Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностная автономия и субъективная картина жизненного пути человека

Работа №27957

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы101
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
937
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Понятие личностной автономии в психологии 7
1.1 Многоаспектность конструкта личностной автономии 7
1.2 Личностная автономия как механизм саморегуляции (поведенческая
автономия) 13
1.3. Личностная автономия при межличностном взаимодействии (автономия во взаимоотношениях) 19
2 Субъективная картина жизненного пути человека 25
2.1 Проблема жизненного пути человека в психологии 25
2.2 Понятие субъективной картины жизненного пути 30
2.3 Личность как субъект жизненного пути 34
3 Исследование особенностей субъективной картины жизненного пути людей
с высоким уровнем личностной автономии в сравнении с людьми с низким уровнем личностной автономии 37
3.1 Описание выборки, условий и этапов исследования 37
3.2 Ход исследования 40
3.3 Общие выводы по исследованию 65
Заключение 67
Список использованных источников 70
Приложение А 75
Приложение Б 82
Приложение В 85
Приложение Г 87
Приложение Д


Нестабильность окружающего мира как контекст жизни современного человека давно стала традиционной темой для научной психологии. Изменение скорости жизни, ее социально-экономических условий, размытость моральных норм и отсутствие четких нормативных моделей поведения, информационная перегрузка лишают людей стабильных внешних опор и актуализируют поиск внутренних ресурсов. Перед человеком XXI стоит вызов - продолжать адаптироваться к меняющемуся миру, справляясь с возникающими трудностями, или начать конструировать его по собственному замыслу исходя из своих уникальных ценностей и смыслов. И здесь на первый план выступают умение делать самостоятельный выбор и действовать с учетом своих психологических особенностей, наличие внутренних критериев оценки - то есть личностная автономия.
Под личностной автономией в самом общем виде понимаются такие проявления чувствах, мыслях, сознании и поведении человека, которые обусловлены именно его личностными побуждениями и решениями, а не ситуативными факторами, неосознаваемыми внутренними импульсами, стремлениями, социальными требованиями или нормами [13].
На первый взгляд кажется, что человек, стремясь к автономии, вынужден «платить» за это изолированностью от других людей. И в социальных науках все чаще поднимается вопрос о дефиците способности современного человека к установлению психологической близости, формированию и поддержанию гармоничных отношений. Однако понимание автономии как синонима независимости от других людей устарело. Человек, как социальное и культурное существо, не может быть независимым от общества, в котором он сформировался и живет. Более того, именно взаимосвязь с другими людьми является одним из условий формирования личностной автономии.
Проблематикой личностной автономии занимались А. Ангъял, Виггинс, Э. Деси, Р. Райан, И. Габанска, Г. Мюррей, С. Хартер, Э. Эриксон, среди отечественных авторов следует выделить Т.О. Гордееву, О.Е. Дергачеву, Д.А. Леонтьева, О.П. Макушину, М.К. Мамардашвили, Т.В Казанцеву.
Несмотря на то, что в психологии в последнее время наблюдается значительный интерес к изучению личностной автономии, данная проблема остается разработанной не в полной мере. Большинством авторов признается значимость данного психологического явления, его структурная неоднородность. Личностная автономия считается ценным качеством личности и показателем достижения личностной зрелости [25].
Однако вопрос о том, как именно личностная автономия влияет на жизнь человека и как отражается в субъективном представлении о своей жизни, остается неисследованным. Получить ответ на этот вопрос с точки зрения психологии можно, обратившись к исследованию особенностей субъективной картины жизненного пути людей с высоким уровнем личностной автономии.
Под субъективной картиной жизненного пути понимается «психический образ, в котором отражены социально обусловленные пространственно¬временные характеристики жизненного пути (прошлое, настоящее, будущее), его этапы, события и их взаимосвязи. Этот образ выполняет функцию долговременной регуляции и согласования жизненного пути» [18, с. 47].
В отечественной психологии проблема жизненного пути личности впервые была поставлена С.Л. Рубинштейном. Этим вопросом в психологии занимались также К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Кроник, Е.И. Головаха, Н.А. Логинова.
Цель исследования:
Выявить особенности субъективной картины жизненного пути людей с высоким уровнем личностной автономии посредством сравнения с людьми с низким уровнем личностной автономии.
Объект исследования:
Взрослые люди, возраст 31-46 лет.
Предмет исследования:
Признаки личностной автономии.
Гипотезы исследования:
1) Субъективная картина жизненного пути у людей с высоким и низким уровнем личностной автономии будет различаться.
2) Различия будут проявляться в большей насыщенности, реалистичности и удовлетворенности субъективной картины жизненного пути людей с высоким уровнем личностной автономии по сравнению с людьми с низким уровнем личностной автономии.
Насыщенность показывает процент наполненности картины жизни мотивационными связями (причинные и целевые связи между значимыми событиями жизни). Реалистичность проявляется в согласованности между реальной и личной значимостью событий (коэффициент корреляции Спирмена). Удовлетворенность указывает на то, в какой мере человек видит свою жизнь в приятных эмоциях (процент приятных событий) [18].
3) У людей с высоким и низким уровнем личностной автономии субъективная картина жизненного пути будет отличаться содержанием выделяемых событий, а именно: у людей с высоким уровнем личностной автономии будет отмечаться больше событий, связанных с жизнью в целом и отношениями со значимыми людьми.
Задачи исследования:
Проанализировать и обобщить существующие точки на понятие личностной автономии.
Выявить специфику личностной автономии как механизма саморегуляции и как характеристики межличностного взаимодействия.
Изучить теоретические представления в научной психологии по проблематике жизненного пути и его субъективной картине.
Изучить мотивационно-эмоциональные компоненты в структуре субъективной картины жизненного пути.
Исследовать и сравнить особенности психобиографических характеристик, составляющих субъективную картину жизненного пути людей с высоким и низким уровнем личностной автономии.
Выявить и сравнить содержательные аспекты субъективной картины жизненного пути людей с высоким и низким уровнем личностной автономии.
Теоретическая база исследования:
Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, концепция зависимой личности Р. Борнштейна, теория привязанности Дж. Боулби, теоретические положения о жизненном пути и субъективной картине жизненного пути личности С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Кроника, Е.И. Головахи, Р.А. Ахмерова, Н.А. Логиновой.
Методы исследования:
Организационный метод: сравнительный.
Эмпирические и теоретические методы: анализ научной литературы; биографическое интервью; контент-анализ; психодиагностические методы: опросник каузальных ориентаций Э. Деси, Р. Райана (адаптация О.Е. Дергачева, Д.А. Леонтьев), тест профиля отношений Р. Борнштейна (адаптация О.П. Макушина), индивидуальная каузометрия А.А. Кроника.
Методы обработки данных - методы математической статистки: непараметрический U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена; качественный анализ данных: контент-анализ.
Теоретическая новизна исследования
В работе впервые проанализировано отражение конструкта личностной автономии в субъективном представлении человека о своем жизненном пути.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава «Понятие личностной автономии в психологии».
Вторая глава «Субъективная картина жизненного пути человека».
Третья глава «Исследование особенностей субъективной картины жизненного пути людей с высоким уровнем личностной автономии в сравнении с людьми с низким уровнем личностной автономии».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель нашего исследования по выявлению особенностей субъективной картины жизненного пути людей с высоким уровнем личностной автономии в сравнении с людьми с низким уровнем личностной автономии достигнута. Поставленные задачи выполнены в полном объеме.
Теоретическое исследование показало широту и разнообразие трактовок понятия личностной автономии. В самом общем виде под личностной автономией понимаются такие проявления в поведении, сознании, чувствах и мыслях человека, которые обусловлены именно его личностными побуждениями и решениями, а не ситуативными факторами, неосознаваемыми внутренними импульсами, страхами, желаниями или социальными требованиями.
В контексте нашего исследования было важно сосредоточиться на двух аспектах личностной автономии - автономии как механизма саморегуляции и как характеристики межличностного взаимодействия.
В первом ключе личностная автономия представляет собой механизм саморегуляции и самодетерминации личности, который реализуется в виде способности действовать на основе собственного осознанного выбора, учитывающего как свои потребности, так и условия окружающей действительности, а не на основе обязательств или принуждений.
С точки зрения межличностного взаимодействия автономия - это способность устанавливать и поддерживать эмоциональные связи с другими людьми, осознавая при этом свою самодостаточность. Отношения с другими людьми являются для автономного человека самостоятельным источником удовлетворения, а не способом реализации влечений, самоутверждения или приобретения безопасности.
Ключевыми свойствами личностной автономии в обоих контекстах являются гибкость, осознанность и добровольность.
«Автономия является основной здорового существования и продуктивных контактов с внешним миром» [13, с. 63].
Понятие автономии тесно связано с понятием субъектности. Человек с высоким уровнем личностной автономии является субъектом своей жизни - он способен занять рефлексивную позицию, активно строит, модифицирует, совершенствует жизненные отношения, детерминируя тем самым свой индивидуальный жизненный путь.
Жизненный путь является универсальной формой личностного развития и бытия, процессуальной разверткой личностных свойств, качеств, способностей.
Субъективная картина жизненного пути - это психический образ, в котором отражены социально обусловленные пространственно-временные характеристики жизненного пути, выполняющий функцию саморегуляции и самодетерминации личности, отвечая за стабилизацию личностной идентичности.
На основе вышеизложенных теоретических предпосылок мы предположили, что субъективная картина жизненного пути людей с высоким уровнем личностной автономии будет отличаться своеобразием в сравнении с людьми с низким уровнем личностной автономии.
И действительно в результате проведенного эмпирического исследования наше предположение подтвердилось. Различия наблюдаются по нескольким характеристикам.
Субъективная картина жизненного пути людей с высоким уровнем личностной автономии не отличается по своей межсобытийной насыщенности, но характеризуется при этом меньшей долей целевых связей и большей стратегичностью (масштабностью замыслов с учетом степени уверенности в их осуществлении и ожидаемой продолжительностью жизни) в сравнении с людьми с низким уровнем личностной автономии.
Это означает, что участники с низким уровнем личностной автономии ставят перед собой больше целей, однако их жизненные планы менее масштабны и долговременны, чем у людей с высоким уровнем личностной автономии. Участники с высоким уровнем автономии продумывают свой путь на более длительный период.
Люди с высоким уровнем личностной автономии более реалистичны в оценке событий своей жизни. Они лучше определяют реальную значимость событий и осознают собственное эмоциональное отношение к ним.
Люди с высоким уровнем личностной автономии больше удовлетворены своей жизнью - субъективно она представляется им эмоционально более приятной, чем людям с низким уровнем автономии.
Содержательно субъективная картина жизненного пути участников с высоким и низким уровнем личностной автономии также имеет отличия.
Люди с высоким уровнем личностной автономии выделяют больше событий, связанных со значимыми отношениями в их жизни, для них характерно придание своего личного и более широкого смысла событиям своей жизни.
Полученные результаты, на наш взгляд, представляют интерес для современной психологии личности, их целесообразно проверить на выборке большего объема.
Кроме того, среди участников нашего исследования с низким уровнем личностной автономии не было таких людей, у которых преобладала бы только подконтрольная личностная ориентации (ориентированы на внешние подкрепления своих действий) или только беспомощная личностная ориентация (не верят, что своими действиями реально могут повлиять на свою жизнь). Также мы не делили участников с низким уровнем автономии на тех, у кого преобладает зависимый и отчужденный тип межличностного взаимодействия.
Было бы интересно провести исследование, более детально выявляющее специфику каждого из трех типов личностной ориентации, а также трех типов межличностного взаимодействия (автономного, зависимого и отчужденного



1. Альбуханова-Славская, К. А. Стратегии жизни / К. А. Альбуханова- Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б. Г. Ананьев. - Т. 1, М.: Педагогика, 1980. - 232 с.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
4. Балабанова, Е. С. Теории «зависимой личности»: возможности социологической интерпретации / Е. С. Балабанова // Личность. Культура. Общество. - 2005. - Т. 7, Вып. 4 (28). - С. 94-103.
5. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
6. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.
7. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. - М.: Академический проект, 2004. - 232 с.
8. Василенко, Т. Д. Метод «Линия жизни» / Т. Д. Василенко // Практикум по психологии жизненных ситуаций: Учебное пособие. - СПб.: ООО Фирма «Стикс», 2016. С. 21-36.
9. Галой, Н. Ю. Субъективный образ жизненного пути женщин- предпринимательниц : дис. : канд. психол. наук : 19.00.01 / Галой Наталья Юрьевна. - М., 2009. - 237 с.
10. Гидденс, Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / Э. Гидденс. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
11. Головаха, Е. И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - М.: Смысл, 2008. - 267 с.
12. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения / Т. О. Гордеева. - М.: Смысл, 2006. - 336 с.
13. Дергачева, О. Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Дергачева Ольга Евгеньевна. - М., 2005. - 162 с.
14. Злобина, Е. Г. Диалектика индивидуального жизнетворчества / Е.Г. Злобина // Жизнь как творчество / под ред. Л.В. Сохань. - Киев: Наукова думка, 1985. - С.212-226.
15. Казанцева, Т. В. Социально-психологические детерминанты
межличностной привязанности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Казанцева Татьяна Валерьевна. - СПб., 2011. - 205 с.
16. Карпинский, К. В. Психология жизненного пути личности: Учеб. Пособие / К.В. Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 167 с.
17. Костенко, К. В. Представление о прошлом, настоящем, будущем и удовлетворенность жизнью пожилого человека / К.В. Костенко // Личность и бытие: субъектный подход: Материалы II Всероссийской научно¬практической конференции. Книга 2. - Краснодар, 2004. - С. 32-35.
18. Кроник А. А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров - М.: Смысл, 2003. - 284 с.
19. Кроник, А. А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования, диагностики и коррекции: дис. ... д-ра психол. наук. 19.00.13 / Кроник Александр Александрович. - М., 1994. - 71 с.
20. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. М.: Политиздат, 1977 - 304 с.
21. Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. - 64 с.
22. Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека / Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии ; под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. - С.156-176.
23. Леонтьев, Д. А. От симбиоза и адаптации к автономии и трансценденции / Д. А. Леонтьев // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / под ред. Е.И. Яцуты. Кемерово: Графика, 2002. - С.3-34.
24. Леонтьев, Д. А. Феномен свободы: от воли к автономии личности / Д. А. Леонтьев // Только уникальное глобально: сб. статей в честь 60-летия Г.Л. Тульчинского. СПб.: СПбГУКИ, 2007. - С. 64-89.
25. Леонтьев, Д. А. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации / Д. А. Леонтьев, Е. Р. Калитеевская, Е. Н. Осин // Личностный потенциал: структура и диагностика ; под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. - С. 611-641.
26. Логинова, Н. А. Жизненный путь человека как проблема психологии / Н.А. Логинова // Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 103-109.
27. Макушина, О. П. Психологическая зависимость подростков от родителей : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Макушина Ольга Петровна. - М., 2001. - 142 с.
28. Манукян, В. Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Манукян Виктория Робертовна. - СПб., 2003. - 217 с.
29. Мамардашвили, М. К. Философия и свобода / М. К. Мамардашвили // Мой опыт нетипичен. СПб.: Азбука, 2000. - С. 246-257.
30. Нуркова, В. В. Автобиографическая память: структура, функции, механизмы: дис. ... канд. психол. наук / В. В. Нуркова. - М., 1998. - 211 с.
31. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. - М.: Изд-во АНСССР, 1957. - 328 с.
32. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С. Л. Рубинштейн. - Т. 2, М.: Педагогика, 1989. - 328 с.
33. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. - М.: Наука, 1997. - 191 с.
34. Сергеева, О. А. Психолого-педагогические условия развития автономии личности студентов-психологов : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Сергеева Ольга Александровна. - Астрахань, 2007. - 145 с.
35. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2000. - 350 с.
36. Сурикова, Я. А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и значимых событий субъективной картины жизненного пути личности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Сурикова Яна Алексеевна. - Хабаровск, 2009 - 257 с.
37. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. - СПб.: Питер, М.: Смысл, 2003. - 860 с.
38. Холл, К. С. Теории личности / К. С. Холл, Г. Линдсей. - М.: КСП+, 1997. - 720 с.
39. Эриксон, Э. Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон. - СПб.: Лет. сад, 2000. - 415 с.
40. Bornstein, R. F. (1992). The dependent personality: Developmental, social, and clinical perspectives. Psychological Bulletin, 112, p. 3-23.
41. Deci, E. L. The psychology of self-determination. Lexington books, Toronto, 1980.
42. Deci, E. L. and Ryan R.M. A motivational approach to self: integration in personality // Nebrasca symposium on motivation 1990. University of Nebrasca Press. Lincoln (Nb); London, 1991, Vol. 38, p.237-288.
43. Deci E. L., Ryan R. M. Overview of self-determination theory: an organismic dialectical perspective // Handbook of self-determination research / E. L. Deci, R. M. Ryan (Eds.). Rochester (NY): University of Rochester Press, 2002a. P. 3-33.
44. Gabanska, J. Autonomy of the individual in the developmental and axiological perspective / J. Gabanska // The polish quarterly of developmental psychology, 1995, Vol. 1, Nr. 1-4, p. 1-11.
45. Harter, S. The construction of the self. A developmental perspective / S. Harter // New York, London, The Guilford Press, 1999.
46. Hmel, B. A. The meaning of autonomy: on and beyond the interpersonal circumplex / B. A. Hmel, A. L. Pincus // Journal of personality, 2002, 70(3), p.277-310.
47. Hutt, M. L. Psychology: the science of interpersonal behavior / M. L. Hutt, R. L. Isaacson, M. L. Blum // New York &London, Harper &row Publishers, 1966.
48. Ryan, R. M. Agency and organization: intrinsic motivation, autonomy, and the self in psychological development / R. M. Rayan // Developmental perspectives on motivation. Volume 40 of Nebrasca symposium on motivation. University of Nebrasca Press. Lincoln and London, 1993, Vol.40, p. 1-56.
49. Ryan, R. M. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being / R. M. Rayan, E. L. Deci // American psychologist, 2000, vol. 55, № 1, p. 68-78.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ