Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика девиантного поведения посредством деловой игры

Работа №27933

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
773
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретические основы понятия девиантное поведение 9
1.1 Понятие и виды девиантного поведения 9
1.2 Формы и признаки девиантного поведения младших школьников 15
Глава 2 Организация профилактики девиантного поведения младших школьников 26
2.1 Деловая игра как одна из форм игровых технологий профилактики
девиантного поведения младших школьников 26
2.2 Деловая игра «Спусти пар» 40
Заключение 43
Список используемых источников 46
Приложение А деловая игра «Спусти пар»

По свидетельству отечественных и зарубежных ученых, число детей с отклонениями в психофизическом развитии и поведении неуклонно возрастает. Этому способствует целый ряд патологических факторов эндогенного (внутреннего) и экзогенного (внешнего) происхождения: генетические отклонения, отягощенная наследственность, физические и психические травмы, соматические и инфекционные заболевания, дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных экологических, экономических и гигиенических условий для будущих матерей, недостатки школьного, семейного воспитания и многое другое.
Часто поведение младших школьников обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным.
Проблема работы педагогов с детьми с девиантным поведением - одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов, приводящих взрослого, подростка и ребенка к депрессии, как на физическом, так и на психологическом уровне. В настоящее время большое внимание следует уделять воспитанию и образованию детей с девиантным поведением. В связи с тем, что их количество увеличивается, назрела необходимость более четкого правового регулирования отношений в области образования детей с девиантным поведением.
Отклонения в поведении детей - это результат социально-экономической, экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, чрезмерность занятости родителей, участившихся разводов, неблагоприятных семейно¬бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением ребенка, самоустранение семьи от процесса воспитания. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье ребёнок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо; приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями, именно в семье закладываются основы нравственного человека, происходит его самоутверждение, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
В соответствии с Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями, внесенными Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №. 1241), равную ответственность за образование и воспитание не только школы, но и родителей. Если родители сразу не воспитали у своих детей культурных привычек или навыков трудолюбия и аккуратности, то позже эти привычки прививать будет гораздо труднее. Естественно, что ошибки в воспитании провоцируют процесс развития девиантного поведения.
Главная задача всех участников воспитательного процесса - вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. Такую работу можно разделить на три группы: профилактика, коррекция и реалибитация.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме проблемы школьников с девиантным поведением, в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Цель: Выявить педагогические условия профилактики девиантного поведения посредством деловой игры.
Объект: Девиантное поведение младших школьников.
Предмет: Деловая игра как способ профилактики девиантного поведения младших школьников.
Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и виды девиантного поведения.
2. Выявить основные формы и признаки девиантного поведения младших школьников.
3. Рассмотреть деловую игру, как одну из игровых технологий профилактики девиантного поведения младших школьников.
4. Описать деловую игру «Спусти пар» как один из СПОСОБ профилактики девиантного поведения младших школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогическую литературу по теме «Особенности девиантного поведения младших школьников.
2. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена трудами отечественных психологов по проблемам школьников с девиантным поведением (Личко А.Е., А. Баски, А Дарки.).
База исследования: исследование проводилось в Краевом центре психолого-медико-социального сопровождения в г. Лесосибирске Красноярского края. Выборка представлена 9 школьниками, учащимися 4 класса.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (43 наименование). Общий объем работы 51 страница.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблемам младших школьников с девиантным поведением, мы пришли к выводу, что:
1. Стоит придерживаться понятия Ю.А. Клейнберга. Девиантное поведение - это поведение индивида, последовательно разрушающее сложившуюся систему межличностных взаимодействий и общения в той человеческой общности, к которой он принадлежит.
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении включает в себя социализацию личности воспитанника, т.е. обучение навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, формирование мотивации к обучению и трудоустройство.
2. Нарушениями поведения у школьников младшего школьного возраста непослушание, шалость, детский негативизм, упрямство, ложь, побеги из дома и т.д.
В работе с детьми младшего школьного возраста наибольшего результата в профилактике девиантного поведения можно добиться комбинированным использованием элементов различных методов психологического воздействия - арттерапии, сказкотерапии, классических дидактических методов и приемов, таких как беседа, дидактические игры и т.п., а также метода групповой дискуссии и ролевых игр, адаптированных для нужд данной профилактической работы.
3. Игры и игровые упражнения являются одним из наиболее эффективных методов профилактики девиантного поведения у детей. Игры вызывают неожиданные ситуации, а это и есть оздоровительный эффект. Ребенок раскрывается в играх и стремится реализовать свои комплексы, стремится быть самим собой.
Игра помогает ребенку преодолеть робость, стеснительность, скованность. Ценность игры в том, что в ней проявляется способность к самовоспитанию. При девиантном поведении положительное влияние игры состоит в том, что она заставляет соблюдать нормы и правила нравственного поведения. Нарушение этих правил отмечают сами дети, участвующие в игре, и выражают осуждение нарушителю. Игра тренирует эмоциональные реакции, способствует выработке сдерживающих механизмов при бурных эмоциональных реакциях.
4. Экспериментальное исследование проводилось на базе Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения в г. Лесосибирске Красноярского края, совместно с психологом А.Ю. Давыдовой, с целью изучения психологических особенностей школьников с девиантным поведением. В качестве участников экспериментальной работы в школе были определены учащиеся 4 класса, школьников с девиантным поведением, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Всего к участию в экспериментальной работе было привлечено 9 подростков в возрасте 9-10 лет, в том числе 5 мальчиков и 4 девочки.
Проводя экспериментальное исследование психологических особенностей школьников с девиантным поведением, был сделан вывод о том, что:
- у большинства школьников с девиантным поведением, проявляются приступы мрачной раздражительности, что напрямую отражается на учебном процессе Главными чертами школьников с девиантным поведением, является аффективная взрывчатость, безудержная ярость - циничная брань, жесткие побои и т.д. Повод для гнева может быть ничтожен, но он всегда связан с ущемлением его интересов. Младшие школьники с девиантным поведением любят приключения, охотно идут на риск.
- у школьников с девиантным поведением, наблюдается высокий уровень агрессивности по таким показателям как: физическая агрессия, раздражение, негативизм, что говорит о склонности испытуемых к выражению негативных чувств, как через ссоры, крик, визг, так и через содержание словесных отзывов (угрозы, проклятья, ругань), все это отражается на учебном процессе. Школьники с девиантным поведением, склонны к использованию физической силы против другого лица, они характеризуются готовностью к проявлению агрессии при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости.
5. Нами был проведен анализ профилактики девиантного поведения младших школьников посредством деловой игры.
Предложенная делов игра направлена на приобретение младшими школьниками с девиантным поведением психологических умений и навыков, способствующих их личностному росту; формированию коммуникативных умений и навыков саморазвития; формирование культуры личности на общечеловеческих ценностях, с освоением опыта самореализации.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - М.: Альма Матер, 2010. - 702 с.
2. Арефьев, А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2013. - №7. - С. 193-200.
3. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Изд-во Магистр, 2014. - 96 с.
4. Белкин, А.С. Отклонения в поведении школьников. - Екатеринбург: Изд- во СПИ, 2013. - 138 с.
5. Богданович В.И. Психокоррекции в повседневной жизни. - СПб.: Респекс, 2015.-347 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2013. - 347 с.
7. Бытко, Ю.И. Девиантное поведение подростков / Ю.И. Бытко, А.С. Ладно // СоцИс. - 2008. - №4. - С. 15-17.
8. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Аспект пресс, 2013. - 256 с.
9. Воронков Б. В. Острые аффективные реакции и нарушения поведения. Особенности психических отклонений у подростков. - СПб., 1993. - С. 22- 31.
10. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Аспект пресс, 2011. - 185 с.
11. Ганишина, И.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних / И.С. Ганишина, А.И. Ушатиков. - М.:
Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2011. - 288 с.
12. Гилинский, Я. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я. Гилинский, В. Афанасьев. - СПб.: Питер, 2013. - 242 с.
13. Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 157 с.
14. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Просвещение, 2006. - 147 с.
15. Дементьева, И. Работа школы с детьми группы риска И Воспитание школьников. - 2012. - № 7. - С. 21-28.
16. Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкого. - М.: Владос, 2011,- 138 с.
17. Драгунова, Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2007. - 156 с.
18. Зайцев, С.В. Оценка способности воспитателей к децентрации // Вопросы психологии. - 2015. - С. 36-48.
19. Казакова, Е.И. Комплексное сопровождение развития учащихся в образовательном процессе И Дети группы риска: материалы международной конференции. - СПб.: Питер, 2010. - С. 108-110.
20. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 2011. - 195 с.
21. Клейберг, Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - 164 с.
22. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург, 2007. - 208 с.
23. Комарь, В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков // Классный руководитель. - 2013. - №4. - С. 86-103.
24. Кондратьева, С.В. Практическая психология. - Минск: Университетское, 2007.-212 с.
25. Коррекция девиантного поведения. / Г.И. Макартычева. - Спб:, Речь, 2007. - 9 с.
26. Краткий словарь по социологии / Д.М. Гвишиали, Н.И. Лапина. - М:, 2009. - 487 с.
27. Лебединский, В.В. Нарушения психологического развития у детей. - М.: Академия, 2010. - 150 с.
28. Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М.: Аспект пресс, 2014. - 208 с.
29. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.: ИНТОР, 2014. - 209 с.
30. Матвеев, В.Ф. Типы девиантных подростков / В.Ф. Матвеев, А. Лебедев // Вопросы психологии. - 2008. - №4. - С. 5-6.
31. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения // Клиническая и медицинская психология. - М.: Медпресс, 2009. - С. 351-416.
32. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское пед. агентство, 2006. - 374 с.
33. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Академия, 2012.-256 с.
34. Попов, Ю.В. Границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков.- СПБ.: Питер, 2011. - С. 5-9.
35. Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса / Под ред. Ю.А. Клейберга и Г.В. Юдаковой. - Ульяновск, 2014. - 196 с.
36. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 256 с.
37. Ромек, В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек, В.А. Копторович, Я.И. Крукович. - СПб.: Питер, 2014.- 185 с.
38. Рудакова, И.А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2015. - 156 с.
39. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 2015. - 702 с.
40. Словарь психолога-практика / сост. СЮ. Головин. -М.: ACT, 2011. - 976с.
41. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. - М.Просвещение, 2015. - 12 с.
42. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ. - М.: Проспект, 2015. - 15с.
43. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи. - М.: Лада, 2014. - 208 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ