Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Работа №27928

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
612
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Теоретические основы использования текстовых задач в математическом развитии детей дошкольного возраста 9
1.1 Значение первоначального знакомства дошкольников с текстовыми задачами 9
1.2 Виды текстовых задач для детей старшего дошкольного возраста 13
1.3 Анализ приёмов и методов знакомства дошкольников с текстовыми задачами 17
2.Опытно-экспериментальное исследование приёмов и методов первоначального знакомства дошкольников с текстовыми задачами 26
2.1 Диагностика развития математических представлений в старшем
дошкольном возрасте посредством использования текстовых задач 26
2.2 Содержание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы 32
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 39
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А Текстовые задачи 51
Приложение Б Программа развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с текстовыми задачами

В современном обществе все больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. «Именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности. Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников», утверждала Леушина А. М. [20].
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
В ФГОС ДО, на которое ориентировано всё дошкольное образование не существует раздела «Математическое развитие». В Образовательной области «Познавательное развитие», одним из пунктов является «Формирование математических представлений», целями которого являются:
• «развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов;
• развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений;
• овладение детьми математическими способами познания действительности и т.д.» [45].
Формированию у детей математических представлений способствует использование текстовых задач. Посредством их использования у детей развивается познавательный интерес, они приобретают новые знания, умения, навыки. Задачи, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Как известно, одна из важнейших обязанностей начальной школы - научить решать текстовые арифметические задачи, т.е. задачи, ответ на вопрос которых может быть получен с помощью арифметических действий. Однако традиционно задачи рассматриваются как средство формирования у детей новых математических знаний. Мы считаем, что решение задач необходимо рассматривать не только как средство формирования математических знаний, но и как одно из целей обучения и как средство развития общеучебного умения рассуждать.
В дочисловом периоде, когда дети работают с предметами, сравнивая их по разным признакам, фактически и начинается работа над задачей.
Решение задач - это особое направление в обучении математике. Мы можем выделить основную ошибку воспитателей и учителей в обучении детей решению задач. Она связана с тем, что ученики воспринимают задачу через число, а не логически, т.е. решение первично, а рассуждение вторично.
В связи с этим, наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют «интеллектуальную пассивность», у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.
Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
В связи с этим первоначальное знакомство с текстовыми задачами, приобретает особую значимость, поскольку именно эта форма работы является наиболее эффективной для ребёнка. Несмотря на достаточно большое количество методических разработок, остаётся не выясненным, каким образом, и в каких ситуациях текстовые задачи оказывают большее воздействие на математическое развитие ребёнка.
Цель исследования: изучение и апробация приемов и методов, используемых педагогами для знакомства детей старшего дошкольного возраста с текстовыми задачами и поиском пути их решения.
Объект исследования: процесс развития математических способностей у старших дошкольников при работе с текстовыми задачами.
Предмет исследования: приемы и методы работы с текстовыми задачами на первоначальном этапе знакомства с ними в старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Раскрыть значение текстовых задач в математическом развитии детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть и проанализировать различные виды текстовых задач, используемые для работы с детьми дошкольного возраста.
3. Провести теоретический анализ приемов и методов по ознакомлению дошкольников с текстовыми задачами.
4. Апробировать в опытно-экспериментальной работе с дошкольниками приемы и методы первоначального знакомства с текстовыми задачами в старшем дошкольном возрасте.
В исследовании применялись методы: Теоретические - изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, классификация, сравнение; эмпирические - беседы с детьми и их родителями, воспитателями, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка данных, педагогическое наблюдение.
Гипотеза: заключается в том, что если в процессе знакомства старших дошкольников с текстовыми задачами воспитателями будут грамотно использованы возможности предметного моделирования для иллюстрирования условия задачи, словесно-логического анализа основных ее составляющих частей, а также активно применяться приемы сюжетно-ролевых и дидактических игр, то значительным образом повысится эффективность развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных исследователей Столяр А. А., Леушина А. М, Белошистая А. В.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в подборе и частичной разработке (видоизменении) серии текстовых задач, предназначенных для использования на занятии в старшей группе детского сада, рассмотрении практических возможностей данных заданий для развития математических способностей при первоначальном знакомстве с текстовыми задачами детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников (50 наименований), приложений.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 50 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение теоретических источников по проблеме исследования позволило установить, что в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета и различными видами задач.
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Также педагогу необходимо не только сформировать у детей навык решения задач, но и организовывать при решении задачи поиски других способов решения, выбор наилучшего варианта. Поиск других путей решений задачи, само решение предохраняют учащихся от бездумных действий над числами, данными в задаче, и действиями над ними. А также развивает у детей математические способности, познавательный интерес, приучает делать предположения, составлять гипотезы и проверять их, сравнивать математические результаты, делать выводы, то есть учит правильно мыслить.
Проанализировав различные источники, было обнаружено множество различных приёмов и методов знакомства и обучения решению детей дошкольного возраста текстовым задачам.
Проведённая нами опытно-экспериментальная работа, позволила сделать выводы:
Во-первых, решение текстовых задач требует разных по глубине мыслительных процессов, которые способствуют умственному развитию детей, что является успешным развитием математических способностей детей.
Во-вторых, при анализе различных видов текстовых задач, используемых для работы с детьми дошкольного возраста, мы выявили, что правильное их применение способствует развитию математического мышления, которое, безусловно, влияет на развитие математических способностей детей.
В-третьих, при анализе различных приемов и методов по ознакомлению дошкольников с текстовыми задачами, мы можем сделать вывод, что не все они могут подойти для детей дошкольного возраста. Поскольку не все дети в старшем дошкольном возрасте уже умеют читать и запоминать большой объем информации на слух, что мешает им лучше усвоить понятие «текстовая задача», и научиться использовать различные способы её решения.
В-четвёртых, разработанная нами система занятий направленная на первоначальное знакомство с текстовыми задачами детей старшего дошкольного возраста даёт свои положительные результаты, а, следовательно, может быть рекомендована к применению в ДОУ.
Также мы выделили наиболее эффективные приёмы и методы:
1. Распознание текстовой задачи среди других видов текстов
2. Формулировка текста рассказа по картинке или предметной модели
3. Изменения структуры построения текста в задаче
4. Преобразование вопроса в задаче и ее наглядное сопровождение
5. Проверка правильности выполненного действия
6. Анализ ситуации в задаче.
Важно заметить, что использование данных методов в совокупности с игрой, способствует развитию у детей познавательного интереса, что положительно влияет на динамику развития математических представлений.
Таким образом, знакомство с текстовыми задачами детей дошкольного возраста приводит к формированию у детей навыков вычислительной деятельности, умственного развития и подготовке к обучению в школе.



1. Артемов, А. К. Теоретико-методические особенности поиска способов решения математических задач /А. К. Артемов // Начальная школа. - 1998. - № 11-12. - С. 48-53.
2. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных
классах [Электронный ресурс] : учеб. пособие для учащихся школ / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова - Изд. 3-е, испр. - Москва : Просвещение, 1984. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk-
public%3A%2F%2FoUzvJqpOr6a%2BbHoAPHKPAHyYimtPk6RAOTW1xz4RKo8%^Э&пате=Бантова%20М.А.%2С%20Бельтюкова%20Г.В.%20Методика%20преподавания%2Oматематики%2Oв%2Oначальных%2Oклассах.djvu&c=574300ffDe98&page=1.
3. Белошистая, А. В. Планирование и проведение занятий по математике / А. В. Белошистая // Современный детский сад. - 2007. - №11. - С. 33-35.
4. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики : Курс лекций для студ. дошк. факультетов высших учеб. заведений / А. В. Белошистая. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 400 с.
5. Блонский, П. П. Избранные педагогические произведения
[Электронный ресурс] / П. П. Блонский // Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - Режим доступа: http://elib. gnpbu.ru/text/blonsky _izbrannye-proizvedeniya_1961/go,0;fs,0/.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва : Просвещение, 1968
7. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. - Москва : АСТ, 2013. - 160 с.
8. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников : учеб. пособие для воспитателей детского сада /Л. А. Венгер. - Москва : Просвещение, 2013. - 95 с.
9. Володина, Н. В. Решаем задачи. Для детей 5-6 лет / Н. В. Володина. - Москва : ЭСКМО, 2013. - 32 с.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - Москва : ЭСКМО, 2013. - 536 с.
11. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет / А. Н. Давидчук, Л. Г.Селихова ; под общ. ред. Т. В. Цветковой. - Москва : Сфера, 2013 - 176 с.
12. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеева. - Москва : Просвещение, - 1992. - 150 с.
13. Истомина, Н. Б. Обучение младших школьников решению текстовых задач : сборник статей / Н. Б. Истомина, Г. Г. Шмырева. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2012. - 272 с.
14. Истомина, Н. Б. Формирование умения решать задачи различными способами / Н. Б. Истомина, Р. Н. Шикова // Начальная школа. - 1985. - №9. - С. 50-54.
15. Кирина, Т. А. Обучение младших школьников решению текстовых задач [Электронный ресурс] / Т. А. Кирина // - Москва, 2014. - Режим доступа: https:
https://infourok.ru/obuchenie mladshih shkolnikov resheniyu tekstovyh zadach-138805.htm.
16. Ковалёва, Е. А. Логические задания для детей 6-7 лет [Электронный ресурс] / Е. А. Ковалёва // Москва : «Академия», 2014. - Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-anatolevna-kovaleva/logicheskie-zadachi-zadachi-shutki-zadanij a-na-sobrazitelnost-dlj a-starshih-doshkolnikov.html.
17. Корнеева, Г. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» / Г. А. Корнева, Т. А. Мусейибова. - Москва : АСТ, 2014. - 143 с.
18. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей дошкольников / В. А. Крутетций. - Москва : Просвещение, 2014. - 431 с.
19. Леонтьев, А. Н. К теории развития психики ребенка / А. Н. Леонтьев. - Москва : ЭСКМО, 2013. - 346 с.
20. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. - Москва : АСТ, 2014. - 368 с.
21. Матвеева, Н. А. Различные арифметические способы решения задач / Н. А. Матвеева // Начальная школа. - 2001. - № 3. - С. 29-32.
22. Метлина, Л. С. Занятия по математике в детском саду/ Л. С. Метлина. - Москва: АСТ, 2015. - 57 с.
23. Методика начального обучения математике : учеб. пособие для пед. ин-тов / В. Л. Дрозд, А. Т. Касатонова, Л. А. Латотин и др. ; под общ. ред. А. А. Столяра, В. Л. Дрозда. - Москва : Высшая школа, 1988. - 254 с.
24. Михайлова, 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З. А. Михайлова. - Москва : АЛГОРИТМ, 2013. - 96 с.
25. Моро, М. И. Методика обучения математике в 1-3 классах / М. И. Моро, А. М. Пышкало. - Москва : ЭСКМО, 2012. - 336 с.
26. Новикова, В. П. Математика в детском саду. Комплект пособий по формированию элементарных математических представлений / В. П. Новикова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2014. - 49 с.
27. Новосёлова, С. Л. Игра дошкольника / С. Л. Новосёлова. - Москва : Аркти, 2015. - 286 с.
28. Овчинникова, М. В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах (общие вопросы) : учебно-методическое пособие для студентов специальностей «Начальное обучение. Дошкольное воспитание» / М. В. Овчинникова. - Киев : Педагогическая пресса, 2001. - 128 с.
29. Педагогика и логика / Г. П. Щедровицкий, В. М. Розин, Н. Г. Алексеев, Н. И. Непомнящая. - Москва : АЛГОРИТМ, 2012. - 399 с.
30. Педагогический словарь [Электронный ресурс] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - Москва : АСТ - 2003. - Режим доступа: http: //slovo. yaxy. ru/87. html.
31. Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике / М. Н. Перова. - Москва : Дом педагогики, 2014. - 127 с.
32. Печерога, А. В Развивающие игры для дошкольников / А. В. Печерога. - Москва : «ВАКО», 2012, - 157 с.
33. Попова, Л. А. Решение текстовых задач как средство развития математического мышления у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Л. А. Попова // Москва : «Академия», 2014. - Режим доступа:http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2014/02/27/reshenie-tekstovykh-zadach-kak-sredstvo-razvitiya-matematicheskogo.
34. Приорова, Н. А. Роль загадки в развитии дошкольника [Электронный ресурс] / Н. А. Приорова // Санкт-Петербург : «Академия», 2015. - Режим доступа:http: //www.ivalex.vistcom.ru/konsultac685.html.
35. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Н. Н. Поддьяков, А. Ф. Говоркова. - Москва : ЭСКМО, 2014. - 102 с.
36. Сорокина, А. И Дидактические игры в детском саду. : Пособие для воспитателя детского сада / А. И. Сорокина. - Москва : Просвещение, 2014. - 96 с.
37. Стойлова, Л. П. Основы начального курса математики / Л. П. Стойлова, А. М. Пышкало. - Москва : ЭСКМО, 2012. - 320 с.
38. Столяр, А. А. Давайте поиграем / А. А. Столяр. - Москва : АТС, 2012. - 87 с.
39. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр. - Москва : АСТ, 2014. - 300 с.
40. Тихоморова, Л. Ф Развитие логического мышления детей / Л. Ф. Тихомирова. - Москва : «Академия», 2004. - 240 с.
41. Тихоненко, А. В. Интеллектуальное развитие учащихся в процессе формирования геометрических понятий и представлений / А. В. Тихоненко // Начальная школа. - 2001. - №2. - С. 58-71.
42. Турецкий, Е. Н. Как научиться решать задачи / Е. Н. Турецкий, Л. М. Фридман - Изд. 3-е, дораб. - Москва : Просвещение, 2013. - 192 с.
43. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : учеб. пособ. для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г: А. Урунтаева. - Москва : Академия, 2006. - 336 с.
44. Ушинский, К. Д. Архив: T. 3. [Электронный ресурс] / К. Д. Ушинский // Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskv_arhiv-yshinskogo_t3_1961/go,0;fs,0/.
45. ФГОСДО 14-11-2013 Федеральный государственного
образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] - N 3038417-10-2013 N 1155 - Режим доступа:
http: //минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/Приказ %20№%201155%20от 17.10.2013%20г..pdf.
46. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва : Совершенство, 2013. - 432 с.
47. Хапаева, Л. Б. Логические задачи и упражнения как средство развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Л. Б. Хапаева // Москва : «Академия», 2015. - Режим доступа:http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2015/02/10/lo gicheskie-zadachi-i-uprazhneniya-kak-sredstvo-razvitiya.
48. Щедровицкий, Г. П. Избранные труды [Электронный ресурс] / Г. П. Щедровицкий // Москва : Шк. Куль. Полит., 1995. - Режим доступа: http: //www.pseudology.org/Reklama/Schedrovicky _GP_Izbrannye_trudy2. pdf.
49. Щербакова, Е. И. Методика обучения математики в детском саду : учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Е. И. Щербакова. - Москва : Академия, 2012.
50. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Электронный ресурс] / Д. Б. Эльконин // Москва : «Академия», 2007. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/Edp-2007/Edp-001 .htm.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ