ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
|
Введение 5
1. Теоретические основы использования текстовых задач в математическом развитии детей дошкольного возраста 9
1.1 Значение первоначального знакомства дошкольников с текстовыми задачами 9
1.2 Виды текстовых задач для детей старшего дошкольного возраста 13
1.3 Анализ приёмов и методов знакомства дошкольников с текстовыми задачами 17
2.Опытно-экспериментальное исследование приёмов и методов первоначального знакомства дошкольников с текстовыми задачами 26
2.1 Диагностика развития математических представлений в старшем
дошкольном возрасте посредством использования текстовых задач 26
2.2 Содержание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы 32
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 39
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А Текстовые задачи 51
Приложение Б Программа развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с текстовыми задачами
1. Теоретические основы использования текстовых задач в математическом развитии детей дошкольного возраста 9
1.1 Значение первоначального знакомства дошкольников с текстовыми задачами 9
1.2 Виды текстовых задач для детей старшего дошкольного возраста 13
1.3 Анализ приёмов и методов знакомства дошкольников с текстовыми задачами 17
2.Опытно-экспериментальное исследование приёмов и методов первоначального знакомства дошкольников с текстовыми задачами 26
2.1 Диагностика развития математических представлений в старшем
дошкольном возрасте посредством использования текстовых задач 26
2.2 Содержание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы 32
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 39
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А Текстовые задачи 51
Приложение Б Программа развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с текстовыми задачами
В современном обществе все больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. «Именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности. Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников», утверждала Леушина А. М. [20].
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
В ФГОС ДО, на которое ориентировано всё дошкольное образование не существует раздела «Математическое развитие». В Образовательной области «Познавательное развитие», одним из пунктов является «Формирование математических представлений», целями которого являются:
• «развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов;
• развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений;
• овладение детьми математическими способами познания действительности и т.д.» [45].
Формированию у детей математических представлений способствует использование текстовых задач. Посредством их использования у детей развивается познавательный интерес, они приобретают новые знания, умения, навыки. Задачи, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Как известно, одна из важнейших обязанностей начальной школы - научить решать текстовые арифметические задачи, т.е. задачи, ответ на вопрос которых может быть получен с помощью арифметических действий. Однако традиционно задачи рассматриваются как средство формирования у детей новых математических знаний. Мы считаем, что решение задач необходимо рассматривать не только как средство формирования математических знаний, но и как одно из целей обучения и как средство развития общеучебного умения рассуждать.
В дочисловом периоде, когда дети работают с предметами, сравнивая их по разным признакам, фактически и начинается работа над задачей.
Решение задач - это особое направление в обучении математике. Мы можем выделить основную ошибку воспитателей и учителей в обучении детей решению задач. Она связана с тем, что ученики воспринимают задачу через число, а не логически, т.е. решение первично, а рассуждение вторично.
В связи с этим, наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют «интеллектуальную пассивность», у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.
Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
В связи с этим первоначальное знакомство с текстовыми задачами, приобретает особую значимость, поскольку именно эта форма работы является наиболее эффективной для ребёнка. Несмотря на достаточно большое количество методических разработок, остаётся не выясненным, каким образом, и в каких ситуациях текстовые задачи оказывают большее воздействие на математическое развитие ребёнка.
Цель исследования: изучение и апробация приемов и методов, используемых педагогами для знакомства детей старшего дошкольного возраста с текстовыми задачами и поиском пути их решения.
Объект исследования: процесс развития математических способностей у старших дошкольников при работе с текстовыми задачами.
Предмет исследования: приемы и методы работы с текстовыми задачами на первоначальном этапе знакомства с ними в старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Раскрыть значение текстовых задач в математическом развитии детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть и проанализировать различные виды текстовых задач, используемые для работы с детьми дошкольного возраста.
3. Провести теоретический анализ приемов и методов по ознакомлению дошкольников с текстовыми задачами.
4. Апробировать в опытно-экспериментальной работе с дошкольниками приемы и методы первоначального знакомства с текстовыми задачами в старшем дошкольном возрасте.
В исследовании применялись методы: Теоретические - изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, классификация, сравнение; эмпирические - беседы с детьми и их родителями, воспитателями, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка данных, педагогическое наблюдение.
Гипотеза: заключается в том, что если в процессе знакомства старших дошкольников с текстовыми задачами воспитателями будут грамотно использованы возможности предметного моделирования для иллюстрирования условия задачи, словесно-логического анализа основных ее составляющих частей, а также активно применяться приемы сюжетно-ролевых и дидактических игр, то значительным образом повысится эффективность развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных исследователей Столяр А. А., Леушина А. М, Белошистая А. В.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в подборе и частичной разработке (видоизменении) серии текстовых задач, предназначенных для использования на занятии в старшей группе детского сада, рассмотрении практических возможностей данных заданий для развития математических способностей при первоначальном знакомстве с текстовыми задачами детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников (50 наименований), приложений.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 50 страниц.
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
В ФГОС ДО, на которое ориентировано всё дошкольное образование не существует раздела «Математическое развитие». В Образовательной области «Познавательное развитие», одним из пунктов является «Формирование математических представлений», целями которого являются:
• «развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов;
• развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений;
• овладение детьми математическими способами познания действительности и т.д.» [45].
Формированию у детей математических представлений способствует использование текстовых задач. Посредством их использования у детей развивается познавательный интерес, они приобретают новые знания, умения, навыки. Задачи, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Как известно, одна из важнейших обязанностей начальной школы - научить решать текстовые арифметические задачи, т.е. задачи, ответ на вопрос которых может быть получен с помощью арифметических действий. Однако традиционно задачи рассматриваются как средство формирования у детей новых математических знаний. Мы считаем, что решение задач необходимо рассматривать не только как средство формирования математических знаний, но и как одно из целей обучения и как средство развития общеучебного умения рассуждать.
В дочисловом периоде, когда дети работают с предметами, сравнивая их по разным признакам, фактически и начинается работа над задачей.
Решение задач - это особое направление в обучении математике. Мы можем выделить основную ошибку воспитателей и учителей в обучении детей решению задач. Она связана с тем, что ученики воспринимают задачу через число, а не логически, т.е. решение первично, а рассуждение вторично.
В связи с этим, наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют «интеллектуальную пассивность», у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.
Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
В связи с этим первоначальное знакомство с текстовыми задачами, приобретает особую значимость, поскольку именно эта форма работы является наиболее эффективной для ребёнка. Несмотря на достаточно большое количество методических разработок, остаётся не выясненным, каким образом, и в каких ситуациях текстовые задачи оказывают большее воздействие на математическое развитие ребёнка.
Цель исследования: изучение и апробация приемов и методов, используемых педагогами для знакомства детей старшего дошкольного возраста с текстовыми задачами и поиском пути их решения.
Объект исследования: процесс развития математических способностей у старших дошкольников при работе с текстовыми задачами.
Предмет исследования: приемы и методы работы с текстовыми задачами на первоначальном этапе знакомства с ними в старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Раскрыть значение текстовых задач в математическом развитии детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть и проанализировать различные виды текстовых задач, используемые для работы с детьми дошкольного возраста.
3. Провести теоретический анализ приемов и методов по ознакомлению дошкольников с текстовыми задачами.
4. Апробировать в опытно-экспериментальной работе с дошкольниками приемы и методы первоначального знакомства с текстовыми задачами в старшем дошкольном возрасте.
В исследовании применялись методы: Теоретические - изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, классификация, сравнение; эмпирические - беседы с детьми и их родителями, воспитателями, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка данных, педагогическое наблюдение.
Гипотеза: заключается в том, что если в процессе знакомства старших дошкольников с текстовыми задачами воспитателями будут грамотно использованы возможности предметного моделирования для иллюстрирования условия задачи, словесно-логического анализа основных ее составляющих частей, а также активно применяться приемы сюжетно-ролевых и дидактических игр, то значительным образом повысится эффективность развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных исследователей Столяр А. А., Леушина А. М, Белошистая А. В.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в подборе и частичной разработке (видоизменении) серии текстовых задач, предназначенных для использования на занятии в старшей группе детского сада, рассмотрении практических возможностей данных заданий для развития математических способностей при первоначальном знакомстве с текстовыми задачами детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников (50 наименований), приложений.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 50 страниц.
Изучение теоретических источников по проблеме исследования позволило установить, что в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета и различными видами задач.
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Также педагогу необходимо не только сформировать у детей навык решения задач, но и организовывать при решении задачи поиски других способов решения, выбор наилучшего варианта. Поиск других путей решений задачи, само решение предохраняют учащихся от бездумных действий над числами, данными в задаче, и действиями над ними. А также развивает у детей математические способности, познавательный интерес, приучает делать предположения, составлять гипотезы и проверять их, сравнивать математические результаты, делать выводы, то есть учит правильно мыслить.
Проанализировав различные источники, было обнаружено множество различных приёмов и методов знакомства и обучения решению детей дошкольного возраста текстовым задачам.
Проведённая нами опытно-экспериментальная работа, позволила сделать выводы:
Во-первых, решение текстовых задач требует разных по глубине мыслительных процессов, которые способствуют умственному развитию детей, что является успешным развитием математических способностей детей.
Во-вторых, при анализе различных видов текстовых задач, используемых для работы с детьми дошкольного возраста, мы выявили, что правильное их применение способствует развитию математического мышления, которое, безусловно, влияет на развитие математических способностей детей.
В-третьих, при анализе различных приемов и методов по ознакомлению дошкольников с текстовыми задачами, мы можем сделать вывод, что не все они могут подойти для детей дошкольного возраста. Поскольку не все дети в старшем дошкольном возрасте уже умеют читать и запоминать большой объем информации на слух, что мешает им лучше усвоить понятие «текстовая задача», и научиться использовать различные способы её решения.
В-четвёртых, разработанная нами система занятий направленная на первоначальное знакомство с текстовыми задачами детей старшего дошкольного возраста даёт свои положительные результаты, а, следовательно, может быть рекомендована к применению в ДОУ.
Также мы выделили наиболее эффективные приёмы и методы:
1. Распознание текстовой задачи среди других видов текстов
2. Формулировка текста рассказа по картинке или предметной модели
3. Изменения структуры построения текста в задаче
4. Преобразование вопроса в задаче и ее наглядное сопровождение
5. Проверка правильности выполненного действия
6. Анализ ситуации в задаче.
Важно заметить, что использование данных методов в совокупности с игрой, способствует развитию у детей познавательного интереса, что положительно влияет на динамику развития математических представлений.
Таким образом, знакомство с текстовыми задачами детей дошкольного возраста приводит к формированию у детей навыков вычислительной деятельности, умственного развития и подготовке к обучению в школе.
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Также педагогу необходимо не только сформировать у детей навык решения задач, но и организовывать при решении задачи поиски других способов решения, выбор наилучшего варианта. Поиск других путей решений задачи, само решение предохраняют учащихся от бездумных действий над числами, данными в задаче, и действиями над ними. А также развивает у детей математические способности, познавательный интерес, приучает делать предположения, составлять гипотезы и проверять их, сравнивать математические результаты, делать выводы, то есть учит правильно мыслить.
Проанализировав различные источники, было обнаружено множество различных приёмов и методов знакомства и обучения решению детей дошкольного возраста текстовым задачам.
Проведённая нами опытно-экспериментальная работа, позволила сделать выводы:
Во-первых, решение текстовых задач требует разных по глубине мыслительных процессов, которые способствуют умственному развитию детей, что является успешным развитием математических способностей детей.
Во-вторых, при анализе различных видов текстовых задач, используемых для работы с детьми дошкольного возраста, мы выявили, что правильное их применение способствует развитию математического мышления, которое, безусловно, влияет на развитие математических способностей детей.
В-третьих, при анализе различных приемов и методов по ознакомлению дошкольников с текстовыми задачами, мы можем сделать вывод, что не все они могут подойти для детей дошкольного возраста. Поскольку не все дети в старшем дошкольном возрасте уже умеют читать и запоминать большой объем информации на слух, что мешает им лучше усвоить понятие «текстовая задача», и научиться использовать различные способы её решения.
В-четвёртых, разработанная нами система занятий направленная на первоначальное знакомство с текстовыми задачами детей старшего дошкольного возраста даёт свои положительные результаты, а, следовательно, может быть рекомендована к применению в ДОУ.
Также мы выделили наиболее эффективные приёмы и методы:
1. Распознание текстовой задачи среди других видов текстов
2. Формулировка текста рассказа по картинке или предметной модели
3. Изменения структуры построения текста в задаче
4. Преобразование вопроса в задаче и ее наглядное сопровождение
5. Проверка правильности выполненного действия
6. Анализ ситуации в задаче.
Важно заметить, что использование данных методов в совокупности с игрой, способствует развитию у детей познавательного интереса, что положительно влияет на динамику развития математических представлений.
Таким образом, знакомство с текстовыми задачами детей дошкольного возраста приводит к формированию у детей навыков вычислительной деятельности, умственного развития и подготовке к обучению в школе.
Подобные работы
- ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



