Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Педагогика и психология»
|
Введение
1 Теоретические основы организации процесса обучения по дисциплине
"Педагогика и психология" 8
1.1 Особенности организации процесса обучения в ВУЗе 8
1.2 Специфика дисциплины "Педагогика и психология" 13
1.3 Применение педагогических технологий для преподавания дисциплины
«Педагогика и психология» 16
2 Теоретические основы разработки учебно- методического обеспечения
дисциплины "Педагогика и психология» 27
2.1 Основные понятия и сущность учебно-методического обеспечения
процесса обучения 27
2.2 Теоретические основы разработки педагогических программных
средств 32
2.3 Дидактические принципы и требования, предъявляемые к разработке
электронных обучающих курсов 41
3 Обоснование и разработка учебно-методического обеспечения дисциплины
"Педагогика и психология" 48
3.1 Обоснование и разработка рабочей программы по дисциплине
"Педагогика и психология" 48
3.2 Обоснование и разработка лекционных и практических занятий по
дисциплине "Педагогика и психология" 54
3.3 Обоснование и разработка электронного курса по дисциплине
"Педагогика и психология" 71
4 Апробация разработанного учебно-методического обеспечения
дисциплины "Педагогика и психология" 94
4.1 Разработка программы апробации и экспертизы учебно-методического
обеспечения дисциплины "Педагогика и психология" 94
4.2 Анализ и результаты апробации и экспертизы учебно-методического
обеспечения дисциплины "Педагогика и психология" 97
Заключение 107
Список использованных источников 111
Приложение А-В 117
1 Теоретические основы организации процесса обучения по дисциплине
"Педагогика и психология" 8
1.1 Особенности организации процесса обучения в ВУЗе 8
1.2 Специфика дисциплины "Педагогика и психология" 13
1.3 Применение педагогических технологий для преподавания дисциплины
«Педагогика и психология» 16
2 Теоретические основы разработки учебно- методического обеспечения
дисциплины "Педагогика и психология» 27
2.1 Основные понятия и сущность учебно-методического обеспечения
процесса обучения 27
2.2 Теоретические основы разработки педагогических программных
средств 32
2.3 Дидактические принципы и требования, предъявляемые к разработке
электронных обучающих курсов 41
3 Обоснование и разработка учебно-методического обеспечения дисциплины
"Педагогика и психология" 48
3.1 Обоснование и разработка рабочей программы по дисциплине
"Педагогика и психология" 48
3.2 Обоснование и разработка лекционных и практических занятий по
дисциплине "Педагогика и психология" 54
3.3 Обоснование и разработка электронного курса по дисциплине
"Педагогика и психология" 71
4 Апробация разработанного учебно-методического обеспечения
дисциплины "Педагогика и психология" 94
4.1 Разработка программы апробации и экспертизы учебно-методического
обеспечения дисциплины "Педагогика и психология" 94
4.2 Анализ и результаты апробации и экспертизы учебно-методического
обеспечения дисциплины "Педагогика и психология" 97
Заключение 107
Список использованных источников 111
Приложение А-В 117
Информационные технологии проникли во все сферы жизни современного общества, в том числе и в образование. Благодаря им удаётся разрабатывать новые методы и формы обучения. Доступность информации сделала актуальным умение работать с ней, потеснив традиционный подход, основанный на приобретении знаний, умений и навыков. Приобретается это умение через активные способы обучения, предполагающие самостоятельную работу студента с информацией. На это направлены различные создаваемые электронные учебники, учебно-методические комплексы, позволяющие студенту самостоятельно знакомиться с учебным материалом, проводить контроль, находить ссылки на дополнительную информацию по требуемой теме.
Последние несколько десятилетий можно охарактеризовать как годы формирования новой информационной культуры.
Процесс внедрения информационных технологий сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению человека в информационное общество. Эти изменения находят отражение в новых государственных образовательных стандартах в виде квалификационных требований к подготовке и профессиональной деятельности специалистов и являются мощным стимулом обновления содержания, средств и форм профессионального образования и воспитания.
Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширять аудиторию обучаемых.
Владение информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) преподавателями вузов является основой повышения качества образования. Использование средств ИКТ для создания учебно-методического обеспечения позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Компетентное использование ИКТ преподавателем увеличивает педагогическое воздействие на формирование творческого потенциала студента. На основе современных образовательных технологий происходят изменения в методике преподавания различных дисциплин.
Готовность преподавателей применять новые форматы в обучении, основанные на цифровом материале и новом типе взаимодействия, является первым важным фактором на пути внедрения новых информационных технологий в учебный процесс вуза. Разработка электронных образовательных ресурсов является вторым важным фактором успешности любой формы электронного обучения. Закономерно, что методические аспекты электронного обучения в настоящее время находятся в зоне пристального внимания и все больше освещаются в научной литературе [1], потому что именно они важны для создания электронных образовательных ресурсов и их дальнейшего применения в учебном процессе. Активное применение компьютеров для образовательных целей существенно трансформирует традиционные виды занятий и позволяет получить некую модифицированную форму очного образования, отличную от традиционной. Речь идет о так называемой гибридной, комбинированной или смешанной форме электронного обучения.
В настоящее время большой интерес вызывают вопросы, связанные с педагогическими программными средствами, которые были рассмотрены в работах Н.Н. Горлушкиной [2], Гершунского Б.С. [3] и ряда других авторов. Разные авторы указывают на возможность и даже стратегическую важность использования новых информационных технологий в обучении, организуются специализированные конференции, посвященные проблемам методической обеспеченностью образования. Наиболее перспективно использование в обучении средств новые информационных технологии (multimedia - средства НИТ, позволяющие одновременно использовать различные каналы обмена информацией между компьютером и окружающей средой), поскольку информационные технологии позволяет задействовать в процессе обучения все каналы передачи информации, максимально включить все виды памяти. По данным Г. А. Борцовского [4], И.Б. Горбуновой [5] и А.С. Кондратьева [6], «внимание во время работы с обучающей программой на базе информационных технологии, как правило, удваивается, поэтому освобождается дополнительное время».
В настоящее время актуальным становится использование технологий электронного обучения и дистанционных технологий в образовательном процессе для современных вузов [7]. Требования к реализации образовательных программ независимо от форм получения образования, в части использования данных технологий, изложены в Федеральном Законе «Об образовании» (ст.15), который вступил в силу с 1 сентября 2013 года [8].
На сегодняшний день активно проводится реформа высшего образования. В документах Правительства РФ современное общество рассматривается как информационное общество, что в свою очередь предъявляет новые требования к высшему образованию в новой информационной среде [9].
По мнению ряда специалистов, оптимизировать процесс обучения поможет применение технологий электронного обучения. Сегодня в России происходит определенный перелом в направлении увеличения интереса к электронному обучению (ЭО) [10].
По мнению студентов и преподавателей, электронное обучение должно стоять на первом месте во всех трендах ближайших лет. Это единственно верный формат обучения. Только дополняя друг друга, очное и электронное обучение могут привести к качественному результату [11].
Цель исследования: разработать учебно-методическое обеспечение по дисциплине «Педагогика и психология».
Объект исследования: процесс обучения по дисциплине «Педагогика и психология».
Предмет исследования: учебно-методическое обеспечение по дисциплине «Педагогика и психология».
Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи:
1) Раскрыть особенности организации процесса обучения и специфику дисциплины «Педагогика и психология».
2) Выявить педагогические технологии для преподавания дисциплины «Педагогика и психология».
3) Охарактеризовать теоретические основы разработки учебно-методического обеспечения дисциплины «Педагогика и психология».
4) Разработать учебно-методическое обеспечение по дисциплине «Педагогика и психология».
5) Обосновать и разработать электронный обучающий курс «Педагогика и психология».
6) Апробировать и провести экспертизу электронного обучающегося курса «Педагогика и психология».
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
1) Анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и учебного плана направления «Технологические машины и оборудование» специальности «Геология месторождений и методики разведки», учебных программ, учебников и учебных пособий по дисциплине «Педагогика и психология».
2) Анализ научно-методической литературы по проблеме разработки и применения педагогических программных средств в процессе обучения.
3) Анализ научно-методической литературы по проблеме разработки и применения электронных курсов в процессе обучения.
4) Педагогический эксперимент, анкетирование, метод экспертных оценок.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 59 источника, и 3 приложений, состоит из 45 рисунка, 3 таблицы.
Последние несколько десятилетий можно охарактеризовать как годы формирования новой информационной культуры.
Процесс внедрения информационных технологий сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению человека в информационное общество. Эти изменения находят отражение в новых государственных образовательных стандартах в виде квалификационных требований к подготовке и профессиональной деятельности специалистов и являются мощным стимулом обновления содержания, средств и форм профессионального образования и воспитания.
Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширять аудиторию обучаемых.
Владение информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) преподавателями вузов является основой повышения качества образования. Использование средств ИКТ для создания учебно-методического обеспечения позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Компетентное использование ИКТ преподавателем увеличивает педагогическое воздействие на формирование творческого потенциала студента. На основе современных образовательных технологий происходят изменения в методике преподавания различных дисциплин.
Готовность преподавателей применять новые форматы в обучении, основанные на цифровом материале и новом типе взаимодействия, является первым важным фактором на пути внедрения новых информационных технологий в учебный процесс вуза. Разработка электронных образовательных ресурсов является вторым важным фактором успешности любой формы электронного обучения. Закономерно, что методические аспекты электронного обучения в настоящее время находятся в зоне пристального внимания и все больше освещаются в научной литературе [1], потому что именно они важны для создания электронных образовательных ресурсов и их дальнейшего применения в учебном процессе. Активное применение компьютеров для образовательных целей существенно трансформирует традиционные виды занятий и позволяет получить некую модифицированную форму очного образования, отличную от традиционной. Речь идет о так называемой гибридной, комбинированной или смешанной форме электронного обучения.
В настоящее время большой интерес вызывают вопросы, связанные с педагогическими программными средствами, которые были рассмотрены в работах Н.Н. Горлушкиной [2], Гершунского Б.С. [3] и ряда других авторов. Разные авторы указывают на возможность и даже стратегическую важность использования новых информационных технологий в обучении, организуются специализированные конференции, посвященные проблемам методической обеспеченностью образования. Наиболее перспективно использование в обучении средств новые информационных технологии (multimedia - средства НИТ, позволяющие одновременно использовать различные каналы обмена информацией между компьютером и окружающей средой), поскольку информационные технологии позволяет задействовать в процессе обучения все каналы передачи информации, максимально включить все виды памяти. По данным Г. А. Борцовского [4], И.Б. Горбуновой [5] и А.С. Кондратьева [6], «внимание во время работы с обучающей программой на базе информационных технологии, как правило, удваивается, поэтому освобождается дополнительное время».
В настоящее время актуальным становится использование технологий электронного обучения и дистанционных технологий в образовательном процессе для современных вузов [7]. Требования к реализации образовательных программ независимо от форм получения образования, в части использования данных технологий, изложены в Федеральном Законе «Об образовании» (ст.15), который вступил в силу с 1 сентября 2013 года [8].
На сегодняшний день активно проводится реформа высшего образования. В документах Правительства РФ современное общество рассматривается как информационное общество, что в свою очередь предъявляет новые требования к высшему образованию в новой информационной среде [9].
По мнению ряда специалистов, оптимизировать процесс обучения поможет применение технологий электронного обучения. Сегодня в России происходит определенный перелом в направлении увеличения интереса к электронному обучению (ЭО) [10].
По мнению студентов и преподавателей, электронное обучение должно стоять на первом месте во всех трендах ближайших лет. Это единственно верный формат обучения. Только дополняя друг друга, очное и электронное обучение могут привести к качественному результату [11].
Цель исследования: разработать учебно-методическое обеспечение по дисциплине «Педагогика и психология».
Объект исследования: процесс обучения по дисциплине «Педагогика и психология».
Предмет исследования: учебно-методическое обеспечение по дисциплине «Педагогика и психология».
Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи:
1) Раскрыть особенности организации процесса обучения и специфику дисциплины «Педагогика и психология».
2) Выявить педагогические технологии для преподавания дисциплины «Педагогика и психология».
3) Охарактеризовать теоретические основы разработки учебно-методического обеспечения дисциплины «Педагогика и психология».
4) Разработать учебно-методическое обеспечение по дисциплине «Педагогика и психология».
5) Обосновать и разработать электронный обучающий курс «Педагогика и психология».
6) Апробировать и провести экспертизу электронного обучающегося курса «Педагогика и психология».
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
1) Анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и учебного плана направления «Технологические машины и оборудование» специальности «Геология месторождений и методики разведки», учебных программ, учебников и учебных пособий по дисциплине «Педагогика и психология».
2) Анализ научно-методической литературы по проблеме разработки и применения педагогических программных средств в процессе обучения.
3) Анализ научно-методической литературы по проблеме разработки и применения электронных курсов в процессе обучения.
4) Педагогический эксперимент, анкетирование, метод экспертных оценок.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 59 источника, и 3 приложений, состоит из 45 рисунка, 3 таблицы.
Целью выпускной квалификационной работы являлось разработка учебно-методическое обеспечения дисциплины «Педагогика и психология».
В результате выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1) Рассмотрена организация процесса обучения в высшем учебном заведении.
Особенности организации процесса обучения на современном этапе является широкое появление электронных образовательных ресурсов. А также выстроенные в соответствие с нормативными документами общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Не мало важной составляющей стали подходы в процессе обучения, а именно компетентностный подход, который предполагает формирование у студентов способности и готовности к взаимодействию с различными субъектами образования как внутри, так и вне университета. Также при организации процесса обучения в вузе крайне необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Очень важную роль в студенческом возрасте играет учебная мотивация.
Также в решении первой задачи была рассмотрена специфика дисциплины «Педагогика и психология» Целью преподавания дисциплины является: формирование у студентов системы общекультурных и профессиональных компетенций по практическому применению психологических и педагогических знаний для эффективной и успешной повседневной и практической деловой жизни.
Специфика дисциплины «Педагогика и психология» заключается в её цели и задачах, требованиях к уровню знаний, умений и навыков студентов, компетенциях, формированию которых должно способствовать изучение дисциплины. Формируемые при ее изучении компетенции являются ключевыми моментами при определении педагогических и информационных технологий, которые могут быть использованы для преподавания дисциплины «Педагогика и психология».
2) Выявлены педагогические технологии, которые целесообразно использовать в преподавании дисциплины «Педагогика и психология»
Под педагогической технологией вслед за Г.К. Селевко понимаем воспроизводимый комплекс мер, направленный на достижение определенного гарантированного результата, в данном случае-получение педагогического продукта с заданными свойствами, с соблюдением требований количества и качества в определенных пространственно-временных условиях.
Сопоставив компетенции, формированию которых должно способствовать изучение дисциплины «Педагогика и психология», и классификацию педагогических технологий по Селевко Г.К., пришли к выводу, что в процессе преподавания дисциплины целесообразным будет
применение таких технологий, как: проблемная технология, проектная и игровая технология обучения.
1) Была раскрыта сущность понятия «методическое обеспечение»
П.И. Образцов под обеспечением учебного процесса понимает совокупность дидактических средств, позволяющих преподавателю организовать свою педагогическую деятельность, сделать ее результативной и эффективной.
Методическое обеспечение рассматривают как процесс и как результат. [39]. Методическое обеспечение может быть представлено как процесс создания методической продукции, оказания методической помощи педагогам.
Методическое обеспечение - как результат представляет собой комплекс документов, разработок, ресурсов и т.д., обеспечивающих педагогическую и учебную деятельность.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает разработку учебно-методического комплекса дисциплин, освоение технологий обучения и внедрение педагогических технологий.
На основе анализа ФГОС ВО и учебного плана по специальности «Геология месторождений и методики разведки» мы разработали рабочую программу. по дисциплине «Педагогика и психология».
Таким образом, рабочая программа по предмету - это документ, который составляется с учетом особенностей образовательного учреждения, особенностей обучающихся.
В работе были проанализированы теоретические основы разработки педагогических программных средств. За основное определение понятия взяли Горлушкиной Н.Н. Педагогические программные средства представляют собой технологическое обеспечение учебного процесса, основанное на использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий
Опираясь на классификацию Горлушкиной Н.Н., определи место нашего электронного курса.
По целевому назначению электронный курс является:
Демонстрационным, так как представляет визуальную информацию
Управляющим, так как позволяет задавать обучающимся те или иные вопросы, определять уровень усвоения материала
Формирующей программой. Формирующие знания, это
информационно-справочные и поисковые программы, формирующие умения - компьютерные лабораторные работы.
По функциональному назначению программа является
Линейные - обучаемый работает с каждой порцией материала в заданной последовательности.
Нелинейные: разветвленные (позволяют в процессе работы прийти к заданной цели обучения различными путями в зависимости от индивидуальных особенностей). Изучение основного материала идет нелинейной подачей. После теоретической части предусмотрен контроль знаний.
По степени активности учащихся данный электронный курс является активным, в нем предусмотрен интерактивный диалог учащегося и преподавателя. Учебный материал представлен в свободном доступе, что позволяет обеспечить закрепление учебного материала.
При создании электронного обучающегося курса были учтены следующие принципы разработки педагогических программных средств: учет психофизиологических особенностей обучаемых, психологическая и педагогическая эргономичность, учет технических возможностей, функциональная полнота, приоритетность стратегии обучения, мотивационная и активностная обеспеченность, универсальность применения, принцип модульности построения.
2) Мы разработали учебно-методическое обеспечение лекционных и практических занятий.
Методика проведения лекционных занятий основана на использовании следующих типов лекций: лекция-дискуссия, проблемная лекция, лекция- беседа.
Методика проведения практических занятий основана на использовании: игровой технологии, традиционной и коллективным способом обучения.
3) При создании электронного курса были учтены следующие принципы разработки педагогических программных средств: учет психофизиологических особенностей обучаемых, психологическая и педагогическая эргономичность, учет технических возможностей, функциональная полнота, приоритетность стратегии обучения, мотивационная и активностная обеспеченность, универсальность применения, принцип модульности построения.
Электронный курс «Педагогика и психология» был разработан в обучающей среде «Moodle». Moodle- представляет собой систему управления содержимым сайта, специально разработанную для создания качественных online-курсов преподавателями.
4) В рамках педагогического обучающего эксперимента проведена апробация электронного курса и разработанного учебно-методического обеспечения занятий. В процессе преподавания дисциплины «Педагогика и психология» на 3-ом курсе направления подготовки «Технологические машины и оборудования» специальности «Металлургические машины и оборудования» на лекционных, практических и итоговом занятиях вводилось новое средство обучения, а именно разработанный электронный обучающий курс.
Анализ результатов анкетирования студентов, работавших с курсом, подтверждает, что разработанный нами электронный обучающий курс соответствует дидактическим принципам разработки педагогических программных средств.
Для оценки соответствия электронного курса принципам разработки электронных обучающих средств был использован метод экспертных оценок. Экспертами в исследовании выступили: методист ФПКП, Старший методист Факультета повышения квалификации преподавателей СФУ, Ведущий специалист центра обучающих систем ИнТК СФУ, Специалист отдела развития и обеспечения основных образовательных программ.
Данные, полученные в ходе апробации и экспертной оценки, подтверждают, что использование учебно-методического обеспечения в процессе преподавания дисциплины «Педагогика и психология» является педагогически обоснованным, так как оно разработано с учетом специфики дисциплины, на основе использования педагогических технологий, в соответствии с теоретическими основами создания педагогических программных средств.
Таким образом, задачи исследования были решены, поставленная цель была достигнута.
В результате выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1) Рассмотрена организация процесса обучения в высшем учебном заведении.
Особенности организации процесса обучения на современном этапе является широкое появление электронных образовательных ресурсов. А также выстроенные в соответствие с нормативными документами общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Не мало важной составляющей стали подходы в процессе обучения, а именно компетентностный подход, который предполагает формирование у студентов способности и готовности к взаимодействию с различными субъектами образования как внутри, так и вне университета. Также при организации процесса обучения в вузе крайне необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Очень важную роль в студенческом возрасте играет учебная мотивация.
Также в решении первой задачи была рассмотрена специфика дисциплины «Педагогика и психология» Целью преподавания дисциплины является: формирование у студентов системы общекультурных и профессиональных компетенций по практическому применению психологических и педагогических знаний для эффективной и успешной повседневной и практической деловой жизни.
Специфика дисциплины «Педагогика и психология» заключается в её цели и задачах, требованиях к уровню знаний, умений и навыков студентов, компетенциях, формированию которых должно способствовать изучение дисциплины. Формируемые при ее изучении компетенции являются ключевыми моментами при определении педагогических и информационных технологий, которые могут быть использованы для преподавания дисциплины «Педагогика и психология».
2) Выявлены педагогические технологии, которые целесообразно использовать в преподавании дисциплины «Педагогика и психология»
Под педагогической технологией вслед за Г.К. Селевко понимаем воспроизводимый комплекс мер, направленный на достижение определенного гарантированного результата, в данном случае-получение педагогического продукта с заданными свойствами, с соблюдением требований количества и качества в определенных пространственно-временных условиях.
Сопоставив компетенции, формированию которых должно способствовать изучение дисциплины «Педагогика и психология», и классификацию педагогических технологий по Селевко Г.К., пришли к выводу, что в процессе преподавания дисциплины целесообразным будет
применение таких технологий, как: проблемная технология, проектная и игровая технология обучения.
1) Была раскрыта сущность понятия «методическое обеспечение»
П.И. Образцов под обеспечением учебного процесса понимает совокупность дидактических средств, позволяющих преподавателю организовать свою педагогическую деятельность, сделать ее результативной и эффективной.
Методическое обеспечение рассматривают как процесс и как результат. [39]. Методическое обеспечение может быть представлено как процесс создания методической продукции, оказания методической помощи педагогам.
Методическое обеспечение - как результат представляет собой комплекс документов, разработок, ресурсов и т.д., обеспечивающих педагогическую и учебную деятельность.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает разработку учебно-методического комплекса дисциплин, освоение технологий обучения и внедрение педагогических технологий.
На основе анализа ФГОС ВО и учебного плана по специальности «Геология месторождений и методики разведки» мы разработали рабочую программу. по дисциплине «Педагогика и психология».
Таким образом, рабочая программа по предмету - это документ, который составляется с учетом особенностей образовательного учреждения, особенностей обучающихся.
В работе были проанализированы теоретические основы разработки педагогических программных средств. За основное определение понятия взяли Горлушкиной Н.Н. Педагогические программные средства представляют собой технологическое обеспечение учебного процесса, основанное на использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий
Опираясь на классификацию Горлушкиной Н.Н., определи место нашего электронного курса.
По целевому назначению электронный курс является:
Демонстрационным, так как представляет визуальную информацию
Управляющим, так как позволяет задавать обучающимся те или иные вопросы, определять уровень усвоения материала
Формирующей программой. Формирующие знания, это
информационно-справочные и поисковые программы, формирующие умения - компьютерные лабораторные работы.
По функциональному назначению программа является
Линейные - обучаемый работает с каждой порцией материала в заданной последовательности.
Нелинейные: разветвленные (позволяют в процессе работы прийти к заданной цели обучения различными путями в зависимости от индивидуальных особенностей). Изучение основного материала идет нелинейной подачей. После теоретической части предусмотрен контроль знаний.
По степени активности учащихся данный электронный курс является активным, в нем предусмотрен интерактивный диалог учащегося и преподавателя. Учебный материал представлен в свободном доступе, что позволяет обеспечить закрепление учебного материала.
При создании электронного обучающегося курса были учтены следующие принципы разработки педагогических программных средств: учет психофизиологических особенностей обучаемых, психологическая и педагогическая эргономичность, учет технических возможностей, функциональная полнота, приоритетность стратегии обучения, мотивационная и активностная обеспеченность, универсальность применения, принцип модульности построения.
2) Мы разработали учебно-методическое обеспечение лекционных и практических занятий.
Методика проведения лекционных занятий основана на использовании следующих типов лекций: лекция-дискуссия, проблемная лекция, лекция- беседа.
Методика проведения практических занятий основана на использовании: игровой технологии, традиционной и коллективным способом обучения.
3) При создании электронного курса были учтены следующие принципы разработки педагогических программных средств: учет психофизиологических особенностей обучаемых, психологическая и педагогическая эргономичность, учет технических возможностей, функциональная полнота, приоритетность стратегии обучения, мотивационная и активностная обеспеченность, универсальность применения, принцип модульности построения.
Электронный курс «Педагогика и психология» был разработан в обучающей среде «Moodle». Moodle- представляет собой систему управления содержимым сайта, специально разработанную для создания качественных online-курсов преподавателями.
4) В рамках педагогического обучающего эксперимента проведена апробация электронного курса и разработанного учебно-методического обеспечения занятий. В процессе преподавания дисциплины «Педагогика и психология» на 3-ом курсе направления подготовки «Технологические машины и оборудования» специальности «Металлургические машины и оборудования» на лекционных, практических и итоговом занятиях вводилось новое средство обучения, а именно разработанный электронный обучающий курс.
Анализ результатов анкетирования студентов, работавших с курсом, подтверждает, что разработанный нами электронный обучающий курс соответствует дидактическим принципам разработки педагогических программных средств.
Для оценки соответствия электронного курса принципам разработки электронных обучающих средств был использован метод экспертных оценок. Экспертами в исследовании выступили: методист ФПКП, Старший методист Факультета повышения квалификации преподавателей СФУ, Ведущий специалист центра обучающих систем ИнТК СФУ, Специалист отдела развития и обеспечения основных образовательных программ.
Данные, полученные в ходе апробации и экспертной оценки, подтверждают, что использование учебно-методического обеспечения в процессе преподавания дисциплины «Педагогика и психология» является педагогически обоснованным, так как оно разработано с учетом специфики дисциплины, на основе использования педагогических технологий, в соответствии с теоретическими основами создания педагогических программных средств.
Таким образом, задачи исследования были решены, поставленная цель была достигнута.
Подобные работы
- Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Практикум по общей психологии»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Общая психология»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Общая психология»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Методология психолого-педагогических исследований»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Русский язык и культура речи»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Компьютерный практикум»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «ТРАНСМИССИЯ АВТОМОБИЛЯ» ДИСЦИПЛИНЫ «УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Физика информационных технологии»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Основы информационных технологий»»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



