ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста
1.1. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста 8
1.2. Задачи и содержания словарной работы в детском саду 12
Глава 2. Развитие словаря детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр
2.1. Значение дидактических игр для развития словаря детей дошкольного
возраста 23
2.2. Основные дидактические принципы и условия проведения игр 28
2.3 Виды дидактических игр 33
2.4 Методика проведения дидактических игр 36
Глава 3.Экспериментальная работа по развитию активного словаря у детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр
3.1 Констатирующий этап 39
3.2 Формирующий этап 46
3.3 Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа
Выводы 59
Заключение 62
Список литературы 63
Приложение 69
Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста
1.1. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста 8
1.2. Задачи и содержания словарной работы в детском саду 12
Глава 2. Развитие словаря детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр
2.1. Значение дидактических игр для развития словаря детей дошкольного
возраста 23
2.2. Основные дидактические принципы и условия проведения игр 28
2.3 Виды дидактических игр 33
2.4 Методика проведения дидактических игр 36
Глава 3.Экспериментальная работа по развитию активного словаря у детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр
3.1 Констатирующий этап 39
3.2 Формирующий этап 46
3.3 Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа
Выводы 59
Заключение 62
Список литературы 63
Приложение 69
Актуальность исследования обусловливается потребностью своевременного овладения дошкольника речью. Богатый и хорошо развитый словарный запас служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатый словарный запас ребенка - это признак высокоразвитой речи. Расширение словарного запаса необходимое условие для развития коммуникативных умений детей.
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Для решения всех задач речевого развития в дошкольном возрасте используют дидактические игры. Игры упражняют ребенка в составление связных высказываний, развивают объяснительную речь, закрепляют и уточняют словарь.
Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. При развитие словаря ребенок всесторонне развивается. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.
Игра - основная деятельность дошкольников. В ней происходит становление личности ребенка, его речи, мышления, моторики, произвольной памяти, самостоятельности, формируются мастерство управлять собственным поведением. В игре дети накапливают опыт межличностных взаимоотношений, усваивают нормы общения между людьми, которые определяют характер общественного поведения.
Для обучения через игру созданы дидактические игры. Детям предлагаются занятия в игровой форме, они играют и не подозревают, что усваивают какие-то знания, учатся культуре общения друг с другом, овладевают навыками действий с определенными предметами, тем самым развивая свою речь [3, с. 3].
Дидактические игры дают детям познание реальности, взаимоотношений между людьми, предметов, действий. [3, с. 5]
Необходимо отметить, что на занятиях посредством дидактических игр, дети лучше усваивают навыки, которые сложно усваиваются в ежедневном общении. Они закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных выражений, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, изучению слов в их обобщённых значениях. В этих играх малыш попадает в ситуации, когда он вынужден применять приобретенные речевые познания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры - действенное средство закрепления грамматических навыков, потому что благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности малышей они позволяют много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Объект исследования: формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить методику развития словарного запаса с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) Изучить и проанализировать теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста;
3) Выявить особенности формирования словаря детей дошкольного возраста;
4) Определить задачи и содержание словарной работы в детском саду;
5) Изучить специфику проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста;
6) Экспериментально проверить результативность использования дидактических игр в процессе развития словаря у детей дошкольного возраста.
Направление работы определило следующие методы исследования:
•метод анализа научной и методической литературы;
•метод эксперимента (констатирующий и формирующий этапы).
Анализ процесса овладения детьми лексикой родного языка позволяет выделить два аспекта словарной работы. Первый аспект представлен в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной и связан с развитием познавательной деятельности дошкольного возраста. Второй аспект представлен в исследованиях Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой и связан с решением языковых задач.
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры, которые направлены на развитие смысловой стороны слова.
Практическая значимость состоит в подборе диагностического инструментария для исследования уровней сформированности словаря дошкольников. В работе проанализирован, обобщён, систематизирован теоретический материал по данной проблеме, который может быть использован в работе воспитателей, учителей начальных классов.
База исследования: ДОУ №42 «Аленький цветочек» г. Лесосибирск.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 60 источников, приложения.
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Для решения всех задач речевого развития в дошкольном возрасте используют дидактические игры. Игры упражняют ребенка в составление связных высказываний, развивают объяснительную речь, закрепляют и уточняют словарь.
Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. При развитие словаря ребенок всесторонне развивается. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.
Игра - основная деятельность дошкольников. В ней происходит становление личности ребенка, его речи, мышления, моторики, произвольной памяти, самостоятельности, формируются мастерство управлять собственным поведением. В игре дети накапливают опыт межличностных взаимоотношений, усваивают нормы общения между людьми, которые определяют характер общественного поведения.
Для обучения через игру созданы дидактические игры. Детям предлагаются занятия в игровой форме, они играют и не подозревают, что усваивают какие-то знания, учатся культуре общения друг с другом, овладевают навыками действий с определенными предметами, тем самым развивая свою речь [3, с. 3].
Дидактические игры дают детям познание реальности, взаимоотношений между людьми, предметов, действий. [3, с. 5]
Необходимо отметить, что на занятиях посредством дидактических игр, дети лучше усваивают навыки, которые сложно усваиваются в ежедневном общении. Они закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных выражений, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, изучению слов в их обобщённых значениях. В этих играх малыш попадает в ситуации, когда он вынужден применять приобретенные речевые познания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры - действенное средство закрепления грамматических навыков, потому что благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности малышей они позволяют много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Объект исследования: формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить методику развития словарного запаса с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) Изучить и проанализировать теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста;
3) Выявить особенности формирования словаря детей дошкольного возраста;
4) Определить задачи и содержание словарной работы в детском саду;
5) Изучить специфику проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста;
6) Экспериментально проверить результативность использования дидактических игр в процессе развития словаря у детей дошкольного возраста.
Направление работы определило следующие методы исследования:
•метод анализа научной и методической литературы;
•метод эксперимента (констатирующий и формирующий этапы).
Анализ процесса овладения детьми лексикой родного языка позволяет выделить два аспекта словарной работы. Первый аспект представлен в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной и связан с развитием познавательной деятельности дошкольного возраста. Второй аспект представлен в исследованиях Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой и связан с решением языковых задач.
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры, которые направлены на развитие смысловой стороны слова.
Практическая значимость состоит в подборе диагностического инструментария для исследования уровней сформированности словаря дошкольников. В работе проанализирован, обобщён, систематизирован теоретический материал по данной проблеме, который может быть использован в работе воспитателей, учителей начальных классов.
База исследования: ДОУ №42 «Аленький цветочек» г. Лесосибирск.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 60 источников, приложения.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам определить понятия словарной работы.
Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
Исследования показали, что у ребенка старшего дошкольного возраста есть все предпосылки к словарным работам.
По результаты констатирующего эксперимента мы выявили особенности формирование словаря детей. Овладение родным языком - одно из основных элементов формирования личности, освоения ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Учитывая результаты эксперимента, нами были разработаны дидактические игры, связанные с применением в речи существительных, прилагательных, глаголов, антонимов и синонимов. Также для развития активного словаря детям необходимо организовать специальные ситуации индивидуального и коллективного общения, в которых ставится задача развития речи, а ребенок находится в свободном общении.
Работу со словарем надо начинать с раннего возраста, а в дальнейшем необходимо усовершенствовать его и увеличивать. Если у ребенка большой словарный запас, то сформируется грамотная речь.
Воспитателю необходимо оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Для этого можно использовать различные методики, такие как, дидактические игры с игрушками, предметами и картинками, рассматривание игрушек, рассматривание картин знакомого содержания, Лексические (словарные) упражнения, загадывание и отгадывание загадок, рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале).
Таким образом, формирование словаря ребенка является основой развития речи детей.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась в том, что словарь детей старшего дошкольного возраста можно развить, если: для развития словаря применять специальное обучение и разработать систему специальных дидактических игр.
Констатирующий эксперимент показал, что у детей низкий уровень развития словаря: существительные, прилагательные, глаголы дети называли на основе восприятия натурального предмета, а не по представлению.
Для повышения объема активного словаря мы провели серию дидактических игр.
Контрольный этап эксперимента подтвердил эффективность предложенных дидактических игр, что проявилось в увеличении показателей уровня формирования словаря.
Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
Исследования показали, что у ребенка старшего дошкольного возраста есть все предпосылки к словарным работам.
По результаты констатирующего эксперимента мы выявили особенности формирование словаря детей. Овладение родным языком - одно из основных элементов формирования личности, освоения ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Учитывая результаты эксперимента, нами были разработаны дидактические игры, связанные с применением в речи существительных, прилагательных, глаголов, антонимов и синонимов. Также для развития активного словаря детям необходимо организовать специальные ситуации индивидуального и коллективного общения, в которых ставится задача развития речи, а ребенок находится в свободном общении.
Работу со словарем надо начинать с раннего возраста, а в дальнейшем необходимо усовершенствовать его и увеличивать. Если у ребенка большой словарный запас, то сформируется грамотная речь.
Воспитателю необходимо оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Для этого можно использовать различные методики, такие как, дидактические игры с игрушками, предметами и картинками, рассматривание игрушек, рассматривание картин знакомого содержания, Лексические (словарные) упражнения, загадывание и отгадывание загадок, рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале).
Таким образом, формирование словаря ребенка является основой развития речи детей.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась в том, что словарь детей старшего дошкольного возраста можно развить, если: для развития словаря применять специальное обучение и разработать систему специальных дидактических игр.
Констатирующий эксперимент показал, что у детей низкий уровень развития словаря: существительные, прилагательные, глаголы дети называли на основе восприятия натурального предмета, а не по представлению.
Для повышения объема активного словаря мы провели серию дидактических игр.
Контрольный этап эксперимента подтвердил эффективность предложенных дидактических игр, что проявилось в увеличении показателей уровня формирования словаря.
Подобные работы
- Дидактическая игра как средство развития словаря детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2021 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЛОВОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного
возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня (Педагогика, психология)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста (Хабаровский педагогический колледж)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Дидактические игры как средство развития словаря детей среднего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2021 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020



