ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
|
Введение 3
1 Внеурочная деятельность, как средство повышения учебной мотивации подростков. 6
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста 6
1.2 Учебная мотивация 16
1.3 Возможности внеурочной деятельности в повышении учебной мотивации 26
2 Реализация модели организации внеурочной деятельности подростков.34
2.1 Модель организации внеурочной деятельности подростков 34
2.2 Описание организованной внеурочной деятельности 35
2.3 Результаты 38
3 Заключение 44
4 Список использованных источников 46
5 ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Внеурочная деятельность, как средство повышения учебной мотивации подростков. 6
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста 6
1.2 Учебная мотивация 16
1.3 Возможности внеурочной деятельности в повышении учебной мотивации 26
2 Реализация модели организации внеурочной деятельности подростков.34
2.1 Модель организации внеурочной деятельности подростков 34
2.2 Описание организованной внеурочной деятельности 35
2.3 Результаты 38
3 Заключение 44
4 Список использованных источников 46
5 ПРИЛОЖЕНИЕ
Учителям школ отлично ясно, что ученики, не очень хорошо усваивающие школьную программу, имеют отрицательные черты характера, нарушения поведения и низкий уровень мотивации. Многостороннее изучение особенностей психического развития неуспевающих школьников - диагностический психологический эксперимент, тщательное биографическое исследование, наблюдение за поведением на уроках и во внеурочной деятельности, беседы с родителями и учителями - позволило обнаружить некоторые критерии, способствующие формированию искажений в развитии личности детей[14].
Главной и наиболее важной причиной становления отрицательных черт характера является нежелание обучаться, негативное отношение ребенка к школе и к учебной работе, отсутствие мотивации к учению. Стойкие трудности в усвоении материала, постоянное чувство неуспеха, несомненно, приводят к тому, что такие ученики избегают самого процесса обучения, прекращают подготавливаться к урокам и начинают пропускать занятия. В этих поступках начинает просматриваться эмоциональное искажение, зачатки отрицательных черт характера. Такие особенности поведения формируются чрезвычайно скоро, поэтому необходимо отслеживать это и вести работу с подобными детьми.
В подобных ситуациях возникают и другие трудности, такие как, например, конфликтные отношения с учителями. На первый взгляд, кажется, что эти отношения носят негативный характер, однако при более тщательном наблюдении видно, что поведение учителей вызвано неумением и неспособностью продуктивно работать с такими детьми, особым вниманием к таким детям и их успехами в учебе. Повышенным тоном, нотациями и морализаторством преподаватели пробуют привлечь внимание и интерес слабоуспевающих учеников, подключить их к учебной работе, заставить лучше заниматься.
Подобного рода конфликты приводят к тому, что дети начинают грубить и дерзить не только учителям, но и своим родителям, которым сложно договориться с ребенком - подростком, что может еще более усугубить ситуацию и сформировать у школьников отрицательные черты характера, нарушение поведения и спровоцировать уход ребенка в уличную подростковую группу или другое объединение подростков[1].
Такое развитие событий чрезвычайно опасно, ведь при формировании такого отношения к школе, в старших классах ребят совсем не будет волновать их успеваемость и повлиять на их учебную мотивацию станет фактически невозможно.
Индивидуальные особенности школьников, такие, как неорганизованность, безответственность, отсутствие интереса к школе являются проявлениями низкой мотивации. Все эти черты связаны в большой мере с возрастными особенностями. Недовыполнение самостоятельной работы, отказ и нежелание отвечать на вопросы учителя, отвлечения на уроке могут быть вызваны недисциплинированностью, безответственным отношением к делу. Отсутствие интереса к школе и присутствие тревожности вызывают такие элементы отставания, как стремление избежать проблем и трудностей, заторможенность при столкновении с ними. Этому может способствовать и соответствующая для данного возраста некая переоценка собственных способностей и возможностей, неумение здраво оценить трудности в работе[16].
Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является соответствующая для подросткового возраста неустойчивость устремлений, повышенный интерес к внеучебным занятиям и увлечениям. Присутствие различных внеучебных интересов подростков связано с важными особенностями подросткового возраста: избытком неистраченной энергии, расположением к совместным действиям и играм, всевозрастающим стремлением к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых[7].
Именно потому средством повышения учебной мотивации у младших подростков можно считать внеурочную деятельность, позволяющую осуществить их занятость и сформировать положительные интересы за пределами школьной программы. Внеурочная деятельность может не только раскрыть таланты и способности подростков, но и повлиять на их мотивы, стремления, отношение ко многим обыденным вещам.
Объект исследования: учебная мотивация младших подростков
Предмет: условия внеурочной деятельности, способствующие повышению учебной мотивации младших подростков
Гипотеза исследования - перенос личной заинтересованности с внеурочной деятельности в учебную может обеспечить повышение уровня учебной мотивации младших школьников, при условии соблюдения во внеурочной деятельности следующих принципов:
- Содержание деятельности должно опираться на материал, изучаемый во время учебной деятельности;
- Включение в деятельность трех элементов: информация, переживание, действия;
- Сочетание во внеучебной деятельности разных ее форм, подходящих для работы с подростками;
- Неформальная позиция педагога, открытость для помощи;
- Работа в атмосфере сотрудничества, которая помогает детям ощутить собственную значимость, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей других людей и способствует психологической комфортности для каждого ребенка.
Главной и наиболее важной причиной становления отрицательных черт характера является нежелание обучаться, негативное отношение ребенка к школе и к учебной работе, отсутствие мотивации к учению. Стойкие трудности в усвоении материала, постоянное чувство неуспеха, несомненно, приводят к тому, что такие ученики избегают самого процесса обучения, прекращают подготавливаться к урокам и начинают пропускать занятия. В этих поступках начинает просматриваться эмоциональное искажение, зачатки отрицательных черт характера. Такие особенности поведения формируются чрезвычайно скоро, поэтому необходимо отслеживать это и вести работу с подобными детьми.
В подобных ситуациях возникают и другие трудности, такие как, например, конфликтные отношения с учителями. На первый взгляд, кажется, что эти отношения носят негативный характер, однако при более тщательном наблюдении видно, что поведение учителей вызвано неумением и неспособностью продуктивно работать с такими детьми, особым вниманием к таким детям и их успехами в учебе. Повышенным тоном, нотациями и морализаторством преподаватели пробуют привлечь внимание и интерес слабоуспевающих учеников, подключить их к учебной работе, заставить лучше заниматься.
Подобного рода конфликты приводят к тому, что дети начинают грубить и дерзить не только учителям, но и своим родителям, которым сложно договориться с ребенком - подростком, что может еще более усугубить ситуацию и сформировать у школьников отрицательные черты характера, нарушение поведения и спровоцировать уход ребенка в уличную подростковую группу или другое объединение подростков[1].
Такое развитие событий чрезвычайно опасно, ведь при формировании такого отношения к школе, в старших классах ребят совсем не будет волновать их успеваемость и повлиять на их учебную мотивацию станет фактически невозможно.
Индивидуальные особенности школьников, такие, как неорганизованность, безответственность, отсутствие интереса к школе являются проявлениями низкой мотивации. Все эти черты связаны в большой мере с возрастными особенностями. Недовыполнение самостоятельной работы, отказ и нежелание отвечать на вопросы учителя, отвлечения на уроке могут быть вызваны недисциплинированностью, безответственным отношением к делу. Отсутствие интереса к школе и присутствие тревожности вызывают такие элементы отставания, как стремление избежать проблем и трудностей, заторможенность при столкновении с ними. Этому может способствовать и соответствующая для данного возраста некая переоценка собственных способностей и возможностей, неумение здраво оценить трудности в работе[16].
Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является соответствующая для подросткового возраста неустойчивость устремлений, повышенный интерес к внеучебным занятиям и увлечениям. Присутствие различных внеучебных интересов подростков связано с важными особенностями подросткового возраста: избытком неистраченной энергии, расположением к совместным действиям и играм, всевозрастающим стремлением к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых[7].
Именно потому средством повышения учебной мотивации у младших подростков можно считать внеурочную деятельность, позволяющую осуществить их занятость и сформировать положительные интересы за пределами школьной программы. Внеурочная деятельность может не только раскрыть таланты и способности подростков, но и повлиять на их мотивы, стремления, отношение ко многим обыденным вещам.
Объект исследования: учебная мотивация младших подростков
Предмет: условия внеурочной деятельности, способствующие повышению учебной мотивации младших подростков
Гипотеза исследования - перенос личной заинтересованности с внеурочной деятельности в учебную может обеспечить повышение уровня учебной мотивации младших школьников, при условии соблюдения во внеурочной деятельности следующих принципов:
- Содержание деятельности должно опираться на материал, изучаемый во время учебной деятельности;
- Включение в деятельность трех элементов: информация, переживание, действия;
- Сочетание во внеучебной деятельности разных ее форм, подходящих для работы с подростками;
- Неформальная позиция педагога, открытость для помощи;
- Работа в атмосфере сотрудничества, которая помогает детям ощутить собственную значимость, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей других людей и способствует психологической комфортности для каждого ребенка.
Моя работа посвящена учебной мотивации младших подростков. Эта тема была мной изучена и на основании ее изучения проведен эксперимент.
Изучив особенности подросткового возраста, механизмы формирования мотивации, а так же возможности внеурочной деятельности, я выделила принципы организации внеурочной работы для повышения уровня учебной мотивации младших школьников и сформулировала следующую гипотезу:
перенос личной заинтересованности с внеурочной деятельности в учебную может обеспечить повышение уровня учебной мотивации младших школьников, при условии соблюдения во внеурочной деятельности следующих принципов:
- Содержание деятельности должно опираться на материал, изучаемый во время учебной деятельности.
- Включение в деятельность трех элементов: информация, переживание, действия.
- Сочетание во внеучебной деятельности различных ее форм, подходящих для работы с подростками
- Неформальная позиция педагога, открытость для помощи.
- Работа в атмосфере сотрудничества, которая помогает детям ощутить собственную значимость, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей других людей и способствует психологической комфортности для каждого ребенка.
По окончании эксперимента и рассмотрения результатов диагностики, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность, организованная по заявленным мною в гипотезе принципам, положительно повлияла на повышение учебной мотивации младших подростков. У экспериментальной группы участников эксперимента наблюдается не только повышение учебной мотивации, но и позитивные изменения в отношениях с одноклассниками и улучшение эмоционального отношения к школе (снижение тревожности, сопровождающей учебный процесс). Гипотеза подтвердилась.
Позитивные изменения показали не только количественные методики диагностики, но и беседа с классным руководителем 6А класса. Классный руководитель утверждает, что ребята стали более собранными, более усидчивыми и активными.
Изучив особенности подросткового возраста, механизмы формирования мотивации, а так же возможности внеурочной деятельности, я выделила принципы организации внеурочной работы для повышения уровня учебной мотивации младших школьников и сформулировала следующую гипотезу:
перенос личной заинтересованности с внеурочной деятельности в учебную может обеспечить повышение уровня учебной мотивации младших школьников, при условии соблюдения во внеурочной деятельности следующих принципов:
- Содержание деятельности должно опираться на материал, изучаемый во время учебной деятельности.
- Включение в деятельность трех элементов: информация, переживание, действия.
- Сочетание во внеучебной деятельности различных ее форм, подходящих для работы с подростками
- Неформальная позиция педагога, открытость для помощи.
- Работа в атмосфере сотрудничества, которая помогает детям ощутить собственную значимость, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей других людей и способствует психологической комфортности для каждого ребенка.
По окончании эксперимента и рассмотрения результатов диагностики, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность, организованная по заявленным мною в гипотезе принципам, положительно повлияла на повышение учебной мотивации младших подростков. У экспериментальной группы участников эксперимента наблюдается не только повышение учебной мотивации, но и позитивные изменения в отношениях с одноклассниками и улучшение эмоционального отношения к школе (снижение тревожности, сопровождающей учебный процесс). Гипотеза подтвердилась.
Позитивные изменения показали не только количественные методики диагностики, но и беседа с классным руководителем 6А класса. Классный руководитель утверждает, что ребята стали более собранными, более усидчивыми и активными.
Подобные работы
- ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Внеурочная деятельность как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у младших подростков «Образа Я» в процессе внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИНГФОРТ СКУЛ», г.КАЗАНЬ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПОЛИКУЛЬУТРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



