Введение
1 Теоретические основы организации процесса обучения по дисциплине
"Педагогика и психология" 8
1.1 Особенности организации процесса обучения в ВУЗе 8
1.2 Специфика дисциплины "Педагогика и психология" 13
1.3 Применение педагогических технологий для преподавания дисциплины
«Педагогика и психология» 16
2 Теоретические основы разработки учебно- методического обеспечения
дисциплины "Педагогика и психология» 27
2.1 Основные понятия и сущность учебно-методического обеспечения
процесса обучения 27
2.2 Теоретические основы разработки педагогических программных
средств 32
2.3 Дидактические принципы и требования, предъявляемые к разработке
электронных обучающих курсов 41
3 Обоснование и разработка учебно-методического обеспечения дисциплины
"Педагогика и психология" 48
3.1 Обоснование и разработка рабочей программы по дисциплине
"Педагогика и психология" 48
3.2 Обоснование и разработка лекционных и практических занятий по
дисциплине "Педагогика и психология" 54
3.3 Обоснование и разработка электронного курса по дисциплине
"Педагогика и психология" 71
4 Апробация разработанного учебно-методического обеспечения
дисциплины "Педагогика и психология" 94
4.1 Разработка программы апробации и экспертизы учебно-методического
обеспечения дисциплины "Педагогика и психология" 94
4.2 Анализ и результаты апробации и экспертизы учебно-методического
обеспечения дисциплины "Педагогика и психология" 97
Заключение 107
Список использованных источников 111
Приложение А-В 117
Информационные технологии проникли во все сферы жизни современного общества, в том числе и в образование. Благодаря им удаётся разрабатывать новые методы и формы обучения. Доступность информации сделала актуальным умение работать с ней, потеснив традиционный подход, основанный на приобретении знаний, умений и навыков. Приобретается это умение через активные способы обучения, предполагающие самостоятельную работу студента с информацией. На это направлены различные создаваемые электронные учебники, учебно-методические комплексы, позволяющие студенту самостоятельно знакомиться с учебным материалом, проводить контроль, находить ссылки на дополнительную информацию по требуемой теме.
Последние несколько десятилетий можно охарактеризовать как годы формирования новой информационной культуры.
Процесс внедрения информационных технологий сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению человека в информационное общество. Эти изменения находят отражение в новых государственных образовательных стандартах в виде квалификационных требований к подготовке и профессиональной деятельности специалистов и являются мощным стимулом обновления содержания, средств и форм профессионального образования и воспитания.
Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширять аудиторию обучаемых.
Владение информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) преподавателями вузов является основой повышения качества образования. Использование средств ИКТ для создания учебно-методического обеспечения позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Компетентное использование ИКТ преподавателем увеличивает педагогическое воздействие на формирование творческого потенциала студента. На основе современных образовательных технологий происходят изменения в методике преподавания различных дисциплин.
Готовность преподавателей применять новые форматы в обучении, основанные на цифровом материале и новом типе взаимодействия, является первым важным фактором на пути внедрения новых информационных технологий в учебный процесс вуза. Разработка электронных образовательных ресурсов является вторым важным фактором успешности любой формы электронного обучения. Закономерно, что методические аспекты электронного обучения в настоящее время находятся в зоне пристального внимания и все больше освещаются в научной литературе [1], потому что именно они важны для создания электронных образовательных ресурсов и их дальнейшего применения в учебном процессе. Активное применение компьютеров для образовательных целей существенно трансформирует традиционные виды занятий и позволяет получить некую модифицированную форму очного образования, отличную от традиционной. Речь идет о так называемой гибридной, комбинированной или смешанной форме электронного обучения.
В настоящее время большой интерес вызывают вопросы, связанные с педагогическими программными средствами, которые были рассмотрены в работах Н.Н. Горлушкиной [2], Гершунского Б.С. [3] и ряда других авторов. Разные авторы указывают на возможность и даже стратегическую важность использования новых информационных технологий в обучении, организуются специализированные конференции, посвященные проблемам методической обеспеченностью образования. Наиболее перспективно использование в обучении средств новые информационных технологии (multimedia - средства НИТ, позволяющие одновременно использовать различные каналы обмена информацией между компьютером и окружающей средой), поскольку информационные технологии позволяет задействовать в процессе обучения все каналы передачи информации, максимально включить все виды памяти. По данным Г. А. Борцовского [4], И.Б. Горбуновой [5] и А.С. Кондратьева [6], «внимание во время работы с обучающей программой на базе информационных технологии, как правило, удваивается, поэтому освобождается дополнительное время».
В настоящее время актуальным становится использование технологий электронного обучения и дистанционных технологий в образовательном процессе для современных вузов [7]. Требования к реализации образовательных программ независимо от форм получения образования, в части использования данных технологий, изложены в Федеральном Законе «Об образовании» (ст.15), который вступил в силу с 1 сентября 2013 года [8].
На сегодняшний день активно проводится реформа высшего образования. В документах Правительства РФ современное общество рассматривается как информационное общество, что в свою очередь предъявляет новые требования к высшему образованию в новой информационной среде [9].
По мнению ряда специалистов, оптимизировать процесс обучения поможет применение технологий электронного обучения. Сегодня в России происходит определенный перелом в направлении увеличения интереса к электронному обучению (ЭО) [10].
По мнению студентов и преподавателей, электронное обучение должно стоять на первом месте во всех трендах ближайших лет. Это единственно верный формат обучения. Только дополняя друг друга, очное и электронное обучение могут привести к качественному результату [11].
Цель исследования: разработать учебно-методическое обеспечение по дисциплине «Педагогика и психология».
Объект исследования: процесс обучения по дисциплине «Педагогика и психология».
Предмет исследования: учебно-методическое обеспечение по дисциплине «Педагогика и психология».
Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи:
1) Раскрыть особенности организации процесса обучения и специфику дисциплины «Педагогика и психология».
2) Выявить педагогические технологии для преподавания дисциплины «Педагогика и психология».
3) Охарактеризовать теоретические основы разработки учебно-методического обеспечения дисциплины «Педагогика и психология».
4) Разработать учебно-методическое обеспечение по дисциплине «Педагогика и психология».
5) Обосновать и разработать электронный обучающий курс «Педагогика и психология».
6) Апробировать и провести экспертизу электронного обучающегося курса «Педагогика и психология».
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
1) Анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и учебного плана направления «Технологические машины и оборудование» специальности «Геология месторождений и методики разведки», учебных программ, учебников и учебных пособий по дисциплине «Педагогика и психология».
2) Анализ научно-методической литературы по проблеме разработки и применения педагогических программных средств в процессе обучения.
3) Анализ научно-методической литературы по проблеме разработки и применения электронных курсов в процессе обучения.
4) Педагогический эксперимент, анкетирование, метод экспертных оценок.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 59 источника, и 3 приложений, состоит из 45 рисунка, 3 таблицы.
Целью выпускной квалификационной работы являлось разработка учебно-методическое обеспечения дисциплины «Педагогика и психология».
В результате выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1) Рассмотрена организация процесса обучения в высшем учебном заведении.
Особенности организации процесса обучения на современном этапе является широкое появление электронных образовательных ресурсов. А также выстроенные в соответствие с нормативными документами общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Не мало важной составляющей стали подходы в процессе обучения, а именно компетентностный подход, который предполагает формирование у студентов способности и готовности к взаимодействию с различными субъектами образования как внутри, так и вне университета. Также при организации процесса обучения в вузе крайне необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Очень важную роль в студенческом возрасте играет учебная мотивация.
Также в решении первой задачи была рассмотрена специфика дисциплины «Педагогика и психология» Целью преподавания дисциплины является: формирование у студентов системы общекультурных и профессиональных компетенций по практическому применению психологических и педагогических знаний для эффективной и успешной повседневной и практической деловой жизни.
Специфика дисциплины «Педагогика и психология» заключается в её цели и задачах, требованиях к уровню знаний, умений и навыков студентов, компетенциях, формированию которых должно способствовать изучение дисциплины. Формируемые при ее изучении компетенции являются ключевыми моментами при определении педагогических и информационных технологий, которые могут быть использованы для преподавания дисциплины «Педагогика и психология».
2) Выявлены педагогические технологии, которые целесообразно использовать в преподавании дисциплины «Педагогика и психология»
Под педагогической технологией вслед за Г.К. Селевко понимаем воспроизводимый комплекс мер, направленный на достижение определенного гарантированного результата, в данном случае-получение педагогического продукта с заданными свойствами, с соблюдением требований количества и качества в определенных пространственно-временных условиях.
Сопоставив компетенции, формированию которых должно способствовать изучение дисциплины «Педагогика и психология», и классификацию педагогических технологий по Селевко Г.К., пришли к выводу, что в процессе преподавания дисциплины целесообразным будет
применение таких технологий, как: проблемная технология, проектная и игровая технология обучения.
1) Была раскрыта сущность понятия «методическое обеспечение»
П.И. Образцов под обеспечением учебного процесса понимает совокупность дидактических средств, позволяющих преподавателю организовать свою педагогическую деятельность, сделать ее результативной и эффективной.
Методическое обеспечение рассматривают как процесс и как результат. [39]. Методическое обеспечение может быть представлено как процесс создания методической продукции, оказания методической помощи педагогам.
Методическое обеспечение - как результат представляет собой комплекс документов, разработок, ресурсов и т.д., обеспечивающих педагогическую и учебную деятельность.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает разработку учебно-методического комплекса дисциплин, освоение технологий обучения и внедрение педагогических технологий.
На основе анализа ФГОС ВО и учебного плана по специальности «Геология месторождений и методики разведки» мы разработали рабочую программу. по дисциплине «Педагогика и психология».
Таким образом, рабочая программа по предмету - это документ, который составляется с учетом особенностей образовательного учреждения, особенностей обучающихся.
В работе были проанализированы теоретические основы разработки педагогических программных средств. За основное определение понятия взяли Горлушкиной Н.Н. Педагогические программные средства представляют собой технологическое обеспечение учебного процесса, основанное на использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий
Опираясь на классификацию Горлушкиной Н.Н., определи место нашего электронного курса.
По целевому назначению электронный курс является:
Демонстрационным, так как представляет визуальную информацию
Управляющим, так как позволяет задавать обучающимся те или иные вопросы, определять уровень усвоения материала
Формирующей программой. Формирующие знания, это
информационно-справочные и поисковые программы, формирующие умения - компьютерные лабораторные работы.
По функциональному назначению программа является
Линейные - обучаемый работает с каждой порцией материала в заданной последовательности.
Нелинейные: разветвленные (позволяют в процессе работы прийти к заданной цели обучения различными путями в зависимости от индивидуальных особенностей). Изучение основного материала идет нелинейной подачей. После теоретической части предусмотрен контроль знаний.
По степени активности учащихся данный электронный курс является активным, в нем предусмотрен интерактивный диалог учащегося и преподавателя. Учебный материал представлен в свободном доступе, что позволяет обеспечить закрепление учебного материала.
При создании электронного обучающегося курса были учтены следующие принципы разработки педагогических программных средств: учет психофизиологических особенностей обучаемых, психологическая и педагогическая эргономичность, учет технических возможностей, функциональная полнота, приоритетность стратегии обучения, мотивационная и активностная обеспеченность, универсальность применения, принцип модульности построения.
2) Мы разработали учебно-методическое обеспечение лекционных и практических занятий.
Методика проведения лекционных занятий основана на использовании следующих типов лекций: лекция-дискуссия, проблемная лекция, лекция- беседа.
Методика проведения практических занятий основана на использовании: игровой технологии, традиционной и коллективным способом обучения.
3) При создании электронного курса были учтены следующие принципы разработки педагогических программных средств: учет психофизиологических особенностей обучаемых, психологическая и педагогическая эргономичность, учет технических возможностей, функциональная полнота, приоритетность стратегии обучения, мотивационная и активностная обеспеченность, универсальность применения, принцип модульности построения.
Электронный курс «Педагогика и психология» был разработан в обучающей среде «Moodle». Moodle- представляет собой систему управления содержимым сайта, специально разработанную для создания качественных online-курсов преподавателями.
4) В рамках педагогического обучающего эксперимента проведена апробация электронного курса и разработанного учебно-методического обеспечения занятий. В процессе преподавания дисциплины «Педагогика и психология» на 3-ом курсе направления подготовки «Технологические машины и оборудования» специальности «Металлургические машины и оборудования» на лекционных, практических и итоговом занятиях вводилось новое средство обучения, а именно разработанный электронный обучающий курс.
Анализ результатов анкетирования студентов, работавших с курсом, подтверждает, что разработанный нами электронный обучающий курс соответствует дидактическим принципам разработки педагогических программных средств.
Для оценки соответствия электронного курса принципам разработки электронных обучающих средств был использован метод экспертных оценок. Экспертами в исследовании выступили: методист ФПКП, Старший методист Факультета повышения квалификации преподавателей СФУ, Ведущий специалист центра обучающих систем ИнТК СФУ, Специалист отдела развития и обеспечения основных образовательных программ.
Данные, полученные в ходе апробации и экспертной оценки, подтверждают, что использование учебно-методического обеспечения в процессе преподавания дисциплины «Педагогика и психология» является педагогически обоснованным, так как оно разработано с учетом специфики дисциплины, на основе использования педагогических технологий, в соответствии с теоретическими основами создания педагогических программных средств.
Таким образом, задачи исследования были решены, поставленная цель была достигнута.
1 Соколова Э. Я. Сетевой электронный учебно-методический комплекс как образовательный ресурс для обучения профессиональному английскому языку (для студентов технических вузов) // Вести. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 59-63
2 Горлушкина, Н.Н. Педагогические программные средства: учеб. пособие / Н. Н. Горлушкина, под ред. проф. М.И. Потеева. - СПб.: СПб ГИТМО (ТУ), 2012. - 152 с.
3 Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы / Б. С. Г ершунский. — М.: Педагогика, 2009. — 264с.
4 Борцовский, Г.А. Образование в постиндустриальном высокотехнологичном обществе: учебник / Г. А. Борцовский, И. И. Соколова. -Санкт-Петербург: Акад. вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО, 2014. - 41 с.
5 Горбунова, И.Б. Музыкально-теоретические воззрения Леонарда Эйлера: актуальное значение и перспективы // И. Б. Горбунова, Заливадный М.С.- Санкт-Петербург: Вестник Ленинградского гос. университета им. А.С. Пушкина. - 2012. - № 4 (Т. 2). - С. 164-172.
6 Кондратьева, А.С. Конфликты с собственным ребенком и их пути разрешения: учебное пособие / А. С. Кондратьева. - Москва: 2016. - 12 с.
7 Муромцев, А.Н. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК ФОРМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.- практ. конф. № 10(34). - Новосибирск: СибАК, 2013
8 Закон РФ «Об образовании». От 29.12.2012 №273-Ф3 ст8 (ред. от 01.05.2017 Режим доступаhttp: //fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-8.php
9 ФЗ от 10.01.2003 № 11-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части дистанционных образовательных технологий).
10 Казанская О.В. Электронное обучение в техническом университете: формы организации и ресурсы // Электронное обучение в традиционном университете. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. - С. 10-18.
11 Заметки про e-learning [Электронный ресурс]. - Режим доступаhttp://blog.labmedia.su/2012/01/2012.html. - Загл. с экрана.
12 Брызгалина Е.В., Киселев В.Н. Образование в будущем глобальном мире: философские аспекты / сборник Философия политики и права: Ежегодник научных работ. Вып. 6. Цивилизации в эпоху глобализма. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина / Под общ. ред. проф. Е.Н. Мощелкова и др. - М.: Издатель Воробьев А.В., 2015, - С. 143-163.
13 Байденко В.И. Болонский процесс: середина пути / под науч. ред.
B. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский новый университет. 2005. - 397 с.
14 Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16.11.2004. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.
15 Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) //Высшее образование сегодня. - № 8. 2006. - С. 20-26.
16 Зеер Э.Ф., Мухлынина О.В. Компетентностный подход в реализации профессионального развития личности специалиста. Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. Науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. науч. ред. Э.Ф.Зеер. Екатеренбург-Березовский: Филиал Рос.гос.проф.-пед. ун-та в г.Березовском, 2011. - С. 101-106.
17 Хуторской А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. /под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007, - 327 с.
18 Зимняя, И.А. Общая культура и социальнопрофессиональная компетентность / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2005. - №11. - С. 14-20
19 Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов. - М.: Педагогика. - 2012. - № 10. - C. 8-14.
20 Сериков, В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. В. Сериков. - М.: Педагогика. - 2013. - № 10. - С. 8-14.
21 Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания
22 Радионова, Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. Учебное пособие по спецкурсу / Н.Ф. Радионова. - ЛГПИ имени А.И. Герцена, 1989. - 84 с.
23 Тряпицына, А.П. Педагогические основы творческой учебно познавательной деятельности школьников: Автореф. дисс... дра пед. наук. - СПб., 1991. - 35 с
24 Якобсон П.М. «Психологические проблемы мотивации
поведения человека». - М.: «Психология», 1969 г., 321 с.
25 Монахов В.М. Курс лекций «Педагогическиетехнологии». Режим доступа:http://mggu-sh.ru/ftn/litca-faculteta/monakhov-vadim-makarievich
26 Чошанов М.А. Современные образовательные технологии: учебное пособие. -В 2х книгах. -Книга. Челябинск, ЧГПУ,2012-411 с.
27 Шепель В.М. «Профессиональное образование» «Воспитание школьника». -Москва,2001.
28 Селевко Г.К., Современные образовательные технологии. Режим доступа: http: //charko .narod.ru/tekst/an4/1. html
29 Михайлова Н. Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. -Новосибирск,2008.
30 Гузеев В.В. Консультации: метод проектов. -Самара,2007.
31 Ушинский Педагогические идеи. - М.; 1971. - 80 С.
32 Гульчевской В. Г., Фоменко В. Т. перспективные школьные технологии. - Москва, 2008. - с. 23
33 Кругликов В.Н. «Активное обучение в техническом вузе: Теоретико-методологический аспект» дисс... канд. псих.наук. - Иркутск, 2009. - 180 с.
34 Давыдов В. В. «Проблемы развивающего обучения». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004г. - 288с
35 Шумова И. В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования / И. В. Шумова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).
36 Образцов П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы//Педагогика. 2013.
37 Образцов П.И. Новый вид обеспечения учебного процесса в вузе // Высшее образование в России. 2011.
38 Сенькина Г. Е., Емельченков Е. П., Киселёва О. М. Методы математического моделирования в обучении: монография/ Смол. гос. ун-т. — Смоленск, 2010.
39 Образцов П. И., Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. - Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. - 317 с.
40 Образцов, П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы [Электронный ресурс] / П. И. Образцов.- Режим доступа:http: //www/ostu/ru/personal/obraztso v/texts/8. html
41 Кочетов, С.И. Комплексное методическое обеспечение учебного процесса средствами обучения. / С.И. Кочетков. - М.: Высшая школа ,2006
42 Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе. / Ю.К. Бабанский. - М., Просвещение.2011. с.208
43 Редько А.Л., Шиянов, Е.Н., Пономарев Е.Г. и др. Педагогическая антропология: методические рекомендации / А.Л. Редько, Е.Н. Шиянов, Е.Г. Пономарев. - Ставрополь: СГПИ, 2012. -178с.
44 Лапшина Т.В., Комплексное учебно-методическое обеспечение профессии - инструмент организации и поддержки учебного процесса в соответствии с ФГОС: Кострома, 2015
45 Фридман, О.В. Анализ программных продуктов для
автоматизации формирования учебного плана в вузе, / О.В. Фридман, 2012.
46 Байбородова, Л.В. Воспитание учащихся: теория и методика: учебное пособие. / Л.В. Байродова. - Ярославль: ЯГПУ,2002. -282. -с.65.
47 Ракитова, А.И. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях. / А.И. Ракиитова. -М.: Лотос.2006. -112 с.
48 Луцевич Л.В. Вопросы эффективного использования ЭВМ в учебном процессе - Новосибирск: НГУ, 2010, - С. 33-39.
49 Положение об электронных образовательных ресурсах ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», 2013. - 12с. URL:http://vii.sfu-kras.ru/images/libs/pol_el_edc_kurs.pdf
50 Роберт И., Р58 Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: ИЛО РАО, 2010. - 140 с
51 Гершунский, Б.С Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. — М.: Педагогика, 2011. — 264с
52 А. А. Вербицкий, Р. Вильямс, Б. С. Гершунский // Требование к педагогическим программным средствам. - 2012.
53 Режим доступа http://ru.convdocs.org/docs/index-
34716.html?page=18
54 Режим доступа: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. N 92)http://fgosvo.ru/news/2/1803
55 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования" Электронный ресурс: http://www.rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html. 2013 год
56 Виды лекций Функции. Электронный доступ: http://do.gendocs.ru/docs/index-2379.html.2013.
57 А. М. Трещев, О. А. Сергеева, Организация учебного процесса вуза в контексте стандартов CDIO, Учебное пособие. -Астрахань ,2014.
58 А. М. Трещев, О. А. Сергеева, Организация учебного процесса вуза в контексте стандартов CDIO, Учебное пособие. -Астрахань ,2014.
59 Организация и проведение педагогического эксперимента [Электронный ресурс] Файловый архив для студентов.- Режим доступа: http: //www.studfiles. ru/preview/3994247/