ВВЕДЕНИЕ 7
1 НОРМАТИВНО – ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА В ЛОКОМОТИВНОМ ДЕПО 9
1.1 Основные принципы государственной политики в области охраны труда 9
1.2 Условия труда и опасные и вредные производственные факторы 10
1.3 Обеспечение безопасности производственного оборудования и производственных процессов железнодорожного транспорта 10
2 ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 13
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия 13
2.2 Характеристика предприятия как источника загрязнения 16
2.3 Основные задачи стоящие перед локомотивным депо и возможные способы их решения 17
3 ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕГО МЕСТА ЛОКОМОТИВНОЙ БРИГАДЫ 19
3.1. Характеристика рабочего участка локомотивной бригады 19
3.2 Состав и структура локомотивной бригады. 25
3.3 Организация труда и отдыха локомотивных бригад 28
3.5 Характеристика условий труда 31
3.5.1 Санитарно-гигиенические условия труда 31
3.5.2 Метеорологические условия производственной среды. 31
3.5.3 Чистота воздушной среды. Загазованность 33
3.5.4 Производственные излучения 37
3.5.5 Освещение 38
3.5.6 Производственный шум 41
3.5.7 Вибрация 44
3.5.8 Микроклимат 45
3.5.9 Факторы вредности и опасности, спецодежда 48
3.5.10 Психофизиологические условия труда 50
3.6 Требования безопасности на рабочем месте 51
3.7 Недостатки организации работы локомотивных бригад маневрового тепловоза 56
4 АТТЕСТАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА ВАГОННОГО РЕМОНТНОГО ДЕПО 58
4.1 Нормативно-правовая база аттестации рабочих мест по условиям труда 58
4.2 Классы условий труда 59
4.3 Анализ аттестации рабочих мест на участке 62
4.4 Аттестация рабочих мест по фактору «микроклимат» 67
4.5 Аттестация рабочих мест по «акустическому фактору» 68
4.6 Оценка фактора обеспеченности средствами индивидуальной и коллективной защиты 70
4.7. Недостатки в организации труда локомотивной бригады и рекомендации по его улучшению. 71
5 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ 73
5.1 Воздействие шума и вибрации на организм человека 73
5.2 Воздействие вибрации на организм машиниста локомотива ЧМЭ 3 79
5.3. Пути снижения вибрации и шума, воздействующих на машиниста и помощника машиниста маневрового тепловоза ЧМЭ-3 81
5.4 Санитарно-профилактические мероприятия. 86
6 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 104
В дипломном проекте рассмотрены мероприятия по улучшению условий труда локомотивной бригады локомотивного депо «Рязань» Это позволяет максимально облегчить условия труда, при минимальных затратах на проведение этих мер.
Данный дипломный проект состоит из введения, шести основных разделов, заключения и списка использованной литературы. Объем работы – ___ страницы, ___ таблиц, __ рисунков.
В первой главе рассматривается нормативно-законодательная база обеспечения безопасности и охраны труда в локомотивном депо, изучаются условия труда, порядок обеспечения безопасности производственного оборудования, а так же общие требования, нормы и рекомендации производственной санитарии.
Во второй главе проекта описана краткая характеристика работы депо и его структура.
В третьей главе представлена характеристика рабочего места локомотивной бригады.
Четвертая глава посвящен аттестации и сертификации рабочих мест, а так же в данном разделе представлена оценка фактора обеспеченности средствами индивидуальной и коллективной защиты.
В пятой главе рассматриваются мероприятия, способствовавшие улучшению условий труда работников локомотивной бригады и снижению негативного воздействия отрицательных факторов.
В шестой главе на основании проведенного в проекте анализа и разработанных мероприятий по улучшению безопасности жизнедеятельности на рабочем месте машиниста и помощника машиниста, рассчитывается и обосновывается экономический эффект.
ВВЕДЕНИЕ
Основным видом транспорта являются железные дороги. Они связывают в единое целое все области, удовлетворяют потребность населения в перевозках и нормальный оборот продуктов промышленности и сельского хозяйства.
Одной из основных причин повышения опасности труда на железнодорожном транспорте является необходимость работы в зоне, которая существенно ограничена габаритом подвижного состава. При выполнении служебных обязанностей работникам некоторых профессий железнодорожников приходится многократно пересекать пути. Воздействие климатических факторов вносит ряд дополнительных трудностей из-за ухудшения состояния производственной территории.
На железнодорожном транспорте назрела необходимость в решении ряда актуальных проблем. Производственная среда в наше время представляет собой среду с наибольшей концентрацией негативных факторов. Негативные факторы весьма разнообразны как по своей природе, так и по интенсивности воздействия на человека и окружающую природную среду. В настоящее время перечень реально действующих негативных факторов производственной среды насчитывает более ста видов: запылённость, загазованность воздуха, шум, вибрация, недостаточное и неправильное освещение, электрический ток, высокая тяжесть и напряженность труда и другие. В связи с этим особую остроту приобрела .......
В настоящем дипломном проекте мы рассмотрели влияние вредных факторов на работников локомотивной бригады локомотивного депо «Рязани», на основании карт аттестации рабочих мест, а так же мероприятия, позволяющие улучшить условия труда и снизить влияние данных факторов на работника.
Были произведены расчёты мероприятий связанных с улучшением условий работы машиниста маневрового тепловоза и помощника машиниста, расчёты экономических потерь связанные с временной нетрудоспособностью работника. Была доказана эффективность принимаемых мер по улучшению условий труда и снижения влияний негативных факторов.
На сегодняшний день на железной дороге, как и в большинстве отраслей промышленности, в целом не разработаны правовые и экономические основы повышения ответственности предприятий и их руководителей за наличие неблагоприятных условий, режимов труда и заболеваемости работников.
У предприятий практически нет экономической заинтересованности в ..............
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями от 18.07.2011 г.) // Российская газета от 31 декабря 2001 г. № 256.
3. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ.
4. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. от 07.12.2011) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // "Российская газета", N 64-65, 06.04.1999.
5. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями от 14 марта 2009 г.) // Российская газета от 12 января 2002 г. № 6.
6. ГОСТ 12.2.062-81 «ССБТ. Оборудование производственное.
7. ГОСТ 12.2.007.9-88 «ССБТ «Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей».
8. ГОСТ 12.2.007.0-75 «ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности».
9. ГОСТ 12.1.041–83. Система стандартов безопасности труда. «Пожаровзрывобезопасность горючих пылей. Общие требования».
10. ПРАВИЛА РД 34.03.204-93 «Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями» 2002г
11. ГОСТ 12.2.003-91 «ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
12. ГОСТ 12.2.007.9-88 «ССБТ. Оборудование электротермическое. Требования безопасности».
13. ГОСТ 12.2.007.9-88 «ССБТ «Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей».
14. ГОСТ 12.2.003-91 «ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности».
15. ГОСТ 12.2.007.0-75 «ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности».
16. СНиП II-4-79 «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования».
17. Приказ начальника Московской железной дороги №1/Н от 14 января 2008 года. Москва – 264 с.
18. «ПОТ РО-32-ЦД-855-01. Правила по охране труда в хозяйстве перевозок федерального железнодорожного транспорта» (утв. Приказом МПС РФ от 20.09.2001)
19. Приказ Росжелдора от 16.11.2010 № 509 «О железнодорожных пунктах Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД»
20. Приказ Росжелдора от 07.09.2010 № 360 «О железнодорожных станциях».
21. Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263.
22. Алексеев В.Д Ножевников А.М. Научная организация труда в вагонном хозяйстве, М, Транспорт, 1968
23. Алексеев В.Д. Мордвинкин Н.А. Осмотр и ремонт вагонов в поездах., М, Транспорт, 1981
24. Виргинский B. C. Возникновение железных дорог в России / B. C. Виргинский. - М.: Желдориздат, 1949.
25. Галиев И. И. Виброзащита подвижного состава и локомотивных бригад на основе упругих механических систем со знакопеременной упругостью / И. И. Галиев. Ю. Ф. Савельев, Н. Ю. Симак II Динамика систем, механизмов и машин: Материалы IV междунар. науч.-техн. конф. / Омский гос. техн. ун-т. Омск, 2002. С. 26-29.
26. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981.
27. Зубрев Н. И. Инженерная химия на железнодорожном транспорте. 2-е издание. – М.: ИПЦ «Желдориздат», 2002. – 319 с.
28. Инструкция по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель поездов. ЦТ-336 от 11.08.95г
29. Инструкция по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель поездов ЦТ-336 от 11.08.95г.;
30. История железнодорожного транспорта России / под редакцией Красковского Е.Я., Уздина М.М. - Спб., 1994 г.
31. Клочкова Е.А. «Охрана труда на железнодорожном транспорте», Москва, 1994 г.
32. Купцов B. C. Зовут стальные магистрали / B. C. Купцов. - Хабаровск: ХабИИЖТ, 1989.
33. Магнитопорошковый метод. Инструкция по неразрушающему контролю деталей и узлов локомотивов и МВПС. ЦТт-181 от 29.06.99г.
34. Методические указания на методы определения вредных веществ в воздухе. Выпуск XI. - М.: Рекламинформбюро ММФ, 1981. – 225 с.
35. Неразрушающий контроль деталей вагонов. Общие положения. Руководящий документ ЦТт-19 от 29.09.99г.
36. Основные методы повышения эффективности виброзащиты машиниста локомотива / И. И. Галиев, В. А Нехаев. В. А Николаев, Н. Ю. Савельева // Транспортные проблемы Сибирского региона: Сб. науч. тр. / Иркутский ин-т инж. ж.-д. трансп. Иркутск, 2000. С. 32 - 34.
37. Симатс Н. Ю. Социально-экономическое обоснование целесообразности разработки эффективной системы виброзащиты локомотивных бригад / Н. Ю. Симак // Повышение динамических качеств подвижного состава и поезда в условиях Сибирского региона: Межвуз. темат. сб. науч. тр. / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2001. С. 81-83.