Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Практикум по общей психологии»

Работа №27885

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы107
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
591
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Теоретические основы организации учебного процесса по дисциплине
«Практикум по общей психологии» 8
1.1 Специфика дисциплины «Практикум по общей психологии» 8
1.2 Педагогические технологии для преподавания дисциплины 9
2 Обоснование и разработка учебно-методического обеспечения дисциплины
«Общая психология» 22
2.1 Понятие и сущность учебно-методического обеспечения учебного
процесса 22
2.2 Конструктивно-содержательный этап разработки учебно-методического
обеспечения дисциплины «Практикум по общей психологии» 24
2.3 Конструктивно-операциональный этап разработки учебно-методического
обеспечения дисциплины «Практикум по общей психологии» 27
2.3.1 Учебно-методическое обеспечение практических занятий 27
2.3.2 Учебно-методическое обеспечение контроля уровня освоения
студентами содержания дисциплины 29
2.4 Конструктивно-материальный этап разработки учебно-методического
обеспечения дисциплины «Практикум по общей психологии» 30
2.4.1 Теоретические основы разработки педагогических программных
средств 31
2.4.2 Педагогическое обоснование и описание электронного курса
«Практикум по общей психологии» 34
3 Апробация и экспертиза электронного обучающего курса «Практикум по
общей психологии» в учебном процессе 52
3.1 Программа апробации и экспертизы 52
3.2 Результаты апробации и экспертизы 54
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложение_А Рабочая программа дисциплины «Практикум по общей психологии» 72
Приложение Б_Методические разработки практических занятий по дисциплине «Практикум по общей психологии» 80
Приложение В_Методические разработки контроля уровня освоения студентами содержания дисциплины «Практикум по общей психологии» 98
Приложение Г Оценочный лист оценки электронного курса 103

Изменение учебно-образовательного процесса происходит в связи с полной информатизацией жизни общества. В связи с развитием компьютерных технологий появилась потребность в модернизации учебно-образовательного процесса, а именно во введении иных методов и форм обучения, что способствует повышению качества образования. Мультимедиа технологии относят в их число. Популяризация дистанционного образования приводит к необходимости разработки специализированного учебно-методического материала, позволяющего студентам максимально самостоятельно контролировать уровень приобретенных знаний по дисциплинам. В связи с этим появляется необходимость подготовки новых специалистов в сфере образовательных технологий.
В Законе Российской Федерации «Об образовании», опубликованном 04.01.2013 г.[1] отмечается, что при реализации образовательных программ учебных заведений возможно использование электронного учебного обеспечения. Соответствующие положения нашли отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования педагогических специальностей [2], где говорится, что при реализации образовательной программы бакалавриата учебное заведение вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, а так же что должны быть предусмотрены специализированные дистанционные образовательные технологии, при обучении лиц с повышенными потребностями, в доступной для них форме. Многие направления развития образования в стране, отмеченные как приоритетные в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года [3], прямо или косвенно связаны с использованием информационных технологий. Это инициирует научные исследования в данной области и определяет актуальность темы данной работы.
В Государственной программе развития образования до 2020 года [4] одним из 8 основных направлений кардинальной модернизации образования названо электронное обучение, в целях повышения человеческого потенциала.
Общение преподавателя со студентами давно вышло за рамки простого обмена информацией, как инструментом обучения и содержания знаний. Основная роль новых коммуникаций лежит на достижении желаемого уровня компетенций. Отсюда следует необходимость модернизации учебно¬образовательной программы, а именно внедрение иных форм методического обеспечения.
Дисциплина «Практикум по общей психологии» является одной из важнейших составляющих профессиональной подготовки педагогических кадров, поскольку способствует формированию умения интерпретации собственного психологического состояния и окружающего общества, а так же владению простейшими приемами психической саморегуляции и навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии, полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений, критического восприятия информации.
Повышение качества методического обеспечения процесса обучения в ВУЗе направлено на создание организационно-педагогических условий, которые состоят в сущностном изменении программ, методов и форм обучения. Исходя из этого, ВУЗ повышает требования к квалификации и мотивации профессорско- преподавательского состава. В связи с этим меняется структура управления, распределение функций и содержание деятельности педагогических коллективов ВУЗов.
Вопросами организации учебного процесса в ВУЗе, занимались такие ученые как Ю.В. Карякин, П.М. Ильинский, В.А. Алексеенко и др. Организацией педагогических условий в учебном процессе занимались такие ученые, как В.И. Андреев, Г.Г. Ермакова, А.А. Бизяева и др. Труды таких ученых, как В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко посвящены изучению педагогических технологий.
Психолого-педагогические особенности использования информационных технологий (ИТ) в образовании активно рассматриваются в работах В.Ф. Венда, И.В. Роберт, А.Ю. Уварова, П.Г. Захаровой, А.А Леонтьева, А.И. Кириллова и других исследователей.
Исходя из вышесказанного, была сформулирована тема исследования: «Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Практикум по общей психологии».
В соответствии с темой определена цель исследования: разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Практикум по общей психологии».
Объект исследования: учебный процесс по дисциплине «Практикум по общей психологии».
Предмет исследования: учебно-методическое обеспечение дисциплины «Практикум по общей психологии».
Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
1) Раскрыть специфику дисциплины «Практикум по общей психологии».
2) Выявить педагогические технологии для преподавания дисциплины.
3) Обосновать учебно-методическое обеспечение дисциплины.
4) Разработать учебно-методическое обеспечение и электронный обучающий курс по дисциплине «Практикум по общей психологии».
5) Провести апробацию и экспертизу электронного обучающего курса «Практикум по общей психологии» в учебном процессе.
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
- анализ педагогической литературы по вопросам разработки учебно-методического обеспечения дисциплины;
- анализ литературы по вопросам разработки педагогических программных средств и электронных курсов;
- анализ научной литературы по методике преподавания психологических дисциплин в высшей школе;
- анализ федерального государственного образовательного стандарта техника)», учебных программ, учебников и учебных пособий по общей психологии;
- педагогический эксперимент, апробацию и экспертизу разработанного электронного обучающего курса.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, содержащих выводы, заключения, списка использованных источников и 3 приложений. Список использованных источников включает в себя 40 изданий. В работе содержится 5 таблицы и 31 рисунков. Общий объём работы без учёта приложений составляет 78.страниц, с приложениями 106 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель курсовой работы состояла в обосновании, разработке и апробировании в учебном процессе методического обеспечения дисциплины «Практикум по общей психологии».
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:
Раскрыта специфика дисциплины «Практикум по общей психологии», она заключается в ее целях, задачах, требованиях к знаниям, умениям и навыкам студентов, компетенциях, формированию которых должно способствовать изучение дисциплины.
Общепрофессионалъные компетенции (ОПК):
- готовность моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОПК-8);
Профессиональные компетенции (ПК):
- способность развивать профессионально важные и значимые качества личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-2);
- готовность к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-8);
- готовность к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9).
В главе были рассмотрены определения понятия «педагогическая технология», за основу мы взяли понятие и классификацию Г.К. Селевко.
Сопоставив компетенции, формированию которых должно способствовать изучение дисциплины, с классификацией педагогических технологий пришли к выводу, что в процессе преподавания дисциплины целесообразно будет использовать следующие педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, тренинговая технология и информационные технологии.
Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности студентов и педагога при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию.
Тренинг - это метод активного обучения, целью которого является развитие знаний, социальных установок, умений и навыков. Тренинг как технология обучения способен выявлять потребности, формулировать цели и находить действенные способы их достижения. Разрабатывая тренинг, можно спрогнозировать его эффект и достичь именно намеченного, а не просто чего-то похожего. И наконец, тренинг является эффективным методом: благодаря специфике тренингового обучения, оно проходит в сравнительно короткие сроки и очень успешно. То есть хорошо спланированный тренинг - это оптимальный метод по соотношению затрат и результатов в целом ряде случаев.
Под информационной технологией в общем смысле обычно понимается упорядоченная совокупность методов переработки, изменения состояния, свойств и качественной формы проявления, тиражирования, распространения и использования информации, осуществляемых в процессе общественной и производственной деятельности.
Целью информационных технологий является управляемое достижение запланированного уровня и качества подготовки выпускника посредством интерактивного диалога, развития системного мышления, формирования ценностных отношений.
Рассмотрены методики проведения практических и итоговых занятий:
Практическое занятие - одна из основных форм организации образовательного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя.
Итоговый контроль - это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся.
На основе рассмотренных методик преподавания было разработано методическое обеспечение дисциплины «Практикум по общей психологии» в объеме 72 часов.
Разработан электронный обучающий курс «Практикум по общей психологии». Электронный обучающий курс (ЭОК) представляет собой ресурс, содержащий комплекс учебно-методических материалов, реализованных в информационной обучающей системе. Элементы ЭОК реализуются на основе информационной обучающей системы с соблюдением логики изложения учебных материалов в соответствии со структурой изучаемой дисциплины.
Электронный курс разработан в системе дистанционного обучения Moodle Сибирского федерального университета. Режим доступа: https://e.sfu- kras.ru/course/view.php?id=8196.
Обосновали разработанный электронный курс по дисциплине «Практикум по общей психологии». Методические цели курса состоят в следующем:
- самостоятельное усвоение учебного материала;
- осуществление механизма самоконтроля и самокоррекции;
- визуализация учебного материала;
- усиление у студентов мотивации к обучению;
- формирование информационной культуры обучающихся;
- способствовать формированию информационной культуры учащихся.
Методические задачи курса состоят в следующем:
- обеспечить доступ к необходимому учебному материалу;
- организовать самоподготовку и самоконтроль обучаемых;
- визуализировать учебную информацию;
- повысить интерес обучаемых.
В соответствие с классификацией ИПС Горлушкиной Н.Н.,
- По целевому назначению: формирующим (формирует знания: информационно-справочные, поисковые; формирует умения: компьютерные лабораторные работы, генераторы задания; формирует навыки: компьютерные тренажеры, игровые программы.)
- По функциональному строению: разветвленным (имеет несколько уровней сложности. Материал построен от изучения простого материала к более сложному).
- По степени активности учащегося: активным, потому что от работы учащегося зависит результат.
Курс разрабатывался с учетом следующих дидактических принципов:
- Принцип научности;
- Принцип доступности;
- Принцип адаптивности;
- Принцип систематичности и последовательности обучения;
- Принцип компьютерной визуализации учебной информации;
- Принцип прочности усвоения результатов обучения;
- Принцип интерактивного диалога;
- Принцип суггестивной обратной связи.
Курс создавался с учетом следующих принципов разработки ИПС:
1) Психофизиологические особенности обучающихся;
2) Технические возможности компьютерной техники;
3) Педагогические рекомендации при проектировании;
4) Системный подход к создаваемым педагогическим программным средствам.
Апробировано учебно-методическое обеспечение дисциплины «Практикум по общей психологии» в учебном процессе. Апробация электронного курса и разработанного учебно-методическое обеспечения занятий происходила в рамках педагогического обучающего эксперимента. В процессе преподавания дисциплины «Практикум по общей психологии» на 2 курсе направления подготовки «Профессиональное обучение по отраслям (информатика, вычислительная техника)» на практических и итоговых занятиях вводилось новое средство обучения - разработанный электронный курс. Также электронный курс был апробирован методом экспертных оценок. Экспертами выступали: доцент кафедры «Современные образовательные технологии», специалист отдела управления информатизации учебного управления ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», ведущий специалист систем
Информационно-телекоммуникационного комплекса ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».
Данные, полученные в ходе апробации, подтверждают, что использование электронного курса в процессе преподавания дисциплины «Практикум по общей психологии» является педагогически обоснованным, так как разработан с учетом специфики дисциплины, в соответствии с принципами разработки педагогических программных средств, с учетом технических и эргономических требований к созданию электронных средств обучения.



1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
2 Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) / Мин. Образования РФ. М.: 2015.
3 Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года [Текст]: Доктрина №751: [принят - 04.10.2000 г.].
4 Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы [принят - 25.09.2012 г.].
5 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 2012.
6 Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т.1. /Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2005.
7 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии - файл n1.doc.
Режим доступа:
http://nashaucheba.ru/v38483/cejeBKOг.к. современные образоватезьные техноз ornn?page=5.
8 Образцов, П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы: Педагогика / П.И. Образцов.- М, 2013
9 Толковый словарь Ушакова- Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru/
10 Волик О.Н. - Состав и структура методического обеспечения информационно- средового подхода к модернизации профессионального обеспечения/РАО-2012.
11 Казакова Т. П., Научно-методическое обеспечение системы менеджмента качества образовательного процесса в туристическом ВУЗе, 13.00.08., Москва, 2013
12 Борцовский Г. А. Педагогический университет XXI века. Монография. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011
13 Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс] //
Министерство образования и науки РФ. - Режим доступа: http://xn--
80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
14 Требования к учебно-методическому обеспечению дисциплины на руском и иностранном языках СФУ [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://about.sfu-kras.ru/docs/9075/pdf/763273
15 Учебный план направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) - Красноясрск: Сиб. федер. ун-т, 2015
16 Министерство образования и науки РФ/ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский Федеральный Университет»: Пложение об электронных образовательных ресурсах: ПВД УУ -2013.
17 Основные понятия Moodle [Электронный ресурс] / 2012:. Режим доступа: http: //dok.opredelim.com/docs/index-65456.html.
18 Формы организации учебного процесса. Режим доступа:
https://ido.tsu.ru/ss/?unit=216&page=630
19 Педагогика: учебное пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2009.
20 Горлушкина, Н. Н. Педагогические программные средства./ Н.Н. Горлушкина. - СПб., 2004.
21 Министерство образования и науки РФ/ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский Федеральный Университет»: Положение об электронных образовательных ресурсах: ПВД УУ -2013
22 Педагогическое применение мультимедийных средств [электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. комплекс дисциплины / Н. В. Гафурова, Е. Ю Чурилова, Лях В. И ; Сиб. федерал. ун-т.- Красноярск : ИПК СФУ, 2007
23 Гриценко, В.И. Компьютерная технология обучения./ В.И. Гриценко,
A. М. Довгяло, А.Я. Савельева. - Киев: Наукова думка, 2011.
24 «Дидактические принципы разработки учебно-методических
комплексов», В.В. Шаравин, Режим доступа:
http: //superinfru/view_helpstud.php?id=2392
25 Нурмухамедов, Г. М. Электронные учебные курсы: потребности образования, проектирование, разработка, проблемы и перспективы. / Г. М. Нурмухамедов.- Информатика и образование.-2012.- № 1
26 Общая психология [Текст] : учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт- Петербург : Питер, 2012. - 582 с. : ил., портр. - (Учебник для вузов).
27 Общая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. Э. Штейнмец.- Москва : Академия, 2012. - 283 с.
28 Общая психология. Эмоциональные, регуляционно-волевые процессы,
воображение, творчество [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие [для студентов наир. 030300.62 "Психология"] / Сиб. федерал. ун-т ; сост. Т. В. Скутина.- Красноярск : СФУ, 2012 Режим доступа: http://lib3.sfu-
kras.ru/ft/lib2/elib/b88/i-970143.pdf
29 Общая психология. Речь. Деятельность. Сознание. Системный подход, объяснительные принципы в психологии [Электронный ресурс] : учеб. -метод. пособие для студентов напр. 030300 «Психология» / Сиб. федерал. ун-т ; сост. К.
С. Карташева.- Красноярск : СФУ, 2012 Режим доступа: http://lib3.sfu- kras.ru/ft/lib2/elib/b88/i-036264.pdf
30 Практикум по общей психологии [Текст] : учебное пособие для студентов вузов по направлению и специальностям психологии / В. Б. Хозиев. - Москва, 2013.
31 Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации
образования, И.В. Роберт, Т.А. Лавина, 2006 Режим доступа:
http://www.iiorao.ru/iio/pages/fonds/dict/
32 Практикум по общей и экспериментальной психологии: Учеб. пособие /
B. Д. Балин, В.К. Гайда, В.А. Ганзен и др.; Под общ. ред. А.А. Крылова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 2004.
33 Практические занятия по психологии [Электронный ресурс] :
http://kursika.ru/doc246626.html
34 Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. С.145-151
35 Розен П.М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск: Изд-во ВГУ, 1979. С.86-92.
36 Диагностика личности учащегося в коллективе: Методические рекомендации для учителей и студентов педагогических институтов / Сост. Т.П. Пашукова. Кировоград: КГПИ, 2011.С.10-12
37 Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / Сост. В.В. Гришин, П.В. Лушин. - М.: ИКА "Москва". 2013. С.51-52.
38 Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, B.C. Агеева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. С.89-102.
39 Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе/ [Электронный ресурс] : http://vio.uchim.info/Vio_94/cd_site/articles/art_3_5.htm
40 Диагностика личности учащегося в коллективе: Методические рекомендации для учителей и студентов педагогических институтов / Сост. Т.П. Пашукова. Кировоград: КГПИ, 1989.С.10-12.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ