Введение
1 Теоретические основы организации учебного процесса по дисциплине
«Практикум по общей психологии» 10
1.1 Специфика дисциплины «Практикум по общей психологии» 10
1.2 Педагогические технологии для преподавания дисциплины 12
2 Обоснование и разработка учебно-методического обеспечения дисциплины
«Практикум по общей психологии» 35
2.1 Основные понятия и сущность учебно-методического обеспечения
учебного процесса 35
2.2 Конструктивно-содержательный этап разработки учебно¬
методического обеспечения дисциплины «Практикум по общей психологии» 44
2.3 Конструктивно-операциональный этап разработки учебно¬
методического обеспечения дисциплины «Практикум по общей психологии» 48
2.3.1 Учебно-методическое обеспечение практических занятий 48
2.3.2 Учебно-методическое обеспечение контроля уровня
освоения студентами содержания дисциплины 52
2.4 Конструктивно-материальный этап разработки учебно¬
методического обеспечения дисциплины «Практикум по общей психологии» 54
2.4.1 Теоретические основы разработки педагогических
программных средств 54
2.4.2 Педагогическое обоснование и описание электронного
курса «Практикум по общей психологии» 62
3 Апробация электронного курса «Практикум по общей психологии» в
учебном процессе и его экспертиза 89
3.1 Программа апробация и экспертизы 89
3.2 Результаты апробации и экспертизы 92
Заключение 104
Список использованых источников 111
Приложение А Рабочая программа дисциплины «Практикум по общей психологии» 115
Приложение Б Методические разработки практических занятий по дисциплине «Практикум по общей психологии» 123
Приложение В Методические разработки контроля уровня освоения студентами содержания дисциплины «Практикум по общей психологии» . 140 Приложение Г Анкета для студентов 142
Приложение Д Оценочный лист для экспертов 142
Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации, чему способствует ряд факторов, и прежде всего - оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет. Особенно динамично развивается разработка электронных курсов, в состав которых обычно входят электронные учебники, которые могут использоваться как в целях самообразования, так и в качестве составной части дистанционного образования, поэтому использование мультимедийных средств в педагогике следует считать актуальным.
Проанализировав последнюю статистику можно сделать вывод, что с развитием информационных технологий лекционно-семинарная форма обучения утрачивает свою эффективность, и почти 50% учебного времени тратится впустую.
Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники, которые, во-первых, отличает мобильность, во- вторых, с развитием компьютерных сетей доступность связи, а также адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений, примеров и подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников можно проводить контроль знаний - компьютерное тестирование.
Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширять аудиторию обучаемых.
В настоящее время в Российской Федерации в области образования идет процесс информатизации, который представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленной на применение методов и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации для систематизации имеющихся и формирования новых знаний в рамках достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер.
Происходящие в обществе изменения не могут не касаться сферы образования. В профессиональной деятельности педагогов все шире используются компьютеры, интерактивные доски, базы данных и знаний, интерактивные мультимедийные электронные средства учебного назначения, автоматизированные системы тестирования и диагностики, информационные ресурсы сети Интернет.
Информационно-социальные технологии в образовании обеспечивают всеобщую компьютеризацию учащихся и преподавателей на уровне, позволяющем решать, как минимум, две основные задачи:
1) Обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника учебного процесса, причем, желательно, в любое время и из различных мест пребывания.
2) Создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний учащихся и педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.
В настоящее время инновации в образовании основаны на применении методов и средств информатики, возможностей ИКТ, которые позволяют эффективнее и качественнее решать учебные задачи, развивать личность учащегося, его творческие, социальные и коммуникативные способности в целях успешной адаптации к условиям жизнедеятельности в информационном обществе [1].
Соответствующие положения нашли отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании» от 01.09.2013 г. [2], в «Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы» [3], в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлению «Профессионального обучения» [4].
Использование качественных электронных средств позволяет улучшить процессы обучения. Максимально заинтересовать и вовлечь студентов в изучение дисциплин. В настоящее время большой интерес вызывают вопросы, связанные с педагогическими программными средствами, которые были рассмотрены в работах Н.П Горлушкиной [5] и ряда других авторов.
Исходя из вышесказанного, была сформулирована тема работы: «Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Практикум по общей психологии».
Тема определила цель работы: разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Практикум по общей психологии».
Объект исследования: учебный процесс по дисциплине «Практикум по общей психологии».
Предмет исследования: учебно-методическое обеспечение дисциплины «Практикум по общей психологии».
Цель, объект, предмет исследования определили следующие задачи:
1) Раскрыть специфику дисциплины «Практикум по общей психологии».
2) Выявить педагогические технологии для преподавания дисциплины.
3) Обосновать учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины.
4) Разработать учебно-методическое обеспечение и электронный обучающий курс по дисциплине «Практикум по общей психологии».
5) Провести апробацию и экспертизу электронного обучающего курса по дисциплине «Практикум по общей психологии».
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
- анализ педагогической литературы по вопросам разработки учебно-методического обеспечения дисциплины;
- анализ литературы по вопросам разработки педагогических программных средств и электронных курсов;
- анализ научной литературы по методике преподавания психологических дисциплин в высшей школе;
- анализ федерального государственного образовательного стандарта
высшего образования и учебного плана подготовки бакалавров по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)», учебных программ, учебников и учебных пособий по общей психологии;
- анкетирование, метод экспертных оценок.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, содержащих выводы, заключения, списка использованных источников и 5 приложений. Список использованных источников включает в себя 40 изданий. В работе содержится 6 таблиц и 25 рисунков. Общий объём работы без учёта приложений составляет 106 страниц, с приложениями 144 страницы.
Цель дипломной работы заключалась в разработке учебно¬методического обеспечения дисциплины «Практикум по общей психологии».
В ходе выполнения дипломной работы была раскрыта специфика дисциплины «Практикум по общей психологии».
Целями данной дисциплины является: формирование у студентов основ профессионального опыта через осуществление ими специально организованной практики профессиональной деятельности в сфере диагностики индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, регуляции поведения и деятельности человека, с соблюдением студентами основ профессиональной этики и нравственного поведения и при понимании высокой социальной значимости профессии и ответственности за результат своего труда.
Задачи дисциплины:
- обучение студентов видению психологической реальности и вычленению ее среди других подходов к описанию человека;
- овладение студентами планированием и проведением эмпирических исследований, подбором методов психологического исследования;
- овладение студентами стандартными способами представления и обработки данных, анализа результатов с соблюдением моральных норм и уважением прав человека.
Изучение дисциплины должно способствовать формированию у студентов следующих компетенций:
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
Готовность моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОПК-8);
Профессиональные компетенции (ПК):
Способность развивать профессионально важные и значимые качества личности и будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-2);
Готовность к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-8).
Специфика дисциплины «Практикум по общей психологии», ее цель и задачи, требования к уровню знаний, умений и навыков студентов, формируемые при ее изучении компетенции являются ключевыми моментами при определении педагогических и информационных технологий, которые могут быть использованы для преподавания дисциплины «Практикум по общей психологии».
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Были проанализированы классификации педагогических технологий В.П. Беспалько, В.Т. Фоменко и Г.К Селевко. Целям нашей работы соответствует классификация Г.К. Селевко.
Сопоставив компетенции, формированию которых должно способствовать изучение дисциплины «Практикум по общей психологии», и педагогические технологии, можно сделать вывод о том, что для преподавания дисциплины целесообразно использование следующих технологий (Таблица 6):
1) Проектная технология.
2) Технология групповой деятельности.
3) Игровая технология.
4) Тренинговая технология.
5) Кейс-технология.
1 Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии. Москва 2013 -21с.
2 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации» 2014-340 с.
3 Решение коллегии Минобразования РФ от 4.11.2004 N ПК-5 «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» 2004-25 с.
4 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение 2015-45 с.
5 Горлушкина, Н.Н. Педагогические программные средства: учеб. пособие / Горлушкина, Н.Н. под ред. проф. Потеева, М.И. - СПб.: СПб ГИТМО (ТУ), 2002. - 152 с.
6 Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии ) / СПБ- «Педагогика», 1989 -156 с.
7 Современные педагогические технологии для реализации ФГОС
2016 [Электронный ресурс]. -Режим доступа:
http://gymnasium.neftekamsk.ru/upload files/doc/metod rabota/ceminar covremped_texnologii.pdf
8 Селевко, Г.К. [Электронный ресурс]: Энциклопедия
образовательных технологий Том1. М. Народная образование 2015г.- Режим доступа: http: //stavcvr.ru/metod-
корйка/Г.%20Селевко_Энциклопедия%20образовательных%20технологий%20%281%20TOM%29.pdf
9 Сорокатая, Е. А. Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов // Молодой ученый. - 2015. -№6-С. 23-25
10 Шмаков, С. А. От игры к самовоспитанию. Сборник игр- коррекций, Москва «Новая школа» 1985 пере. издательство Москва 2016
11 Узнадзе, Д.Н. Общая психология. - СПб, 2014. - 413 с.
12 Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Психология развития. - СПб, 2011. - 512 с.
13 Леонтьев, А.Н. [Электронный ресурс]: Лекция по общей
психологии 2007- 12 с. - Режим доступа:
https://kartaslov.ru/KHHTH/neoHTbeB_A__Н__Лекции__по__общей__психологии/2
14 Селевко, Г.К. [Электронный ресурс]: Современные
образовательные технологии статья 2014.-Режим доступа:http://moi- rang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheskie_tekhnologii/igrowe_tekhnologii/12-1-0-48#.WTZAd8szqog
15 Дьяченко, В.К., Первин, И.Б. [Электронный ресурс]: Технология
группового (коллективного) обучения, 2013. - Режим доступа:
http: //klimmatematic.ucoz.ru/publ/tekhnolo gii_obuchenij a/tekhnologij a_ gruppovogo_obuchenij a/5-1 -0-20
16 Макшанов, С. И. Психология тренинга. - СПб.: Питер, 2007- 125¬127 с.
17 Мащенко, М.В. Использование тренинговых технологий для повышения познавательной активности учащихся при обучении информатике и ИКТ // Актуальные вопросы использования инновационных технологий в образовательном процессе. Материалы Всероссийской науч.- практич. конфер., Нижний Тагил, 28-29 января, 2011. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011, С. 144 - 150.
18 Пахальян, В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. 224 с
19 Аверин, А.Н.. Управление персоналом, кадровая и социальная политика организации: учебное пособие / А.Н. Аверин. 3-е изд. М.: Флинта: МПСИ, 2005. 224 с
20 David, A. Making the Case [Электронный pecypc]:Harvard Magazine, September-October, 2009. - Режим доступа: http: //harvardmagazine.com
21 Долгоруков, А.М. [Электронный ресурс]: Лекции 2014-3-4с. Режим доступа: http: //www.vshu.ru.
22 Новые информационные технологии для образования /Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - М., 2010.
23 Образцов, П.И. Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины в системе ДО // Открытое образование. 2001. № 5.
24 Аргунова, Т.Г. Комплексное учебно-методическое обеспечение предмета. - М., 2009.
25 Кабуш, В.Т. Человек: Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. - Минск, 2012.
26 Требования к учебно-методическому обеспечению дисциплины на русском и иностранном языках [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://about.sfu-kras.ru/docs/9075/pdf/763273
27 Г орькаева, Е. Ю. Особенности учебно-методического обеспечения в колледже // Молодой ученый. 2014. №18. С. 538-539 Реан. СПб. : Питер, 2007.
28 Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai
29 Учебный план направления подготовки 44.03.04 Профессиональное
обучение. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://about.sfu-
kras.ru/docs/89879
30 Положение по организации и проведению практических занятий
[Электронный ресурс]: Белгород 2014 Режим доступа:
http://www.bukep.ru/assets/files/normativ -prakt-zanyat.pdf
31 Г орлушкина, Н.Н. Педагогические программные средства / Учебное пособие. - СПб: СПб ГИТМО (ТУ), 2002. - 152 с.
32 Кухтин, Д.В. Педагогические программные средства: учебное пособие. - Пенза: Изд-во ПензГТУ, 2014. - 376с
33 Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: Учеб. пособие для самообразования. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Пед. о-во России, 2012
34 Володько, К.А. [Электронный ресурс]: Разработка педагогического
программного средства по дисциплине «Математические методы в педагогических исследованиях» - Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru/2014/761/6062
35 Кравченко, Г.В., Волженина Н.В. [Электронный ресурс]: работа в
системе MOODLE: руководство пользованием Учебное пособие 2013. Режим доступа:
http://phys.bspu.by/newmoodle/pluginfile.php/806/mod_resource/conteHt/2/noco6He_Moodle.pdf
36 Андреев, А.В. Практика электронного обучения с использованием Moodle [Текст] / А.В. Андреев, С.В. Андреева, И.Б. Доценко. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с
37 Анисимов, А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle [Текст]: учебное пособие / А.М. Анисимов. - Харьков, ХНАГХ, 2009. - 292 с.
38 Белозубов, А.В. Система дистанционного обучения Moodle: учеб¬но-методическое пособие / А.В. Белозубов, Д.Г. Николаев. - СПб., 2007. - 108 с
39 Статья [Электронный ресурс]: "Использование Электронных
образовательных ресурсов как средство повышения эффективности обучения информатики" Режим доступа: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-
elektronnih-obrazovatelnih-resursov-kak-sredstvo-povisheniya-effektivnosti-obucheniya-informatiki-388488. html
40 Положение ФГАО ВО СФУ об электронных образовательных
системах. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://vii.sfu-
kras.ru/images/libs/pol_el_edc_kurs.pdf