Введение 2
Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности у детей в системе родительских отношений 4-9
1.1 Понятие «родительские отношения», виды, критерии
1.2 Сущность понятий «тревожность», «ситуативная тревожность» и
«личная тревожность» 10-14
1.3 Влияние родительских отношений на проявление тревожности
у детей старшего дошкольного возраста 15-16
1.4 Подходы к коррекции тревожности у детей в системе
отношений родителей и детей 17-21
Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье 22-26
2.1. Организация исследования проблемы развития детско-родительских
отношений в семье 27-30
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31-33
2.3. Психолого- педагогическая коррекция тревожности у детей. 34-42
Заключение 43-43
Список литературы
Актуальность исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти "возрастные пики тревожности" являются следствием наиболее значимых социологических потребностей.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические особенности тревожности детей дошкольного возраста
Объект исследования: состояние тревожности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические особенности
тревожности детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. провести теоретический анализ проблемы тревожности у детей дошкольного возраста
2. выявить особенности проявлений тревожности у детей дошкольного возраста и причины повышенной тревожности.
3. разработать программу коррекционно-развивающих занятий по коррекции тревожности детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Процесс психолого- педагогической коррекции тревожности дошкольников станет эффективным, если будут:
1. Исследованы особенности проявлений детей младшего дошкольного возраста и установлены причины повышенной тревожности.
2. Проведен сравнительный анализ взаимосвязи уровня тревожности и особенностей детско-родительских отношений
3. Разработать практическое рекомендации по коррекции тревожности детей дошкольного возраста.
Методологическая основа исследования дипломной работы стали труды, кон епции, теории известных авторов Фрейда З.; Хорни С.; Прихожана А.М.; Петровского А.В.; Роджерса К.
Методы исследования: теоретические, эмпирические, опросные методы, дедуктивный анализ, метод статистической обработки результатов исследования.
Анализ психолого-педагогической деятельности показал, что детско- родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны, характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. Сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.
В результате исследования были выявлены семьи группы риска по уровню конфликтности и поведенческих особенностей детей, с которыми должна проводиться коррекционная работа в системе детско-родительских отношений, направленная на преодоление конфликтности детей.
Предупредить нарушения межличностных отношений детей можно с помощью разнообразных коррекционных программ, применяющих эффективные методы работы.
Таким образом мы считаем, анализ результатов психодиагностических исследований семей позволил сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
1. Анд ева, А.Д. Психическое здоровье детей и подростков / А.Д.Андреева, Т.В. Вохмянина, А.П. Воронова и др.; Под ред. М.В. Дубровиной. - М.: Академия, 2000. - 160 с.
2. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //Психологический журнал, 1992. Т.13 №5.
3. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. -М., 1990.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна.-М., 1995.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М., 1991.
6. Арцишевская, И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детскомсаду / И.Л. Арцишевская. - М.: Книголюб, 2003. - 56 с
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2005. - 670 с.
8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2004. - 220 с.
9. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.:
Педагогическ еобщество России, 2003. - 507 с.
10. Голубева, Л.Г. Развит е и воспитан е детей ран его возраста / Л.Г. Голубева и др. - М.: Академия, 2002. - 191 с.
11. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. С епина. - М.:Айрис- пресс, 2006. - 146 c.
12. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко.
- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 263 с.
13. Дети в семейной психотерапии: практическая работа и профессиональн е обучен е / Под ред. Джоан Дж. Зильбах. - М.: издательство Институтапсихотерапии, 2004. - 205 с.
14. Детская практическая психология: эмоционально-личностн е развитие детей в условиях ДОУ / Под ред. Л.В. Вершининой. 290 с. -290 с.
15. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер. 2006. - 176 с.
16. Дубровина, И.В. Семья и социализация ребенка / И.В. Дубровина // Возрастная и педагогическая психология. - №1. - 1998. - С. 50-53.
17. Дьяченко, В. Тайна моего дарования / В. Дьяченко, Л. Мещерякова, ОГузенко // Обруч. - 2005. - №5 - С. 15-17.
18. Жигинас, Н.В. Возрастная психология: учебн е пособие для вузов /
H. В.Жигинас. - Томск: ТГПУ, 2008. - 274 с.
19.Захаров, А.И. Психологические особенности восприятия детьми ролиродителей / А.И. Захаров // Вопросы психологии. - 1982. - №1. - С.59-98.
20. еньковский, В.В. Психология детства: Учебн е пособие для вузов / В.В. Зеньковский. - М.: Академия, 1996. - 346 с.
21. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И.Изотова. - М.: Академия, 2004. - 283 с.
22. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.- М.: Сфера, 2008. - 463 с.
23. Лебеденко, Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск
I. Какой Я? Методическ е руководство / Е.Н. Лебеденко. - М.: Книголюб,2003. - 64 с.
24. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина.- СПб.: Питер, 2009. - 318 с.
25. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И.Изотова. - М.: Академия, 2004. - 283 с.
26. Кл ева, Н.В. Об ение: Дети 5-7 ет / Н.В. Кл ева, Ю.В. Филиппова. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 156 с.
27. Князева, О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развитиядошкольников / О.Л. Князева. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 168 с.
28. Козырева, Л.М. Развитие речи: Дети 5-7 лет / Л.М. Козырева. -Ярославль: Ака емия развития, 2002. - 159 с.
29. Колесник, Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания насоциальную адаптированность детей: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук / Н.Т.Колесник. - М. МГПУ, 1999. -15с.
30. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии:Психологическая диагностика, профилактика и коррекция /Я.Л.Коломинский. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
31. Краузе, М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощьродителям: учебн е пособие для детей / М.П. Краузе; пер. англ. К.А.Назаретян. - М.: Академия, 2006. - 199 с.
32. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь:программы эмоционального развития детей дошкольного возраста: / С.В.Крюкова, Н.П. Слободяник. - М.: Генезис, 2005. -198 с.
33. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.
34. Мальтиникова, Н.П. етодологические приоритеты рассмотрения детско- родительских отношений в системе взаимодействия образовательногоучреждения с семьёй / Н.П. Мальтиникова // Методология педагогики:актуальные проблемы и ерспективы. - елябинск. - 2009. С. 122-125.
35. Мамаева, В. Экспертная оценка в детском саду / В. Мамаева // Обруч. - 2004. - №5 - С. 12-15.
36. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология: учебник для вузов
/ Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова, Т.Н. Счастная и др. - М.:Гардарики, 2008. - 252 с.
37. Микляева, Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ / Н.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 384 с.
38. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры / В.М.Минаева. - М.: АРКТИ, 2001. - 48 с.
39. Нифонтова, О.В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешениюконфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук / О.В. Нифонтова. -Курск. 1999. -