Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 6
1.1 Научно-педагогические основы качества обучения учащихся в современной
школе 62
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА, СПОСОБСТВУЮЩЕГО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ 33
2.1 Характеристика педагогической системы МАОУ гимназия № 13 «Академ» 33
2.2 Реализация модели государственно-частного партнерства 46
2.3 Результаты эксперимента, направленного на повышение качества обучения 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 65
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования обусловлена современной стратегией развития образования, являющегося органичной частью общественного благополучия. Качество усвоенных знаний и умений определяет на многие годы возможности ученика в сфере материальной и духовной культуры, его успешную социализацию. Поэтому в повышении качества образования заинтересованы государство, педагоги, ученики, родители, общество в целом. Концепция развития образования РФ до 2020 г. предполагает решение ряда задач, среди которых значатся: необходимость развития вариативности образовательных программ, обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития.
Правительство Российской Федерации в Программе экономического развития на период до 2020 года определяет государственно-частное партнерство основной системой развития как экономики в целом, так и образования всех уровней в частности. Государственно-частное партнерство в сфере образования можно рассматривать как институт модернизации образования. Главные задачи обозначены новым федеральным законом, ФЗ-273 «Об образовании», вступившим в действие с 01.09.2013 года. В нем определено создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики. Следовательно, государственно-частное партнерство можно рассматривать как инструмент для решения таких задач современного образования, как получение образования детьми с различными образовательными потребностями; объединение и привлечение средств для улучшения качества обучающих программ; обеспечение условий для психофизиологической безопасности учащихся.
Для Красноярского края все большее значение приобретает профильное физико-математическое обучение, в виду большой концентрации в регионе предприятий промышленного сектора: цветная металлургия, машиностроение, деревообработка, транспорт, добывающая, химическая и пищевая промышленность. Вместе с этим наблюдается дефицит высококвалифицированных кадров, в связи с чем, возникает необходимость повышения привлекательности и качества профильной подготовки школьников. Решить данные проблемы поможет целенаправленная профессиональная ориентация, а также повышение качества обучения в средней школе, так как недостаток базовых знаний у школьников препятствует успешному обучению в вузе. И здесь одним из путей повышения качества функционирования профильного образования в школе является привлечение механизма государственно-частного партнерства среднего общеобразовательного учреждения с предприятиями региона, с привлечением ресурсов вузов края.
Такое партнерство позволит обеспечить:
— для работодателей: участие в учебно-научной и управленческой деятельности учебного заведения; совершенствование учебных планов и программ подготовки школьников с учетом потребностей рынка труда;
— для образовательной организации: создание дополнительных возможностей для финансирования и развития материально-технической базы учебного заведения; повышение финансовой обеспеченности, преподавателей и обучающихся образовательного учреждения.
Предварительный анализ проблемы совершенствования содержания школьного образования и его соответствия характеру обучения в высших технических учебных заведениях, позволил выявить следующие противоречия между:
— наличием социального заказа бизнеса и государства на подготовку высококвалифицированных специалистов определенного профиля и недостаточным уровнем их профессиональной подготовки;
— требованиями предметной подготовки в вузе и в среднем общеобразовательном учреждении.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: можно ли повысить качество подготовки школьников физико-математического профиля в условиях государственно-частного партнерства образовательного учреждений и предприятий.
Объект исследования: качество обучения на старшей ступени системы общего образования.
Предмет исследования: условия повышения качества обучения в старших классах общеобразовательной школы в рамках государственно - частного партнерства.
Цель исследования: изучить влияние государственно-частного партнерства на повышение качества обучения.
Гипотеза: качество обучения в школе можно существенно повысить, используя механизм государственно-частного партнерства, который позволяет обеспечить: усиление мотивации школьников к обучению, расширить и обогатить учебный план, осуществив профильное изучение отдельных предметов, а также введения спецкурсов, ориентированных на успешное обучение в вузе, увеличить материально-техническую базу образовательной организации.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
2. Разработать модель взаимодействия между школой, вузом и предприятием;
3. Экспериментально проверить результативность реализации этой модели в перспективе повышения качества обучения в школе.
Для достижения цели, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы, связанной с темой исследования, законодательных актов в сфере образования, материалов научно-практических конференций по темам, близким к теме диссертации; моделирование; педагогическое наблюдение; беседы; анкетирование; метод педагогического консилиума; метод диагностирования; мониторинг обученности школьников; ретроспективный анализ собственного опыта; изучение продуктов деятельности обучаемых; педагогический эксперимент; статистические и графические методы обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МАОУ «Гимназия № 13 «Академ» при взаимодействии с Институтом цветных металлов и материаловедения СФУ и АО «Золотодобывающая компания «Полюс». Для проведения эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы, которые составили 44 человека.
Представленное в настоящей работе исследование раскрывает определенный круг теоретических и практических вопросов, связанных с решением актуальной проблемы повышения качества обучения учащихся в общеобразовательной школе в условиях государственно-частного партнерства. Экспериментально изучено влияние организации учебного процесса в условиях ГЧП на повышение качества обучения в ходе эксперимента, который длился два года при участии 44 человек, разделенных на две группы: экспериментальную (ученики 10-11 «Золотого» класса, 22 человека) и контрольную (ученики 10-11 профильного класса, 22 человека).
ГЧП предусматривало привлечение финансовых средств предприятия АО Золотодобывающая компания «Полюс». Распределение средств осуществлялось МАОУ Гимназия № 13 «Академ». Учебный план разрабатывался совместно всеми участниками партнерства, его содержание было ориентировано на существующие и перспективные потребности в инженерных кадрах с учетом региональной специфики, что обеспечило устойчивый и осознанный интерес к обучению.
На этапе констатирующего эксперимента использована критериально-уровневая диагностика качества обучения школьников, включающая когнитивно-операциональный, деятельностный, мотивационный компоненты. С учетом этой диагностики определен исходный и конечный уровни качества обучения в экспериментальной и контрольной группах. Данное исследование показало, что при примерно равном исходном уровне качество обучения в экспериментальной группе за два года формирующего эксперимента значительно повысилось - как по сравнению с исходным уровнем, так и по сравнению с итоговым уровнем контрольной группы.
Модель ГЧП предполагающая взаимодействие школы, вуза и предприятия, позволяет существенно повысить эффективность образовательного процесса довузовской подготовки в школах естественнонаучного профиля за счет расширения применяемых методов и форм обучения, совершенствования материально-технической базы, привлечения кадрового потенциала участников этого партнерства.
1. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса: (В вопросах и ответах). - К.: Рад. Школа, 1982. - 198 с.
2. Варнавский В.Г. Альянс на неопределенный срок // Журнал «ФельдПочта» № 29-2004.-С. 5-14
3. Варнавский В.Г., Клименко A.B., Королев В.А. Государственно-частное партнерство: теория и практика // М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики-2010.-287 с.
4. Велисов М.В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Журнал «Власть» № 7 - 2007. - С.14-19
5. Выготский JI.C. Детская психология // Собрание сочинений в 6-ти т. Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
6. Государство и бизнес: институциональные аспекты. Отв. ред. Осадчая П.М. // М.: ИМЭМО РАН - 2006. - 155 с.
7. Государство и бизнес: институциональные аспекты. Отв. ред. Осадчая П.М. // М.: ИМЭМО РАН - 2006. - 155 с.
8. Государство и бизнес: институциональные аспекты. Отв. ред. Осадчая П.М. // М.: ИМЭМО РАН - 2006. - 155 с.
9. Гузеев В.В. Характерные черты образовательных технологий разных поколений. - Завуч. - 2004. - № 3. - С. 64-96. - Завуч. - 2004. - №6. - С. 37-45.
10. Демидова М.Ю., Камзеева Е.Е, Грибов В.А. Подходы к разработке экзаменационных моделей ОГЭ и ЕГЭ по физике в соответствии с требованиями ФГОС.
11. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики № 8 - 2008. - С.61-77
12. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство:
международный опыт и российские перспективы // М.: ООО «Московский ипотечный центр - МИЦ» - 2010.-576 с.
13. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М.Н.Скаткина, В.В.Краевского. - М., Педагогика, 1978. - 208 с.
14. Ковалева Г.Н. Р18А-2003: результаты международного исследования. - Народное образование. - 2005. - № 2.
15. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004. - 24 с.
16. Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.
17. Лазарев, B.C. Управление инновациями в школе Текст. / B.C. Лазарев -М.: ООО «Центр педагогического образования», 2007. 352 с.
18. Материалы Круглого стола на тему «Государственно-частное партнерство: проблемы, тенденции, перспективы» // Журнал российского права № 10 - 2008. -С.156-157
19. Матрос Д.Ш., Баранова Ю.Ю., Мананникова Н.Г. Построение процесса обучения на основе новых информационных технологий.- Завуч. - 2000. - №7. - С. 27-34
20. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 2./ Институт философии РАН, Нац. общ.-научи. Фонд. - М.: Мысль, 2001. - 237 с.
21. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
22. Панкратов A.A. Государственно - частное партнерство в современной практике: основные теоретические и практические проблемы. Монография. // М.: Издательство «АНКИЛ» - 2010. - 248 с.
23. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2005. - 720 с.
24. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бид- Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
25. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для вузов: В 2-х кн. - М.: Владос, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 376 с.
26. Подчалимова Г.Н., Ильина И.В., Белова С.Н. Категориально-понятийный аппарат, характеризующий управление качеством образования. - Завуч. - 2006. - № 7. - С. 125-132
27. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. -М., 2000. - 189 с.
28. Поташник М.М., Моисеев A.M. Понятие качества образования. - Народное образование. - 1999. - №7-8.
29. Поташник, М.М., Моисеев, A.M. Управление современной школой
(в вопросах и ответах): пособие для руководителей общеобразовательных учреждений и органов образования. Текст. / М.М. Поташник, A.M. Моисеев. М.: Новая школа, 1997. - 352 с.
30. Психология и педагогика / Под ред. А.А.Радугина. - М.: Центр, 2000.-256 с.
31. С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова Экономика труда: Экономическая теория труда: Учебное пособие для вузов // М.: ИНФРА-М - 2000. - 400 с.
32. Селевко Г.К. Современная российская гимназия в системе полного среднего образования (теория и практические рекомендации).- Завуч.- 2006. - № 7. - С.5-76
33. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
34. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 430 с.
35. Сластенин В.А. Доминанта деятельности. - Народное образование.- 1997. - № 9.
36. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов E.H. Педагогика. - М.: Школьная пресса, 2002. - 512 с.
37. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
38. Сластенин. - М.: Издательский Дом МАГИСТР - ПРЕСС, 2000. - 488 с.
39. Соколов В.М. Стандарты в управлении качеством образования: Монография. - Нижний Новгород: Изд-во ИНГУ им. Н.И. Лобачевского, 1993. - 95 с.
40. Сорокина , Е. Б. Педагогические условия повышения качества обучения учащихся в школах нового типа: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Сорокина Елена Борисовна. - Рязань, 2007. - 247 с.
41. Сравнительный анализ математической и естественно-научной подготовки учащихся основной школы России. - M.: TIMSS, 1996. - 87с.
42. Строкова Т.А. Мониторинг качества образования школьников. - Педагогика. - 2003.- №7.- С. 61-66.
43. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Завуч школы - технолог управления качеством образования. - Завуч. - 2000. - №7. - С. 7387
44. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. -М.: Новая школа, 2001.-320 с.
45. Третьяков П.И., Шамова Т.Н. Управление качеством образования - основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы. - Завуч. - 2002. - №7. - С. 67-73.
46. Управление школой: Словарь-справочник руководителя
образовательного учреждения / Под редакцией А.М.Моисеева,
А.А.Хвана. — М.: Педагогическое общество России, 2005. -48 с.
47. Управление качеством образования / Под ред. М.М.Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000.-448 с.
48. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. - «Вестник образования России». - 2004. - № 12.
49. Философия и педагогика: проблемы взаимосвязи: Сборник научных трудов. - Свердловск: Свердл. пед. ин-т, 1998. - 112 с.
50.Частно-государственное партнерство при реализации
стратегических планов: практика и рекомендации // СПб.: Международный центр социально- экономических исследований «Леонтьевский центр» - 2005. - 27 с.
51. Человеческое развитие: новое измерение социально¬
экономического прогресса. Учебное пособие / Под общ. ред. В.П.Колесова // М.: Права человека - 2008. -529с.
52. Шамова Т.П., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
53. Шишов С.Е.и Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.
54. European Commission Consultation / Европейская консультационная
комиссия - Green paper on Public-Private Partnerships and community law on public contracts and concessions / - 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eur-
lex.europa.eu/LexUriServ/site/en/com/2004/com2004_0327en01.pdf
55. Public/Private Pertnerships: Financing a Common Wealth / ed. by B.Weiss // Washington- 1985.
56. Report to Congress on Public-Private Partnerships. US Department of
Transportation / Отчет Конгресса о применении ГЧП в инфраструктурных проектах США - 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.fhwa.dot.gov/ipd/pdfs/ppp user j guidebook flnal 7-7-07.pdf
57. The World Bank / Всемирный Банк - What are Public Private Partnerships / Что такое государственно-частное партнерство