Введение 5
1 Теоретическое изучение возможностей работы учителя по
формированию саморегуляции деятельности четвероклассников 8
1.1 Понятие саморегуляции в психологии 8
1.2 Саморегуляция деятельности у четвероклассников 15
1.3 Возможности школьного учителя по формированию
саморегуляции деятельности школьников 21
2 Экспериментальное изучение возможностей работы учителя по
формированию саморегуляции деятельности четвероклассников 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ результатов исследования 33
2.3 Рекомендации для учителей по формированию саморегуляции
деятельности четвероклассников 39
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А Система занятий, направленная на формирование саморегуляции деятельности четвероклассников
Очень важно начинать изучение саморегуляции именно в младшем школьном возрасте, так как в онтогенезе саморегуляция начинает формироваться в связи с необходимостью подчиняться требованиям взрослых, правилам поведения в обществе, при включении в учебную деятельность.
В младшем школьном возрасте формирование саморегуляции выдвигается в центр психического развития ребенка. Это связано, во-первых, с физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста, во- вторых, с социальной ситуацией развития ребенка (с поступлением в школу меняется внутренняя позиция, меняются требования к ребенку со стороны взрослых и пр.).
Способность к саморегуляции играет важную роль в организации сложных форм произвольной деятельности, к которым в первую очередь относится учение. Для осуществления учебной деятельности необходимы умения сосредоточить внимание, активно воспринимать и запоминать информацию, предварительно ориентироваться в условиях задания и продумывать ход решения, сверять полученный результат с заданным образцом и предъявленными условиями. То есть для успешного осуществления учебной деятельности необходимо определенное развитие способности саморегуляции. Особый интерес представляет изучение саморегуляции у четвероклассников, готовящихся к переходу в среднее звено школы, где требования к его деятельности и поведению будут более высокие, чем в начальной школе. Большими возможностями в развитии саморегуляции у четвероклассников обладает учитель, как в рамках учебной, так и внеучебной, деятельности. Все вышеизложенное и определило актуальность нашего исследования.
Цель исследования: изучение возможностей работы учителя по формированию саморегуляции деятельности четвероклассников.
Объект исследования: саморегуляция как психологический феномен.
Предмет исследования: возможности работы учителя по формированию саморегуляции деятельности четвероклассников.
Мы предполагаем, что саморегуляция деятельности не у всех четвероклассников имеет высокий и средний уровень развития, соответствующий возрасту.
В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу о саморегуляции, ее особенностях у четвероклассников и возможностях ее развития учителем.
2. Осуществить диагностическое обследование и описать полученные результаты.
3. Разработать рекомендации для учителей по формированию саморегуляции деятельности четвероклассников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования возможностей работы учителя по формированию саморегуляции деятельности четвероклассников;
2) эмпирические: тестирование («Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, «Изучение саморегуляции» У.В. Ульенковой);
3) методы количественной и качественной обработки результатов.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Озерновская СОШ № 47» с. Озерное Красноярского края.
Выборка исследования представлена 4 классом в количестве 18 человек.
Теоретико-методологическая база исследования представлена работами Б.В. Зейгарник, О.А. Конопкина, В.И. Моросановой др.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап (май - август 2015 г.) - анализ литературы по проблеме исследования; формирование плана предстоящего исследования.
2 этап (сентябрь - октябрь 2015 г.) - подбор диагностического материала; проведение диагностического обследования, анализ результатов исследования.
3 этап (ноябрь-декабрь 2015 г.) - разработка рекомендаций для учителей по формированию саморегуляции деятельности четвероклассников, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость работы заключается в следующем: проанализирован, обобщен и систематизирован теоретический материал по теме работы. Результаты исследования могут быть учтены при составлении и реализации рекомендаций для учителя по формированию саморегуляции деятельности четвероклассников. Полученные данные могут быть использованы педагогами, психологами в их профессиональной деятельности и студентами при организации самостоятельной работы по психологии.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 42 наименования. Общий объем работы составляет 48 страниц
В психологии существует множество подходов к определению понятия «саморегуляция», которые базируются на исследованиях различных аспектах психики. Можно сказать, что саморегуляция является внутренней целенаправленной активностью человека, которая реализуется при участии разных процессов, явлений и уровней психики. В процессах саморегуляции получает выражение единство и системная целостность психики.
В психологии существует множество подходов к определению понятия «саморегуляция», которые базируются на исследованиях различных аспектов психики. В своей работе мы опираемся на мнение А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, понимающих под саморегуляцией осознанное управление собственным поведением (действиями, состояниями и др.) в различных ситуациях.
Также под саморегуляцией понимают, способность управлять своим состоянием и поведением через произвольное и целенаправленное изменение отдельных психофизиологических функций (регуляция глубины и частоты дыхания, мышечного напряжения, управление вниманием и т.д.).
Саморегуляция имеет несколько психологических форм проявления, по которым мы можем судить о ее сформированности: самоконтроль, уровень притязаний, уровень самооценки (адекватной рефлексии своих возможностей и способностей), степень выраженности способности концентрации внимания, уверенность в себе. По нашему мнению, прежде всего, эти качества являются индикатором оценки процесса развития саморегуляции и были изучены нами у четвероклассников во второй части данной работы.
Саморегуляция проявляется в целостной жизнедеятельности ребенка на разных уровнях ее функционирования, включая эмоциональные, смысловые, когнитивные, рефлексивные, мотивационные и поведенческие процессы. Саморегуляцию следует рассматривать как целостную динамическую систему функционирования разных уровней и аспектов саморегуляции. Изменения на одном из уровней будет влиять на ее другие уровни и на систему в целом.
Осознанная саморегуляция учебной деятельности возможна, если ученик становится субъектом этой деятельности. А для этого ему необходимо приобрести специализированный регуляторный опыт. Он дает возможность учащемуся сформировать полноценный контур осознанной саморегуляции деятельности, позволяет ему инициировать, организовывать и контролировать свою деятельность при решении учебных и практических задач.
На основе сформированной учебной саморегуляции впоследствии может развиваться продуктивная саморегуляция в других видах деятельности. Учебная саморегуляция, таким образом, становится основой для развития всех видов активности учащегося.
Проведенное исследование позволило сделать выводы о том, что у 66,7 % учащихся 4 класса саморегуляция находится на высоком уровне, это говорит о сформированности способности к волевым усилиям, способности к самоконтролю в поведении и учебной работе, способности младших школьников к рефлексивному контролю. Также были выявлены по итогам диагностики недостатки у учащихся с высоким уровнем саморегуляции, в предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности, возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций, а стремление к самоконтролю может приводить к преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости. Также в классе присутствуют дети с низким уровнем саморегуляции 33,3 %, данная группа детей нуждаются в развивающей работе со стороны учителя.
1. Абульханова, К.А. Проблема субъекта в психологической науке / К.А. Абульханова, С.Л. Рубинштейн. - М.: Академический проект, 2000. - 126 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности. - М.: Наука, 1989. - 183 с
3. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
4. Александрова, Н.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» / Н.И. Александрова, Т.И. Шульга // Вопросы психологии. - 2010. - № 6. - С. 143-150.
5. Андрущенко, Т.Ю. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения / Т.Ю. Андрущенко, Н.В. Каробекова // Вопросы психологии. - 2003. - № 1. - С. 89-98
6. Анцыферова, Л.И. Психологическое содержание феномена «субъект» и границы субъектно-деятельностного подхода. - М.: Академический проект, 2000. - 242 с.
7. Бедер, Я. Психологическая коррекция недостатков саморегуляции у детей с задержками развития / Я. Бедер // Вопросы психологии. - 2010. - № 4. - С. 46-54.
8. Бодров, В.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора / В.А. Бодров, А.А. Обознов // Психологический журнал. - 2010. - № 4. - С. 32-40.
9. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Наука, 2005. - 212 с.
Ю.Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 65-72.
11.Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием. - М.: Сфера, 2011. - 144 с.
12. Волков, А.М. Деятельность: структура и регуляция: Психологический анализ. - М.: Просвещение, 2007. - 216 с.
13. Голиков, Ю.Я. Особенности психической регуляции и классы проблемностей в сложной операторской деятельности / Ю.Я. Голиков, А.Н. Костин // Психологический журнал. - 2009. - № 2. - С. 3-16.
14. Давыдов, В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников / В.В. Давыдов // Формирование учебной деятельности школьников. - 2012. - № 5. - С. 21-28.
15.Захарова, А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности / А.В. Захарова // Формирование учебной деятельности школьников. - 2005. - № 3. - С. 45-56.
16.Завалова, Н.Д. Образ в системе психической регуляции деятельности / Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко. - М.: Наука, 2001. - 266 с.
17. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.: Просвещение, 2011. - 270 с.
18. Карпов, А.В. Психология принятия управленческих решений. - М.: Просвещение, 2008. - 174 с.
19. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Сфера, 2000. - 289 с.
20. Крупнов, А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности / А.И. Крупнов // Системные исследования свойств личности. -2004. - № 6. - С. 9-23
21. Круглова, А.Д. Психологические особенности саморегуляции подростков в учебной деятельности / А.Д. Круглова // Психологический журнал. - 2009.-№2.-С. 75-88.
22. Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М.: Сфера, 2014.-351 с.
23. Маркова, А.К. Формирование учебной деятельности и развитие личности школьника. - М.: Педагогика, 2002. - 216 с.
24. Миславский, Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности / Ю.А. Миславский // Вопросы психологии. - 1988. - № 3. - С. 164-170.
25. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Психологический журнал. - 2005. - № 4. - С. 26-35.
26. Моросанова, В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности / В.И. Моросанова//Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С. 121-127.
27. Моросанова, В.И. Стилевая саморегуляция поведения человека / В.И. Моросанова, Е.М. Коноз // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 118-127.
28.0сницкий, А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности. - М.: Знание, 2006. - 80 с.
29. Полонская, Н.Н. Динамика функций программирования и контроля и ее связь с трудностями обучения младших школьников / Н.Н. Полонская, Л.В. Яблокова, Т.В. Акутина И Психология. - 1997. - № 2. - С. 40-49.
30. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности / А.О. Прохоров // Вопросы психологии. - 2011. -№ 5. - С.127-132.
31 .Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2004. - 494 с.
32. Сапожникова, Л.С. Некоторые особенности нравственной регуляции поведения младших школьников / Л.С. Сапожникова // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 34-41.
33. Селиванов, В.И. Волевая регуляция активности личности / В.И. Селиванова // Психологический журнал. - 2000. - № 4. - С. 65-72.
34. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности. - М.: Логос, 2004. - 320 с.
35.Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Просвящение, 1999. - 286 с.
Электронные ресурсы:
Зб.Берцфан, Л.В. Специфика учебного действия контроля [Электронные ресурсы]: Режим доступа: http://www.vevivi.ru/best/Samoregulyatsiya-v- uchebnoi-deyatelnosti-mladshikh-shkolnikov-refl 42719.html (Дата обращения: 23.10.2015).
37.3ейгарник, Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности [Электронные ресурсы]: Режим доступа:
http://yandex.ru/clck/isredir?from=yandex.ru (Дата обращения: 03,11.2015).
38.Зверькова, А.В., Эйдман Е.В. Исследование волевой саморегуляции [Электронные ресурсы]: Режим доступа:
http://testoteka.narod.rU/lichn/2/05.html (Дата обращения: 11.11.2015).
39.Зинченко, В.П. Методологические проблемы психологического анализа деятельности [Электронные ресурсы]: Режим доступа:
http://knigovodstvo.ru/book/2521/ (Дата обращения: 12.11.2015).
40. Конопкин, О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности
и поведения [Электронные ресурсы]: Режим доступа:
http.7/kontrolnaia.ru/dir/psychology/23157/(Дата обращения: 12.11.2015).
41. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) [Электронные ресурсы]: Режим доступа: http://www.studffles.ru/preview/4499803/page: 1 / (Датаобращения: 16.12.2015).
42. Корнилов, А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания
[Электронные ресурсы]: Режим доступа:
http://psyberlink.flogiston.ru/intemet/joum_ru/jjpj95.htm (Дата обращения: 16.12.2015).