Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ

Работа №27920

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
792
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Теоретические основы обучения дошкольников сочинению
сказок 8
1.1 Понятие связной речи и её значение для развития ребёнка 8
1.2 Понятие детского словесного творчества 14
1.3 Особенности содержания и художественной формы сказок
о животных 20
1.4 Обзор педагогических исследований по теме работы 26
2. Опытно-экспериментальная работа по обучению старших дошкольников
сочинению сказок о животных 32
2.1 Изучение особенностей восприятия сказок, уровня развития связной
речи у старших дошкольников 32
2.2 Формирование связной речи в процессе сочинения детьми сказок о
животных 37
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение 1 52
Приложение 2 53
Приложение 3 54
Приложение 4

Современное общество испытывает потребность в творческих личностях, способных предлагать нестандартное решение различных проблем, создавать оригинальный продукт. Поэтому одним из приоритетных направлений исследований становится изучение особенностей творческой деятельности ребенка и поиск путей ее формирования. В связи с этим процесс речевого развития в дошкольном образовании рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.
Актуальность исследования. Новые приоритеты российского образования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), декларирующие необходимость создания условий для развития творческих способностей у дошкольников в соответствии с возрастными, индивидуальными и психофизиологическими особенностями каждого ребёнка.
В соответствии с ФГОС ДО сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, что позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. В направлении «Речевое развитие» ставится задача развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развития речевого творчества. Работа над реализацией этой задачи ведется постепенно в каждой возрастной группе [21].
Речевое развитие дошкольников - одна из центральных проблем современного дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Изучение русского языка ориентировано на решение таких актуальных задач, как языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие. От того, как развита речь ребёнка, зависят его успехи в школе. Важно, чтобы к моменту поступления в школу он научился произносить все звуки родного языка, приобрёл достаточный словарный запас, мог правильно объединить слова в предложения, а предложения в связные высказывания.
Развитие связной речи является главной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка.
Изучению особенностей речевого творчества дошкольников посвящены многочисленные научно-исследовательские труды учённых и педагогов (Л. С. Выготского, Н. С. Карпинской, К. Д. Ушинского, Е. А. Флёриной и др.). Ученые определили, что становление в дошкольном периоде креативных возможностей, систематическое совершенствование речевых способностей, овладение литературным языком считаются важными компонентами образованности и интеллигентности в будущем. Основными источниками становления речевого творчества считаются художественные произведения и фольклор.
В дошкольном возрасте дети обладают уникальными возможностями в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка - дошкольника. Большинство педагогических исследований доказывают, что старшие дошкольники обладают уникальными возможностями в области речевого творчества, они способны придумать оригинальные сказки в устной форме под влиянием и в результате специального обучения [8].
Цель исследования: выявить и апробировать на речевых занятиях методы и приёмы обучения старших дошкольников сочинению сказок о животных.
Объект исследования: процесс развития связной речи на речевых занятиях в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: методы и приёмы обучения сочинению сказок о животных на речевых занятиях в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования: если на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками систематически использовать разнообразные методы и приёмы обучения сочинению сказок о животных (придумывание новых концовок к сказкам, коллективное рассказывание сказки, придумывание сюжета по теме и др.), то это будет способствовать самостоятельному сочинению сказок старшими дошкольниками, а следовательно, развитию связной речи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия «связная речь» и «детское словесное творчество».
2. Рассмотреть особенности содержания и художественной формы сказок о животных.
3. Произвести обзор педагогических исследований по теме работы.
4. Провести опытно-экспериментальную работу в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) в соответствии с гипотезой исследования.
Методологическая основа исследования: работы по развитию речи Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой, А. Е. Шибицкой и др.
Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; эксперимент.
Практическая значимость исследования: материалы исследования, апробированные методы и приёмы могут быть использованы педагогами ДОУ на занятиях по развитию связной речи для обучения дошкольников сочинению сказок о животных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ Детский сад №6 «Светлячок» г. Лесосибирска в период с ноября по декабрь 2015 года. В исследовании принимали участие 10 детей, из них 5 мальчиков и 5 девочек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, списка использованных источников (40 наименований) и 4 приложения. Результаты исследования представлены в 2 таблицах и 1 диаграмме.
Общий объем работы составляет 55 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам. Анализ педагогической и методической литературы позволил рассмотреть понятия «связная речь» и «словесное творчество» детей старшего дошкольного возраста с позиции разных авторов. На сегодняшний день среди авторов, использующих данные понятия, нет общепринятого единого мнения по поводу значения этого термина.
Связная речь - это речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания, смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Она помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи развивает образность и выразительность речи, обогащает художественно-речевой опыт детей.
Словесное творчество - это деятельность детей, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений - рассказов, сказок, стихов.
Сказки о животных - возможный источник тем, образов, пример для подражания при сочинении ребёнком собственной сказки. Они дают богатый содержательный материал для творческих рассказов, для развития словесного творчества. Сказки о животных воспитывают в детях чуткость, формируют представления о добре и зле, способствуют обогащению знаний детей об окружающем мире, влияют на духовное развитие ребёнка, его фантазии, смекалку.
Педагоги и психологи считают, что словесное творчество благоприятно влияет на все стороны личности ребенка, поэтому очень важно развивать способности к придумыванию сказок. Развитие речи является основным условием формирования личности детей дошкольного возраста, в частности умственных и волевых качеств, что составляет основу общей готовности ребенка к обучению в школе.
Результаты проведённой нами опытно-экспериментальной работы доказывают, что применение разнообразных методов и приёмов обучения сочинению сказок о животных действительно способствуют самостоятельному сочинению сказок старшими дошкольниками, развивая их связную речь и словесное творчество. Апробированные нами методы и приёмы обучения детей сочинению сказок о животных повышают уровень развития связной речи детей.
Таким образом, гипотеза о том, что если на занятиях по развитию речи систематически использовать разнообразные методы и приёмы обучения сочинению сказок о животных (придумывание новых концовок к сказкам, коллективное рассказывание сказки, придумывание сюжета по теме и др.), то это будет способствовать самостоятельному сочинению сказок старшими дошкольниками, а следовательно, развитию связной речи, нашла своё подтверждение.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
2. Аникин, В. П. Русская народная сказка: пособие для учителей /В. П. Аникин. - Москва : Просвещение, 1977. - 207 с.
3. Берлина, Н. П. Развитие связной речи у старших дошкольников / Н. П. Берлина // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - №7. - С. 67-70.
4. Вишневская, И. А. Методика развития связной речи у старших дошкольников [Электронный ресурс] / И. А. Вишневская // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - №17. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-svyaznoy-rechi-u-starshih-doshkolnikov.
5. Волгуснова, Е. А. Смешные истории как форма словесного творчества у дошкольников [Электронный ресурс] / Е. А. Волгуснова // Educatio. - 2015. - №3(10)-9. - Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/smeshnye-istorii-kak-forma-slovesnogo-tvorchestva-u-doshkolnikov#ixzz4ArsaiS8e.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л. С. Выготский, В. В. Давыдов - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 1991. - 90 с.
7. Гайдук, О. С. Формирование творческого рассказывания у детей
старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О. С. Гайдук // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - №14. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tvorcheskogo-
rasskazyvaniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta.
8. Гетманова, Е. В. Формирование способности к сочинению сказок как
метод речевого развития дошкольников [Электронный ресурс] / Е. В. Гетманова, Н. А. Коптева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - №43. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sposobnosti-k-sochineniyu-skazok-kak- metod-rechevogo-razvitiya-doshkolnikov.
9. Горбушина, Л. А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста / Л. А. Горбушина, А. П. Николаичева. - Москва : Просвещение, 1983. - 144 с.
10. Гриценко, З.А. Литературное образование дошкольников / З. А. Гриценко. - Москва : Академия, 2012. - 352 с.
11. Гриценко, З. А. Ты детям сказку расскажи... методика приобщения детей к чтению / З. А. Гриценко. - Москва : Линка - Пресс, 2003. - 176 с.
12. Груздева, М. В. Особенности развития образной речи у детей
дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М. В. Груздева // Царскосельские чтения. - 2015. - №19. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-obraznoy-rechi-u-detey- doshkolnogo-vozrasta.
13. Гурова, И. В. Технология обучения старшего дошкольного возраста сочинению сказок / И. В. Гурова // Самарский научный вестник. - 2013. - № 4. - С. 63-65.
14. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка: современная версия для школьников / В. И. Даль. - Москва : Эксмо, 2011. - 688 с.
15. Ефименков Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименков. - Москва : Просвещение, 2011. - 162 с.
16. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская. - Москва : Просвещение, 2011. - 149 с.
17. Костюхин, Е. А. Типы и формы животного эпоса / Е. А. Костюхин. - Москва : Просвещение, 1987. - 270 с.
18. Кром, Е. В. Формирование связного высказывания-рассуждения у
детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. В. Кром // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. №22. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-svyaznogo-vyskazyvaniya-
rassuzhdeniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
19. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 1999. - 560с.
20. Машковцева, Л. М. К вопросу изучения возможностей сочинения
сказок детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Л. М. Машковцеа // Концепт. - 2015. - №27. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-izucheniya-vozmozhnostey-sochineniya-skazok-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta.
21. Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17. 10. 2013. - Режим доступа: http://273-фз.рф/akty_minobmauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17102013-no-1155.
22. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва : ИТИ Технологии, 2011. - 944 с.
23. Петрова, И. Ю. Речевое развитие у детей дошкольного возраста средствами наглядного моделирования [Электронный ресурс] / И. Ю. Петрова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №11-4. - Режим доступа:https://docviewer.yandex.ru/razvitie-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-naglyadnogo-modelirovaniya.pdf&name=rechevoe-razvitie-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-naglyadnogo-modelirovaniya.
24. Петрова, С. Мастерская добрых сказок: из опыта работы / С. Петрова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 31-37.
25. Пропп, В. Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи / В. Я. Пропп. - Москва : Наука. - 1976. - 327 с.
26. Родари, Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй / Пер. с итальянского Ю. А. Добровольской; (Предисловие А. Г. Алексина) - 2-е изд. - Москва : Прогресс, 1990 - 191с.
27. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт Петербург: Питер, 2000. - 720 с.
28. Самсонова, С. Н. Коррекция связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе пересказа русских народных сказок [Электронный ресурс] / С. Н. Самсонова, Е. И. Юдина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №8-3. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-svyaznoy-rechi-u-detey-starshego- doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-pereskaza-russkih-narodnyh.
29. Свиридова, Л. М. Устное народное поэтическое творчество
[Электронный ресурс] / Л. М. Свиридова. - Владивосток : Издательство Дальневосточного университета. - 2003. - Режим доступа:
http://www.studfiles.ru/preview/3543082/page:5
30. Томилова, С. Д. Формирование художественно-речевых умений старших дошкольников в процессе творческого рассказывания [Электронный ресурс] / С. Д. Томилова // Педагогическое образование в России. - 2011. - №2. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-hudozhestvenno- rechevyh-umeniy-starshih-doshkolnikov-v-protsesse-tvorcheskogo-rasskazyvaniya.
31. Усова, А. П. Русское народное творчество в детском саду / А. П. Усова // История педагогики: хрестоматия / сост. Е. А. Гребенщикова [и др.]; под ред. М. Ф. Шибаевой. - Москва : Просвещение, 1980. - 490 с.
32. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - Москва : Владос, 2004. - 288 с.
33. Ушакова, О. С. Развитие речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О. С. Ушакова. - Режим доступа: http://dob.1september.ru/2001/04/vkl1.htm
34. Ушинский, К. Д. История воображения. Избранные педагогические сочинения. Т. 2 / К. Д. Ушинский ; под ред. А. И. Пискунова. - Москва : Педагогика, 1974. - 400 с.
35. Флёрина, Е. А. Рассказывание в дошкольной практике / Е. А. Флёрина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 1999. - 560 с.
36. Шаблоева, Т. М. Воспитание и обучение через сказку / Т. М. Шаблоева // Дошкольная педагогика. - 2012. - №5. - С. 12-17.
37. Шатрова, С. А. Проблема развития связной речи старших дошкольников группы педагогического риска / С. А. Шатрова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 10. - С. 14-15.
38. Шибицкая, А. Е. Роль фольклора в развитии детского словесного творчества / А. Е. Шибицкая // Художественное творчество в детском саду: пособие для воспитателя и музыкального руководителя: сб. ст. / под ред. Н. А. Ветлугиной. - Москва : Просвещение, 1974. - 320 с.
39. Шушляева, К. Н. Использование картин и игрушек в детском саду как средства развития связной речи детей [Электронный ресурс] / К. Н. Шушляева // Концепт. - 2015. - №27. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/75368.htm.- ISSN2304-120X.
40. Якубинский, Л. П. О диалогической речи / Л. П. Якубинский // Избранные работы. Язык и его функционирование. - Москва: Наука, 1986. - 317 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ