Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие у студентов педагогического бакалавриата умений поиска научной информации в специализированных системах

Работа №27887

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
406
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы развития умений поиска научной информации в
специализированных системах у студентов педагогического бакалавриата 5
1.1 Умения поиска научной информации как элемент научно-исследовательской
деятельности студентов педагогического бакалавриата 5
1.2 Специализированные системы для поиска научной информации 14
2. Практика развития умений поиска научной информации в специализированных
поисковых системах 28
2.1. Серия вебинаров для развития умений поиска научной информации в
специализированных системах у студентов педагогического бакалавриата 28
2.2. Апробация и экспертная оценка вебинаров 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Современные стандарты в области образования ставят высокие требования к уровню развития поисковых умений у обучающихся. Базовые умения осуществлять поиск информации начинают формироваться в старшей школе, как компонент ИКТ компетенции. Дальнейшее развитие умений научного поиска осуществляется в рамках научно-исследовательской деятельности студентов. Однако как показывает практика, выпускники приходят в вуз с достаточно низким уровнем развития поисковых умений. Будущие тьюторы, проходящие обучение в Сибирском федеральном университете, начинают заниматься научно-исследовательской деятельностью уже на первом курсе. Очевидно, что они должны владеть умениями эффективного поиска и анализа научной информации, однако как показали исследования на практике: только 35% студентов слышали о таких системах как eLibrary и CyberLeninka, всего 7% знают о системах Scopus и Web of Science. В своей учебной деятельности используют их крайне редко или не используют вовсе. Предпочтение отдают обычным поисковым системам сети Интернет.
Все это говорит о достаточно низком уровне развития информационно- поисковых умений и затруднении дальнейшего развития умений поиска научной информации для осуществления исследовательской деятельности. Проблема заключается в том, что за короткий период студенты должны овладеть указанными умениями. Самостоятельная работа студентов не всегда обеспечивает должный уровень овладения умениями, тем более без определенной организации и сопровождения. Для решения этой проблемы на наш взгляд, можно использовать вебинары, которые достаточно просто интегрировать в самостоятельную работу и таким образом обеспечить поддержку студентов в освоении возможностей поисковых систем elibrary, cyberLeninka, scopus и web of science. Все вышесказанное определило объект, предмет и цель исследования.
Объект: развитие умений поиска научной информации у студентов педагогического бакалавриата.
Предмет: специализированные системы как средство развития умений поиска научной информации у студентов педагогического бакалавриата.
Цель: разработать серию вебинаров, направленных на развитие умений поиска научной информации в специализированных системах у студентов педагогического бакалавриата.
Гипотеза: развитие умений поиска научной информации в специализированных системах будет результативным, если
— организовать серию интерактивных вебинаров, с онлайн- демонстрацией возможности аналитического поиска научной информации в специализированных системах;
— при проведении вебинаров использовать учебно-методическое обеспечение, ориентированное на практические задачи поиска научной информации связанной с тематикой курсовых работ.
Задачи:
— Рассмотреть особенности развития умений поиска научной информации как элемента научно-исследовательской деятельности студентов;
— Исследовать возможности специализированных систем для обучения студентов основам аналитического поиска научной информации;
— Разработать серию вебинаров направленных на развитие умений поиска научной информации в специализированных системах
— Апробировать и провести экспертную оценку учебно¬методического обеспечения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современные условия организации учебного процесса в высшей школе характеризуются повышением значимости исследовательской деятельности студентов. Для успешной исследовательской деятельности обучающиеся должны уметь изучать различные научные подходы по определенной тематике, уметь осуществлять поиск, анализ и оценку научной информации, а также применять полученные знания в генерировании собственных идей и создании новой научной информации в процессе исследования.
Не смотря на развитие информационной компетентности в условиях общего среднего образования, практика показывает, что выпускники приходят в вуз с достаточно низким уровнем развития поисковых умений и навыков, что говорит о проблемах связанных с поисковым поведением и необходимости перехода на более высокий уровень осуществления поисковой деятельности.
Зарубежные и российские исследования показывают, что студенты переоценивают свои навыки поиска и в своей исследовательской деятельности используют информационно-поисковые системы, которые оптимизированы под фактологический поиск, так как анализируют содержание сайтов на присутствие ключевых слов или фраз, но менее успешны при поиске научной информации, так как не производят тематический анализ страниц.
В сравнении с информационными, специализированные научные поисковые системы обладают более широкими возможностями для поиска информации в процессе исследовательской деятельности, так как имеют расширенный функционал, дают доступ к достоверной информации и полным текстам документов, позволяют изучить все известные подходы и идеи по выбранной тематике. Такие системы облегчают освоение умений анализа, оценки и использования полученной информации, и, следовательно, переход на аналитический уровень реализации поисковой деятельности.
Развитие поисковых навыков у студентов реализуется в рамках самостоятельной работы, однако без должной организации и поддержки это малоэффективно, такой вывод мы делаем на основании проведенного нами анкетирования среди студентов второго курса направления «Педагогическое образование», профиль «тьютор», по результатам которого было определено, что студенты в своей деятельности отдают предпочтение информационно-поисковым системам, специализированные используют редко или не используют вовсе.
У студентов наблюдается отсутствие мотивации использования специализированных систем для поиска информации в случае, когда у них отсутствует индивидуальная проблемная учебно-исследовательская задача, которая решается ими в процессе самостоятельной работы. Таким образом, для того, чтобы студенты успешно осуществляли научно-исследовательскую деятельность, необходима постановка индивидуальной проблемной учебно-исследовательской задачи, требующей овладения ими умениями осуществлять поиск научной информации с использованием специализированных систем.
Выделение особенностей и возможностей использования вебинаров в качестве поддержки самостоятельной работы студентов в процессе решения учебной исследовательской задачи, которую необходимо представить в виде курсовой работы, позволило разработать серию вебинаров, направленных на развитие умений поиска, анализа и оценки научной информации в специализированных системах.
С учетом вышесказанного было разработано учебно-методическое обеспечение вебинаров, включающее методическое планирование серии вебинаров и инструкции по использованию специализированных научных поисковых систем. Была проведена апробация и экспертная оценка учебно-методического обеспечения вебинаров, скорректированного в дальнейшем с учетом замечаний и рекомендаций, полученных от экспертов.
Таким образом, мы достигли цели нашей работы: разработали серию вебинаров, направленных на развитие умений поиска научной информации в специализированных системах у студентов педагогического бакалавриата.
Также после апробации с помощью сравнительного анализа курсовых работ студентов контрольной и экспериментальной групп удалось подтвердить нашу гипотезу и выявить результативность развития умений поиска научной информации в специализированных системах при проведении интерактивных вебинаров, позволяющих организовать онлайн- демонстрацию возможности аналитического поиска научной информации в специализированных системах и использовать учебно-методическое обеспечение, ориентированное на практические задачи поиска научной информации связанной с тематикой курсовой работы.



1. Астахова, Л. В. Понятие информационной компетенции специалиста: когнитивный подход / Л. В. Астахова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2013. - №4. - С.10-16.
2. Битюков, П. В. Сбор фактического материала: работа с литературой, анализ основных идей и концепций / П. В. Битюков // Наука и образование. - 2009. - №1. - С.49-67.
3. Виноградова, Т. С. Информационная компетентность: проблемы
интерпретации / Т. С. Виноградова // Человек и Образование. - 2012. - №2. -
С. 92-98. Далингер, В. А. Организация и содержание поисково¬
исследовательской деятельности / В. А. Далингер, Н. В. Толпелкина. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 263 с.
4. Воронина, Л. В. Информационные технологии как инструментарий формирования информационной компетентности младших школьников / Л. В. Воронина, В. В. Артемьева // Педагогическое образование в России. - 2014. - №3. - С.62-67.
5. Давыдова, Н. С., О качестве методического сопровождения учебных дисциплин и современных методах оценивания учебных достижений / Н. С. Давыдова, Е. И. Краснова, Л. В. Русяева, К. Ю. Ретюнский // Тюменский медицинский журнал. - 2010. - № 1. - С. 69-71.
6. Далингер, В. А. Организация и содержание поисково-исследовательской деятельности / В. А. Далингер, Н. В. Толпелкина. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 263 с.
7. Данилова, И.Ю. Многоуровневая модель организации научно-исследовательской работы студентов как средство обеспечения качества образования в вузе: дис. ... канд. пед.наук : 13.00.08 / Данилова Ирина Юрьевна. - Рязань, 2010. - 174 с.
8. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «исследовательская деятельность студентов педагогического вуза» / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова // Дискуссия. - 2016. - №8. - С. 112-120.
9. Ипполитова, Н. В. Виды и формы организации исследовательской деятельности студентов педвуза / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова // Вестник Шадринского государтсвенного педагогического университета. - 2015. - №1. - С. 41-49.
10. Как написать и опубликовать статью в международном научном журнале: метод. рекомендации / сост. И.В. Свидерская, В.А. Кратасюк . - Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2011. - 52 с.
11. Калинина, С. Д. Вебинар как форма электронного обучения в высшей школе / С. Д. Калинина // Вестник МГИМО Университета. - 2015. - № 2. - С. 291-295.
12. Клейносова, Н. П. Технология проведения учебных занятий в формате вебинара: методические указания / Н. П. Клейносова. - Рязань: Рязан. гос. радиотехн. ун-т, 2014. - 36 с.
13. Коджаспирова, Г. М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
14. Лау, X. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. [Пер. с англ.] / X. Лау. - М.: МОО ВИИ ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 45 с.
15. Леонтович, А.В. Разговор об исследовательской деятельности : публицист. Ст. и заметки / А.В. Леонтович. - М., 2006
16. Макеева, Е.Л. Использование вебинаров в обучении / Е. Л. Макеева // Вестник магистратуры. - 2012. - № 6. - С. 18-21.
17. Мильчин, А. Э. Справочник издателя и автора: редакционно-изд. оформление издания / А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. - М.: ОЛМАПресс, 2003. - 800 с.
18. Научная электронная библиотека Киберленинка [Электронный ресурс] // Открытая наука. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/
19. Научная электронная библиотека Elibrary.ru[Электронный ресурс] // ООО Научная электронная бибилиотека. - Режим доступа: https://elibrarv.ru/defaultx.asp
20. Образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (квалификация бакалавр) [Электронный ресурс]: утв. от 25 апреля 2015 г. № 87.25.04.2016. // Сайт Сибирского федерального университета. - Режим доступа:http: //edu. sfu-kras .ru/
21. Огородова, M. В. Вебинар как форма сетевого взаимодействия / М. В. Огородова, Н. В. Быстрова, А. Ф. Уханов, Н. В. Парадеева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12-7. - С. 1322-1324.
22. Олешков, М. Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. - М.: Компания Спутник+, 2006. - 191 с.
23. Осипова, Л. Г. Деятельность педагогического коллектива по достижению современного качества образования // Совершенствование структуры школьного образования на основе возрастного подхода. Калининград. - 2003.
24. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н // Минобрнауки. - Режим доступа: Ьйр://минобрнауки.рфМоситеИд/3071
25. Профессионального стандарта "Специалист в области воспитания": утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. N 10н // Система
КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199498/d92c54684b45959fe3549ab1d0c70558d57e1d86/
26. Руководство по работе с Web of science [Электронный ресурс] //
Казанский Федеральный Университет. - Режим доступа:
http://kpfu.ru/docs/F1467253344/rukovodstvo_WoS.pdf
27. Смолянинова, О. Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий: дис. ... д-ра пед.наук : 13.00.02 / Смолянинова Ольга Георгиевна. - Санкт-Петербург, 2002. - 504 с.
28. Схема анализа компетентностно-ориентированного урока [Электронный ресурс] // ГБОУ Городской методический центр. - Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya- shkola/ekonomika/metodicheskie-materialy/analiz-uroka-po-fgos-variant-skhemy- analiza-kompetentnostno-orientirovannogo-uroka.html
29. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. № 1426. // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - Режим доступа:http://fgosvo.ru
30. Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего (полного) общего образования (10-11 класс) [Электронный ресурс]: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 // Минобрнауки. - Режим доступа:
http: //минобрнауки. pф/documents/2365
31. Философский энциклопедический словарь / Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н., Ковалев С.М., Панов В.Г. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
32. Цехмистрова, Г. С. Основы научных исследований: учебное пособие / Г. С. Цехмистрова. - Киев: Издательский Дом «Слово», 2003. - 240 c.
33. Электронно-библиотечная система Znanium.com[Электронный ресурс] // Научно-издательский центр Инфра-М. - Режим доступа: http: //znanium.com/
34. Bloom, B. S. Taxonomy of Educational Objectives, Handbook I: The Cognitive Domain / B. S. Bloom., M. D. Engelhart, E. J. Furst, W. H. Hill, D. R. Krathwohl. - New York: Longman, Green and Co Ltd; McKay Company, Inc 1956. - 207 p.
35. Blummer, B. Improving Student Information Search / B. Blummer, J. M. Kenton. - Chandos Publishing is an imprint of Elsevier, 2014. - 268 p.
36. Georgas, H. Google vs. the Library: Student Preferences and Perceptions When Doing Research Using Google and a Federated Search Tool / H. Georgas. // portal: Libraries and the Academy. - 2013. - №13. - P. 165-185.
37. Lakhal, S. Influence of business students' psychological factors on behavioural intentions to use webinar in distance education: integration of autonomy to the Unified Theory of Acceptance and Use of Technology (UTAUT) model / Lakhal S., Khechine H., Pascot D. // Journal of Computing in Higher Education. - 2013. - № 2. - P. 93-134.
38. Neuman, D. Learning in Information-Rich Environments I-LEARN and the Construction of Knowledge in the 21st Century / D. Neuman. - New York: Springer, 2011. - 141 p.
39. Rieh, S.Y. Towards searching as a learning process: A review of current perspectives and future directions / S. Y. Rieh, K. Collins-Thompson, P. Hansen, H. Lee // Journal of Information Science. - 2016. - №42. P. 19-34.
40. Scholar.ru: поиск научных публикаций [Электронный ресурс] // L-Design studio. - Режим доступа:http://www.scholar.ru/about/
41. Sorenson, M. E. Beyond the Google search bar: Evaluating source credibility in contemporary research / M. E. Sorenson // Communication teacher. - 2016. - № 30. - P. 82-86.
42. Sypsas, A. Supporting undergraduate students via Webinars / A. Sypsas, E. Toki, J. Pange // International Conference on Interactive Mobile Communication Technologies and Learning (IMCL). - 2015. - P. 227-231.
43. Usage metrics - как эти данные помогут вам увидеть более
полную картину? [Электронный ресурс] // Elsevier BV, 2015. - Режим доступа: http://elsevierscience.ru/news/366/usage-metrics-kak-eti-dannye-
pomogut-vam-uvidet-bolee-polnuyu-kartinu
44. Vakkari, P. Searching as learning: A systematization // Journal of Information Science. - 2016. - № 42. - P. 7-18.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ