам самореализации личности у старшеклассников.
3. Январь - февраль 2016г. - проведение экспериментального исследования изучения возможностей тренинга креативности в развитии компонентов самореализации у старшеклассников.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ходе исследования, выявлены возможности влияния тренинга креативности, на компоненты самореализации, что обусловливает возможность её применения старшеклассниками для проведения тренинговых мероприятий, а также при подготовке студентов и преподавателей учебных заведений высшего и среднего образования к лекциям и семинарским занятиям, по психологии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (41 наименование).В работе содержится 1 таблица и 1 рисунок. Общий объем работы 63 страницы.
В представленной работе мы рассматривали возможность тренинга креативности в развитии некоторых компонентов самореализации у старшеклассников. Целью нашей работы было изучение возможностей тренинга креативности в развитии некоторых компонентов самореализации.
Изучив психологическую литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что самореализация личности, является на протяжении многих лет, объектом активного изучения, как зарубежных (Маслоу А., Роджерс К.), так и отечественных (Коростылева А., С. Кудинов, И. Исаев, Г. Цукерман, Э. Галажинский, А. Асмолов) психологов. В современной психологии понятие «самореализация» рассматривается как процесс реализации себя, осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени. Комплексное рассмотрение этих теорий позволило нам выделить семь компонентов, присущих самореализовавшейся личности, а именно:
1) низкий уровень ригидности;
2) целостное восприятие времени и себя в нем;
3) независимость в поступках и суждениях;
4) креативность;
5) высокая познавательная потребность;
6) высокая контактность;
7) развитое самосознание и рефлексия.
Проанализировав и обобщив опыт Е.П. Торранса и Де Боно, мы можем предположить, что тренинг креативности может оказать существенное положительное влияние на развитие следующих компонентов самореализации:
- независимость в поступках и суждениях;
- низкий уровень ригидности;
- креативность.
Работы Дж. Морено, указывают на возможность развития через тренинг креативности таких компонентов самореализации, как высокий уровень познавательных потребностей и креативность. Опыт Д. Гилфорда указывает на то, что тренинг креативности может быть использован для развития таких компонентов самореализации, как креативность, низкий уровень ригидности, развитое самосознание и рефлексия, независимость в поступках и суждениях. Таким образом, мы можем утверждать, что тренинг креативности, может успешно использоваться, как метод развития некоторых компонентов самореализации.
В рамках нашего исследования была проведена первичная диагностика старшеклассников по методикам «Самоактуализационный тест», «Томский опросник ригидности» и опросник «Уровень субъективного контроля».
Проанализировав полученные в ходе первичной диагностики старшеклассников по методикам САТ, ТОР, УСК данные, мы сделали вывод о том, что в целом у всех испытуемых как экспериментальной, таки контрольной группы уровень самореализации невысок.
Для исследования возможностей развития компонентов самореализации нами была составлена и реализована программа тренинга креативности.Цель данной программы: создание условий для развития креативности, как способности сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое.
После реализации программы тренинга креативности мы провели повторную диагностику старшеклассников по тем же методикам для выявления влияния тренинга креативности на развитие компонентов самореализации.
Проанализировав полученные в ходе повторного обследования данные, мы можем констатировать следующее: показатели компонентов самореализации значительно повысились у всех испытуемых экспериментальной группы и как следствие повысился общегрупповой уровень самореализации. Результаты повторной диагностики контрольной группы свидетельствуют о том, что в целом у всех испытуемых контрольной группы уровень самореализации остался на прежнем уровне - относительно невысок.
Для того чтобы выявить какое статистически значимое воздействие оказал тренинг креативности, на экспериментальную группу, мы анализировали результаты методик САТ, ТОР и УСК при помощи метода математической статистики Углового преобразования Фишера.
На основании результатов исследования мы можем сделать вывод о том, что тренинг креативности оказал значимое влияние на экспериментальную группу старшеклассников, по шкалам: ценностной ориентации; гибкости поведения; познавательных потребностей; креативности, что соответствует таким компонентам самореализации, как низкий уровень ригидности, высокий уровень познавательных потребностей и креативность. В то время как у контрольной группы статистически значимых изменений психологических характеристик выявлено не было. На основании этого мы можем сделать вывод, что тренинг креативности, может быть успешно использован для развития некоторых компонентов самореализации личности.
Таким образом, поставленные нами задачи исследования решены в полном объеме, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М.: Сфера, 2013. - 423 с.
2. Архиреева Т.В. Взаимосвязь психологического благополучия и личностной креативности устаршеклассников// Психология в ВУЗе. - 2014. - №3. -С.6-17.
3. АсмоловА.Г. Психология личности.- М.: Смысл, 2012. - 316 с.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Владос, 2015. - 521 с.
5. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися. - М.: Педагогика, 2014. - 310 с.
6. Близнецова О. И. Отношение, целеполагание и самореализация в структуре самостоятельной работы старшеклассников// Психология обучения. - 2013.- № 4. - С.49-61.
7. Вахромов Е.Е. О динамике концептуальных подходов к феномену самоактуализации // Мир психологии. - 2015. - № 3. - С.40-51.
8. ГалажинскийЭ.В. Системная детерминация самореализации личности: автореф. Дис. ...д-ра психол. наук. - Барнаул, 2002.
9. Гилева И.О. Психология профессиональной деятельности учителя: Учеб.пособие. -Красноярск, 2013. - 218 с.
10. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб.: Питер. - 2011.
11. Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. - СПб.: Питер, 2016. - 162 с.
12. Джумагулова А.Ф., Коломиец Е.Ф. Мотивация как фактор самореализации личности // Ананьевские чтения 2007: Материалы научно-практической конференции. -СПб. - 2007. -С. 183-183.
13. Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность(к постановке
проблемы) // Мир психологии. - 2015. - № 3. -С. 11-32.
14. Ефанова М.И. Проявления потенциала самореализации в особенностях решения жизненных задач // Психология обучения. - 2013. - № 3. - С.42-53.
15. Зиглер Д., Хъел Л. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 2012. - 417 с.
16. Исаев А.К. Самореализация личности как проблема социальной философии: автореф. дис. ...канд. психол. наук. - М, 2013. - 27 с.
17. КлочкоВ.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. - Томск: Издательство Томского университета, 2012. - 528 с.
18. Ковальская Е.В. Психологическое сопровождение развития
креативности старшеклассников // Психология обучения. - 2014. -№ 8. -С.34-43.
19. Коломиец Е.Ф. Креативность как фактор выбора стратегии самореализации личности: автореф. ... канд. психол. наук. - СПб, 2010. - 24 с.
20. Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке. // Психологические проблемы самореализации личности.-СПб. - 2012. - С. 31-47.
21. Коростылёва Л.А. Развитие потенциала педагога и личности учащегося.- СПб.: Питер, 2016. - 251 с.
22. Коростылёва Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере.- СПб.: Речь, 2015. - 351 с.
23. МакшановС.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. - СПб.: Речь, 2011. - 172 с.
24. Маслоу А. Самоактуализация. - М.: Сфера, 2012. - 316 с.
25. МаслоуА. О психологии бытия. - М.: Сфера,2010. - 214 с.
26. Морено Дж. Театр спонтанности. - Красноярск,2013. - 318 с.
27. Питерская О.А. Психологические основания успешности самореализации личности в особых видах труда: автореф. дис. . канд. психол. наук. -Барнаул.: БГПУ, 2002. - 28 с.
28. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. - М.: MаssMediа,2013. - 416 с.
29. Роджерс К. Остановлении личностью. - М.:MаssMediа, 2014. - 362 с.
30. Рожина Л.Н. Развитие креативности разных специальностей // Психология обучения. - 2014. - № 6. - С. 29-47.
31. Рябова Л. В. Проблемы самореализации человека.- Ростов н/Д, 1993. - 376 с.
32. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2013. - 394 с.
33. Ситаров В.А. Психологические особенности молодежи с различным уровнем самореализации в обучении//Вестник высшей школы. - 2008. - № 7. - С.49-54.
34. Степанов Е.Н. Самореализация учащихся как предмет диагностики // Управление современной школой - 2016. - № 1. -С.78-83.
35. ТолшинА. В., Рождественская Н. В. Креативность: пути развития и тренинги речь. - СПб.: Речь,2016. — 320 с.
36. Утяганова З.З. «Образ будущего» как условие самореализации старшеклассника // Высшее образование в России. - 2012. - № 5. -С.154-157.
37. Халифаева О.А. Развитие креативности подростков в
образовательном учреждении // Психология обучения. - 2014. - № 9.- С.13-23.
38. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - М.: Рига: ПЦ Эксперимент,2013. - 411 с.
39. Чупина В.Б. Влияние социокультурного фактора на самооценку и
потенциал самореализации молодых преподавателей вуза:автореф. дис. канд. психол. наук. - Барнаул, 2004. - 31 с.
40. Чупина В.Б. Особенности самореализации молодых преподавателей высшей школы в различных социокультурных условиях // Психология обучения. - 2015. - № 5. - С.75-85.
41. Кудинов С.И. Самореализация как системное психологическое
образование // Научно-культурологический журн. 2015.
URL:http://www.relда.ru/Envirоn/wа/Mаin?teхtid=2092&level 1 таin&level2 аrtiс1es(дата обращения: 25.12.2015).